Картины рериха в частных музеях. Гибнущее наследие Рерихов из музея Востока (фоторепортаж)

Путешествуя по старинным залам усадьбы Лопухиных, в которых разместился Музей имени Н.К. Рериха, соприкасаясь с великим творчеством человеческого духа, мы словно совершаем путешествие во времени. Из суетного настоящего переносимся в другое измерение - вечное время космических истин, исканий духа и творческих озарений. Из небольшого пространства Музея попадаем в необъятный мир, многогранный, красивый и загадочный, – мир семьи Рерихов, которые своей жизнью и творчеством показали, что самые чудесные легенды могут стать для нас реальностью, если мы встаем на путь нравственного, духовного совершенствования, расширения сознания, если мы вспоминаем о своих основах, если принимаем в свое сознание понятие Вечности и Беспредельности.

Эпиграфом ко всей музейной экспозиции служит Вводный зал . На стенах этого зала – уникальные картины Н.Г. Волковой, в которых символически отражены важнейшие этапы культурно-духовной эволюции человечества.



Образ Земли Русской возникает на живописных полотнах Н.К. Рериха, представленных в Русском зале . Созданные в разные годы, проникнутые любовью к Родине, картины художника несут в себе «слово и завет о России». О многогранной деятельности Николая Константиновича на благо великой русской культуры рассказывают экспонаты зала.



Духовным наставникам Рерихов, Мудрецам Индии, Великим Учителям человечества, в сотрудничестве с которыми было создано Учение Живой Этики, посвящен Зал Учителей – один из самых красивых залов Музея, восстановленный по архивным материалам точно таким, каким он был в 18 веке.



Первый в мире Гималайский Институт научных исследований был создан семьей Рерихов в гималайской долине Кулу, где они провели большую часть своей жизни в Индии. В зале Кулу – первые выпуски «Журнала Гималайского института «Урусвати» и печать Института, фотографии дома, где жили Рерихи, личные вещи Николая Константиновича и его семьи, старинная бронза из их коллекции, картины Н.К. и С.Н. Рерихов.


Исторические документы из архива Рерихов, размещенные в экспозиции зала Знамени Мира , представляют Николая Константиновича как личность планетарного масштаба, как общественного деятеля, поднявшего над Землей Знамя Мира – Знамя Культуры. Знамя Мира стало символом Пакта Рериха – первого международно-правового акта, специально посвященного охране культурных ценностей.



Зал Юрия Рериха посвящен старшему сыну Елены Ивановны и Николая Константиновича – востоковеду, путешественнику, археологу, искусствоведу, историку и лингвисту.

В корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка выдающегося художника Николая Рериха. Экспозиция ярко демонстрирует основные черты его творчества: яркую декоративность, обобщенный и мифологизированный взгляд на историю и природу, а также выраженный интернационализм.

На выставке в корпусе Бенуа посетители увидят работы раннего, так называемого «русского периода» творчества Рериха, а также полотна и этюды индийского периода жизни, переданные Русскому музею в 1960 году старшим сыном художника, ученым-востоковедом Юрием Рерихом. В частности, это «Скалы Лахула. (Знаки Гесэра)», «Нанда -Деви», «Тибет. Монастырь», «Слава Гималаев», «Сокровища снегов», «Ступа. Ладак» и другие. Всего на выставке представлено около 300 произведений живописи и графики, в том числе из фондов Русского музея, Третьяковской галереи, ГМЗ «Петергоф», Музея-квартиры Бродского и частных собраний Петербурга. Отмечается, что выставка превзошла по своему масштабу экспозицию 1974 года, посвященную 100-летию художника.

Генеральным спонсором нынешней выставки стал банк ВТБ, который поддерживает проекты Русского музея уже более 10 лет. «Художественное наследие Николая Рериха – человека с интереснейшей биографией, автора множества разнообразнейших картин, занимающего исключительное место среди деятелей русской и мировой культуры, — грандиозно. Банк ВТБ с большим удовольствием поддерживает масштабную экспозицию работ этого выдающегося художника в Русском музее, которая, мы уверены, не оставит равнодушными ни профессионалов-искусствоведов, ни ценителей изобразительного искусства из числа петербуржцев или гостей Северной столицы», — считает заместитель руководителя Северо-Западного регионального центра ВТБ — старший вице-президент Юрий Левченко.

Публика впервые сможет увидеть множество этюдов Рериха позднего периода его творчества. Обычно они хранятся в запасниках Русского музея. Каждый из этюдов по уровню художественного исполнения является практически полноценной картиной небольшого формата. Организаторы выставки провели огромную работу, собирая их на стенах выставочных залов в виде мозаичных панно. Учитывая «свечение» картин Рериха, такие конгломераты изображений создают эффект витражного окна, отмечают создатели экспозиции.

