Ангелы. Что библия говорит об ангелах День Ангела, именины

Быт 16:7 ...И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне,..
Быт 16:9 ...Ангел Господень сказал ей:..
Быт 16:10 ...И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое,..
Быт 16:11 ...И еще сказал ей Ангел Господень:..
Быт 21:17 ...и Ангел Божий с неба воззвал к Агари...
Быт 22:11 ...Но Ангел Господень воззвал к нему с неба...
Быт 22:15 ...И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба...
Быт 31:11 ...Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков!..
Быт 48:16 ...Ангел , избавляющий меня от всякого зла,..
Исх 3:2 ...И явился ему Ангел Господень...
Исх 14:19 ...И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом [сынов] Израилевых,..
Исх 23:23 ...Когда пойдет пред тобою Ангел Мой...
Исх 32:34 ...вот Ангел Мой пойдет пред тобою,..
Чис 22:22 ...и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему...
Чис 22:24 ...И стал Ангел Господень на узкой дороге,..
Чис 22:26 ...Ангел Господень опять перешел и стал в тесном месте,..
Чис 22:32 ...И сказал ему Ангел Господень:..
Чис 22:35 ...И сказал Ангел Господень Валааму: пойди с людьми сими,..
Суд 2:1 ...И пришел Ангел Господень из Галгала в Бохим...
Суд 2:4 ...Когда Ангел Господень сказал слова сии всем сынам Израилевым,..
Суд 5:23 ...Прокляните Мероз, говорит Ангел Господень, прокляните,..
Суд 6:11 ...И пришел Ангел Господень и сел в Офре под дубом,..
Суд 6:12 ...И явился ему Ангел Господень...
Суд 6:20 ...И сказал ему Ангел Божий: возьми мясо и опресноки,..
Суд 6:21 ...Ангел Господень простер конец жезла, который был в руке его,..
Суд 6:21 ...и Ангел Господень скрылся от глаз его...
Суд 6:22 ...И увидел Гедеон, что это Ангел Господень,..
Суд 13:3 ...И явился Ангел Господень жене...
Суд 13:9 ...и Ангел Божий опять пришел к жене, когда она была в поле,..
Суд 13:13 ...Ангел Господень сказал Маною:..
Суд 13:16 ...Ангел Господень сказал Маною:..
Суд 13:16 ...Маной же не знал, что это Ангел Господень...
Суд 13:18 ...Ангел Господень сказал ему: что ты спрашиваешь об имени моем?..
Суд 13:20 ...Ангел Господень поднялся в пламени жертвенника...
Суд 13:21 ...И невидим стал Ангел Господень Маною и жене его...
Суд 13:21 ...Тогда Маной узнал, что это Ангел Господень...
1Цар 29:9 ...что в моих глазах ты хорош, как Ангел Божий;..
2Цар 14:17 ...ибо господин мой царь, как Ангел Божий,..
2Цар 14:20 ...но господин мой [царь] мудр, как мудр Ангел Божий,..
2Цар 19:27 ...Но господин мой царь, как Ангел Божий;..
2Цар 24:16 ...И простер Ангел [Божий] руку свою на Иерусалим,..
2Цар 24:16 ...Ангел же Господень был тогда у гумна Орны Иевусеянина...
3Цар 13:18 ...и Ангел говорил мне словом Господним,..
3Цар 19:5 ...И вот, Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь [и пей]...
3Цар 19:7 ...И возвратился Ангел Господень во второй раз,..
4Цар 1:3 ...Тогда Ангел Господень сказал Илии Фесвитянину:..
4Цар 1:15 ...И сказал Ангел Господень Илии: пойди с ним, не бойся его...
4Цар 19:35 ...И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень...
1Пар 21:12 ...или три дня – меч Господень и язва на земле и Ангел Господень,..
1Пар 21:15 ...Ангел же Господень стоял тогда над гумном Орны Иевусеянина...
1Пар 21:18 ...И Ангел Господень сказал Гаду, чтобы тот сказал Давиду:..
Пс 33:8 ...Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его...
Пс 34:5 ...и Ангел Господень да прогоняет их ...
Пс 34:6 ...и Ангел Господень да преследует их,..
Притч 17:11 ...поэтому жестокий ангел будет послан против него...
Ис 37:36 ...И вышел Ангел Господень...
Ис 63:9 ...и Ангел лица Его спасал их;..
Дан 13:55 ...ибо вот, Ангел Божий, приняв решение от Бога,..
Дан 13:59 ...ибо Ангел Божий с мечом ждет,..
Дан 14:34 ...Но Ангел Господень сказал Аввакуму:..
Дан 14:36 ...Тогда Ангел Господень взял его за темя...
Дан 14:39 ...Ангел же Божий мгновенно поставил Аввакума на его место...
Зах 1:9 ...И сказал мне Ангел , говоривший со мною:..
Зах 1:12 ...И отвечал Ангел Господень и сказал: Господи Вседержителю!..
Зах 1:14 ...И сказал мне Ангел , говоривший со мною:..
Зах 2:3 ...И вот Ангел , говоривший со мною, выходит,..
Зах 2:3 ...а другой Ангел идет навстречу ему,..
Зах 3:5 ...Ангел же Господень стоял...
Зах 3:6 ...И засвидетельствовал Ангел Господень и сказал Иисусу:..
Зах 4:1 ...И возвратился тот Ангел , который говорил со мною,..
Зах 4:5 ...И Ангел , говоривший со мною, отвечал...
Зах 5:5 ...И вышел Ангел , говоривший со мною,..
Зах 6:5 ...И отвечал Ангел и сказал мне: это выходят четыре духа небесных,..
Зах 12:8 ...как Ангел Господень перед ними...
Мал 3:1 ...и Ангел завета, Которого вы желаете;..

