Презентация на тему скульптурные шедевры лоренцо бернини. Церковная скульптура и декор

Бернини, Джованни
Лоренцо
- итальянский архитектор и
скульптор. Являлся видным
архитектором и ведущим
скульптором своего времени,
считается создателем стиля
Как
отмечалось,
«Чем
Шекспир
является
для
барокко в скульптуре.
драматургии, тем Бернини стал для скульптуры:
первый пан-европейский скульптор, чье имя
мгновенно отождествляется с определённой манерой и
видением, и чьё влияние было непомерно сильно…».

Джованни Лоренцо Бернини родился 7 декабря
1598 года в Неаполе.
Его папа, имеющий известность скульптор Пьетро
Бернини, переехал по приглашению папы Павла V
из Неаполя в Рим для работы над мраморной
группой в одной из ватиканских капелл. Это
случилось в 1605 году.
Мальчик, попав в Ватикан, запирался в залах,
рисуя с утра до вечера. Лоренцо было 8 лет, когда
он сделал набросок головы Святого Петра.
Рисунок был настолько идеален, что публика
назвала мальчика «вторым Микеланджело».
О его даровании пошли слухи, он попался на глаза самому Павлу V,
получил заказ от племянника папы, кардинала Шипионе Боргезе, и
поразил всех создав необычные скульптурные произведения «Эней и
Анхиз», «Похищение Прозерпины», «Давид», «Аполлон и Дафна»

Искусство Бернини
Бернини обладал способностью не только изобразить драматическое
повествование с персонажами, испытывающими сильные
переживания, но и организовать масштабные скульптурные проекты,
передающие неподдельное величие. Его мастерство в обработке
мрамора затмило других скульпторов его поколения, в том числе его
соперников, Франсуа Дюкенуа и Алессандро Альгарди, и сделало его
достойным преемником Микеланджело. Его талант простирался далеко
за пределы скульптуры, он проявлял внимание к окружению, в котором
окажется его работа, его умение объединить скульптуру, живопись и
архитектуру в единое концептуальное и визуальное целое историк
искусства
Ирвинг Левин
назвал
«единством
изобразительных искусств.
Бернини применял
свет как
театральный
и метафорический
инструмент в своих религиозных сооружениях, часто используя
скрытые источники света, которые могли бы усилить эффект
богослужений или повысить драматизм скульптурного
повествования.

«Мученичество святого Лаврентия»

Посмотрите
на его закатанные кверху
глаза, напряженное лицо, где мышцы
словно свело судорогой, полуоткрытый
рот, его выгнутое тело – все говорит,
даже кричит о нестерпимой боли.
Еще один интересный бюст «Проклятая
душа» передает невероятную жестокость,
крик души, исторгнутый именно в момент
наивысшей точки кипящих эмоций и
страстей. Все движется и бурлит.

«Бюст Шипионе Боргезе
скульптор смог передать характер
кардинала в очень реалистичной манере
через небрежные детали одежды,
выражение лица, игру света и тени.
«Экстаз святой
Терезы»
В лице святой Терезы он смог передать свое
видение страсти, божественного экстаза через
этот полуоткрытый рот, полузакрытые глаза,
сладостное выражение на лице, а также
напряженное тело.

Бернини же, как никто,
знал о страсти почти все,
выражая ее через физику
тел, неистовое отражение
эмоций на лице. В своей
известной скульптуре
«Аполлон и Дафна». Он
нашел кульминационный
момент чувственного
преследования. В позах
фигур, выражении лиц,
напряженности тел мы
можем почти физически
ощутить бушующие

Если и были какие-то сомнения в художественном таланте Бернини, то успех фонтана Четырёх Рек окончательно развеял их. Бернини

сомнения в
художественном таланте
Бернини, то успех
фонтана Четырёх Рек
окончательно развеял
их. Бернини продолжал
получать заказы от
высокопоставленных
представителей римской
аристократии и
духовенства, а также как
из-за пределов Рима, к
примеру, от герцога
Модены Франческо
д’Эсте.
В этих условиях талант
Бернини достиг подлинного
расцвета.

