Богослужение в праздник святой троицы. Богослужебные указания на период Троицы

3,338 Просмотров

Текст СЛУЖБЫ СВЯТОЙ ТРОИЦЕ (Всенощная, коленопреклонения) содержит все песнопения и последования праздничной службы. Приводится на церковнославянском языке гражданским шрифтом с ударениями.

Празднование Дня Святой Троицы или Пятидесятницы, как и праздник Пасхи, уходит своими корнями еще в ветхозаветные времена. На пятидесятый день после ветхозаветной Пасхи (дня исхода еврейского народа из Египта), у горы Синай, дал своему народу Божий закон и основал ветхозаветное священство. Так этот день стал днем основания ветхозаветной Церкви.

Подобным образом День Святой Троицы связан с новозаветной Пасхой, потому что на пятидесятый день после своего воскресения из мертвых и на десятый день после вознесения к своему Небесному Отцу, Иисус Христос послал апостолам Утешителя – Духа Святого. Сошествием Святого Духа всему человечеству был дан благодатный закон любви и утверждено новозаветное священство. Сионская горница, в которой Святой Дух в виде огненных языков сошел на апостолов, стала первым христианским храмом, а день сошествия Святого Духа стал днем основания на земле Новозаветной Церкви.

Изначально праздновалась вместе с Пасхой, как одно из тесно связанных с ней духовных событий, но уже в III веке, по свидетельству древних церковных писателей, этот день окружен обычаями и обрядами, требовавшими не малого времени для своего предварительного развития и представляет собой широко распространенный христианский праздник.

В «Постановлениях Апостольских» — историческом литературном памятнике, относящимся в разных своих частях к периоду от III до IV века, от лица апостолов говорится «спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня господня (Пасхи); сей день да будет великим праздником». В другом месте Апостольских постановлений в числе дней, в которые рабы должны быть свободны от работы после Пасхи и Вознесения упоминается и Пятидесятница.

С IV века упоминание о Пятидесятнице, и как о священном пасхальном периоде, и как об особом празднике, становятся частыми, если не сказать общими. Закон византийского императора Феодосия Младшего запрещает публичные зрелища во время праздников Пасхи и Пятидесятницы. У святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова есть беседы на день Пятидесятницы. Уже упоминает об обычае в этот день украшать дома зеленью.

От IV до нас дошло подробное описание Богослужения в день Пятидесятницы в Иерусалимской Церкви передаваемое одной западной паломницей Сильвией. По этому описанию в ночь под Пятидесятницы бывало обычное воскресное бдение в церкви Воскресения, причем, как и в каждое , епископ читал воскресное евангелие. На рассвете народ шел в главную церковь (Мартирум), где была проповедь и совершалась обычная литургия, которую старались закончить к третьему часу дня (около 9 часов утра). После литургии весь народ и епископ с песнями шли на гору Сион. Там читалось место из Деяний апостолов о сошествии Святого Духа, бывала проповедь об этом и совершалась другая литургия, по окончании которой архидьякон приглашал народ в шестом часу собраться на горе Елеон. До этого времени народ расходился по домам отдохнуть.

Потом на горе Елеон совершался крестный ход к самому месту вознесения Иисуса Христа, и там читалось Священное Писание, пелись песни и антифоны, соответствующие праздничному дню и месту. Затем уже в 9-м часу совершались молитвы в церкви пещеры, где Христос учил апостолов, там же совершалась и вечерняя служба. Оттуда все снова шли в Матриум и в городские ворота входили уже ночью, там крестный ход встречали со множеством светильников. В Матриум народ приходил уже во втором часу ночи (около 7 часов вечера), там пелись песни и читались молитвы с благословением оглашенных и верных. Потом снова совершались молитвы в храме Воскресения и наконец совершался крестный ход на Сион где бывали чтения, пелись псалмы и антифоны. Все оканчивалось около полуночи, таким образом Богослужение почти непрерывно продолжалось почти целые сутки. Нечто подобное бывало только в ночь на Великую Пятницу.

Древнейший известный нам чин Богослужения на пятидесятницу датируется VII веком, это иерусалимский чин, во многом совпадающий со свидетельствами Сильвии. В VIII веке Иоанном Дамаскиным Космой Маюмским составлены каноны на Пятидесятницу. К IX веку относится полный чин Богослужения на Пятидесятницу в уставе Великой Константинопольской церкви (св. Софии). Богослужение Пятидесятницы по этому уставу одно из самых торжественных в году.

Богослужение Дня Святой Троицы, почти что в нынешнем своем виде, сложилось в период XI-XIII веков

Песнопения праздника

Тропарь праздника, глас 8:

Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, / Человеколюбче, слава Тебе.

Благословен Ты, Христе Боже наш, сделавший премудрыми рыбаков, ниспослав на них Духа Святого, и через них уловивший весь мир. Человеколюбец, слава Тебе!

Кондак, глас тойже:

Егда снизшед языки слия, / разделяше языки Вышний, / негда же огненные языки раздаяше, / в соединение вся призва, / и согласно славим Всесвятого Духа.

Когда, сойдя, Всевышний смешал языки, то разделил народы; когда же раздал огненные языки, то всех призвал к единству; и мы единодушно славим Всесвятого Духа.

Величание:

Величаем Тя, / Живодавче Христе / и чтем Всесвятаго Духа Твоего, / Егоже от Отца, / послал еси божественным учеником Твоим.

Прославляем Тебя, Податель жизни Христе, и почитаем Всесвятого Духа Твоего, Которого Ты послал от Отца божественным ученикам Твоим.

Задостойник, глас 4-й:

Радуйся, Царице, матеродевственная славо: всяка бо удобообращательная благоглаголивая уста витийствовати не могут, Тебе пети достойно; изумевает же ум всяк Твое Рождество разумети. Темже Тя согласно славим.

Радуйся, Царица, преславная Мати-Дева! Никакие искусные, красноречивые уста не могут так витийствовать, чтобы Тебя воспевать по достоинству, и всякий ум изумляется, пытаясь постигнуть рождение Тобою Христа; потому мы Тебя согласно славим.

О происхождении праздника читаем в книге «ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ»:
«До того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым по страдании Своем со многими верными доказательствами, в продолжении сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием; И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещенного от Отца, о чем вы слышали от Меня: Ибо Иоанн крестил водою, а через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым.»

И далее:
«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как-бы от несущегося сильного ветра, и наполнив весь дом, где они находились; И явились им разделяющиеся языки, как-бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать»
Празднование дня Пресвятой Троицы заметно отличается от празднования других двунадесятых праздников. Еще накануне праздника церковь украшается березовыми веточками, вечернюю службу накануне праздника священник проводит уже в зеленом облачении праздника святой Троицы. Да и сам ход утреннего богослужения изменяется значительно. За Божественной литургией следует вечерня, в ходе которой совершаются особые коленопреклоненные молитвы, которое читаются только в этот праздник

В день праздника Пресвятой Троицы задолго до начала утреннего богослужения храм заполняют прихожане. Как и накануне на всенощном бдении, у многих в руках букеты цветов в обрамлении березовых веточек или просто веточки березы. Этот обычай существует от времен древних. В этот день мы приносим Господу начатки обновлющейся и расцветающей природы, как дар благодарения животворящему Духу Божию за весну благодатную. Эти цветы и ветки в самую благодатную весеннюю пору напоминают нам о Рае Божием, насажденном Самим Богом для наших праотцев.

