Как стать театральным критиком. Знай больше: театральные критики России, на которых стоит подписаться

Театральный критик - одна из самых древних профессий, которая возникла практически одновременно с появлением театрального искусства. Несмотря на то, что кино сейчас популярнее театра, еще есть люди, которые интересуются, как стать театральным критиком.

Театральный критик профессионально критикует театральные постановки и выносит вердикт об их качестве (зачастую в виде письменной рецензии). Профессия театрального критика, как мы уже сказали, ненамного младше театра как такового. Раньше театральные деятели нередко выступали в нескольких амплуа, совмещая театральную критику, к примеру, с драматургией.

Многим профессия театрального критика кажется легкой: пришел в театр, посмотрел спектакль, а потом похвалил или обругал. На же деле все намного сложнее. Театральный критик (так же, как и , музыкальный и любой другой) не просто хвалит или ругает. Его задача - проанализировать постановку , найти ее слабые и сильные стороны, а в итоге - написать толковую рецензию.

В идеале театральный критик - это человек с высшим образованием. Готовят театральных критиков на театроведческих факультетах . Театральный критик - это не журналист (хотя, как и журналист, он должен уметь грамотно и аргументированно излагать свои мысли), это человек, разбирающийся в театре, любящий театр.

Во время учебы будущие театральные критики знакомятся с историей театра, шедеврами мировой драматургии, принципами театральной критики. В отличие от рядового зрителя, театральный критик знаком с театром «изнутри» , он может определить, где в спектакле заслуга или промах режиссера, а где - актеров или автора пьесы.

Театральный критик нужен как зрителям, так и режиссеру и актерам . Зрители ориентируются на рецензии критиков при выборе спектакля (хотя известно немало случаев, когда мнение критиков диаметрально расходилось с мнением широкой аудитории), режиссеры и актеры - делают выводы из критики и используют их в работе.

Кроме того, театральный критик - это своего рода историк театра . Спектакли со временем сходят со сцены, а критика остается и хранит в себе информацию о спектакле для будущих поколений.

Чтобы написать хорошую рецензию, театральный критик не просто смотрит спектакль . Для начала он читает пьесу, чтобы получить общее представление о том, что его ждет. Во время спектакля критики обычно делают заметки, чтобы не упустить важные моменты. После спектакля они нередко общаются с режиссером, чтобы обсудить какие-то нюансы.

Заключительный этап критики - это написание рецензии. Как позитивная, так и объективная критика обязательно должна быть аргументированной . Театральный критик должен быть объективным и беспристрастным, ему нельзя идти на поводу у своих субъективных вкусов.

Говорят, что в театральные критики идут люди, у которых не вышло стать режиссером или актером. Да, такое время от времени случается, но это скорее исключение, чем правило. Критик - это своего рода теоретик театрального процесса (в то время как режиссер - практик). В этой профессии тоже нужен особый талант .

Куда податься, если вы хотите стать театральным критиком? Самая известная Alma mater для театроведов - это ГИТИС , но театроведческое направление есть во многих гуманитарных вузах (в крупных городах, по крайней мере).

Однако если вы хотите стать «пишущим» критиком (то есть писать рецензии на спектакли), учтите, что научиться писать рецензии практически невозможно, если у вас изначально нет к этому склонности. Театроведческий факультет дает необходимую базу знаний, а дальше все зависит только от вас .

Современный театр постоянно меняется, поэтому хороший театральный критик должен «идти с ним в ногу» . В этой профессии нужно быть готовым учиться даже после окончания вуза (хотя самообразование - это важная составляющая практически любой профессии).

Театральная критика - это неотъемлемая часть театрального искусства. Театральный критик не просто хвалит или ругает спектакли, он помогает театру развиваться. Это интересная и непростая профессия, которая подходят людям, влюбленным в искусство вообще и в театр в частности .

