Бунт крестьян. I

1. Кто из героев вам понравился и почему? Кто вызвал неприязнь?

Из героев больше всего приглянулся юный Дубровский, неприязнь вызвал Троекуров, его гости и бюрократы, которые делали его пожелания.

2. Какие эпизоды романа вам запомнились и чем именно?

Больше всего запомнилось несколько эпизодов: ответ псаря старшему Дубровскому и гордое поведение Андрея Гавриловича; пожар в усадьбе Дубровского; попытка Владимира Дубровского высвободить Машу и их объяснение.

3. Когда вы догадались, что Дефорж - Дубровский?

Я додумался, что Дефорж - это Дубровский, когда отважный француз хладнокровно убил медведя.

Разберёмся в прочитанном

1. Что давало Троекурову «большой вес в губерниях»?

2. Как относились к нему помещики-соседи, губернские чиновники? Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова?

«Соседи рады были угождать мельчайшим его прихотям; губернские бюрократы трепетали при его имени; Кирил Петрович воспринимал знаки подобострастия как соответствующую дань…» Грубость и своенравие Троекурова можно разъяснить огромным богатством и неограниченной властью над людьми. Можно сказать, что к своим гостям он относился так же, как и к своим крепостным людям. Он считал, что может всё приобрести, и унижал достоинство людей.

3. Каким человеком был Кирила Петрович в домашнем быту? Из чего состояли его всегдашние «занятия»?

«В домашнем быту Кирил Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Балованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого собственного характера и всем затеям достаточно ограниченного ума». Троекуров каждый вечер выпивал и раза два в неделю мучился от обжорства. «Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около обширных его владений, в длительных пирах и проказах, раз в день притом изобретаемых…»

4. Почему Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал старшего Дубровского? В чём проявлялось сходство Троекурова и Дубровского?

Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал Дубровского, так как «знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера». Дубровский единственный из окружавших его людей держался гордо, был независим и отказался от покровительства собственного бывшего сослуживца.

Троекуров и Дубровский «сходствовали частично и в нравах, и в наклонностях». Это сходство проявлялось в гордости, но Троекуров поддерживал внутри себя это чувство пониманием богатства и власти, а Дубровский пониманием древности собственного рода и дворянской чести. У обоих помещиков был жаркий, запальчивый нрав, оба обожали псовую охоту и держали собак.

5. Как характеризует А. Г. Дубровского случай на псарне? Можно ли считать ссору Троекурова и А. Г. Дубровского «нечаянным случаем»? Приведите доводы, подтверждающие вашу точку зрения.

Случай на псарне охарактеризовывает Дубровского как человека гордого, не желающего преобразовываться в шута, владеющего чувством собственного плюсы. Замечание псаря Дубровский оценил как оскорбление холопом дворянской чести.

1. Как встретили чиновники уездного суда Дубровского-старшего и Троекурова?

Бюрократы уездного суда повстречали Дубровского и Троекурова по-разному. На Дубровского никто не направил внимания. Когда приехал Кирила Петрович, писаря «встали и заложили перья за ухо. Члены повстречали ег о с изъявлением глубочайшего подобострастия, придвинули ему кресло из почтения к его чину, летам и дородности».

2. Какие мысли и чувства вызывают у вас суд и чиновники?

Картина суда пробуждает чувство досады, жалости к Дубровскому, возмущения против торжества Троекурова и 24 протеста против низкопоклонства и подобострастия судей. Пушкин подчёркивает неестественность этого суда последующими деталями: к Троекурову заседатель обращается с низким поклоном, а Дубровскому просто подносят бумагу; Троекуров при всем этом посиживает в кресле, а Дубровский стоит, прислонившись к стене. Пушкин выделяет другим шрифтом слово «решением суда», так как не считает, что трибунал вообщем чего-нибудь решал.

3. Почему внезапное «сумасшествие» Дубровского сильно подействовало на воображение Троекурова и отравило его торжество?

«Внезапное сумасшествие Дубровского очень подействовало» на воображение Троекурова и «отравило его торжество», так как ему не удалось узреть, как унижался Дубровский. Он сошёл с разума, но его гордость и честь не были подломлены.

1. Какой образ жизни вёл Владимир Дубровский в Петербурге? Почему «он позволял себе роскошные прихоти»?

Владимир Дубровский вёл в Петербурге жизнь, какая, по его воззрению, был благопристойна гвардейскому офицеру. Отец посылал ему средства, для себя не оставляя практически ничего, и Дубровский, расточительный и честолюбивый юноша, «позволял для себя шикарные прихоти, играл в карты и заходил в долги, не заботясь о будущем». Он возлагал надежды на отца и на то, что сумеет отыскать для себя богатую жену.

2. Как воспринял он известие о болезни отца? Какие черты его характера проявились при этом?

Весть о заболевания отца Дубровский воспринял «с необычным волнением». Его ужасало положение отца, и он «упрекал себя в преступном небрежении». В нраве Дубровского проявились любовь к собственной семье и готовность придти на помощь папе.

3. Что можно сказать об отношении дворовых и крестьян к Дубровскому и Троекурову?

Дворовые и крестьяни не обожали и страшились Троекурова. Кучер Антон гласил Дубровскому, что у Троекурова «часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с их не только лишь шкуру, ну и мясо-то отдерёт».