В больших городских храмах на праздники стекается много людей и часто трудно найти место и сосредоточиться на ходе службы. В деревенских и поселковых храмах в праздники тоже многолюдно, однако каждый прихожанин встает на свое, давно облюбованное место, поэтому во время службы в сельском храме чувствуется благочинная молитвенная сосредоточенность.

Как и на всенощном бдении накануне вечером, среди прихожан много детей. Для многих детей сегодня особенный день, ведь они собираются причащаться. И о свечах к празднику надо не забыть. Не важно, что до подсвечника пока трудно дотянуться, главное, что есть потребность участвовать в богослужении наравне со взрослыми.

Утреннее праздничное богослужение начинается с литургии. Свщенник совершает ее в зеленом праздничном облачении. После проскомидии отверзаются царские врата и начинается каждение сначала престола, затем алтаря и затем всего храма. Первый возглас священника на литургии «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа» подчеркивает, что Бог существует в Трех Лицах..

На литургии отец Андрей выступил с проповедью. В своей проповеди он напомнил о чуде сошествия даров Святого Духа на Апостолов, обещанном Спасителем. Явленное людям чудо позволило осмыслить триединую сущность Бога — благословенное Царство Святой Троицы

Прихожане с большим интересом слушали запоминающуюся проповедь отца Андрея. Каждый услышал что-то новое для себя. Большое внимание в проповеди было уделено духовному смыслу праздника. Как-бы предваряя последующую службу, отец Андрей сказал, что в день такого праздника, когда людям явлены были чудесные дары Святого Духа, церковь особенно усердно молится о ниспослании даров Святого Духа всем православным христианам.

После проповеди литургия продолжается. Великий вход со Святыми Дарами символизирует Жертву Богу, принесенную Спасителем за грехи человечества. Дары переносятся на престол для совершения таинства Евхаристии.

С времен первых христиан в чин литургии входит Символ веры, который поют все молящиеся. В Символе веры очень сжато сформулированы основные истины веры, которыми руководствуются все православные христиане в их духовной жизни. Пением Символа веры молящиеся в храме свидетельствуют о своей верности учению Церкви.
Также все молящиеся поют на литургии Молитву Господню «Отче наш».

После совершения в алтаре таинства преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя священник выносит Святую Чашу из алтаря. Причастники вслед за священником повторяют слова молитвы: Верую, Господи, и исповедую, что Ты — воистину Христос Сын Бога Живого… и просят принять их в число причастников.

Первые причастники Святых Христовых Таин уже выстроились возле амвона. По сложившейся традиции — это дети.

Дети постарше подходят к Святой Чаше самостоятельно.

Малыши причащаются на руках у родителей. Часто в православных семьях бывает несколько детей и тогда к причастию подходят дети разных возрастов

Удивительно, что большинство малышей совершенно спокойно воспринимает причащение, почти не бывает испуга и плача малышей. Это значит, что дети часто бывают в церкви на богослужениях.

После окончания литургии сразу начинается вечерня. В день святой Троицы на вечерне читаются три коленопреклоненных молитвы. Книга Писания полагается на скамеечку, украшенную зелеными веточками. Священник читает молитвы стоя на коленях и держа в руке букет цветов.

Прихожане также молятся на коленях. Хотя прихожан в храме много, всем находится место для коленопреклоненной молитвы.

Во время коленопреклоненных молитв хор поет ликующее песнопение: Кто Бог Великий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса. Творяй, творяй, творяй чудеса.

На отпусте прихожане прикладываютс ко кресту. Видно, что настроение у юных прихожан праздничное.

Взрослые прихожане подходят ко кресту с букетами цветов, которые священник окропляет освященной водой.

Настоящие хранители церковной традиции — пожилые прихожане. Стоит посмотреть и поучиться тому, как степенно и чинно они совершают крестное замение, как благоговейно причащаются и пркладываются ко кресту. Это хорошая школа для молодежи, делающей первые шаги на пути воцерковления.

На отпусте отец Андрей всегда поздравляет причастников и причастниц с принятием Святых Христовых Таин.

Удивительно, эта малышка за все время службы ни разу не расплакалась. Видимо, настроение праздника передается даже таким малышам.

После окончания службы в храме проводится еще водосвятный молебен. Прихожане размещаются полукругом за столиком, на котором проводится освящение воды.К прихожанам присоединяется также хор, который обычно располагается на клиросе и не виден во время других служб.

С пением «Спаси, Господи, люди твоя и благослови достояние Твое» начинается освящение воды.

Прихожане, регулярно посещающие храм на протяжении последних лет, отмечают, что звучание хора улучшается год от года. Разучиваются новые распевы, заметно улучшается слаженность исполнения, позволяющая включать в богослужебные песнопения все более сложные произведения.

По окончании водосвятия священник окропляет прихожан только что освященной водой.

В конце молебна зачитываются записки, поданные прихожанами. Священник раздельно читает записки о здравии и об упокоении родных и близких прихожан.Такое поминовение на молебне дополняет праздничное настроение прихожан.

Праздник дня Пресвятой Троицы издавна считается в России именинами земли. Вот как об этом пишет православный писатель И. С. Шмелев: Завтра вся земля именинница. Потому — Господь ее посетит. У тебя Иван-Богослов ангел, а мой — Михаил Архангел. У каждого свой. А у земли-матушки сам Господь Бог, во Святой Троице… Трицын день.

Боже великий и вечный, святой и человеколюбивый, удостоивший нас и в этот час стать пред неприступною Твоею славою для пения и хвалы чудес Твоих! Умилосердись над нами, недостойными рабами Твоими, и подай благодать с сокрушенным сердцем без колебаний приносить Тебе трисвятое славословие и благодарение за великие Твои дары, которые Ты совершил и всегда совершаешь для нас. Вспомни, Господи, немощь нашу и не погуби нас с беззакониями нашими, но сотвори великую милость Твою со смирением нашим, чтобы, избежав тьмы греха, мы ходили во дне правды и, облекшись в доспехи света, пребывали огражденными от всяких вредоносных козней лукавого и со дерзновением прославили за всё Тебя, единого истинного и человеколюбивого Бога. Ибо как воистину и подлинно велико, Владыка всего и Творец, Твоё таинство: и распадение на время Твоих творений, и после этого соединение и упокоение на веки! Воздаем Тебе благодарность за всё: за вступление наше в этот мир и за исхождение из него, которое, по Твоему неложному обещанию, укрепляет в нас надежды наши на воскресение и нетленную жизнь, которой мы насладимся во второе будущее пришествие Твоё. Ибо Ты – и воскресения нашего Предначинатель, и неподкупный и человеколюбивый Судия живших, и Владыка и Господь воздаяния, и Тот, Кто стал подобно нам причастным плоти и крови по крайнему снисхождению, и наши невинные страсти, благоволив добровольно их испытать, принял по глубокому Своему милосердию, и в том, что претерпел Сам, быв искушён, нам, искушаемым, сделался добровольным помощником, поэтому и привёл нас всех вместе в Своё бесстрастие. Прими же, Владыка, мольбы и моления наши и упокой всех отцов, у каждого из нас, и матерей, и братьев, и сестёр, и детей, и иных родных и единоплеменных, и все души, прежде почившие в надежде на воскресение и жизнь вечную, и помести духи их и имена в книге жизни, на лоне Авраама, Исаака и Иакова, в стране живых, в Царстве Небесном, в раю сладостном, вводя всех их посредством светлых Ангелов Твоих в святые Твои обители, воскрешая вместе и тела наши в день, который Ты назначил, по святым Твоим и неложным обещаниям. Это же не смерть для рабов Твоих, Господи, когда мы удаляемся от тела и к Тебе, Богу возвращаемся, но это только переселение от более тягостного к лучшему и приятнейшему, к упокоению и радости. Если же в чём мы и согрешили пред Тобою, милостив будь и к нам, и к ним, так как никто не чист от скверны пред Тобою, хотя бы один день продолжалась жизнь его, кроме одного Тебя, явившегося на земле безгрешным, Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого все мы надеемся получить милость и отпущение грехов. Поэтому и нам и им, как благой и человеколюбивый Бог, ослабь, отпусти, прости грехопадения наши, вольные и невольные, совершенные сознательно и по неведению, явные и сокрытые, в деле, в мысли, в слове, во всём нашем образе жизни и душевных движениях. И скончавшимся свободу и облегчение даруй, нас же, находящихся здесь, благослови, подавая добрую и мирную кончину нам, как и всему народу Твоему, и недра Твоей милости и человеколюбия раскрывая пред нами при страшном и грозном Твоём пришествии, и сделай нас достойными Царства Твоего.