В Москве стартовал театральный сезон, а вместе с ним премьеры спектаклей крупнейших режиссеров, фестивали «Территория» и SOLO, а также новые эксперименты на сцене и вне ее. Чтобы не пропустить ничего важного, The Village спросил у театральных критиков Алексея Крижевского, Алексея Киселева и Григория Заславского, куда стоит идти в новом сезоне, за какими площадками следить пристальнее всего и на что обратить внимание в программах театральных фестивалей.

Алексей Крижевский

театральный журналист

Во-первых, надо идти на «Ивонну, принцессу Бургундскую » в Театр наций. Спектакль будет проходить в рамках фестиваля «Территория», и это очень показательная для русского театра вещь. Трактовка пьесы Витольда Гомбровича должна выйти интересной, потому что Гжегож Яжина - настоящий сгусток энергии, один из лучших европейских режиссеров на данный момент.

В том же театре Филипп Григорьян ставит «Заводной апельсин ». Григорьян - визионер, режиссер, который любит странные визуальные и актерские решения. Он известен постановкой «Женитьбы» по истории романа Ксении Собчак и Максима Виторгана, где совершенно фантастически использовал их, можно сказать, вульгарную звездность, вывернув ее наизнанку. Думаю, что с текстом Бёрджесса будет то же самое.

Вокруг « » столько шума, что уж точно стоит сходить и сделать свои выводы. Проектом занимается хороший режиссер Максим Диденко, а с этого месяца подключаются по-хорошему звездные актеры - Равшана Куркова и Артем Ткаченко. Да и вообще, столько интересных людей вокруг этого спектакля, что нельзя не пойти.

Также обязательно надо идти на «Демократию » в РАМТ. Это спектакль про канцлера ФРГ, который попал в шпионский скандал, по замечательной пьесе Майкла Фрейна. «Демократию» очень важно рассматривать в контексте именно РАМТа, потому что это достаточно странное сочетание детского и молодежного репертуара с новаторскими вещами. К тому же Алексей Бородин - совершенно изумительный режиссер, именно он поставил девятичасовой марафон «Берег утопии».

В МХТ стоит посетить постановку «Централ Парк Вест ». Константин Богомолов ставит Вуди Аллена, и тут можно ожидать чего угодно. Богомолов, как мы знаем из его постановок «Идеальный муж» и «Идиот», камня на камне может не оставить от оригинального сюжета, так что, наверное, он сильно подвинет и Аллена. Скорее всего, мы увидим собственно то, что должно происходить в хорошем театре, а именно выстраивание на материале пьесы очень увлекательного режиссерского решения.

Фото: Театр наций. Спектакль «Заводной апельсин»

Мастер физического театра Антон Адасинский, основатель театра DEREVO, ставит в рамках цикла «Звезда» спектакль «Мандельштам. Век-волкодав » в «Гоголь-центре». В главной роли - Чулпан Хаматова, которая продолжает быть не только медийной фигурой, но и чрезвычайно глубокой, одаренной и непопсовой актрисой. Цикл «Звезда» - в целом очень интересный проект, за которым нужно следить. Он посвящен судьбам пяти поэтов - Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой, Владимира Маяковского, Михаила Кузмина. Все спектакли цикла реализуются в одном сценографическом решении.

В Центре имени Мейерхольда стоит обратить внимание на спектакль «Отель „Калифорния“ ». Его режиссер Саша Денисова ушла из журналистики в драматургию и прославилась спектаклем «Зажги мой огонь», где были скрещены судьбы советских школьников и Джима Моррисона. «Отель „Калифорния“» станет продолжением этой ностальгической ироничной линии, тем более что герои из той же эпохи. В спектакле рассказывается о старых добрых временах, но со здоровой усмешкой и самоиронией. Это важно, потому что, несмотря на то, что мы эту эпоху не застали, она оказывает на нас большое влияние.

