Брюно пельтье певец. Брюно пельтье - мастер перевоплощений

Страна

Канада

Профессии http://www.brunopelletier.com

Брюно́ Пельтье́ (Брюно Пелетье, Брюно Пеллетье) (фр. Bruno Pelletier , род. 7 августа , Шарлебур, Квебек , Канада) - канадский певец и актёр.

Биография

Брюно Пельтье с ранних лет интересовался музыкой. Когда мальчику было 7 лет, отец подарил ему гитару.

В 1983 году в Шарльбуре он со своими друзьями начинает выступать в англоязычных рок-группах Amanite и Sneak Preview. Позже он основывает группу Pell, выступающую с репертуаром на французском языке. В возрасте 23 лет он перебирается жить в Монреаль, где выступает в барах. Из-за проблем с голосовыми связками он вынужден на некоторое время воздержаться от пения, а затем поступить на курсы пения, чтобы восстановить голос.

В 1989 он участвует в конкурсе Rock Envol, где получает приз за качество выступления. В 1991 он получает роль в своем первом мюзикле «Вид сверху» (фр. Vue d’en Haut ), поставленном на Фестивале Монгольфьеров в Сен-Жан-Сюр-Ришельё (фр. Saint-Jean-sur-Richelieu ). В следующем 1992 году он присоединяется к труппе «Безумцы рок-н-ролла» (фр. Les fous du rockn’roll ), где он выступал в 40 спектаклях.

В октябре 1992 года он выпускает свой первый сольный альбом «Bruno Pelletier», а в ноябре входит в труппу мюзикла Мишеля Берже (фр. Michel Berger ) и Люка Пламондона (фр. Luc Plamondon ) «Легенда о Джимми» (фр. La Légende de Jimmy ). Брюно исполняет главную роль - роль «тинейджера» Джимми. Эту роль он исполнил около пятидесяти раз.

В 1993 году Люк Пламондон снова приглашает Брюно на роль в мюзикле «Стармания » (фр. Starmania ), также написанном им в соавторстве с Мишелем Берже. Брюно исполняет роль Джонни Рокфора около пятисот раз.

Летом 1994 года он участвует в фестивале FrancoFolies de La Rochelle, где исполняет песни, написанные Люком Пламондоном. Чуть позже он выпускает свой второй альбом «Defaire l’amour».

Осенью 1996 года Брюно участвует в концерте Saguenay, где он исполняет песню Miserere. Именно эта песня принесла ему успех в Квебеке. Его альбом «Miserere», вышедший в 1997 году, становится хитом. Также в то время Брюно можно было увидеть в сериале Omerta 2, где он играет эпизодическую роль Мишеля Бержевана.

В то же время Люк Пламондон снова приглашает Брюно участвовать в его спектакле. Сначала Брюно не соглашается - певец был занят сольным турне - но потом он всё же присоединяется к труппе нового мюзикла Люка Пламондона и Ришара Коччианте (фр. Richard Cocciante ) «Нотр-Дам де Пари» . Брюно с блеском исполняет роль поэта Гренгуара, которая сделала его известным за пределами Квебека.

В 1999 году он выпускает свой четвертый альбом D’autres Rives. Он продолжает играть Гренгуара, теперь уже в стенах Лондонского театра в англоязычной постановке мюзикла.

В 2001 выходит его live-альбом «Sur Scene», записанный во время турне с программой D’autres rives.

В середине того же года, Брюно уходит в «отпуск», чтобы отдохнуть и поправить здоровье, а затем вернуться на сцену в августе 2002 года с новым альбомом «Un Monde a l’envers».

В октябре 2003 года в Базилике Нотр-Дама в Монреале он вместе с Монреальским Оркестром записывает альбом с рождественскими песнями.

31 января 2006 года состоялась премьера мюзикла «Дракула: между любовью и смертью» (фр. Dracula, entre l"amour et la mort ), где Брюно выступил в главной роли, а также в качестве арт-директора и сопродюсера.

Брюно участвует в концертах со своим новым проектом «Bruno Pelletier et GrosZorchestre», в котором певец пробует себя, и весьмя удачно, в новом для себя стиле джаз.

В январе 2008 года в Лионе состоялась европейская премьера мюзикла Dracula Entre l’amour et la mort.

В феврале 2009 года вышел десятый альбом певца Microphonium. В ноябре 2009 года состоялись первые концерты Брюно в России (Москва), а затем и в Украине (Киев, Одесса, 2010, 2011), и Беларуси (Минск, 2011).

В 2011 Брюно снова посетил Россию, дал концерты в нескольких городах (Москва,5-6 ноября, Санкт-Петербург,8-го ноября, Новосибирск 10-го ноября), в концертах принимал участие его 19-летний сын Тьерри. В декабре 2011 года в Киеве вновь собрался "золотой" состав мюзикла Нотр Дам де Пари, 17, 18 и 19 декабря этот концерт с огромным успехом прошел в Париже во Дворце спорта Берси, а 9 июля 2012 года в Бейруте (Ливан)

В 2012 году ожидаются очередные концерты Брюно в России и в Украине (25 декабря - Киев, 27 декабря - Санкт-Петербург, 30 декабря - Москва) с альбомом "Concert de Noël"(Рождественский концерт) в сопровождении симфонического оркестра.

