Аргументы. Аргументы из художественной литературы Ответственность за свою работу аргументы

Разобрав многие тексты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, мы обозначили те проблемы, которые встречаются в них чаще всего. К каждой из них вы найдете подходящий по смыслу литературный аргумент. Все они доступны для скачивания в формате таблицы, ссылка расположена в конце статьи.

  1. Осознать меру ответственности за свой эксперимент пришлось профессору Преображенскому из повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» . Герой получает неожиданный результат – превращение собаки в человека. Несомненно, сначала Филипп Филиппович обрадовался такому исходу событий, потому что это было открытием в сфере науки и медицины. Однако позже Преображенский понимает, что нельзя идти против природы, а существо, которое он создал, нельзя в полной мере назвать человеком. Герой полностью берет на себя ответственность за результат эксперимента. Для того, чтобы загладить свою вину, он возвращает собаку в прежний вид.
  2. В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринев чувствует ответственность за свои поступки, потому что не хочет изменять своим принципам. Он помнит наставления своего отца: «Береги честь смолоду». Даже будучи эмоциональным и азартным юношей в начале повествования, Гринев старается сначала думать, просчитывать последствия, а уже потом действовать. Это касается отношений с Машей и друзьями, слугой Савельичем и недругами. К примеру, между спасением человеческой жизни и повиновением приказу он выбирает первое, отправляясь на выручку к Марье. Он спас девушку, но загубил военную карьеру и попал под арест. Он знал, что рискует, но все же предпочел выручить героиню ценой собственного положения в обществе и даже жизни, если бы она не уговорила императрицу пощадить его. Так, главный герой повести чувствует ответственность за все свои поступки, поэтому и выходит из всех ситуаций победителем.

Безответственность

  1. В повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» повествуется о несчастной девушке, которая покончила с собой из-за неразделенной любви. Предметом ее восхищения был привлекательный молодой человек по имени Эраст. Несмотря на то, что он вел себя довольно эгоистично, после смерти Лизы он жалеет о том, что не был рядом с ней и не смог предотвратить ее смерть. Ему не хватило смелости выбрать настоящую любовь, вместо этого он предпочел женитьбу на богатой даме, ведь из-за тяги к роскоши и праздности он порядком обеднел. Все эти безнравственные поступки (предательство Лизы, брак по расчету) были следствием его безответственности, разрушившей жизни других людей.
  2. О несовершенных поступках жалеет и Евгений Онегин из одноименного романа в стихах А. С. Пушкина. В молодости он слишком жестоко поступил с юной и наивной Татьяной, которая доверила ему свои чувства. Последующие годы он лишь развлекался в кругу высшего общества, но так и не нашел девушку, которая стала бы ему по-настоящему близка. Лишь после многих лет он понял, как ошибался в юности, каким эгоистичным и несерьезным он был. В финале он чувствует вину за то, что не отнесся к Татьяне с большим вниманием, и ответственность за то, что лишил счастья и ее, и себя.

Воспитание чувства ответственности

  1. Николая Ростова, героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» , можно назвать юношей, потому что в начале произведения персонаж описывается как студент лет двадцати. В одном из эпизодов романа Николай дает отцу обещание не играть в карты, однако вскоре проигрывает крупную сумму. Несмотря на то, что герою было стыдно признаваться в содеянном, он нашел в себе силы взять на себя ответственность и рассказать о нарушении обещания отцу. Пройдя через позор и чувство вины, он повзрослел и осознал, что должен отвечать за свои поступки.
  2. Николенька, главный герой трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» , как и все подростки – максималист. Он постоянно анализирует свои поступки и поступки окружающих. Конечно, в период формирования характера героя был и пример того, как он проявил смелость. Можно сказать, что он взял на себя ответственность стать хорошим человеком, когда составил «Правила жизни» и пообещал себе никогда не отступать от своих принципов. Он видел, что многих его ровесников волнуют лишь мимолетные радости, но Николенька хотел быть более серьезным. Поэтому он принял решение расписать правила, по которым будет играть всю жизнь. Так он воспитывал в себе нравственные качества и достиг успеха.
  3. Проблема осознания ответственности