Мф 1:20 ...се, Ангел Господень явился ему во сне...
Мф 1:24 ...Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень,..
Мф 2:13 ...се, Ангел Господень является во сне Иосифу...
Мф 2:19 ...се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте...
Мф 28:2 ...ибо Ангел Господень, сошедший с небес,..
Мф 28:5 ...Ангел же, обратив речь к женщинам,..
Лк 1:11 ...тогда явился ему Ангел Господень,..
Лк 1:13 ...Ангел же сказал ему: не бойся, Захария,..
Лк 1:19 ...Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом,..
Лк 1:26 ...В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога...
Лк 1:28 ...Ангел , войдя к Ней, сказал:..
Лк 1:30 ...И сказал Ей Ангел : не бойся, Мария,..
Лк 1:35 ...Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя,..
Лк 1:38 ...И отошел от Нее Ангел ...
Лк 2:9 ...Вдруг предстал им Ангел Господень,..
Лк 2:10 ...И сказал им Ангел : не бойтесь;..
Лк 22:43 ...Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его...
Ин 5:4 ...ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню...
Ин 12:29 ...а другие говорили: Ангел говорил Ему...
Деян 5:19 ...Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы...
Деян 7:30 ...явился ему в пустыне горы Синая Ангел Господень...
Деян 8:26 ...А Филиппу Ангел Господень сказал:..
Деян 8:39 ...а Филиппа восхитил Ангел Господень,..
Деян 10:7 ...Когда Ангел , говоривший с Корнилием, отошел,..
Деян 12:7 ...И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу...
Деян 12:8 ...И сказал ему Ангел : опояшься и обуйся...
Деян 12:15 ...Они же говорили: это Ангел его...
Деян 12:23 ...Но вдруг Ангел Господень поразил его...
Деян 23:9 ...если же дух или Ангел говорил ему, не будем противиться Богу...
Деян 27:23 ...Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу,..
2Кор 12:7 ...дано мне жало в плоть, ангел сатаны,..
Гал 1:8 ...Но если бы даже мы или Ангел с неба...
Откр 8:3 ...И пришел иной Ангел ,..
Откр 8:5 ...И взял Ангел кадильницу,..
Откр 8:7 ...Первый Ангел вострубил,..
Откр 8:8 ...Второй Ангел вострубил,..
Откр 8:10 ...Третий ангел вострубил,..
Откр 8:12 ...Четвертый Ангел вострубил,..
Откр 9:1 ...Пятый Ангел вострубил,..
Откр 9:13 ...Шестой Ангел вострубил,..
Откр 10:5 ...И Ангел , которого я видел стоящим на море и на земле,..
Откр 10:7 ...когда возгласит седьмой Ангел ,..
Откр 11:15 ...И седьмой Ангел вострубил,..
Откр 14:8 ...И другой Ангел следовал за ним,..
Откр 14:9 ...И третий Ангел последовал за ними,..
Откр 14:15 ...И вышел другой Ангел из храма...
Откр 14:17 ...И другой Ангел вышел из храма, находящегося на небе,..
Откр 14:18 ...И иной Ангел , имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника...
Откр 14:19 ...И поверг Ангел серп свой на землю,..
Откр 16:2 ...Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю:..
Откр 16:3 ...Второй Ангел вылил чашу свою в море:..
Откр 16:4 ...Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод:..
Откр 16:8 ...Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце:..
Откр 16:10 ...Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя:..
Откр 16:12 ...Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат:..
Откр 16:17 ...Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух:..
Откр 17:7 ...И сказал мне Ангел : что ты дивишься?..
Откр 18:21 ...И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову,..

1Мак 7:41 ...то пришел Ангел Твой и поразил из них сто восемьдесят пять тысяч...
3Езд 2:48 ...Тогда Ангел сказал мне: иди и возвести народу моему,..
3Езд 4:1 ...Тогда отвечал мне посланный ко мне Ангел , которому имя Уриил,..
3Езд 5:15 ...Но пришедший ко мне Ангел поддержал меня и укрепил меня,..
3Езд 5:20 ...как повелел мне Ангел Уриил...
3Езд 5:31 ...Когда я произносил слова сии, послан был ко мне Ангел ,..
3Езд 7:1 ...Когда я окончил говорить эти слова, послан был ко мне Ангел ,..
3Езд 10:28 ...где Ангел Уриил, который вначале приходил ко мне?..
ПосИер 1:6 ...Ибо Ангел Мой с вами, и он защитник душ ваших...
Сир 48:24 ...Он поразил войско Ассириян, и Ангел Его истребил их,..
Тов 5:4 ...Это был Ангел , но он не знал...
Тов 5:6 ...Ангел отвечал: могу идти с тобою и дорогу знаю;..
Тов 5:17 ...и Ангел Его да сопутствует вам! –..
Тов 5:22 ...ибо ему будет сопутствовать добрый Ангел ;..
Тов 6:4 ...Тогда Ангел сказал ему: возьми эту рыбу...
Тов 6:5 ...И сказал ему Ангел : разрежь рыбу,..
Тов 6:6 ...Юноша так и сделал, как сказал ему Ангел ;..
Тов 6:11 ...Ангел сказал юноше: брат,..
Тов 6:16 ...Ангел сказал ему: разве ты забыл слова,..
Тов 8:3 ...и связал его Ангел ...
Тов 12:22 ...и как явился им Ангел Господень.

Ветхий Завет неоднократно упоминает о некоем неземном Существе, являвшемся людям и говорившем с ними (Суд.6:12,13 и Быт.22:11,15; 31:11).

Ниже перечислено несколько имен, применявшихся к этому Существу в Св. Писании:

o Ангел Господень (Иегова или Яхве: Быт.16:7; 9:11,15; Исх.3:2; Числ. 22:22-27; 31:27,31-32,34-35; Суд.6:11-12,21-22; 13:3,13,15-18,20-21).

o Ангел Божий (Елохим: Быт.21:17; 31:11; Исх.14:19; Суд. 6:20; 13:6,9).

o Вождь воинства Господня (Нав.5:14-15).

Исследование мест Ветхого Завета, рассказывающих об этом существе, говорят в пользу того, что это — Божество, а не сотворенный Богом ангел.

Нужно отметить, что слово «ангел», употребляемое в Библии, обозначает посланца, но иногда оно совсем не относится к ангелам .

Например, это слово применялось к ученикам Иисуса Христа и Иоанна Крестителя, когда они были посланы благовествовать Евангелие Царства (Лук.9:52; 7:24). В свете сказанного выше, не требует подтверждения, что Тот, Кого называли «Ангел Господень» и «Ангел Божий» — не был ангельским существом.

Свидетельства о Его Божестве

Обратимся к нескольким местам Ветхого Завета, говорящим о Божественной природе Ангела Господня.

Ангел и Агарь

Ангел Господень дважды являлся Агари, служанке Сарры (Быт.16:7-13; 21:17-18). Три факта, говорящие в пользу Его Божества: 1) Он объявляет Сарре, что Он умножит ее потомство (16:10) и произведет великий народ от ее сына Измаила. Такое под силу только Богу; 2) Агарь назвала Ангела Господнего «Богом» (16:13); 3) Моисей, описавший это событие, не стал бы применять святейшее имя Бога — Господь (Иегова или Яхве) — к тому, кто не был бы таковым по своей природе (16:13).