Альбомы

  • Bruno Pelletier (1992)
  • Défaire l’amour (1995)
  • Miserere (1997)
  • D’autres rives (1999)
  • Sur scène (2001)
  • Un monde à l’envers (2002)
  • Concert de Noël (2003)
  • Dracula - Entre l’amour et la mort (2005)
  • Bruno Pelletier et GrosZorchestre (2007)
  • Microphonium (2009)
  • Rendus-là (2012)

Награды и Номинации

  • 2008 Альбом года - Джазовая интерпретация ("Bruno Pelletier et le GrosZorchestre")
  • 2000 Interprète masculin de l’année (vote populaire)
  • 2000 Album de l’année - Pop-Rock (D’autres rives)
  • 1999 Interprète masculin de l’année (vote populaire)
  • 1999 Spectacle de l’année interprète (Notre-Dame de Paris)
  • 1999 Album de l’année Meilleur Vendeur (Notre-Dame de Paris)
  • 1999 Artiste québécois s"étant le plus illustré hors Québec: Notre-Dame de Paris
  • 1999 Album de l’année - Populaire: Notre-Dame de Paris - L’Intégrale
  • 1999 Chanson populaire de l’année: Le temps des cathédrales - Interprète: Bruno Pelletier
  • 1998 Album de l’année Meilleur Vendeur (Miserere)
  • 1998 Album de l’année Pop Rock (Miserere)
  • 1998 Spectacle de l’année interprète (Miserere, la tournée)
  • 1998 Album de l’année Populaire (Notre-Dame de Paris)
  • 1997 Interprète masculin de l’année (vote populaire)
  • 1994 Spectacle de l’année interprète (Starmania)
  • 1993 Spectacle de l’année interprète (La légende de Jimmy)

VICTOIRES DE LA MUSIQUE:

  • 1998 Album de l’année populaire (Notre-Dame de Paris)
  • 1994 Spectacle musical de l’année (Starmania)

WORLD MUSIC AWARDS:

  • 2000 World Best Selling French Recording Artist/Group (NOTRE DAME DE PARIS - Le Temps De Cathedrales)
  • 1999 World Best Selling French Recording Artist/Group (NOTRE DAME DE PARIS - Lune)
  • 2001: Sur scène (Gold)
  • 2001: La tournée D’autres rives (Billet or, 50 000 spectateurs)
  • 2000: La tournée D’autres rives (Billet argent, 25 000 spectateurs)
  • 1999: D’autres rives (Gold) Canada
  • 1999: Miserere, la Tournée (Billet argent, 25 000 spectateurs)
  • 1998: Miserere (Double Platinum) Canada
  • 1998: Notre-Dame de Paris (Gold/Platinum/Double Platinum/Triple Platinum/Quadruple Platinum)In Canada
  • 1998: Notre-Dame de Paris (Diamond Disc) France
  • 1998: Le temps des Cathédrales (Gold) France
  • 1997: Miserere: (Gold/Platinum) Canada
  • 1994: Starmania Mogador 94 (Platinum) France

OTHER AWARDS/ACHIEVEMENTS:

  • 2009: Приз "SOBA", "Джазовый артист или группа года" ("Bruno Pelletier et le GrosZorchestre")
  • 2001: Talent France Bleu 2000/2001, prix décerné par le réseau radiophonique France Bleu
  • 1998: Le Palmarès - «Aime» breaks the record of 10 consecutive weeks in first position.
  • 1996: Trophy SOCAN - «En manque de toi» 1st position of Palmarès
  • 2003 Félix Interprète masculin de l’année (vote populaire)
  • 2003 Félix Album de l’année - Pop-Rock (Un monde à l’envers)
  • 2003 Félix Site internet de l’année (www.brunopelletier.com)
  • 2003 Félix Spectacle de l’année - Auteur-compositeur-interprète (Un monde à l’envers)
  • 2001 Félix Interprète masculin de l’année (vote populaire)
  • 2001 Félix Site internet de l’année (www.brunopelletier.com)
  • 2001 Félix Album de l’année - Meilleur vendeur (Sur scène)
  • 2001 Félix Album de l’année - Pop-Rock (Sur scène)
  • 2000 Félix Album de l’année - Meilleur vendeur (D’autres rives)
  • 2000 Félix Spectacle de l’année - Interprète (La tournée D’autres rives)
  • 2000 Félix Spectacle de l’année - Interprète (La dernière de Céline)
  • 2000 Félix Artiste québécois s"étant le plus illustré hors Québec - (Notre-Dame de Paris)
  • 1999 Génie Meilleur variété: Bruno Pelletier, Plein Chant
  • 1998 Félix Vidéoclip «Aime»
  • 1998 Félix Interprète masculin
  • 1998 Félix Chanson Populaire «Aime»
  • 1997 JUNO AWARD Best selling Francophone album «Miserere»
  • 1997 JUNO AWARD Male vocalist
  • 1996 Félix Interprète masculin
  • 1996 Félix album Pop Rock «Défaire l’amour»

Канадский Фонд «Мечты Детей» (фр. Reves d’enfants )

Брюно Пельтье является официальным представителем Благотворительного фонда «Мечты Детей». В 2001 году вместе со своим другом Сильваном Коссетом Брюно записал сингл «A travers toi», все средства с продажи которого пошли в фонд.

