Краткий экскурс в историю портретной живописи. История портретной живописи Где зародился портрет

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Презентацию на тему "Жанр портрета в культуре разных времён" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: МХК. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 13 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Жанр портрета в культуре разных времён.

ученицы 8 класса «Б» Черкашиной Анастасии.

п. Тульский 2014 год.

Слайд 2

Портрет - (франц. portrait) - изображение или описание человека или группы людей; в изобразительном искусстве один из жанров, в котором воссоздается облик какой-либо человеческой индивидуальности. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир изображаемого человека (модели), создает типичный образ представителя народа, класса, эпохи.

Слайд 3

Человек - главный герой этого жанра.

Камерный портрет портрет, использующий поясное, подгрудное или поплечное изображение человека.

И. Никитин Петр I

Самодержавною рукой Он смело сеял просвещение, Не презирал страны родной: Он знал её предназначенье… A. C. Пушкин «Стансы»

В. Крюков. Портрет императора Петра I.

Ф. Рокотов

Портрет неизвестной в розовом платье.

Парадный портрет

К. Васильев Портрет Маршала Советского Союза Г.К. Жукова.

Во вражьей тьме Россия спит, Но Свет идёт и пробудит - Копьё Георгия летит...

Зевес быкам дал роги, Копыта лошадям, Проворны зайцам ноги, Зубасты зевы львам, Способность плавать рыбам, Парение орлам, Бесстрашный дух мужчинам; Но что ж он дал женам? Чем все то заменить? Красой их наделяет: Огонь и меч и щит Красавица сражает. Г. Р. Державин «К женщинам»

Ю. Сергеев «Возмездие»

Слайд 4

Первые портреты - посмертные маски.

Гай Юлий Цезарь 44 до н. э. Рим.

Посмертная маска королевы Шотландии Марии Стюарт. XVI век.

В. Шекспир. XVII век Англия.

Наполеон XIX век. Франция.

А.С.Пушкин. XIX век. Россия.

В. И. Ленин XX век. СССР

Посмертная маска И.В. Сталина XX век. СССР

Посмертная золотая маска фараона Тутанхамона XIV век до н. э. Египет.

Для людей древности сохранение своего облика представлялось средством попадания в мир вечной жизни, и они находили свои способы, похоже, изображать лица.

Золотая «маска Агамемнона» крито-микенская культура XVI в. до н. э.

Слайд 5

В Древнем Египте лицам придавали спокойствие и величие, убирали все случайное, и отрешенные от сиюминутности глаза смотрели сквозь время.

Древние Греки тоже преуспели в создании идеального (совершенного) лица.

фараон Рамсес II XIII век до н. э.

Нефертити XIV век до н. э.

Групповой портрет. Фреска из египетской пирамиды

Эхнатон и Нефертити XIV век до н. э.

Кефисодот. Спартанка. IV век до н. э.

Пракситель. Венера из Арля IV век до н. э.

Кресилай. Портрет Перикла. V век до н. э.

Слайд 6

В Древнем Риме, наоборот, внимание художников сосредотачивалось на особенностях лица - каждая складка, морщина или шрам выявляли жизненный путь человека, его натуру. Здесь не заботились о внешней красоте, но в каждом портрете подчеркивали силу духа, суровую уверенность и волю к действию.

Голова старика в покрывале (староримское направление).

Портрет неизвестной римлянки. 80-90-е г. н. э.

Клавдий. I век н. э.

Император Траян II век н. э.

Император Адриан II век н. э.

Гай Марий I век до н. э.

Слайд 7

Сандро Боттичелли Портрет Джулиано де Медичи. XV век.

Рафаэль Санти. Автопортрет 1506 г.

Леонардо да Винчи. Портрет Изабеллы де Эсте. 1499 г.

С эпохой Возрождения приходит новый интерес к реальному человеку, к самобытности его личности.

Слайд 8

П. Рубенс Портрет маркизы Бригитты Спинолы Дориа 1606 г.

Антонис ван Дейк Автопортрет 1621 г.

Рогир ван дер Вейден. Портрет дамы. 1460 г.

Ханс Мемлинг. Мужской портрет 1470-1480

Рембрандт. Портрет старика в красном. 1654 г.

Ян Вермеер. Девушка с жемчужной сережкой. 1667 г.

Маттиас Стом. Юноша, читающий при свече. 1640 г.

Художники севера Европы научились изображать конкретных людей с особенным вниманием к своеобразию их индивидуальности.

Слайд 9

Ватто. Капризница, 1718 г.

Латур. Жан-Жак Руссо, 1753 г.

Фрагонар. Дени Дидро 1769 г.

Джордж Ромни. Портрет миссис Хэрриет Гриер 1781 г.

Томас Гейнсборо. Портрет дамы в голубом. 1770 г.

XVIII век - век Разума, всеразрушающего скепсиса и иронии, век философов, социологов, экономистов.

Слайд 10

Винсент Ван Гог. Девушка в белом. 1890 г.

Пабло Пикассо. Голова женщины в голубой шляпе. 1939 г.

Эжен Делакруа. Портрет Фредерика Шопена. 1838 г.

Матисс Анри. Портрет девушки. 1910г.

Сальвадор Дали. Автопортрет. 1921 г.

Моне Клод. Портрет Виктора Жакмона, держащего зонт. 1865 г.

Эдвард Мунк. Художник Якоб Братланд. 1892 г.

Эдгар Дега. Римская нищенка. 1857 г.

XIX - XX века привнёс в искусство портрета изменчивость художественных вкусов, относительные понятия красоты.

Слайд 11

Русская портретная живопись начала свою блестящую историю с начала XVIII столетия.

И.Я.Вишняков. Портрет Сарры Фермор. 1749 г.

И.Н. Никитин. Портрет царевны Натальи Алексеевны. 1716 г.

Ф.Рокотов. Портрет Екатерины II. 1763 г.

В. Л. Боровиковский. Портрет Павла I в белом далматике. 1799-1800 г.

Д.Г. Левицкий. Портрет Г.К.Левицкого 1779 г.

В. А. Тропинин. Портрет сына. 1818 г.

О.А.Кипренский Автопортрет с кистями за ухом. Около 1808 г.

И.Н.Крамской Портрет Л.Н.Толстого 1873 г.