Ангел и Авраам

Ангел Господень проговорил к Аврааму (Быт.22:11-18). Бог, испытывая веру Авраама, приказал ему взять своего единственного сына Исаака, отвести в землю Мориа и принести там в жертву (ст.1-2). Авраам взял сына и привел его в указанное место. Там он построил жертвенник, возложил на него сына и простер руку, чтобы заколоть его. Авраам в этом деле выдержал испытание веры. Тогда Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Быт.22:11-12 — » …не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня».

Эти слова Ангела Господня указывают на то, что Он, Ангел, был тем же лицом, для которого Авраам не пожалел своего единственного сына, т.е. Он был Богом, потому что именно Бог приказал Аврааму принести Исаака в жертву. Отсюда следует, что Ангел Господень отождествлял себя с Богом.

Ангел и Иаков

Ангел Господень несколько раз общался с Иаковом. Когда Ангел Божий явился Иакову во сне, то сказал, что Он Бог, явившийся ему в Вефиле (Быт.31:11-13). Эта фраза указывает на то, что Бог ранее являлся Иакову в сновидении в Вефиле (Быт.28:12-19). В этом сновидении Иаков видел Господа (Иегова или Яхве), стоящего на лестнице, простирающейся до самого неба.

И Он сказал Иакову, что Он — Господь Бог (Иегова-Елохим) Авраама, его отца, и Бог (Елохим) Исаака. И Он пообещал то, что может обещать только Бог (ст.12-15). Когда Иаков пробудился от сна, то сказал, что истинно Господь (Иегова-Яхве) присутствует на месте сем, и это не что иное, как дом Божий (ст.16-17). Это заключение побудило Иакова (ст.19) наречь это место Вефиль (дом Божий).

Когда Ангел Господень сказал, что Он — Бог, явившийся в Вефиле, Он тем самым утверждал, что Он Иегова Елохим, Господь Бог Авраама и Исаака, а данные Им обетования — под силу только Богу.

Нужно отметить, что Осия (12:4-5), упоминая о существе, разговаривавшем с Иаковом в Вефиле, называет его Богом воинства небесного (Иегова, Елохим, Саваоф).

В другом месте мы видим, что «некто», боровшийся с Иаковом до появления зари, не смог одолеть его (Быт.32:24-30). Хотя это место Св. Писания не говорит нам о том, кем был этот «некто», но, судя по некоторым фактам, мы можем сказать: этот «некто» был Ангел Господний и Бог. Прежде всего, обратимся к Посланию к Евреям, где говорится, что «меньший благословляется большим», а мы знаем, что Иаков хотел быть благословленным этим «некто», и он был Им благословлен. Следовательно, «некто» был большим, чем Иаков (ст.26). Этот «некто» имел такую же власть менять имена, как и Бог (Быт.17:5, 15). Бог поменял имена Аврааму и Сарре, а также Он поменял имя Иакову на «Израиль» (ст.28).

Имя Израиль значит «боровшийся с Богом» . Этот «некто», давший имя Иакову, объяснил свой выбор имени. Другими словами, этот некто был Бог. Но возникает вопрос: «Как Иаков, простой человек, мог одолеть Бога?» Дж. Бартон Пейн дает такое объяснение: «Имя Израиля было дано Иакову самим Иеговой, после того как Он боролся с ним всю ночь» (Быт.32:24). Борьба Иакова была духовной, в молитве (Ос. 12:4), а также и физической. И патриарх одолел. Это не значит, что Иаков победил Бога. Это значит, что он добился заветной необходимой уступки, и это сопровождалось повреждением бедра (Быт.32:25). Иаков не отпускал Ангела до тех пор, пока тот не благословил его (ст.26) .

Иаков сознавал, что этот «некто» был Бог. Эпизод, когда Иаков именует место борьбы Пенуэлом — что означает «лицо Божие» , потому что он видел Бога лицом к лицу (ст.30) — подтверждает это. И вдобавок, Иаков был удивлен, что остался в живых после этой встречи (ст.30).

Ос.12:3-5 — Осия, рассказывая о борьбе Иакова, упоминает о том, как Иаков искал благословения и, » …возмужав боролся с Богом; Он боролся с ангелом — и превозмог; плакал и умолял Его». Из этого видно, что Осия, говоря о сражавшемся с Иаковом, олицетворяет его с Богом Саваофом, Сущим — Иеговой. Когда Иаков в преддверии смерти благословляет сыновей Иосифа, он говорит: «Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли» (Быт.48:15-16). В этих словах явно отождествление Ангела Господня с Богом Елохимом.

Ангел и Моисей

Ангел Господень явился Моисею в пламени огня из среды тернового куста (Исх.3:2-4:17). Многие места Св. Писания свидетельствуют о Божественной природе Ангела. Во многих местах Ангел назван Господом (Иеговой — Яхве) 3:4, 7; 4:2,6, 11, 14 и Богом Елохимом (3:4,6,11,13,14,15,16; 4:5). Несколько раз сей Ангел назвал себя «Я есмь» (3:14), что было провозглашением абсолютного Божества. Очевидно, что два утверждения в приводимых ниже стихах говорят об одной и той же Личности: Исх.3:2 — «И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста».

В этом стихе говорится, что Ангел Господень явился Моисею. В стихах 3:16 и 4:5 говорится, что это был Бог Авраама, Исаака и Иакова. Несколько доводов, говорящих о том, что этот Ангел был Господом: Ангел Господень объявил о Себе: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (3:6). В ответ на эти слова, Моисей «закрыл лицо свое, потому что боялся воззреть на Бога» (3:6). Этот стих подтверждает, что Моисей признавал Божественность Ангела Господня. Ангел Господень сказал Моисею: «Не подходи сюда; сними обувь, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (3:5). Священное Писание явно указывает, что святость всегда и везде там, где присутствует Бог (Ис.57:15; Пс.5:8; 46:9; Исх.19:10-25). Следовательно, то, что земля вокруг горящего куста была святой, говорит о том, что там присутствовал Бог.

С. Ф. Кейл и Франц Делитч писали: «Земля вокруг горящего куста была святой, потому что там присутствовал святой Бог» . Таким образом, мы приходим к заключению, что это был Бог, а не ангел.

Ангел Господень называл израильский народ «моим народом» (3:7, 10).

В других местах Св. Писания Господь Бог называет израильский народ «своим народом» (2Пар.6:4-5). Эти два места Св. Писания явно говорят и указывают, что Ангел Господень — это не кто иной, как Господь Бог.

