Упражнения для тренинга со студентами. Конкурсы на День студента — веселые и смешные Интересные конкурсы для студентов в общаге

Конкурсы на день студента

Самый любимый праздник для студентов это естественно день студентов. Поэтому для этого дня мы приготовили конкурсы. Конкурсы на день студентов, в которые можно играть на вашем празднике. Каждый конкурс это не просто смех и веселье, это еще и проверка знаний и смекалки. Такие конкурсы обязательно понравятся вашим преподавателям. А чтобы было еще азартнее, пусть выигравшая команда получит за победу отличные оценки. С праздником, с днем студента!


***

Конкурс 1 – Законы науки.
Для этого конкурса надо две команды, составленные из студентов двух групп одного курса. Каждая команда по очереди показывает, рассказывает своими словами какой-нибудь закон, например, закон ньютона. Только делает это так, чтобы их слова и действия действительно напоминали закон Ньютона. А другая команда должна сказать, что это за закон. Победителей можно оценивать по двум вариантам: кто лучше и смешнее показал законы или кто больше угадал законов.

Конкурс 2 – Великие люди.
И опять же две команды студентов одинакового курса. Только здесь надо проявить смекалку и свою находчивость. Команды запасаются портретами известных науки и миру людей, таких как: Пушкин, Эйнштейн, Лермонтов, Менделеев и других. Выходит один человек из команды и подходит к другой команде. Та команда показывает ему портрет, а он должен описать этого человека так, чтобы его команда его поняла и смогла назвать фамилию этого известного человека. Желательно, чтобы тот, кто описывает портрет, не использовал цитаты из его произведений и не называл законы, которые он открыл и его работы. Надо описать так прикольно и смешно. Победители могут быть: кто быстрее угадает людей на портретах или кто смешнее опишет человека.

Конкурс 3 – Проверка знаний.
Заранее на листке бумаги пишут определение любого закона по физики, химии или любого другого предмета. А потом вырезают либо каждое слово отдельно, либо по несколько фраз. И раздают эти обрезанные листы двум командам. Задача команд как можно быстрее сложить все бумажки и прочитать что там за закон, а потом еще и сказать его. Побеждает та команда, которая быстрее назовет закон. Важно: Обеим командам надо дать одинаковые законы, чтобы было все честно.

Конкурс 4- Стипендия.
Стипендия у студентов не такая и большая. И порой ее хватает только на.… Знаете на что ее хватает? И наш следующий конкурс. Вы заранее покупаете в сувенирном магазине купюры по 10 рублей в количестве 80 штук. И каждой команде раздаете по 40 купюр. И по команде команды должны выложить слово студент из 10 рублевых купюр, но так, чтобы все купюры были задействованы, и не было лишних. И желательно чтобы буквы были ровные. Та команда, которая быстрее и аккуратнее выложит слово студент - побеждает.

Конкурс 5 – Проверка знаний.
Для конкурса надо выбрать отрывок из какого-нибудь произведения или романа, который знают все, ну или почти все. Надо его перепечатать, но при этом пропускать слова. В каждом предложение по одному - два слова. В каждой команде по 4-7 человек. По команде по одному человеку из команды бегут к листку, читают и дописывают первое слово. И так далее по очереди все участники. Дописывать надо только одно слово. Побеждает та команда, которая быстрее допишет все слова. А потом можно проверить с оригиналом, и та команда, у которой больше совпадений или все слова написаны правильно побеждает.

Говорят, что студенчество - это самая активная часть населения. Бурлит энергия, появляются свежие впечатления, и жажда познания всего на свете открывает новые горизонты. И студент - не просто человек, грызущий гранит определенной науки, не просто будущий специалист, студент - это профессия. Да-да, профессия, со своими особенностями, навыками, настроениями и даже со своим профессиональным праздником.

25 января - Татьянин день, или День Студента, - один из самых главных праздничных явлений, к отмечанию которого студенты готовятся больше, чем к сессии.

