Последний разговор Печорина с княжной Мери (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»). Последнее объяснение печорина и мери сочинения по русской литературе Для чего герой обманул Мери

    Печорин добивался любви княжны Мэри от скуки, а также потому, что хотел насолить Грушницкому. Своеобразная игра, в которой Печорин хотел добиться своей победы просто так, потому что выигрывать это приятно.

    Печерин заскучал на водах. Принято было волочится за барышнями, как раз княжна Мэри кстати пришлась вся гордая и неприступная. Печерин из принципа ее выбрал. Тем более ему захотелось досадить Грушницкому.

    Он бежал от скуки и от пустоты своей жизни. Даже в какой-то момент, если я правильно помню, ему казалось, что любовь сможет ему помочь почувствовать полноту жизни. Но, увы, все тщетно. Ибо если сердце и душа пусты, их ничем не наполнишь.

    Уж точно не потому, что был в не влюблн. Любил он только самого себя. И, добиваясь расположения княжны Мери, тешил исключительно сво мужское самолюбие. Его особо не заботили е чувства, по крайней мере собственные ели и чувства для него были намного важнее. Соревнование с Грушницким, сломление неприступной красавицы — для него это только развлечение, попытка скрасить однообразные будни. И хоть все традиционно жалеют Мери, мне кажется, что в е жизни Печорин был ярким событием. Он подарил ей то, что хоте для себя.

    Чтобы насолить Грушницкому, который был влюблен в княжну.

    Заодно и проверить свои силы,сумеет ли очаровать,влюбить в себя девушку,которая,может быть, увлечена другим.

    Из чисто спортивного интереса. В свом полном равнодушии к ней он прямо так и признался во время решающего свидания с княжной,когда были расставлены окончательные точки в этих странных взаимоотношениях. Он даже сам признал, что заслуживает ее презрения. Бедная, бедная княжна. Ей можно только посочувствовать.

    Скорее всего, у Печорина была одна основная цель — спортивный интерес. Этот человек просто не привык от чего-то отказываться, как раз наоборот, он привык добиваться поставленной цели. Ну и конечно, он хотел проверить свои силы и потешить свое мужское самолюбие.

    Ему было скучно, к тому же у него была репутация человека, который всегда добивается своего. Ему показалось забавным добиться любви Мэри, ведь она была неприступной, к тому же в нее был влюблен приятель. Печорин был эгоистом и уважал только свои желания и прихоти.

    Во первых Печорину просто напросто было нечего делать, скучно. Во вторых он хотел сделать подлянку Грушницкому. Ну а в третьих Печорин привык добиваться своего, выигрывать, вот для него это и было просто игрой, в которой он хотел победить, от нечего делать, вот и вс.

    Вообще, все произведения Михаила Юрьевича Лермонтова совершенно потрясающие и захватывающие. В этом сказывается и молодость, и некоторое противостояние действующей власти, а так же влияние таких прославленных литературных деятелей, как например А.С.Пушкин.

    Кстати, Печорин Григорий Александрович являлся персонажем вымышленным, что уже привносит в произведение некое подобие образности, отчасти унаследованное и от Онегина (А.С.Пушкин), отчасти являвшееся плодом собственных переживаний.

    Знаменитый роман Герой нашего времени был написан М.Ю.Лермонтовым в 18381840, а экранизация романа, в наше время, была осуществлена в художественном фильме Княжна Мэри в 1955 году не менее знаменитым режиссром Исидором Анненским.

    В романе, как и во многих произведениях писателя, героев мучают противоречия. Иногда сила терзаний достигала такого накала, что люди были готовы идти до конца, и даже лишиться всего в этой жизни, чем располагали далеко не последние члены светского общества.

    Как всегда, в центре взаимоотношения между мужчиной и женщиной, между друзьями, и между участниками правового поля, коим является государство. Опять дуэлянство и пострадавшие, и погибшие люди. Все то, что было присуще тому времени, ибо тогда вопросы и понятия чести, очень ярко выступали в заглавной роли всего происходящего.

    Дихотомическая ситуация между любовью, дружбой, преданностью и соперничеством, еще ни разу не доводила до добра.

    Зачем он добивался?

    Конечно же, как и во все века, камнем преткновения или зерном раздора явилось внимание знатной особы, ее расположение. Мы живем и действуем интуитивно подчас, и если мы чувствуем, что поступить нужно именно так, хотя здравый смысл нам и подсказывает не делать так, но мы все равно, вопреки всему, зачастую совершаем подчас необратимые поступки.

    Так и здесь, химия мозга, как в свое время говорил и Герцен.