Дубровский - человек, который имеет чувство собственного достоинства, и таковой человек не станет унижать достоинства другого. Дубровский был справедлив к своим крепостным, и они не желали другого барина.

1. Как воспринял Троекуров известие о вступлении во владение имением? Какие чувства он испытывал?

Троекуров при известии о вступлении во владение имением Дубровского смутился: «От природы не был он корыстолюбив, желание мести заманило его очень далековато, совесть его роптала. Он знал, в каком состоянии находился его противник, старый товарищ его юности, и победа не веселила его сердца».

2. Почему примирение бывших друзей оказалось невозможным?

Примирение 2-ух друзей оказалось неосуществимым, так как Дубровского при виде собственного противника разбил паралич, а Владимир Дубровский, ужаснувшийся состоянием отца, отдал приказ изгнать Троекурова со двора. Раскаяние, которое испытал Троекуров, появилось очень поздно.

После погибели отца Дубровский ощущал духовную скорбь. Пушкин пишет, что лицо Владимира было жутко, что он не мог ни рыдать, ни молиться. Создатель не именует прямо тех эмоций, которые испытывал юноша, но мы можем представить, что он ожесточился, что он испытывал чувство уязвлённой гордости и желание отомстить за погибель отца. Христианство велит прощать своим противникам, но Дубровский не мог и не желал простить Троекурова и потому не мог молиться.

Переживания Дубровского Пушкин передаёт при помощи описания чащи, куда он отправился после похорон. Владимир шёл по почаще, не разбирая дороги, «сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал». Как Дубровский не разбирал дороги в почаще, так он не мог разобрать и собственных смятенных эмоций: «…мысли одна другой темнее стеснились в душе его… Очень ощущал он своё одиночество».

2. Как ведут себя судейские чиновники, приехавшие «вводить во владение» К. П. Троекурова? Обратите внимание на их речь: «Просить иных-прочих убираться подобру-поздорову»; «А ты кто такой… мы вас не знаем да и знать не хотим»; «Кто там смел рот разинуть?», «Да это бунт!» и др. Почему они себе это позволяют?

Судейские бюрократы, прибывшие «вводить во владение» Троекурова, ведут себя нахально и вызывающе. Они позволяют хамские выражения в адресок Дубровского, грозят его крестьянам, так как ощущают за собственной спиной силу и власть, подкреплённые средствами Троекурова.

3. Как нарастает гнев и возмущение крепостных крестьян?

Гнев и возмущение крестьян нарастают равномерно, но особое возмущение крестьяни испытывают, когда бюрократ обижает самого Дубровского, барина и легитимного обладателя имения, и внушает крестьянам, что их барин - Троекуров. Поначалу бюрократам отвечает глас из толпы, потом в массе подымается ропот, он усиливается и перебегает в ужаснейшие крики. Масса приходит в движение.

4. Почему Владимир Дубровский не даёт возможности разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками?

Владимир Дубровский не даёт разъяренным крестьянам расправиться с бюрократами, так как не желает становиться игрушкой в руках толпы крестьян, не желает становиться соучастником экзекуции и уповает на справедливость царя.

1. «Нет, нет! пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня» - когда и в связи с чем Владимир Дубровский пришёл к такому решению?

Владимир Дубровский пришёл к решению спалить «печальный дом» после того, как он заного увидел портрет мамы, прочел её письма к папе, где она говорила о маленьком сыне, и услышал голоса подьячих, которые добивались то 1-го, то другого и своим присутствием и поведением оскверняли светлую память об отце и мамы Дубровского.

2. Что побудило крестьян присоединиться к В. Дубровскому?

Крестьяни присоединились к юному барину. Их побудило к этому возмущение тем, что ими собираются командовать и распоряжаться не природные дворяне (чьё право обладать землёй и людьми числилось незыблемым), а подьячие, люди неблагородного происхождения. Архип- кузнец гласит: «…слыхано ли дело, подьячие замыслили нами обладать, подьячие гонят наших господ с барского двора…» Оскорбление, нанесённое своёму государю, крестьяни принимали как собственное оскорбление.

3. Почему кузнец Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?

Кузнец Архип гробит подьячих, но с риском для жизни выручает кошку с крыши пылающего сарая. Он гласит детям, которые смеются над ничтожным животным: «Бога вы не боитесь: божия тварь гибнет, а вы сдуру радуетесь…»

Архип принимает кошку как божию тварь, спасти которую будет делом, угодным Богу, но подьячих не принимает как людей, достойных спасения, так как в его осознании они нарушили установленный Богом и царём закон, что крепостными могут обладать и распоряжаться только дворяне. Помогая Троекурову вершить неправедный трибунал, они нарушили божьи заповеди: посодействовали одному человеку украсть у другого имение, врали и нарушали клятву гласить правду.

1. Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?

Владимира Дубровского принудили стать разбойником погибель отца и отсутствие средств к существованию. Но главное, я думаю, в том, что он, зная корыстолюбие и продажность чиновников, растерял надежду на справедливое решение суда и даже не возлагал надежды отыскать защиту у царя, так как для этого необходимы были средства, а их у Дубровского не было.

2. Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?

О Дубровском - предводителе разбойников - ведали, что он «славился разумом, отважностью и каким- то благородством. Ведали о нём чудеса…».

Главы VIII-IX

1. О каком «благородном увеселении» Троекурова вы узнали? Как это его характеризует?

Одним из возлюбленных «благородных увеселений» Троекурова была забава с медведями. Малеханьких медвежат он стравливал с кошками и щенятами, потом сажал на цепь. Время от времени медведю давали бочку, утыканную гвоздями. Медведь дотрагивался до неё, колол для себя лапы и заходил в совершенное бешенство. Наилучшей шуточкой числилось запереть человека в одной комнате с медведем, привязанным за верёвку.

Эти забавы охарактеризовывают Троекурова как самодура и садиста, злостного и ожесточенного.

2. Подготовьте пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица одного из геро ев.

Пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица A.C. Глобовой.

После обедни все гости прямо за владельцем двинулись к дому. В столовой уже суетились слуги, расставляя бутылки и графины и прилаживая скатерти. После приглашения дворецкого владелец занял своё место. Мужчины, как обычно, сели напротив нас. Посреди их не хватало неизменного гостя Троекурова Антона Пафнутьевича Спицына. Он приехал, когда уже все начали обедать, и желал было извиниться, но Троекуров отдал приказ подать ему устройство и благорасположенно выслушал его рассказ. Спицын сказал, что сломалась шина у фронтального колеса, а после ремонта он не осмелился ехать ближним путём через Кистенёвский лес. Спицын признался, что лжесвидетельствовал на суде в пользу Троекурова, типо Дубровские обладают Кистенёвкой без всякого на то права.

Разговор зашёл о Дубровском. Троекуров поставил исправника в неудобное положение, лучше сказать, выставил на посмешище, называя разбойника благодатью для исправника, и спросил, где последний раз лицезрели Дубровского. Я задумывалась, что Дубровский был конкретно у меня, и поведала историю о том, как мошенник-приказчик упрятал средства, которые я желала выслать отпрыску, и приписал это разбою Дубровского. Но разбойник явился ко мне в мундире генерала, раскрыл обман приказчика, отобедал у меня и уехал. Я задумывалась, что это и был сам Дубровский. Но исправник прочитал его приметы, и оказалось, что предводителю разбойников 23 года, а мужчине, который был у меня, около 35 лет. Видно, кто-то действует под его именем.

В конце обеда мы были поражены, когда узнали, что юный француз, нанятый Троекуровым, не растерялся при встрече с медведем и убил его выстрелом из пистолета. Мы все с любопытством на него смотрели (он посиживал на конце стола), но он не понимал по-русски и занимался Сашей, своим воспитанником.

3. Сравните рассказы А. С. Глобовой и А. П. Спицына. Какую характеристику Дубровскому даёт каждый из них?

Антон Пафнутьевич Спицын в своём рассказе гласит о Дубровском: «Он малый не промах, никому не спустит, а с меня, пожалуй, и две шкуры сдерёт». Анна Савишна Глобова не даёт прямой характеристики Дубровскому, но пересказывает слова приезжего генерала: «…Дубровский нападает не на всякого, а на узнаваемых богачей, да и здесь делится с ними, а не грабит дочиста, а в убийствах никто его не винит…» Глобова гласит: «Я додумывалась, кто был его превосходительство, нечего мне было с ним толковать». Но в словах помещицы ощущается некая симпатия и почтение к человеку, который разоблачил плутни приказчика и возвратил ей средства.

4. «Бьюсь об заклад, три часа сряду будешь говорить с самим Дубровским, а не догадаешься, с кем Бог тебя свёл» - в связи с чем Троекуров пришёл к такому выводу?

Троекуров решил, что нереально будет выявить Дубровского, даже если будешь гласить с ним три часа попорядку, так как у него не было никаких особенных примет.

5. Почему никто из присутствующих гостей Троекурова не узнал Дубровского?

5. Никто из гостей Троекурова не додумался, что Де- форж - это Дубровский, так как никто не мог даже ждать, что неприятель Троекурова окажется у него дома в роли француза-учителя. Дубровский ничем не выдал себя. Он не реагировал на рассказы о себе и говорил только с Сашей и лишь на французском языке. Никто даже не заподозрил, что он знает российский язык.

Главы Х-ХII

1. Почему А. П. Спицын решил переночевать в одной комнате с Дефоржем и каково было его пробуждение?

Антон Пафнутьевич Спицын решил переночевать совместно с Дефоржем, так как он страшился, что его ограбят. Все свои средства он переложил в кожаную сумку и носил её на собственной груди под рубахой. Дефорж показался ему храбрым человеком, и Спицын решил, что в присутствии француза ему нечего страшиться вероятных грабителей.

«Странное было его просыпание, - пишет создатель. - Он ощущал через сон, что кто-то тихонько дёргал его за ворот рубашки». Когда он открыл глаза, то увидел француза, который отстёгивал священную сумку. Француз произнес незапятнанным русским языком: «…молчать, либо вы пропали. Я Дубровский».

2. Как Дубровский стал Дефоржем?