В.Г. Перов. Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского. 1872 г.

И. Е. Репин: Автопортрет. 1887 г.

Слайд 12

Русское изобразительное искусство в XX -XXI веке, как никогда раньше, зависело от общественно-политической ситуации в стране.

В. А. Серов. Портрет княгини Ольги Орловой. 1911 г.

Б. Д. Григорьев Портрет Мейерхольда 1916 г.

И. Бродский. Ленин на фоне Кремля.1924 г.

Казимир Малевич Портрет девушки с гребнем в волосах 1932-33 г.

М. В. Нестеров Портрет скульптора В. И. Мухиной 1940 г.

Мухина В. И. "Партизанка". 1942

Зураб Церетели. «Дворник» (Портрет Юрия Лужкова) 2002 г.

К. Васильев. Портрет Маршала Советского Союза Г.К. Жукова. 1975 г.

С. Н. Рерих. Портрет Н. К. Рериха. 1937.

А. Плотнов. Ю. А. Гагарин. 1976 г.

Слайд 13

Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь из нас, - Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Летчик или балерина, Или Колька, твой сосед, - Обязательно картина Называется портрет!

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Искусство Этрурии и Египта наглядно демонстрирует два исто-рических фактора, повлиявшие на становление жанра портрета (идея власти и культ умерших предков). Этрусская традиция семейных за-хоронений в склепах, где были установлены саркофага с изображе-нием покойного, повлияла на то, что мастерам потребовалось более точно передавать индивидуальные характеристики, неповторимые черты модели при общем родовом сходстве (чтобы было понятно, где чье захоронение). Изображения становились все более конкретными, передавали сходство с определенной личностью , то есть, превраща-лись в портрет. Почитание правителя (а это всегда лицо конкретное) сопровождалось установлением его статуй и бюстов в публичных местах, рядом с храмами. Согласно идеологическим принципам не-обходимо было показать царя во всем его величии и безупречности. Поэтому, как правило, облик его идеализирован. Никогда мы не увидим признаков старости или бессилия в ликах египетских фарао-нов, вавилонских царей (да и в более позднюю эпоху всех вождей, властителей, руководителей любого масштаба и ранга). И если в египетском статичном портрете показаны внешнее сходство и атри-буты, то это означает, что художника в первую очередь интересовал статус, роль, персона. Те же качества важны для парадного портрета любой эпохи.

Древний Рим

Эту закономерную линию несколько нарушает портретный жанр древнеримской эпохи. Трудно объяснить, почему наряду с идеализа-цией в образах императоров там возникает отчетливая реалистиче-ская трактовка, передающая не только неприятную внешность, но и отвратительные черты характера (злобность, коварство в портретах Калигулы, неукротимую агрессию в портретах Каракаллы, хитрость Веспасиана и т. д.). Похоже, мы сталкиваемся здесь с безмерно возросшей субъективностью. Осознание своей уникальности и непо-вторимости, неуязвимости и свободы приводит к определен-ному результату: в портрете возникает попытка передать некие сущностные характеристики, свойства характера, свое-образие внутреннего мира личности . Это момент, непосредствен-но касающийся самопознания . Из истории культуры известно, что римляне, по сравнению с греками, были индивидуалистами. Они це-нили личностные качества, старались проявить себя. Если греческий атлет выступал на состязаниях прежде всего за свой полис , за свою общину, то римлянин добивался успеха ради собственного прести-жа. Стать знаменитым полководцем, или знаменитым гладиатором, пусть даже ценой своей жизни , — таковы амбиции гражданина рим-ской империи. Римская культура впервые дает такое ясное осозна-ние собственной неповторимости и уникальности, культивирование собственного Я, что нашло отражение в портрете. Теперь помимо сходства мастера стремились отразить характер человека, а затем попытались передать настроение и мысли, словом, от внешнего об-лика художники перешли к внутреннему миру.

Однако после римского скульптурного портрета с его преувели-ченной субъективностью все последующие эпохи вновь определяют человека через внешние черты и атрибуты. В образе всегда созда-ется идеализированная и унифицированная модель, даже если от-мечаются индивидуальные характеристики. В эпоху Средневековья жанр портрета практически исчезает. И это легко объясняется идео-логическими установками христианства. Пренебрежение к земному существованию человека, расценивание любого мышления вне дог-матов церкви как еретического, осознание своих творческих заслуг как проявление греха гордыни, — все это указывает на подчинен-ное положение личности коллективной идеологии . Редко появляю-щиеся изображения конкретных героев (например, галерея королей на фасаде собора Нотр-Дам де Пари) подчинены общим правилам религиозного искусства. Удлиненные фигуры почти бесплотны, без-личны, превращены в символы. Отдельный человек не интересует мыслителей и общество эпохи Средневековья. Его показывают либо как представителя цеховой ремесленной общины (каменщики, са-пожники, ткачи в витражах Шартрского собора Богоматери), либо как праведника или грешника. Человек осмысляется только через отношения с Богом. Его чувства и поступки оцениваются только в соизмерении с описываемыми в Библии ситуациями, эмоциями и событиями.

Эпоха Возрождения

Каждая культура дает определенный набор ориентиров, в связи с которыми и в отношении которых происходит самовосприятие и оценивание человека. В эпоху Возрождения личность соизмеряет-ся с гражданским обществом . Это положение очень хорошо иллю-стрируется высказыванием философа Пико делла Мирандола в его программном и пафосном обращении к человеку: «Тебе дана воз-можность упасть до уровня червя, но также тебе дана возможность подняться до уровня творца». Отныне человек сам волен выбирать себе судьбу, и его совершенство измеряется общественно полезны-ми поступками, сколько и чего он совершил для родного города, для своего народа. Человек новой эпохи фатально не зависит от Божьего промысла и не надеется на Всевышнего, так как он уверен в своих силах. Он ощущает себя действительно вершиной творения (религиозное мировоззрение пока еще остается в силе) и властели-ном над всеми остальными существами и предметами. Именно такое ощущение воссоздают портреты XV в., созданные во Флоренции и Риме. Популярность жанра свидетельствует о том, что вновь возник интерес к человеку во всех его земных проявлениях (внимательное отношение художника ко всем деталям лица, костюма). Модель, как правило, показана на фоне грандиозного пейзажа с низким горизон-том, простирающегося за спиной портретируемого. Причем человек всегда господствует в этом пространстве, подчеркнуто его домини-рующее положение.