Ангел Господень сказал, что Он пришел освободить Свой народ от страданий в Египте (3:8,17). В других местах Он говорит, что Он есть Бог, выведший израильский народ из Египта (2Пар.6:4-5). При рассмотрении этих двух мест можно прийти к заключению, что Ангел Господень отождествляет себя с Господом Богом. Ангел Господень говорит, что Он поразит Египет чудесами (3:20). А в других местах Св. Писания мы видим, что это был Господь Бог, соделавший это (Исх.19:3-4; Вт.29:2-3).

Ангел и Израиль

В Исх.14:19-20 Моисей говорит, что Ангел Господень сопровождал израильский народ — днем в виде облачного столпа и ночью в виде огненного.

Однако в Исх.13:21-22 он утверждал, что сопровождавшимся столпом был Господь (Иегова — Яхве). Отсюда видно, что Моисей отождествляет Ангела Божия с Господом.

Относительно этого вопроса необходимо отметить два важных момента (Ис.63:9):

1. Ангел назван «Ангелом Его лица» (т.е. Его присутствия). Местоимение «Его», исходя из предшествующих ст.7-8 и первой части ст.9, указывает на Господа (Иегову — Яхве). Поэтому Исаия проводил знак равенства между Ангелом Господним и Ангелом лица Его.

2. Исаия говорит, что Ангел лица Его спасал Израиль (ст.9) и стихом ранее он говорит: «Он Спаситель Израиля» (ст.7-8). Прочитав эти два стиха, можно прийти к заключению, что Исаия говорит: Ангел Господень и Господь — это одна Личность.

В Суд.2:1-5 Ангел Господень, упрекая израильтян, наставлял их, чтобы они не вступали в союз с жителями земли ханаанской; что это Он, Кто клялся их праотцам дать ханаанскую землю, что это Он вывел их из земли египетской и заключил завет с Израилем (ст.1). Другие же места из Библии (Быт.13:14-17; 15:18; 17:1-2; 7-8; 28:10-15; Вт.26:8-9; 29:1-9) явно указывают, что все это было сделано для Израиля Господом. Итак, на основании этих стихов из Библии мы видим, что Ангел Господень отождествляет Себя с Господом.

С. Кейл и Франц Делитч писали: «Не пророк и не ангел являлся людям.

Это был Ангел Господень, который был одним целым с Иеговой» .

Ангел и Валаам

В Числ. 22:31-35 написано, что Ангел Господень предстал перед Валаамом с обнаженным мечом в руке и сказал ему: «Только говори то, что я буду говорить тебе» (ст.35). В Чис.23:5 говорится, что Бог вложил слово в уста Валаама. И Валаам признает, что Ангел Господень — это Бог. Далее сам Валаам говорит, что он будет говорить только то, что будет говорить ему Господь (22:38). В 23:12 он говорит: «Не должен ли я в точности сказать то, что влагает Господь в уста мои?» И далее: «не говорил ли я тебе, что я буду делать все то, что скажет мне Господь?» Эти две фразы Валаама лишний раз подтверждают, что Ангел Господень — это сам Господь Бог.

Ангел и Иисус Навин

В Нав.5:13-15 говорится, что некий человек предстал перед Иисусом Навином около Иерихона. И хотя в Библии не говорится, что это был Ангел Господень, но есть несколько доводов в пользу того, что это был Ангел Господний.

Этот человек предстал с обнаженным мечом в руке, также как он предстал и перед Валаамом. Этот человек назвал себя вождем воинства Господня (дословно: «принц армии Иеговы, т.е. ангелов»; 3Цар.22:19 и Пс.148:2) . Все говорит о том, что представший человек был воином, которому подчинялись ангелы. И хотя он предстал в виде человека, он вовсе не был человеком.

Иисус Навин, сам будучи великим воином, признавал превосходство этого воина. Он пал перед ним навзничь, кланяясь ему как Богу, называя себя рабом, а его господином. Этот человек велел Иисусу Навину снять обувь, ибо земля, на которой он стоял, была святой. То же самое и по той же причине было сказано Ангелом Господним Моисею.

Присутствие этой уникальной Личности сделало святым то место, где находился Иисус Навин. И как было отмечено ранее, присутствие Бога освящает место. В Нав.6:2 эта личность названа Господом. Эта личность также объявила Иисусу Навину, что предает в его руки ханаанский город Иерихон. Согласно Нав.1:1-3, не кто иной, как Бог обещал Израилю ханаанскую землю.

Ангел и Гедеон

Ангел Господень предстал перед лицом Гедеона и велел ему идти спасать Израиль от руки мадианитян (Суд.6:11-24). Позже Гедеон говорит, что Бог сказал ему, что Он спасет Израиль рукой Гедеона. Это еще раз подтверждает, что Гедеон признавал Божественность Ангела.

1. В ст.14 и 16 этот Ангел дважды назван Господом.

2. И в 16-ом стихе Ангел говорит Гедеону, что будет с ним, и он поразит мадианитян. Позже сам Гедеон говорит, что это Бог объявил ему, что Он поразит мадианитян рукой Гедеона. Это еще раз подтверждает, что Гедеон признал Божественность Ангела Господня.

3. И третье, когда Гедеон осознал, что он видел Бога, то испугался, что умрет (22-23), так как в Ветхозаветные времена люди в знали о возможности смерти, если видели Бога лицом к лицу (Исх.3:6; 19:21; Цар.19:13). Реакция Гедеона подтвердила, что он верил в то, что видел Бога.

Ангел и родители Самсона

В начале Ангел Господень явился матери Самсона, а затем обоим родителям (Суд.13:1-23). И снова несколько фактов, говорящих в пользу Божественности этого ангела. О своем имени Он говорит, что оно чудно. С. Кейл и Франц Делитч утверждают, что это не было непосредственным именем Ангела Господня. Оно, скорее, будучи кратким прилагательным, описывало природу и характер Его имени. Относительно этого имени они пришли к следующему заключению: «Нужно понимать в полном смысле, что оно совершенно и чудно», потому что Библейские имена всегда имели значение и давали описательную характеристику их носителю. Поэтому Кейл и Делитч указывают на то, что раз имя Ангела Господня было совершенно и абсолютно чудно по своей сути, то это значит, что его собственное имя было таковым же. Потому что только Бог может быть чудным в полном и совершенном смысле этого слова. Они также утверждали, что слово «чудно» употреблено как логическое сказуемое, то есть как то, что высказывается о предмете суждения, субъекте, относящемся только к Богу. Итак, когда Ангел Господень сказал, что Его имя чудно, он тем самым, заявил о Своей принадлежности к Божеству.

Отец Самсона говорит, что он и его жена видели Бога, когда видели Ангела Господня (ст.22). Отсюда следует, что он признал Божественность этого существа.

