Как отличить добро от зла? Что в этом поможет? Как отличить добро от зла, плохое от хорошего Признаки отличающие добро от зла.




Добро понятие нравственности, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и даже растению. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем и радостью.




Добро и зло, как близнецы-братья, не могут существовать одно без другого. Если бы не было зла, человек никогда бы не узнал, что такое добро, и наоборот. Добро и зло – это мера, которой меряется человеческая жизнь. Про одного человека говорят – он добрый человек. А про другого – он злой. С понятием добра и зла мы начинаем знакомиться с раннего детства, когда слушаем сказки. Добро в них всегда побеждает зло, каким бы хитрым и коварным зло не было. Так мы впервые узнаем, что злым быть плохо, что вознаграждаются только добрые дела. А злые поступки всегда наказуемы. Добро всегда возвращается к человеку ответным добром. Зло, как правило, приносит ответное зло сотворившему его. Мы должны понимать, где добро и зло, и чтобы намерения были чистыми и добрыми, тогда и зла будет меньше. И тогда, действительно, добро победит зло не только в сказках. Нужно делать добро, от которого будет польза.


Мы каждый день встречаемся с тобой, Один –хороший, добрый, а другой- плохой и злой. И каждый день мы перед выбором стоим Как нам соединиться стать одним? Мы разные, как ночь и день, как свет и тьма, Мы не похожи, как лето и зима, В одном тихонько светит радость, и искриться смех, В другом вскипает ярость, превращаясь в грех. И целым нам не стать, хоть мы одно Как целым не стают волны верхушка и илистое дно И иногда друг перед другом мы стоя Тихонько шепчем - я ведь ты, а ты ведь я.


Пословицы о добре и зле В кривом глазу и прямое криво. Взял с сердцем, так и ешь с перцем. Во зле жить - по миру ходить. Гнев - человеческое, а злопамятство - диавольское. Доброе дело и в воде не тает Доброму добрая память. Добрый скорее дело сделает, чем сердитый. Злой не верит, что есть добрые люди. Ласково слово многих прельщает.


Вовсе необязательно быть волшебником, чтобы творить чудеса. Простые человеческие добрые дела окажутся настоящим чудом для кого-то. Помогая окружающим, мы не только их делаем счастливее, но делаем хорошо и себе, обретая подлинный смысл жизни. Осознание того, что мы подарили кому-то частицу тепла, согревает сердце и наполняет гордостью душу. Каждое доброе дело несет в этот мир положительную энергию, которая рано или поздно как бумеранг возвращается к нам.




Лишь добро одно бессмертно, Зло подолгу не живет! (Шота Руставели) Правила доброты 1. Будь отзывчив и внимателен к людям. 2. Помогай другим сам, а не жди, когда тебя попросят об этом. 3. Люби людей знакомых и незнакомых. 4. Призывай окружающих к хорошим взаимоотношениям. 5. Делай добро для людей. 6. Не завидуй. 7. Не груби. 8. Не вредничай.



Уважаемый Олег,

Мудрецы в трактате Бава Мециа (83) так толкуют стих в книге Тэилим (104, 20): «Ты простираешь тьму — и наступает ночь» — «это наш мир, который подобен ночи».

Рамхаль (рабби Моше-Хаим Луцатто) в своей знаменитой книге Мэсилат Йешарим (часть 3) пишет: «И осознай, насколько чудесно это высказывание для того, кто поймёт его глубоко. Ведь ночная тьма обманывает человеческий глаз двумя способами: или затмевает его так, что он совсем не видит, что перед ним, или обманывает его так, что столб кажется ему человеком, а человек — столбом. Так же материальность и вещественность этого мира — ночная тьма для взора разума, которая обманывает его двумя путями: во-первых, не даёт ему видеть препятствий на путях этого мира, и находятся глупцы, которые ступают уверенно, и падают, и погибают, не успев испугаться… А во-вторых — и второй обман страшнее первого — искажает зрение так, что зло представляется добром, а добро злом, и из-за этого люди укрепляются в своих дурных делах и не оставляют их. [В первом случае] они просто не видят зла, [во втором же] “видят” веские доказательства “верности” своих ложных воззрений и выводов, и это великое зло, которое окутывает их и приводит к смерти».