Самонадеянность человека эпохи Возрождения дошла до таких высот , которые показались бы представителю Средневековья кощун-ством, потому что авторы Ренессанса уподобили свою деятельность творческому процессу создания мира Богом. Так, Микеландже-ло считал свой труд скульптора аналогичным труду Творца, кото-рый, подобно ему, каменщику и ваятелю Буонарроти, высекает мир из первоматерии, придает форму вещам, освобождая их из плена аморфного первозданного вещества. Более того, авторы Возрождения готовы соперничать с Создателем. Правда, эпоха не была еще к это-му готова и не приняла подобного вызова. По крайней мере извест-но, что за свои высказывания Леонардо был арестован по обвинению в ереси. Художник уверял, что в отличие от Бога, чьи творения подвержены тлену и смерти, он, Леонардо, создаст такие шедевры, которые останутся бессмертными в веках. Собственно, он не ошиб-ся. Но критическое отношение к церкви и религии возникнет много позже, лишь в XVIII в., а реакцией на Возрождение стало усиление клерикальной власти.

Эпоха барокко

Господство мистических сюжетов, мотивов видений и знамений, чудес и невероятных преображений в эпоху барокко свидетельствует о растерянности человека перед лицом реальности. Он разуверил-ся в собственных силах, потерял надежду совладать с природой и противостоять катаклизмам, а значит, в поисках надежды вновь об-ратился к религии. И эти тенденции мировосприятия тут же нашли отражение в изобразительном искусстве. Появился жанр пейзажа, в котором человек теперь вовсе не занимает господствующего положе-ния, напротив, он закружен вихрем стихий, он испытывает на себе разрушительные силы природы, раздавлен ею и подчинен. Однако церковь уже не могла основываться только на страхе. Привлечь при-ток прихожан после того, как человек Ренессанса узнал, что такое земная слава и власть, можно было только подобными же вещами. Поэтому религиозное искусство барокко поражает своей чувствен-ностью, богатством, роскошью, чрезмерностью форм и любовью к украшениям. Материал с сайта

Новое усиление церкви не привело к утрате портретного жанра. Более того, теперь даже клерикальные власти желают увековечить себя и запечатлеть свои черты в живописи или скульптуре, то есть, не остаются равнодушными к славе и популярности. Иным авторам в рамках парадного портрета удается показать тщательно скрывае-мые за показной торжественностью и церемониальностью порочные черты натуры. Например, испанский художник XVII в. Диего Ве-ласкес в портрете Папы Иннокентия X уловил и воспроизвел чи-таемые во взгляде алчность, коварство, властолюбие и хитроумие. Сложные психологические характеры вновь начинают интересовать художников, что означает нарастание подобной тенденции в обще-стве в целом.

Эпоха классицизма

Правда, параллельно существующий стиль классицизм требу-ет передать в образе человека героическое начало. Это искусство создает некий абсолютизированный идеал справедливого, мудрого, сильного лидера, ведущего свой народ к

В сегодняшнем посте хочется остановиться на краткой истории развития портретной живописи. Полностью охватить весь материал на эту тему не представляется возможным в ограниченном объеме поста, поэтому такой задачи я и не ставил.

Небольшой экскурс в историю портретной живописи


Портрет (от французского portrait) — это жанр изобразительного искусства, а также произведения этого жанра, показывающие внешний облик конкретного человека. Портрет передает индивидуальные особенности, неповторимые черты, присущие только одной модели (моделью называют человека, позирующего мастеру при работе над художественным произведением).



"Парижанка". Фреска из Кносского дворца, XVI век до н.э.


Но внешнее сходство — не единственное и, пожалуй, не самое главное свойство, присущее портрету . Настоящий портретист не ограничивается воспроизведением внешних черт своей модели, он стремится передать свойства ее характера, раскрыть ее внутренний, духовный мир . Очень важно также показать социальное положение портретируемого, создать типический образ представителя определенной эпохи.
Как жанр портрет появился несколько тысячелетий назад в античном искусстве. Среди фресок знаменитого Кносского дворца, найденных археологами при раскопках на острове Крит, есть целый ряд живописных женских изображений, относящихся к XVI веку до н.э. Хотя исследователи назвали эти образы "придворными дамами", нам неведомо, кого пытались показать критские мастера — богинь, жриц или знатных дам, одетых в нарядные платья.
Наибольшую известность получил портрет молодой женщины, названный учеными "Парижанка". Мы видим перед собой профильное (по традициям искусства того времени) изображение молодой женщины, весьма кокетливой и не пренебрегавшей косметикой, о чем свидетельствуют ее глаза, обведенные темным контуром, и ярко накрашенные губы.
Художники, создававшие фресковые портреты своих современников, не углублялись в характеристику моделей, да и внешнее сходство в этих изображениях весьма относительно.




"Портрет молодого римлянина", начало III века н.э.




В Древней Греции и Древнем Риме станковой живописи не существовало, поэтому искусство портрета выразилось главным образом в скульптуре. Античные мастера создавали пластические образы поэтов, философов, военачальников и политиков. Этим произведениям свойственна идеализация, и в то же время среди них встречаются и очень точные по своей психологической характеристике образы.
Большой интерес представляют живописные портреты, созданные в Египте в I-IV веках н.э. По месту находки (гробницы Хавары севернее Каира и некрополи Фаюмского оазиса, при Птолемеях именовавшегося Арсиноей) их называют фаюмскими. Эти изображения выполняли ритуально-магические функции. Появились они в эпоху эллинизма, когда Древний Египет был захвачен римлянами. Эти портретные образы, выполненные на деревянных досках или на холсте, помещались вместе с мумией в гробницу усопшего.
На фаюмских портретах мы видим египтян, сирийцев, нубийцев, иудеев, греков и римлян, живших в Египте в I-IV веках н.э. Из Древнего Рима в Египет пришел обычай хранить в доме написанные на деревянных дощечках портреты хозяев, а также скульптурные маски умерших родственников.