Отец Самсона, также как и Гедеон, пережил страх смерти, зная, что он и его жена видели Ангела Господня. Люди Ветхозаветных времен всегда переживали страх смерти в случае, если видели Бога.

Определение личности Ангела Господня

Значительное отличие

На основе приведенных примеров становится ясным, что Ангел Господень был отождествлен с Господом (Иегова-Яхве) и Богом (Елохим) и что Он был Божественным существом, обладающим природой Божества, а не ангелов.

Должно быть отмечено, что некоторые места Ветхого Завета указывают на различие между Господом Богом и Ангелом Господним. В Исх.20:1-3, где Бог говорил к израильскому народу, Он называет себя: «Я Господь Бог твой».

И тут же в Исх.23:20-23 читаем следующее:

«Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил; блюди себя пред лицом Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем. Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу, то врагом буду врагов твоих и противников твоих. Когда пойдет пред тобою Ангел мой и поведет тебя к Аморреям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, Евеям и Иевусеям, и истреблю их».

Фраза Господа Бога: «Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя» указывает, что Бог и Ангел — два разных существа. Эту же разницу мы находим в Исх.32:33-34 и 33:1-2. Так как Господь Бог послал Ангела перед Израилем, и так как посланный ангел был Ангелом Господним (Божьим), который пошел пред Израилем (Исх.14:19), то становится очевидным, что Ангел, посланный Богом, был Ангелом Господним. И так как Господь Бог и Ангел, посланный Богом пред Израилем, были разными существами, и так как Ангел, которого посылал Бог, был Ангелом Господним, мы можем заключить, что Господь Бог и Ангел Господень — разные личности.

В Библии есть еще одно указание на это отличие. Несколько людей в Ветхом Завете видели Ангела Господня, но тысячелетиями позже Ап. Иоанн утверждает, что Бога не видел никто и никогда (Иоан.4:18 и 1Иоан.4:12). Что ж, это утверждение явно указывает на различие между Ангелом Господним и Тем, Кого Иоанн называет Богом.

Важные вопросы

Мы видели доводы в пользу Божества Ангела Господня и то, что Ветхий Завет отождествляет Его с Господом Богом, но мы также видели доводы, говорящие о различии между Ангелом Господним и Господом Богом, Кого Иоанн называет просто Богом. Это различие наводит на вопрос: «Как Ангел Господень может быть Господом Богом и отличаться от Господа Бога, пославшего Его? Нет ли здесь противоречия?»

Св. Писание — богодухновенно, и в нем нет противоречий. Исходя из этого, мы должны разобраться и заключить, что здесь нет противоречия.

Объяснение

В Ветхом Завете абсолютное Божество представляет Себя не только в одной Личности. И мы это можем доказать на примере нескольких мест из Священного Писания.

1. Пс.44-8 гласит: «Помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников твоих». Итак, здесь одна Личность Бог (Елохим) называет другую Личность Богом (Елохим).

2. Ветхий Завет говорит, что у Бога есть Сын. В Пс.2:7 написано: Господь сказал мне: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя. Господь Иегова (Яхве) говорит другой Личности «Ты Сын Мой». В Пр.30:4 задается вопрос: «И какое имя Сыну Его?» В Ис.9:6 предсказано рождение Сына. Места Ветхого Завета, говорящие о том, что у Бога есть Сын, очень важны. В Ветхом Завете и писаниях древних евреев после Библейского иудаизма, слово «сын» «часто применялось для указания на отношения, определяющиеся природой или характером человека» . В свете этого, тот факт, что у Бога был Сын, значит, что была другая Личность, у Которой та же самая сущность Божественной природы, что и у Бога.

3. Относительно Сына, данного нам Богом (Ис.9:6) говорится, что Он будет назван Богом Крепким. Франц Делитч утверждает, что это имя соответствует Божественной природе Сына .

4. В Иер. 23:5-6 Личность, называемая Господом (Иегова-Яхве), называет другую Господом (Иегова-Яхве).

Так как Ветхий Завет упоминает две разные Личности, которые являют собой Бога и обладают абсолютным Божеством, то мы можем заключить, что одна из этих Личностей — это Господь Бог, Который посылал Ангела Господня пред Израилем; это Отец, пославший нам Своего Сына; это Бог, Которого человек не видел никогда. Другая Личность — это Ангел Господень; это Сын, посланный нам Отцом, у Которого то же естество и свойства, что и у Отца.

Конкретное отождествление

Ангел Господень может больше всего отождествляться с Иисусом Христом. Мы имеем несколько доводов в пользу этого утверждения.

Во-первых, мы знаем, что Ангел Господень, встретивший Моисея у горящего куста, говорил о Себе: «Я есмь». И мы знаем, что Иисус называл себя «Я есмь» (Иоан.8:58).

Во-вторых, мы пришли к заключению, что Господь Бог, пославший Ангела Господня, — это Бог Отец, и Ангел Господень — Бог Сын. Иисус Христос говорил, что Бог Его Отец, и что Он Сам — Сын Божий (Иоан.5:19-37; 10:36-38). Иудеи признавали, что называние себя Сыном Бога означало отождествление себя с Богом (Иоан.5:18).

В-третьих, Ангел Господень обладал тем же Божественным естеством, что и Господь Бог, пославший Его пред Израилем. Когда Иисус говорил, что Он и Отец одно (Иоан.10:30), то для иудеев это было равнозначным тому, что Он провозглашает Себя Богом (10:31:33).

В-четвертых, Господь Бог, пославший Ангела Господня пред Израилем, сказал: » …Мое имя в нем». Иисус говорил, что Он пришел во имя Его Отца (Иоан.5:43).

В-пятых, Ангел Господень — это Сын, посланный Богом Отцом.

Священное Писание утверждает, что Иисус Христос — это Сын, Которого Бог Отец отдал миру (Иоан.3:16; Гал.4:4; 1Иоан.4:9).

В-шестых, когда пред Иисусом Навином предстал Ангел Господень, Он назвал себя вождем воинства небесного. Мы знаем, что Иисусу Христу подчинены ангелы, и в день Второго Пришествия с Ним будут ангелы небесные (Мат.25:31; Отк.19:14).

В-седьмых, родителям Самсона Ангел Господень сказал, что Его имя чудно. В Ис.9:6 говорится, что одно из имен Мессии, посланного Богом Сына, будет Чудный. Это говорит о том, что Ангел Господень — это Мессия, и мы знаем, что Иисус называл себя Мессией (Иоан.1:41 ср. Иоан.4:25-25; 10:24-25). Также мы видим, что и другие признавали Его как Мессию (Мат.16:16; Лук.4:41; Иоан.4:42).