Поскольку йецер а-ра («дурное стремление») ослепляет человека, размышления о том, где верный путь, а где — неверный, с одной стороны, очень важная работа, а с другой, — очень трудная. Человеку практически невозможно в момент совершения действия понять, хорошо это действие или дурно — ведь в этот момент у него нет ни времени, ни спокойствия ума, необходимых для таких размышлений.

Тому же, кто хочет уберечься от ошибок, следует последовать совету Рамхаля (там же), который пишет: «Человеку необходимо — в любое время и в специально отведённое время уединения — вдумываться, какой путь является истинным по Закону Торы, каким путём ему нужно идти. А затем размышлять о своих действиях — соответствуют они этому пути или нет. Поступая так, он сможет легко очиститься от всякого зла и выпрямить свои пути».

Конечно, следовать этому совету непросто. Но это единственный способ для того, кто хочет идти прямым путём, здесь нет, и не может быть какого-то простого алгоритма.

Хотя простой формулы, с помощью которой можно было бы точно оценить свои действия, не существует, Виленский Гаон всё же даёт нам некую «индикацию».

В комментарии к книге Рут он пишет (1, 18): «Тот, кому представилась возможность совершить мицву, и он хочет распознать, не исходит ли это от дурного стремления, пусть проверит, как во время совершения мицвы ведут себя органы его тела. Если они в это время движутся проворно и играючи, по-видимому, дело происходит по совету дурного стремления. Потому что как может быть, чтобы органы тела — тяжёлые, созданные из праха, природа которых — идти за своими телесными вожделениями, опускаться как можно ниже, как положено праху — начали действовать с охотой? Это не что иное, как совет дурного стремления, желающего позже взять над ними власть. А если внутреннее стремление человека — приблизиться к своему Создателю, совершая мицвот, органы его тела будут тяжелы и ленивы. Тогда видно, что это соответствует природе: дурное стремление влияет на органы тела, желая удержать их от совершения мицвы».

Как отличить добро от зла, плохое от хорошего. Относительность добра и зла…

Я уже умер?-спросил человек.
-Угу,- кивнул Демиург, не отрываясь от изучения толстой внушительной книги.- Умер. Безусловно.
Человек неуверенно переступил с ноги на ногу.
-И что теперь?
Демиург бросил на него быстрый взгляд и снова уткнулся в книгу.
-Теперь тебе туда,- он не глядя указал пальцем на неприметную дверь.- Или туда,- его палец развернулся в сторону другой, точно такой же, двери.
-А что там?- поинтересовался человек.
-Ад,- ответил Демиург.- Или рай. По обстоятельствам.
Человек постоял в нерешительности, переводя взгляд с одной двери на другую.
-А-а… а мне в какую?
-А ты сам не знаешь?- слегка приподнял бровь.
-Ну-у,- замялся человек.- Мало ли. Куда там мне положено, по моим деяниям…
-Хм!- Демиург заложил книгу пальцем и наконец-то посмотрел прямо на человека.- По деяниям, значит?
-Ну да, а как же ещё?