Не буду скрывать, что твоя первая мысль на тему студенческих отмечаний была недалека от истины. Огромная толпа веселого народа, ломящаяся в твою дверь с бутылками, чипсами и тортом, до которого обычно не доходят руки, моментально превращает уютную чистую квартиру в филиал шабаша ведьм и прочей нечисти. Или угрожает ссорами с соседкой, если дело происходит в общежитии, а у нее, вроде бы, завтра с утра экзамен . И суматошная варка пельменей по-студенчески, с розовой субстанцией из майонеза и кетчупа, вперемежку со старыми байками на тему "горячая еда никогда не бывает сырой", и забавные поиски штопора, бокалов, рюмок и прочей утвари, и просьба не делать жаркое из твоего любимого попугая... И с утра - картина, достойная кисти художника, кажется, что от такого широкомасштабного бардака уже никогда не избавиться, мусор уже начал не только шевелиться, но и жалобно попискивать и даже расползаться, а перед глазами плывут предательские круги. И закрадывающийся вопрос: "а что же вчера было?!..".

Все это действительно, так или иначе, с большинством из студенческой братии случалось. Послушав различные студенческие истории и байки, и поучаствовав в некоторых из них, я насобирала некоторые варианты творческих тусовок, и просто интересные игры и игрушки для больших компаний . А, учитывая, что творческие организаторы почти всегда становятся лидерами и наиболее яркими персонажами на вечеринках, надеюсь, эти идеи тебе пригодятся.

Тост дня
Исходя из сложившихся традиций, наличие алкоголя в рядах студентов - факт практически бесспорный. И не заводя длительных нравоучений о вреде зеленого змия, могу предложить вполне творческую игру - "Тост дня", подходящую для застолья и настраивающую народ на соответствующий, в смысле творческий, лад. Суть игры заключается в том, что тостующему дается три ничем не связанных слова, а его задача - быстро придумать, возможно, абсолютно дурацкий, но логически связанный и веселый тост, в котором должны присутствовать эти слова.
Предположим, предлагаются слова "котенок", "часы" и "любовь". Можно сочинить, например, такой тост: жил-был маленький пушистый Котенок. У него были хитрющие глазки и искренний интерес к всевозможным кискам. И вот однажды он назначил свидание самой недоступной, самой очаровательной Кошечке в их дворе. Припекало летнее солнце, шел проливной дождь, падал прошлогодний снег, а ее все не было. И когда Котенок в последний раз устало взглянул на часы, она, наконец, появилась, кокетливо перебирая лапками. Так выпьем же за то, чтобы наша Любовь всегда приходила вовремя...
Сочинившему самый оригинальный тост можно чего-нибудь презентовать, - от учебника до поцелуя . Если игра окажется компании по душе, не забудь, что Минздрав все же предупреждает ...

Крокодил
Можно поиграть в очень распространенную, под тем или иным названием, игру-пантомиму "Крокодил". Данное название связано с тем, что объясняющий правила обычно загадывает первое слово "крокодил", затем его показывает. Соревнуются команда на команду. Например, мужчины против женщин. Каждая команда, или кто-то из участников, загадывает пословицу (это будет просто), а затем словосочетание посложнее. Этот текст сообщается одному или двум представителям из противоположной команды. Их задача - донести этот текст до своей команды, пользуясь только средствами пантомимы: показывая телом, мимикой, движениями, любыми жестами и позами и чем угодно по одному слову. Команда отгадчиков говорить может: она помогает вопросами и наводящими фразами, но их партнеры могут только использовать тело и лицо и кивать головой "Да", "Нет".
Два варианта игры:
1. Участники делятся на две команды, одна команда загадывает, затем выбирает игрока из другой команды, и он показывает участникам из своей команды, а они стараются догадаться. Если "сдаются", то загадавшим - очко.
2. Отгадывают все, кроме загадавшего фразу. Когда кто-то из участников угадывает фразу, он потом идет показывать, а фразу придумывает тот, кто показывал.
Игра очень занятная, особенно когда показывают "безумных кроликов" и других братьев наших меньших. Для особенных любителей можно попробовать показать слова "порнография", "извращения" , "секс". Фразы не обязательно должны иметь смысл.