«Дети так драгоценны. Их улыбки освещают наши дни… их смех звучит, как тихое эхо, в наших ушах, и их мечты формируют будущее… Но когда ребёнок нездоров, на его лице можно увидеть только поблекшие улыбки и исчезающий смех, и его мечты кажутся ему недостижимыми. „Мечты Детей“ - канадская федеральная организация, которая создана, чтобы помогать детям, пораженным болезнями, подвергающими опасности их жизни. Именно с помощью организации эти дети, наконец, могут видеть, как их мечты становятся реальностью. Мы еще ни разу не сказали „нет“ больному ребенку, и с вашей поддержкой мы можем продолжать наше дело. Осуществление мечты ребенка чудесно… и с вашей помощью мы станем волшебниками!»

П. Манкузо, директор филиала «Мечты Детей» в Квебеке

О талантливых людях говорят, что они поцелованы Богом. “Золотой голос” Канады певец Брюно Пельтье - из их числа.

Его голос не похож ни на один другой: глубокий, пьянящий, с терпкими нотками. Невероятная взрывная энергия всякий раз пронизывает зал, исполняет ли он рок, поп, классику или джаз”, — написали о Брюно поклонницы на форуме его официального сайта. Сами они именуют себя “брюнетками” и старательно изучают французский, чтобы иметь возможность общаться с кумиром без посредников. Для многих почитательниц из России, Украины и Беларуси это увлечение оказалось поворотом в жизни: кто-то, выучив язык, отправился на стажировку во Францию и получил там работу, а кто-то обрел личное счастье среди единомышленников-“брюнетов”. Сам Пельтье, вероятно, даже не подозревал о том, что будет столь популярен за океаном, да и, начиная творческий

Путь в родной Канаде, вовсе не стремился стать звездой. Мечтал лишь обрести свою аудиторию и петь для нее. Популярным артист стал достаточно поздно — первую значительную роль получил в 28 лет. А настоящий успех пришел в 1996 году с песней Miserere, известной в исполнении Андреа
Бочелли и посвященной Лучано Паваротти. Мнение прессы тогда было единодушным: Брюно наконец-то нашел себя... в оперном искусстве. Уже в следующем году он выпустил одноименный альбом, ставший отправной точкой его ошеломительного успеха, и отправился в тур, в рамках которого дал более ста концертов. Именно по этой причине он изначально отказался от участия в знаменитом мюзикле Notre Dame de Paris: не хотел прерывать турне. Казалось бы, отклонить такое предложение по меньшей мере неосмотрительно. Однако вскоре судьба подарила второй шанс — и его Пельтье не упустил. После невероятного успеха мюзикла у многих Брюно ассоциировался со своим героем — длинноволосым красавцем поэтом Гренгуаром. С этим образом артиста и теперь отождествляет большинство поклонниц. А не так давно появилось новое поколение фанатов — тех, кто изначально увидел Пельтье в мюзикле “Дракула”, вышедшем в 2006 году, а уже после познакомился с его более ранним творчеством.

Краткая дискография
Microphonium (2009)
Bruno Pelletier et GrosZorchestre (2007)
Dracula — Entre l’amour et la mort (2005)
Concert de Noel (2003)
Un monde a l’envers (2002)
Sur scene (2001)

Но и теперь, богатый и знаменитый, Брюно не собирается почивать на лаврах прежних достижений: он участвует во множестве проектов, выпускает альбомы и ездит с гастролями по миру. Вот только события его личной жизни до недавнего времени оставались секретом даже для самых преданных поклонниц, которые, казалось, знают о любимом исполнителе практически все. Год назад тайна открылась: в августе 2010-го появилась информация о том, что Пельтье официально женился на танцовщице Мелани Бержерон, с которой познакомился в 2003 году. Но это событие никак не сказалось на количестве преданных ему “брюнеток”.

Наша встреча с артистом состоялась после концерта в Киеве, в холле отеля, где он остановился. Пельтье появился точно в назначенное время и, протянув руку, произнес: “Я Брюно. А вы?” Признаюсь, для меня стало неожиданным то, что он так удивительно прост в общении. Скромный, с обаятельной улыбкой и открытым взглядом, Брюно расположил к себе с самой первой минуты. Сложно было поверить, что передо мной — тот самый Пельтье — “вулкан страстей”, который еще вчера виртуозно исполнял сложные композиции, перемещаясь по сцене с невероятной скоростью, спускался в партер, а после легко запрыгивал на полутораметровую высоту.

Брюно, говорят, посещая страну, вы стараетесь узнать о ней как можно больше. Украина — не исключение?
Это мой третий визит к вам, однако, к сожалению, не хватает времени, чтобы что-то посмотреть. График настолько плотный, все расписано по минутам. К тому же наше пребывание всегда очень коротко. Но в прошлый раз мне организовали прогулку по Киеву — это замечательный способ почувствовать пульс города. Мы были в Лавре, что произвело очень сильное впечатление. Я увидел людей, которые там молились, — они делали это так искренне! Молитва — всегда очень личное, интимное... У нас в Квебеке такого нет: церкви, как правило, пустые. Я не могу назвать себя религиозным человеком, однако духовность для меня очень важна. После нашей беседы впервые с момента приезда я пойду прогуляться пешком. Потому что до этого видел Киев только из окна машины. Но теперь хочу просто смешаться с толпой: я это делаю в каждом городе. Сажусь с чашечкой кофе в каком-нибудь уютном кафе и наблюдаю за людьми. Это дает возможность пропитаться энергией города и увидеть, что происходит вокруг.

