Литературный портрет писателя л н андреева. Портрет актрисы марии федоровны андреевой

Великим русским писателем серебряного века считается Леонид Николаевич Андреев. Этот писатель творил не только в реалистической форме, но и в символической. Несмотря на то, что этого творца считают загадочным человеком, он умел перевоплотить обыкновенного персонажа в личность, заставляя этим читателей поразмышлять.

1.Леонид Николаевич Андреев любил творчество Гартмана и Шопенгауэра.

2.Андреева называют основоположником русского экспрессионизма.

3.В школьные годы этот писатель рисовал карикатуры на учеников и учителей.

4.Картины Леонида Николаевича Андреева находились на выставках и их оценили Репин и Рерих.

5.По мнению писателя он унаследовал от родителей положительные и отрицательные черты. Мать передала ему творческие способности, а отец – любовь к алкоголю и твердость нрава.

6.Писателю удалось поучиться в 2 университетах: в Московском и в Петербургском.

7.Наличие диплома позволяло Андрееву начать карьеру юриста.

8.Псевдонимом Леонида Николаевича Андреева был Джеймс Линч.

9.Длительное время писателю приходилось проживать на даче в Финляндии.

10.До 1902 года Андреев был помощником присяжного поверенного, а также выступал в качестве защитника в судах.

11.Леонид Николаевич Андреев несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством. В первый раз он лег на рельсы, во второй – выстреливал в себя из пистолета.

12.Первый рассказ, который написал Андреев, не признавали.

13.Два раза Леонид Николаевич Андреев находился в браке.

14.Первая супруга Андреева, которую звали Александра Михайловна Велигорская, была внучатой племянницей Тараса Шевченко. Она умерла при родах.

15.Вторая жена Андреева – это Анна Ильинична Денисевич, которая после его смерти жила за границей.

16.У Андреева было 5 детишек в браках: 4 сына и 1 дочь.

17.Все дети Андреева пошли по стопам отца и занимались литературой и творчеством.

18.С воодушевлением Леонид Николаевич встретил февральскую революцию и Первую мировую войну.

19.Из своего дома Андреев сделал приют для революционеров.

20.Андреев прославился лишь после того, как в 1901 году написал свой сборник «Рассказы».

21.Похоронили великого писателя в Финляндии, несмотря на то, что последние годы жизни он жил в Ленинграде.

22.Смерть писателя повлекла за собой болезнь сердца.

23.В детские годы Андреева увлекало чтение книг.

24.Активная литературная деятельность Леонида Николаевича началась с издания «Курьер».

25.Обучаясь в университете, Андрееву пришлось пережить любовную драму. Его избранница отказала ему выйти за него замуж.

26.Бдучи студентом университета, Леонид Николаевич Андреев преподавал.

27.Смог сблизиться Андреев с Горьким.

28.За то, что Андреев имел связи с оппозицией, полиция давала ему подписку о невыезде.

29.Леонид Николаевич Андреев уезжал жить в Германию из-за того, что власть контролировала его через лояльность к революционерам.

30.Второй сын писателя родился именно в Германии.

31.В 1957 году писателя перезахоронили в Петербурге.

32.Писатель в детские годы увлекался живописью, но в его городе не было специальных школ для обучения и поэтому такого образования он не получил, так и оставшись самоучкой до конца своей жизни.

33.Андреева публиковали в модернистских альманахах и журналах при издательстве «Шиповник».

34.На написание «Записки сатаны» Леонида Николаевича Андреева вдохновила революция.

35.В Орле в 1991 году был открыт дом-музей памяти этого писателя.

36.У Андреева не было «радужных» произведений.

37.Родился писатель в Орловской губернии. Там же прогуливались Бунин и Тургенев.

38.Леонид Николаевич Андреев был очень красивым человеком.

39.У Леонида Николаевича вкуса было меньше, чем таланта.