Театральный конкурс
Требуется творческие студенты не менее 5-10 человек. Находится детская книжка со сказкой. Идеально подходят - "Курочка Ряба", "Колобок", "Репка", "Теремок". И любые упрощенные и адаптированные для детей рассказики. Чем глупее, тем веселее получится. Выбирается ведущий, он будет чтецом. Из книжки на отдельные листочки выписываются все (!) герои сказки, включая, если позволяет количество человек, даже деревья, пеньки, речки, ведра и т.д. Методом строгого научного тыка все тянут свои роли. Чтец начинает читать сказку, и все герои "оживают".

Большинство молодежных вечеринок проходит в стандартном наборе - застолье, а затем медленная музыка, приглушенный свет, объятия по углам и некоторая разобщенность народа под финал. Но так как отныне ты - мастер вечеринок, то можешь направить в русло веселого совместного творчества даже мощную сексуальную студенческую энергию. И тогда самые яркие моменты вечера останутся в памяти у всех...

Поцелуйчики
Эротический конкурс. Из участников выбирается ведущий и доброволец. Добровольца усаживают на стул и завязывают ему глаза. Ведущий начинает поочередно указывать на участников и задавать вопрос: "Оно?". И так несколько раз. В какой-то момент участник с завязанными глазами говорит "оно!". Тот, на которого падет выбор добровольца, становится "целующим". Затем ведущий, показывая в любой очередности на губы, щеку, лоб, нос, подбородок, в общем, на сколько хватит воображения, задает вопрос: "Сюда?" - пока не получит утвердительный ответ добровольца. Продолжая, ведущий показывает на пальцах всевозможное количество, спрашивает добровольца: "Столько?" Получив согласие, ведущий выносит приговор, выбранный самим же добровольцем - "оно" целует его, к примеру, в лоб 5 раз. После восторженного процесса доброволец должен угадать: кто же его целовал. Если он угадал, то тот, кого определили, занимает его место, если же нет, то игра возобновляется с тем же "добровольцем". Если доброволец не угадывает подряд три раза, то он занимает место ведущего.

Шоколадка
Тоже вполне студенческо-эротическая игрушка . Участники встают в круг, по принципу мальчик - девочка. Ведущий берет в рот кусочек шоколадки, можно с орешками, и передает по кругу. Тот, у кого во рту шоколадка окончательно растает и закончится, выходит из круга. Побеждает студент или студентка, лучше всего владеющие языком... Существует аналогичная игра в "проездной", в процессе которой "присасываются" к проездному или чему-то похожему, но на моей практике в страстном порыве был сжеван реальный билет до какого-то славного города, в который один из гостей хотел попасть на следующий день... И эта игра нарушает множество санитарно-гигиенических норм, так что особенно щепетильным в этом вопросе так лучше не развлекаться...

Устав от веселого ржания, сопровождающего эти игрушки, предложи поиграть в спокойную и вдумчивую игру - "Исповедальную свечку". Оптимально, если ты возьмешь на себя роль координирующего ведущего, не допускающего "перегибы" и создание дискомфорта играющим. Это игра, требующая особой душевной чуткости.

Исповедальная свечка
Эту игру относят к психологическим играм, и играть в нее лучше при наличии в компании атмосферы взаимного уважения и доверия. Приглушается свет и одному из участников дается в руки свечка. После чего все по кругу задают ему вопросы, а "исповедуемый" обязан честно на них ответить. Вопросы можно задавать любые, но желательно достаточно тактичные, учитывая тот факт, что самые будоражащие вопросы обычно бывают на сексуальную тематику. Отвечающий в начале игры может оговорить темы, на которые он говорить не хочет. Играть можно, спрашивая одного человека, а можно по кругу - по одному вопросу на каждого. Перед началом игры стоит отметить, что личные моменты, рассказанные по ходу "свечки", не стоит выносить потом на суд широкой общественности. "Исповедальная свечка" интересна тем, что зачастую в ней открываются совершенно неожиданные грани, казалось бы, хорошо знакомых людей.

Попробовав себя в новом качестве творческого организатора вечеринки, ты увидишь, что общая атмосфера праздника может быть вполне тобой управляема. А вечер вместо колебаний между "хорошо - плохо" окажется однозначно удавшимся. И неважно, студентка ты или нет, потому что студенчество - это не формальный признак, а веселое настроение, открытость души и яркое творческое начало в тебе. Так что - с Днем Студента тебя!

