Константинополь сейчас называется какая страна. История и этнология

Дни рождения есть у людей, есть дни рождения и у городов. Бывают города, где мы точно знаем день закладки первого здания или крепостной стены. А бывают те города, о которых мы этого не знаем, и пользуемся только первым летописным упоминанием. Так дело обстоит с большинством городов: впервые услышали где-нибудь упоминание, и считают это единственным появлением в исторических анналах.

Но мы точно знаем, что 11 мая 330 года от Рождества Христова был заложен Константинополь, город Константина. Царь Константин, который явился первым христианским императором, сам крестился только перед смертью. Однако Миланским эдиктом он прекратил преследования христиан. Впоследствии он же возглавил первый Вселенский Собор.

Константин заложил новый город, в честь своего имени. Как пишется, нарекоша имена своя на землях. Александр насыпал по всему миру Александрий, а Константин создал Константинополь.

Что говорить про Константина, если у нас всякие Калинины, Ждановы, Сталинграды - этих городов было немереное количество. Люди спешили назвать своим именем метрополитен, заводы, пароходы и так далее. Константин поступал смиреннее - назвал только один город, столицу империи.

Этот город русские называли Царьград - Город Царя, Царский Город, Великий Город. По сравнению с Константинополем, все остальные города были деревнями. Сегодняшнее имя Стамбул - это отуреченное греческое выражение "истинполин", в переводе "из города". То есть откуда ты идешь - из города. Так появился Истанбул.

Это Город Городов, мать всех городов мира. Не только русских городов, как Киев мы называем. В России, на Руси, всегда относились трепетно и благоговейно к этому чудному городу - городу монастырей, книжной мудрости, городу царя и Василевса. Поэтому ровно через тысячу лет после основания Константинополя русские заложили на Боровицком холме, в пределах Московского Кремля, каменный храм Спаса на Бору. Его, правда, разрушили большевики. Но это был такой символический акт - протягивания исторической нити от Царьграда до нового Царьграда. От Второго Рима до Рима Третьего. Хотя еще турки не зашли в Константинополь, еще Мехмет-завоеватель не проломил стены Константинополя, ни внешние, ни внутренние, еще не пели "азан" в Айя-София - но уже русские чувствовали свою преемственность и связь. Тысячу лет спустя они заложили основания Константинополя, храм Спаса на Бору, внутри кремлевских стен.

Была у наших предков эта чуйка - связи и преемственности с Византией, постепенно сходящей с исторической арены.

Итак, поздравляю всех цареградцев - всех, работающих на нашем канале, а также всех людей, которые имеют твердую мировоззренческую вертикаль, связь с небесным Иерусалимом, с днем памяти заложения города Константина, с днем рождения города, который в противоположность ветхому Риму стал основанием Византийской Империи, на долгую тысячу с лишним лет. Который зародил христианское богослужение. И вообще, влияние которого на мировую историю трудно переоценить. Каждые 11 мая, в день города, в недрах нынешнего Стамбула, как огонь под пеплом, горит память о Святой Софии и Святом Константинополе…

Νέα Ῥώμη , лат. Nova Roma ) (входит в состав титула патриарха), Константинополь, Царьград (у славян; перевод греческого названия «Царственный град» - Βασιλεύουσα Πόλις - Василевуса Полис, город Василевса ) и Стамбул. Название «Константинополь» сохраняется в современном греческом языке, «Царьград» - в южнославянских. В IX-XII веках использовалось и пышное название «Византида» (греч. Βυζαντίς ) . Город был официально переименован в Стамбул в 1930 году в ходе реформ Ататюрка .

История

Константин Великий (306-337)

В последующем город так стремительно рос и развивался, что уже через полвека, при правлении императора Феодосия , возводятся новые городские стены . Новые стены города, сохранившиеся до наших дней, заключили в себя уже семь холмов - столько же, сколько в Риме .

Разделённая империя (395-527)

После жестокого подавления бунта Юстиниан заново отстраивает столицу, привлекая лучших архитекторов своего времени. Строятся новые здания, храмы и дворцы, центральные улицы нового города украшаются колоннадами. Особое место занимает строительство собора Святой Софии , который стал самым большим храмом в христианском мире и оставался таковым на протяжении более тысячи лет - вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме .

«Золотой век» не был безоблачным: в 544 году Юстинианова чума унесла жизни 40 % населения города.