    Скорее всего, скучающий Печорин добивался любви Мэри просто ради интереса и любопытства — что из этого получится? Удастся ли ему добиться расположения этой неприступной красавицы? Так что никакой любви у него к Мэри не было.

В «Княжне Мери» нам раскрывается душа человеческая. Мы видим, что Григорий Александрович Печорин - человек противоречивый, неоднозначный. Сам он перед дуэлью говорит: «Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно» . И действительно, эта повесть нам показывает и хорошие качества молодого человека (поэтичность натуры, незаурядный ум, проницательность) и плохие черты его характера (ужаснейший эгоизм) . И действительно, настоящий человек не бывает исключительно плохим или хорошим.

В главе "Княжна Мери" показано противостояние Печорина и Грушницкого.
Встречаются оба героя как старые приятели. Печорин уверен в себе, рассудителен, эгоистичен, беспощадно язвителен (иногда сверх меры) . При этом он видит Грушницкого насквозь, и смеется над ним. Их непохожесть и неприятие друг друга не мешают им общаться и проводить много времени вместе.
Они почти одновременно увидели княжну Мери в первый раз. С этого момента между ними пролегла тоненькая трещинка, которая в конце концов превратилась в пропасть. Грушницкий - провинциальный романтик - не на шутку увлекается княжной. Вечный же враг Печорина - скука - заставляет его приводить княжну в бешенство различными мелкими выходками. Все это делается без тени неприязни, а исключительно из желания развлечь себя.

Печорин влюбляет в себя княжну из желания развеять скуку, досадить Грушницкому или бог знает из какого другого. Ведь даже он сам не понимает, зачем он это делает: Мери, считает Печорин, он не любит. Главный герой верен себе: ради развлечения он вторгается в жизнь другого человека.

«Из чего же я хлопочу? » - спрашивает он себя и отвечает: «Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! » Это же эгоизм! А кроме страданий он ничего не может принести ни Печорину, ни окружающим.

Чем больше княжна увлекается Печориным (ведь с ним ей куда интереснее, чем с простодушным мальчиком) , тем шире становится пропасть между ним и Грушницким. Обстановка накаляется, взаимная неприязнь растет. Пророчество Печорина, что они когда-нибудь «столкнутся на узкой дороге» , начинает сбываться.

Дуэль - это развязка отношений двух героев. Она приближалась неотвратимо, поскольку дорога стала слишком узкой для двоих.

В день дуэли Печорин испытывает холодную злобу. Его пытались обмануть, а он этого простить не может. Грушницкий же, напротив, очень нервничает и пытается всеми силами отвратить неотвратимое. Он вел себя в последнее время недостойно, распуская про Печорина слухи, и пытался всячески выставить его в черном свете. Можно за это ненавидеть человека, можно наказать его, презирать, но нельзя лишать его жизни. Но это не волнует Печорина. Он убивает Грушницкого и, не оглядываясь, уходит. Смерть бывшего приятеля не пробуждает в нем никаких эмоций.
Печорин признаётся Мери, что такое вот общество Грушницких сделало из него «нравственного калеку» . Видно, что эта «болезнь» прогрессирует: изнуряющее чувство пустоты, скуки, одиночества всё больше овладевает главным героем. В конце повести, уже находясь в крепости, он уже не видит тех ярких красок, которые так радовали его на Кавказе. «Скучно», -заключает он.
«Княжна Мери» показывает нам истинную трагедию Григория Печорина. Ведь такую недюжинную натуру, огромную энергию он тратит на пустяки, на мелкие интриги.

Повесть «Княжна Мери» следует за «Таманью», в ней рассказывается о событиях сорокадневного пребывания Печорина на целебных водах в Пятигорске и Кисловодске. Интересно, что если основные события в «Тамани» происходили ночью, то повесть «Княжна Мери» начинается в пять часов утра (кстати, в пять часов утра герой возвращается домой и в конце повести, не догнав свою возлюбленную — Веру). Таким образом, начало повести «Княжна Мери» связано с утром и надеждой на обновление, которое Печорин ожидает найти в любви и дружбе, конец — с разочарованием и потерями, в которых, по мысли Лермонтова, повинен не только сам герой, но и ошибки, свойственные всем людям.

В произведении пять главных героев: Печорин, Грушницкий и доктор Вернер, княжна Мери и Вера. Отношения между ними распределены следующим образом: у Печорина с двумя героями сложились доверительные отношения, это «конфиденты» — Вера и доктор Вернер (именно они в конце повести покидают Печорина), двое других выступают как противники героя, «оппоненты» — княжна Мери, любви которой добивается Печорин, и Грушницкий, соперничающий с ним и способный на убийство (в финале Печорин оставляет княжну Мери и убивает Грушницкого на дуэли). Таким образом, сюжет повести формирует любовный конфликт как соперничество (Печорин — княжна), подчинённость (Печорин — Вера), конфликт вражды-дружбы как ненависть (Печорин — Грушницкий) и уступчивость (Печорин — доктор Вернер).