Дубровский на почтовой станции повстречался с французом, который ехал к Троекурову, чтоб служить учителем у малеханького Саши. Дубровский предложил французу средств за то, чтоб он дал ему все документы и тотчас же уехал во Францию. Француз согласился. Так Дубровский стал Дефоржем.

3. Какие качества характера Дубровского проявились во время его пребывания в Покровском?

Во время пребывания в имении Троекурова Дубровский показал выдержку, хладнокровие, актёрские свойства, благородство и умение обладать собой.

4. Почему Дубровский искал возможности поселиться в доме Троекурова и отказался от своей мести?

Дубровский отказался от планов мести Троекурову и решил поселиться у него в доме под видом француза, так как он был влюблён в дочь Троекурова Марью Кириловну.

Главы ХII-ХVIII

1. Каким вы представляете князя Верейского? Что роднит его с Троекуровым и в чём их различие?

Князь Верейский - человек пятидесяти лет, но кажется «гораздо старее». Пушкин пишет: «Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положили на нём свою неизгладимую печать. Невзирая на то, внешность его была мила, замечательна, а привычка быть всегда в обществе присваивала ему некую любезность, в особенности с дамами. Он имел непрестанную нужду в рассеянии и непрестанно скучал». Князь был пустым человеком. Всю жизнь он провёл за границей, жил на средства, которые ему присылал приказчик из имения, и впервой приехал поглядеть на это имение в 50 лет. Этим он отличается от собственного соседа: Кирила Петрович Троекуров жил в своём поместье и сам распоряжался хозяйством. Но Троекуров тоже изнурял себя всякого рода излишествами: вспомним, что он каждый вечер был навеселе и дважды в неделю мучился от обжорства.

2-ух соседей роднит ещё и то, что любой из их хлопотал только о своём своем благополучии и считал, что все другие сделаны только для того, чтоб прислуживать им и доставлять наслаждение.

2, Как относился Кирила Петрович к своей дочери и как он распорядился её судьбой?

Кирила Петрович относился к собственной дочери, как к принадлежности, и без её согласия решил выдать её замуж за князя, который старше её втрое. Духовные переживания Маши были для него обидным недоразумением. Делом он считал только вопрос приданого.

3. Перескажите близко к тексту эпизод с кольцом (гл. XVII). Как вели себя Митя и Саша во время допроса? Почему Троекуров и исправник отпустили Митю и какие последствия имело это обстоятельство? Как складывались отношения Марьи Кириловны и Владимира Дубровского? Почему она отказалась от его помощи?

Митя и Саша во время допроса вели себя по-различному. Саша выдал сестру. Когда он проговорился, Кирила Петрович сообразил, что в дело замешана Марья Кириловна, и стал угрожать Саше, что отдерёт его розгами. Саша ужаснулся и равномерно, слово за слово, сказал о просьбе сестры.

Когда внимание Троекурова обратилось к Мите, то он отвечал, что он «дворовый человек господ Дубровских». Это был очень смелый ответ, так как после решения суда крепостные Дубровского принадлежали Троекурову. На последующий вопрос Троекурова мальчишка отвечал «с огромным равнодушием», что он «малину крал». После чего Митя не произнес больше ни слова. Он принял на себя «вид реального дурачка» и не отвечал на опасности Троекурова.

Троекуров и исправник выпустили Митю, чтоб выследить, куда он побежит: «Он пособит нам изловить самого атамана». Следствием этого было то, что лагерь разбойников был найден, и его штурмовали бойцы.

После того как Дубровский признался Марье Кириловне в любви, она обещала прибегнуть к его помощи в случае необходимости. Но она сама в отчаянии поведала папе, что может прибегнуть к помощи Дубровского. Отец сделал всё вероятное, чтоб этого не случилось. Марья Кириловна не смогла выйти из дома, чтоб предупредить Дубровского, не смогла впору положить кольцо в дупло дуба. Марья Кириловна не смогла сказать впору папе, что не желает идти замуж за Верейского, не смогла в церкви сказать «нет». Она ожидала загадочного романтичного освободителя, ничего не сделав для собственного избавления сама. Когда же Дубровский со своими людьми приостановил карету, она упрекнула его в том, что он не пришёл впору, и произнесла: «Я согласилась, я отдала клятву…»

Она отказалась от его помощи, так как гордость аристократки не дозволила ей признаться, что она в чём-то могла поступить не по собственной воле.

1. А. С. Пушкин называет крестьян Дубровского разбойниками. Какими словами в тексте он «опровергает» своё утверждение?

Пушкин именует крестьян Дубровского разбойниками, но сам же опровергает это утверждение, описывая их быт. Так, караульный «вставлял заплату в некую часть собственной одежки, владея иголкой с искусством, обличающим опытнейшего портного». После обеда разбойники вставали и молились, позже некие разбрелись по лесу, а другие прилегли соснуть, «по русскому обыкновению», как это делают крестьяни.

Караульщик ведёт себя не как разбойник, привыкший к неизменной угрозы, как человек, играющий в разбойника. Он любуется заплаткой и, сидя верхом на пушке, поёт во всё гортань печальную песню. Человек, который ощущает грусть и печаль, не станет петь во всю гортань. Он будет петь негромко, вдумчиво. Тем паче не станет петь человек, стоящий в карауле, так как он должен прислушиваться, нет ли где неприятеля.