В «Практике» показывают «Кандида» Лизы Бондарь, очень интересный спектакль Мастерской Брусникина. Во-первых, никто и никогда не делал переложение Вольтера в стихах, как поэты-драматурги Андрей Родионов и Екатерина Троепольская, писавшие для спектаклей «Счастье не за горами» и «Сван». И в случае «Кандида» интересно уже прочитать один текст. Во-вторых, к спектаклю подключились совершенно чудесные артисты Мастерской Брусникина, а декорации делали выпускники Британской высшей школы дизайна, которые нашли фантастические визуальные решения. К тому же «Практика» долгое время была театром, который ставил исключительно современные пьесы про хипстеров, бизнесменов и маргиналов, но теперь с помощью современных драматургов она постепенно обращается к классике.

Спектакль «Чапаев и пустота», который брусникинцы поставят в том же театре этой осенью, - тоже, в общем, классика. Этот роман Пелевина объяснил россиянам 90-х, в какое время они живут. Здесь можно ожидать много хорошего, потому что спектаклем занимается Максим Диденко, который поставил «Черного русского» и «Пастернака» в «Гоголь-центре», а также «Конармию». «Чапаев и пустота» - это текст такой силы, что в исполнении талантливых людей он моментально превращается в главный must see сезона.
Я ставлю на этот спектакль.

Алексей Киселев

обозреватель «Афиши»

Я бы советовал не гнаться за премьерами. Пусть сойдет ажиотаж, чуть снизятся цены на билеты, критики напишут побольше разных рецензий. Можно спокойно ознакомиться с главными событиями прошлого сезона: « » Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре», «Князь » Константина Богомолова в «Ленкоме», «Русский роман » Миндаугаса Карбаускиса в Театре имени Маяковского. Дойти наконец до спектаклей Всеволода Лисовского в «Театре.doc».

А вообще осень - период международных фестивалей, сейчас в Москве их проходит сразу несколько, и все интересные. Нужно сосредоточиться на них - просто потому, что премьеры будут идти себе спокойно в репертуарах и дальше, а фестивальные спектакли, тщательно для всех нас отобранные, привезут, покажут и увезут. Нельзя упустить «В гостях. Европа » Rimini Protokoll, «Пиксель » Мурада Мерзуки, «Процесс » Тимофея Кулябина и «Поле» Дмитрия Волкострелова на «Территории». На фестивале «Сезон Станиславского » надо смотреть нового Эймунтаса Някрошюса - спектакль «Мастер голода» по Кафке.

Фото: Compagnia Pippo Delbono. Спектакль «Vangelo»

На фестиваль в Театре имени Образцова привозят несколько интересных совершенно недетских кукольных спектаклей. На SOLO со своим

Разобраться в насыщенной театральной деятельности нашей страны порой бывает очень непросто. Если хотите быть всегда в курсе важных событий в этой сфере и не прогадать с выбором спектакля - портал «ЗаграNица» советует подписаться на странички нескольких театральных критиков в соцсетях

1

Павел Руднев

Павел Руднев - театральный критик и менеджер. Сейчас работает помощником художественного руководителя МХТ имени А. П. Чехова и ректора Школы-студии МХАТ по спецпроектам. Кандидат искусствоведения, специализируется на современной драматургии.


Фото: facebook.com/pavel.rudnev.9 2

Вячеслав Шадронов

Жителям Москвы, интересующимся культурной жизнью города, стоит взять на заметку блог Вячеслава Шадронова в LiveJournal, известного как _ARLEKIN_. Критик с удовольствием подробно и активно делится своим мнением не только о спектаклях, но и о фильмах, выставках, концертах и прочих интересных мероприятиях.


Фото: Игорь Гузей

Жанна Зарецкая

А вот за разнообразием театральной жизни Северной столицы - к Жанне Зарецкой. На своей страничке в сети Facebook критик активно высказывает свое мнение о спектаклях и мероприятиях, на которых ей удалось побывать. После прочтения коротких и ярких постов Жанны Зарецкой у вас обязательно появится желание посетить театр.