Особое внимание уделяется серии полотен «Богатырский фриз». Ранее они редко экспонировались из-за больших размеров. Серия была создана Рерихом в 1910 году для столовой в доме купца и промышленника Филадельфа Бажанова в Петербурге. Серия состоит из семи больших панно («Вольга», «Микула», «Илья Муромец», «Соловей-разбойник», «Садко», «Баян» и «Витязь»), общая длина которых достигает 25,75 метра, а также 12 полотен меньшего размера. Четыре части этой работы находятся в постоянной экспозиции музея, но целиком панно выставляется впервые. Панели оконных проемов с растительными и архитектурными мотивами широкая публика так же увидит в первый раз.

Евгения Петрова, заместитель директора Русского музея по научной работе, отмечает важнейшие черты живописи Рериха, в частности, его особый интерес к археологии и древней истории. «Особенно Рерих интересовался такими темами как переселение народов. Но нужно помнить, что это не история как таковая, а, скорее его, размышления над ней. Для него вообще характерны широкие обобщения, мифологизация прошлого и природы», — отмечает она.

Степень обобщенности картин такова, что порой невозможно понять, какая местность и эпоха на них изображены. Так, Петрова обращает особое внимание на картину Рериха 1940 года «Полунощное». «Степень обобщения здесь такова, что трудно понять, что именно изображено — Индия или русский Север», – отмечает она. На полотне мы видим скалы, поверхность воды, ладьи и ослепительно яркую корону света. Разноцветные световые столбы движутся, вспыхивают и исчезают, напоминая северное сияние.

На выставке также представлены картины, давно знакомые публике, — в частности, «Заморские гости», а также работы Рериха, легшие в основу художественного оформления «Весны священной» — одного из величайших балетов всех времен.

Важно помнить то, что Рерих – не только живописец, но и влиятельный борец за сохранность памятников культуры. Именно он был главным инициатором подписания знаменитого Пакта Рериха — договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Пакт является первым международным документом, который полностью посвящён защите культурных ценностей и который не содержит оговорки о военной необходимости. Рерих подчеркивал, что памятники культуры не национальны, а интернациональны, и их защита – дело всего человечества. Увы, положения пакта все еще весьма актуальны. «Все мы видим, что памятники культуры во многих странах продолжают уничтожаться, особенно в военное время. В частности, в связи с событиями последних лет такая угроза нависла над многими объектами культуры в Египте», — отмечает Евгения Петрова.

Выставка продлится до июня 2014 г.

Тимофей Тумашевич

Каждый, кому не безразличен духовный мир стран Азии и философские течения Востока, должен был хотя бы слышать фамилию Рерих. Художник-философ Николай Константинович Рерих за свою долгую и насыщенную событиями жизнь совершил настоящий переворот в культурном мировоззрении не только России, но и других стран мира.

Личность и самого Николая Константиновича, и его семья овеяны таинственной мистической аурой открывшегося им знания, а картины живописца пропитаны духом мудрости и вечности, имея свойство не только показывать прошлое, но и заглядывать в будущее.

О его существовании знают немногие, хотя он находится в самом центре Москвы в старинной усадьбе Лопухиных (Малый Знаменский пер., 3/5). Там в 1993 году состоялась первая экспозиция картин и личных вещей Рериха. Свою деятельность музей начал после многолетней «войны» за наследие семьи художника. Затрагивались интересы государства, чиновники и другие частные лица боролись за имущество Рерихов, и поэтому музей до сих пор испытывает сложности: сказываются последствия этого противостояния.

Но, несмотря на долгие тяжбы, сотрудникам Центра Рерихов удалось создать в его стенах атмосферу, которая настраивает посетителей на восприятие и понимание работ и учения Николая Константиновича. Ведь ключевым элементом наследия Рерихов является именно учение «Агни-йога» или «Живая Этика». Новая система мировоззрения, указывающая на связь человечества с бесконечным космосом, взгляды на культурную и политическую эволюцию человека через посылаемое свыше знание сформировалась через общение с Учителями Индии. «Живая Этика» по-новому трактовала символы буддизма и традиционных верований народов Азии. Шамбала, карма, Матерь Мира – эти образы регулярно появлялись в восточных сериях картин Николая Рериха.