Ну хорошо, хорошо,- Демиург раскрыл книгу поближе к началу и стал читать вслух.- Тут написано, что в возрасте двенадцати лет ты перевёл старушку через дорогу. Было такое?
-Было,- кивнул человек.
-Это добрый поступок или дурной?
-Добрый, конечно!
-Сейчас посмотрим…- Демиург перевернул страницу,- через пять минут эту старушку на другой улице переехал трамвай. Если бы ты не помог ей, они бы разминулись, и старушка жила бы еще лет десять. Ну, как?
Человек ошарашенно заморгал.
-Или вот,- Демиург раскрыл книгу в другом месте.- В возрасте двадцати трёх лет ты с группой товарищей участвовал в зверском избиении другой группы товарищей.
-Они первые полезли!- вскинул голову человек.
-У меня здесь написано иначе,- возразил.- И, кстати, состояние алкогольного опьянения не является смягчающим фактором. В общем, ты ни за что ни про что сломал семнадцатилетнему подростку два пальца и нос. Это хорошо или плохо?
Человек промолчал.
-После этого парень уже не мог играть на скрипке, а ведь подавал большие надежды. Ты ему загубил карьеру.
-Я нечаянно,- пробубнил человек.
-Само собой,- кивнул Демиург.- К слову сказать, мальчик с детства ненавидел эту скрипку. После вашей встречи он решил заняться боксом, чтобы уметь постоять за себя, и со временем стал чемпионом мира. Продолжим?
Демиург перевернул еще несколько страниц.
-Изнасилование - хорошо или плохо?
-Но я же…
-Этот ребёнок стал замечательным врачом и спас сотни жизней. Хорошо или плохо?
-Ну, наверное…
-Среди этих жизней была и принадлежащая маньяку-убийце. Плохо или хорошо?
-Но ведь…
-А маньяк-убийца вскоре зарежет беременную женщину, которая могла бы стать матерью великого учёного! Хорошо? Плохо?
-Но…
-Этот великий учёный, если бы ему дали родиться, должен был изобрести бомбу, способную выжечь половину континента. Плохо? Или хорошо?

Как отличить добро от зла, плохое от хорошего
-Но я же не мог всего этого знать!- выкрикнул человек.
-Само собой,- согласился.- Или вот, например, на странице 246 - ты наступил на бабочку!
-А из этого-то что вышло?!
Демиург молча развернул книгу к человеку и показал пальцем. Человек прочел, и волосы зашевелились у него на голове.
-Какой кошмар,- прошептал он.
-Но если бы ты её не раздавил, случилось бы вот это,- Бог показал пальцем на другой абзац. Человек глянул и судорожно сглотнул.
-Выходит… я спас мир?
-Да, четыре раза,- подтвердил Демиург.- Раздавив бабочку, толкнув старичка, предав товарища и украв у бабушки кошелёк. Каждый раз мир находился на грани катастрофы, но твоими стараниями выкарабкался.
-А-а…- человек на секунду замялся.- А вот на грань этой самой катастрофы… его тоже я?..
-Ты, ты, не сомневайся. Дважды. Когда накормил бездомного котёнка и когда спас утопающего.
У человека подкосились колени и он сел на пол.
-Ничего не понимаю,- всхлипнул он.- Всё, что я совершил в своей жизни… чем я гордился и чего стыдился… всё наоборот, наизнанку, всё не то, чем кажется!
-Вот поэтому было бы совершенно неправильно судить тебя по делам твоим,- наставительно произнёс Демиург.- Разве что по намерениям… но тут уж ты сам себе судья.
Он захлопнул книжку и поставил её в шкаф, среди других таких же книг.
-В общем, когда решишь, куда тебе, отправляйся в выбранную дверь. А у меня еще дел по горло.
Человек поднял заплаканное лицо.
-Но я же не знаю, за какой из них ад, а за какой рай.
-А это зависит от того, что ты выберешь,- ответил Демиург.

ДОБРО И ЗЛО

В своей отрицательной форме золотое правило устанавливает минимально низкую планку или границу морального отношения человека к другим людям, запрещает делать зло .

В своей положительной форме оно устанавливает максимально высокую планку морального отношения человека к другим людям, побуждает к добру , добродеянию.

Таким образом, золотое правило охватывает весь диапазон нравственных поступков и служит основой для различения и определения моральных категорий добра и зла .