Фото: facebook.com/zhanna.zaretskaya 4

Алена Солнцева

Кандидат искусствоведения, критик и театровед Алена Солнцева успела поработать в нескольких журналах и газетах. Сегодня за ее мыслями, посвященными любимому театру и другим культурным явлениям, можно следить в сети Facebook. Также критик ведет собственную колонку на странице интернет-издания «Газета.ру» .


Фото: facebook.com/alsolntseva 5

Алла Шендерова

На какие театральные (и не только) события стоит обратить свое внимание, можете узнать и на страничке Аллы Шендеровой в сети Facebook. Прочитать материалы театроведа, редактора журнала «Театр» можно .


Фото: facebook.com/alla.shenderova

Страница критика на

Короткая справка

Алиса Никольская - профессиональный театральный критик. Окончила ГИТИС, театроведческий факультет. 13 лет работает по специальности, так же занимается продюсированием театральных постановок, фотовыставок и других проектов.

ПрофГид: Алиса, скажите, зачем нужен театральный критик? Кому он нужен в театре: зрителю, артисту, режиссеру?

Алиса Никольская: Театр - искусство эфемерное. Спектакль живет один вечер и умирает с закрытием занавеса. Критик же фиксирует происходящее на сцене, позволяет ему прожить подольше. Доносит информацию для широкого круга людей. То есть выполняет функцию историка и архивариуса. Кроме того, критик находит слова для всего, что в театре происходит; формулирует, анализирует, объясняет. Одним словом, в едином театральном процессе критик отвечает за теорию.

ПрофГид: Как критик работает? Я представляю это так. Он проходит за кулисы и говорит режиссеру: «Слушай, Петя! Ты хороший спектакль поставил. Но как-то не совсем это прекрасно. Чуточку бы сократить вот эту сцену, немножко изменить финал». Режиссер слушает критика, меняет и сокращает. Потому что критик попал в самую точку своими замечаниями. Так?

Или же критик смотрит спектакль, идет домой, пишет отзыв и печатает его в газете «Культура» или в журнале «Театр». Потом его благодарят за работу, за понимание и прославление.

А. Н.: Может быть и так, и так. Когда между критиком и режиссером-актером-драматургом случается живой разговор, это прекрасно. Неспроста на российских театральных фестивалях в ходу жанр устного обсуждения. То есть критик приезжает, смотрит спектакли и разбирает их в разговоре с творческой группой. Это полезно обеим сторонам: критик оттачивает умение формулировать и учится слышать и уважать тех, кто работал над спектаклем, а творческая группа слушает профессиональное мнение и учитывает его. В Москве таких вещей почти нет, и разговоры о спектаклях случаются разово, по инициативе той либо другой стороны. Мне кажется, профессиональные разговоры - это очень важная вещь. Это живая возможность двигать процесс.

Написанные тексты на процесс влияют гораздо меньше. Вообще ценность печатного слова со временем уменьшается. У нас ведь, скажем, отрицательная рецензия на спектакль не влияет на кассовые сборы, как на Западе. И режиссер, на чей спектакль пишутся негативные отзывы, чаще всего не обращает на них внимания. Возможно, потому, что о театре пишет много непрофессиональных людей, и доверие к самой профессии подорвано. Диалог на сегодняшний день не очень получается. И потребность у художника в критике, да и у критика в художнике минимальна.

ПрофГид: Злые языки говорят: кто не умеет сделать сам, идет в критики.

А. Н. : Да, такое мнение есть. Считается, что в критики идут те, у кого не получилось стать актером или режиссером. И периодически такие люди встречаются. Но это не значит, что они становятся плохими критиками. Равно как и получивший профильное образование критик не всегда бывает хорош. Талант - он и в нашей профессии нужен.

ПрофГид: Думаю, что современному театру особенно нужен критик. Он должен разъяснять. Потому что современный театр часто как ребус-кроссворд - не понятен. Надо головой думать, а не только что сердцем. Что Вы об этом думаете?

