Двое на качелях спектакль продолжительность. Билеты на двое на качелях в театре современник

Режиссер - Елена Ненашева
Сценография - Юлия Сухарева
Хореография - Ксения Тернавская
Композитор - Павел Канторов

В спектакле участвуют:
Гитель - Рина Гришина
Джерри - Сергей Петров

То назад, то вперед, то в прошлое, то в будущее, то к бывшей возлюбленной, то к настоящей – на таком аттракционе предлагает прокатиться по своей жизни главный герой пьесы Уильяма Гибсона. Неопределенность выбора, неспособность принять решение, неуверенность в своих желаниях – вот в чем причины драмы Джерри и Гитель. Однако для меня спектакль Елены Ненашевой, премьера которого состоялась 02 апреля на сцене "Дома Высоцкого на Таганке", открыл совершенно другой образ качелей в этой истории – качелей как возможности недолгого, но такого сладкого ощущения полета, от которого захватывает дыхание и приятно кружится голова, который дарит счастье и радость, однако таит в себе опасность упасть и больно удариться, что и происходит с главной героиней.

Спектакль начинается с легкого и воздушного танца главной героини Гитель. Точнее, двух Гитель - одну зритель видит на экране. Плавные движения актрисы Рины Гришиной успокаивают и практически гипнотизируют, однако неожиданно прервавшаяся музыка заставляет вздрогнуть и приготовиться к эмоционально напряженному сюжету. Та Гитель, что на экране, резко замирает в стоп-кадре, предлагая запомнить ее именно такой невесомой, давая понять, что с этого момента ее жизнь и она сама сильно изменятся.


С первых минут невозможно не задержать взгляд на необычном изображении на заднике сцены - сначала кажется, что это просто некая абстракция, выбранная художником Юлией Сухаревой, исключительно чтобы занять внимание зрителей во время пауз, однако присмотревшись, начинаешь узнавать очертания знаменитых нью-йоркских мостов, стальные прутья которых переплелись в замысловатую сеть. Мосты важны в этой истории не только в связи с тем, что Джерри пытается сжечь те из них, что связывают его с прошлым и боится построить новые в будущее, от чего всё больше и больше запутывается в настоящем. В конце мы узнаем, что их очень любит его бывшая жена Тесс. После упоминания об этом изображение на фоне перестает казаться таким уж занятным и любопытным, оно неприятно режет взгляд каждого, кому полюбилась "отпетая уличная девчонка" Гитель. Джерри не мог смотреть на мосты Нью-Йорка без боли, потому что хотел, чтобы их увидела и Тесс. Зрителям тяжело на них смотреть, потому что в их переплетениях становится заметна лишь бесконечная паутина, в которую Тесс поймала Джерри.

Особая связь Гитель и Джерри передана с помощью телефонных разговоров, для которых героям на самом деле не нужны ни провода, ни трубки, ни операторы: достаточно лишь мысли, взгляда - и вот собеседник уже отвечает "Алло!". Да кажется, им и слова не так уж были необходимы, чтобы понимать друг друга. Тем больнее осознавать безоговорочный конец истории, когда в последней сцене, чтобы проститься с Гитель, Джерри приходится взять в руки трубку и набрать номер на телефонном аппарате - необъяснимая и волшебная связь прерывается навсегда.


В комнате Гитель внимание привлекает манекен, на котором в начале истории аккуратно висит балетный костюм, сшитый Гитель по заказу знакомой. В середине спектакля костюм сменяют галстуки Джерри, а в конце манекен остается пустой - в глаза бросается черная, мрачная фигура без рук, ног и головы, навевая ассоциации с жизнью Гитель, из которой Джерри вытеснил абсолютно всё, что было до него, а потом ушел, оставив ни с чем.

Безусловно, всю тонкость и напряженность отношений между героями невозможно было бы ощутить без образов, созданных талантливыми молодыми актерами Риной Гришиной и Сергеем Петровым. Глядя в их глаза, наполненные то радостью, то волнением, невозможно представить, что за пределами сцены их ждет другая жизнь, совершенно не связанная с переживаниями Гитель и Джерри.