    1. Проблема осознания ответственности прослеживается в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» на протяжении всего произведения. Главный герой убивает старушку-процентщицу, затем долго мучается от укора совести и боязни разоблачения, но в итоге берет на себя ответственность за свое преступление. Однако уголовная ответственность не так важна для персонажа. На первый план выходят его внутренние переживания, муки совести. В конце романа Раскольников исповедуется, рассказывает об ужасном преступлении Соне, чтобы избавиться от одиночного заключения своих мыслей. Но только в эпилоге он полностью осознает случившееся и взваливает на себя свой крест.
    2. Понтию Пилату, герою романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» , ничего не угрожало, он мог вершить суд по собственному желанию и оставаться безнаказанным. Однако ответственность не только может навязываться другими людьми, она также гложет человека изнутри. Так, Пилат, почувствовав себя главным властителем чужих судеб, совершает ошибку, приказав казнить Иешуа. После его смерти прокуратор понял, что отдал такой приказ не потому, что Иешуа был действительно виновен, а только потому, что он не понравился лично Пилату своим свободомыслием. Кроме того, решение о распятии Иешуа одобрили другие чиновники города, а римский ставленник не хотел обострять отношения с местной властью. Но ответственность за убийство невинного человека не отпускала Пилата, не давала ему спать, даже вызывала недуги. В наказание он получил бессмертие и тысячи лет подряд осознавал свою вину, мучаясь и жалея о том решении.
    3. Ответственность за других людей

      1. Ответственность за общество чувствовал лирический герой стихотворения А. С. Пушкина «Пророк» . Он уверен, что Бог наградил его возможностью выполнять важную миссию – «глаголом жечь сердца людей». Будучи пророком, творец уже несет ответственность не только за свои поступки, но и за весь народ. Таким острым чувством ответственности должен обладать каждый человек, который обретает призвание во взаимодействии с людьми.
      2. Большую ответственность на себя взял главный герой рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» , решив приютить сироту Ванюшку. Андрей Соколов, который, казалось бы, потерял на войне весь смысл жизни, проникается чувствами и решает помочь мальчику, представляясь его отцом. Несмотря на то, что забота о ком-то была необходима и самому Соколову, главным персонажем, который нуждается в помощи, является Ваня. Мужчина взял ответственность за мальчика, за все его будущее. Именно так советский народ взял на себя отстаивание мира во Второй мировой войне.
      3. В рассказе А. И. Куприна «Куст сирени» Николай случайно поставил кляксу на чертеж, но уверил профессора, что это куст. Однако экзамены герой все равно провалил. Его верная жена Вера, чувствуя ответственность за благополучие семьи, посадила сирень на указанном на чертеже месте. Так, Вера помогла Николаю решить его проблемы, вернула ему уверенность в себе. Такой вид ответственности за общее дело – основа семьи.
      4. Профессиональная ответственность

        1. В рассказе А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» все герои заняты чем угодно, только не своими прямыми обязанностями. Приказчик занимается пустой болтовней с генералом, который вообще не соответствует свой должности, будучи трусливым и ведомым человеком. Чиновник же и вовсе примеряет на себя маску знахаря и заговаривает зубы. Все эти люди не чувствуют себя частью чего-то важного, не имеют призвания, поэтому их жизнь смешна и пуста. Автор дает понять, что на Руси не будет порядка, пока каждый из нас не научится нести ответственность за свое дело. Из всех персонажей только врач ведет себя достойно, потому что ощущает профессиональный долг и выполняет его.
        2. В пьесе А. П. Чехова «Три сестры» герой хочет стать профессором, поэтому стремится в Москву. У него действительно талант к изучению наук, но, прежде чем его реализовать, он женится на Наташе, скромной и тихой особе. Однако после заключения брака женщина берет бразды правления в свои руки, и Андрей теряет контроль над своей судьбой. Он довольствуется скучной должностью в уездном городе, потому что семью нужно обеспечивать, а жене нужно все больше и больше с каждым днем. К сожалению, герою не хватило ответственности, чтобы служить по призванию. Пытаясь получить все и сразу, он навек простился с профессией своей мечты.
        3. В произведении А. П. Чехова «Ионыч» герой стал врачом по призванию. Однако претерпев разочарование в любви, он стал черствым, меркантильным и скучным обывателем, забыв о своей священной миссии. Амбициозный юноша Дмитрий Старцев деградировал и стал всего лишь толстым мещанином Ионычем, который коротает рутинные дни, чтобы скорее добраться до карточного стола, сытного ужина и емкости с алкоголем. Этот человек тоже повел себя безответственно, взявшись, не будучи способным, за то, что требует от людей полной самоотдачи.