Центральная интрига повести «Княжна Мери» состоит в стремлении Печорина обольстить княжну Мери, влюбить её в себя. Поведение Печорина в отношении девушки традиционно считается эгоистическим и безнравственным, а отношение к Вере — использованием её любви к нему. На обычном, бытовом и отчасти психологическом уровне подхода к сюжету эта точка зрения оправданна. Однако поскольку Лермонтов через этот сюжет решает не только вопросы житейской морали, но и глубинные проблемы, связанные с пониманием сущности любви, то при осмыслении повести нужно не обвинять героя или оправдывать его, а постараться понять, какие именно проблемы поднимает автор и какую идею стремится выразить. Так, в записи Печорина от 3 июня мы читаем: «Вера меня любит больше, чем княжна Мери будет любить когда-нибудь», и это замечание героя говорит о его сомнениях относительно истинной любви.

Обращает на себя внимание сходство последних фраз Грушницкого и княжны Мери, обращённых к Печорину. Грушницкий говорит: «Я себя презираю, а вас ненавижу», а княжна Мери: «Я вас ненавижу». Складывается впечатление, что цель интриги Печорина в отношении бывшего юнкера и молоденькой княжны в том и состояла, чтобы услышать слова ненависти. Финал повести, безусловно, связан с фразами, произнесёнными Грушницким и Печориным в её начале. Грушницкий, приняв картинную позу, громко говорит по-французски, чтобы его услышала княжна: «Мой милый, я ненавижу людей для того, чтобы не презирать их, ибо иначе жизнь была бы слишком отвратительным фарсом»; Печорин отвечает ему также по-французски похожей фразой: «Мой милый, я презираю женщин, чтобы их не любить, ибо иначе жизнь была бы слишком смехотворной мелодрамой». Из этих высказываний следует, что основные чувства, обозначающие в повести отношения между людьми, — это презрение, ненависть, любовь.

Повесть Лермонтова «Княжна Мери» написана по законам драмы, как если бы предназначалась для постановки на сцене. Дневниковые записи, которые ведёт герой, напоминают театральные явления, природный ландшафт — театр, ключевые места действия (колодец, квартира Печорина, горы) — декорации сцены. Названы также жанры разыгрываемых спектаклей: комедия, фарс, мелодрама. Текст повести выполнен в двух литературных формах: дневник и воспоминания. Дневниковые записи охватывают все дни повести, и только последние три дня приводятся в виде воспоминаний, представляющих события как трагедию жизни Печорина: он теряет всё, на что надеялся, — любовь и дружбу.

Глава «Княжна Мери» - центральная в «Журнале Печорина», где герой в дневниковых записях раскрывает свою душу. Их последний разговор - Печорина и княжны Мери - логически завершает сюжетную линию сложных взаимоотношений, подводя черту над этой интригой. Печорин сознательно и расчетливо добивается любви княжны, выстроив со знанием дела свое поведение. Зачем? Только чтобы ему «не было скучно». Главное для Печорина подчинять все своей воле, проявить власть над людьми. После целого ряда рассчитанных действий он добился, что девушка первая призналась ему в любви, но теперь она ему не интересна. После дуэли с Грушницким он получил предписание отправиться в крепость N и зашел к княгине проститься. Княгиня узнает, что Печорин защищал честь Мери и считает его благородным человеком, она больше всего обеспокоена состоянием дочери, ведь Мери от переживаний больна, поэтому княгиня открыто предлагает Печорину жениться на ее дочери. Ее можно понять: она желает Мери счастья. Но Печорин ничего не может ответить ей: он просит позволения объясниться с самой Мери. Княгиня вынуждена уступить. Печорин уже говорил, как боится он расстаться со своей свободой, и после беседы с княгиней он уже не может отыскать в своем сердце ни искры любви к Мери. Когда же он увидел Мери, бледную, исхудавшую, он потрясен произошедшей в ней переменой. Девушка искала в его глазах хоть «что-нибудь похожее на надежду», пыталась улыбнуться бледными губами, но Печорин суров и неумолим. Он говорит о том, что смеялся над нею и Мери должна его презирать, делая логичный, но такой жестокий вывод: «Следственно, вы меня любить не можете…» Девушка страдает, в ее глазах блестят слезы, и все, что она может прошептать едва внятно, - «Боже мой!» В этой сцене особенно ярко раскрывается рефлексия Печорина - раздвоение его сознания, о чем он говорил ранее, что в нем живет два человека - один действует, «другой мыслит и судит его». Действующий Печорин жесток и лишает девушку всякой надежды на счастье, а тот, что анализирует его слова и поступки, признается: «Это становилось невыносимо: еще минута, и я бы упал к ногам ее». Он «твердым голосом» объясняет, что не может жениться на Мери, и надеется что она сменит свою любовь на презрение к нему - ведь он сам сознает низость своего поступка. Мери, «бледная, как мрамор», со сверкающими глазами говорит, что она его ненавидит.