Событие сошествия на апостолов Святого Духа, которое прославляет праздник Пятидесятницы, подробно изложено во 2-й главе книги Деяний апостольских. Во время Своей земной жизни Спаситель неоднократно предсказывал ученикам пришествие Утешителя, Духа истины, Который обличит мир в грехе, наставит апостолов на благодатный путь истины и правды и прославит Христа (см.: Ин. 16: 7–14). Перед Вознесением Иисус повторил апостолам Свое обещание послать Утешителя: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый» (Деян. 1: 8). После этих слов ученики Христовы пребывали в молитве, часто собираясь вместе. В их число входили не только одиннадцать апостолов и избранный на место Иуды Искариотского Матфей, но и другие последователи вероучения. Есть даже упоминание о том, что на одном из собраний присутствовало около 120 человек (см.: Деян. 1: 16). Среди них были и служившие Спасителю женщины, Пресвятая Богородица и братья Иисуса.

Совместно молились апостолы и в десятый день по Вознесении Господа. Внезапно послышался шум, и появились разделяющиеся огненные языки, которые почили на каждом из них. Апостолы исполнились Святого Духа и стали говорить иными языками (см.: Деян. 2: 4).

Надо думать, что этот величайший дар – глоссолалия, – исчерпывающая интерпретация которого, разумеется, невозможна, хотя и предпринято огромное количество попыток, получили не только двенадцать ближайших соратников, но и иные ученики, а также Богоматерь (см. об этом, например, «Беседы на Деяния апостольские» святителя Иоанна Златоуста). Описание говорения языками, различные его осмысления и оценка синхронных реликтов представлены в книге «Толковый Типикон» .

Ее автор М.Н. Скабалланович в другом своем труде признается, что о даре языков с несомненностью можно сказать только одно: «С внутренней стороны, по душевному состоянию, языкоговорение было состоянием особенной духовной, глубокой молитвы. В этом состоянии человек говорил непосредственно Богу, с Богом проникал в тайны. Это было состояние религиозного экстаза, за доступность которого ему апостол Павел горячо благодарит Бога. С внешней стороны оно было настолько величественным явлением, вполне достойным Духа Божия, что для самых неверующих было знамением, показывавшим воочию присутствие Самого Божества в собраниях христианских (см.: 1 Кор. 14: 25). Это было состояние самого высокого душевного подъема. Особенно величественно в этом явлении было то, что, несмотря на всю силу чувства, охватывавшего тогда человека, он не терял власти над собою, мог сдерживать и регулировать внешние проявления этого состояния: молчать, пока говорил другой, ожидая своей очереди» .

Итак, обретя благодать Святого Духа, последователи учения Христа заговорили на разных языках. Следовательно, когда они вышли из дома и стали обращаться к людям с дерзновенной и пламенной проповедью об истинной вере, представители самых разных народов (а в эти праздничные дни в Иерусалиме было множество паломников из различных стран) без труда понимали их. Те же, кто не знал других языков, кроме арамейского, насмехались над учениками Иисуса и пытались уличить их в опьянении.

Тогда апостол Петр отверг эти обвинения: «Они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня» (Деян. 2: 15). И именно приведенные слова позволяют точно определить, в какое время дня произошло схождение Святого Духа. Это было в 9 часов утра.

Значение снисхождения Святого Духа можно без преувеличения назвать чрезвычайным. Ведь этот день явился подлинным рождением Христовой Церкви. Апостолы впервые отбросили все опасения перед иудейскими старейшинами и первосвященниками и вышли на открытую и бескомпромиссную проповедь распятого и воскресшего Спасителя мира. И богатые плоды не замедлили себя ждать: около трех тысяч человек в первый же день промыслительно приняли крещение во имя Иисуса Христа (см.: Деян. 2: 41).

Так данное событие окончилось полным торжеством Святого Духа над неверующими. Троекратно Иисус Христос даровал ученикам Духа Святого: прежде страдания – неявно (см.: Мф. 10: 20), по Воскресении через дуновение – явственнее (см.: Ин. 20: 22) и теперь послал Его существенно.

Именно поэтому Пятидесятница, конечно, наряду с Пасхой, занимает центральное место в церковном календаре: «Сохранение Пятидесятницы (как, прежде всего, пятидесятидневного периода после Пасхи), каково бы ни было первоначальное литургическое выражение этого праздника, указывает, опять-таки, на христианскую рецепцию определенного понимания года, времени, природных циклов как относящихся к эсхатологической реальности Царства, дарованного людям во Христе… Характерно… утверждение, с одной стороны, что христиане пребывают как бы в постоянной Пятидесятнице (ср. Ориген: “Тот, кто поистине может сказать: "Мы воскресли со Христом" и "Бог прославил нас и посадил одесную с Собою на небе во Христе", – всегда пребывает во времени Пятидесятницы”), и одновременно выделение Пятидесятницы в особый праздник, в особое время года: “Мы празднуем также, – пишет святитель Афанасий Великий, – святые дни Пятидесятницы… указывая на грядущий век… Итак, прибавим семь святых недель Пятидесятницы, радуясь и славя Бога за то, что Он заранее этими днями явил нам радость и вечный покой, уготованные на небе нам и верующим истинно во Христа Иисуса, Господа нашего”» .

С этого дня Церковь, созданная не тщетой человеческих толкований и умствований, но Божией волей, непрерывно росла и утверждалась – прежде всего, благодатью Святого Духа. Вероучение о Христе приобрело прочнейшее основание, которое невозможно было поколебать уже ничем. Святая Церковь возносит общее славословие Пресвятой Троице и внушает верующим, чтобы они воспевали «Безначальнаго Отца, и Собезначальнаго Сына, и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа, Троицу Единосущную, Равносильную и Безначальную».

Обратимся к истории праздника Пятидесятницы. Он уходит своими корнями в Ветхий Завет. Согласно книге Исход (см.: Исх. 23: 14–16), в древнем Израиле, помимо многих других, существовали три важнейших праздника: праздник опресноков (в пятнадцатый день первого месяца еврейского календаря), праздник жатвы первых плодов, называемый также праздником седмиц (через пятьдесят дней после Пасхи), и праздник собирания плодов (в конце года).