В-восьмых, Ангел Господень сопровождал израильский народ при исходе из Египта в землю Ханаана. Апостол Павел утверждает в 1Кор.10:1-9, что это был Христос. Чарльз Ходж написал следующее по поводу утверждения Ап. Павла: «Камень, следовавший за ними, был Христос.

Словом, объявленным Иеговой при посещении израильтян в их исходе, был Сын Божий, Иисус Христос, принявший наше естество. Это Он, Кто заботился о них в их нуждах… Св. Писание явно говорит не только о существовании нашего Господа, но и о том, что Он — это Иегова Ветхого Завета. Это Он явился Моисею и назвал себя Иеговой, Богом Авраама и послал его к фараону; это Он вывел израильтян из Египта и явился на горе Хорив; это Он вел народ через пустыню, обитал в храме, открыл себя Исаие; это Ему должно было открыться при наступлении полноты времени, родиться от девы и явиться во плоти. В Ветхом Завете Он назван Ангелом Господним, Ангелом Иеговы, Иеговой, Богом Крепким, Сыном Божиим, посланным Богом, одним с Отцом как субстанция по природе, но другая Личность» .

Вы скачиваете книгу: Библейское учение об ангелах . Раздел: Протестантизм-1 .

Скачать книги с Яндекс-диска:

Значение слова ангел

Прежде всего, в нашем изучении мы должны понять, если это возможно, оригинальное значение слова ангел. Что слышали евреи, когда произносили слово ангел?

Русское слово ангел происходит от греческого ангелос. (поэтому евреи, по крайней мере времён Бытие, его не произносили, они тогда просто не говорили на греческом) В еврейском языке употреблялось следующее слово

Ветхий Завет.

%a"l.m; (малак)ангел посланник, вестник.

Значение слова определяет назначение ангелов: их задача быть посланниками от Бога к людям для различных целей.

Определение: Ангел – это посланник Бога.

Впервые слово ангел встречается в Быт.16:7. в повествовании об Агари.

Хотя понятие об ангелах встречается впервые, никак не объясняется, кто такой ангел Господень, откуда он появился. В Бытие рассказывается о сотворении земли, но не слова о начале бытия Бога или того, что происходило до сотворения земли. Так же нет ни слова о том, откуда появились ангелы. Существовали они вечно вместе с Богом или нет, кто они и каково их назначение в этом мире. Явление ангела предстаёт в книге как нечто само собой разумеющееся.

Новый Завет.

a;ggeloj (ангелос) – посланник, вестник.

В Новом Завете ангел впервые встречается в Мф.1:20. Ангел Господень является во сне Иосифу.

Как видим и в Новом Завете значение слова сохраняется: ангел это посланник.

В богословии принято всех небесных существ называть ангелами, хотя далеко не факт, что херувимы и серафимы это ангелы. Они никогда не были посланниками в Библии. У них совершенно другая функция на небесах. О чём мы поговорим позднее.

Первое впечатление об ангелах.

В этом разделе мы рассмотрим несколько мест Писания, которые дадут нам некоторое представление об ангелах и их служении на земле.

Быт.16:7-13. Ангел Господень.

Это первое упоминание в Библии об ангелах.

7 И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру. 8 И сказал ей: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей.

9 Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей. 10 И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества. 11 И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое; 12 он будет [между] людьми, [как] дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих.

13 И нарекла [Агарь] Господа, Который говорил к ней, [сим] именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня.

В этом отрывке мы можем отметить несколько важных моментов.

  • Ангел говорит от имени Бога. Как будто говорит не ангел, а сам Бог, или ангел является Богом.
  • Моисей говорит, что Агарь назвала того, кто говорил к ней «Ты Бог видящий меня». Явление к ней ангела означало внимание со стороны Бога.
  • Сам Моисей признаёт, что к Агарь говорил Господь. В оригинале слово переведённое нам как Господь стоит hwhy (ЯХВЕ), то есть имя Бога.

Мы рассматривали отрывок послания Павла к церкви в Коринфах. Нас интересовала первая половина 6 главы, где Павел осуждает разбирательства христиан в греческих судах. Один из интересных отрывков был таким:

Разве не знаете, что мы будем судить ангелов. 1Кор. 6:3

Сегодня мы постараемся больше разобраться в вопросе ангелов.

В начале давайте дадим краткую характеристику ангелам.

АНГЕЛ — ПОСЛАННИК, ВЕСТНИК

+ Ангел — еврейское слово малах и греческое ангелос означают: «посланник «, «вестник «. Оба слова употребляются в Библии для обозначения как обычных посланников (Быт 32:3; Иак 2:25 — в Синод. пер. — «соглядатаи «), так и вестников (пророков, священников), посланных Богом (Агг 1:13; Мал 2:7; Мф 11:10); но чаще они обозначают небесных посланников Бога.

Слово: aggeloj
Произнесите: ang’-el-os
— ангел, посланник, вестник, гонец, соглядатай;
LXX: 04397 (;K/a;l’m)
Греческий лексикон Стронга (с) Bob Jones University

+ Реальность существования Ангелов подтверждена Библией. Тот факт, что они часто упоминаются уже в книге Бытие,

(Быт 16:7; 19:1,15 и др.)

исключает вероятность более позднего (персидского) происхождения учения об Ангелах.

Ангелы отличаются от библейских херувимов и серафимов тем, что, будучи Божьими посланцами, предстают перед людьми в человеческом облике.

(Быт 18:1-15 и 19:1; Суд 13)

Летящий Ангел упоминается только в Откр 14:6

6 И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу;
(Откр.14:6)

(в Откр 8:13 в греческом тексте — орёл , который, вероятно, символизирует Ангела).

+ Ангел часто предстают как защитники народа Божьего, но они же могут выступать и в роли вершителей Божьего суда.

(2Цар 24:16 и след.; 1Пар 21:12)

Тем не менее, их главная задача состоит в том, чтобы возвещать Божью волю людям, особенно тем, кого избрал Господь.

АНГЕЛЫ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

В Ветхом Завете Ангелы изображаются «крепкими силою » хранителями и защитниками боящихся Бога на всех путях их, носящими праведников на руках.

20 Благословите Господа, [все] Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его;
(Пс.102:20)

11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
(Пс.90:11и след.)

Они могут:

  • побеждать врагов (Исх 14:19 и след.; 4Цар 19:35; Пс 34:5 и след.),
  • «воспрепятствовать» проклятию (Чис 22:22),
  • предостерегать от суда (Быт 19:1,15),
  • являться людям во сне для утешения и наставления на праведный путь (Быт 28:12; 31:11 и след.; 32:2 и след.).

