Пушкинские сказки в работах разных художников. Иллюстрации к произведениям А.С

Топография в школе является неотъемлемой частью географии. Примерно с 6 класса школьники начинают знакомиться с множеством знаков и обозначений. Для ребят важно запомнить знаки и научиться в них разбираться, чтобы без затруднений читать топографич6еские карты.

Топографические знаки для школьников представляют собой систему условных обозначений, которые применяют для изображения объектов, явлений и их качества и количества.

То есть, например, знак «вырубка леса» обозначит местонахождение и масштаб работы. А по характеру знака «обрыв» можно понять, насколько ландшафт там отличается по высоте от остальной местности.

Зачем нужны

Топографические знаки применяются в картографии для карт местности. Обычно это схематичное изображение небольших территорий, например, нескольких сёл какого-либо района или лесных пространств.

Топографические карты представляют особую ценность для туристов, геодезистов, географов, гидрометеорологов и жителей описанной местности. Учащиеся школ учатся читать картографические данные, ведь топографические карты являются самым простым и наиболее эффективным обучающим материалом.

Как создаются топографические планы местности

Перед созданием топографического рисунка некоторой местности геодезисты тщательно её изучают. Как правило, эффективным методом изучения пространства является фотосъёмка сверху. Она даёт возможность точно расположить объекты.

Популярным и очень удобным считается контурно-комбинированный снимок. На нём горизонталями обозначается рельеф. Стереотопографическая съёмка отличается тем, что географы делают много кадров одной местности из разных точек. После этого фотографии накладывают друг на друга и получают более объёмное изображение.

На самой местности картографы проводят измерения при помощи таких инструментов как мензула и кипрегель. Геодезисты определяют ими высоты наиболее важных точек ландшафта. После того, как все необходимые измерения проведены, изображение карты проектируют при помощи компьютерных программ, а затем печатают.

Условные обозначения на топографической карте

Топографические знаки для школьников, которые наносят на карты в атласах, являются самыми распространёнными, основными, наиболее необходимыми. Эти знаки легко воспринимаются и хорошо запоминаются.

Распространенные знаки на топографической карте и их значения

Одним из важных и необходимым условным обозначением является масштаб. Каждая карта имеет этот знак.

Он указывает на то, какое реальное расстояние вмещается в 1 см рисунка. Обычно все планы местности являются крупномасштабными – до 10000 в 1 см. Топографические карты изображаются в масштабе 25000-500000 в 1 см.

Топографические знаки подразделяются на такие группы:

  • опорные и населённые пункты;
  • промышленные и сельскохозяйственные объекты;
  • социокультурные объекты;
  • инфраструктура;
  • водоёмы;
  • рельеф и ландшафт;
  • грунты и флора.
  • К группе опорных и населённых пунктов относятся знаки, обозначающие жилые и нежилые постройки, например, «разрушения», к тому же зачастую также указываются размеры строений при помощи маленьких числовых обозначений. Опорными пунктами являются обозначения высот, геодезических станций и прочего.

    Промышленные условные знаки отличаются тем, что обозначают заводы, фабрики, лесозаготовочные базы и прочее. Сельскохозяйственные знаки указывают на характер освоения данной территории. Примеры: «пасека», «загон для скота».

    К социокультурным символам относятся обозначения школ, клубов, библиотек и прочего. Эти знаки показывают, какие учреждения есть на данной территории. Топографические знаки, обозначающие инфраструктуру, указывают на характер дорог, проложенных в данном месте. Высокоскоростные ли это магистрали или обычные лесные тропинки, понять можно по карте.

    Знаки, обозначающие водоёмы, показывают источники воды на территории. Можно определить болотистая местность или нет, подвержена ли затоплению или подтоплению.

    Топографические знаки, обозначающие рельеф, указывают на перепады высот. Эти знаки особенно актуальны для гористой местности. Знаки «грунты и флора» помогают понять, какие почвы на данной территории, пригодны ли они для сельского хозяйства, а также какие виды животных обитают на данной территории.

    Опорные и населенные пункты

    Знаки, относящиеся к группе опорных и населённых пунктов – одни из наиболее необходимых. По этим знакам можно сориентироваться и выйти к населённому пункту или найти наиболее близкорасположенный пункт , где ему окажут помощь.