        Ответственность за животных

        1. В рассказе Леонида Андреева «Кусака» люди приручили бездомную собаку, которая поселилась на их даче. Сначала животное никому не доверяло, кусалась и дичилась на детей. Это объяснимо поведением ее бывших хозяев, которые бросили ее, а один человек даже ударил собаку. Однако новые друзья растопили лед в ее сердце. К концу дачного сезона Кусака стала ручной. Но ее бросили вновь, в городе не было места собаке, и она снова осталась в одиночестве. К сожалению, не все люди способны нести ответственность за тех, кого приручили, и из-за этого животные дичают, образуя проблему бездомных собак. Именно такие «хозяева» повинны в том, что несчастные псы болеют и голодают, устрашая прохожих на улицах.
        2. В произведении И. С. Тургенева «Му-му» дворник Герасим спасает щенка из воды и приручает. Из него выросла преданная и веселая собачка, которая всюду сопровождала хозяина. Однако крепостной крестьянин также находится у хозяйки, поэтому не может нести ответственность за животное. Когда барыня отдала приказ избавиться от Му-му, Герасиму пришлось ее утопить. Он не хотел бросать собаку, доставлять ей боль, поэтому просто убил ее. Но после этого он самовольно ушел в деревню, закрылся в себе и никогда не заводил домашних животных.