Отличие моральных понятий добра и зла от общих понятий блага и зла

Благо и зло -- наиболее общие понятия, употребляемые для обозначения положительной или отрицательной ценности предметов и явлений окружающего мира. Благо -- положительно оцененное явление, положительная ценность (то, что приносит людям пользу). Зло -- отрицательно оцененное явление, отрицательная ценность (то, что приносит вред людям).

Человек взаимодействует с другими людьми и с природой, поэтому положительную или отрицательную значимость имеют для него не только действия людей, но и природные явления, вещи (в т. ч. элементы второй природы, созданной трудом человека). Бывает так, что одни и те же природные явления в одних случаях -- благо для людей, а в других случаях -- зло. Например, дождь: в пору восхождения семян благо, а во время уборки урожая -- зло.

Насколько абсолютно/относительно различие между благом и злом? Может ли благо быть злом, а зло благом? Одно и то же явление-действие может быть в одном отношении благом, а в другом -- злом. Однако, если мы оценили что-то как благо, то в качестве блага это что-то не может быть злом, и наоборот, если мы оценили что-то как зло, то в качестве такового это что-то не может быть благом. В этом смысле различие между благом и злом абсолютно. Благом является всё, что «служит сохранению и развитию жизни». Злом -- всё, что разрушает жизнь и препятствует ее развитию. (Под жизнью здесь имеется в виду прежде всего жизнь человека и человечества, и, далее, жизнь как таковая, в частности, жизнь на Земле.)

Моральные добро и зло -- это благо и зло в отношениях между людьми; это действия одних людей, имеющие положительную или отрицательную значимость для других. Если субъектом-носителем природного блага или зла является то или иное природное явление, то субъектом-носителем морального добра или зла всегда является человек как обладающее разумом, сознательно действующее, выбирающее существо.

Отношение человека к природе, к тем или иным природным явлениям может быть оценено как нравственное или безнравственное в том случае, если это отношение косвенным образом затрагивает интересы других людей, общества в целом.

Пара видов нравственности. Восстановление целостности законов

В этой статье хочу осветить тему различения Добра и зла, а также нравственности, какая она бывает, как она влияет на все сферы жизни, в том числе на качество наших юридических законов. Для начала мысли известных людей на эту тему:

«Вообще, нет ничего более важного в обществе, чем морально-нравственные принципы, на которых оно основано. Ничего. Всё остальное вторично». Президент России В. Путин. Селигер-2012

«Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без насильственных потрясений политических, страшных длячеловечества…« Пушкин А.С. «Русская изба»

«Нравственное чувство, как и талант, дается не всякому. Мысли, как и действия, разделяются на преступные и на неподлежащие никакой ответственности… Требовать от всех произведений словесности изящества или нравственной цели было бы...

0 0

Добро и зло в отношениях. Как отличить доброту от зла?

Добро и зло не разделимы

В отношениях людей, добро и зло, как стороны одного листочка, как две ипостаси отношений: живут ТОЛЬКО вместе.

Разделить их - это значит потерять их или породить монстра: добро в чистом виде, про которое говорят, что им (благими намерениями) выстлана дорога в ад. Или абсолютное зло - когда бал правит уже не человек, а зверь, которому чуждо всё человеческое.

Почему добро и зло не разделимы? А, закон един: не бывает в этом мире НИЧЕГО, чтобы существовало в чистом виде, как некий абсолют самого себя: ибо, только наличие изменений, развитие, перемещение в пространстве-времени обеспечивает существование.

А оно невозможно без наличия в самой вещи или явлении двух своих антагонизмов, которые, постоянно сталкиваясь друг с другом (борясь, воюя), и проявляют их в том или ином облике (свойствах).

К тому же,...

0 0

Добро и зло – категории не только философские, но и жизненные. Ежедневно, мы оперируем выражениями «добрый человек», «злой умысел», «добрый поступок» или «злой характер».

Добро и зло – это диаметрально противоположные понятия, антонимы. Но вместе с тем они не могут существовать друг без друга, как день и ночь.