Сознание того, что Печорин играл ее чувствами, уязвленная гордость превратили любовь Мери в ненависть. Оскорбленная в своем первом глубоком и чистом чувстве, Мери теперь вряд ли сумеет снова поверить людям и обрести былое спокойствие души. Жестокость и безнравственность Печорина в этой сцене раскрываются достаточно наглядно, но здесь же раскрывается и то, как тяжело этому человеку жить по навязанным им самому себе принципам, как тяжело не поддаться естественным человеческим чувствам - состраданию, милосердию, раскаянию. Это трагедия героя, который сам признает, что не сможет жить в тихой мирной гавани. Он сравнивает себя с матросом разбойничьего брига, который томится на берегу и мечтает о бурях и крушениях, ведь для него жизнь - это борьба, преодоление опасностей, бури и битвы, и, к сожалению, Мери становится жертвой такого понимания жизни.

Глава «Княжна Мери» - центральная в «Журнале Печорина», где герой в дневниковых записях раскрывает свою душу. Их последний разговор - Печорина и княжны Мери - логически завершает сюжетную линию сложных взаимоотношений, подводя черту над этой интригой. Печорин сознательно и расчетливо добивается любви княжны, выстроив со знанием дела свое поведение. Зачем? Только чтобы ему «не было скучно». Главное для Печорина подчинять все своей воле, проявить власть над людьми. После целого ряда рассчитанных действий он добился, что девушка

Первая призналась ему в любви, но теперь она ему не интересна. После дуэли с Грушницким он получил предписание отправиться в крепость N и зашел к княгине проститься. Княгиня узнает, что Печорин защищал честь Мери и считает его благородным человеком, она больше всего обеспокоена состоянием дочери, ведь Мери от переживаний больна, поэтому княгиня открыто предлагает Печорину жениться на ее дочери. Ее можно понять: она желает Мери счастья. Но Печорин ничего не может ответить ей: он просит позволения объясниться с самой Мери. Княгиня вынуждена уступить. Печорин уже говорил, как боится он расстаться со своей свободой, и после беседы с княгиней он уже не может отыскать в своем сердце ни искры любви к Мери. Когда же он увидел Мери, бледную, исхудавшую, он потрясен произошедшей в ней переменой. Девушка искала в его глазах хоть «что-нибудь похожее на надежду», пыталась улыбнуться бледными губами, но Печорин суров и неумолим. Он говорит о том, что смеялся над нею и Мери должна его презирать, делая логичный, но такой жестокий вывод: «Следственно, вы меня любить не можете…» Девушка страдает, в ее глазах блестят слезы, и все, что она может прошептать едва внятно, - «Боже мой!» В этой сцене особенно ярко раскрывается рефлексия Печорина - раздвоение его сознания, о чем он говорил ранее, что в нем живет два человека - один действует, «другой мыслит и судит его». Действующий Печорин жесток и лишает девушку всякой надежды на счастье, а тот, что анализирует его слова и поступки, признается: «Это становилось невыносимо: еще минута, и я бы упал к ногам ее». Он «твердым голосом» объясняет, что не может жениться на Мери, и надеется что она сменит свою любовь на презрение к нему - ведь он сам сознает низость своего поступка. Мери, «бледная, как мрамор», со сверкающими глазами говорит, что она его ненавидит.

Сознание того, что Печорин играл ее чувствами, уязвленная гордость превратили любовь Мери в ненависть. Оскорбленная в своем первом глубоком и чистом чувстве, Мери теперь вряд ли сумеет снова поверить людям и обрести былое спокойствие души. Жестокость и безнравственность Печорина в этой сцене раскрываются достаточно наглядно, но здесь же раскрывается и то, как тяжело этому человеку жить по навязанным им самому себе принципам, как тяжело не поддаться естественным человеческим чувствам - состраданию, милосердию, раскаянию. Это трагедия героя, который сам признает, что не сможет жить в тихой мирной гавани. Он сравнивает себя с матросом разбойничьего брига, который томится на берегу и мечтает о бурях и крушениях, ведь для него жизнь - это борьба, преодоление опасностей, бури и битвы, и, к сожалению, Мери становится жертвой такого понимания жизни.


Top