Город быстро растёт и становится сначала деловым центром тогдашнего мира, а вскоре и самым большим городом мира . Его даже стали называть просто Город [ ] . В период расцвета площадь города составляла 30 тыс. гектаров, а население - сотни тысяч человек, что в примерно десять раз превышало типичный размер крупнейших городов Европы .

Первые упоминания турецкого топонима İstanbul ( - иста́нбул, местное произношение ɯsˈtambul - ыста́мбул) появляются в арабских , а затем и тюркских источниках X века и происходят от (греч. εἰς τὴν Πόλιν ), «ис тин пόлин» - «в город» или «к городу» - является косвенным греческим наименованием Константинополя.

Осады и упадок

В результате разногласий между папой римским и патриархом Константинополя в г. произошло разделение христианской церкви , а Константинополь стал православным центром.

Так как империя была уже далеко не такой большой, как во времена Юстиниана или Ираклия , в ней не было других городов, сопоставимых с Константинополем. В это время Константинополь играл основополагающую роль во всех областях жизни Византии. С 1071 года , когда началось нашествие турок-сельджуков , империя, а с ней и Город вновь погружаются во мрак.

Во времена правления династии Комнинов ( -) Константинополь переживает последний расцвет - правда, уже не такой, как при Юстиниане и Македонской династии. Центр города смещается на запад к городским стенам, в нынешние районы Фатих и Зейрек. Строятся новые церкви и новый императорский дворец (Влахернский дворец).

В XI и XII столетиях генуэзцы и венецианцы берут в руки торговую гегемонию и располагаются на Галате .

Падение

Константинополь стал столицей нового сильного государства - Османской империи .

Царьград

Слово «Царьград» теперь является архаичным термином на русском языке . Однако он по-прежнему используется в болгарском языке , особенно в историческом контексте. Основная транспортная артерия в столице Болгарии Софии носит имя Цариградско шосе («Цариградская дорога»); дорога начинается как бульвар Царя Освободителя и продолжается до главного шоссе , ведущего на юго-восток в Стамбул. Название Царьград также сохранилось в таких группах слов, как цариградское грозде («Царский виноград», что означает «крыжовник»), блюдо цариградский кюфтенца («маленькая цариградская кюфта») или высказывания вроде «Можно даже попасть в Цариград, спросив». В словенском языке это название по-прежнему используется и часто предпочитается официальному. Люди также понимают и иногда используют название Carigrad в Боснии , Хорватии , Черногории и Сербии .

Карты

Архитектура

Городское пространство Константинополя («Царицы городов») задумывался как отражение Небесного Иерусалима на Земле. Это священное пространство изучает иеротопия - наука на стыке истории , богословия , искусствоведения и других дисциплин. Очертания градостроительной программы Нового Рима до сих пор можно увидеть в городе, например, мраморные колонны (и их обломки) с декором, напоминающим «павлиний глаз» на бывшем форуме Феодосия (ныне - площадь Баязид); на обочине Месы (лат. Via Triumphalis , ныне Диванйолу); во дворе Археологического музея Стамбула (с форума Тавра); в подземной цистерне VI в. «Йери Эребатан сарай» в качестве опор свода. Сероватый мрамор добывали и обрабатывали в каменоломнях острова Мармара в Пропонтиде . Колонны из болоснежного мрамора цистерны происходят из остатков храма «Геры Акры» и не похожи ни на один классический ордер : их конструкция имитирует перо птицы Геры и сильно сужаются кверху.

Три главных форума города: Константина , Августион и Феодосия (реплика форума Трояна в Риме) в древности были отмечены символами Геры - небесной царицы античности. В первом форуме располагалась огромная бронзовая статуя Геры, возможно работы прославленного скульптора Лисиппа (до 1204 года), на форуме Феодосии были построены «звёздные врата» - триумфальная арка из трёх пролётов и 16 столбов, украшенная «глазами Аргуса » .

В константинопольском монастыре Хора (Кахирие-Джами) сохранились мозаичные работы Богородичного цикла, выполненные в 1316-1321 годах .