Сценарий конкурсно-игровой, танцевальной программы

«Учись, студент, и отдыхай»,

посвященной Дню студента

Время проведения: 21.00 ч.

Место проведения: Фойе РДК

Помощь в проведении игры: ,

Праздничный вечер проходит в фойе РДК. Стены фойе украшены шарами и надписями «С Днем студента!», «Учись, студент!», «Не спи студент, проснешься в армии!» и т. д. На главной стене оформлены буквы – « STUDENT PATY ».

С двух сторон установлена цветомузыкальная аппаратура.

Перед началом звучат танцевальные мелодии, начинается дискотека. Молодежь собирается.

Свет загорается. Звучат фанфары.

Выход ведущего.

Добрый вечер, добрый вечер, уважаемые дамы и господа! И не случайно, назвал я вас именно так, ведь сегодня, на нашем замечательном празднике присутствуют только дамы и господа! Добро пожаловать на нашу гламурную встречу «Student patty», посвященную Дню студента!!!

Пауза для аплодисментов.

И сразу вопрос: а есть ли студенты на нашем празднике?? Поднимите руки! А есть ли бывшие студенты, которые закончили свое обучение совсем недавно?? Я прошу вас выйти в самый центр нашего танцпола, ведь сегодня именно ваш праздник!!!

А мы все давайте образуем большой круг, чтобы нам всем было видно наших студентов.

Давайте с вами познакомимся!

Как вас зовут?

(идет знакомство с участниками)

Надувайте! Кто надул, поднимите шарик над головой!

Когда все подняли шары:

А вот теперь и определим самого умного! Пусть каждый бьет своим шаром о свою голову. Сильнее! Еще сильнее!

Тот, чей шар лопнул первым, провозглашается самым умным. Ему вручают приз.

Из зала всегда спрашивают:

А почему он самый умный?

Потому что его шар лопнул первым. Значит, голова умная, квадратная, углы острые.

Вариант: Стучать шаром по голове соседа. Побеждает тот, на чьей голове лопнул шар.

(2) На Татьянин день есть народная примета: если светит солнышко – к раннему прилету птиц, идет снегопад – летом будет много дождей.

Но мы уверены, что наши Татьяны не боятся никаких погодных условий!

Следующее задание конкурса – «У Татьяны нет плохой погоды».

Татьяны двигаются по кругу, ведущий называет им условия, в которых они находятся (метель, дождь, ураган, пустыня, болото, летний луг с высокой травой). Участники должны продемонстрировать передвижение в этих условиях. Оценивается артистичность и юмор.

(3) УГАДАЙ МЕЛОДИЮ:

1 Жди меня

2 Белые розы

3 Приключения шурика

4 Воронины

5 Возвращение Мухтара

6 Телекарта

7 Рафаэлло

8 Кто хочет стать миллионером

9 Уральские пельмени

10 О Боже какой мужчина

11 Помоги мне

Татьяна – по-гречески означает устроительница, учредительница. Татьяна практична, принципиальна, умеет настоять на своем. Татьяна обладает лидерскими качествами и умеет добиваться успеха.

ВЕД: А сколько существует уменьшительно-ласкательных имен для Татьяны? Таня, Танечка… все их, наверное, знают подруги наших участниц!

Участвуют подруги Татьян. Их задача называть уменьшительные имена Татьяны – кто справится? Кто назовет больше – тот и победит!

ВАРИАНТ: Вспомнить героинь фильмов, книг и известных женщин с именем Татьяна.

(5) Дорогие друзья! Наш следующий конкурс для настоящих мужчин! Есть ли такое в зале?? Поднимите руки!

Все студенты посещают физкультуру. Сейчас мы узнаем, не перевелись ли на Руси богатыри.

Каждому выдается по листу газеты в развернутом виде. Участники должны взять в левую руку газету, а правую спрятать за спиной.

По команде ведущего необходимо собрать всю газету в левой руке, не помогая при этом правой.

Кто быстрее справится с заданием?

(6) Каждой команде выдается стул. Задача – уместиться всей командой на одном стуле, при этом держа в руках определенную вещь (воздушный шарик, большой кубик). Задача команд: удержаться на стуле более минуты.

(7) КОСНИСЬ ЖЕЛТОГО.