Праздник седмиц, к которому непосредственно восходит святая Пятидесятница, первоначально отмечался через семь недель после начала жатвы: «Начинай считать семь седмиц с того времени, как появится серп на жатве» (Втор. 16: 9). Потом его дату стали отсчитывать от Пасхи. Определение конкретного дня праздника вызывало ожесточенные разногласия среди иудеев. Так, саддукеи начинали отсчет от первой субботы после первого дня Пасхи (при этом праздник всегда приходился на первый день после субботы). Фарисеи же полагали, что под субботой подразумевается первый день Пасхи, и прибавляли семь недель к следующему дню. В I веке по Р.Х. последняя точка зрения возобладала.

Столетием позже с праздником седмиц (завершающего собрания Пасхи) в иудаизме стало соединяться воспоминание обновления Завета на Синайской горе – через пятьдесят дней по выходе евреев из Египта.

Надо заметить, что термин Пятидесятница – с греческого πεντηх?στη – в раввинистической литературе не встречается, но он известен по памятникам эллинистического иудаизма (так, например, цитаты из 2 Мак. 12: 32; Тов. 2: 1 можно увидеть в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия).

Богатая дохристианская традиция рассматриваемого праздника во многом объясняет, почему он хотя и высоко чтился апостолами и другими учениками, но воспринимался ими главным образом как иудейское торжество, посвященное жатве. Об этой амбивалентности свидетельствует, кроме прочих, такой факт: апостол Павел во время своих путешествий не забывал о празднике и старался быть в Иерусалиме в этот день (см.: Деян. 20: 16; 1 Кор. 16: 8).

Древнехристианские источники долгое время (до IV века) не дают ясных сведений об объеме термина Пятидесятница. Он употребляется в одном из двух значений. В большинстве случаев он понимается как пятидесятидневный праздничный период после Пасхи, реже – как праздник последнего дня названного цикла. Притом зачастую эти квалификации невозможно отделить друг от друга даже в пределах одного текста (ср. у Иринея Лионского, Тертуллиана, Евсевия Кесарийского и других).

При многочисленных свидетельствах о рассматриваемом празднике в Африке, Александрии, Кесарии, Малой Азии, тем не менее, в известных сирийских памятниках III–IV веков (в том числе в творениях преподобного Ефрема Сирина) Пятидесятница не упоминается вовсе, несмотря на то, что детально описаны пасхальные торжества.

Событийная и литургическая история Пятидесятницы тесно связана – особенно в первые века существования – с Вознесением. Последнее, как гласят некоторые древние источники (сирийская «Дидаскалия» III века, например), праздновалось – по крайней мере, в отдельных областях – не в сороковой, а в пятидесятый день после Пасхи.

Праздник в православном богослужении

Апостольские постановления содержат следующее предписание: «Отпраздновав Пятидесятницу, празднуйте одну седмицу, а после нее одну седмицу поститесь» (книга 5, глава 20). Кроме того, в данный период возбраняется работать, «потому что тогда пришел Дух Святой, дарованный уверовавшим во Христа» (книга 8, глава 33) . Праздничная неделя после Пятидесятницы хотя и не является формальным попразднством, но говорит об особом положении этого праздника, длившегося целую неделю. Указанная цикличность, однако, была принята не везде.

Так, в Иерусалиме IV столетия уже на следующий день после Пятидесятницы начинался пост.

Но именно в святом городе рассматриваемый праздник был одним из самых значимых в церковном календаре. И потому его отмечали пышно и масштабно. Яркое свидетельство этого находим у паломницы Этерии . В этот день раскрываются в полной мере характерные черты иерусалимского богослужения, обусловленные уникальным положением города. Данному стациональному чину были свойственны различные процессии во время служб или между ними, совершение последований в разных храмах, воспоминание тех или иных событий по возможности на месте, где они осуществлялись: «Праздник в честь Святой Живоначальной Троицы продолжается на Святой Земле, как и подобает, три дня. Это столь длительное церковное торжество здесь объясняется и топографическим положением в Святой Земле достопоклоняемых мест и святынь, с коими связаны воспоминаемые Православной Церковью в эти священные дни события из истории нашего домостроительства в Ветхом и Новом Завете, и некоторыми особыми обстоятельствами позднейшего времени в истории нашей русской колонии в Иерусалиме, и ее миссионерской деятельностью» .

Праздничное богослужение Пятидесятницы состояло из ночного бдения, литургии и дневного собрания, которые происходили в храме Воскресения, у Креста, в Мартириуме, на Сионской горе, где читались Деяния апостолов и звучала проповедь, в которой обязательно говорилось о том, что Сионская церковь построена на месте дома, где жили апостолы, а также в церкви на Елеоне (там была расположена пещера, в которой Господь учил ближайших последователей). См. одно из свидетельств А.А. Дмитриевского: «Всенощная совершается под дубом Мамврийским по чину троицкой службы с выходом на литию для благословения хлебов, с величанием, с чтением акафиста Святой Троице по 6-й песни канона и с помазанием елеем. Рано утром, около 5 часов, здесь же, под дубом, на каменном престоле с переносным антиминсом совершается собором во главе с отцом архимандритом торжественная литургия, причем невдалеке от этого места поставленный стол служит жертвенником. Во время малого выхода с Евангелием и во время великого выхода со святыми дарами обходят священный дуб кругом. За литургией многие из паломников приобщаются святых таин. По окончании литургии служится молебен Святой Троице и совершается крестный ход по всему миссийскому владению с осенением крестом и окроплением святой водой на всех четырех сторонах его» .

Иначе говоря, дневной богослужебный круг отличался такой насыщенностью, что замыкался только после полуночи.

Более поздние, чем у Этерии, описания (например, армянская редакция иерусалимского Лекционария) дают весьма схожие представления.

Богослужение в Константинополе с VIII века совершалось по так называемому песненному последованию. Типикон Великой Церкви в соответствующем разделе имеет праздничные элементы, что выражается в отмене вечерних и утренних изменяемых антифонов, в пении только трех малых антифонов и сразу «Господи, воззвах». После входа читаются три паримии – те же, что звучат на службе и в настоящее время. В конце вечерни трижды поется тропарь праздника певцами на амвоне со стихами 18-го псалма. После вечерни назначается чтение Апостола вплоть до времени совершения паннихиса.

Утреня совершается на амвоне (что, опять же, говорит о торжественности богослужения). Ее обычные семь изменяемых антифонов отменяются, и сразу после первого (постоянного) антифона полагается песнь пророка Даниила (Дан. 3: 57–88). К стихам Пс. 50 припевается тропарь праздника. После утрени читается слово святителя Григория Богослова на Пятидесятницу «О празднике краткая любомудрствуем».

Между утреней и литургией патриарх совершает таинство крещения, что было древней христианской традицией, о которой писали Тертуллиан, святитель Григорий Богослов и другие.

На литургии устанавливаются праздничные антифоны и чтения Деян. 2: 1–11 и Ин. 7: 37–52; 8: 12, которые приняты и сейчас. Попразднства Пятидесятницы в Типиконе Великой Церкви нет, хотя в будние дни следующей за праздником недели есть несколько особых воспоминаний (архангелов Михаила и Гавриила, Богородицы, Иоакима и Анны), придающих седмице отличительные свойства. Отсутствуют в анализируемом уставе и коленопреклонные молитвы на вечерне Пятидесятницы.