А. Н.: Безусловно, разъяснять нужно. Формулировать. Анализировать процесс. Сегодня рамки театрального зрелища сильно расширились, в него привносятся элементы кино, видеоарта, музыки, самых разных видов искусства. Это безумно интересно. Разбираться в новых пьесах, например, или в современном танце, где чрезвычайно быстро все меняется и дополняется, создается на глазах. Только успевай подхватывать и осмысливать. Хотя и сердце отключать нельзя. Ведь сегодняшний театр воздействует на зрителя на сенсорном уровне, и воспринимать его только головой не получится.

ПрофГид: Как Вы вообще относитесь к современному театру? Что это за явление, и на какие вопросы отвечает или пытается ответить современный театр?

А. Н. : В наши дни существует огромный разъем между театром, существующим по образцу полувековой давности, и театром, пытающимся ухватить сегодняшнее, стремительно меняющееся время, отозваться на него. Первый тип театра ни на что не отвечает. Он просто живет. Кому-то это нужно - и ради бога. Хотя категорическое нежелание впускать в себя сегодняшний день - это беда и проблема. А второй тип театра, воплощающийся в небольших, как правило, коллективах или отдельных людях ищет подпитку в том, что вокруг. В мыслях и чувствах человека, приходящего в зрительный зал и жаждущего отзвуков собственной души. Это не значит, что современный театр увлекается социальностью и злободневностью - хотя совсем без этих составляющих нельзя. Идет приближение к сакральному театру. Чувственному, Возвращающему к истокам природы человеческой.

ПрофГид: Как Вы думаете, Алиса, в чем главная проблема современного театра в России? Чего ему не хватает?

А. Н. : Много чего не хватает. Основные проблемы - социально-организационного плана. Нет контакта, диалога с властью: за редким исключением, власть и художник не контактируют, власти неинтересен этот разговор. Как следствие, театр оказывается на задворках общественной жизни, влияние театра на общество нет. Разовые, единичные исключения.

Еще одна беда - расстояние между, скажем, людьми, имеющими здание и дотацию, и людьми с головой и талантом. Посмотрите: во всех крупных театрах стоит стон - «где новая кровь?». А эта новая кровь есть - и режиссерская, и актерская, и драматургическая. И люди эти - здесь, за ними на Марс лететь не нужно. Но они почему-то не допущены или допущены по минимуму в эти структуры. А руководство театров по-прежнему сидит и мечтает о каком-нибудь «новом Эфросе», который упадет с неба и решит все проблемы. Мне горько это все видеть. Горько видеть, как режиссеры, не успев толком состояться в театре, уходят снимать сериалы. Горько видеть актеров, наделенных талантом, годами не имеющих достойной их работы. Горько видеть студентов, исковерканных системой образования и не понимающих, не слышащих себя, свою индивидуальность.

ПрофГид: Чтобы быть театральным критиком, надо любить театр (" ...то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна..."). А вот какие качества стоит в себе воспитать по ходу обучения и подготовки к этой профессии?

А. Н. : Критик - профессия вторичная. Критик фиксирует и осмысляет то, что видит, а сам ничего не создает. Это момент, с которым трудно мириться, особенно амбициозному человеку. К осознанию этого надо быть готовым. А любить театр - обязательно! Не весь подряд, конечно. Формирование собственного вкуса, самовоспитание - это тоже очень важные вещи. Кому нужен критик, захлебывающийся от восторга после любого спектакля, не отличающий хорошего от плохого? Равно как не нужен и тот, кто идет в театр, как на каторгу, и бурчит сквозь зубы «как-же-я-все-это-ненавижу».

ПрофГид: Где учат на театрального критика лучше всего?

А. Н.: Незабвенный ректор ГИТИСа Сергей Александрович Исаев говорил, что театроведение - это не профессия, а набор знаний. Это так. На театроведческом факультете ГИТИСа (который оканчивала и я, и большинство моих коллег, ныне практикующих критиков) дают очень хорошее гуманитарное образование. Получив его, можно идти, скажем, в науку, можно, наоборот, в пиар, а можно и вовсе переключиться с театра на что-то другое. Далеко не каждый человек, заканчивающий наш театроведческий факультет, становится пишущим критиком. Но - и не каждый критик приходит в профессию с театроведческого факультета.