Игроки становятся в круг. Ведущий командует: «Коснитесь желтого, раз, два, три». Игроки как можно быстрее стараться взяться за вещь (предмет, часть тела) остальных участников круге, имеющую желтый цвет. Кто не успел – тот выбывает из игры. Ведущий снова повторяет команду, но уже с новым заданием. Побеждает участник, последним оставшийся в игре.

Примеры заданий:

1. Коснись мокрого

2. … живого

3. … эротичного

4. …мягкого

5. …красивого

6. …деревянного

7. …теплого

8. …гладкого

9. …колючего

10. …чужого

11. …желанного

(8) Наши студенты умеют и прикольно отдыхать! Я намеренно назвал этот сленг молодежи «ПРИКОЛЬНО». И в этом мы сейчас с вами убедимся.

ПРОЙТИ ПО КАНАТУ.

Вариант 1. На полу натягивается канат. Задача игроков – пройти по канату не только ногами, но и руками одновременно!

Вариант 2.

ПЕРЕХОД ПРОПАСТИ.

На земле раскладывается веревка. Все участники делятся на две команды. Игроки одной команды становятся в ряд, боком друг к другу, и берутся за руки. Каждая команда приставным шагом двигается по веревке (команды начинают движение с противоположных концов веревки). Самое трудное - разойтись по веревке, когда команды встречаются (лицом друг к другу). Команда, игроки которой сошли с веревки, считается проигравшей. Для того чтобы выиграть, разрешается сталкивать игроков противоположной команды с веревки. Вместо веревки так же можно использовать нарисованную мелом черту. Игра будет пользоваться большей популярностью, если разделять игроков в команды по половому признаку.

ВЕД: В жизни каждого студента наступает ответственная пора – экзамены!!! И сейчас я предлагаю провести самый настоящий устный экзамен! Вы готовы?

(9)Идёт экзамен. Профессор: На борту самолёта 500 кирпичей. Один кирпич выпал из самолёта.
Сколько на борту осталось кирпичей?
Студент: Ну, это легко! 499!
Профессор: Правильно. Следующий вопрос. Как положить слона в холодильник за 3 шага?
Студент: 1. Открыть холодильник, 2. Положить туда слона. 3. Закрыть холодильник!
Профессор: Дальше. Как положить оленя в холодильник за четыре шага
?
Студент: 1. Открыть холодильник. 2. Вытащить слона. 3. Положить оленя.
4. Закрыть холодильник!
Профессор: Отлично! Следующий вопрос. У царя зверей льва, день рождения
! Пришли все животные, кроме одного. Почему?
Студент: Потому, что олень всё ещё в холодильнике! Профессор: Великолепно
! Далее. Может ли бабуля пройти через болото с крокодилами? Студент:
Конечно может! Ведь все крокодилы на дне рождения « лёвы»
!
Профессор: Хорошо! А теперь последний вопрос. Бабуля прошла через пустое болото, но всё равно умерла! Что с ней случилось?
Студент: Э - э э! Она утонула?
Профессор: А вот и нет! На неё упал кирпич, который выпал из самолета
! НА « ПЕРЕСДАЧУ»!

(10) Друзья! На парах бывает скучно, правда? И что делает студент в этом случае? Нет, не прогуливает, а играет! Прямо на парах! И сейчас мы тоже будем играть!

Для игры мне потребуется 6 человек. Прошу разбиться на 3 пары. Запомните, вам придется соревноваться друг с другом в игре «КРЕСТИКИ-НОЛИКИ».

Проводится игра.

(11) А теперь, уважаемые студенты, давайте вспомним школьные годы! Скажите, что больше всего запомнилось вам из школьной жизни? (двумя-тремя словами). Студенты называют свои воспоминания.

А вот кто-то сказал – походы в столовую! Помните, как многие бежали в столовую, как только прозвенел звонок. И сейчас, предлагаю снова окунуться в те дни.

Конкурс «водяная эстафета» .

Все участники становятся в две команды. Каждой команде выдается бутылка на 2 литра наполненная питьевой водой . Задача каждого участника из команды пробежать с бутылкой между ног и выпить полный стакан воды, затем бутылка передается другому участнику, тот так же бежит эстафету и пьет свой стакан воды. Та команда, которая быстрее опустошит бутылку, победит.