40.В 1889 году в жизни писателя наступил самый тяжелый год жизни, потому что произошли смерть его отца, а также кризис любовных отношений.

41.Многие считают, что у Андреева был дар предвидения.

42.Максим Горький был наставником и критиком Леонида Николаевича Андреева.

43.В многодетной семье будущий писатель стал первенцем.

44.Мама писателя была из семьи бедных польских помещиков, а отец был замлемером.

45.Отец Андреева умер от апоплексического удара, оставив 6 детишек сиротами.

46.Младенца, при рождении которого умерла жена Андреева, он долгое время не хотел видеть.

47.Писателю платили 5 рублей золотом за строку.

48.Леониду Николаевичу Андрееву удалось построить дом с башней, который он назвал «Аванс».

49.Изначально на родине смерти писателя даже не замечали. 40 лет он был забыт.

50.Умер Леонид Николаевич в 48-ми летнем возрасте.

51.Мать Андреева всегда его баловала.

52.На протяжении всей жизни Леонид Николаевич пытался бороться с привычкой злоупотребления алкоголем.

53.В школе Андреев постоянно прогуливал уроки и плохо учился.

54.Учеба писателя в Московском университете оплачивалась обществом пособия нуждающихся.

56.На плечи Андреева после смерти отца легли обязанности главы семейства.

57.Леонид Николаевич Андреев за годы жизни работал в газете «Русская воля».

58.Андреев увлекался чтением философских трактатов.

59.В 1907 году Андрееву удалось получить литературную премию Грибоедова, после чего ни единое его произведение не было успешным.

60.Пьесы Леонида Николаевича Андреева экранизировались.

61.Написание романа «Дневник Сатаны» писатель так и не смог окончить. Его окончили только после смерти Андреева.

62.Леонид Николаевич Андреев, несмотря на свои связи с большевиками, ненавидел Ленина.

63.Андреевым восхищались такие современники, как: Блок и Горький.

64.Произведения Толстого и Чехова оказали огромное влияние на становление Андреева, как творческой личности.

65.К своим произведениям писатель также создавал иллюстрации.

66.Критики утверждали, что в произведениях Андреева есть нотки «космического пессимизма».

67.Из Петербургского университета писателя отчислили за неуплату.

68.Со своей первой женой Андреев венчался в церкви.

69.Недолгое время Леонид Николаевич сидел в тюрьме.

70.За годы своей жизни Андреев сватался ко многим женщинам В то время даже ходил анекдот о том, что он «сделал предложение всем артисткам художественного театра поочередно».

71.Леонид Николаевич Андреев ухаживал даже за сестрами своих двух супруг.

72.Перед тем, как повенчаться со своей второй женой, Андреев попросил ее возвратить себе данное при рождении имя — Анна. Это было связано с тем, что Матильдами тогда называли только проституток.

73.Ребенка, из-за которого умерла первая жена писателя, он оставил на воспитание тещи.

74.Дочери Андреева приходилось работать и уборщицей, и медсестрой, и прислугой. В итоге она стала писательницей, как ее отец.

75.Младшего сына Леонид Николаевич Андреев назвал Валентином в честь Серова.

76.В последние годы своей жизни Андреев много думал о психологии творчества.

77.Никогда не принимал участия писатель в политической жизни.

78.Леонида Николаевича Андреева считают русским писателем серебряного века.

79.Мать Андреева окончила только церковно-приходскую школу.

80.После неудачной попытки суицида Леонид Николаевич Андреев покаялся в церкви.

81.На создание произведения «Красный смех» Андреева сподвигла русско-японская война.

82.До 12 лет обучением Андреева занимались его родители, и только с 12-ти лет его отправили в классическую гимназию.

83.Леонид Николаевич считается одним из первых писателей 20-го века.

84.Свой рассказ «Иуда Искариот» писатель написал на Капри.

85.Современники называли этого писателя «сфинксом российской интеллигенции».

86.В 6 лет Андреев уже знал азбуку.