На мой взгляд, для человека, выбравшего путь «пишущего», самый лучший учитель - это практика. Научить писать невозможно. Если человеку это дается тяжело, то он в этом деле так и не освоится (видела немало таких случаев). А если предрасположенность есть, то полученные в вузе знания просто помогут направиться туда, куда хочется. Правда, сегодня театральная критика по большей части превратилась в театральную журналистику. А этого уклона нет в вузах. И люди, выходя из стен того же ГИТИСа, могут оказаться неподготовленными к дальнейшему существованию в профессии. Тут от педагога много зависит и от самого человека.

Театроведческий факультет ГИТИСа - пожалуй, самое известное место, где учат «на критика». Но не единственное. Если говорить о Москве, то театроведческое направление предлагает большинство гуманитарных вузов. РГГУ, например, где высокое качество образования.

ПрофГид: Как выглядит карьера театрального критика?

А. Н.: Трудно сказать. Мне кажется, карьера критика - это степень его влияния на процесс. Это выработка индивидуального стиля, по которому критика узнают. И момент везения, возможность оказаться «в нужное время в нужном месте» тоже есть.

ПрофГид: Вы теперь занимаетесь продюсированием спектаклей. Откуда это возникло? Кончилось терпение? Проросло что-то душе? Как Вы поняли, что ОНО ПРОРОСЛО? Чем это обогатило Вас?

А. Н.: Тут много факторов. Несколько лет назад возникло ощущение, что меня не очень устраивает имеющаяся театральная реальность. Ей чего-то недостает. А когда чего-то недостает, и ты понимаешь, чего именно, то можно либо ждать изменений, либо пойти и самому сделать. Я выбрала второе. Поскольку я человек активный, и не умею сидеть на одном месте и дожидаться.

Мне очень нравится пробовать новое. Вот придумали мы пять лет назад с замечательным фотохудожником Ольгой Кузнецовой проект «фототеатр». Соединили актерскую работу на фотокамеру и самобытность пространства. Один проект, «Власть открытого пространства», показали в Театральном центре «На Страстном» в рамках большой выставки трех фотографов. Другой - «Королевские игры. Ричард Третий», гораздо более объемный - сделали спустя год и показали в Центре имени Мейерхольда. Короче говоря, попробовали - получилось. Теперь я понимаю, насколько это интересное направление, и как его можно развивать.

Точно по такому же принципу «интересно - попробовал - получилось» делаются и другие мои проекты. Стало интересно творчество молодых кинорежиссеров - родилась программа показов короткометражных фильмов в ЦИМе. Увлекло клубное пространство - стала делать концерты. Кстати, очень жалею, что отошла от этой работы. Хочу в нее вернуться. А если завтра мне понравится что-то еще - пойду и попробую сделать.

Что касается именно театра, то тут я еще в самом начале пути. Замыслов много. И все они ориентированы, во многом, на людей - актеров, режиссеров, художников - которых я люблю, чье видение мира и театра совпадает с моим. Мне чрезвычайно важна работа в команде. Ощущение, когда ты не один, тебя поддерживают, в тебе заинтересованы - необыкновенное. Конечно, случалось ошибаться, разочаровываться. С последствиями болезненными и горькими. Но ведь это поиск, процесс, это нормально.

Знаете, это восхитительное чувство, когда видишь, например, какого-нибудь необыкновенного артиста, или читаешь пьесу - и вдруг внутри начинает что-то пульсировать, думаешь «вот это моё!». И начинаешь придумывать: для артиста - роль, для пьесы - режиссера. Выстраиваешь в голове и на бумаге всю последовательность работы: как добыть деньги, как убедить людей с тобой работать, увлечь их собственным горением, как собрать команду, как продвигать готовый продукт, устраивать его судьбу. Объем работы, конечно, огромный. Важно не испугаться, а двигаться вперед, не прерываясь.