Добро – это нечто созидательное, светлое, искреннее, дарящее радость и успокоение. Добрые поступки и мысли приносят счастье не только другим людям, но и самому источнику добра. Добрый человек излучает позитивную энергетику, которая буквально притягивает окружающих. Добро несовместимо с ложью, предательством и хитростью. Оно не имеет двойных стандартов, не стремится к уверткам. Добрый поступок или мысль идет из глубины души, не просчитывая заранее какие-то выгоды и последствия.

Зло – это всегда разрушение, крах, негатив. Человек не всегда это осознает это, но зло разрушает прежде всего самого носителя, его душу. Злые люди тоже могут иметь сильную энергетику, но...

0 0

…Сейчас уже и не вспомню, где я первый раз прочел фразу «Если уж бороться, то за добро, а не против зла» . По-моему, у Лууле Виилмы… «А в чем разница?» , - подумал я в том момент. И зацепило…

…Энергия дана человеку для созидания, иначе бы он не был «по образу и подобию» . Чем больше человек творит, тем больше энергии ему дается. Как только человек начинает разрушать – энергия начинает отниматься… С этой точки зрения призыв коммунистов «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем… » был изначально не верен. Энергия для того, что бы «новый мир построить» вся была потрачена на разрушение старого…

Любая причина вызывающая наше недовольство – это великолепный призыв к действию. Вам не нравится работа дворника, потому что грязный двор? Замечательно, выйдите на улицу, возьмите метлу и начните мести. Этим поступком вы шокируете ЖЭК, пристыдите дворника, поработаете над чувством собственной важности, а главное, сделаете двор чище. Если вы не хотите мести двор сами – наймите...

0 0

Уважаемый Олег,

Мудрецы в трактате Бава Мециа (83) так толкуют стих в книге Тэилим (104, 20): «Ты простираешь тьму - и наступает ночь» - «это наш мир, который подобен ночи».

Рамхаль (рабби Моше-Хаим Луцатто) в своей знаменитой книге Мэсилат Йешарим (часть 3) пишет: «И осознай, насколько чудесно это высказывание для того, кто поймёт его глубоко. Ведь ночная тьма обманывает человеческий глаз двумя способами: или затмевает его так, что он совсем не видит, что перед ним, или обманывает его так, что столб кажется ему человеком, а человек - столбом. Так же материальность и вещественность этого мира - ночная тьма для взора разума, которая обманывает его двумя путями: во-первых, не даёт ему видеть препятствий на путях этого мира, и находятся глупцы, которые ступают уверенно, и падают, и погибают, не успев испугаться… А во-вторых - и второй обман страшнее первого - искажает зрение так, что зло представляется добром, а добро злом, и из-за этого люди укрепляются в своих дурных...

0 0

КАК ОТЛИЧИТЬ ДОБРО ОТ ЗЛА?

Одна исключительно человеческая особенность заключается в способности человека задумываться над тем, что нам следует делать, а что нет. Если голодный пес заметит на столе кусок мяса, он вряд ли станет размышлять над тем, съесть его или нет. Однако человек в отличии от животных может оценить свое какое – то решение с точки зрения нравственности. Как поступит в том или ином случае каждый конкретный человек будет зависеть от того, по каким этическим принципам он живет.

Долгое время этические принципы, по которым жили люди, как правило, диктовались религией. Слово Бога, Библия, пользовалось авторитетом во многих странах. Однако все больше людей во всем мире считают религиозные нормы непрактичными, а библейскую мораль устаревшей. Что определяет жизнь людей сегодня? Влияние, которым изначально обладала религия, сегодня принадлежит нерелигиозной мудрости. Вместо того чтобы обращаться за руководством к религиозным источникам, многие ищут его у светских...

0 0

"Свинья под дубом". Крылов.

Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.