Перемены, которые происходят на протяжении спектакля с Риной Гришиной, не могут не впечатлить. На глазах у зрителей тяжело и печально взрослеет этот "детеныш", как ласково называет ее Джерри. Светлые локоны, обрамляющие лицо Гитель, делают ее похожей на солнце, добавляя еще больше тепла, наивности и искренности ее образу. И вот постепенно из ее взгляда уходит лёгкость, а на лице, таком юном и свежем, даже начинают мерещиться морщины. В одной из последних сцен герои собирают вещи Джерри в коробки, на которых видны надписи "Fragile" и "Handle with care" - так аккуратно и бережно хранит свое прошлое Джерри. Одним из мест в его жизненном багаже станет и Гитель - очень хрупким и очень ценным.


В конце спектакля снова был танец, и состоял он из тех же па, что и в начале. Вот только движения были более резкие и обрывистые, и исполняла его уже совсем другая Гитель - с опущенными глазами, сведенными бровями и плотно сжатыми губами.

Сюжет пьесы “Двое на качелях” сложно назвать оригинальным и выделяющимся на фоне сотни других романтических произведений, однако после спектакля Елены Ненашевой еще долго не покидают смешанные чувства, преобладает среди которых удивление. Удивление от того, как трогательно, искренне, небанально и непошло может быть показана такая простая в общем история любви.

Постановка “Двое на качелях” - это особенная постановка не только для всего Современника, но для ее главного режиссера - Галины Волчек. Именно с этой работы началась деятельность знаменитого постановщика. Впервые спектакль был представлен около 50 лет назад. Буквально в первые же показы премьеры он завоевал обожание публики. Но, ничто не вечно и со временем, со сцены он перебрался в архив.

В настоящее время содержание постановки «Двое на качелях» вновь актуально для зрителей и вот - работа блистает на подмостках театра Современник. Интересно, что во время многих лет, когда история демонстрировалась на сцене, не было сделано ни одной записи. Поэтому Волчек представляет Шоу так же, как и в первый раз. Сюжет снова внимательно изучается, поднимаются все уточняющие факты и детали, которые имели отношение к работе.

Описание сюжета «Двое на качелях» уже сейчас позволяет понять, что на сцене представляется не растиражированная из-за своих острых социальных политических тем драма. Суть постановки намного глубже, она рассказывает об обыкновенных человеческих чувствах, которые могут вспыхнуть когда и где угодно, вне зависимости от времени, места и обстоятельств.

Обзор спектакля «Двое на качелях», пусть и является довольно подробным, но не сможет передать самого главного. Эмоции, чувства, которые представляют актеры, нельзя передать ни одним самым высококачественным видео. Описание спектакля «Двое на качелях» способно только ознакомить вас с тем, что будет примерно происходить на сцене. Самое интересное произойдет непосредственно в зрительном зале.

Еще одним несомненным плюсом является то, что центральное место в спектакле «Двое на качелях» принадлежит очаровательной паре, которая так полюбилась публике: на сцене вы увидите Чулпан Хаматову и Кирилла Сафонова. С участием талантливых артистов постановка приобретает «новое лицо» и кажется, что представление не переделано, а создано с нуля. По признанию артистки играть Гитель (опытную танцовщицу) непросто. «Двое на качелях» в Современнике, скорее, напоминают личную историю отдельно взятого человека. А подобная ситуация может произойти с каждым. Понимание этого факта и определяет дальнейшую оценку.

«Двое на качелях» (Современник, Москва) - история об огромном городе, который является олицетворением одиночества. О том, как герои не могут найти главное - вторую половинку в человеке, находящемся рядом и постоянно ускользающем из вида. Качели раскачиваются все сильнее, отношения запутывается. Как остановить некогда потревоженный «маятник» и привести все в порядок, и возможно ли это? Расскажут уже на своем примере артисты театра. Так выглядит краткое содержание постановки «Двое на качелях».