Вот древние памятники Города Константинополя, многие из которых в настоящее время лежат в руинах, как это можно видеть на данной Картине: отметим те постройки, которые еще сохранились, в особенности же Центральный Храм Святой Софии, Дворец Императора Константина и, кроме того, еще один круглый Дворец; таким образом, этот Император [Константин] возвел также еще один [дворец] близ Храма Святой Софии, который имел большие размеры, но ныне он разрушен. Некоторые достопримечательные места Столичного Града Константинополя. A Вот в извилинах Колонна, камни которой искусно между собой соединены, а высоту она имеет 24 сажени B Есть там также Колонна, которую именуют «Историческая Колонна»: а называется она так потому, что внутри колонны создавались исторические хроники C Вот местность, где расположена резиденция Патриарха Константинопольского, откуда можно проследовать в близлежащий район Балат; и все это можно увидеть [на этом плане] D Церковь Святого Евангелиста Луки E Церковь Св. Петра ПЕРА . В Константинополе, как уже упоминалось, есть (район) Пера, или (как говорят Турки) «Галата», есть там также Широкий Залив, который впадает в Море, есть там Турецкое, а также и Иудейское кладбища, а за пределами города находятся повсеместно другие кладбища, и все это можно видеть по изображённым (надгробным) камням (на плане) F Вот регион в правом углу, где Море соединяется с Заливом , где Турки выделили Грекам (местность) Вайссенбург, а также там в настоящее время имеется литейное производство (пушек).

Монеты

Живопись и мозаика

Примечания

  1. Georgacas, Demetrius John. The Names of Constantinople (англ.) // Transactions and Proceedings of the American Philological Association (англ.) русск. : journal. - The Johns Hopkins University Press, 1947. - Vol. 78 . - P. 347-367 . - DOI :10.2307/283503 .
  2. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  3. Древнейшие государства Восточной Европы. - М. : Наука, 2003. - С. 136.
  4. Левченко М. В. История Византии. - М.-Л.: ОГИЗ, 1940. - С. 9.
  5. Диль Ш. История Византийской империи. - М.: Госиноиздат, 1948. - С. 19.
  6. Курбатов Г. Л. История Византии. - м.: Высшая школа, 1984. - С. 7.
  7. Серов В. В. К проблеме формирования столичного статуса Константинополя // Византийский временник . - М.: Наука, 2006. - Т. 65 (90). - С. 37-59.
  8. , с. 53.
  9. , с. 477.
  10. Софроний Врачански. Житие и страдания на грешния Софроний. София 1987. Стр. 55 (Пояснительная сноска к автобиографии Софрония Врачанского)
  11. Найден Геров. 1895-1904. Речник на блъгарский язик. (запись на царь в Словаре болгарского языка Найдена Герова)
  12. Симеонова, Маргарита. Речник на езика на Васил Левски. София, ИК «БАН», 2004 (запись на царь в Словарь языка Маргариты Симеоновой Васила Левского )
  13. Seznam tujih imen v slovenskem jeziku. Geodetska uprava Republike Slovenije. Ljubljana 2001. p. 18.
  14. , с. 30.
  15. , с. 32.
  16. , с. 32-33.

Если вам вздумается отыскать Константинополь на современной географической карте, вы потерпите неудачу. Все дело в том, что с 1930 города такого города не существует. По решению нового правительства Турецкой республики, основанной в 1923 году, город Константинополь (бывшая столица Османской империи) был переименован. Современное его название – Стамбул.

Почему Константинополь назывался Царьградом? Удивительная история города насчитывает не одно тысячелетие. За этот период он претерпел множество изменений, побывав столицей сразу трех империй: Римской, Византийской и Османской. Неудивительно, что ему не раз пришлось менять названия. Самым первым именем, закрепленным за ним в истории, является Византий. Современное название Царьграда - Стамбул.

    Царьград воспринимался русскими людьми как центр православия. Вскоре после принятия христианства в русской культуре происходит систематическая сакрализация (наделение священным смыслом) образа Царьграда.

    Именно образом Царьграда в русских народных сказках навеяно представление о диковинной заморской стране с ее волшебством и всевозможными чудесами.

    Женитьба Владимира на византийской царевне привела к налаживанию культурных и духовных связей с Константинополем. Царьград сыграл чрезвычайно положительную роль в развитии русского общества, поскольку деловые и культурные контакты привели к скачку в развитии иконописи, архитектуры, литературы, искусства и обществоведения.

По распоряжению Владимира в Киеве, Полоцке и Новгороде были построены великолепные соборы, являющиеся точными копиями софийского собора в Константинополе.

На главном въезде во Владимир и в Киев были установлены золотые ворота, созданные по аналогии с золотыми вратами, отворявшимися во время торжественных церемоний встречи византийских императоров.