В первом же зале музея вас буквально погружают в мир символов учения художника. Этот эффект создает серия работ Нины Волковой, прослеживающих этапы «космической» эволюции человека. Картины выполнены в золотых тонах и апеллируют к античным и религиозным мифам. И хотя это авторская трактовка учения Рериха, она позволяет настроиться на правильное восприятие работ художника.

Следующие экспонаты музея знакомят вас со становлением великого художника, не только как человека, но и как философа. Переходя из Петербургского зала в Русский, можно увидеть всю историю семьи Рерихов и путь ее представителей в искусстве.

А Зал Живой Этики знакомит посетителей с духовным становлением семьи. В нем представлены полотна с изображениями ярчайших деятелей духовного мира, а также эпизоды из их жизни. Центром зала является стенд с бюстами людей, которых, согласно Живой Этике, называли «Вестниками Космической эволюции». Это выдающиеся деятели разных этапов истории развития человечества: Иисус Христос, Жанна Д"Арк, Энштейн и даже Циолковский.

К этому залу примыкает Зал Учителей, духовных наставников и мудрецов Индии. Это наглядно демонстрирует, что Рерихи были не только художниками, но и последователями древнего учения, которое пронесли по всему миру во время своих путешествий, экспедиций и выставок.

Но их философия была гораздо шире – она не только преодолела границы между государствами, но и покорила космическое пространство. Это хорошо видно в Зале Знамени Мира. Знамя Мира - символ не только духовный, но и вполне материальный.



Ведь он стал гербом Пакта Рериха, первого международно-правового акта, декларирующего охрану культурных ценностей. Начинание было поддержано многими государствами и возвело личность Рериха в ранг мирового масштаба.

Центр-музей им. Н.К. Рериха сегодня открывает посетителям двери не только в дом искусства великого художника и его семьи, но и в храм науки и учения, преодолевшего мировое и временное пространство.

Откуда Рерих в Загребе?

В 1932 году из Музея Николая Рериха в Нью-Йорке партия картин отправилась в мировое турне (Рига, Загреб, Белград, Буэнос-Айрес, Прага). В программе деятельности знаменитого музея был прописан пункт об обязательных выставках картин художника в разных частях света.

В Загреб картины Рериха прибыли в 1933 году, и тогда была организована постоянная выставка полотен в музее Югославской Академии наук. В 1934 году 24 из них перешли в Белградский музей принца Павла, а 10 были отданы в музей Moderna galerija в Загребе на хранение. Среди них оказались Ашрам (1931), Приказ Учителя (1931), Тибетский стан (1931) , Путь в Кайлас (1931), Идолы (1910), Паранирвана Paranirvana (1926), Утрення процессия (1931), Канченджанга (1924), Обитель Учителя (1931), Ташидинг (1924). Эта акция была проведена в связи с возможным прибытием в Загреб самого Николая Рериха, избранного в почётные члены Югославской Академии Наук ещё в 1930 г.

Ненужное наследство


Фото: из каталога музея Moderna galerija. Канченджанга (1924)

Николай Рерих свои картины никогда не передавал в дар, но щедро делился ими для временного экспонирования. Однако бывает, что время и исторические события грубо нарушают волю человека. Именно так и случилось с "загребской" коллекцией, которая так и осталась в городе из-за Второй мировой войны. В то время вопросами возвращения полотен Рериху, жившему уже в Индии, никто не имел возможности заниматься.

В 1947 году художник умирает. Его семья, помнящая о застрявшей в Загребе коллекции, никак не может найти верные решения по её возвращению. Рерихи мечтали вернуть картины, но очень не хотели, чтобы полотна попали в Нью-Йорк. Сын художника, Святослав Рерих пишет к матери, Елене Рерих, что теперь картины отца находятся в музейном складе в Загребе и их не выставляют: "Это узнали мои знакомые, которые ездили в Югославию. Но надо быть очень осторожными, чтобы не привлечь происки американских захватчиков. Пусть так лежит, пока не придумаем конкретные шаги...". (Л. Сорокина. Семья Рерихов, с. 350).

Увы, никто так и не смог найти верных решений, и картины по сей день томятся в запасниках Moderna galerija . Время от времени, согласно музейному плану работы, их выставляют, выпускают каталог, а потом снова убирают в тень.

Когда увидят настоящий свет картины Рериха в Загребе?