Естественно, у реальных разбойников не будет выходить из двери шалаша «старушка в белоснежном чепце, чистоплотно и чопорно одетая».

2. Как вы думаете, почему Владимир Дубровский покинул своих крестьян?

Дубровский покинул собственных крестьян по нескольким причинам. Во-1-х, он осознавал, что после штурма его крепости бойцами правительство вышлет более большие силы на то, чтоб устранить разбойничье гнездо, и он уже не сумеет выдержать со своими разбойниками-крестьянами. Во-2-х, у него было уже довольно средств, чтоб обеспечить для себя жизнь за границей (в России он уже не сумел бы жить под своим своим именем) и обеспечить средствами собственных крестьян. В-3-х, пропала основная причина, по которой Дубровский всё ещё оставался в Кистенёвской роще: Марья Гавриловна стала княгиней Верейской и отказалась от его помощи.

Литература и другие виды искусства (к стр. 148-149)

1. Рассмотрите иллюстрации Д. Шмаринова, Е. Лансере и Б. Кустодиева к роману «Дубровский», помещённые в учебнике. Какие моменты запечатлены на них? Озаглавьте эти иллюстрации. Подготовьте устный рассказ по одной из них. Обратите внимание на то, как художники изобразили чувства и переживания героев.

Иллюстрация Б.М. Кустодиева к роману «Дубровский»: «В сие время поднесли в лукошке Кириле Петровичу новорожденных щенят; он занялся ими, избрал для себя 2-ух, а иных повелел утопить». Озаглавить её можно так: «Кирила Петрович выбирает щенят».

Д.А. Шмаринов, «Пожар в усадьбе Дубровского»: «Дубровский приблизил лучину, сено вспыхнуло, пламя взвилось и осветило весь дом».

На иллюстрации Е.Е. Лансере изображён момент, когда люди Дубровского останавливают экипаж князя и княгини Верейских. Озаглавить эту иллюстрацию можно словами из романа: «Вы свободны, выходите».

На иллюстрации Д.А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» в центре изображён юный барин Владимир Андреевич Дубровский. Он будто бы бы только-только поднёс лучину к сену, которое вспыхнуло ярко, «пламя взвилось и осветило весь дом». Он снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, и глядит на огнь. Слева от него стоит, делая упор на его руку, его нянька Арина Егоровна Бузырёва, в белоснежном платке и переднике, обидно опустив голову. За ней мы узнаём фигуры крепостных господ Дубровских: кучер Антон с чёрными волосами и бородой, светловолосый Гриша, отпрыск Егоровны, и - за фигурой Антона - кузнец Архип, который запер на ключ приказных, но с риском для жизни выручил кошку с крыши пылающего сарая.

Слева мы лицезреем огнь пожара. Языки пламени протягиваются к Дубровскому. На заднём плане стоят лошадки, наверху, над группой людей, искры от пожара летят к чёрному небу.

Вся фигура Дубровского выражает гордость и чувство внутреннего плюсы. Фигуры крепостных людей выражают угрюмую решимость идти за своим гордым барином: «…умрём, не оставим тебя, идём с тобою».

Композиция

1. Составьте план основных событий глав VIII-XI в той последовательности, в какой они описаны в романе. Восстановите истинный ход событий. С какой целью А. С. Пушкин нарушает временную последовательность событий?

1. План главных событий глав \ЧП-Х1.

1) Француз-учитель прибыл в Покровское.

2) Разговор Кирилы Петровича с французом.

3) «Благородные увеселения российского барина».

4) Дефорж убивает медведя.

5) «…гости начали съезжаться».

6) Торжественный обед в Покровском.

7) Рассказы Спицына и Глобовой.

8) Приметы Дубровского.

9) Окончание праздничка.

10) Антон Пафнутьевич ложится спать в комнате Дубровского.

11) Дефорж-Дубровский грабит Спицына.

12) Учитель-француз ждёт лошадок в доме смотрителя.

13) Дубровский покупает у француза документы.

14) Дубровский с бумагами француза является к Троекурову и становится учителем Саши.

15) Утренний отъезд ограбленного Спицына.

Пушкин нарушает настоящий ход событий. Поначалу Дубровский повстречал на станции француза, ожидающего лошадок, и купил у него документы. Потом Дубровский с бумагами француза явился в дом Троекурова как учитель для Саши. Через некое время состоялся праздничек в доме Дубровского, после которого пугливый Спицын возжелал ночевать в комнате Дефоржа, потому что веровал в его храбрость. Днем Дефорж, внезапно превратившись в Дубровского, ограбил Спицына, после этого тот уехал восвояси.

Пушкин нарушает временную последовательность событий для того, чтоб сделать тайну, интригу, вызвать напряжённый энтузиазм читателей.

2. Сравните описание двух усадеб: Покровского и Кисте- нёвки (гл. III). Какой вывод можно сделать из этого сопоставления?

Сравнивая описания 2-ух усадеб - Покровского и Кистенёвки, можно сказать, что Троекуров был обеспеченный помещик, а Дубровский- бедный. Усадьба Троекурова размещалась в прекрасном месте, на берегу пруда. На одном из бугров высился большой каменный дом, на другом - пятиглавая церковь и древная колокольня.