Этимологическая справка

Интересна этимология слова «царь». Произошло оно от имени римского императора Гая Юлия Цезаря. Слово «цезарь» стало обязательной частью титула всех правителей империи: и на ранних, и на поздних сроках ее существования. Употребление приставки «цезарь» символизировало преемственность власти, перешедшей к новому императору от легендарного Юлия Цезаря.

В римской культуре понятия «царь» и «цезарь» не тождественны: на ранних стадиях существования римского государства царь именовался словом «рекс», выполнял обязанности верховного жреца, мирового судьи и предводителя войска. Он не наделялся неограниченной властью и чаще всего представлял интересы общины, выбравшей его своим предводителем.

Конец Византийской империи

29 мая 1453 года султан Мехмед II Завоеватель взял Константинополь после 53-дневной осады. Последний византийский император Константин XI, отстояв молебен в Софийском соборе, доблестно сражался в рядах защитников города и погиб в бою.

Взятие Константинополя означало конец существования Византийской империи. Константинополь стал столицей Османского государства и поначалу назывался Константиние, а затем был переименован в Истанбул.

В Европе и России город называют Стамбулом, что является искаженной формой турецкого названия.

Был столицей христианской империи - наследницы Древнего Рима и Древней Греции . На протяжении Средних веков Константинополь был самым большим и самым богатым городом Европы.

История

Константин Великий (306-337)

В 324 году , после побед в междоусобных войнах, император Римской империи Константин Великий разворачивает в существовавшем с VII века до н. э. как греческая колония городе Виза́нтии крупнейшее строительство - перестроен ипподром , построены новые дворцы, возведена огромная церковь Апостолов , строятся крепостные стены , со всех концов империи в город свозятся произведения искусства. В результате масштабного строительства город увеличивается в несколько раз, существенно увеличивается прирост населения за счёт миграции из европейских и азиатских провинций.

Разделённая империя (395-527)

После жестокого подавления бунта Юстиниан заново отстраивает столицу, привлекая лучших архитекторов своего времени. Строятся новые здания, храмы и дворцы, центральные улицы нового города украшаются колоннадами. Особое место занимает строительство собора Святой Софии , который стал самым большим храмом в христианском мире и оставался таковым на протяжении более тысячи лет - вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме .

«Золотой век» не был безоблачным: в 544 году Юстинианова чума унесла жизни 40 % населения города.

Город быстро растёт и становится сначала деловым центром тогдашнего мира, а вскоре и самым большим городом мира . Его даже стали называть просто Город .

Первые упоминания турецкого топонима İstanbul ( - иста́нбул, местное произношение ɯsˈtambul - ыста́мбул) появляются в арабских , а затем и тюркских источниках X века и происходят от (греч. εἰς τὴν Πόλιν ), «ис тин пόлин» - «в город» или «к городу» - является косвенным греческим наименованием Константинополя.

Осады и упадок

В период с 666 года по 950 год город подвергается неоднократным осадам со стороны арабов и русов.

Во времена правления императора Льва Исавра в -741 годах начинается период иконоборчества , который продлится до середины IX века , уничтожаются многие фрески и мозаики на религиозные темы.

Расцвет при Македонянах и Комнинах

Второй величайший расцвет Византии, а с ней и Константинополя, начинается в IX веке с приходом к власти Македонской династии ( -). Тогда, одновременно с крупными военными победами над основными врагами - болгарами (Василий II даже носил прозвище Болгаробойца) и арабами , расцветает грекоязычная культура: наука (реформируется Константинопольская высшая школа - своего рода первый европейский университет, основанный ещё Феодосием II в 425 году), живопись (в основном фрески и иконы), литература (в основном агиография и летописание). Усиливается миссионерская деятельность, преимущественно среди славян, примером чему служит деятельность Кирилла и Мефодия .

В результате разногласий между папой римским и патриархом Константинополя в г. произошло разделение христианской церкви , а Константинополь стал православным центром.

Так как империя была уже далеко не такой большой, как во времена Юстиниана или Ираклия , в ней не было других городов, сопоставимых с Константинополем. В это время Константинополь играл основополагающую роль во всех областях жизни Византии. С 1071 года , когда началось нашествие турок-сельджуков , империя, а с ней и Город вновь погружаются во мрак.