    Топографические знаки этого типа важны для школьников в изучении географии. В таблице представлены разновидности топографических знаков, которые относят к этой группе.

    Опорные пункты Населённые пункты
    • пункты геодезической сети;
    • курганы;
    • здания (могут быть масштабированы, могут быть обозначены условно);
    • точки съёмочной сети;
    • нивелирные марки и реперы;
    • астрономические пункты.
    • жилые и нежилые постройки;
    • отдельно стоящие здания;
    • отделённые от сёл дворы;
    • разрушенные/полуразрушенные здания (могут быть масштабированы);
    • религиозные объекты;
    • стоянки кочевников;
    • кварталы;
    • туннели и эстакады;
    • подземные переходы;
    • непроходимые или непроезжие участки пространства.
    Промышленные и сельскохозяйственные объекты

    Топографические знаки для школьников, относящиеся к группе промышленных и сельскохозяйственных, включают знаки, обозначающие заводы, фабрики, мельницы. Великое многообразие знаков этой группы позволяет обозначить характер предприятия в мельчайших деталях.

    Наиболее распространёнными символами являются:

    • обозначения заводов, фабрик и мельниц;
    • шахты и штольни;
    • места добычи полезных ископаемых;
    • соляные разработки;
    • торфяные разработки;
    • склады;
    • заправочные станции.
    Топографические знаки для школьников, обозначающие промышленные, сельхоз- и социокультурные объекты

    Аэродромы и аэропорты обозначаются знаком в виде самолёта. Электростанции обозначают сокращением «эл. ст.» или крестиком.

    Социокультурные объекты

    Условные знаки, которые относятся к этой группе, обозначают разнообразные культурные объекты, образовательные учреждения, административные органы и органы управления. Обозначенные на планах местности и топографических картах социокультурные объекты помогают понять, насколько развит описываемый регион.

    Эти обозначения могут быть очень полезны для туристов. Знаки этой группы будут полезны школьникам для выполнения разнообразных заданий на уроках географии: определение расстояние от одного объекта до другого, умение находить на планах необходимые объекты и правильно распознавать значение.

    Железные дороги, шоссе и грунтовые дороги

    Топографические знаки для школьников из группы «Инфраструктура» очень важны. Прежде всего, потому, что именно разнообразные обозначения дорог являются наиболее распространёнными топографическими знаками на школьных планах. Важно уметь различать знак «железная дорога» от знака «шоссейная дорога».

    Топографические знаки для школьников, обозначающие дороги

    Существует много обозначений придорожных объектов – станций, остановок, вокзалов и прочего. Топографические обозначения существуют и для грунтовых дорог, и для лесных тропинок. Учащимся школ важно научиться отличать разные виды дорог и магистралей друг от друга, тогда проблем с чтением планов местности не будет.

    Одним из наиболее распространённых знаков в топографии является «пешеходные тропы». Зачастую на уроках ученикам предлагается определить, куда направлена тропа, правильно описать её расположение. Чтобы справиться с такими заданиями, школьникам крайне необходимо уметь различать знаки, обозначающие инфраструктуру.

    Реки, озера, каналы и прочее

    Гидрография на планах местности занимает отдельное значение. Количество гидрографических знаков очень велико. Только один знак «приливно-отливная полоса» имеет 3 разновидности и, естественно, каждая полоса изображается по-разному.

    Все гидрографические знаки обозначаются голубым цветом.

    Гидрографические знаки помогают охарактеризовать местность на карте. По обозначениям можно определить, насколько данная территория увлажнена, имеются ли достаточные водные ресурсы, подвержена или неподвержена местность затоплению в определённые сезоны.

    Наиболее распространёнными знаками являются:

    • «родник»;
    • «река»;
    • «ручей»;
    • «болото»;
    • «колодец»;
    • «водопроводы».

    Но к гидрографическим обозначениям также относятся и следующие знаки:

    • «плотина»;
    • «водопровод»;
    • «пристань»;
    • «причал»;
    • «рифы»;
    • «маяк»;
    • «светящийся буй».
    Топографические знаки для школьников, обозначающие водные объекты

    При создании топографического плана водных пространств часто используют обозначения «водоросли», «места скопления плавника», «приливно-отливные течения».