ПрофГид: Каково Ваше кредо в профессии критика?

А. Н.: Кредо, как ни банально - быть собой. Не врать. Не убивать словами. Не уходить в разборки, выяснения отношений. Бывает, что некий персонаж - актер или режиссер - откровенно неприятен, и рассказывая о его работе невольно начинаешь выискивать, что плохо. А когда находишь, очень хочется разгуляться на этой почве. Нехорошо это. Надо умерять свой пыл. Всегда себе это говорю. Хотя и случается, что не сдерживаюсь.

ПрофГид: В чем главная трудность профессии для вас? К чему обязывает эта профессия? Вот я вижу, что вы почти все вечера проводите в театре. Это не каторга ли?

А. Н.: Нет, совсем не каторга. Я не устаю говорить о том, что профессия, пусть и очень любимая, не исчерпывает всей жизни. И нельзя, чтобы исчерпывала. Иначе можно стать очень несчастным человеком. И такие примеры у меня перед глазами есть. Да, театр занимает серьезную часть моего времени. Но это сознательный выбор. Множество людей, которых я люблю, с которыми общаюсь - люди из театрального круга. И мне страшно интересно говорить с ними, в том числе и о профессии. Но у меня есть и друзья совсем нетеатральные, и увлечения нетеатральные - и слава богу, что они есть. Нельзя замыкаться в рамках работы. Необходимо быть живым человеком, дышащим и чувствующим. И к работе надо подходить не как к каторге. Иначе просто нельзя этим делом заниматься. Надо расширять границы восприятия.

Никогда не понимала тех, кто ходит строго на драматические спектакли, например. Сейчас все виды искусства проникают друг в друга. Я хожу на оперу и на балет, на концерты и фильмы. И для меня это не только удовольствие или развлечение, но и часть работы.

Трудность для меня, например, в том, чтобы не врать себе и не фальшивить. Порой посмотришь какое-нибудь невероятное зрелище - и не знаешь, как к нему подступиться, чтобы передать словами то, что видел. Это нечасто, но бывает. А то выходишь из зала, горишь-пылаешь, а как садишься писать - мука мученическая. Но бывают мучения, и когда имеешь дело с очень плохим спектаклем. Как сказать, что это плохо, но не брызгать ядом и не опускаться до брани, а внятно изложить все «что» и «почему». Я в профессии тринадцать лет. Но частенько бывает, что новый текст для меня - экзамен. Перед самой собой, в первую очередь.

ПрофГид: В чем главная сладость этой профессии для Вас?

А. Н.: В самом процессе. Приходишь в театр, садишься в зал, смотришь. Записи делаешь. Потом пишешь, обдумываешь, формулируешь. Ищешь внутри себя ассоциации, ощущения, отзвуки уже виденного (или прочитанного). Проводишь параллели с другими видами искусства. Все это - потрясающие ощущения, которые ни с чем нельзя сравнить.

И еще одно удовольствие - интервью. Я не очень люблю делать интервью, но есть люди, встречи с которыми - восторг и счастье. Юрий Любимов, Марк Захаров, Тадаси Судзуки, Нина Дробышева, Геннадий Бортников... Это космические люди. Да и много других можно назвать. Каждая встреча - это опыт, узнавание, понимание природы, человеческой и творческой.

ПрофГид: Можно ли зарабатывать ремеслом театрального критика?

А. Н.: Можно. Но это непросто. Многое зависит от собственной активности. Как говорит один мой друг и коллега, «сколько набегал, столько и заработал». К тому же надо учитывать, что тексты о театре востребованы далеко не всеми СМИ. Поэтому живешь в постоянном экстриме. В поиске сочетания внутренних, профессиональных потребностей, и банального выживания. Применяешь свои знания и умения по максимуму.


Top