87.Леониду Николаевичу Андрееву платили 11 рублей за портрет.

88.За свою жизнь 5 лет Андреев проработал в адвокатуре.

89.Своей жизни без любви этот человек просто не представлял.

90.Первым и единственным секретарем Леонида Николаевича была его вторая супруга.

91.В Америке и Париже на сегодняшний день проживают потомки этого писателя.

92.Андреев также считался мастером цветных фотографий.

93.Примерно 400 цветных стереоавтохромов Андреева известны на сегодня.

94.Леонид Николаевич Андреев имел страсть к выдумке.

95.Смерть Ницше была воспринята этим писателем, как личная утрата.

96.Леонид Николаевич Андреев был в составе комиссии по устройству литературных «вторников».

Жизненный срок Леониду Андрееву был отпущен до обидного малый. Всего 48 лет. И спокойных среди них не было, только качели, вверх-вниз. Мгновенная литературная слава после дебютного сборника рассказов в 1901 году, признание Л. Толстым, А. Чеховым, М. Горьким - и почти полное забвение при воцарившейся советской власти. Попытки самоубийства на почве несчастной любви - и два счастливых брака (первая жена умерла при родах), давших ему пятерых талантливых детей. Восторженное приветствие первой русской революции (успел в тюрьме посидеть за ее идеалы) - и полное отторжение идей большевизма.

И, как всякий очень талантливый человек, он талантлив во многом. Был прекрасным мореплавателем (своя флотилия яхт на Балтике), художником (его хвалили Илья Репин и Валентин Серов)...

Он торопился успеть все.

Когда на экскурсию однажды пришла группа туристов из Англии, они уже с порога были в восторге: о-о, знаем-знаем, Андреев, знаменитый фотограф! - улыбается Татьяна Полушина, заведующая Домом-музеем Леонида Андреева в Орле. - Он ведь одним из первых в России стал делать цветное фото в технике "автохром"*. Это, проще говоря, изображение на стеклышках.

- И откуда об этом известно англичанам?

Дело в том, что директор Русского архива в Лидсе филолог Ричард Дэвис с юности был большим поклонником русской литературы (сам учился в Ленинграде) и очень любил творчество Андреева. Так получилось, что большая часть писательского архива после смерти Леонида Николаевича в 1919 году оказалась в Аргентине. Там жил и в 1970 году умер его сын Савва. Вдова Хуанита готова была за символическую плату продать архив России, но бюрократические проволочки затянули дело, и тогда в Аргентину отправился Ричард Дэвис...

- Перехватил?

Скорее сделал доброе дело. Тогда-то мир и узнал, что Леонид Николаевич не только писатель первой величины, но и мастер цветной фотографии. Сейчас в Лидсе около 400 снимков Андреева, 56 хранятся в Орле, в наших фондах, с десяток в Пушкинском доме в Санкт-Петербурге, что-то есть в Гуверовском архиве... Кстати, делились с Дэвисом своими коллекциями и другие дети Леонида Андреева.

Надо отдать должное Дэвису, он здорово рекламировал Андреева-фотографа: издал роскошный (на четырех языках, к сожалению, среди них нет русского) фотоальбом, выпускал наборы открыток, использовал работы Андреева при изготовлении афиш. Дэвис несколько раз приезжал в Орел, бывал в нашем музее. И в 90-е годы даже возил наши "автохромы" в Англию на реставрацию, поскольку никто в России не брался с ними работать. Причем отреставрировал бесплатно.

- Известно ли, кто Леонида Николаевича учил искусству фотографии?

Никто. Он всё осваивал самостоятельно. Начиная с 1903 года делал черно-белые снимки, а когда в Россию пришла цветная фотография - это 1907 год - стал заниматься "автохромом". Снимал "кодаком" - удовольствие для того времени недешевое, но писательская слава Андреева приносила огромные гонорары. Его внучка Ирина, очень помогавшая нам в становлении музея, вспоминала, что он был единственным прозаиком, которому платили построчно, как поэтам. Гонорары были выше, чем у Горького...