Смерть Бернини:

Бернини умер в Риме в 1680 году и
похоронен вместе с родителями в фамильной
усыпальнице в церкви Санта-МарияМаджоре.

Конец, спасибо за внимание!
Источники:
popova-artclass.livejournal.com
ru.wikipedia.org
italy4.me
artchive.ru
urok-kultury.ru
Авторы:
Гайдучонок Лев – Визуальное
проектирование;
Сайриддин Ибронов – Поиск
источников и материала.

Джованни Лоренцо БерниниДЖОВАННИ ЛОРЕНЦО БЕРНИНИ
Джованни Лоренцо Бернини родился 7 декабря
1598, Неаполь - итальянский архитектор и
скульптор. Являлся видным архитектором и
ведущим скульптором своего времени, считается
создателем стиля барокко в скульптуре. Как
отмечалось, «Чем Шекспир является для
драматургии, тем Бернини стал для скульптуры:
первый скульптор, чье имя мгновенно
отождествляется с определённой манерой и
видением, и чьё влияние было непомерно
сильно…». Кроме того, он был художником и
человеком театра: он писал, ставил пьесы и играл
в них и даже проектировал декорации и
театральные машины. Также он уделял время
созданию декоративных предметов, таких как
лампы, столы, зеркала, и даже кареты. Как
архитектор и градостроитель он проектировал
церкви, капеллы и светские здания, а также
разрабатывал крупные объекты, сочетающие в
себе архитектуру и скульптуру, такие как
публичные фонтаны и надгробные памятники.
Известен он и целой серией временных
сооружений возведённых для похорон и
карнавалов.

Аполлон и Дафна (1622-1625).
Бернини обладал способностью не только
изобразить драматическое повествование с
персонажами, испытывающими сильные
переживания, но и организовать масштабные
скульптурные проекты, передающие
неподдельное величие. Его мастерство в
обработке мрамора затмило других скульпторов
его поколения и сделало его достойным
преемником Микеланджело. Его талант
простирался далеко за пределы скульптуры, он
проявлял внимание к окружению, в котором
окажется его работа, его умение объединить
скульптуру, живопись и архитектуру в единое
концептуальное и визуальное целое назвали
«единством изобразительных искусств». Кроме
того, будучи глубоко верующим человеком и
работая в Риме периода Контрреформации,
Бернини применял свет как театральный и
метафорический инструмент в своих религиозных
сооружениях, часто используя скрытые источники
света, которые могли бы усилить эффект
богослужений или повысить драматизм
скульптурного повествования.

Личная жизнь

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
В конце 1630-х у Бернини был роман с замужней
дамой по имени Констанца, женой одного из его
помощников. В разгар романа Бернини даже изваял
мраморный бюст своей избранницы. Позднее у неё
был роман с его младшим братом, который был
ближайшим помощником Бернини в мастерской. Узнав
об этом, Бернини пришёл в ярость, преследовал брата
по улицам Рима, намереваясь его убить, а также
послал слугу изрезать бритвой лицо Констанце. Слуга
был заключён в тюрьму, Констанца также подверглась
заключению, за прелюбодеяние. Женился Бернини
только в мае 1639 года, когда в возрасте 41 года
заключил договорной брак с двадцатидвухлетней
римлянкой Катериной Тецио. Она родила ему
одиннадцать детей, включая Доменико Бернини,
который стал первым биографом своего отца.

Фонтан Тритона (1624-1643)

ФОНТАН ТРИТОНА (1624-1643)
Этот фонтан расположен на
площади Барберини. Заказал
его папа Урбан VIII. Фонтан
довольно небольшой. Его
постамент образуют четыре
дельфина, которые держат на
кончиках хвостов гигантскую
раскрытую раковину, на
раскрытых створках которой
стоит Тритон, сын бога
Посейдона. Тритон трубит в
рог, и струя воды наполняет
чашу фонтана. Между
дельфинами можно заметить
гербы рода Берберини папские тиары.