Зато они регламентированы Студийскими уставами. В них празднование Пятидесятницы уже имеет вполне современный вид. Ей предшествует вселенская поминальная суббота. К понедельнику приурочивается воспоминание Святого Духа. И самое главное: вся седмица составляет попразднство Пятидесятницы, а суббота – его отдание.

Так, Студийско-Алексиевский Типикон 1034 года, сохранившийся в славянском переводе – рукописи 70-х годов XII столетия, не предусматривает всенощного бдения. На вечерне предписаны первая кафизма «Блажен муж», на «Господи, воззвах» стихиры на девять (как в любой воскресный день, но здесь стихиры – только празднику). Далее вход и три паримии, на стиховне трижды поется стихира седьмого гласа «Параклита имущее» (в нынешней редакции – «Утешителя имущее»), на «Слава, и ныне» – «Царю Небесный» (шестой глас). После поется тропарь праздника «Благословен еси, Христе Боже наш».

На утрене полагается только первая кафизма, затем (после седальна праздника и чтения слова святителя Григория Богослова) «От юности моея», прокимен и Евангелие праздника (полиелей по этому Типикону не употребляется). В качестве праздничного используется девятое воскресное Евангелие.

В Студийском уставе кодифицируется соответствие недель после Пасхи определенному гласу (по порядку), начиная с первого гласа в неделю Антипасхи. Введенные соотношения проявляются не только в пении текстов Октоиха, но и в том, что на рядовой глас могут быть составлены и некоторые песнопения Триоди. Пятидесятница соответствует седьмому гласу. И на утрени поется канон седьмого гласа. На него, что бывает крайне редко, и сочинил в VIII веке свой канон преподобный Косма Маюмский. Кроме него, поется также канон четвертого гласа – творение преподобного Иоанна Дамаскина.

На хвалитех установлены стихиры четвертого гласа «Преславная днесь» (такие же, как и в современной службе, только о них замечено, что вторая и третья – подобны первой, но, несмотря на некоторые метрические совпадения, это не так), утренние стихиры на стиховне. Славословие не поется.

Литургия включает в себя праздничные антифоны, и вся служба (прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен), разумеется, тоже праздника.

По Иерусалимскому уставу праздничный цикл Пятидесятницы имеет такую же структуру, как и в Студийском кодексе: поминовение усопших в субботу перед Пятидесятницей, шесть дней попразднства с отданием в следующую субботу. День праздника отмечается всенощным бдением, состоящим из великой вечерни с литией и утрени.

Пятидесятница в Русской Православной Церкви: литургико-эортологическая преемственность и переосмысление

В Русской Церкви значение праздника постепенно изменилось, и его стали называть Святой Троицей.

В связи с этим протоиерей Николай Озолин утверждает: «Праздник Пятидесятницы, бывший на месте нынешнего Троичного дня, был праздником исторического, а не открыто онтологического значения. С XIV века на Руси он выявляет свою онтологическую суть… Почитание Духа Утешителя, Надежды Божественной как духовного начала женственности сплетается с циклом представлений Софийных и переносится на последующий за Троицею день – день Духа Святого… Праздник Троицы, нужно полагать, впервые появляется в качестве местного праздника Троицкого собора как чествование “Троицы” Андрея Рублева» . Весьма вероятно, что первоначально Троицын день соотносился в православном праздновании Пятидесятницы со вторым днем праздника, именующимся днем Святого Духа, и понимался как Собор (Синаксис) Сошествия Святого Духа. И «так называемая “Ветхозаветная Троица” становится праздничной иконой этого “понедельника Святой Троицы” на Руси среди учеников преподобного Сергия» .

И вообще литургический формуляр Пятидесятницы, которая в соответствии с различными классификациями относится к Господским, переходящим, великим (двунадесятым) праздникам, несмотря на то, что установился в России в русле преемственности, отличается известной спецификой.

Так, вплоть до середины XVII века на Руси, где описываемый праздник мог именоваться еще и словом русалии (относящимся, однако, не к содержанию языческого праздника, как можно было подумать, а к его дате, приходящейся на период Пятидесятницы), в его день не совершалось всенощное бдение. Но вечерню с литией и утреню служили раздельно. После вечерни следовал молебен с каноном Троицы; перед утреней – «полунощница молебном» (то есть по чину обычного молебна) с пением канона Троицы из Октоиха. Вместо троичных тропарей «Достойно есть» устанавливается «Царю Небесный». Вечерня совершается вскоре после отпуста литургии.

В понедельник Святого Духа митрополит служил литургию в Духовом монастыре.

К особенностям службы Пятидесятницы относится то, что сразу же после литургии совершается великая вечерня. На ней читаются три молитвы святителя Василия Великого с коленопреклонением.

Праздник Пятидесятницы имеет шесть дней попразднства. Отдание бывает в следующую субботу.

Для полноты описания необходимо отметить, что седмица по Пятидесятнице, как и Светлая, сплошная (отменяется пост в среду и пятницу). Такое разрешение поста установлено в честь Святого Духа, пришествие Которого празднуется в воскресенье и понедельник, и в честь семи даров Святого Духа и в честь Святой Троицы.

Молитвы коленопреклонения на вечерне Пятидесятницы

Молитвы коленопреклонения на вечерне Пятидесятницы имеют огромное символическое значение, причем как частно эортологическое, так и общебогословское. Они введены в богослужение для того, чтобы сохранить и укрепить верующих в смиренном состоянии, сделать их способными, по примеру апостолов, к целомудреннейшему совершению достойных деяний в честь Святого Духа, а также к принятию бесценных даров благодати Божией (неслучайно прихожане на этой вечерне встают на колени впервые после Пасхи).

Составление указанных молитвословий иногда приписывается святителю Василию Великому, а значит, датируется IV веком.

Нынешняя служба вечерни Пятидесятницы указывает три коленопреклонения с чтением нескольких молитв на каждом из них. В первой из них – «Пречисте, нескверне, безначальне, невидиме, непостижиме, неизследиме», – возносимой Богу Отцу, верующие исповедуют свои грехи, испрашивают прощения их и благодатной небесной помощи против козней вражиих, вторая – «Господи Иисусе Христе Боже наш, мир Твой подавый человеком» – представляет собой прошение дарования Духа Святого, наставляющего и укрепляющего в соблюдении заповедей Божиих для достижения блаженной жизни, в –«Приснотекущий, животный, и просветительный источниче», –обращенной к Сыну Божию, исполнившему все смотрение (домостроительство) спасения человеческого рода, Церковь молится об упокоении усопших.

На первом преклонении читаются две молитвы (первая является собственно молитвой коленопреклонения, вторая же в рамках песненного последования была молитвой первого малого антифона). На втором коленопреклонении положены две молитвы: последняя – молитва второго малого антифона, выписанная в современном Часослове в конце первой части великого повечерия. На третьем коленопреклонении установлены три молитвы, хотя на самом деле их четыре, поскольку вторая – молитва третьего малого антифона до слов «Тебе единаго Истиннаго и Человеколюбца Бога», со слов «Твое бо яко воистину» начинается третья молитва, которая в контексте песненной вечерни этого дня обычно использовалась вместе со следующей как молитва отпуста; четвертая молитва – непосредственно молитва отпуста Константинопольской песненной вечерни (по современному Служебнику, это седьмая светильничная молитва).