Не могу не похвастаться: совсем недавно внучатая племянница Андреева академик Российской академии образования Ксения Александровна Абульханова подарила нам андреевский стереоскоп - прибор, который позволял получить объемное изображение при просмотре. И несколько черно-белых снимков, сделанных Леонидом Николаевичем. С них-то он и начинался как фотограф.

ВОПРОС ПО СУЩЕСТВУ

*Что такое "автохром"?

Механизм получения цветного изображения на растровых пластинках довольно прост. Качественный картофельный крахмал тщательно просеивается и делится на три равные кучки. Каждая окрашивается в свой цвет: оранжево-красный, фиолетовый и зеленый. Затем кучки просушиваются и смешиваются. На стеклянную пластинку наносится клеящий слой, а по нему кисточкой распределяется порошок, который сверху припорашивается сажей. Сажу, вдавливая, раскатывали по пластине, и в темной комнате сверху покрывали фотоэмульсией. Потом пластинку вставляли в аппаратуру и снимали, получая цветную фотографию.

По сути, между светочувствительным слоем и основой (стеклом) появился комбинированный (трехцветный) светофильтр, что и давало в результате очень качественное изображение.

ВЗГЛЯД КОЛЛЕГИ

"Не верилось, что это фотография..."

Писатель Корней Чуковский:

"Казалось, что не один человек, а какая-то фабрика, работающая безостановочно, в несколько смен, изготовила все эти неисчислимые груды больших и маленьких фотографических снимков, которые были свалены у него в кабинете, хранились в особых ларях и коробках, висели на окнах, загромождали столы. Не было такого угла в его даче, который он не снял бы по нескольку раз. Иные снимки удавались ему превосходно - например, весенние пейзажи. Не верилось, что это фотография, - столько в них было левитановской элегической музыки.

В течение месяца он сделал тысячи снимков, словно выполняя какой-то колоссальный заказ, и, когда вы приходили к нему, он заставлял вас рассматривать все эти тысячи, простодушно уверенный, что и для вас они источник блаженства. Он не мог вообразить, что есть люди, для которых эти стеклышки неинтересны. Он трогательно упрашивал каждого заняться цветной фотографией.

Ночью, шагая по огромному своему кабинету, он говорил монологи о великом Люмьере, изобретателе цветной фотографии, о серной кислоте и поташе... Вы сидели на диване и слушали".

(Из воспоминаний о Леониде Андрееве)

Редакция благодарит "Орловский объединенный государственный литературный музей И.С. Тургенева " за помощь при подготовке этой публикации.

Эту галерею стереофотографий вы можете увидеть так же, как ее смотрели современники Леонида Андреева. Для этого вам понадобится смартфон и очки виртуальной реальности. Cамые простые, сделанные из картона Google Cardboard VR, можно приобрести за 100-200 рублей или сделать самостоятельно по инструкции от Google . Откройте галерею на смартфоне - вставьте его в очки и насладитесь объемной цветной картинкой из 1910-х.


В 1906м году у Леонида Андреева умерла жена. Детали этой трагической истории я описал у себя - http://jenya444.livejournal.com/271560.html - а тут помещаю портреты Андреева "до" (кисти Репина, 1904 и 1905 годов) и "после" (кисти Серова, все три - 1907го года). Вначале Серов, потом Репин:




Из книжки ЖЗЛ про Серова:

Тем летом, в Ино, Серов встретился с писателем Леонидом Андреевым. Он сблизился с ним во время подготовки к изданию сатирического журнала «Жупел» и уже тогда убедился, что их взгляды на происходящее в России во многом совпадают.
Год назад издатель журнала «Золотое руно» Н. П. Рябушинский заказал Серову исполнить для журнала портрет Леонида Андреева и при этом передал в письме поставленное писателем условие: Андреев хочет, чтобы его портрет рисовал именно Серов. Но обстоятельства развели их, и лишь через два месяца Серов получил письмо от Андреева из Берлина. Глухо упомянув о своем внезапном исчезновении «в пределы недосягаемости», писатель признавался: более всего жалеет, что «не придется мне быть написанным Вами».
В том же письме Андреев прозрачно намекал на свое участие в июльском восстании матросов Балтийского флота в Свеаборге, после чего он вынужден был скрываться от ареста в Норвегии. И далее упоминал, что с семьей, тоже выехавшей из России, он встретился в Стокгольме. Они решили обосноваться в Берлине.
И вот новая встреча, и Серов поражен произошедшей с писателем переменой. Два года назад, на даче Горького в Куоккале, когда обсуждали планы создания «Жупела», Андреев выглядел совсем иным, глаза сверкали задором, весь облик его источал энергию. Как и Серова, его возбуждала идея бросить вызов власти. Теперь же взгляд потух, на лице заметны глубокие морщины - отпечаток внутренней муки, словно пережил тяжелую болезнь.
В беседе открылись причины этих перемен: смерть в Берлине, в ноябре, жены, Александры Михайловны, при рождении второго сына, Даниила. После ее кончины оставаться в Берлине уже не мог, уехал на Капри, к Горькому. Горький убедил - спасение в работе. Преодолевая себя, он начал вновь писать, закончил повесть на евангельский сюжет - о Христе и Иуде.
- И вот опять здесь, - устало закончил Андреев, - и, между прочим, купил участок по соседству для строительства дачи, в шести верстах отсюда, на Черной речке.

Илья Ефимович Репин - выдающийся мастер исторического, бытового и портретного жанров. Портреты составляют важную часть репинского наследия. Глубокая психологическая характеристика, умение передать неповторимую индивидуальность модели, живописное мастерство делают Репина одним из лучших портретистов своей эпохи.

В коллекции Омского музея находится одно полотно кисти Репина - портрет Леонида Андреева. Ранее он хранился в галерее известного коллекционера И.Е. Цветкова. Портрет был исполнен летом 1905 года в Куоккале, где Репин жил постоянно с 1903 года в собственном имении, названном им «Пенаты». Произведения, написанные в это время, отличаются от его более ранних работ. Они были связаны с общим ходом развития искусства рубежа XIX - XX века. Репин этого периода интересен как живописец, в чьем творчестве отразились художественные искания времени, поскольку по натуре своей художник был преобразователем, реформатором, остро чувствующим дух перемен.

В репинских «Пенатах», где постоянно собиралась художественная интеллигенция, часто бывал писатель Леонид Николаевич Андреев. По словам Александра Блока, это был человек, «носящий, вернее, таскавший в себе мировой хаос». Используя приемы символизма, Андреев стремился к выражению общественных идей и настроений в иносказательной форме. Его рассказы вызывали чувство острого беспокойства и недовольства жизнью.

Репин писал Леонида Андреева дважды. Первый портрет, созданный в 1904 году и известный под названием «Портрет Леонида Андреева в белой рубахе», хранится в Государственной Третьяковской галерее. Этот портрет, светлая красочная гамма которого построена на тонких градациях белого цвета, передает характер мягкий, натуру чуткую, духовно богатую, но лишенную энергии действия. Созданный образ не удовлетворил Репина, и он получил от Андреева согласие позировать снова.

Спустя год Репин пишет второй портрет писателя - красивого человека «со смуглым точеным, декоративным лицом», сидящего, раскинув руки, на садовой скамье. Непринужденность, раскованность позы сочетается с почти царским величием. Недаром Репин называл Андреева «герцогом Лоренцо». Портрет получил название «Летний отдых». Но первое впечатление от него обманчиво. Оно нарушается всем строем портрета, который направлен на динамизацию и даже драматизацию образа.