Экстаз Святой Терезы (1647-1652)

ЭКСТАЗ СВЯТОЙ ТЕРЕЗЫ (1647-1652)
Эту статую знают не только любители
архитектуры, но и все те, кто видел фильм
"Ангелы и Демоны" по книге Дэна Брауна. По
сюжету, статуя - одна из загадок, разгадав
которую, можно найти тайный орден
Иллюминатов. Конечно, это мало вероятно, но
скульптура действительно хороша. Настолько
мастерски изображены чувства святой, что
неподготовленный зритель ощущает увиденное
как сильнейшее чувственное переживания. Лицо
святой Терезы отражает муку, она словно стонет,
лицо её бледно человеческой бледностью.
Иллюстрирует композиция мистическое видение
святой Терезы, которое она описала так: "Я
видела ангела в телесном обличье по левую руку
от меня. Он был мал ростом и очень красив. Я
видела в его руках длинную золотую стрелу, на
острие которой словно бы горел огонь. И затем
показалось мне, что этой стрелой он несколько
раз пронзил мое сердце и проник до самых моих
внутренностей, а когда он извлек стрелу,
показалось мне, что он взял с нею мое сердце, и
он оставил меня воспламененной великой
любовью к Богу". И все эти чувства бесподобно
изображены Бернини.

Фонтан Четырёх рек (1648-1651)

ФОНТАН ЧЕТЫРЁХ РЕК (1648-1651)
Ещё одна работа Бернини, знакомая
по "Ангелам и демонам". В 1644 году
из египетской Александрии был
привезен языческий обелиск. По
решению папы Римского – Иннокентия
Х было решено установить его на
площади Навона, в знак победы
католичества над язычеством. Но для
дополнения картины обелиска нужен
был фонтан который бы дополнил
композицию. Из-за сплетен
злопыхателей, Бернини никак не мог
получить этот заказ. Тогда он
изготовил макет и предложил
поставить его в гостиной Папы.
Оценив совершенство форм будущего
фонтана Иннокентий Х немедленно
дал согласие на его возведение.
Барромини, кстати, при открытии этого
фонтана, сказал что вода из него не
пойдет, из-за неправильных
рассчётов. Бернини, будучи человеком
малограмотным в точных науках,
сильно волновался, но когда воду
пустили, все работало идеально.

Площадь Святого Петра (1656-1667)

ПЛОЩАДЬ СВЯТОГО ПЕТРА (1656-1667)
Площадь Святого Петра
выполнена в виде двух
симметричных полукружий и
разбита перед базиликой
Святого Петра в Риме. Здесь
объявляют о том, кто стал
новым папой. Площадь
обрамляют спроектированные
Бернини полукруглые
колоннады, образующие в
сочетании с собором
символическую форму "ключа
Св. Петра".
Посередине - египетский обелиск, привезенный в Рим Калигулой. Это единственный
обелиск в городе, который не изменялся вплоть до эпохи Возрождения. Средневековые
римляне полагали, что в металлическом шаре на вершине обелиска хранится прах Юлия
Цезаря.

Смерть

СМЕРТЬ
Могила Бернини в церкви Санта-Мария-Маджоре
Бернини умер в Риме
в 1680 году и
похоронен вместе с
родителями в
фамильной
усыпальнице в
церкви Санта-МарияМаджоре.