)Не знаю, кто из великих сказал, что более всего следует презирать слабость. (2)А может, никто этого не говорил, потому что истина эта слишком очевидна, чтобы её отливать в какой-то ажурный афоризм. (З)Ведь и в самом деле множество людей подличают, обманывают, ведут бесчестную игру вовсе не для того, чтобы добиться какой-то личной выгоды. (4)Нет, чаще всего подлецами нас делает слабость: вроде бы не хотел человек ничего плохого делать, даже напротив, хотел помочь, желал проявить своё благородство и бескорыстие, а не получилось, не хватило сил. (5)Вот и вышло, что он не помог, обманул, бросил, предал...(6) Мне всё вспоминаются многочисленные сказания про рыцарей, которые спасали несчастных царевен от чудовищ. (7)В реальности чаще бывает по-другому. (8)Пообещает иной благородный рыцарь бедной девушке, что не даст её в обиду, а когда увидит огнедышащего дракона, когда услышит его хриплый рёв, вся книжная героика мигом вылетит из его трясущейся душонки -и только видели вы этого горе-змееборца.(9)Я спешил на лекции. (10)На остановке увидел худенькую девушку, которая несла большую хозяйственную сумку.(11)-Девушка, вам помочь?-спросил я. (12)Девушка остановилась, чтобы перехватить сумку другой рукой, и сделалакакое-то усталое движение головой, которое можно было принять и за нерешительный отказ, и за робкое согласие. (13)Без лишних слов я выхватил у неё сумку и, подбросив её, бодро спросил14)-Куда вам?(15)-Седьмая радиальная! (16)Там у меня бабушка живёт!(17)С центральной улицы мы свернули в проулок, где начинался частный сектор. (18)Одноэтажные лачужки беспорядочно рассыпались какими-то замысловатыми концентрическими кругами, и попавшему сюда человеку выбраться было труднее, чем из Критского лабиринта. (19)Один дом располагался на Девятой Радиальной, а другой, рядом с ним, почему-то считался на Двенадцатой. (20)Прохожие, когда мы их спрашивали, посылали нас то в одну сторону, то в другую. (21)Кто-то качал головой, посмеиваясь над нелепостью нашей просьбы –найти нужный адрес в этом бесформенном нагромождении жилья. (22)Сумка между тем довольно ощутимо тянула книзу.(23)Я то и дело менял руки.(24)-Девушка, там у вас кирпичи?(25)-Нет, там картошка. (26)Я бабушке привезла из деревни...(27)Господи, эти деревенские чудаки... (28)Картошку в сумке возить... (29)Она на рынке пять рублей стоит... (30)Меня постепенно стала раздражать её кукольная миловидность, её вздернутый носик и какая-то детская беззащитность.. (31)Кто же это чадо в чужой город отправил, к тому же с сумкой размером с багажно-почтовый вагон? (32)Мы ходили уже почти час, мои руки повисли, ощутимо болели ноги, но нужного адреса всё не было. (33)Просто бросить девчонку было стыдно, но и рыскать по этому трущобному хаосу я тоже больше не мог. (33)Девушка тожетяготилась тем, что ввязала меня в эти бесконечные странствия. (35)Она робко спросила: «Давайте я понесу сама. (36)Вы идите!» (37)Этот испуганно-тревожный голос выводил меня из себя.(38)Когда мы оказались на какой-то Четырнадцатой Радиальной, я не выдержал39)-Да что за город идиотов?! (40)Кто эти улицы планировал? (41) В тайге скорее иголку найдёшь, чем здесь нужный адрес...(42)Я поставил сумку и, уже не скрывая усталой злости, неприязненно посмотрел на девушку. (43)Она, как бы соглашаясь со мной, кивнула и потёрла лоб белой ладошкой.(44)-Постой здесь! (45) Я спрошу у кого-нибудь! –сказал я и направился через дорогу к женщине, которая возилась с цветами в палисаднике. (46)Ничего не узнав от неё, я пошёл дальше. (47)Но во дворах никого не было, я пересёк улицу, потом ещё один проулок... (48)А потом пошёл в университет.(49)Я сходил на лекции, посидел в библиотеке, только вечером вспомнил о забытой мною где-то в лабиринте домов девушке. (50)Мне вдруг почудилось, что она, прикованная к тяжёлой сумке, до сих пор стоит и с надеждой высматривает меня. (51)А может, она поняла, что я уже не вернусь, но, парализованная страхом, не может сдвинуться с места. (52)И всё-таки моя плачущая совесть ругала меня не за то, что я бросил девушку, а за то, что там, на остановке, не прошёл мимо неё, впутался в это непосильное для себя дело.(По М. Худякову*)* Михаил Георгиевич Худяков (род. в 1936 г.) –современный публицист.

СОЧИНЕНИЕ
В анализируемом мною тексте М. Г. Худякова рассматривается проблема ответственности человека за свои поступки.
Как известно,ответственность-это серьезный шаг к чему-либо новому,интересному и лучшему в жизни каждого человека. Увы, именно этого качества не хватает большинству людей,что очень плохо сказывается на личном восприятии всего и всех.
Автор рассуждает о том, почему же люди в самый ответственный момент предают и обманывают? Причину всего публицист видит в слабости человека: "Чаще всего подлецами нас делает слабость".
Михаил Георгиевич рассказывает одну историю,когда он сам повел себя крайне безответственно. Автор хотел помочь девушке, но это оказалось куда труднее,чем он думал, и в герое сыграла слабость перед трудностями.
Позиция автора такова: человек должен быть ответственным за свои поступки. Ответственность нужно развивать в себе,она не позволит проявить слабость в трудную минуту.
Я разделяю мнение автора. Ответственность-это проявление силы духа и характера человека перед другими,однако не всегда люди способны на это.
Например, в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" один из героев-председатель Массолита Берлиоз из-за страха потерять свою должность,подчинялся приказам вышестоящей власти в ущерб интересам других людей. Он не чувствовал ответственности ни перед кем и за это вскоре был наказан.
Иешуа,наоборот, является в данном произведении воплощением ответственности. Он остается верен своим убеждениям даже перед лицом смерти. Иешуа предпочитает умереть, чем отказаться от своей правды.
Проблему ответственности за свои поступки Булгаков поднимает и в других своих произведениях. В повести "Собачье сердце" автор на примере профессора Преображенского раскрывает проблему ответственности ученого за свое дело. Профессор ставил весьма серьезный и важный для науки эксперимент,который вскоре стал опасным для человечества. Но ученый нашел в себе силы прекратить опыт,потому что обладал огромной ответственностью.
Подытоживая свои мысли,хотелось бы привести слова Г. Нельсона: "Ответственность есть проба мужества человека". Людям следует с каждой тяжелой ситуацией развивать в себе чувство ответственности.