Ну вот и попили и поели в самой настоящей школьной столовой. А теперь пора и потанцевать!

(12) Конкурс «прикольный танец».

Участника выдается швабры, метелки. Задание исполнить зажигательный медленный танец с данным предметом. Победителя выбирают аплодисментами.

Вот на этой ноте, дорогие друзья, наша конкурсно-игровая программа подошла к концу. И наступил момент определить кому же из наших студентов, принимающих участие в конкурсах, присудить почетное звание «Студент года-2014»!

(Ведущий называет имена участников, зрители аплодируют и выбирают победителя).

Вот он, наш победитель!!! Давайте еще раз поаплодируем нашему _____________________________, вы отныне «Студент года-2014»!! Примите в память о нашей игре вот такой подарок, и все наши сегодняшние участник получают небольшие сувениры в честь такого замечательного праздника!

Спасибо вам за участие!

Всех поздравляем с праздником – с Татьяниным Днем, с Днем студенчества! Хороших вам отметок, выплаченных и повышенных стипендий, понимающих преподавателей! Удачи всем и всего самого прекрасного!!!

А сейчас, дорогие друзья, дискотека!

Танцуют все!!!

Детская игра, которая особенно хорошо подходит для взрослых компаний. Меры предосторожности: очистить большую территорию от посторонних предметов (столов, стульев, ваз с цветами, фотографий родных и близких).
Вся дружная компания выстраивается в круг. Один человек выбирается ведущим и уходит в соседнюю комнату или удаляется к соседнему дереву (если мероприятие проводится в лесу). Остальные...

  • Все встают и выстраиваются в затылок в один большой круг. Дальше надо встать как можно плотнее друг к другу, сделав круг более узким. Затем наступает главная и самая трудная часть. Попробуйте все одновременно согнуть ноги и присесть друг к другу на коленочки. Если получилось, рано радоваться! Теперь постарайтесь удерживаться в таком положении и еще вытянуть руки в стороны. Ага, упали!!! Ну...
  • Игра проводится в команде. Лучше всего, если есть возможность сначала всем игрокам находиться в одной комнате, а оттуда по очереди выходить в другую. В крайнем случае, придется придумать что-то, чтобы игроки не слышали друг друга во время игры.
    Итак, вся команда запирается в одной комнате. Ведущий остается в другой. Он загадывает слово и вызывает первого игрока. Ведущий начинает объяснять...
  • В этой игре вам предлагается потренироваться в построениях и попробовать предугадать все возможные жизненные ситуации. Лучше всего сначала разделиться на две команды. Выполнять построение надо в командах согласно прозвучавшему заданию. Кто быстрее, тот и выиграл. Победителям можно пообещать какой-нибудь приз, а впрочем, и без приза хорошо пойдет.
    Первая ситуация. Добрейший мужчина...
  • Участники встают в один большой круг. На середину выходит ведущий, решившийся попытать свою судьбу. Он закрывает глаза и вытягивает впереди себя руку. Остальные участники начинают кружиться вокруг него и при этом приговаривать:
    Арам-шим-шим,
    Арам-шим-шим,
    Арамия бусия
  • Проходит игра следующим образом. Приготовьте заранее красивый шейный платочек. Все должны встать в круг. Один человек выбирается ведущим, он будет отвечать за музыку. Его главная задача, во-первых, подобрать энергичные зажигательные мелодии, а во-вторых, в определенный момент нажимать на кнопку "вкл. — выкл.".
    Один человек выходит на середину круга и надевает себе на шею платочек. Причем...
  • Прежде, чем начать игру в "слепого", поиграем сначала в "Мы сами не местные". Возьмите в руки шляпу и пройдитесь по кругу. Пусть каждый положит в нее самое ценное, что у него есть. Лучше всего, если это будут часы, брелок от машины, любимые сережки, очки без очечника, фотография любимого человека.
    Дальше следует выбрать самого ответственного и аккуратного человека из всей компании. Вместе...
  • Игра прекрасно подходит для больших компаний, состоящих как из знакомых, так и из малознакомых людей, содействует общению, сплочению и просто всеобщему веселью.
    Первым делом игроки разбредаются в поисках любых маленьких вещей по квартире (или по территории отдыха). Все, что хозяин (или лесник, или сторож) разрешит взять, складывается в одну кучу. Желательно проверить собранное на предмет...
  • Студенческая пора-время незабываемых приключений, новых открытий и влюблённостей. Вместе с приобретением фундаментальных знаний мы приобретаем новых друзей, многие из которых останутся с нами на всю жизнь.