В репертуаре каждого старого театра столицы есть спектакли, которые «оседают» и стабильно держатся в списке золотого фонда коллектива. Современник - не исключение. У него тоже есть лучшее из лучших. В его списке шедевров неизменно присутствует спектакль «Двое на качелях», билеты на который, несмотря на огромный репертуарный «стаж» постановки в Современнике, бывает не достать!

Об истории создания спектакля и истории его популярности

В 1962 году пьеса Уильяма Гибсона стала теми «качелями», на которых взметнулась верх режиссерская судьба Галины Волчек. Это был первый поставленный ею спектакль. Это была работа, которая во многом определила ее собственную дальнейшую творческую судьбу.

Спектакль продержался много сезонов. Его давали без малого 30 лет! Менялись актерские составы, декорации, костюмы, а «Двое на качелях» все также радовали театралов. В главных ролях были задействованы в разные времена:

— Татьяна Лаврова и Михаил Казаков;

— Лилия Толмачева и Геннадий Фролов;

— Елена Яковлева, Николай Попков и Александр Кахун во втором составе.

В конце прошлого века спектакль ушел. Именно ушел, пропал из репертуара. Более полувека спустя после первой постановки Галина Волчек решила вернуться к культовой пьесе. Это было не возрождение.

Режиссер предложила новую, ни в чем не повторяющую предыдущую постановку версию.

Впрочем, спектакль и невозможно было в точности повторить, ведь не сохранилось ни одной записи - только черно-белые, старые и потертые фотографии.

Безвозвратно изменилось и время, и зритель. Стала иной и приобрела огромный профессиональный и жизненный опыт сама Галина Волчек.

История любви и одиночества

«Двое на качелях» - это история большой любви и большого одиночества. «Двое на качеляэ» - это история, рассказанная тонко, изящно, с такой щемящей и искренней болью, которая кажется уже невозможна в наш прагматичный и стремительный век.

Герои спектакля мучительно пытаются обрести друг в друге свою половину, разобраться в своих таких сильных, но таких противоречивых чувствах. Получится ли у них? Ответ на этот вопрос ищет каждый зритель в зале.

Актеры и роли

Давать ответ на основной вопрос режиссеру в немалой степени помогает талантливая работа художников П. Каплевича и Д. Исмагилова. Они прониклись духом спектакля и воплотили ощущения в искусный фон.

Главную ставку Г. Волчек сделала, и не ошиблась, на актерскую игру Чулпан Хаматовой и Кирилла Сафонова. В одном из интервью режиссер Современника назвала спектакль «своим поклоном психологическому русскому театру».

В первой версии постановки «Двое на качелях» покоряли зрителя великие актеры. Они не просто воплотили на подмостках главных геров - танцовщицу Гитель и адвоката Джереми. Они невероятно высоко подняли планку.

— Сегодня на сцене Современника на шатких качелях человеческих отношений раскачиваются Чулпан Хаматова и Кирилл Сафонов.

— Они радуют глубоким проникновением во внутренний мир героев, филигранной передачей тончайших эмоций.

— С первых минут до финального занавеса актеры держат в напряжении зрительный зал.

— Их удивительно слаженная, проникновенная игра воздействует гораздо сильнее любых спецэффектов.

Купить ли билеты на спектакль «Двое на качелях» в Современник? Решать вам. В одном можно быть уверенным на 100%: новая версия не разочарует. Создатели ее предлагают всем нам на какое-то время отвлечься от каждодневной суеты и пристально всмотреться в человека как такового, со всеми его метаниями и слабостями, с его так часто нереализованной, но непреодолимой потребностью в любви как в единственной силе, способной помочь выжить и выстоять.

Уильям Гибсон
Двое на качелях

Продолжительность спектакля 2 часа 40 минут. Спектакль идет с одним антрактом.