Но ведь вас узнают!
Н-е-е-т! (Смеется.) То есть фанаты, конечно. Но большинство — вряд ли, поэтому я могу позволить себе такую роскошь. Кстати, вечером мы приглашены на концерт симфонического оркестра и хора, который работал с нами в мюзикле Notre Dame de Paris. Его руководитель была на нашем концерте, а теперь мы пойдем на их.

Вероятно, в сопровождении поклонниц? К слову, что скажете об украинских девушках?
Больше всего меня поражает их женственность и умение себя подать. Говорю об этом с искренним восхищением! Днем или вечером, они всегда очень красивы, элегантны и хорошо одеты. В украинских девушках чувствуется высший класс. И конечно, я просто в восторге от того, сколько красивых женщин приходит на мои концерты. К счастью, моя жена не ревнива. (Смеется.)

Совсем?
Абсолютно! Не все женщины смогут быть рядом с мужчиной, которого окружает такое количество интересных девушек. Нужно быть очень мудрой, уверенной в себе и в своей половинке, а главное — доверять партнеру. Она обладает всеми этими качествами, поэтому я на ней и женился.

Ваше выступление было просто потрясающим! Признайтесь, переживаете перед выходом на сцену?
Очень! Ведь зрители постоянно ожидают чего-то нового, и я должен оправдать их надежды, выложиться на все сто процентов. Мой единственный страх — быть не на уровне, поэтому всегда очень высоко поднимаю планку.

Видно, что вы трудоголик. А как отдыхаете?
Хожу в спортзал, а еще много читаю — люблю историческую литературу. Мне интересна история других стран, ведь это так увлекательно — узнать, что происходило много лет назад, как все формировалось. История моей страны очень короткая: четыреста лет — это практически ничего для Квебека, франкоязычной части Канады. Сейчас я активно работаю над спектаклем “Девушки из Калеба”, а когда выдастся свободная минутка, отправлюсь на велосипеде на юг Америки — очень люблю этот вид отдыха.

В “Девушках из Калеба” вы играете Наполеона. Чем привлекла роль?
Пожалуй, это самая маленькая роль из всех, что мне приходилось исполнять. Но она показалась очень важной, ведь я играю мужчину, который переживает разные возрастные периоды: семнадцать лет, тридцать, старость — у каждого свои особенности. И мне интересно работать над этим образом.

Вы добились всего, о чем когда-то мечтали, или остались неосуществленные заветные желания?

Не могу сказать, что у меня есть абсолютно все, чего бы хотелось достичь: так кажется только со стороны. Существует много вещей, которые я не выношу на широкую публику — это уже личное. (Улыбается.)

Брюно, желаем вам всего наилучшего и надеемся, что это не последний ваш визит в Украину.

Конечно. В декабре этого года мы приедем к вам снова в составе Notre Dame de Paris. Это будут последние концерты, которые состоятся только в Париже и Киеве.

Благодарим за помощь в подготовке материала ООО “Альянс-Шатро”.

Певец Брюно Пельтье идет от успеха к успеху, но не всегда с радостью он уезжает петь в Лондон или Париж, оставляя дома своего сына Тьерри…

Встреча с человеком, который вынужден делать непростой выбор, чтобы обеспечить счастье своего сына.

Уже пять в карьере Брюно Пельтье наблюдается небывалый подъем. 37-летний певец, который дал о себе знать своим участием в одной из постановок "Стармании", получил всеобщее признание благодаря исполнению роли Гренгуара в "Нотр-Дам де Пари". Более того, два раза его выбирали самым популярным певцом года на Gala d"ADISQ. Но его успех не был случайностью. Брюно, который сделал первые шаги в музыке в 15 лет, всегда был уверен в своей мечте… Сегодня, однако, он вынужден делать мучительный выбор. Что стало с его жизнью? Не проложил ли заокеанский успех пропасть между ним и восьмилетним сыном?

Брюно, ваша популярность вынудила вас что-то изменить в повседневной жизни?

Скажем, что теперь я избегаю появляться в Макдоналдсе с моим сыном в субботу! Когда мы туда идем - Тьерри это любит, - я делаю свой заказ, не выходя из машины. И я избегаю заходить в бакалею в четверг вечером, лучше это делать утром в понедельник. С тех пор, как я придерживаюсь подобных правил, мне в целом удается вести нормальную жизнь.

У вас действительно это получается?

В отношении всего того, что связано с моим сыном - да… в некотором роде… Например, в его день рождения, или в день рождения одного из его друзей мы организовываем небольшую вечеринку у нас дома. Если он и его друзья хотят пойти в какой-нибудь центр развлечений, в Recreatheque или la Jungle, я иногда воздерживаюсь от того, чтобы его сопровождать.

Не кажется вам иногда из-за этого, что вы лишены его присутствия?

Конечно. Но главное, чтобы он получал удовольствие. Я говорю себе: если мы идем в какое-то публичное место, как La Ronde, я все равно не смогу быть целиком с ним, я не смогу отдавать ему все мое внимание, потому что будут люди, которые хотят меня увидеть, поговорить со мной… И я уверен, что он не очень счастлив делить меня с кем-то. Когда мы вместе, я хочу использовать это время максимально.