Джованни-Лоренцо Бернини - гений Барокко (7 декабря1598, Неаполь - 28 ноября 1680, Рим) Учитель ИЗО,МХК. МОУ Ильинской СОШ Лебедь С.Г Автопортрет «Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью» Лоренцо Бернини Джованни Лоренцо Бернини великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель римского и всего итальянского барокко, ученик своего отца Пьетро Бернини. Его творчество может служить эталоном эстетики барокко: для него характерны «повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью» Джованни Лоренцо Бернини Бернини был выдающимся мастером и обладал поистине разносторонними талантами. Он был скульптором, архитектором, живописцем, театральным декоратором, автором пьес и их постановщиком, знаменитым острословом и карикатуристом. Для современников он был гением, « Микеланджело нового века». Мастер был обласкан монархами и князьями церкви и вел жизнь владетельного князя искусства - жизнь, наполненную в то же время неутомимым трудом. Его биограф и современник Ф. Бальдинуччи писал, что Бернини отдавал работе над мрамором очень много времени, трудясь без перерыва. А когда его пытались оторвать от скульптур, он говорил: «Оставьте меня, я влюблен». В пылу увлеченности работой он мог свалиться с лесов, поэтому приходилось держать рядом с ним специального человека. Творчество Бернини, поражавшее его современников грандиозностью замыслов и смелостью их осуществления, оказало большое влияние на всё европейское искусство 17-18 вв. Самое известное произведение Бернини - пьяцца Сан-Пьетро в Риме Крупнейшая архитектурная работа Бернини - окончание многолетнего строительства собора святого Петра в Риме и оформление площади перед ним (1656-1667). Сооруженные по проекту Бернини два могучих крыла монументальной колоннады замкнули обширное пространство площади. Расходясь от главного, западного фасада собора, колоннады образуют сначала форму трапеции, а затем переходят в громадный овал, подчеркивающий особую подвижность композиции, призванной организовывать движение массовых процессий. 284 колонны и 80 столбов высотой по 19 м составляют эту четырехрядную крытую колоннаду, 96 больших статуй венчают ее аттик. По мере движения по площади и изменения точки зрения кажется, что колонны то сдвигаются теснее, то раздвигаются, и архитектурный ансамбль будто разворачивается перед зрителем. Мастерски включены в оформление площади декоративные элементы: зыбкие струи воды двух фонтанов и стройный египетский обелиск между ними, которые акцентируют середину площади. По выражению самого Бернини, площадь, «подобно распростертым объятиям», захватывает зрителя, направляя его движение к фасаду собора (архитектор Карло Мадерна), украшенного грандиозными приставными коринфскими колоннами, которые возвышаются и господствуют над всем этим торжественным барочным ансамблем. Самое известное произведение Бернини - пьяцца Сан-Пьетро в Риме Площадь Святого Петра или пьяцца Сан Пьетро - грандиозная площадь в виде двух симметричных полукружий, разбитая перед базиликой св. Петра в Риме по проекту Бернини в 1656-67 годах. Площадь обрамляют спроектированные Бернини полукруглые колоннады тосканского ордера. Посередине - египетский обелиск, привезённый в Рим императором Калигулой. Это единственный обелиск в городе, который простоял в неизменном виде вплоть до Возрождения. Средневековые римляне полагали, что в металлическом шаре на вершине обелиска хранится прах Юлия Цезаря. От обелиска по брусчатке расходятся лучи из травертина, устроенные так, чтобы обелиск выполнял роль гномона. Собор святого Петра. католический собор, являющийся наиболее крупным сооружением Ватикана и до последнего времени считавшийся самой большой христианской церковью в мире Общая высота собора составляет 136м. Коллонада перед собором святого Петра. Вид площади перед собором св. Петра в 1909 году Киворий, называемый "Балдахин Святого Петра", 1624-1633 гг Трон Святого Петра, 1657-1666 гг. Лестница Скала Реджи, 1632 Фонтаны Этот фонтан расположен на площади Барберини, недалеко от палаццо Барберини. Фонтан Тритона Фонтаны Фонтан Баркачча Фонтан пчел Фонтан четырех рек Фонтан Четырёх рек - один из самых знаменитых фонтанов Рима. Находится на пьяцца Навона. Сооружён в 1648-1651 гг. по проекту Бернини. Фонтан четырех рек Скульптура Скульптурам Лоренцо Бернини присущи текучая стремительность движения, сочетание религиозной аффектации с экзальтированной чувственностью Экстаз Святой Терезы - алтарная группа в капелле Корнаро в римской церкви Санта-Мария-делла-Витториа, созданная в 1645-1652 г.(композиция, где парящие на облаке фигуры святой и ангела сияют нестерпимой белизной среди колонн цветного мрамора, на фоне бронзового фронтона, серого туфа и позолоченных лучей, испускающих мистический свет, отражая лучи солнца из невидимого зрителю окна). Вакханалия 1617, Метрополитенмузей, Нью-Йорк Нептун и Тритон, 1620 Музей Виктории и Альберта, Лондон Истина 1650, Галерея Боргезе, Рим Добродетель.1634 Похищение Прозерпины, 1621-1622 гг. Лоренцо Бернини - гений Барокко В колоссальном наследии Бернини, кроме архитектурных и скульптурных шедевров, остались живописные и графические работы. Он был постановщиком театральных феерий, автором комедий, декоратором и конструктором, впервые, в частности, изобретшим замечательную машину «восход солнца». Слух о ней дошел до французского короля Людовика XIII, попросившего у автора модель, и тот послал ее с примечанием: «Будет работать, когда я вам пошлю мои руки и голову».