«Мы в ответе за тех, кого приручили»,- эта фраза Экзюпери давно стала притчей во языцах. Ответственность лежит на каждом человеке постоянно: за своих близких, за свою работу, за завтрашний день, за все, что он совершил или собирается совершить. В.П.Астафьев писал: «Жизнь - не письмо, в ней постскриптума не бывает». Жить нужно сразу «набело», ведь возможности переписать «черновик» жизнь не дает. И прожить ее достойно, на мой взгляд, можно лишь в том случае, когда человека не покидает чувство ответственности за слова и поступки. Эта проблема была и остается актуальной во все времена. Поэтому так часто обращаются к ней писатели, даже детские. Ведь человек должен уже в детстве понимать, что он несет ответственность за каждый свой поступок, а поэтому должен четко разграничивать хорошее и плохое.

Герой сказки А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» Алеша, забывая об обещании, подвергает опасности весь маленький народ, живущий под землей, а также лишается расположения окружающих. Он предал свою любимую Чернушку: выдал тайну, начал рассказывать о черной курице, о рыцарях, о маленьких людях… Духовное обновление мальчика начинается с болезни. Он как бы переболел злом, попавшим в его душу. И только после раскаяния, хотя и позднего, ему удается стать снова совестливым и добродетельным мальчиком.

На мой взгляд, одной из основных составляющих духовности человека является ответственность. Русского человека, по мнению В.П.Астафьева, духовно сложили две силы - родная вера и родная литература. Именно они дали ему масштаб, открыли его. Но ведь и религия наша утверждает, что каждому воздастся по делам его. А значит, верующий человек в большей мере ощущает на себе ответственность за содеянное. Наверное, поэтому герой Достоевского, который сам был глубоко религиозным человеком, так мучается и тяготится своим преступлением. Преступление Раскольникова - это игнорирование христианских заповедей. Он забыл об ответственности перед законом, перед людьми, перед Богом, перед собственной совестью.

Д.Гранин в очерке «О милосердии» рассказывает о том, как к нему, нуждающемуся в помощи человеку с окровавленным лицом, никто не проявил участия на многолюдной улице. Читая этот очерк, невольно задумываешься: если мы сегодня можем пройти мимо человека, нуждающегося в нашей поддержке, не воспитываем ли мы тем самым в себе и своих детях равнодушие, черствость и безответственность? Отвести глаза, отвернуться, не забивать голову лишний раз тяжелыми мыслями, которых и так хватает у каждого, - это легче, проще, чем брать на себя груз ответственности за кого-то или за что-то. Но не слишком ли мы упрощаем себе жизнь?

Важность процесса познания в жизни человека

Иван Сергеевич Тургенев Отцы и дети

Базаров в произведении «Отцы и дети» И. С. Тургенева – это еще один пример глубокого проникновения знаний в личность человека. Герой смог сформироваться как личность и отточить свой ум именно благодаря увлеченности наукой, непрекращающемуся процессу познания.

Денис Иванович Фонвизин Недоросль

Несомненно, человеку нужно постоянно развиваться, получать истинные знания, а не напускать на себя вид ученого мужа. Главный герой «Недоросли» Д. И. Фонвизина Митрофан казался человеком, который стремится к познанию. На самом деле, он все время находился под влиянием госпожи Простаковой, своей матери, которая не позволяла сыну окунуться во все трудности жизни.