Фото: из каталога музея Moderna galerija. Ташидинг (1924)

И по сей день картины великого русского художника, кавалера Югославского ордена Св. Саввы и члена Югославской Академии наук находятся в запасниках Moderna galerija . Их хранителем является музейный советник госпожа Даяна Власавлевич. Она хорошо знает цену картинам Рериха и сожалеет о нынешних условиях их содержания. Кроме того, в частной беседе она выразила сожаление о том, что Moderna galerija ведёт сотрудничество с Нью-Йоркским музеем и некоторыми другими, но ни с одним из русских музеев в связи с рериховским собранием в рабочих контактах не состоит. С согласия и поддержки госпожи Даяны Власавлевич в марте 2015 года стараниями некоторых русских энтузиастов, живущих в Загребе, был установлен контакт с сотрудниками Рериховского отдела Музея Востока в Москве, которые с готовностью откликнулись на призыв о сотрудничестве. Заведующий отделом "Наследие Рерихов" Музея Востока Владимир Росов и сам всерьёз заинтересовался загребской коллекцией Рериха и других заразил, например, специалистов из Италии и Швейцарии. Однако хорватская сторона в одностороннем порядке без объяснения причин отказалась от своей же инициативы и закрылась для сотрудничества с российскими специалистами.


Фото: из каталога музея Moderna galerija. Тибетский стан (1931)

Между тем, "загребские" картины, уникальны. Да, их немного, но разворот сюжета, порою не раз повторенного мастером позднее, размер полотен, их цветовая гамма и композиционные вариации позволяют знатокам творчества Николая Рериха говорить о том, что все эти картины бесценны и, безусловно, стоят того, чтобы быть помещёнными на постоянную экспозицию, оценёнными и включенными в каталоги его работ. На данный момент в каталоге картин Николая Рериха из десяти "загребских" полотен значатся семь: "Ашрам" , "Идолы", "Путь в Кайлас" , "Паранирвана", "Ташидинг" и "Приказ Учителя" .

И всё-таки, дело не пропало. Как известно из интервью от 16 июля 2016 года с главой дипломатической миссии Хорватии в России Игорем Показом, на высоком уровне ведутся "переговоры о проведении выставки из более чем десяти работ Николая Рериха, которые находятся в Загребе и никогда прежде не выставлялись в России... Однако этот проект пришлось временно приостановить из-за недостаточных финансовых возможностей".

Добавим, что этот проект не только временно остановленный, но и не доведённый до сведения музейщиков в качестве предполагаемого.

И всё-таки будем надеяться, что не на словах, а на деле в Хорватии хотят, чтобы "в России лучше знали культуру Хорватии, а в Хорватии - культуру России", а картины Николая Рериха все-таки побывали на родине своего создателя и были выставлены для обозрения всем желающим увидеть их воочию, почувствовать их энергию, оценить фактуру мазка, игру цвета и света...

Вот уже несколько недель в Усадьбе Лопухиных открыта выставка 31 картины из коллекции музея Востока, кстати, являющихся также собственностью Общественного Музея им. Рериха МЦР, много лет незаконно удерживаемой ими.

Сегодня в этом фоторепортаже мы хотим показать всем посетителям портала, во что превратились картины на государственном, так сказать, хранении в ГМВ. Эта печальная фотоэкскурсия будет сопровождаться записями очевидцев, посетивших эту выставку и запечатлевших увиденное там безобразие.

Подобная выставка без всяких слов говорит о том, кому именно нельзя доверять народное достояние. Захватчики и их помощники много лет кричали о том, что все передано Рерихами народу, а значит должно принадлежать государству. Кратко напомним еще раз о том, что С.Н. Рерих, передавал все наследие при условии, что оно будет находиться именно в Общественном музее.

Но подойдем к этому вопросу с другой стороны. А разве мы все, написавшие тысячи писем с просьбой о помощи МЦР, так и оставшиеся безответными, не имеем отношения к российскому народу? Государство — это не чиновники, они всего лишь государственный аппарат, так называемые «слуги народа». Государство — это народ нашей страны, а значит и мы с вами.

Посмотрите сколько организаций подписали Открытое письмо Президенту (крик о помощи) — 163 организации. Эти подписи собирались в т. ч. и на нашем портале, на них никто не настаивал, никто насильно никого не принуждал присылать их к нам. Мы же открыли возможность подписи тоже только по собственной инициативе, потому что понимали, что многие просто не знают куда и как (особенно теперь) можно направить свой голос в защиту МЦР.

Вот так грубо, по-бандитски перечеркнуть 26 лет прекрасной плодотворной работы, в результате которой был создан Музей, ставшей одной из ярчайших жемчужин культуры России — разве это все во имя и на пользу Государства?