Портрет фаюмской мумии



Фаюмские портреты создавались в технике темперы или энкаустики, что особенно характерно для более ранних изображений. Энкаустика — это живопись красками, где главным связующим звеном был воск. Художники использовали расплавленные восковые краски (на многих дощечках с портретными изображениями сохранились следы стекания таких красок). Подобная техника требовала особых приемов. На области щек, подбородка и носа краска накладывалась плотными слоями, а остальные части лица и волосы писались более жидкой краской. Мастера использовали для портретов тонкие дощечки из сикоморы (тутовой смоковницы) и ливанского кедра.




Дж. Беллини. "Портрет донатора". Фрагмент


Среди самых известных портретов, исполненных в технике энкаустики, — "Мужской портрет" (вторая половина I века н.э.) и "Портрет пожилого мужчины" (конец I века н.э.), являющиеся прижизненными изображениями. В этих произведениях поражает умелая светотеневая моделировка и использование цветового рефлекса. Вероятно, неизвестные нам мастера, написавшие портреты, прошли эллинистическую школу живописи. В такой же манере исполнены и две другие картины — "Портрет нубийца" и прекрасное женское изображение, т.н. "Госпожа Алина" (II век н.э.). Последний портрет выполнен на холсте с помощью кисти и жидкой темперы.
В период Средневековья, когда искусство было подчинено церкви, в живописи создавались в основном религиозные образы. Но и в это время некоторые художники писали психологически точные портреты. Широкое распространение получили изображения донаторов (дарителей, заказчиков), которых показывали чаще всего в профиль, обращенных к Богу, Мадонне или святому. Образы донаторов обладали несомненным внешним сходством с оригиналами, но не выходили за рамки иконописных канонов, играя в композиции второстепенную роль. Профильные изображения, идущие от иконы, сохраняли главенствующие позиции даже тогда, когда портрет начал приобретать самостоятельное значение.
Расцвет портретного жанра начался в эпоху Возрождения, когда главной ценностью мира стала активная и целеустремленная личность, способная изменить этот мир и идти наперекор обстоятельствам. В XV веке художники начали создавать самостоятельные портреты, на которых показывали модели на фоне панорамных величественных пейзажей. Таков "Портрет мальчика" кисти Б. Пинтуриккьо.




Б. Пинтуриккьо. "Портрет мальчика", Картинная галерея, Дрезден


Тем не менее, наличие в портретах фрагментов природы не создает целостности, единства человека и окружающего его мира, портретируемый как будто бы заслоняет собой природный ландшафт. Лишь в портретах XVI столетия возникает гармония, своеобразный микрокосм.




К портретной живописи обращались многие знаменитые мастера Возрождения, в том числе Боттичелли, Рафаэль, Леонардо да Винчи. Величайшим произведением мирового искусства стал знаменитый шедевр Леонардо — портрет "Мона Лиза" ("Джоконда", ок. 1503), в котором многие портретисты последующих поколений видели образец для подражания.
Огромную роль в развитии европейского портретного жанра сыграл Тициан, создавший целую галерею образов своих современников: поэтов, ученых, церковнослужителей, правителей. В этих произведениях великий итальянский мастер выступил как тонкий психолог и прекрасный знаток человеческой души.





Тициан: Императрица Изабелла Португальская.


В период Ренессанса многие художники, создававшие алтарные и мифологические композиции, обращались к портретному жанру. Глубоким проникновением во внутренний мир модели отличаются психологические портреты нидерландского живописца Яна ван Эйка ("Тимофей", 1432; "Человек в красном тюрбане", 1433). Признанным мастером портретного жанра был немецкий художник Альбрехт Дюрер, автопортреты которого до сих пор восхищают зрителей и служат примером для художников.




Альбрехт Дюрер, Автопортрет

В эпоху Возрождения в европейской живописи появились разнообразные формы портрета. Большой популярностью в то время пользовался погрудный портрет, хотя появлялись и поясные, поколенные изображения и портреты в полный рост. Знатные супружеские пары заказывали парные портреты, в которых модели изображались на разных холстах, но обе композиции объединял общий замысел, колорит, пейзажный фон. Яркий пример парных портретов — изображения герцога и герцогини Урбинских (Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца, 1465), созданные итальянским живописцем Пьеро делла Франческа.
Широкое распространение получили и групповые портреты, когда на одном холсте художник показывал несколько моделей. Образцом подобного произведения является "Портрет Папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе" (1545-1546) кисти Тициана.





По характеру изображения портреты стали делиться на парадные и интимные. Первые создавались с целью возвеличивания и прославления людей, представленных на них. Парадные портреты заказывали у известных художников царствующие особы и члены их семей, придворные, церковнослужители, занимавшие верхние ступени иерархической лестницы.
Создавая парадные портреты, живописцы изображали мужчин в богатых мундирах, расшитых золотом. Дамы, позировавшие художнику, надевали самые роскошные платья и украшали себя драгоценностями. Особую роль играл в таких портретах фон. Мастера писали свои модели на фоне пейзажа, архитектурных элементов (арок, колонн) и пышных драпировок.
Крупнейшим мастером парадного портрета был фламандец П.П. Рубенс, работавший при королевских дворах многих государств. Его знатные и богатые современники мечтали о том, чтобы живописец запечатлел их на своих полотнах. Заказные портреты Рубенса, поражающие богатством красок и виртуозностью рисунка, несколько идеализированы и холодны. Изображения родных и друзей, которые художник создавал для себя, полны теплого и искреннего чувства, в них нет стремления польстить модели, как в парадных портретах для богатых заказчиков.






Портрет инфанты Изабеллы Клары Евгении, регентшы Фландрии, Вена, Музей истории искусства


Учеником и последователем Рубенса был талантливый фламандский живописец А. ван Дейк, создавший галерею портретных образов своих современников: ученых, юристов, врачей, художников, купцов, военачальников, церковнослужителей, придворных. Эти реалистичные изображения тонко передают индивидуальную неповторимость моделей.
Портреты, исполненные ван Дейком в поздний период, когда художник работал при дворе английского короля Карла, менее совершенны в художественном отношении, т.к. получавший множество заказов мастер не справлялся с ними и перепоручал изображение некоторых деталей своим помощникам. Но и в это время ван Дейком был написан ряд довольно удачных картин (луврский портрет Карла I, ок. 1635; "Трое детей Карла I", 1635).