Проблема внутренней борьбы в человеке

Роман «Преступление и наказание» русского классика Ф. М. Достоевского описывает трудноразрешимый внутренний конфликт, который появился вследствие одержимости человека одной идеей.

Михаил Александрович Шолохов тихий дон

В романе-эпопее «Тихий Дон» М. А. Шолохов демонстрирует читателю чудовищные душевные метания Григория Мелехова, которые появились из-за разительного несоответствия внутренних устремлений главного героя и реальной жизни.

Проблема дружбы (верности, предательства и т.д.)

Анатолий Игнатьевич Приставкин ночевала тучка золотая

В повести «Ночевала тучка золотая» А. Приставкина описывается нелегкая борьба за жизнь детей, которые вынуждены пройти войну, голод, болезни, скитания и межнациональную нетерпимость. Единственным их утешением и опорой была дружба.

Проблема жизненного выбора

Алексей Максимович Горький Старуха Изергиль

В рассказ «Старуха Изергиль» М. Горького вошла легенда о Данко, где главный герой выбирает собственную смерть, чтобы спасти жизни людей.

Александр Сергеевич Пушкин капитанская дочка

Петр Гринев, главный герой повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», даже под угрозой смерти не готов предать свои идеалы. Он верно служил Отечеству, и когда Пугачев предложил сохранить ему жизнь в обмен на службу, Гринев отказался

Проблема ответственности за свои поступки

Михаил Афанасьевич Булгаков собачье сердце

В повести «Собачье сердце» М. А. Булгакова профессор Преображенский ставит перед собой высокую и благородную цель – исправить несовершенство человека. Для этого ученый начинает сложнейший эксперимент, однако вскоре понимает, что он может иметь катастрофические последствия. Несмотря на потраченные усилия, профессор находит в себе мужество вовремя остановиться, поскольку обладает не только гениальным умом, но и огромным чувством ответственности за свои действия

Проблема счастья (его понимание)

Наташа, главная героиня романа «Война и мир» Л. Толстого, отождествляет счастье с семьей. Ее смыслом жизни есть любовь.

Сергей Трофимович Алексеев кому на Руси жить хорошо

У каждого человека свое понимание счастья. В произведении Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» крестьяне в споре пытаются выяснить, кто же по-настоящему счастлив на Земле. Оказывается, что это Гриша Добросклонов, который видит свое счастье в счастье народа

Александр Исаевич Солженицын один день Ивана Денисовича

Каждый имеет свое представление о счастье. Например, герой рассказа «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына счастлив уже оттого, что его не отправили в карцер. Также он радуется лишней тарелке супа, своему здоровью и честному труду. Автор восхищен трудолюбием и терпением русского человека, который всегда надеется на Божью помощь.

Проблема чести и совести

Александр Сергеевич Пушкин Капитанская дочка

Честью и совестью продиктованы все последующие поступки Гринёва во время Пугачёвского бунта: он не стал предателем, как Швабрин; рискуя жизнью, спасает Машу и готов отвечать за своё общение с бунтовщиком перед государыней

Федор Михайлович Достоевский преступление и наказание

Пытаясь отстоять свои интересы, герой все же осознает в результате все те низкие поступки, которые совершил, стараясь сделать добро. Нельзя зло искоренить злом. Вскоре совесть героя просыпается и начинает жить правильной жизнью

Проблема смысла жизни

Лев Николаевич Толстой война и мир

Только такой честный, непосредственный и остро чувствующий человек, как Безухов, способен рассмотреть неискренность светского общества. Пьер почувствовал, что смыслом его жизни может стать борьба с ложью и лицемерием.