Очевидно, что даже в нынешнем виде чинопоследование, претерпевшее за многовековую историю ряд изменений, несет на себе явный отпечаток Константинопольского песненного извода.

Как уже говорилось, коленопреклонные молитвы отсутствуют в Типиконе Великой Церкви.

В древнейших византийских Евхологиях их набор крайне нестабилен. Небезынтересны указания славянского глаголического Евхология X–XI веков, который приводит только молитвы коленопреклонения – первую, третью, четвертую, без каких-либо прибавлений. В более позднее время молитвы коленопреклонения были, по-видимому, индивидуально приспособлены к практике Великой Церкви. В тот же период – с Х столетия – возникают другие варианты совершения вечерни Пятидесятницы, по которым элементы палестинской богослужебной практики смешиваются с уставом песненного последования (Канонарий X–XI вв., Мессинский Типикон, грузинские Евхологии и некоторые другие). В связи с чином коленопреклоненных молитв отдельного замечания требует молитва Святому Духу, приписываемая патриарху Константинопольскому Филофею, со следующим началом: «Царю Небесный, Утешителю, Владыко собезначялныи, съприсносущныи и купносущныи». Она известна по славянским рукописям и печатным изданиям . Так, в сборнике преподобного Кирилла Белозерского она помещается вместо молитвы «Боже великий и вышний» – во время третьего коленопреклонения. В Требнике Петра (Могилы) указывается, что приведенные слова читаются перед молитвой «Боже великий и вышний». Зафиксировано молитвословие и в старопечатных московских Типиконах XVII века. Но в реформированном Уставе 1682 года отсылки на молитву патриарха Филофея были исключены.

Праздник в западной традиции

Ко всенощной службе дня святой Пятидесятницы, как и к празднику Пасхи, обычно приурочивались массовые крещения. И этот обычай до сих пор сохраняется применительно к принимающим крещение взрослым в Римско-Католической Церкви.

В литургии этот праздник по своему значению приравнивается к Пасхе.

Знаменитая золотая секвенция «Гряди, Святой Дух» («Veni, Sancte Spiritus») – гимн, принадлежащий неизвестному автору XIII века, поется во время праздничной мессы Пятидесятницы.

Святоотеческая экзегеза

С IV столетия праздник Пятидесятницы определенно становится общераспространенным, приобретая все большую торжественность и важность. Это доказывают многочисленные проповеди, написанные святыми отцами (блаженным Августином, святителями Иоанном Златоустом, Григорием Богословом и другими).

Несомненно, что в центре гомилетики Пятидесятницы находится догмат о Троице. Святитель Григорий Нисский говорит: «То, что спасает нас, есть животворящая сила, которой мы веруем под именем Отца и Сына и Святого Духа. Но неспособные к восприятию сей истины вполне, вследствие приключившейся им от душевного глада слабости… приучаются взирать на единое Божество, и в едином Божестве уразумевают единую только силу Отца… Затем… открывается чрез Евангелие и Единородный Сын. После сего предлагается нам совершенная пища для нашего естества – Дух Святый» .

Много размышляют святые отцы о даре языков: «Если кто спросит кого-либо из нас: “Ты получил Святого Духа, почему ты не говоришь всеми языками?” – отвечать должно: “Я говорю всеми языками, потому что состою в Церкви, в том теле Христовом, которое говорит всеми языками”. И подлинно, что другое знаменовал тогда Бог, как не то, что, имея Святого Духа, Церковь его будет говорить всеми языками» (блаженный Августин).

Иконография праздника

То, что в Русской Православной Церкви произошло известное смещение эортологического акцента и даже именования праздника, получило интересное отражение в иконографии.

Праздничные ряды иконостаса с XVI века нередко включают икону Троицы на месте праздника Пятидесятницы. Иногда Троица помещена в конце ряда – перед Сошествием Святого Духа (налицо распределение данных икон по двум дням – собственно самого праздника и понедельника Святого Духа). Сравним также следующий факт: чиновник XVII столетия (из Новгородского Софийского собора) предписывает ставить на утрене сразу две иконы праздника на аналой: Святой Троицы и Сошествия Святого Духа. Подобная практика византийской и поствизантийской традициям совершенно неизвестна.

Литургия на Пятидесятницу необычайно живописна: полы в храме выстилают полевыми травами, ветвями берез, в вазах стоят цветы. Благоухание свежескошенной зелени, зеленые облачения священнослужителей...

День Святой Троицы

День Святой Троицы - один из двенадцати двунадесятых праздников в церковном календаре

Другие названия праздника: Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа.

В этот день мы вспоминаем событие, которое произошло через пятьдесят дней после Воскресения Христова - Святой Дух сошел на апостолов, и они отправились проповедовать Христа Воскресшего всем народам во всех землях.

Не зря этот день называют днем рождения Церкви.

День Троицы всегда приходится на воскресенье.

Самый лучший способ провести этот праздник - в храме, среди братьев и сестер во Христе.

Литургия на Пятидесятницу необычайно живописна: полы в храме выстилают полевыми травами, ветвями берез, в вазах стоят цветы. Благоухание свежескошенной зелени, зеленые облачения священнослужителей, коленопреклоненные молитвы - все говорит верующим о великом замысле Божием, о победе Христа над смертью, о Царстве Божием.

Что можно и нельзя на Троицу

Троица – что это за праздник и что нельзя делать?

Троица – большой христианский праздник, который входит в число двунадесятых – самых главных в году. Он совершается на пятидесятый день после Пасхи, поэтому его ещё называют Пятидесятницей.

В этот день православные христиане вспоминают Сошествие Святого Духа на апостолов, после чего ученики Господа стали способны говорить на разных языках и разошлись по всему миру, чтобы проповедовать учение Христа.

Праздник Святой Троицы всегда выпадает на воскресенье. Верующие люди обязательно стараются присутствовать в этот день на богослужении, причаститься.

Сама служба на Троицу особенно торжественная – внутри храмы украшены зеленью, ветвями растений и цветами. После Литургии служится вечерняя с чтением коленопреклонных молитв, во время которых, обращаясь к Господу, мы просим у Него помощи и заступления.

Существует масса народных обычаев, связанных с праздником: - нельзя то, нельзя это… Но у большинства из них - сугубо языческие, народные корни. И часто такие обычаи противоречат самой сути христианской веры.

Поэтому, изучая русские традиции праздника Троицы, надо четко разделять, что в них созвучно православию, а что - нет.

В Церкви нет никаких бытовых правил, что нельзя, а что можно делать в дни тех или иных праздников. Главное, что можно и нужно - это быть в храме и молиться.

Что нельзя делать на Троицу?

На Троицу нельзя следовать распространенным приметам и суевериям, многие из которых как раз и дают советы о том, что якобы «нельзя» делать на Троицу (купаться, ходить в лес и в поле, работать и т.п.).

А нужно прожить этот день по-христиански – сходить в храм, помолиться, причаститься, постараться быть добрыми и внимательными к своим близким, провести свободное время вместе с ними.

Для христианина не существует запретов на те или иные виды деятельности в обычный или праздничный день, если они не вредят его душе. Ни купание, ни прогулка, ни работа не помешают верующему человеку, если он помнит о Боге.