А на самом деле, достаточно ли времени вы проводите вместе?

Я стараюсь разрушить чувство вины по поводу моего частого отсутствия, присущего моей профессии, которое прочно поселилось во мне. Благодаря телефону, факсу и интернету я могу чувствовать себя ближе к нему, даже если физически я далеко. Каждый день, в худшем случае - раз в два дня, мы с ним общаемся.

Как он относится к вашим продолжительным поездкам?

Сейчас он их переносит очень хорошо. Он научился принимать эту ситуацию. Да и у него не было выбора - сейчас ему восемь лет, и с первого дня его жизни я часто был вынужден уезжать… Но я не думаю, что он чувствует себя обделенным из-за такого положения вещей.

А вы, вы не чувствуете себя обделенным?

Да, конечно. Но нам, взрослым, такую ситуацию немного легче понять - мы можем все себе объяснить. Я постепенно уменьшаю свое чувство вины, говоря себе, что я не единственный, кто вынужден переживать такого рода расставание. В конце концов, есть инженеры, которые работают над реализацией проектов в Израиле, солдаты… мужчины и женщины, которые вынуждены покидать дом из-за работы.

Ваша профессия должна давать вашему сыну возможность познакомиться с вещами, с которыми другие дети в его возрасте еще не знакомы…

Да, это верно! Тьерри три раза был со мной в Париже, один раз довольно длительный отрезок времени, ему было тогда два года. Он знает, что такое Эйфелева башня и Триумфальная арка. Еще он проведет три месяца со мной в Лондоне, где весной появятся афиши английской версии "Нотр-Дам де Пари"; благодаря частному преподавателю он сможет изучать школьную программу, даже стоит вопрос о том, чтобы он стал репортером своей школьной газеты. Этот опыт дает ему возможность видеть жизнь в несколько ином ракурсе, нежели чем предлагают книги. Такой стиль жизни труден и не всегда достаточно спокоен, я никогда не знаю, когда вернусь домой… Тем не менее, такая жизнь дает моему сыну возможность путешествовать, открывать другие культуры…

Вас не беспокоит то, как разворачивается жизнь Тьерри?

Нет. Мой сын находится в хороших рамках, и он далеко не предоставлен самому себе. К тому же, о нем хорошо заботится его мать.

Что означает кольцо, которое вы носите на правой руке?

В течение нескольких лет я носил его на левой руке, это было обручальное кольцо. Я продолжаю его носить, потому что оно мне дорого - оно принадлежало моему дедушке и мне его передала бабушка. Оно подтверждает мою принадлежность к моей семье. Оно напоминает о важной части моей жизни…

Займет ли оно однажды свое первоначальное место на левой руке?

Да, возможно, но я не собираюсь жениться в ближайшее время.

Вы не предполагаете строить новую семью, иметь второго ребенка?

Не сейчас. И, если вы послушаете мой последний альбом "D"autres rives", вы поймете, что, хотя я и оптимист, я серьезно задумываюсь над серьезностью выбора, который приходится делать, и над возможностью счастливой семейной жизни. Сейчас я вношу поправки в свои взгляды на этот столь серьезный вопрос… Я не скажу, что я больше не верю в совместную жизнь, но и сказать, что я готов снова давать "обещания навсегда", я тоже не готов.

Вы думаете о своем приближающемся сорокалетии?

Да, но не часто. Я расскажу вам случай из своего детства: когда я учился в начальной школе, я пытался представить, что будет в 2000 году. Я посчитал, что к началу нового тысячелетия мне будет 37 лет. Тогда мне казалось это жуткой старостью! Сегодня я воспринимаю сорокалетие намного с большим спокойствием, чем раньше.

Но известность и связанный с ней риск иногда, должно быть, подвергают ваше новое спокойствие сомнению…

Опыт, полученный в профессиональном плане за три последние года, привел меня к выводу, что мне нужно научиться защищать себя, в частности от окружающих, но я стараюсь избегать и другой крайности - изоляции… Я люблю людей, и что касается честных предложений, которые я получаю, я отношусь изначально непредвзято ко всем. Я предпочитаю лучше ошибиться на счет одного-двух человек, чем постоянно быть под охраной; в этом случае я рискую упустить прекрасные возможности. Огромная опасность успеха в том, что, если не следить за собой, мы рискуем оказаться в разделенном надвое мире. Я не хочу, чтобы это произошло со мной… Я иногда сам себе напоминаю открытую книгу. Мои близкие вам подтвердят - я не посвящаю их во все, что у меня на душе, но, когда я в хорошем настроении, они это видят сразу. Я не притворяюсь… Я постепенно учусь доверяться, но только хорошим людям и лишь понемногу. Когда ты постоянно под огнями рампы, нужно ожидать, к сожалению, что некоторые люди - из СМИ или из нашего окружения - присваивают себе право, иногда невольно, выносить на публику вещи, которые составляют часть личной жизни. И, тем не менее, я остаюсь человеком, который нуждается в общении, в общении с окружающими, и которому так же близки их эмоции.

У вас много друзей?

Много? нет, но на тех, что есть, я могу полностью положиться. Пожалуй, на одной руке будет слишком много пальцев, чтобы их пересчитать…

Ваш характер сильно изменился за прошедшие годы?

Я стал мудрее…

В каком смысле?