Во времена правления династии Комнинов ( -) Константинополь переживает последний расцвет - правда, уже не такой, как при Юстиниане и Македонской династии. Центр города смещается на запад к городским стенам, в нынешние районы Фатих и Зейрек . Строятся новые церкви и новый императорский дворец (Влахернский дворец).

В XI и XII столетиях генуэзцы и венецианцы берут в руки торговую гегемонию и располагаются на Галате .

Падение

Константинополь стал столицей нового сильного государства - Османской империи .

Отрывок, характеризующий Константинополь

Сказать «завтра» и выдержать тон приличия было не трудно; но приехать одному домой, увидать сестер, брата, мать, отца, признаваться и просить денег, на которые не имеешь права после данного честного слова, было ужасно.
Дома еще не спали. Молодежь дома Ростовых, воротившись из театра, поужинав, сидела у клавикорд. Как только Николай вошел в залу, его охватила та любовная, поэтическая атмосфера, которая царствовала в эту зиму в их доме и которая теперь, после предложения Долохова и бала Иогеля, казалось, еще более сгустилась, как воздух перед грозой, над Соней и Наташей. Соня и Наташа в голубых платьях, в которых они были в театре, хорошенькие и знающие это, счастливые, улыбаясь, стояли у клавикорд. Вера с Шиншиным играла в шахматы в гостиной. Старая графиня, ожидая сына и мужа, раскладывала пасьянс с старушкой дворянкой, жившей у них в доме. Денисов с блестящими глазами и взъерошенными волосами сидел, откинув ножку назад, у клавикорд, и хлопая по ним своими коротенькими пальцами, брал аккорды, и закатывая глаза, своим маленьким, хриплым, но верным голосом, пел сочиненное им стихотворение «Волшебница», к которому он пытался найти музыку.
Волшебница, скажи, какая сила
Влечет меня к покинутым струнам;
Какой огонь ты в сердце заронила,
Какой восторг разлился по перстам!
Пел он страстным голосом, блестя на испуганную и счастливую Наташу своими агатовыми, черными глазами.
– Прекрасно! отлично! – кричала Наташа. – Еще другой куплет, – говорила она, не замечая Николая.
«У них всё то же» – подумал Николай, заглядывая в гостиную, где он увидал Веру и мать с старушкой.
– А! вот и Николенька! – Наташа подбежала к нему.
– Папенька дома? – спросил он.
– Как я рада, что ты приехал! – не отвечая, сказала Наташа, – нам так весело. Василий Дмитрич остался для меня еще день, ты знаешь?
– Нет, еще не приезжал папа, – сказала Соня.
– Коко, ты приехал, поди ко мне, дружок! – сказал голос графини из гостиной. Николай подошел к матери, поцеловал ее руку и, молча подсев к ее столу, стал смотреть на ее руки, раскладывавшие карты. Из залы всё слышались смех и веселые голоса, уговаривавшие Наташу.
– Ну, хорошо, хорошо, – закричал Денисов, – теперь нечего отговариваться, за вами barcarolla, умоляю вас.
Графиня оглянулась на молчаливого сына.
– Что с тобой? – спросила мать у Николая.
– Ах, ничего, – сказал он, как будто ему уже надоел этот всё один и тот же вопрос.
– Папенька скоро приедет?
– Я думаю.
«У них всё то же. Они ничего не знают! Куда мне деваться?», подумал Николай и пошел опять в залу, где стояли клавикорды.
Соня сидела за клавикордами и играла прелюдию той баркароллы, которую особенно любил Денисов. Наташа собиралась петь. Денисов восторженными глазами смотрел на нее.
Николай стал ходить взад и вперед по комнате.
«И вот охота заставлять ее петь? – что она может петь? И ничего тут нет веселого», думал Николай.
Соня взяла первый аккорд прелюдии.
«Боже мой, я погибший, я бесчестный человек. Пулю в лоб, одно, что остается, а не петь, подумал он. Уйти? но куда же? всё равно, пускай поют!»
Николай мрачно, продолжая ходить по комнате, взглядывал на Денисова и девочек, избегая их взглядов.
«Николенька, что с вами?» – спросил взгляд Сони, устремленный на него. Она тотчас увидала, что что нибудь случилось с ним.
Николай отвернулся от нее. Наташа с своею чуткостью тоже мгновенно заметила состояние своего брата. Она заметила его, но ей самой так было весело в ту минуту, так далека она была от горя, грусти, упреков, что она (как это часто бывает с молодыми людьми) нарочно обманула себя. Нет, мне слишком весело теперь, чтобы портить свое веселье сочувствием чужому горю, почувствовала она, и сказала себе:
«Нет, я верно ошибаюсь, он должен быть весел так же, как и я». Ну, Соня, – сказала она и вышла на самую середину залы, где по ее мнению лучше всего был резонанс. Приподняв голову, опустив безжизненно повисшие руки, как это делают танцовщицы, Наташа, энергическим движением переступая с каблучка на цыпочку, прошлась по середине комнаты и остановилась.
«Вот она я!» как будто говорила она, отвечая на восторженный взгляд Денисова, следившего за ней.
«И чему она радуется! – подумал Николай, глядя на сестру. И как ей не скучно и не совестно!» Наташа взяла первую ноту, горло ее расширилось, грудь выпрямилась, глаза приняли серьезное выражение. Она не думала ни о ком, ни о чем в эту минуту, и из в улыбку сложенного рта полились звуки, те звуки, которые может производить в те же промежутки времени и в те же интервалы всякий, но которые тысячу раз оставляют вас холодным, в тысячу первый раз заставляют вас содрогаться и плакать.
Наташа в эту зиму в первый раз начала серьезно петь и в особенности оттого, что Денисов восторгался ее пением. Она пела теперь не по детски, уж не было в ее пеньи этой комической, ребяческой старательности, которая была в ней прежде; но она пела еще не хорошо, как говорили все знатоки судьи, которые ее слушали. «Не обработан, но прекрасный голос, надо обработать», говорили все. Но говорили это обыкновенно уже гораздо после того, как замолкал ее голос. В то же время, когда звучал этот необработанный голос с неправильными придыханиями и с усилиями переходов, даже знатоки судьи ничего не говорили, и только наслаждались этим необработанным голосом и только желали еще раз услыхать его. В голосе ее была та девственная нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пенья, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его.
«Что ж это такое? – подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. – Что с ней сделалось? Как она поет нынче?» – подумал он. И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и всё в мире сделалось разделенным на три темпа: «Oh mio crudele affetto… [О моя жестокая любовь…] Раз, два, три… раз, два… три… раз… Oh mio crudele affetto… Раз, два, три… раз. Эх, жизнь наша дурацкая! – думал Николай. Всё это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь – всё это вздор… а вот оно настоящее… Hy, Наташа, ну, голубчик! ну матушка!… как она этот si возьмет? взяла! слава Богу!» – и он, сам не замечая того, что он поет, чтобы усилить этот si, взял втору в терцию высокой ноты. «Боже мой! как хорошо! Неужели это я взял? как счастливо!» подумал он.
О! как задрожала эта терция, и как тронулось что то лучшее, что было в душе Ростова. И это что то было независимо от всего в мире, и выше всего в мире. Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!… Всё вздор! Можно зарезать, украсть и всё таки быть счастливым…