Действующие лица и исполнители:

  • Гитель Моска -
  • Джерри Райн - Кирилл САФОНОВ

Постановка - Галина ВОЛЧЕК
Сценография - Павел КАПЛЕВИЧ
Костюмы - Павел Каплевич, Елена Теплицкая
Свет - Дамир Исмагилов
Пластика - Татьяна Тарасова
Музыкальное оформление - Софья Кругликова
Режиссер-ассистент - Олег Плаксин

«Двое на качелях» - спектакль особенный не только для театра «Современник», но и его руководителя, Галины Волчек. Именно с этой постановки много лет назад началась ее режиссерская карьера. Сложно поверить, но с тех пор прошло больше полувека! Вот только оказывается, что за это время мало что изменилось в человеческих отношениях. Людям по-прежнему не хватает тепла и добра.

О спектакле «Двое на качелях»

«Двое на качелях» - это не повтор спектакля пятидесятилетней давности. Это совершенно новая постановка. По-прежнему в центре внимания история об огромном городе, олицетворяющем одиночество. О человеческих отношениях и чувствах, которые запутываются так же быстро, как раскачиваются качели. Вот только рассказана она совеем иначе. Так, как этого требует современное общество, уставшее от агрессии и боли.

Актеры и режиссер

Галина Волчек – это режиссер, не нуждающийся в представлении. За свою жизнь она поставила десятки спектаклей, ставших золотым фондом «Современника» и театральной классикой. Самые «свежие» среди них – «Игра в джин», «Мурлин Мурло», «Три сестры», «Заяц. Love story» и другие. В каждую свою работу Галина Борисовна вкладывает душу, особое внимание уделяя подбору актеров, которые смогли бы передать чувства, эмоции, настроения так, как их видит она сама.

В том, кто будет исполнять главную женскую роль в спектакле «Двое на качелях» не возникало даже сомнений - никто не мог «перевоплотиться» в Гитель лучше, чем Чулпан Хаматова. А вот нового Джерри искали долго – в итоге Галина Волчек решила пригласить Кирилла Сафронова.

Когда спектакль уже ввели в репертуар и «отгремели» премьерные показы, Чулпан Хаматова решила взять творческий отпуск. И тут произошла очень неожиданная замена – ее место заняла Кристина Орбакайте, в которой Волчек сумела разглядеть актерский талант. В 2018 году «Двое на качелях» - это спектакль сразу двух актрис, несмотря на то, что женская роль в нем одна.

Как купить билеты на спектакль «Двое на качелях»

Не важно, сколько месяцев или лет прошло со дня премьеры – спектакли, поставленные Галиной Волчек в «Современнике», всегда идут с аншлагом. Не стоит даже говорить о том, что купить билеты на «Двое на качелях» было, есть и еще долго будет очень сложно. Мы готовы помочь вам избежать очередей в кассы и общения с мошенниками, предлагающими «лишний билетик» втридорога. Обращаясь в нашу компанию, каждый клиент может рассчитывать на:

  • сопровождение персонального менеджера, который поможет подобрать лучшие места в любой ценовой категории и ответит на все интересующие вопросы;
  • возможность оформить заказ онлайн или по телефону, а также оплатить его любым удобным способом: картой, банковским переводом и даже наличными при получении;
  • бесплатную курьерскую доставку заказов по Москве и Санкт-Петербургу;
  • скидки при одновременной покупке более 10 билетов.

Также скидки предусмотрены для тех, кто из обычного клиента стал постоянным! Таких мы особенно ценим и любим, и всегда готовы преподносить им приятные сюрпризы.

Что и говорить – премьера спектакля «Двое на качелях» взбудоражила театральный мир Москвы. Критики, эксперты и просто зрители ожидали от постановки многого – и все эти ожидания действительно оправдались! Вот только можно ли верить рецензиям и отзывам? Ведь эту трогательную историю нужно «прочувствовать» самому!

Гибсон Уильям

Двое на качелях

Действие первое

Картина первая

Обе комнаты

Ранние сентябрьские сумерки. В раскрытые окна обеих комнат доносится уличный шум. Комната Гитель пуста. Джерри в своей комнате сидит на кушетке с сигаретой во рту и водит пальцем по странице телефонной книги, лежащей на полу возле его ног. Джерри лет тридцать с небольшим; он очень высокого роста с привлекательной внешностью. В нем чувствуется скрытая грусть, а под ней - еще глубже запрятанное озлобление. Одет он скромно, даже небрежно, но в этой убогой обстановке его костюм кажется почти изысканным. Постель на кушетке не убрана, на табуретке стоит пишущая машинка, сверху брошена какая-то одежда, на давно не метенном полу валяется элегантный раскрытый чемодан, в углах, у плинтусов, - скопление мусора и паутины.