Усадьба Дубровского представляла собой серенький домик с красною кровлею, стоящий на открытом месте неподалеку от берёзовой рощи.

По этим описаниям можно отлично представить для себя обстановку, в какой жили и действовали герои произведения.

Автор вводит в повествование рассказы Спицына и Глобовой, чтоб показать представление, которое сложилось у близлежащих помещиков о Дубровском, выразить противоречивые чувства людей в адресок разбойника поневоле, более много представить читателям вид головного героя.

I. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян
Беседа
Беседуем по вопросам учебника к главам, которые было задано прочитать дома (с. , ч. 1).
Если глава III прочитана и прокомментирована на предыдущем уроке, беседу по вопросам начинаем с главы IV. Важно, чтобы учащиеся осваивали работу с текстом, учились подтверждать свои мысли цитатами.
— Как воспринял Троекуров известие о вступлении во владение имением?
Троекуров смутился: «От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала. Он знал, в каком состоянии находился его противник, старый товарищ его молодости, и победа не радовала его сердце».

— Какие противоположные чувства испытывал Троекуров? «Удовлетворенное мщение и властолюбие заглушали до некоторой степени чувства более благородные, но последние наконец восторжествовали».
— Почему примирение бывших друзей оказалось невозможным?
Раскаяние, которое испытал Троекуров, возникло слишком поздно.

Глава V
После смерти отца Владимир Дубровский чувствовал душевную скорбь. Пушкин пишет, что лицо Владимира было страшно, что он не мог ни плакать, ни молиться. Автор не называет прямо тех чувств, которые испытывал молодой человек, но мы можем предположить, что он ожесточился, что он испытывал чувство уязвленной гордости и желания отомстить за смерть отца. Христианство велит прощать своим врагам, но Владимир Дубровский не хотел простить Троекурова и поэтому не мог молиться.
— Найдите и прочитайте эпизод, в котором раскрываются чувства Владимира Дубровского. Какой прием использует автор, чтобы описать состояние героя?
Переживания Дубровского Пушкин передает с помощью описания чащи, куда он отправился после похорон. Владимир шел по чаще, не разбирая дороги, «...сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал».
Как Дубровский не разбирал дороги в чаще, так он не мог разобрать и своих смятенных чувств: «...мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его... Сильно чувствовал он свое одиночество».
— В отрывке, описывающем Владимира в чаще леса, найдите эпитеты. Как они помогают читателю понять состояние героя? (От слов: «Наконец достигнул он...» до «Сильно чувствовал он свое одиночество».)
— Как ведут себя судейские чиновники, приехавшие «вводить во владение» Троекурова? (2-й вопрос учебника.)
Судейские чиновники, представители закона, приехавшие «вводить во владение» Троекурова, ведут себя вызывающе. Они позволяют беспардонные высказывания в адрес Дубровского, угрожают его крестьянам, потому что чувствуют за своей спиной силу и власть, подкрепленную деньгами Троекурова.
Гнев и возмущение крестьян нарастает постепенно, но особенное возмущение крестьяне испытывают, когда чиновник оскорбляет самого Дубровского, барина и законного владельца имения, и внушает крестьянам, что их барин — Троекуров. Сначала чиновникам отвечает голос из толпы, затем в толпе поднимается ропот, он усиливается и переходит в ужаснейшие вопли. Толпа приходит в движение.
— Найдите и прочитайте реплику «голоса из толпы», ответ на нее исправника и возражение того же голоса. Почему исправник так возмутился словами крестьянина?
— Почему Владимир Дубровский не дает возможности разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками? (4-й вопрос учебника.)
Владимир Дубровский не дает разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками, потому что не хочет становиться игрушкой в руках толпы крестьян, не хочет становиться соучастником расправы и надеется на справедливость царя.