    Для более гармоничного существования студенческого коллектива можно использовать психологические игры . Это очень эффективный инструмент в педагогической работе со студентами.

    Такие игры актуальны, как для первокурсников, с целью более быстрой и качественной адаптации , так и студентов старших курсов. Через призму игровой деятельности ребятам проще наладить коммуникацию, решить возникающие разногласия, научиться доверять друг другу и развивать навыки общения.

    Кажущаяся незатейливость некоторых игр - огромный материал для работы профессионального психолога. С помощью анализа игр может решаться множество важных задач:

    • Определение акцентуаций развития личности учащегося
    • Выявление психологических проблем и барьеров
    • Помощь в адаптации внутри коллектива
    • Решение и корректировка межличностных конфликтов
    • Помощь и рекомендации для преподавательского состава

    В психологические игры можно играть как в учебной аудитории, так и в неформальной обстановке на студенческих посиделках и вечеринках.

    Игры в аудитории:

    Отличная игра для компании из 8-24 человек.

    Способствует развитию командного духа , навыков совместной работы, творчества и изобретательности.

    Цель - строительство самой высокой башни

    Понадобится степлер для каждой команды, много бумаги формата А4 (можно использованной).

    Все игроки делятся на команды из 4-5 человек. Каждой команде даётся инвентарь. За заданное время - 10 минут, команды должны сделать устойчивую башню. Листы бумаги скрепляются с помощью степлера, при этом их можно сгибать и складывать как угодно.

    Выигрывает команда, построившая самую высокую башню.

    Отличная игра, направленная на анализ своих чувств и мыслей . Помогает понять себя и открыть окружающих людей с неожиданной стороны, развивает эмпатию.

    Цель - подобрать для себя предмет, который вызывает ассоциации со своей личностью.

    Реквизитами послужат обыденные предметы - различные игрушки, куклы, машинки, книга, тетрадь, заколка, брелок, ключ и т. д.

    Участники садятся в круг и из всего многообразия выбирают любую вещь. После недолгой подготовки каждый человек должен объяснить почему был выбран тот или иной объект. Рассказ должен быть от лица этого предмета. Нужно поведать о сильных и слабых сторонах, победах и достижениях, обидах и разочарованиях в проекции собственной личности. Суть в том, что человеку не всегда легко говорить о чем-то важном другим людям. Мешают зажимы, комплексы, заниженная самооценка. Другое дело поведать о жизни плюшевого медведя, это уже само по себе вызывает улыбку и доброжелательный настрой .

    • Комплименты

    Прекрасная игра для старшекурсников, хорошо знающих друг друга.

    Цель - создание благоприятной дружеской обстановки, формирование доброжелательности и эмпатии .

    Из реквизитов нужен только мяч. Студенты садятся в круг и кидают мяч любому из участников, сопровождая действие комплиментом для человека.

    Получается очень весело и по-дружески. Выявляются интересные нюансы межличностных отношений.

    Динамичная игра на скорость и взаимодействие для 14-20 человек. Зрители приветствуются.

    Способствует выявлению лидерских качеств и навыков общения.

    Цель - разбиться на две команды и составить слово из отдельных букв.

    Понадобится маркер и самоклеящиеся листочки бумаги.

    Ведущий, он же судья, заготавливает два слова с одинаковым количеством букв и одной тематики, например, географические объекты, психологические термины, название музыкальных произведений и пр.

    Затем ведущий берёт самоклеящиеся листочки двух цветов. На каждом из листков одного цвета пишутся буквы слова. Два цвета - два слова одинаковой длины. Затем участники игры становятся в один ряд спинами к аудитории. На их спины в хаотичном порядке приклеиваются буквы. После того как ведущий даст команду, ребята должны будут самоорганизоваться в две команды, разгадать слово и встать спинами к аудитории в том порядке в котором требует слово. Выигрывает команда, которая быстрее справится с заданием. Важно то, что узнать букву на своей спине можно только с помощью другого человека, нельзя сдирать буквы со своей спины или спины другого участника.