    Приливы и отливы обозначаются тонкой стрелкой. Если стрелка не имеет «оперения» (насечек на конце), то она обозначает отлив. Если стрелка имеет насечки, то обозначает прилив и чем больше этих насечек, тем больше воды прибывает во время прилива.

    Важными гидрографическими обозначениями являются изобаты. Изобаты – непрерывные линии, обозначающие определённую глубину в данном месте. По изобатам можно определить, насколько быстро изменяется глубина водоёма.

    Рельеф местности

    Важнейшими рельефными отметками являются горизонтали, соединяющие точки одинаковой высоты – изолинии. На изолиниях изображаются маленькие насечки.

    По их направлению можно определить, возвышенность изображена или углубление. При изображении возвышенности насечки располагают по направлению вверх, а при изображении углубления – вниз.

    Топографические знаки для школьников, обозначающие рельеф

    Знаки, обозначающие рельеф, указываются коричневым цветом. Вулканы и кратеры обозначаются звёздочками черного цвета.

    Грунты и флора

    Растительный покров и грунты – неотъемлемые обозначения топографической карты, изображающей равнины или леса. Вид леса, произрастающего на данной территории, обозначают на красочном оттиске зелёного цвета.

    Существует 2 знака: ель и лиственное дерево. Там, где хвойные леса, в обозначение ставят ель, тем где лиственные – дерево. При смешанном лесе оба знака помещаются рядом. Часто возле этих значков также помещают числовые показатели, которые указывают на плотность леса.

    Топографические знаки для школьников, обозначающие растительность и грунты

    Грунтовые знаки, в основном, содержат информацию о преимущественном содержании песка, породы, гальки, солей, глины в данной местности. Также грунтовые знаки могут указывать на бугристость поверхности.

    Топографические знаки, включённые в школьную программу, являются самыми распространёнными и наиболее необходимыми для чтения карт. По окончании изучения топографии, ученики должны знать простейшие рельефные и гидрографичсекие обозначения.

    Оформление статьи: Натали Подольская

    Видео про топографические знаки для школьников

    Топографические знаки для школьников:

    Сегодня я хочу поговорить про Александра Сергеевича Пушкина и его замечательные детские сказки. Согласитесь, что представить детскую библиотечку без произведений великого классика невозможно. Сказки Пушкина занимают особое место на книжной полке. Сейчас такое многообразие книг с яркими и красочными иллюстрациями к произведениям Пушкина, где есть рисунки маститых советских авторов и утонченных художников начала ХХ века. Какие из них предпочесть?

    Не секрет, что Пушкин открывается ребенку не только своими замечательными стихами, но и посредством иллюстраций. Вспомните свои собственные первые впечатления от сказок Пушкина. Наверняка, это будут картинки, которые вы видели в своих первых детских книжках. В этой статье я предлагаю вам собственный рейтинг лучших иллюстраторов пушкинских сказок.

    Татьяна Маврина

    Иллюстрации Татьяны Мавриной к сказкам Пушкина очень красочны и полны экспрессии. Она создала замечательные картинки к пушкинскому «Лукоморью» и другим произведениям Пушкина. Первой книгой, проиллюстрированной художницей, была «Сказка о мертвой царевне», которая вышла в свет в 1949 году:

    Ее иллюстрации очень яркие и написаны в необычной манере. Татьяна Маврина училась во ВХУТЕМАСе у Р. Фалька. Авангардное искусство наложило отпечаток на ее стиль и творчество. Многие свои иллюстрации к сказкам Пушкина Татьяна Маврина создавала с помощью аппликации, приклеивая рисунки на общую композицию.

    «Сказка о царе Салтане»:

    «Сказка о золотом петушке»:

    Особняком стоят ее работы, выполненные к началу поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» – «Лукоморье». Оформленные столь гениально, что превратили это вступление к поэме в отдельное самодостаточное произведение, которое можно смело рекомендовать самым маленьким читателям:

    Современные издания с иллюстрациями Татьяны Мавриной к сказкам Пушкина выходят в издательстве «Нигма»:
    - “Сказки” Александр Пушкин. Изд-во: Нигма , 2012 г.
    - “Руслан и Людмила” Александр Пушкин. Изд-во: Нигма , 2015 г.