Алексей Максимович Горький на дне

Человек не должен забывать о своей гордости, чести и способности изменять мир. Жизнеутверждающий монолог Сатина в конце пьесы говорит о том, что даже в жизни обитателей ночлежки есть смысл, а, следовательно, и надежда на будущее

Проблема совести и ответственности человека за свои поступки

Николай Михайлович Карамзин бедная Лиза

Муки совести или нежелание нести ответственность за свои поступки? Эраст несчастлив после трагической гибели девушки, так как считает себя убийцей. Женат на богатой вдове, по причине крупного проигрыша в карты, случившегося в то время, когда он обещал быть на службе

Проблема патриотизма

Анна Андреевна Ахматова Реквием

Ахматова презирала предателей, которые бежали за пределы страны после революции. Она стала живым примером несгибаемой воли и силы духа: несмотря на жестокую расправу властей с ее родными и близкими, она остается на родине

Лев Николаевич Толстой война и м ир

Великий и истинный патриотизм, по мнению автора, заключается, прежде всего, во всем русском народе. Простые солдаты отдают свой долг Родине, не говорят хвастливых и высоких фраз, а просто делают то, что должен выполнять патриот. Они готовы отдать жизнь во время смертельных опасностей. Против Наполеона стоит весь русский народ, именно благодаря этому патриотизму русские войска одержали победу

Проблема героизма

Михаил Александрович Шолохов судьба человека

Андрей Соколов сражался за спасение Родины от фашистов. Война унесла жизни не только боевых товарищей: он получает известия о смерти жены, дочерей и сына. Однако солдат обладал несгибаемой волей и все сумел вытерпеть. Несмотря на трагичность существования, он находит в себе силы на нравственный подвиг: усыновляет осиротевшего мальчишку. Андрей Соколов смог не сломаться и остаться человеком, и в этом и заключается его подвиг. Именно благодаря таким людям мы смогли одержать победу в войне.

Борис Львович Васильев а зори здесь тихие

Главные герои произведения в борьбе за Родину проявили настоящее мужество, нравственную выдержку и героизм. Они погибли, потому что ни на шаг не отступали от велений совести. Их уверенность состояла в том, что ни одного клочка родной земли нельзя отдавать немцу. Нужно держаться до последнего. Все герои повести показали себя истинными патриотами, людьми действия, которые погибли во имя спасения Родины. Такие люди, сражавшиеся на фронте, не сгибаемые в плену и в оккупации, усердно работавшие в тылу, смогли выбороть победу

Так случилось, что человеческая жизнь состоит из поступков и их последствий. И пожалуй, умение отвечать за свои поступки, нести тяжесть принятого решения является ключевым умением, которое определяет человека как личность. Проблема ответственности человека за свои поступки, аргументы в пользу которой будут представлены в этой публикации, всегда была актуальной. Ведь что бы человек ни совершил, все будет иметь последствия.

Что такое безответственный поступок?

Ключевым понятием в этой проблеме выступает слово «поступок», то есть действие человека. Какое же действие можно определить как безответственное? В рамках исследования «Проблема ответственности человека за свои поступки» аргументы из литературы лучше раскроют этот вопрос.

Стоит вспомнить повесть В. Г. Распутина «Живи и помни». Герой произведения дезертирует с места боевых действий. Он скитается в окрестностях родной деревни и регулярно наведывается к своей жене, вовлекая ее в серьезные неприятности. Он труслив и заботится только о себе, поэтому скрывается до последнего, не желая признавать вины и отказываться от роли беглеца. Тем временем его жена мужественно выносит все горести, что выпадают на ее долю, скрывая тот факт, что муж находится в окрестностях деревни. Но силы ее не бесконечны, в конечном итоге она совершает самоубийство.

Герой произведения думает только о себе, он не задумывается о том, что его поступки могут отрицательно сказаться на судьбе матери или жены. Не желая отвечать за содеянное, он губит жизнь ни в чем не повинного человека.

Не навреди

Если углубиться в изучение темы «Проблема ответственности человека за свои поступки», аргументы в произведении, рассмотренном выше, твердят об одном: не навреди. Пребывая в тесных социальных взаимоотношениях, каждый человек должен понимать, что его действия не должны приносить вреда другим людям. Это касается не только дел, но слов и даже творчества.