Ангел, приносящий весть от Бога или действующий по Его поручению, нередко называется АНГЕЛОМ ГОСПОДНИМ .

Он воплощает Самого Яхве, являясь для народа Израиля персонифицированной Божьей помощью.

(Быт 16:7; Исх 14:19; Чис 22:22; Суд 6:11 и след.; 4Цар 1:3 и след. и др.)

Иногда бывает трудно провести разграничение между Яхве и Его Ангелом: когда о Яхве говорится безотносительно к человеку, Бог именуется как «Яхве «, если же человек вступает с Ним в общение, то Он уже именуется «Ангел Яхве «.

Этим приемом подчеркивается величие Яхве.

(Быт 16:7-11 и 13; Быт 18; Исх 3:2 и след.; 23:20 и след.)

В Мал 3:1 дается обетование об Ангеле завета.

1 Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф.
(Мал.3:1)

Кроме того, в Библии говорится об АНГЕЛЕ-ТОЛКОВАТЕЛЕ , который, являясь пророкам, толкует им видения, а иногда и сам становится действующим лицом в этих видениях.

(Иез 40:3 и след.; Дан 10:5,14; Зах 1:9; 2:2; 4:1 и след.)

Об участии Ангела в передаче Закона на горе Синай известно (наряду с доводами раввинов) из

53 вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.
(Деян.7:53)

19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому [относится] обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
(Гал.3:19)

2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,
(Евр.2:2)

Во всех этих местах Новым Заветом подчеркнуто превосходство непосредственного новозаветного откровения в Иисусе Христе;

АНГЕЛЫ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

В Новом Завете Ангелы появляются в решающие моменты священной истории.

  • Они возвещают Захарии, Марии, Иосифу и пастухам о рождении Спасителя (Лк 1; 2),
  • служат Господу после Его победы над искусителем (Мф 4:11),
  • укрепляют Его в молитвенном борении в Гефсиманском саду (Лк 22:43),
  • возвещают о Его воскресении (Лк 24:4-6),
  • а после Его вознесения — о Его Втором пришествии (Деян 1:10 и след.).

+ Кроме того, Ангелы радуются спасению людей

10 Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.
(Лук.15:10)

+ и служат тем, кто призван наследовать благодать.

10 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.
(Матф.18:10)

14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?
(Евр.1:14)

+ Когда умирает богобоязненный человек, Ангелы относят его в место радости

22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
(Лук.16:22)

+ и несут вахту у его гроба.

12 и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.
(Иоан.20:12)

и так же Иуд 9

+ Ангел освободил Петра и апостолов из заключения;

19 Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал:
(Деян.5:19)

7 И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. [Ангел], толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его.
(Деян.12:7 и след.)

+ Ангелы направляли апостолов в их путешествиях

26 А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста.
(Деян.8:26)

+ и подготавливали язычников к принятию вести о Христе.

3 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!
(Деян.10:3)

7 Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем
(Деян.10:7)

22 Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих.
(Деян.10:22)

В книге Откровение Ангелы особенно часто появляются для исполнения Божьего суда (ср. Мф 13:39,49; 24:31) и для прославления Бога.

Хотя Ангелы и являются духовными существами, не знающими ни рождения, ни смерти,

30 ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.
(Матф.22:30)

они все же не удостаиваются особого почитания, поскольку это означало бы умаление славы Божьей.

(Откр 19:10; 22:8 и след.)

Павел предостерегает верующих от показного «самовольного смиренномудрия «, почитающего Ангелов как неких посредников.

18 Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом
(Кол.2:18)

В Евр 1-2 подчеркнуто существенное различие между Иисусом и Ангелами; наступит такое время, когда святые, спасенные дети Божьи, в конце времен вместе с Иисусом будут судить Ангелов.


(1Кор.6:3)

Слова «ангелы церквей» (Откр 1:20; 2:1,8, 12,18 и др.), вероятно, подразумевают не Ангелов в общепринятом значении слова, а предстоятелей или должностных лиц местных церквей.

ИЕРАРХИЯ АНГЕЛОВ

Внутри мира Ангелов существует своя иерархия, которая определяется различными степенями достоинства.

Так, Библия говорит об

  • архангелах, или князьях Михаиле (Дан 10:13,21; 12:1; Иуд 9; Откр 12:7)
  • и Гаврииле (Дан 8:16; 9:21; Лк 1:19,26),
  • апокрифы называют также Рафаила и Сариила.

Такие места Библии, как Кол 1:16 и 1Кор 15:24, также указывают на различные степени достоинства небесных существ.

16 ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано;
(Кол.1:16)

24 А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.
(1Кор.15:24)

V. Поскольку Ангелы, руководствуясь своими разумом и волей, могут выбирать между добром и злом, то часть из них, будучи падшими ангелами , уже не служит Господу, а принадлежит к свите сатаны.

44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.
(Иоан.8:44)


(2Пет.2:4)

Но они уйдут «в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его «.

41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
(Матф.25:41 ср. Откр 20:10,15)

Изучая Библию, мы можем найти интересные параллельные стихи. Часть из них уже вынесены в Библии, а часть, наприммер, я дописывал сам, чтобы потом не забыть, например:

Из параллельных мест нашел несколько интересных и объединил для себя их:

3 Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более [дела] житейские?
(1Кор.6:3)

4 Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания;
(2Пет.2:4)

6 и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.
(Иуд.1:6)

Ужасный пример падших ангелов

У иудеев было тщательно разработанное учение об ангелах, слугах Божиих.

В частности, иудеи верили, что у каждого народа есть свой, осуществляющий верховное руководство, ангел. В Септуагинте, греческом переводе иудейского Священного Писания, во Втор. 32,8 читаем:

«Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых» (у Баркли: по числу ангелов Божиих).

То есть, каждый народ получил своего ангела.

Иудеи верили в падение ангелов; об этом много сказано в книге Еноха, которая часто дает пищу мыслям Апостола.

+ Одни видят причину падения ангелов в их гордыне и мятежности.

Эти легенды связаны, в основном, с именем Люцифера, несущего свет, сына зари.

В Ис. 14,12 читаем:

«Как упал ты с неба, денница, сын зари!»

Когда семьдесят посланных на служение учеников вернулись и рассказали Иисусу об успехе своей миссии, Он предостерег их от гордыни:

«Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лук. 10,18).

Идея сводилась к тому, что на небе была своя гражданская война. Ангелы восстали против Бога и были сброшены; Люцифер был руководителем мятежа.

По его словам ангелы не сохранили своего достоинства; это значит, что они претендовали на место, которое было предназначено не для них.