    Это очень весёлая игра. В процессе очень ярко проявляются организаторские и лидерские способности студентов.

    Эту игру знают все - от мала до велика. Участников может быть сколь угодно много.

    Цель - лучше понять друг друга, посмотреть на себя со стороны, проявить свои актёрские способности .

    Инвентарь не нужен, только доброжелательный настрой и самоирония. Ведущий должен жестами, мимикой, походкой показать своего одногруппника или преподавателя. Остальные участники должны отгадать загаданную персону.

    • Взгляд со стороны

    Это замечательная игра для самопознания. Игроков может быть от 10 и больше.

    Цель - получить личностные характеристики от своих однокурсников. Провести анализ полученных данных, провести совместное обсуждение.

    Реквизитом для игры могут стать любые коробочки, конверты или мешочки, подписанные именами участников. Понадобится много листочков с написанными на них чертами характера, например, дружелюбие, усидчивость, надменность, спокойствие, самонадеянность, ответственность и др. Каждую карточку с одной надписью делаем по количеству участников плюс запас в 10 штук.

    В начале игры каждый студент берёт две любые карточки, кажущиеся подходящими для своего однокурсника и кладёт в соответствующий конверт. При этом каждый человек должен быть максимально объективным в своих оценках. Далее, ребята разбирают свои конверты и анализируют содержимое. В конце игры участники садятся в круг и проводит рефлексию. Студенты по очереди делятся полученной информацией о себе, соглашаются с ней или нет, благодарят друг друга за искренность.

    Результаты игры помогут понять адекватность самооценки, провести корректировку собственного поведения и отношения к окружающим людям.

    Игры в неформальной обстановке:

    • Постановка театральной пьесы

    Интересная творческая игра для большой компании, помогает формированию позитивного мышления и умения работать в команде, способствует эмоциональной разрядке .

    Цель - раскрытие творческого потенциала, повышение уровня доверия в группе.

    Реквизиты могут отсутствовать вовсе, ведь это условный театр, но как показывает практика, они не бывают лишними.

    В основу ложится любая всем известная сказка, далее всем участникам присваиваются роли как одушевлённых героев, так и неодушевлённых предметов. Это может быть дуб, лавочка, фонарь, театральный занавес и многое другое. Из всей компании выбирается чтец, человек с хорошей дикцией и громким голосом.

    Репетиций не нужно, вся пьеса происходит в реальном времени. Чтец произносит:« Акт первый. Занавес открывается! Жили были дед да баба» И в это время назначенные на роль занавеса актёры разбегаются в разные стороны, и выходят дед с бабкой.

    Сценарий можно придумывать всем вместе, добавляя смешных героев и моментов. Кто-нибудь обязательно должен снимать это действо, так как удовольствие от просмотра гарантировано .

    Весёлая и динамичная игра, предполагающая тесное взаимодействие и быструю реакцию. Участников от 8 до 16. Способствует созданию комфортной дружеской обстановки и реализации творческого потенциала, формирует командный дух .

    Реквизиты - карточки с названиями общеизвестных литературных произведений или фильмов (лучше из двух слов), по одной карточке для каждой пары игроков и таймер. То есть если в командах по шесть участников, то и карточек должно быть заготовлено по три штуки на каждую.

    Первая пара команды получает карточку и за 2 минуты показывает все согласные буквы в карточке с помощью рук, ног или всего тела. Но всегда буква должна состоять из двух частей. Другие участники должны буквы записать, подставить гласные буквы и отгадать название. Если получилось выполнить задание, то плюс 1 балл. Далее, очередь другой команды.

    Затем подсчёт результатов и награждение.

    Очень подвижная игра, понадобится много места. Участников должно быть не меньше 10, по 5 для каждой команды. Игра способствует формированию навыков командной работы, создаёт благоприятный эмоциональный фон, снимает зажатость и напряжение в малознакомом друг с другом студенческом коллективе.

    
    Top