Глава VI
Владимир Дубровский пришел к решению сжечь «печальный дом» после того, как он по-новому увидел портрет матери, прочитал ее письма к отцу, где она рассказывала о маленьком сыне, и услышал голоса подьячих, которые требовали то одного, то другого, своим присутствием и поведением оскверняя светлую память об отце и матери Дубровского. Поможем школьникам увидеть антитезу во втором абзаце главы: «мир семейственного счастия», в который погрузился Дубровский, читая письма своей матери, противопоставлен реальности, в которой Владимир Дубровский видит попранную честь отца и вызывающее поведение подьячих.
— Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому? (2-й вопрос учебника.)
Крестьяне присоединились к Дубровскому, потому что возмутились тем, что ими собираются командовать и распоряжаться не природные дворяне (чье право владеть землей и людьми они считали незыблемым), а подьячие, люди неблагородного происхождения. Архип-кузнец говорит: «...слыхано ли дело, подьячие задумали нами владеть, подьячие гонят наших господ с барского двора...» Оскорбление, нанесенное своему господину, крестьяне воспринимали как собственное оскорбление.
— Почему кузнец Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку? (3-й вопрос учебника.)
3-й вопрос достаточно сложен. Кузнец Архип губит подьячих, но с риском для жизни спасает кошку с крыши горящего сарая. Он говорит детям, которые смеются над жалким животным: «Бога вы не боитесь: Божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь...» Архип воспринимает кошку как Божию тварь, спасти которую будет делом, угодным Богу, но подьячих не воспринимает как людей, достойных спасения: в его понимании они нарушили установленный Богом и царем закон. Помогая Троекурову вершить неправедный суд, они нарушили Божьи заповеди: помогли одному человеку украсть у другого имение, лгали и нарушали клятву, по которой обязаны были говорить правду.
Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:
«— Архипушка, — говорила ему Егоровна, — спаси их, окаянных, Бог тебя наградит.
— Как не так, — отвечал кузнец».
— Где мы уже слышали эти слова?
Сделаем вывод, что в сцене с приказными (глава V) «голос из толпы» принадлежал кузнецу.
Рассмотрим иллюстрацию Д. А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» (с. 93 учебника).
Составьте устный рассказ по этому рисунку.
На иллюстрации Д. А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» в центре рисунка изображен молодой барин Владимир Андреевич Дубровский. Он как будто бы только что поднес лучину к сену, которое ярко вспыхнуло; «пламя взвилось и осветило весь дом». Дубровский снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, и смотрит на огонь. Слева от него стоит, опираясь на его руку, нянька Орина Егоровна Бузырева, в белом платке и переднике, грустно опустив голову. За ней мы узнаем фигуры крепостных господ Дубровских: это кучер Антон с черными волосами и бородой, светловолосый Гриша, сын Егоровны, и — за фигурой Антона — кузнец Архип, который запер на ключ приказных, но с риском для жизни спас кошку с крыши горящего сарая.
Слева мы видим огонь пожара. Языки пламени протягиваются к Дубровскому. На заднем плане стоят лошади, наверху, над группой людей, искры от пожара летят к черному небу.
Вся фигура Дубровского выражает гордость и чувство внутреннего достоинства. Фигуры крепостных людей выражают угрюмую решимость идти за своим гордым барином: «...умрем, не оставим тебя, идем с тобою».

Роман Пушкина «Дубровский» дает нам пример бессмысленной вражды между людьми, которая ведет к гибели, разрушает судьбы. Генерал Троекуров имеет много спеси и амбиций, все в округе уважают и боятся его (или просто делают вид). Он считает себя вправе вершить правосудие. Роман был неоднозначно воспринят критиками, но стал одним из самых популярных произведений писателя среди читательской публики.

Конфликт между соседями

Троекуров ведет широкую барскую жизнь, принимает множество гостей, придумывает развлечения. По существу, он презирает всех, кроме своего старо товарища, Дубровского. Большая слабость генерала, его собаки и псарни. Однажды, псарь Троекурова оскорбил Дубровского, сосед попросил у генерала объяснений, но тот проигнорировал его просьбу. Эти обстоятельства породили ряд недоразумений, в результате чего Дубровский уехал домой, а Троекуров затаил на него обиду и решил отомстить.

Месть

Троекуров предпринял ряд незаконных и необоснованных мер, которые погубили Дубровского и запустили цепь плачевных событий:

  • подкупил чиновников;
  • подделал документы собственности на имение Дубровского;
  • отсудил у Дубровского его родовое имение, таким образом, обесчестил его, лишил его детей источников дохода;
  • стал причиной смерти своего старого боевого товарища, который, не выдержав потрясения умер;
  • не извинился перед сыном товарища, не раскаялся, воспринял все как должное.

Таким образом, месть генерала удалась. Он удовлетворил свои амбиции и самолюбие. Не учел Троекуров, что у старика был сын, который восстал против несправедливости. Молодой Дубровский создал отряд из крестьян и объединил их против генерала, в порыве гнева сжег свой старый дом вместе с продажными чиновниками. Под видом француза-учителя поселился в усадьбе своего врага, хорошо изучил быт генерала. Дубровский влюблен в дочь Троекурова, он открывается перед ней, молодые люди планируют план побега из дома генерала. Планы расстроились из-за стечения обстоятельств, Марию отец отдает насильно замуж, а Дубровский бежит заграницу.

Беседа

Беседуем по вопросам учебника к главам, которые было задано прочитать дома (с. 146-147, ч. 1).

Если глава III прочитана и прокомментирована на предыдущем уроке, беседу по вопросам начинаем с главы IV. Важно, чтобы учащиеся осваивали работу с текстом, учились подтверждать свои мысли цитатами.

Как воспринял Троекуров известие о вступлении во владение имением?

Троекуров смутился: «От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала. Он знал, в каком состоянии находился его противник, старый товарищ его молодости, и победа не радовала его сердце».

Какие противоположные чувства испытывал Троекуров? «Удовлетворенное мщение и властолюбие заглушали до некоторой степени чувства более благородные, но последние наконец восторжествовали».

Почему примирение бывших друзей оказалось невозможным?

Раскаяние, которое испытал Троекуров, возникло слишком поздно.

Глава V

После смерти отца Владимир Дубровский чувствовал душевную скорбь. Пушкин пишет, что лицо Владимира было страшно, что он не мог ни плакать, ни молиться. Автор не называет прямо тех чувств, которые испытывал молодой человек, но мы можем предположить, что он ожесточился, что он испытывал чувство уязвленной гордости и желания отомстить за смерть отца. Христианство велит прощать своим врагам, но Владимир Дубровский не хотел простить Троекурова и поэтому не мог молиться.