Я наконец допустил мысль, что я не в силах все контролировать. Когда я был моложе, я хотел все делать сам, полностью управлять каждым аспектом моей жизни, но это был не очень верный взгляд на жизнь. Мне нужно научиться терпению, потому что понял, что часто время играет на моей стороне. Это понимание важно для меня, потому что очень часто я хочу, чтобы все случалось немедленно.

Есть у вас какие-то проекты, связанные с вашей карьерой во Франции?

Французская публика узнала Брюно Пельтье по чертам Гренгуара из "Нотр-Дам де Пари". Сейчас я должен познакомить их с другим Брюно Пельтье… Успех не предрешен заранее, но это не имеет значения: это моя профессия, и я рвусь в бой! Я испытывал такое же чувство в начале карьеры, 15 лет назад. Я готов дождаться успеха. Я больше не чувствую нетерпеливого желания добиться его немедленно любой ценой. Сегодня я знаю, что время - мой лучший союзник.

Michel Jasmin
Перевод: Ирина Никифорова

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
  • 2008 Альбом года - Джазовая интерпретация ("Bruno Pelletier et le GrosZorchestre")
  • 2000 Interprète masculin de l’année (vote populaire)
  • 2000 Album de l’année - Pop-Rock (D’autres rives)
  • 1999 Interprète masculin de l’année (vote populaire)
  • 1999 Spectacle de l’année interprète (Notre-Dame de Paris)
  • 1999 Album de l’année Meilleur Vendeur (Notre-Dame de Paris)
  • 1999 Artiste québécois s"étant le plus illustré hors Québec: Notre-Dame de Paris
  • 1999 Album de l’année - Populaire: Notre-Dame de Paris - L’Intégrale
  • 1999 Chanson populaire de l’année: Le temps des cathédrales - Interprète: Bruno Pelletier
  • 1998 Album de l’année Meilleur Vendeur (Miserere)
  • 1998 Album de l’année Pop Rock (Miserere)
  • 1998 Spectacle de l’année interprète (Miserere, la tournée)
  • 1998 Album de l’année Populaire (Notre-Dame de Paris)
  • 1997 Interprète masculin de l’année (vote populaire)
  • 1994 Spectacle de l’année interprète (Starmania)
  • 1993 Spectacle de l’année interprète (La légende de Jimmy)

VICTOIRES DE LA MUSIQUE:

  • 1998 Album de l’année populaire (Notre-Dame de Paris)
  • 1994 Spectacle musical de l’année (Starmania)

WORLD MUSIC AWARDS:

  • 2000 World Best Selling French Recording Artist/Group (NOTRE DAME DE PARIS - Le Temps De Cathedrales)
  • 1999 World Best Selling French Recording Artist/Group (NOTRE DAME DE PARIS - Lune)
  • 2001: Sur scène (Gold)
  • 2001: La tournée D’autres rives (Billet or, 50 000 spectateurs)
  • 2000: La tournée D’autres rives (Billet argent, 25 000 spectateurs)
  • 1999: D’autres rives (Gold) Canada
  • 1999: Miserere, la Tournée (Billet argent, 25 000 spectateurs)
  • 1998: Miserere (Double Platinum) Canada
  • 1998: Notre-Dame de Paris (Gold/Platinum/Double Platinum/Triple Platinum/Quadruple Platinum)In Canada
  • 1998: Notre-Dame de Paris (Diamond Disc) France
  • 1998: Le temps des Cathédrales (Gold) France
  • 1997: Miserere: (Gold/Platinum) Canada
  • 1994: Starmania Mogador 94 (Platinum) France

OTHER AWARDS/ACHIEVEMENTS:

  • 2009: Приз "SOBA", "Джазовый артист или группа года" ("Bruno Pelletier et le GrosZorchestre")
  • 2001: Talent France Bleu 2000/2001, prix décerné par le réseau radiophonique France Bleu
  • 1998: Le Palmarès - «Aime» breaks the record of 10 consecutive weeks in first position.
  • 1996: Trophy SOCAN - «En manque de toi» 1st position of Palmarès
  • 2003 Félix Interprète masculin de l’année (vote populaire)
  • 2003 Félix Album de l’année - Pop-Rock (Un monde à l’envers)
  • 2003 Félix Site internet de l’année (www.brunopelletier.com)
  • 2003 Félix Spectacle de l’année - Auteur-compositeur-interprète (Un monde à l’envers)
  • 2001 Félix Interprète masculin de l’année (vote populaire)
  • 2001 Félix Site internet de l’année (www.brunopelletier.com)
  • 2001 Félix Album de l’année - Meilleur vendeur (Sur scène)
  • 2001 Félix Album de l’année - Pop-Rock (Sur scène)
  • 2000 Félix Album de l’année - Meilleur vendeur (D’autres rives)
  • 2000 Félix Spectacle de l’année - Interprète (La tournée D’autres rives)
  • 2000 Félix Spectacle de l’année - Interprète (La dernière de Céline)
  • 2000 Félix Artiste québécois s"étant le plus illustré hors Québec - (Notre-Dame de Paris)
  • 1999 Génie Meilleur variété: Bruno Pelletier, Plein Chant
  • 1998 Félix Vidéoclip «Aime»
  • 1998 Félix Interprète masculin
  • 1998 Félix Chanson Populaire «Aime»
  • 1997 JUNO AWARD Best selling Francophone album «Miserere»
  • 1997 JUNO AWARD Male vocalist
  • 1996 Félix Interprète masculin
  • 1996 Félix album Pop Rock «Défaire l’amour»

Канадский Фонд «Мечты Детей» (фр. Rêves d’enfants )

Брюно Пельтье является официальным представителем Благотворительного фонда «Мечты Детей». В 2001 году вместе со своим другом Сильваном Коссетом Брюно записал сингл «À travers toi», все средства с продажи которого пошли в фонд.