"Ведь это дереву вредит, -
Ей с Дубу Ворон говорит, -
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".
"Пусть сохнет, - говорит Свинья, -
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".

"Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, -
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут".
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Думаю, не дойдёт до кое-кого......

0 0

Данные размышления возникли после прочтения работ участников конкурса Твори добро другим во благо, в котором я решила принять участие. Особенно меня задела одна работа под названием Твори добро на всей земле...а надо ли?, где автор рассказывает о своем, по все видимости, довольно непростом детстве. Если я правильно поняла, автор до сих пор переживает из-за всего того "добра", которое она делала на протяжении своей жизни людям, получив в ответ полную неблагодарность. Статья выглядит как крик души, и упрек к людям. Но мой вопрос к автору может звучать неожиданно: "А с чего Вы взяли, что Вы творили Добро?"

Есть очень неплохой фильм с Кевином Спейси "Планета Ка Пэкс" (очень рекомендую посмотреть всем, кто еще не видел!), где главный герой - инопланетянин, прибывший на Землю с целью узнать о ней больше, рассказывает психиатру психиатрической клиники, куда он естественно попал:) о том, что на его планете нет ни суда, ни наказания за преступления. И удивленный психотерапевт спрашивает:...

0 0

Проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника в Богородице-Рождественском монастыре в Москве.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестная матушка Викторина! Дорогие отцы, братия и сестры!

Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с четвертым воскресеньем Великого поста, посвященным памяти святого преподобного Иоанна Лествичника. Радуюсь, что в этот день мы совершили Божественную литургию в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре города Москвы, и во время этой Литургии две хиротонии - во епископа и во иерея.

Евангельское чтение, которое надлежит прочитывать за Литургией в четвертое воскресенье Великого поста, содержит в себе повествование об исцелении бесноватого (Мк. 9:17-31). С одной стороны, повествование радостное, потому что все заканчивается исцелением. Но, с другой стороны, повествование драматическое - о том, как отец, несчастный отец, убитый горем, ибо...

0 0

10

Есть два критерия добра и зла.

1) Закон греха в плоти видит во зле ближнему добро себе, и в воздаянии за оное - зло себе.

2) Закон Божий видит в добре ближнему добро себе, и в воздяянии за грех - научение себя мирному плоду праведности.

Плоть же, бывает, понимает и то и это, но приоритетом имеет первое. Почему? Первое - энергетически более выйгрышное, несмотря проблемы с совестью. Не потому ли по Божьему закону укравший должен своим трудом вернуть в четыре раза больше, а испортивший за "один разик" девушку должен жениться на ней, то есть понести бремя её ежедневного содержания и долготерпения всю жизнь. И

Чис.14:34 по числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, [что значит] быть оставленным Мною.

Волю Божью, согласитесь, легче не исполнить, даже когда Бог являет перед очами блага Своего благословения; потому и наказание много больше. Чтоб не повадно было и чтобы плоть не...

0 0

11

Сколько у тебя имен?
- Не больше, чем нужно, чтобы жить свободно.

20 ноября 2004 года увидело свет новое творение Хаяо Миядзаки, одного из самых известных и уважаемых режиссеров в истории анимации – полнометражный аниме-фильм «Howl"s Moving Castle», или в неофициальном переводе на русский язык «Шагающий замок Хаула».

В оригинале название аниме можно прочесть примерно так: «Хауро но угоку сиро» – дословный перевод японского письма «Движущийся замок Хаула». Первое слово названия записано катаканой (один из двух японских алфавитов). Очень интересен перевод – это английское слово «Howl», которое произносится как «Хаул» и переводится как «рев, крик, стон, свист». В фильме Хаул – имя хозяина замка.

В аниме Миядзаки все, начиная с названия и заканчивая заключительной песней, которая, кстати сказать, написана Сюнтаро Танигавой, очень символично, цельно и продуманно, нет ни одной лишней детали, ни одной реплики героев, которая не несла бы определенный...

0 0


Top