Найдите и прочитайте эпизод, в котором раскрываются чувства Владимира Дубровского. Какой прием использует автор, чтобы описать состояние героя?

Переживания Дубровского Пушкин передает с помощью описания чащи, куда он отправился после похорон. Владимир шел по чаще, не разбирая дороги, «...сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал».

Как Дубровский не разбирал дороги в чаще, так он не мог разобрать и своих смятенных чувств: «...мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его... Сильно чувствовал он свое одиночество».

В отрывке, описывающем Владимира в чаще леса, найдите эпитеты. Как они помогают читателю понять состояние героя? (От слов: «Наконец достигнул он...» до «Сильно чувствовал он свое одиночество».)

Как ведут себя судейские чиновники, приехавшие «вводить во владение» Троекурова? (2-й вопрос учебника.)

Судейские чиновники, представители закона, приехавшие «вводить во владение» Троекурова, ведут себя вызывающе. Они позволяют беспардонные высказывания в адрес Дубровского, угрожают его крестьянам, потому что чувствуют за своей спиной силу и власть, подкрепленную деньгами Троекурова.

Гнев и возмущение крестьян нарастает постепенно, но особенное возмущение крестьяне испытывают, когда чиновник оскорбляет самого Дубровского, барина и законного владельца имения, и внушает крестьянам, что их барин - Троекуров. Сначала чиновникам отвечает голос из толпы, затем в толпе поднимается ропот, он усиливается и переходит в ужаснейшие вопли. Толпа приходит в движение.

Почему Владимир Дубровский не дает возможности разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками? (4-й вопрос учебника.)

Владимир Дубровский не дает разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками, потому что не хочет становиться игрушкой в руках толпы крестьян, не хочет становиться соучастником расправы и надеется на справедливость царя.

Глава VI

Владимир Дубровский пришел к решению сжечь «печальный дом» после того, как он по-новому увидел портрет матери, прочитал ее письма к отцу, где она рассказывала о маленьком сыне, и услышал голоса подьячих, которые требовали то одного, то другого, своим присутствием и поведением оскверняя светлую память об отце и матери Дубровского. Поможем школьникам увидеть антитезу во втором абзаце главы: «мир семейственного счастия», в который погрузился Дубровский, читая письма своей матери, противопоставлен реальности, в которой Владимир Дубровский видит попранную честь отца и вызывающее поведение подьячих.

Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому? (2-й вопрос учебника.)

Крестьяне присоединились к Дубровскому, потому что возмутились тем, что ими собираются командовать и распоряжаться не природные дворяне (чье право владеть землей и людьми они считали незыблемым), а подьячие, люди неблагородного происхождения. Архип-кузнец говорит: «...слыхано ли дело, подьячие задумали нами владеть, подьячие гонят наших господ с барского двора...» Оскорбление, нанесенное своему господину, крестьяне воспринимали как собственное оскорбление.

Почему кузнец Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку? (3-й вопрос учебника.)

3-й вопрос достаточно сложен для шестиклассников. Кузнец Архип губит подьячих, но с риском для жизни спасает кошку с крыши горящего сарая. Он говорит детям, которые смеются над жалким животным: «Бога вы не боитесь: Божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь...» Архип воспринимает кошку как Божию тварь, спасти которую будет делом, угодным Богу, но подьячих не воспринимает как людей, достойных спасения: в его понимании они нарушили установленный Богом и царем закон. Помогая Троекурову вершить неправедный суд, они нарушили Божьи заповеди: помогли одному человеку украсть у другого имение, лгали и нарушали клятву, по которой обязаны были говорить правду.

Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:

«- Архипушка, - говорила ему Егоровна, - спаси их, окаянных, Бог тебя наградит.

Как не так, - отвечал кузнец».

Где мы уже слышали эти слова?

Сделаем вывод, что в сцене с приказными (глава V) «голос из толпы» принадлежал кузнецу.

Рассмотрим иллюстрацию Д. А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» (с. 93 учебника).

- Составьте устный рассказ по этому рисунку.

На иллюстрации Д. А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» в центре рисунка изображен молодой барин Владимир Андреевич Дубровский. Он как будто бы только что поднес лучину к сену, которое ярко вспыхнуло; «пламя взвилось и осветило весь дом». Дубровский снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, и смотрит на огонь. Слева от него стоит, опираясь на его руку, нянька Орина Егоровна Бузырева, в белом платке и переднике, грустно опустив голову. За ней мы узнаем фигуры крепостных господ Дубровских: это кучер Антон с черными волосами и бородой, светловолосый Гриша, сын Егоровны, и - за фигурой Антона - кузнец Архип, который запер на ключ приказных, но с риском для жизни спас кошку с крыши горящего сарая.

Слева мы видим огонь пожара. Языки пламени протягиваются к Дубровскому. На заднем плане стоят лошади, наверху, над группой людей, искры от пожара летят к черному небу.

Вся фигура Дубровского выражает гордость и чувство внутреннего достоинства. Фигуры крепостных людей выражают угрюмую решимость идти за своим гордым барином: «...умрем, не оставим тебя, идем с тобою».


Top