Людям, читавшим слова Апостолов в то время, идея была понятна, потому что в книге Еноха многое сказано о судьбе этих падших ангелов. Таким образом, Иуда, Павел и Петр говорили со своими слушателями и читателями на понятном им языке и в понятных им выражениях, что, если гордыня и вожделение погубили ангелов, несмотря на все их привилегии, то уж людей гордыня и вожделение тем более погубят.

Вероятно злые люди в Церкви были преисполнены гордыни, считая, что они знают все лучше, чем учит Церковь, и вожделение, обращая благодать Божью в оправдание распутства.

Независимо от того, какие древние идеи лежали, например, в основе слов Иуды, предостережения его сохранят свою силу.

Гордыня, претендующая на знание высшее, чем Божье, и вожделение к запретному — вот пути, которые ведут к гибели.

Спасибо вам, что сегодня мы вместе изучили тему Ангелов в Библии.

Люцифер, Денница, Первый Павший - какими только именами не наделяли самого прекрасного ангела. Но, увы, однажды он согрешил и был низвергнут с небес. Кто же такой Денница и что с ним произошло, мы разберем в этой статье.

В статье:

Денница и Люцифер - один и тот же ангел

Сцена падения с небес Деницы и трети войска ангельского

Имя Денница со старославянского означает «утренняя звезда» . Так еще называли Венеру или полуденное марево в небе. В славянской мифологии Денница - дочь солнца, которую полюбил месяц, из-за чего и появилась вечная вражда между днем и ночью.

Впервые слово «денница» появилось для обозначения величия царя Вавилонского, который был подобен утренней заре. Однако уже в книге пророка Исаии Денницей назван . Он - сын зари, яркий и сверкающий, но грешный, павший с небес.

В Библии, Исаии, 14 глава, стихи 12 - 17, читаем про ангела Денницу:

Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: «Тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города её, пленников своих не отпускал домой?

Так в православии появилось имя Люцифера - Денница.

Ангел Денница - любимый сын Бога

Денница был первым ангелом, созданный Богом. Он был поставлен главным из них, и так получил свое имя, означающее раннюю звезду. Денница, как и все ангелы, был исполнен любви, а его прекрасный облик вдохновлял остальных духовных созданий, пробуждая быть верными Богу и помогать ему во всех начинаниях.

Ангел Денница очень любил жизнь и стремился проявить всю ту любовь, которую Бог вкладывал в свои творения. Родившись от стремления Бога к проявлению самого себя и своих эмоций, Денница стал ангелом, наиболее близким к Нему. был назначен наместником ему, орудием промысла Бога.

Довольно долго ангел Денница стоял перед Богом как первосвященник , передавая ему молитвы . Не будучи самолюбивым, ангел как никто другой следовал всем замыслам Бога, с самозабвением неся Его волю среди своих собратьев. Приближенный к Богу, Денница был для ангелов идеальным образом божественного совершенства. Слава о нем ширилась среди сонм духов, и любовь лишь крепла.

Денница-Люцифер, владыка низших небесных сил, любил Адама и Еву. Ипостась Люцифера во многих других мифологиях, а особенно римской, называют Прометеем, что значит «мудрый, мыслитель». Всем известна история Прометея - он украл для людей огонь из кузни Гефеста. Благодаря этому люди смогли выйти из пещер, охотиться на животных и согреваться. Денница, как и Прометей, принес людям свет - знание о разнице между добром и злом.

Как Прометей, принесший людям огонь и выведший их из мрака пещер, обрести силу и уверенность, Денница возжелал дать людям Божественное знание. И тут он совершил свою первую ошибку. Лейтмотив первого ангела Бога Денницы и Прометея, наказанных за повинность, красной нитью проходят через все верования человечества.

Падший ангел Денница

Падение Денницы, как и еще трети небесных существ, произошло из-за того, что он ослушался Бога. Несмотря на то, что ангелы - это носители желаний и стремлений Бога, исполняющие Его волю, они не лишены права выбора. Но Бог не стал первопричиной падения Люцифера, так как в те времена греха еще не было.

Первородный ангел был куда слабее своего Создателя, его возможности ограничивались. Однако, наблюдая за остальными ангелами, которые, будучи куда слабее, восхищались и любили его, Денница подумал, что он достоин быть на месте Бога. В Исайи, 14 глава, снова читаем:

А говорил в сердце своем: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.

Денница-Люцифер решил, что он лучше знает, в чем нуждаются люди. Проигнорировав прямой адресованное Адаму и Еве предостережение Бога не прикасаться к дереву познания добра и зла, он спустился в Эдемский сад . Приняв вид змея, ангел искусил доверчивую женщину, таким образом заставив прародителей человечества согрешить.

Бог призвал своего некогда верного сына к ответу. Увидев же, что сердце Люцифера исполнено гордости, а мысли полны тьмы, Создатель сильно разгневался. Он проклял ангела и сбросил его в вечно пылающий ад, отбывать свое наказание.

Внезапное разделение сообщества ангелов было еще одним неприятным последствием предательства Люцифера. Треть небесного воинства перешла на сторону Денницы, не в состоянии поверить, что их сияющий предводитель ослушался Бога. Теперь их правителем стал Люцифер, «несущий свет», отошедший от канонов любви и справедливости, продиктованных Творцом.

Порочная страсть себялюбия, желание возвышаться над всеми, править, быть главным, породила гордыню, которая привела бывшего наместника Бога к падению. К сожалению, виной этому стали и восхищавшиеся Люцифером ангелы. Их молитвы и любовь убедили ангела, что совершенство, которым он был наделен, не должно остаться незамеченным.

Тема предательства для славян всегда была очень острой. Именно потому такая сильная ненависть к Люциферу и демонам издавна характерна для православных. Встречаются даже пословицы и поговорки с упоминанием Люцифера:

Гнев дело человеческое, а злопамятство – от Люцифера.

У славян имена Сатана, Люцифер и Вельзевул означают одно и то же - ближайшего ангела, предавшего Бога. В Ветхом Завете Сатана это имя нарицательное - «противник Бога». Сатаной Денницу впервые называют в книге пророка Захарии, в третьей главе. Там он выступает обвинителем на небесном суде, протестуя против воли Бога и обесценивая Его замысел.

Сатана после своего падения на землю стал человекоубийцей, клеветником и искусителем. Этот ангел прошел путь от Денницы, названного также у славян Люцифером, что значит «светоносный» и сравниваемый с Прометеем, принесшим людям свет от пламени и тепло, и будучи некогда ближайшим к Богу ангелом, наделенным невиданной святостью и силой, до ужасного чудовища, квинтэссенции всех пороков. Образ падшего ангела Денницы остается ярким и в наши дни.


Top