А. ван Дейк. "Трое детей Карла I", 1635, Королевское собрание, Виндзорский замок

В XVII столетии важное место в европейской живописи занимал интимный (камерный) портрет, цель которого — показать душевное состояние человека, его чувства и эмоции. Признанным мастером такого типа портрета стал голландский художник Рембрандт, написавший множество проникновенных образов. Искренним чувством проникнуты "Портрет старушки" (1654), "Портрет сына Титуса за чтением" (1657), "Хендрикье Стоффельс у окна" (портрет второй жены художника, ок. 1659). Эти произведения представляют зрителю обыкновенных людей, не имеющих ни знатных предков, ни богатства. Но для Рембрандта, открывшего новую страницу в истории портретного жанра, было важно передать душевную доброту своей модели, ее истинно человеческие качества.





Неизвестный художник. Парсуна "Государь всея Руси Иван IV Грозный", конец XVII века.


Мастерство Рембрандта проявилось и в его крупноформатных групповых портретах ("Ночной дозор", 1642; "Синдики", 1662), передающих различные темпераменты и яркие человеческие индивидуальности.
Одним из самых замечательных европейских портретистов XVII века был испанский художник Д. Веласкес, написавший не только великое множество парадных портретов, представляющих испанских королей, их жен и детей, но и целый ряд камерных изображений простых людей. К лучшим чувствам зрителя обращены трагические образы придворных карликов — мудрых и сдержанных или озлобленных, но всегда сохраняющих чувство человеческого достоинства ("Портрет шута Себастьяно Мора", ок. 1648).




Дальнейшее развитие портретный жанр получил в XVIII веке. Портрет, в отличие от пейзажа, давал художникам хороший заработок. Многие живописцы, занимавшиеся созданием парадных портретов, стремясь польстить богатому и высокородному заказчику, старались выделить самые привлекательные черты его внешности и затенить недостатки.
Но наиболее смелые и талантливые мастера не боялись гнева властителей и показывали людей такими, какими они были на самом деле, не скрывая их физических и моральных недостатков. В этом смысле интересен известный "Портрет семьи короля Карла IV" (1801) кисти знаменитого испанского живописца и графика Ф. Гойи. Национальная школа портретной живописи появилась в Англии. Крупнейшие ее представители — художники Дж. Рейнолдс и Т. Гейнсборо, работавшие в XVIII веке. Их традиции унаследовали более молодые английские мастера: Дж. Ромни, Дж. Хопнер, Дж. Опи.
Важное место занимал портрет в искусстве Франции. Одним из самых талантливых художников второй половины XVIII — первой четверти XIX века был Ж.Л. Давид, создавший, наряду с картинами античного и исторического жанра, множество прекрасных портретов. Среди шедевров мастера — необыкновенно выразительный образ мадам Рекамье (1800) и романтически приподнятый портрет "Наполеон Бонапарт на перевале Сен-Бернар" (1800).







Непревзойденным мастером портретного жанра являлся Ж.О.Д. Энгр, прославивший свое имя парадными портретами, отличающимися звучной цветовой гаммой и изяществом линий.
Прекрасные образцы романтического портрета представили миру такие французские художники, как Т. Жерико, Э. Делакруа.
Свое отношение к жизни и искусству выразили в портретах французские реалисты (Ж. Ф. Милле, К. Коро, Г. Курбе), импрессионисты (Э. Дега, О. Ренуар) и постимпрессионисты (П. Сезанн, В. ван Гог).
К портретному жанру обращались и представители модернистских течений, появившихся в XX веке. Множество портретов оставил нам знаменитый французский художник Пабло Пикассо. По этим работам можно проследить, как развивалось творчество мастера от т.н. голубого периода к кубизму.




В свой "Голубой период" (1901-1904), он создает портреты и жанровые типы, в которых развивает тему одиночества, горя, обреченности человека, пронизывающую духовный мир героя и враждебную ему среду. Таков портрет друга художника - поэта X.Сабартеса (1901, Москва, ГМИИ) .





П. Пикассо. "Портрет Воллара", ок. 1909, ГМИИ, Москва


(Пример "Аналитического" кубизма: предмет дробится на мелкие части, которые чётко отделяются друг от друга, предметная форма как бы расплывается на холсте.)


В русской живописи портретный жанр появился позже, чем в европейской. Первым образцом портретного искусства была парсуна (от русского "персона") — произведения русской, белорусской и украинской портретной живописи, выполненные на традициях иконописи.
Настоящий портрет, основанный на передаче внешнего сходства, появился в XVIII столетии. Многие портреты, созданные в первой половине века, по своим художественным особенностям все еще напоминали парсуну. Таково изображение полковника А.П. Радищева, деда знаменитого автора книги "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева.


Д.Д. Жилинский. "Портрет скульптора И.С. Ефимова", 1954, Калмыцкий краеведческий музей им. профессора Н.Н. Пальмова, Элиста.



Значительный вклад в развитие русской портретной живописи внес талантливый художник первой половины XVIII века И.Н. Никитин, с мастерством психолога показавший в "Портрете напольного гетмана" (1720-е) сложный, многогранный образ человека Петровской эпохи.




Живопись второй половины XVIII века связана с именами таких известных портретистов, как Ф.С. Рокотов, создавший множество одухотворенных образов современников (портрет В.И. Майкова, ок. 1765), Д.Г. Левицкий, автор прекрасных парадных и камерных портретов, передающих цельность натуры моделей (портреты воспитанниц Смольного института, ок. 1773-1776), В.Л. Боровиковский, чьи удивительно лиричные женские портреты до сих пор восхищают зрителей.




Боровиковский, Владимир Лукич: Портрет Елены Александровны Нарышкиной.



Как и в европейском искусстве, главным героем в русской портретной живописи первой половины XIX века становится романтический герой, необыкновенная личность с многогранным характером. Мечтательность и в то же время героический пафос свойственны образу гусара Е.В. Давыдова (О.А. Кипренский, 1809). Многие художники создают замечательные автопортреты, наполненные романтической верой в человека, в его способности творить прекрасное ("Автопортрет с альбомом в руках" О.А. Кипренского; автопортрет Карла Брюллова, 1848).