Давно уже Ростов не испытывал такого наслаждения от музыки, как в этот день. Но как только Наташа кончила свою баркароллу, действительность опять вспомнилась ему. Он, ничего не сказав, вышел и пошел вниз в свою комнату. Через четверть часа старый граф, веселый и довольный, приехал из клуба. Николай, услыхав его приезд, пошел к нему.
– Ну что, повеселился? – сказал Илья Андреич, радостно и гордо улыбаясь на своего сына. Николай хотел сказать, что «да», но не мог: он чуть было не зарыдал. Граф раскуривал трубку и не заметил состояния сына.
«Эх, неизбежно!» – подумал Николай в первый и последний раз. И вдруг самым небрежным тоном, таким, что он сам себе гадок казался, как будто он просил экипажа съездить в город, он сказал отцу.
– Папа, а я к вам за делом пришел. Я было и забыл. Мне денег нужно.
– Вот как, – сказал отец, находившийся в особенно веселом духе. – Я тебе говорил, что не достанет. Много ли?
– Очень много, – краснея и с глупой, небрежной улыбкой, которую он долго потом не мог себе простить, сказал Николай. – Я немного проиграл, т. е. много даже, очень много, 43 тысячи.
– Что? Кому?… Шутишь! – крикнул граф, вдруг апоплексически краснея шеей и затылком, как краснеют старые люди.
– Я обещал заплатить завтра, – сказал Николай.
– Ну!… – сказал старый граф, разводя руками и бессильно опустился на диван.
– Что же делать! С кем это не случалось! – сказал сын развязным, смелым тоном, тогда как в душе своей он считал себя негодяем, подлецом, который целой жизнью не мог искупить своего преступления. Ему хотелось бы целовать руки своего отца, на коленях просить его прощения, а он небрежным и даже грубым тоном говорил, что это со всяким случается.
Граф Илья Андреич опустил глаза, услыхав эти слова сына и заторопился, отыскивая что то.
– Да, да, – проговорил он, – трудно, я боюсь, трудно достать…с кем не бывало! да, с кем не бывало… – И граф мельком взглянул в лицо сыну и пошел вон из комнаты… Николай готовился на отпор, но никак не ожидал этого.
– Папенька! па…пенька! – закричал он ему вслед, рыдая; простите меня! – И, схватив руку отца, он прижался к ней губами и заплакал.