«Дети так драгоценны. Их улыбки освещают наши дни… их смех звучит, как тихое эхо, в наших ушах, и их мечты формируют будущее… Но когда ребёнок нездоров, на его лице можно увидеть только поблекшие улыбки и исчезающий смех, и его мечты кажутся ему недостижимыми. „Мечты Детей“ - канадская федеральная организация, которая создана, чтобы помогать детям, пораженным болезнями, подвергающими опасности их жизни. Именно с помощью организации эти дети, наконец, могут видеть, как их мечты становятся реальностью. Мы еще ни разу не сказали „нет“ больному ребенку, и с вашей поддержкой мы можем продолжать наше дело. Осуществление мечты ребенка чудесно… и с вашей помощью мы станем волшебниками!»

П. Манкузо, директор филиала «Мечты Детей» в Квебеке

Напишите отзыв о статье "Пельтье, Брюно"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Пельтье, Брюно

– Ой, ужас какой!!! – пискнула Стелла. – Смотри, это когда они захватили его!!!
У меня остановилось дыхание... Картинка, которую мы увидали, была и правда не из приятных! Это был момент, когда Арно только что умер, и его сущность начала подниматься по голубому каналу вверх. А прямо за ним... к тому же каналу, подкрались три совершенно кошмарных существа!.. Двое из них были наверняка нижнеастральные земные сущности, а вот третий явно казался каким-то другим, очень страшным и чужеродным, явно не земным... И все эти существа очень целеустремлённо гнались за человеком, видимо пытаясь его зачем-то заполучить... А он, бедняжка, даже не подозревая, что за ним так «мило» охотятся, парил в серебристо-голубой, светлой тишине, наслаждаясь необычно глубоким, неземным покоем, и, жадно впитывая в себя этот покой, отдыхал душой, забыв на мгновение дикую, разрушившую сердце земную боль, «благодаря» которой он и угодил сегодня в этот прозрачный, незнакомый мир...
В конце канала, уже у самого входа на «этаж», двое чудищ молниеносно юркнули следом за Арно в тот же канал и неожиданно слились в одно, а потом это «одно» быстренько втекло в основного, самого мерзкого, который наверняка был и самым сильным из них. И он напал... Вернее, стал вдруг совершенно плоским, «растёкся» почти до прозрачного дымка, и «окутав» собой ничего не подозревавшего Арно, полностью запеленал его сущность, лишая его бывшего «я» и вообще какого-либо «присутствия»... А после, жутко хохоча, тут же уволок уже захваченную сущность бедного Арно (только что зревшего красоту приближавшегося верхнего «этажа») прямиком в нижний астрал....
– Не понимаю... – прошептала Стелла. – Как же они его захватили, он ведь кажется таким сильным?.. А ну, давай посмотрим, что было ещё раньше?
Мы опять попробовали посмотреть через память нашего нового знакомого... И тут же поняли, почему он явился такой лёгкой мишенью для захвата...
По одежде и окружению это выглядело, как если бы происходило около ста лет назад. Он стоял по середине огромной комнаты, где на полу лежали, полностью нагими, два женских тела... Вернее, это были женщина и девочка, которой могло быть от силы пятнадцать лет. Оба тела были страшно избиты, и видимо, перед смертью зверски изнасилованы. На бедном Арно «не было лица»... Он стоял, как мертвец, не шевелясь, и возможно даже не понимая, где в тот момент находился, так как шок был слишком жестоким. Если мы правильно понимали – это были его жена и дочь, над которыми кто-то очень по-зверски надругался... Хотя, сказать «по-зверски» было бы неправильно, потому, что никакой зверь не сделает того, на что способен иногда человек...
Вдруг Арно закричал, как раненное животное, и повалился на землю, рядом со страшно изуродованным телом своей жены (?)... В нём, как во время шторма, дикими вихрями бушевали эмоции – злость сменяла безысходность, ярость застилала тоску, после перерастая в нечеловеческую боль, от которой не было никакого спасения... Он с криками катался по полу, не находя выхода своему горю... пока наконец, к нашему ужасу, полностью затих, больше не шевелясь...
Ну и естественно – открывши такой бурный эмоциональный «шквал», и с ним же умерев, он стал в тот момент идеальной «мишенью» для захвата любыми, даже самыми слабыми «чёрными» существами, не говоря уже о тех, которые позже так упорно гнались за ним, чтобы использовать его мощное энергетическое тело, как простой энергетический «костюм»... чтобы вершить после, с его помощью, свои ужасные, «чёрные» дела...
– Не хочу больше это смотреть... – шёпотом произнесла Стелла. – Вообще не хочу больше видеть ужас... Разве это по-людски? Ну, скажи мне!!! Разве правильно такое?! Мы же люди!!!