1860-1870-е годы — время становления реализма в русской живописи, наиболее ярко проявившегося в творчестве художников-передвижников. В этот период в портретном жанре большим успехом у демократически настроенной публики пользовался портрет-тип, на котором модель получала не только психологическую оценку, но и рассматривалась с точки зрения ее места в обществе. В таких произведениях авторы уделяли равное внимание как индивидуальным, так и типическим чертам портретируемых.
Образцом такого портрета-типа стал написанный в 1867 году художником Н.Н. Ге портрет А.И. Герцена. Глядя на фотографии писателя-демократа, можно понять, как точно уловил мастер внешнее сходство. Но живописец не остановился на этом, он запечатлел на полотне духовную жизнь личности, стремящейся в борьбе добиться счастья для своего народа. В образе Герцена Ге показал собирательный тип лучших людей своей эпохи.




Н.Н. Ге портрет А.И. Герцена

Традиции портретной живописи Ге были подхвачены такими мастерами, как В.Г. Перов (портрет Ф.М. Достоевского, 1872), И.Н. Крамской (портрет Л.Н. Толстого, 1873). Эти художники создали целую галерею образов своих выдающихся современников.
Замечательные портреты-типы были написаны И.Е. Репиным, сумевшим очень точно передать неповторимую индивидуальность каждого человека. С помощью верно подмеченных жестов, поз, выражений лиц мастер дает социальную и духовную характеристику портретируемых. Значительный и волевой человек предстает на исполненном Репиным в 1881 году портрете Н.И. Пирогова. Глубокий артистический талант и страстность натуры видит зритель на его полотне, изображающем актрису П.А. Стрепетову (1882).




Портрет актрисы Пелагеи Антиповны Стрепетовой в роли Елизаветы. 1881



В советский период реалистический портрет-тип получил дальнейшее развитие в творчестве таких художников, как Г.Г. Ряжский ("Председательница", 1928), М.В. Нестеров ("Портрет академика И.П. Павлова", 1935). Типические особенности народного характера отразились в многочисленных образах крестьян, созданных художником А.А. Пластовым ("Портрет конюха лесничества Петра Тоньшина", 1958).
Острую психологическую характеристику своих моделей дают такие известные портретисты, как П.Д. Корин ("Портрет скульптора С.Т. Коненкова", 1947), Т.Т. Салахов ("Композитор Кара Караев, 1960), Д.И. Жилинский ("Портрет скульптора И.С. Ефимова", 1954) и многие другие.
В настоящее время в портретном жанре успешно работают такие художники, как Н. Сафронов, исполнивший множество живописных образов знаменитых политиков, актеров и музыкантов, И.С. Глазунов, создавший целую галерею портретов известных деятелей науки и культуры.






Глазунов_ Портрет Ильи Резника, 1999



Огромный вклад в развитие русской портретной живописи внес А.М. Шилов ("Портрет академика И.Л. Кнунянца", 1974; "Портрет Оли", 1974).





А.М. Шилов. "Портрет Оли", 1974



При подготовке материала использованы материалы

Жанр портрета в культуре разных времен и народов остается одним из любимых в ярком мире изобразительного искусства. В портрете художник проявляет интерес к свойствам человеческого характера, умение эмоционально настроиться на волну своего персонажа. В лучших образцах портретного жанра можно разглядеть внутренний облик человека, трепетные мгновения его душевной жизни.

Жанровое своеобразие

В культуре разных времен жанр портрета - один из главных в графике, живописи и скульптуре. Каждая эпоха диктовала художнику определенные принципы в изображении людей сообразно тому, какой была цель создания художественного произведения. Были картины, изображавшие характеры или обобщенные типы, портреты-символы и рисунки-настроения.

Египетские ритуальные изображения

Портретный жанр возник в глубокой древности как попытка запечатлеть личность в глубине и разнообразии ее проявлений. В Египте бюст или статуя, изображавшая конкретного человека, имели магическое ритуальное значение - так отправляли в загробный мир душу усопшего. Портреты египетской знати, дошедшие до наших времен, интересны тем, что отображают неповторимую внешность и характер.

Во времена античности

В Древней Греции жанр портрета отражал значимые идеалы, владевшие умами людей. Красота, соразмерность, ориентир на эталонность присутствуют в скульптуре, мозаике, чеканке и фресках греков.

Древний Рим, подхвативший эстафетную палочку традиций античного искусства, добавил достоверности в передаче человеческой натуры. Портреты суровых императоров, волевых полководцев, проницательных философов и остроумных поэтов в бюстах и рельефных изображениях и сегодня поражают предельным правдоподобием. Одной из причин такой достоверности стало то, что искусство портрета в Риме тесно связано с изготовлением посмертных восковых масок. Их снимали с умерших и хранили в пределах домашнего алтаря.

Лучшим образцом портретной живописи являются удивительно реалистичные фаюмские погребальные портреты, выполненные в технике энкаустики (восковой живописи).

Портретный жанр в скульптуре развивался параллельно его эволюции в живописи.

Средневековые портреты

Во времена Средневековья изобразительное искусство в Европе переживало упадок, поскольку господствовало религиозное мировоззрение, согласно которому интеллектуальное и душевное существование человека было подчинено высшим силам и растворено в ощущении себя частицей божьего мира. Главной фигурой духовной жизни был бог, а изображать лик господа, согласно библейскому предостережению, было запрещено.

На Востоке с портретным жанром дела обстояли лучше. Китайский и японский средневековые портреты, несмотря на строгие каноны, воссоздают индивидуализированные образы представителей придворной знати. Жанр портретной миниатюры достиг совершенства в работах мастеров Средней Азии, Индии, Афганистана.

Говоря о жанре портрета в культуре разных времен и народов, нельзя не упомянуть о произведениях перуанских индейцев мочика. Изображения людей в них достоверно передают анатомические особенности строения человеческого тела и неповторимые специфические черты людей разных возрастов и социальных групп.

Гении Возрождения

В эпоху Ренессанса портретный жанр переживает новый взлет. Царствуют ценности гуманизма - вера в красоту человеческой личности, человек, как и в античные времена, считается мерой всех вещей. Центром расцвета живописи стала Италия. Из-под кисти гениев Возрождения - Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Тинторетто, Джорджоне - рождаются портреты, герои которых сознают собственную духовную свободу и переживают глубоко драматичную внутреннюю жизнь. Зарождаются традиции аллегорического портрета. Позднее Европейское Возрождение в лице Эль Греко, Пантормо, Бронзино дарит истории портреты, в которых душевное напряжение персонажей достигает огромного накала.