В то время, как отец объяснялся с сыном, у матери с дочерью происходило не менее важное объяснение. Наташа взволнованная прибежала к матери.
– Мама!… Мама!… он мне сделал…
– Что сделал?
– Сделал, сделал предложение. Мама! Мама! – кричала она. Графиня не верила своим ушам. Денисов сделал предложение. Кому? Этой крошечной девочке Наташе, которая еще недавно играла в куклы и теперь еще брала уроки.

Среди множества городов средневековой Европы столица занимала особое место. Даже в пору относительного упадка, в начале VII в., население Константинополя насчитывало 375 тыс. - намного больше, чем в любом другом городе христианского мира. Позднее это число только увеличивалось. Рос и сам город. Даже спустя века города латинского Запада по сравнению с византийской столицей казались жалкими деревушками. Крестоносцы-латиняне поражались её красотой и размерами, а также богатством. На Руси Константинополь звали Царьградом, что можно толковать и как Царский город, и как Царь-город.

В 330 г. римский император Константин I перенёс столицу в город Византии и дал ему своё имя. Всего за несколько десятилетий Константинополь из заурядного провинциального центра превратился в крупнейший город империи. Опередил он и все города Запада, включая Рим и столицы Ближнего Востока - Антиохию и Александрию. В Константинополь стекались люди со всего римского мира, привлекаемые его невиданным богатством и славой. В этом городе, стоявшем на мысу между Мраморным и Чёрным морями, на самой границе Европы и Азии, пересекались торговые пути, шедшие с разных концов света. Почти всё Средневековье Константинополь оставался важнейшим центром мировой торговли. Здесь встречались товары и люди из Западной Европы и , Индии и Руси, арабских стран и Скандинавии. Уже в XI в. чужеземцы - купцы, наёмники - заселяли целые городские кварталы.

Для благоустройства столицы немало сделал император Юстиниан I. При этом правителе Восточная империя значительно расширилась. Созданные тогда величайшие творения византийской архитектуры поновлялись потом веками. Зодчие Юстиниана воздвигли возвышающийся над морем Большой императорский дворец, служивший многим поколениям императоров. Грандиозным памятником союза между империей и Церковью поднялся над городом купол Святой Софии, славнейшего храма православного мира. Именно богослужение в Софии, по преданию, потрясло в X в. русских послов, посланных князем Владимиром «испытать» ромейскую веру. «И не могли мы понять, - рассказывали они князю, - на небе мы или на земле... »

Богатство и роскошь столицы империи всегда привлекали завоевателей. В 626 г. город пытались взять объединённые силы авар и персов, в 717 г. - арабы, в 860 г. - русы. Но долгие века Второй Рим не видел врага в своих стенах. Несколько поясов укреплений надёжно защищали его. Даже во время многочисленных гражданских войн, потрясавших империю, город только сам отворял ворота победителям. Лишь в 1204 г. вчерашним союзникам, крестоносцам, удалось захватить столицу. С этого начался закат Константинополя, завершившийся падением города в 1453 г., уже под натиском турок. По иронии судеб, последний император носил то же имя, что и основатель столицы, - Константин.

Под названием Стамбул город стал столицей мусульманской Османской империи. Он оставался ею до падения власти султанов в 1924 г. Османы решили не разрушать город. Они вселились в императорские дворцы, а собор Святой Софии перестроили в величайшую мечеть державы, сохранив прежнее имя - Айя-София (что и значит «святая»).


Top