Ну а пока нет ответа на этот вопрос, вернемся к качеству «ответственного государственного» хранения наших картин. А перед этим вспомним, как в МЦР реставрировались и восстанавливались картины еще в добрые времена. Такой картиной является, например, портрет Е.И. Рерих кисти С.Н. Рериха. А позже, уже в 2016 году мы всем миром собирали средства на восстановление последнего прижизненного портрета Н.К. Рериха. И собрали нужную сумму, портрет был возвращен буквально из небытия. И тем более горько до слез, что этому портрету нужна была адаптация, но тут набежали захватчики, отключили все системы, и что теперь стало с этим портретом, что происходит с другими картинами, что ранее были обласканы отвечающими за хранение сотрудниками — мы можем только догадываться.

С.Н. Рерих. Портрет Е. И. Рерих (2). 1937

С.Н. Рерих. Портрет Н.К. Рериха. Холст. Масло.

В этом фоторепортаже представлено 6 картин, о состоянии остальных, особенно тех, что лежат в т.н. запасниках ГМВ, остается только тревожно догадываться. Но даже те 6 картин из 31, размещенных на выставке — согласитесь, это уже немало. Возникает закономерный вопрос — для чего захватывать такое наследие, если с тем что прихвачено много лет назад, было не управиться?

Татьяна Бойкова

* * *


С. Н. Рерих, Молчание, 1964




Осыпается краска


С. Н. Рерих. Канченджанга. Белая цитадель, 1954




Травмированная картина с глубокой вмятиной посередине,

сильно осыпавшийся слой темперы, не говоря о плачевном состоянии рам.

Израненные картины С. Н. Рериха из запасников музея Востока, которые по завещанию С. Н. Рериха должны принадлежать Международному Центру Рерихов. Государственный музей так «заботится» о шедеврах мирового искусства. (22.03.2018г. Ирина Шмигельская. Латвия.)

С. Н. Рерих, Канченджанга. Тайный час, 1955





На картине масса царапин

На открывшейся выставке в захваченном здании МЦР продемонстрировано, что Наследие С.Н. Рериха после хранения в музее Востока погибает. Варвары не позаботились о должном хранении. Пока чиновники пытались все годы деятельности МЦР отобрать здание и картины, а в это время... картины всемирно известного художника С.Н. Рериха в результате недостойного их хранения требуют срочной реставрации. Осыпающаяся темпера, следы грязных рук, вмятина. Канченджанга. Ясно видим осыпающуюся темперу. В результате недопустимого хранения эта работа требует срочной реставрации. SOS! (25.03.2018г. Ольга Антонова. Кемерово)

С. Н. Рерих, Священная флейта 3, 1955





Царапины и грязные пятна

* * *


С.Н. Рерих. Канченджунга (Канченджанга. Вечер).1954




Грязные пятна, сильно осыпающаяся темпера.

Украденное у МЦР наследие Рерихов медленно погибает в стенах музея Востока.

На открывшейся выставке (сложно назвать это выставкой) в захваченном здании МЦР представлено часть картин С.Н. Рериха, эти картины находились долгие годы в Музее Востока в своё время переданные им на временное хранение так и не возращенные истинному владельцу т.е. МЦР Они удерживались Музеем Востока незаконно. И вот сейчас мы вынуждены с болью в сердце видеть не халатность, а преступное отношение к наследию, видим, что происходит с картинами после их длительного "плена" в музее Востока. Картины погибают. Варвары не позаботились о должном хранении тех картин, которые они "приватизировали". Тем не менее чиновникам мало того, что держали незаконно эти картины. они все годы атаковали плодотворно работающий культурный и научный центр (Международного центра Рериха), вели атаку на МЦР и усадьбу в которой музей находился, усадьбу, восстановленную из руин общественностью без помощи государства. Теперь мы видим, что те, давно пленённые картины всемирно известного художника Святослава Николаевича. Рериха, в результате недостойного хранения требуют срочной реставрации. Осыпающаяся темпера, следы грязных рук, вмятины и царапины. И у музея Востока, вместе с Министерством культуры хватает наглости, и уверенности в безнаказанности демонстрировать своё преступное отношение к хранению и сбережению народного достояния. А о чём говорят события по захвату усадьбы Лопухиных вместе со всем уникальным наследием в 2017 году??? Все захваченные, вооруженной "гвардией" и вывезенные картины, всё бесценное наследие семьи Рерихов "уплыло" в неизвестном направлении. ГДЕ, всё наследие, вывезенное из музея? "История умалчивает". Всё покрыто мраком. Можно только предполагать, как Минкульт распорядился имуществом — СТУЧИМ, КРИЧИМ, ПИШЕМ, ЗВОНИМ и Т И Ш И Н А!!! (23.03.2018г. Наталья Еремина. Рига, Латвия)


Top