На Троицу каждый верующий старается оказаться в храме, где в этот день после Литургии читаются особые коленопреклоненные молитвы о прощении грехов, милости Божьей и даровании благодати Святого Духа.

Можно ли работать на Троицу?

Работать на Троицу можно, если так складываются обстоятельства.

Праздник Троицы (Пятидесятницы) всегда приходится на воскресенье, и у большинства верующих это выходной день, который посвящен походу в храм и молитве.

Но в современном мире есть немало работ, которые должны выполняться ежедневно, без перерывов и выходных, и задействованы на них также верующие люди.

Если работающему в этот день христианину не удается поменяться и пойти в храм на Троицу, это не должно стать поводом для уныния.

Выкроить время для молитвы можно и на рабочем месте, а пойти в храм придется в другой день.

Следующий за Троицей понедельник, Духов день, считается продолжением праздника Пятидесятницы. А отдание Троицы происходит почти через неделю, в следующую субботу.

Можно ли работать на второй день Троицы?

Праздник Святой Троицы разделен на два дня.

  • Первый день посвящён прославлению Троицы и воспоминанию о Сошествии Святого Духа на апостолов, поэтому его называют Троицыным днём.
  • Второй же день воспевает Всесвятого Животворящего Духа и в честь этого назван Духовым днём.

Православные верующие, осознавая всю святость праздника, обязательно стараются в эти дни присутствовать в храме на богослужении, отложить все суетные дела и посвятить время молитве.

Поскольку первый день Троицы всегда выпадает на воскресенье, для христианина обычно не возникает проблем с посещением службы в этот день.

Второй день Троицы - Духов день - выпадает на начало рабочей недели. Понятно, что в понедельник современному человеку трудно отложить свои дела, работу. Но по возможности лучше приступить к её выполнению после посещения утреннего богослужения, чтобы воздать дань празднику.

Можно ли на Троицу работать в огороде?

Праздник Святой Троицы всегда выпадает на воскресный день, поэтому верующие люди обязательно стараются посетить праздничное богослужение в храме, причаститься Святых Христовых Тайн, воздержаться от выполнения какой-либо работы и посвятить время молитве.

Работая в день Троицы, мы как бы показываем Богу своё неуважение. Недаром люди всегда старались отложить все внешние, суетные дела в дни великих праздников - это неугодно Господу.

Работа, как правило, получалась напрасной и не приносила положительного результата.

Конечно, бывают особо важные дела, которые нельзя перенести на другое время. К их выполнению лучше приступить только после посещения службы и молитвы.

Но по возможности в дни больших праздников, таких как Троица, лучше отложить все дела, в том числе работу в огороде.

Можно ли поминать самоубиенных на Троицу?

Празднику Святой Троицы предшествует Троицкая родительская суббота - день всеобщего поминовения усопших.

В Троицкую субботу в храмах служится заупокойное богослужение, во время которого Церковь поминает всех преждепочивших православных христиан.

Что касается поминовения на панихиде самоубийц, то Церковь этого делать не благословляет - ни на Троицу, ни в любой другой день.

Лишение жизни другого человека является большим грехом, однако убийца всегда может искренне покаяться в своём грехе и Господь простит его.

Человек же, совершивший самоубийство, не имеет возможности раскаяться в своём поступке. Душа самоубийцы предоставлена Божьей воле.

Однако это не значит, что молиться за таких людей вовсе нельзя. Наоборот, их души особенно нуждаются в молитвах близких людей, которые можно совершать дома.

Почему нельзя вставать на колени до Троицы?

Отвечает иеромонах Константин (Симон):

Мы не встаём на колени в период от Пасхи до Пятидесятницы, потому что это время радости.

Мы очень часто стоим на коленях в молитве во время Великого поста, так как это время покаяния.

Но период после Пасхи - это радостное время, мы не должны грустить.

Конечно, мы должны всегда просить Господа о прощении наших грехов. Но Пасха - это особое время, это время торжества Иисуса Христа над смертью.

В эти дни мы живём специальным, особенным способом, мы живём пасхальной благодатью. И эта благодать не позволяет нам стоять на коленях.

А в день Святой Троицы на Великой вечерней мы впервые после Пасхи становимся на колени.

На ней читаются коленопреклонные молитвы, во время которых мы снова можем просить Бога о прощении наших грехов, можем покаяться.

Момент покаяния ясно отражен в текстах этих молитв.

Также стоит отметить, что Великая вечерняя относиться к понедельнику, ко второму дню Святой Троицы - Духову дню, так как по правилам Никейского собора православные христиане не должны стоять на коленях по воскресеньям.

Можно ли купаться на Троицу?

Купаться на Троицу можно.

Часто встречается утверждение, что на Троицу нельзя купаться в течение трех дней.

Объясняется это неким поверьем, что именно в этот период «гуляют русалки», которые могут «заманить купальщика на дно».

При этом некоторые «доброжелатели» распространяют запрет на купания на Троицу не только на моря, реки и озера, но и на бассейны и домашний душ.

Понятно, что не только с точки зрения Церкви, но и с точки зрения любого здравомыслящего человека, нет и не может быть никаких оснований не разрешать купаться на Троицу.

Другое дело, что не стоит заменять поход в церковь и молитву пляжным отдыхом, а вот отправиться на природу к водоему после службы – можно.

Тем более что Троица всегда выпадает на конец мая или июнь, всегда отмечается в воскресенье, и погода в этот день бывает жаркая.

Можно ли ходить на кладбище на Троицу?

Не стоит посещать кладбище на Троицу. В этот важный для христиан день нужно побывать в храме, помолиться и по возможности причаститься.

На Троицу верующие вспоминают, как после своего Вознесения на небеса Господь прислал всем верующим в Него Святого Духа – Утешителя.

Этот праздник считается днем рождения Церкви, так как именно после этого события ученики Христа начали проповедь Евангелия по всему миру.

Событие это столь значительно и столь радостно, что именно в день Троицы не принято особо поминать усопших.

Но Церковь не отворачивается и не забывает о них: для поминовения и посещения кладбища предназначен день накануне Троицы – Троицкая родительская суббота.

Более того, в коленопреклоненным молитвах, звучащих на вечерне, которая на Троицу служится сразу после Литургии, есть отдельная молитва об усопших.

Конечно, в жизни бывают разные ситуации, и иногда бывает невозможно отказаться от похода на кладбище даже в совершенно непредназначенный для этого день.

Но даже вынужденно посещая кладбище на Троицу, хорошо бы постараться не забыть о смысле и значении этого дня в церковной истории.

Что можно делать в субботу перед Троицей?

Суббота перед Троицей называется также Троицкой родительской субботой, в этот день в храмах совершается особое поминовение всех усопших. Верующие приходят на утреннюю службу, после которой совершается панихида.

Кроме того, в субботу перед Троицей, как и в канун других великих праздников не венчают новобрачных.

Каких-то иных особых ограничений Церковь на этот день не вводит.

Можно ли работать по средам до Троицы?

В среду перед праздником Троицы можно работать. Этот день в церковном календаре указан как день нестрогого поста - верующие воздерживаются от мяса, но других особых ограничений нет.

Можно ли жениться перед Троицей?

Церковь не венчает непосредственно в канун великих праздников, а также в постные дни недели: среду и пятницу.

Что касается остальных дней в неделю перед Троицей, то в эти дни, как правило, можно жениться.