Диагональная крестообразная композиция, сочетание контрастных и дополнительных цветов (красный и чёрный, красный и зелёный), поворот головы модели в три четверти создают внутреннюю динамику, эмоциональную напряжённость и глубокий психологизм в передаче образа портретируемого. Зеленый и красный цвета заставляют друг друга звучать сильнее. Фигура, несмотря на светотеневую моделировку, воспринимается скорее как пятно, а фон приближается скорее к плоскости, чем к глубокому иллюзорному пространству. Возникающая в результате этого некоторая декоративность портрета связывает его с произведениями модерна - стиля рубежа XIX - XX века.

Портрет писателя Леонида Андреева с папиросой
в книге Корнея Чуковского "Современники". 1910-е

Музей Л. Н. Андреева в Орле
Творчество, основные идеи

Портрет писателя Леонида Николаевича Андреева (Летний отдых). 1905 (c) И.Е. Репин. Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.

Первые произведения Леонида Андреева, во многом под воздействием бедственных условий, в которых тогда находился писатель, проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»). Однако ещё в раннем периоде творчества писателя проявились его основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»), возникает увлечение спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»). Рассказы «Губернатор», «Иван Иванович» и пьеса «К звёздам» отражают симпатию писателя к революции.

Однако после начала реакции 1907 г. Леонид Андреев отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям (см. «Рассказ о семи повешенных»). В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны (реакция на Русско-японскую войну 1905 г.). Недовольство его героев окружающим миром и порядками неизменно выливается в пассивность или анархический бунт. Предсмертные сочинения писателя проникнуты депрессией, идеей о торжестве иррациональных сил.

Несмотря на патетический настрой произведений, литературный язык Андреева, напористый и экспрессивный, с подчёркнутым символизмом, встречал широкий отклик в художественной и интеллигентской среде дореволюционной России. Положительные отзывы об Андрееве оставили Максим Горький, Рерих, Репин, Блок, Чехов и многие другие. Произведения Андреева отличает резкость контрастов, неожиданные повороты сюжета, в сочетании со схематической простотой слога. Леонид Андреев признан ярким писателем Серебряного века русской литературы.

Леонид Андреев

За год или за два до того, как вышла первая книжка рассказов Леонида Андреева, - а вышла она в 1901 году, - Горький писал мне из Нижнего-Новгорода, что рекомендует и просит приютить и приласкать молодого начинающего писателя, Андреева, человека хотя и неизвестного, но очень милого и талантливого.

Вскоре после этого Горький приехал в Москву и в первую же «Среду» привез к нам Андреева.
Это был молодой человек с красивым лицом, с небольшой бородкой и черными длинными волосами, очень тихий и молчаливый. Одет он был в пиджак табачного цвета.

В десять часов, когда обычно начиналось у нас чтение, Горький предложил выслушать небольшой рассказ молодого автора.

Я вчера его слушал, - сказал Горький, - и, признаюсь, у меня на глазах были слезы.
Но Андреев стал говорить, что сегодня у него болит горло, что читать он не может… Словом, заскромничал и смутился.
- Тогда, давайте, я прочитаю, - вызвался Горький.

Взял тоненькую тетрадку, сел поближе к лампе и начал:
- Рассказ называется «Молчание »…

Чтение длилось около получаса.

Андреев сидел рядом с Горьким, все время не шевельнувшись, положив ногу на ногу и не сводя глаз с одной точки, которую он выбрал где-то вдалеке, в полутемном углу. Но вряд ли он чувствовал в то время, что каждая прочитанная страница сближает с ним этих, хотя и известных ему, но все же чужих людей, среди которых сидит он, точно новичок в школе.

Чтение кончилось. Горький поднял глаза, ласково улыбнулся Андрееву и сказал:
- Чорт возьми, опять меня прошибло!

«Прошибло» не одного Алексея Максимовича. Всем было ясно, что в лице этого новичка «Среда» приобретала хорошего, талантливого товарища.


Top