    Владимир Конашевич

    «Сказка о рыбаке и рыбке»с рисунками Конашевича впервые вышла в свет в 1922 году и многократно переиздавалась в советский период. Наверняка, многим из вас с детства знакомы эти картинки:

    Владимир Конашевич иллюстрировал также пушкинского «Золотого петушка»:

    Купить Сказки Пушкина с иллюстрациями В. Конашевича сейчас можно в издательстве “Мелик-Пашаев”:

    Борис Дехтерев

    Классик советской детской иллюстрации. Я запомнила сказки Пушкина именно по его работам. Увы, мои детские книжки не дожили до сегодняшнего времени. А иллюстрации Дехтерева к сказкам Пушкина просто замечательные:

    “Сказка о рыбаке и рыбке”:

    Особенно мне запомнилась Царевна, встающая из хрустального гроба из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», хоть это и были черно-белые рисунки:

    Современные издания с иллюстрациями Бориса Дехтерева можно купить по этим ссылкам:

    - ”Сказка о рыбаке и рыбке” Александр Пушкин. Изд-во: ИД Мещерякова, 2014 г.
    - “Сказка о попе и о работнике его Балде” Александр Пушкин. Изд-во: ИД Мещерякова, 2013 г.
    - “Руслан и Людмила” Александр Пушкин. Изд-во: Детская литература, 2015 г.

    Нина Носкович (репринт «Речь»)

    Мне понравились ее иллюстрации к “Сказке о мертвой царевне”, как и сами книжки питерского издательства «Речь» (книги этого издательства недорогие, но качество ни чем не уступает изд-ву “Мелик-Пашаев”).

    Нина Носкович родилась в начале XX века в Петербурге, за свою долгую творческую жизнь она создала иллюстрации ко множеству детских книг – к русским народным сказкам, произведениям Маршака, А. Толстого, Драгунского, Кассиля, Г. Х. Андерсена. Иллюстрации к сказкам Пушкина Нины Носкович – очень яркие и выразительные и понравятся детям всех возрастов.

    - “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях” Александр Пушкин. Изд-во: Речь, 2014 г.

    Репринтные издания Тов-ва Сытина 1915 года

    Не могу не написать несколько слов о репринтном издании сказок Пушкина, выпущенном недавно издательством Clever в серии «Золотой фонд Всемирной детской литературы». Иллюстрации к сказкам Пушкина выполнены разными художниками начала ХХ века – Николаем Бартрамом, Сергеем Соломко, Иваном Билибиным и другими. Они продаются в красивом подарочном издании (коробка с комплектом из 5 книг) или отдельными книжками.

    Александр Пушкин. Изд-во: Клевер Медиа Групп, 2013 г.
    - “Сказка о царе Салтане” Александр Пушкин. Изд-во: Клевер Медиа Групп, 2015 г.

    Хорошего Вам чтения и удовольствия от прочитанного!

    какие художники-иллюстраторы пушкинских произведений вам известны?

  • их и не сосчитаешь
    от Билибина и до.. .
    Иван Яковлевич Билибин — Иллюстрации к "Сказке о царе Салтане", "Сказке о золотом петушке", "Сказке о рыбаке и рыбке", к поэме "Руслан и Людмила"

    Иллюстрации И. Я. Билибина к сказкам Пушкина (Салтан под окнами терема, Встреча с Царевной — Лебедь, Пир горой, Чудо-остров; Дадон получает петушка, Дадон встречает Шамаханскую царицу; Эскизы костюмов и декорации к "Сказке о золотом петушке" — Царь Дадон, Шамаханская царица, Дворец Дадона и др. , иллюстрации к "Сказке о рыбаке и рыбке")

    Билибин И. Я. — Фронтиспис к Сказке о царе Салтане А. С. Пушкина, 1905; Разворот Сказки о царе Салтане А. С. Пушкина. По изданию 1962 г. ; Иллюстрация к Сказке о царе Салтане А. С. Пушкина, 1905; Фронтиспис к Сказке о золотом петушке А. С. Пушкина; Иллюстрационный разворот Сказки о золотом петушке А. С. Пушкина. По изданию 1962 г.

    СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, О СЫНЕ ЕГО СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ КНЯЗЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ. Художник — А. КУРКИН, 1961 — Иллюстрации, текст. Цветные репродукции иллюстратора А. М. Куркина к Сказке о царе Салтане в стиле Палех Иллюстрации А. Куркина к "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях"

    Иллюстрации Б. В. ЗВОРЫКИНА "Сказка о царе Салтане"

    "Сказка о мртвой царевне и о семи богатырях ", "Сказка о попе и о работнике его Балде" — иллюстрации советских художников-иллюстраторов (Милашевский В. А, Степан Ковалев, Ксенофонтов Т. И, Тамара Юфа и др.)

    Иллюстрации к сказкам Пушкина ("Сказка о царе Салтане", "Сказка о попе и о работнике его Балде", "Лукоморье", "Кот ученый", "Тридцать три богатыря", "Царевна-лебедь", "Колдун несет богатыря")

    Картины по сказкам Пушкина. И. Канаев /"Сказка о царе Салтане", "Сказка о золотом петушке", "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"/

    "Сказка о попе и работнике его Балде" (батик) Карагодина Елена
    Сказки А. С. Пушкина в иллюстрациях

    МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ Царевна-Лебедь. М. А. Врубель ГТК. Царевна-Лебедь. 1900 г. Моцарт и Сальери слушают игру слепого скрипача. 1884г. Сальери всыпает яд в бокал Моцарта
    Н. Н. ГЕ "Руслан и Людмила". 2-я пол. 19-го века Руслан и Людмила — Фронтиспис-виньетка, ч/б. Гравюра М. Иванова по рисунку И. Иванова. Эскиз виньетки А. Н. Оленина. 1820 г. (см. стр. 191)
    ные иллюстрации к произведения Пушкина на одной странице (Скупой рыцарь, Пир во время чумы, Барышня — крестьянка, Станционный смотритель, Метель, Бесы, Евгений Онегин, Моцарт и Сальери) художников Бенуа, Врубеля, Сурикова, Фаворского, Добужинского, Самокиш — Судковской, Милашевского и др.

    "Капитанская дочка". /Иллюстрации по главам. Иллюстрации к повести — исторические лица/

    Кавказский пленник. Автограф с портретом Н. Раевского. 1820.

    "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН" — Дуэль Онегина и Ленского. 1899, Репин И. Е. Микешин М. О. "Татьяна". "Евгений Онегин". 19 в. Кузьмин Н. В. "…и после скучного обеда". "Евгений Онегин". 1933-34 гг. Евгений Онегин. Илл. П. П. Соколова. 185560. Титульный лист и первая страница первого издания "Евгения Онегина" (СПб. , 1825) см. на сайте "Антикварная книга" Иллюстрации к роману "Евгений Онегин" (Л. Тимошенко, Самокиш-Судковская, Константинов, Белюкин) Евгений Онегин. Пушкин и Онегин. Гравюра Е. Гейтмана с рисунка А. Нотбека. 1829.

    Фаворский В. А. "Обложка". "Домик в Коломне". 1922-1925 гг.

    "ДУБРОВСКИЙ" Дубровский. Рисунок Б. Кустодиева. 1923. "Дубровский". /Б. Кустодиев, Б. Косульников, Д. Шмаринов, А. Пахомов и др. / "Дубровский" — иллюстрации Шмаринова Д. А.

    "Метель". Иллюстрации /Н. Пискарев, Д. Шмаринов, В. Милашевский и др. /

    Граф Нулин. Илл. Н. В. Кузьмина. 1957.

    "БОРИС ГОДУНОВ" — Иллюстрация к трагедии А. С. Пушкина "Борис Годунов" Б. В. Зворыкин Петров — Водкин К. С. — эскизы костюмов к трагедии "Борис Годунов" Петров-Водкин — эскизы декораций

  • 
    Top