Портрет барокко

В 17 веке в ряде стран произошли изменения титанического масштаба, они коснулись науки и идеологии, социальной жизни людей и, разумеется, отразились в искусстве. Портретный жанр в живописи развивается в сторону воплощения насыщенного поиска смысла жизни и самопознания человека. На первые позиции выдвинулись голландские и фламандские художники, образовались две соответствующие школы. Техника живописи стремительно совершенствовалась, приобретали популярность групповые портреты, в основе композиции которых была динамика.

Европейский портрет 18 века переживает кризис: заказчики-аристократы не заинтересованы в изображении душевных бурь, они хотят быть на картине идеализированными. В портретах появляется либо напыщенная театральность, либо чрезмерная чувствительность. Лишь во времена позднего Просвещения в работах Фрагонара, Ватто, Шардена в изображение человека возвращается аналитизм, искренность и простота.

В поединке с фотографией

Хотя жанр портрета в разные эпохи переживал взлеты и падения, 19 век стал в его развитии своеобразным прорывом. Расширяется географический охват, совершенствуются и оттачиваются приемы, появляется обилие художественных стилей. Распространение фотографии становится своеобразным вызовом мастерам живописи. Новым словом в портретистике становятся открытия импрессионистов, стремившихся в портрете отразить динамику и текучесть каждого мгновения жизни.

Век двадцатый, отмеченный дыханием модернизма в искусстве, увел портрет в сторону условности и намеренного отказа от реализма. Тем не менее поиски в рамках реалистического наследия продолжились в творчестве американских, итальянских, польских, финских, русских художников.

В разное время жанр портрета в культуре того или иного народа живет по законам поиска новых форм и одновременно продолжает сохранять традицию. Так происходит и в 21 веке. Современное портретное искусство пользуется многообразной палитрой самых неожиданных средств и приемов.

Жанр портрета в искусстве России

В отличие от стран Востока и Западной Европы, портретное искусство на Руси появилось лишь в 17 веке с возникновением парсуны - портрета, написанного в стиле иконы. По-настоящему портретный жанр стал развиваться в России лишь в 18 веке. Первыми русскими портретистами историки живописи считают Ивана Никитина, Ивана Аргунова, Алексея Антропова. На вторую половину столетия, которое принято назвать «веком портрета», пришлось творчество Дмитрия Левицкого, Федора Рокотова, Владимира Боровиковского, которые могли составить конкуренцию любому прославленному художнику Европы.

Традиция психологизма, заложенная во времена романтизма, достигла невероятного расцвета в работах мастеров второй половины 19-го и начала 20 века. Портреты кисти Ильи Репина и Ивана Крамского, Василия Перова и Валентина Серова - это признанные шедевры жанра. В исканиях художников наметились попытки уловить и воплотить ассоциативный знаковый подтекст в изобразительном «отпечатке» человеческой личности.

Несущий в себе неповторимые черты какого-либо человека. Для профессионального художника важный момент - передать не только видимое сходство с живой моделью, но и раскрыть индивидуальный внутренний мир человека, его душу. Этим и отличается жанр портрета в культуре разных времен.

Только опытному портретисту под силу выразить в работе особенности характера, эмоциональное состояние модели, ее настроение в данный момент. Важными в портрете являются все детали - внешность модели, одежда, фоновое окружение, аксессуары. Именно они дают художнику возможность показать также общественное положение портретируемого и добавить красок исторического времени той эпохи.

Эволюция портретного жанра

На сегодня изобразительное искусство собрало огромную коллекцию портретных изображений, включая наследие многих мастеров прошлого и настоящего, отобразивших жанр портрета в культуре разных времен. Сообщение, переданное ими в своих работах, лучше всего рисует картину времени, в котором жили и творили портретисты. В каждую эпоху существовали свои идеалы красоты, господствовали разные стили, менялись требования к портретному изображению. Для того чтобы отразить, сохранить и донести до потомков изображение лица, художники использовали разный материал. Выделяют портреты скульптурные, графические и живописные, что подчеркивает разносторонность, которой обладает жанр портрета в культуре разных времен. Картинки с изображением человеческого лица могли быть также выполнены и нетрадиционно: в виде мозаики, вышивки, аппликации и т. д.

Зарождение портрета

Первые рисованные портреты датированы глубокой стариной. Их родоначальниками можно считать найденные названные по месту своего нахождения (египетский оазис Фаюм). Фрески, обнаруженные при раскопках в развалинах дворца на Крите, в сохранности донесли до нас прекрасные черты молодых женщин. Хотя изображение было весьма схематичным, данные фрески можно считать настоящими «протопортретами».

Первыми сохранившимися портретами, на которых были переданы индивидуальные черты человека, стали работы художников Древней Греции, Египта и Рима, сумевших представить в полной мере жанр портрета в культуре разных времен. Портреты эти были скульптурными и олицетворяли известных в то время поэтов и мыслителей, военачальников и правителей.

Древняя Греция

К изображению человека древнегреческие мастера обратились в Искусство архаики связано с идеалом человека, прекрасного духом и телом. Это изображения прекрасных внешне людей, работы, напрочь лишенные портретного сходства.

В дальнейшем изображения становятся более сложными, мастера стремятся создавать острохарактерные портреты. Эпоха эллинизма стала временем внимания к человеку, его эмоциям. В скульптуру пришли динамичность и выразительность. Создаваемые статуи сохранили тело идеального человека, но стремились к портретному сходству. Античные скульпторы лепили в основном бюсты, но были и статуи в полный рост, которые устанавливали на постаменты. Было создано огромное количество скульптурных портретов из различных материалов: мрамора, бронзы, серебра, золота, слоновой кости.

Древний Рим

Интересы государства сочетались у римлян с вниманием к человеку, его индивидуальности. Художники размышляли о правах и обязанностях человека, о внутренней независимости и тяге к свободе. Это определяло развитие истинного скульптурного портрета. Римлян изображали одетыми в парадную одежду - тогу, ведь портрет был призван прославить знатность рода. Ранние изображения передают силу и стойкость характера, что и сохраняет в себе жанр портрета в культуре разных времен. Развитию способствовал древний обычай делать

Во второй половине II в. римский портрет достиг вершины своего развития. Скульпторы теперь стали обращать внимание не только на внешнее сходство с моделью, но и на раскрытие ее душевного состояния. Это привело к изменению техники изображения глаз - на смену инкрустации и раскраске пришли пластические приемы. Портретисты того времени стремятся к максимально точной передаче характера, обнажению важнейших черт личности.