Найдя в книге нужный номер, Джерри набирает его. В комнате Гитель звонит телефон. После четвертого звонка Джерри кладет трубку. Одновременно в комнате Гитель слышно, как в замке поворачивается ключ. Вбегает Гитель с продуктовой сумкой в руке, бросается к телефону, хватает трубку.

Гитель (запыхавшись): Да, алло! (пауза) А, черт! (кладет трубку)

Гитель смугла и худа, сколько ей лет, определить трудно. Ее, пожалуй, не назовешь хорошенькой - у нее слишком своеобразная внешность. Она нервна, грубовата, но с особым обаянием, которым она обязана своей неистребимой веселой энергии. На ней туфли без каблуков, широкая пестротканная юбка, свитер, и все это не к лицу и сидит как-то нескладно. Ее движения порывисты и напряженно суетливы, как у птицы на земле. Гитель и Джерри, каждый у себя, занимаются своими делами. Джерри, поставив чемодан на кушетку, вынимает одежду, - отличную куртку, отличный костюм, отличное пальто - и развешивает на вешалке - круглой палке, укрепленной поперек угла. Когда он ставит под вешалку ботинки, один конец палки соскальзывает с подпорки и все вещи валятся ему на голову.

Джерри : У, с-собака! (сбрасывает все на пол и идет в кухню, откуда приносит деревянный брусочек, молоток и гвозди. Кое-как прибивает брусок и, водрузив палку на место, начинает снова развешивать вещи - на этот раз палка держится.)

Тем временем Гитель с продуктовой сумкой идет на кухню, по пути останавливается перед манекеном и критически оглядывает наколотый на нем кричаще яркий лиф. Несколько секунд стоит неподвижно, потом свободной рукой откалывает ворот и прикрепляет его по-новому. Отступив назад, смотрит на свою работу, на лице ее отвращение.

Гитель : Мерзость какая! (Швыряет булавки на пол и идет в кухню; видно, как она выливает молоко в кастрюльку и ставит на газовую плиту. Остальные покупки кладет на полку и в холодильник.)

Джерри, покончив с вешалкой, в раздумье глядит на телефон, потом садится на кушетку и, посмотрев в телефонную книгу, набирает номер. В комнате Гитель звонит телефон.

Гитель (подбегает к телефону после второго звонка, когда Джерри уже собирается положить трубку): Да, алло?

Джерри (тон его изысканно вежлив, но, совершенно независимо от того, что он говорит, в нем сквозит бесстрастная ирония): Гитель Моска, пожалуйста.

Гитель : Я слушаю. Кто это?

Джерри : Это Джерри Райан. Я видел вас в числе пока еще не опознанных личностей вчера у Оскара. Мы с ним из одного города, когда-то встречались, хотя нельзя сказать, чтоб были на короткой ноге…

Гитель : Да-да?

Джерри : …наверное, потому, что я чересчур длинноногий. Рост - сто восемьдесят семь сантиметров. (выждав, добавляет для уточнения) И рыжая борода…

Гитель : А, вы тот самый в берете, который весь вечер молчал!

Джерри : Я не нашел в магазинах берета, который умел бы рассказывать анекдоты. Вчера я случайно услышал, что вы хотите продать холодильник, может, я зайду посмотреть?!

Гитель : На холодильник?

Джерри : Для начала, хотя бы на него.

Гитель : Но это не холодильник, это ледник, просто ящик для льда.

Джерри : Тем лучше. Экономия электричества - прекрасный образец американской практичности. Я могу быть у вас через…

Гитель : Так ведь я его уже отдала!

Джерри (после паузы; эта неожиданность опрокинула его планы): Вот как! Не очень любезно с вашей стороны.


Top