Разумеется, в каком-то отдельном храме могут быть особые обстоятельства, связанные с графиком его работы и богослужений. Поэтому стоит заранее договариваться о времени и месте венчания.

Неделя после Троицы: что нельзя делать?

Первый день недели после Троицы называется Духовым днем.

Он также является большим церковным праздником, в который благочестивые христиане стараются опять прийти в храм.

Но никаких дополнительных ограничений на неделе после Троицы в церковной традиции нет (за исключением поста в среду и пятницу).

С древних времен сохранились языческие верования о том, что в неделю после христианского праздника Троицы стоит, якобы, держаться подальше от воды, а то и вовсе не покидать пределы сел и деревень: наиболее суеверные крестьяне опасались нападения русалок, считая, что неделя после Троицы – особое время для нечисти.

Однако к христианству подобная мифология никогда не имела никакого отношения, и со временем вера в русалок осталась лишь частью сельского фольклора.

Можно ли загадывать желания на Троицу и какие?

С таким вопросом зачастую обращаются светские люди к своим воцерковленным знакомым, а порой и просто к случайным сайтам в интернете.

Но если сайты могут отвечать по-разному, то верующие, как и вся Церковь, скажут вам в одно: приметы, связанные с загадыванием желаний, никак не связаны с православным вероучением и являются чистой воды суеверием.

Христиане верят, что к Богу всегда можно обратиться с просьбой, но «обмануть» его, загадав желание в какой-то особый момент времени – не получится. Касается это и загадывания желаний на Троицу.

Сколько дней нельзя работать в Троицу?

Еще один популярный вопрос людей, которые еще только погружаются в церковную традицию. Ответ кого-то разочарует, а кого-то обрадует: ограничений на работу в преддверии Троицы нет.

Так что трудоголики могут спокойно наслаждаться работой, а вот лентяям нового повода расслабится, увы, не представится.

Можно ли крестить на Троицу?

Крестить на Троицу можно, но нужно учитывать, что в большие праздники в храмах много верующих, длиннее службы, священники сильно загружены, а поэтому вам, скорее всего, предложат перенести крещение на другой день.

В день Троицы христиане вспоминает схождение Святого Духа на апостолов.

Это чудесное явление, произошедшее почти две тысячи лет назад, привлекло очень много народа, многие уверовали и крестились, а потому Троицу еще называют днем рождения Церкви.

Конечно, символично принять крещение или крестить ребенка именно в этот праздник.

Но на самом деле, нет каких-то более или менее подходящих для крещения дней, а благодать Святого Духа, которую человек получает через Таинство миропомазания, присоединяясь к Церкви, одинакова как на Троицу, так и в любой другой день года.

Можно ли жениться/выходить замуж/венчаться на Троицу?

Венчаться на Троицу нельзя, так как Таинство брака не совершается Церковью в дни двунадесятых (т.е. двенадцати основных после Пасхи) праздников.

На Троицу христианине вспоминают одно из важнейших событий церковной истории – сошествие Святого Духа Утешителя, приход на землю Которого обещал Христос, возносясь на небо.

В этот день сразу после Литургии служится вечерня, на которой верующие коленопреклоненно обращаются к Троице во всей ее полноте: Богу Отцу, Святому Духу и Сыну Божьему.

Смысл этого праздника столь велик, что вряд ли возможно, ничего не упустив, принять в свое сердце в этот день еще и переживание большого личного события – Таинства брака.

Что же касается регистрации брака, то и в этом смысле пожениться на Троицу, скорее всего, не получится. Троица всегда празднуется в воскресенье, а ЗАГСы обычно в воскресенье не работают.

Можно ли играть свадьбу перед Троицей?

Играть свадьбу перед Троицей можно в период от Антипасхи (следующего после Пасхи воскресенья, называемого также Фоминым) до пятницы накануне Троицы, когда в последний раз перед Петровым постом в храмах совершаются венчания.

Заключить церковный брак можно в предназначенные для этого дни (понедельник, среда, пятница, воскресенье, не выпадающие на канун или сами двунадесятые и храмовые престольные праздники).

Прежде чем идти в церковь, нужно зарегистрировать заключение брака в государственных органах.

А отыграть свадьбу, то есть отпраздновать рождение новой семьи, молодожены могут в любой удобный день, но для застолья и веселья стоит выбрать день, когда нет поста.

Играть свадьбу прямо перед Троицей – не вполне уместно и не очень удобно. Суббота накануне - день поминовения усопших и подготовки к самому празднику, в которой большинство верующих стараются причаститься, а значит, дни перед Троицей стараются посвятить посту и молитве.

Можно ли расписываться на Троицу?

Расписаться на Троицу вряд ли получится, так как этот важнейший церковный праздник всегда отмечается в воскресенье, а в ЗАГСах воскресенье обычно выходной день.

Церковью определены дни, когда не совершается венчания, но никак не регламентируется выбор дня недели для регистрации брака.

Но если вопрос возникает потому, что будущим супругам кажется, что именно заключенный, например, в праздник Троицы брак будет крепким и счастливым, то здесь мнение Церкви однозначно.

Ни дата свадьбы, ни попытка соблюсти какие-то свадебные приметы не сделает вашу семейную жизнь счастливой. В семье будут мир и любовь, если супруги сами ежедневно будут стараться сохранить и преумножить их, прося в этом помощи у Господа.

Троица: традиции и обряды праздника

Славяне называли Троицу, или Пятидесятницу, Троицыным днем. А еще - Троица-Богородица, Венки, Веношник, День березки.

Березки в храме

На Троицу традиционно украшали храмы ветвями берез и травой. Этот обычай имеет несколько объяснений.

Во-первых, березы могут напоминать о дубраве Мамвре, где был дуб, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов явился Аврааму. Она изображена на иконах Троицы.

Во-вторых, в тот день, когда Святой Дух сошел на апостолов, иудеи отмечали праздник Пятидесятницы, который был связан с историей дарования им Закона Божия. На пяти­десятый день после исхода из египетской земли евреи подошли к Синайской горе, где Господь дал Моисею десять заповедей.

Это было время весны, и вся гора Синайская была покрыта цветущими деревьями.

Вероятно отсюда в древней Церкви был обычай в день Пятидесятницы украшать свои храмы и дома зеленью, чтобы как бы вновь очутиться на горе Синайской с Моисеем.

Троицкая родительская суббота и Троицын день

Нередко «Троицей» именовали весь временной промежуток времени от Семика до Духова дня, то есть Дня Святого Духа, который Церковь отмечает в понедельник после Троицы.

Троицкие гулянья знаменовали переход от весны к лету. К Троице, как правило, заканчивались все весенние сельскохозяйственные работы.

К празднику хозяйки традиционно мыли и убирали дом и двор, отцы семейств и сыновья косили траву в полях.

Пекли пироги и караваи, завивали венки из березы и цветов, ходили в гости.

Парни и девушки гуляли в лесах и на лугах, причем девушки специально шили к празднику наряды.

Головы украшали венками из цветов или головными уборами, вышитыми золотыми нитями.

В Белгородской области на каждый день троицкого цикла полагалось особое платье: в Троицкую родительскую субботу надевали красные рубахи, в воскресенье - белые из бабушкиных сундуков, в понедельник, Духов день, - сшитые из фабричной ткани.опубликовано .

Елизавета Киктенко

Если у вас возникли вопросы, задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet


Top