Средневековье: Ян ван Эйк

Самостоятельным портрет стал во времена средневековья. Фламандец Ян ван Эйк был одним из первых художников, утвердившим жанр портрета в культуре разных времен. Сообщение, оставленное им в каждой живописной работе, дошло до потомков не хуже, чем в работах писателей и поэтов. Именно Ян ван Эйк сделал портрет самостоятельным жанром. По преданию, он был также автором техники масляной живописи. Одной из первых работ ван Эйка стала роспись Среди персонажей есть и заказчики работы - так называемые донаторы (дарители), люди, жертвовавшие деньги на обустройство церкви. Традиция включать в религиозные композиции лица заказчиков картин существовала еще во времена Средневековья. Художник не просто включает фигуры донаторов в композицию произведений, а стремится раскрыть их характеры.

Эпоха Возрождения

В эпоху Возрождения портрет стал первым самостоятельным живописным жанром. Появившись во второй четверти XV в., он быстро стал популярным. Главной задачей портрета стало отражение личности выдающегося современника. Художники изображали не благочестивых и смиренных донаторов - их героями стали свободные лица, не только всесторонне одаренные, но и способные на решительные поступки.

Германия: Альбрехт Дюрер

Работы живописца и графика стали большим вкладом в развитие портретного жанра. Портреты Дюрера отличает внимание к неповторимой индивидуальности модели. Их герои - энергичные, умные, полные достоинств, энергии и сил. придавал особое внимание, что для того времени было явлением необычным, стремился найти индивидуальные черты, то, что отличает одного человека от другого.

Италия: Леонардо да Винчи

Он был прекрасным живописцем, графиком, изобретателем, ученым, инженером и даже музыкантом. Его «Мона Лиза» («Джоконда») - самая известная в мире картина. Пейзаж в этом портрете - не просто фон. Женщина и природа сливаются в единое гармоничное целое. Художник словно стремится показать, что мир человеческой личности такой же большой и непостижимый, как и окружающая людей природа. Леонардо да Винчи сумел в своих произведениях обессмертить жанр портрета в культуре разных времен и народов.

Испания: Франсиско Гойя

Франсиско Гойя прославился как автор портретов и остросоциальных гравюр. Всем его произведениям свойственна страстная эмоциональность и острота характеристик. Гойя любил писать женщин - красивых и не очень, аристократок и служанок. Даже став любимцем правителей, придворным живописцем, Гойя предпочитал писать городскую бедноту.

Англия: Томас Лоренс

Портрет был высшим достижением английской живописи на стыке XVIII-XIX веков. Томас Лоренс был первым английским известным портретистом. Эффектные и виртуозные по технике исполнения портреты Лоренса несут отпечаток романтической возвышенности. Художник уделял большое внимание утонченности линий, богатству цветовой гаммы, смелости мазка. Лоренс писал портреты актрис и банкиров, детей и стариков, молодых людей и девушек. Он понимал всю глубину и важность такого вопроса, как жанр портрета в культуре разных времен. Альбом с репродукциями работ Лоренса был издан отдельной книгой и разошелся многотысячными тиражами по всему миру.

Франция: Огюст Ренуар

В первое десятилетие XIX в. главное место во французской живописи занимали ученики и последователи Давида. Их творчество перекликалось с желаниями общества времен правления Наполеона. Классицизм, господствовавший в этот период в искусстве, получившее название «ампир» - стиль империи. Этот стиль «красной линией» пронизал жанр портрета в культуре разных времен.

Огюст Ренуар не представлял своих полотен без человека, а портрет - вне жизненной ситуации. В середине 1870-х гг. портрет стал главным жанром в живописи Ренуара. В последние годы он начал работать над созданием детских портретов: писал детей в интерьере, на природе. Он точно воспроизводил фарфоровую кожу своих юных моделей, ясный и открытый взгляд, шелковистые волосы, нарядную одежду. Ренуар абсолютно преобразил и дополнил жанр портрета в культуре разных времен. Фото работ этого великого мастера можно увидеть во многих печатных изданиях по культуре и живописи.

Россия

Портретный жанр в России появился позже, чем в Европе (XVIII в.) и был во многом похож на икону. Начало российской портретной живописи связано с именами таких художников, как Никитин, Матвеев, Антропов, Аргунов.

Мастером портрета и жанровой картины был Василий Андреевич Тропинин. В своих произведениях он всегда давал непринужденную, но очень верную характеристику человека. Тропинин практически стал официальным портретистом Москвы.

Алексея Венецианова справедливо называют родоначальником бытового жанра в русском искусстве. Он впервые создал галерею крестьянских образов - правдивых, но не лишенных некоторой доли идеализации и сентиментальности.

Карл Павлович Брюллов написал большое число парадных портретов, проникнутых увлечением красотой человека, испытывающего радость бытия. К числу лучших портретов этого времени относятся «Всадница», портреты Самойловой, Перовского. Брюллов создает особый мир красоты, радости, мир счастливого детства.

Новое время

Новое время принесло новое отношение к искусству. Оно уже не должно было украшать, не должно «быть красивым». Портрет, ранее существовавший как бы в двух ипостасях (заказанный и исследовательский), становится более однородным. Теперь это главным образом коммерческий жанр, дающий художнику заработок, а не возможность выразить себя. Для самовыражения мастера теперь чаще выбирают другие жанры.

Стиль модерн, появившийся на рубеже XIX-XX вв., вернул костюмированные и ролевые портреты. Чтобы раскрыть характер модели, художники выбирали выразительные костюмы, интерьеры и даже позы, напоминающие о XVIII в. Это было не возвращением в прошлое, слепым подражанием, а своеобразной игрой, серьезной и смешной одновременно.

Вывод

Портрет продолжает свое существование и по сей день, правда, теперь, как раньше в Европе, он все больше становится заказным жанром. Пожалуй, это закономерный этап его развития. Однако, продолжая традиции, он остается важным историческим документом, который донесет до потомков память о нашей эпохе.


Top