Можно привести множество примеров того, как необдуманные действия приводят к тому, что окружающие начинают страдать. Например, Лука из пьесы «На дне». Он говорил обитателям ночлежки, что у них есть надежда на лучшее будущее, и даже предлагал некоторые варианты действий. Но когда он исчезает, всем становится нестерпимо больно от его слов.

Говорят, что люди умирают, когда у них перестает биться сердце, на деле же они могут умереть от невысказанных слов и неоправданных надежд. Не физически, конечно, духовно.

Ответственность в произведении Булгакова

В жизни простых обывателей и гениальных людей всегда присутствует проблема ответственности человека за свои поступки. «Мастер и Маргарита» - известный роман М. Булгакова, где проблема ответственности прослеживается в действиях каждого главного персонажа.

Понтий Пилат идет против совести и человеческих убеждений, приговаривая к казни бродячего философа. Берлиоз, забыв об истинном предназначении литературы и творца, «травит» Мастера, откинув угрызения совести. И даже сам Мастер сжигает свой роман, не дав возможность читателям узнать истину. В конечном итоге каждый из них получает по заслугам.

Проблема ответственности в жизни

В каждом литературном произведении достаточно наглядно показана проблема ответственности человека за свои поступки. Аргументы из жизни могут лишь дополнить все выше сказанное:

  • В небольшом сибирском городке начали пропадать дети. Позже их тела стали находить на окраине за чертой поселения. Милиция поднимала архивы, но убийцу так и не могли отыскать. Был единственный человек, на которого падали подозрения. Но сколько бы раз правоохранительные органы ни проверяли информацию о его месте пребывания, данные указывали на то, что он находится в лечебнице для душевнобольных. Спустя какое-то время выяснилось, что преступник давно выписался из лечебного заведения, только медсестра забыла оформить соответствующие документы, что позволяло ему спокойно бесчинствовать.

Возможно, это слишком своеобразный аргумент, но факт остается фактом - безответственное отношение к своим обязанностям всегда приводит к плачевным последствиям. Конечно, они не всегда такие ужасные, зато всегда присутствуют.

Ответственность за жизни других

Любое приводит к тому, что возникает проблема ответственности человека за свои поступки. Аргументы, которые приведены выше, прямое тому доказательство. Но следует понимать, что бездействие - это тоже действие. Сделать вид, будто ничего не происходит, намного проще, чем вмешаться в ход событий.

Человеческое безразличие тоже входит в категорию поступков, за которые приходится отвечать. Очень хороший пример по этому поводу привел А. Куприн в рассказе «Чудесный доктор». Произведение было создано на основе реальных событий. Человек, которого извела постоянная нищета, решает покончить жизнь самоубийством. Но как раз перед тем, как он приготовился сделать последний, отчаянный шаг, с ним заводит разговор доктор Н. Пирогов. Врач помогает отчаявшемуся. Именно с этого момента жизнь человека начинает идти «вверх».

Но что бы случилось, если бы врач проигнорировал грустное выражение лица незнакомца? В мире стало бы на одно человека меньше и на одно горе больше. Всего несколько слов, немного участия, сочувствия и понимания. Это не так много, бесплатно и в то же время бесценно. Каждый из нас влияет на судьбы других, и это еще одна проблема ответственности человека за свои поступки, аргументы которой говорят сами за себя.

Без угрызений совести

Люди всегда знали о совести, ее тяжелом бремени и важности. И пока существует человечество, будет иметь место проблема ответственности человека за свои поступки. Аргументы, которые приведены в статье, лишь небольшой фрагмент того, что пытаются передавать люди из поколения в поколение.

В. Астафьев когда-то написал: «Жизнь не письмо, здесь нет места, чтобы написать постскриптум». Нельзя совершить поступок, а потом его стереть или прикрыть оправданиями. Какое бы решение человек ни принял, он должен осознавать, что рано или поздно придется столкнуться с последствиями. И прожить достойную жизнь можно лишь в том случае, когда человек находится в согласии с собственной совестью и готов ответить за все, что сделал, сказал или проигнорировал.


Top