У Стеллы начиналась настоящая истерика, что было настолько неожиданным, что в первую секунду я совершенно растерялась, не находя, что сказать. Стелла была сильно возмущённой и даже чуточку злой, что, в данной ситуации, наверное, было совершенно приемлемо и объяснимо. Для других. Но это было настолько, опять же, на неё не похоже, что я только сейчас наконец-то поняла, насколько больно и глубоко всё это нескончаемое земное Зло ранило её доброе, ласковое сердечко, и насколько она, наверное, устала постоянно нести всю эту людскую грязь и жестокость на своих хрупких, ещё совсем детских, плечах.... Мне очень захотелось обнять этого милого, стойкого и такого грустного сейчас, человечка! Но я знала, что это ещё больше её расстроит. И поэтому, стараясь держаться спокойно, чтобы не затронуть ещё глубже её и так уже слишком «растрёпанных» чувств, постаралась, как могла, её успокоить.
– Но ведь есть и хорошее, не только плохое!.. Ты только посмотри вокруг – а твоя бабушка?.. А Светило?.. Вон Мария вообще жила лишь для других! И сколько таких!.. Их ведь очень и очень много! Ты просто очень устала и очень печальна, потому что мы потеряли хороших друзей. Вот и кажется всё в «чёрных красках»... А завтра будет новый день, и ты опять станешь собой, обещаю тебе! А ещё, если хочешь, мы не будем больше ходить на этот «этаж»? Хочешь?..
– Разве же причина в «этаже»?.. – горько спросила Стелла. – От этого ведь ничего не изменится, будем мы сюда ходить или нет... Это просто земная жизнь. Она злая... Я не хочу больше здесь быть...
Я очень испугалась, не думает ли Стелла меня покинуть и вообще уйти навсегда?! Но это было так на неё не похоже!.. Во всяком случае, это была совсем не та Стелла, которую я так хорошо знала... И мне очень хотелось верить, что её буйная любовь к жизни и светлый радостный характер «сотрут в порошок» всю сегодняшнюю горечь и озлобление, и очень скоро она опять станет той же самой солнечной Стеллой, которой ещё так недавно была...
Поэтому, чуточку сама себя успокоив, я решила не делать сейчас никаких «далеко идущих» выводов, и подождать до завтра, прежде чем предпринимать какие-то более серьёзные шаги.
– А посмотри, – к моему величайшему облегчению, вдруг очень заинтересованно произнесла Стелла, – тебе не кажется, что это не Земная сущность? Та, которая напала... Она слишком не похожа на обычных «плохих земных», что мы видели на этом «этаже». Может потому она и использовала тех двоих, земных чудищ, что сама не могла попасть на земной «этаж»?
Как мне уже показалось ранее, «главное» чудище и правда не было похожим на остальных, которых нам приходилось здесь видеть во время наших каждодневных «походов» на нижний «этаж». И почему было бы не представить, что оно пришло откуда-то издалека?.. Ведь если приходили хорошие, как Вэя, почему так же не могли придти и плохие?
– Наверное, ты права, – задумчиво произнесла я. – Оно и воевало не по земному. У него была какая-то другая, не земная сила.
– Девочки, милые, а когда мы куда-то пойдём? – вдруг послышался тоненький детский голосок.
Сконфуженная тем, что нас прервала, Майя, тем не менее, очень упорно смотрела прямо на нас своими большими кукольными глазами, и мне вдруг стало очень стыдно, что увлечённые своими проблемами, мы совершенно забыли, что с нами здесь находятся эти, насмерть уставшие, ждущие чей-нибудь помощи, до предела запуганные малыши...
– Ой, простите, мои хорошие, ну, конечно же, пойдём! – как можно радостнее воскликнула я и, уже обращаясь к Стелле, спросила: – Что будем делать? Попробуем пройти повыше?
Сделав защиту малышам, мы с любопытством ждали, что же предпримет наш «новоиспечённый» друг. А он, внимательно за нами наблюдая, очень легко сделал себе точно такую же защиту и теперь спокойно ждал, что же будет дальше. Мы со Стеллой довольно друг другу улыбнулись, понимая, что оказались в отношении него абсолютно правы, и что его место уж точно было не нижний Астрал... И, кто знал, может оно было даже выше, чем думали мы.
Как обычно, всё вокруг заискрилось и засверкало, и через несколько секунд мы оказались «втянутыми» на хорошо знакомый, гостеприимный и спокойный верхний «этаж». Было очень приятно вновь свободно вздохнуть, не боясь, что какая-то мерзость вдруг выскочит из-за угла и, шарахнув по голове, попытается нами «полакомиться». Мир опять был приветливым и светлым, но пока ещё грустным, так как мы понимали, что не так-то просто будет изгнать из сердца ту глубокую боль и печаль, что оставили, уходя, наши друзья... Они жили теперь только лишь в нашей памяти и в наших сердцах... Не имея возможности жить больше нигде. И я наивно дала себе слово, что буду помнить их всегда, тогда ещё не понимая, что память, какой бы прекрасной она не являлась, заполнится позже событиями проходящих лет, и уже не каждое лицо выплывет так же ярко, как мы помнили его сейчас, и понемногу, каждый, даже очень важный нам человек, начнёт исчезать в плотном тумане времени, иногда вообще не возвращаясь назад... Но тогда мне казалось, что это теперь уже навсегда, и что эта дикая боль не покинет меня навечно...

Top