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация к уроку русского языка в 9 классе с узбекским языком обучения по лексической теме «В мире искусства» Мусурманова Ю.Ю Мусурманов У.М. Школа №5 Город Янгиер

Джованни (Джан) Лоренцо Бернини (Gian Lorenzo Bernini) (1598-1680) итальянский скульптор, архитектор Крупнейший скульптор и архитектор Италии ХVII века. Был наиболее чистым представителем итальянского барокко. Сын известного скульптора Пьеро Бернини Лоренцо. Начал заниматься ваянием еще в детстве. В 17 лет он мог уже принять заказ на портретный бюст епископа Сантоки, установленный на его надгробии, а в 20 лет – выполнить портрет папы Павла V. Вслед за этим он несколько лет провел за созданием четырех больших мраморных скульптур, которые заказал ему для сада при своем дворце любитель искусства и коллекционер кардинал Шипионе Боргезе. В 1650–1670 гг. Бернини делит свое внимание между созданием уличных фонтанов, монументальных надгробий и архитектурных сооружений.В качестве придворного архитектора и скульптора римских пап Бернини выполнял заказы возглавлял все остальные архитектурные, скульптурные и декоративные работы, которые велись по украшению столицы

Джованни (Джан) Лоренцо Бернини (Gian Lorenzo Bernini) (1598-1680)

Давид 1623 Мрамор Галерея Боргезе, Рим Бернини Лоренцо Джованни

Бернини Джовани Лоренцо Экстаз святой Терезы 1645–1652 Мрамор Церковь Санта Мария делла Виттория, Рим

Gian Lorenzo Bernini The Ecstasy of Saint Teresa В капелле Корнаро, в Церкови Санта Мария делла Виттория находится алтарная группа «Экстаз святой Терезы», выполненная в 1652 г. Бернини. Тереза, которой в состоянии экстаза является ангел с золотой стрелой, полулежит на мраморном облаке.

Скульптурная группа помещена в глубокой нише, между колоннами, на фоне золотых лучей. Эта сцена представлена как театральное зрелище - на рельефах боковых стен капеллы изображены девять членов семьи Корнаро, словно наблюдающих за происходящим. В «Экстазе св. Терезы» поражает то, как Бернини обрабатывает мрамор: он как будто лепит из мрамора, такими мягкими и легкими становятся формы.

Мистический экстаз святой Терезы выражен больше каскадом ее одежд, чем потом на ее лице или дрожью ее рук и ног, также, как ангельский огонь выражен путаницей туники юного ангела. В этой знаменитой мистически-эротической группе Бернини достиг чрезвычайного предела скульптуры, где пластика становится живописью

Аполлон и Дафна 1622-1625 Мрамор Каррары 243 см Галерея Бернини Лоренцо Джованни Боргезе, Рим Gian Lorenzo Bernini Apollo and Daphne Galleria Borghese, Rome

Фонтан Тритона Fontana del Tritone Страна Италия Местоположение Рим, пьяцца Барберини Автор проекта Бернини Строительство 1642 - 1643 годы Состояние действующий фонтан

Портрет Лоренцо Джованни Бернини 1665 Масло, холст 72х61 см Национальная Галерея искусств, Рим

Спасибо за внимание



Top