Отчет по самообразованию начинающего воспитателя. Учебный год

На сегодняшний день в нашем обществе впервые за всю его историю можно наблюдать стремительные и глубокие перемены. В корне изменился сам стиль жизни, касающийся образования. Ведь в прежние времена получение одного диплома было достаточным условием для продолжения всей трудовой деятельности человека. Однако на сегодняшний день в нашу жизнь ворвался новый стандарт: «Образование для всех, образование через всю жизнь». Этот принцип особенно касается воспитателей, профессиональной задачей которых является создание всех необходимых условий для формирования личности маленького человека. Достижение этой цели невозможно без самообразования педагога.

Определение понятия

Что такое самообразование? Под этим термином понимают систематическую самостоятельно организованную познавательную деятельность. Ее основным направлением является достижение поставленных перед собой личностных и общественно значимых целей, которые способствуют удовлетворению познавательных интересов, профессиональных и общекультурных запросов, а также повышению профессиональной квалификации.

Только с помощью самообразования может быть сформирован индивидуальный педагогический стиль воспитателя и произойдет осмысление его деятельности.

Уровни самообразования

Считается, что организованный самим человеком процесс повышения профессиональных знаний проходит три последовательных этапа:

  • адаптационный;
  • проблемно-поисковый;
  • инновационный.

Каждая из этих ступеней самообразования отличается по своим возросшим качественным показателям. Так, первый уровень характерен для начинающих воспитателей. Его прохождение способствует адаптации к профессии. Что касается проблемно-поискового уровня, то на этом этапе происходит поиск оригинальных методик и эффективных приемов работы. Самая высокая степень развития наблюдается на третьей ступени самообразования. Инновационный уровень предполагает создание педагогом социально значимого продукта своей деятельности, который обладает практической новизной.

Цели самообразования

Для чего воспитателю необходимо совершенствование своих умений? Среди целей самообразования этого специалиста можно выделить:

  • углубление методических знаний;
  • усовершенствование и расширение методов воспитания и обучения на основе расширения психологического и общепедагогического кругозора;
  • рост общекультурного уровня специалиста;
  • овладение современными достижениями передовой педагогической науки и практики.

Направления самообразования

В каких областях педагоги, работающие с дошкольниками, могут углублять свои знания?

Среди них:

  • прочтение вновь изданных нормативных документов, касающихся вопросов дошкольного воспитания ;
  • ознакомление с новейшими достижениями физиологии и анатомии, детской психологии и педагогики;
  • изучение научно-методической и учебной литературы;
  • ознакомление с инновационной практикой ДОУ;
  • изучение новых педагогических технологий и программ;
  • повышение своего общекультурного уровня.

Темы самообразования

Какое конкретное направление является самым важным для воспитателя? Тема, выбранная им для самообразования, непременно должна быть связана с проблемами, решением которых занимается коллектив ДОУ, а также с основными направлениями деятельности детского сада. Это позволит наиболее эффективно решать задачи, стоящие перед учреждением в целом.

Тема также должна подбираться с учетом профессионального мастерства и опыта воспитателя. Она должна быть понятна и близка ему. Только в таком случае можно будет получить эффективный результат и раскрыть творческий потенциал педагога.

Выбрать тему можно и с учетом существующих рекомендаций. Например, молодым специалистам лучше всего остановиться на вопросах изучения следующей информации:

  • по формированию основ мастерства педагога;
  • по осознанию ценностей развития, обучения и личностной модели воспитания;
  • по повышению конструктивных способностей и умений.

Для тех, кто работает воспитателем более пяти лет, рекомендуется:

  • овладевать способами, позволяющими проектировать воспитательно-образовательные процессы, что позволит повысить их эффективность и качество;
  • формировать умение в осуществлении анализа научно-методической литературы, а также совершенствовать применение на практике полученных знаний и активизировать свои творческие способности.

Более опытным, творчески работающим воспитателям важно следующее:

  • развивать собственные способности в перепроектировании работы с детьми на основе тенденций достижения психологии и педагогической науки, а также социального общественного заказа;
  • проявлять творческий потенциал;
  • пропагандировать собственные достижения;
  • развивать исследовательскую деятельность.

Если у воспитателя отсутствует образование, то ему рекомендуется рассматривать темы, позволяющие:

  • овладеть методикой работы с дошкольниками;
  • адаптироваться к педагогической деятельности.

Стоит иметь в виду, что научить творчеству невозможно. Однако самообразование способно побудить педагога сделать определенные шаги для профессионального развития. А для контроля данного процесса необходим отчет воспитателя по самообразованию. Этот документ позволит руководству ДОУ оценить работу специалиста и при необходимости оказать ему необходимую методическую помощь.

Как написать отчет воспитателя по самообразованию? Для этого важно придерживаться определенной последовательности подачи информации.

Выбор темы

Отчет воспитателя по самообразованию должен включать в себя описание всех этапов данного процесса. Первым из них является выбор темы. На чем он должен быть основан? Тема самообразования находится в кругу профессиональных интересов педагога, а также всего ДОУ.

Также она напрямую зависит от уровня его квалификации. Отчет воспитателя по самообразованию в разделе, обосновывающем тему работы, должен также содержать задачи и цель повышения умений и знаний.

Планирование деятельности

Отчет воспитателя по самообразованию должен содержать в себе индивидуальный план, в котором описывается, что и в какие сроки важно выполнить, освоить и сделать. Его разработкой педагог занимается в начале года. В это же время со старшим воспитателем оговаривается форма, по которой должен быть предоставлен отчет по самообразованию воспитателя в саду, а также сроки его окончательного составления.

Теоретическое изучение темы

Отчет по самообразованию воспитателя в детском саду должен содержать в себе перечень проводимой работы, которая необходима для более эффективного решения стоящей перед педагогом проблемы, а именно по следующему:

  • знакомству с предметом самообразования и накоплению материала;
  • изучению необходимой специальной литературы;
  • ведению отчетной документации.

Все этапы проделанной работы должен отражать отчет по самообразованию воспитателя в саду. В том числе это может быть указание на участие педагога в ГМО, что позволило ему обогатить опыт работы, а также на посещение семинаров, консультаций и курсов повышения квалификации.

Практическая деятельность

Отчет воспитателя по самообразованию должен содержать в себе описание работы по применению знаний, умений и навыков в работе с детьми.

Практическая деятельность состоит в следующем:

  • в мониторинге по выбранной тематике, который делается в начале и в конце учебного года;
  • анализе условий, которые необходимы для реализации выбранной темы;
  • разработке и проведении бесед, образовательных ситуаций, развлечений и праздников;
  • организации выставок, на которых представлены детские работы;
  • реализации творческих проектов среди своих воспитанников;
  • организации кружковой деятельности;
  • изготовлении атрибутов и пособий, картотек и проч.;
  • создании для детей современной предметно-развивающей среды.

Подведение итогов

Отчет по самообразованию воспитателя ДОУ должен заканчиваться анализом проделанной работы. Это позволит оценить не только эффективность решения задач по устранению той или иной проблемы, но и степень повышения квалификации педагога. В какой форме должен быть предоставлен отчет воспитателя по самообразованию?

Требования руководителя ДОУ будут являться приоритетными в этом вопросе. Отчитаться о проведенной работе по самообразованию педагог, помимо составления отчета, может таким образом:

  • выступая с докладом;
  • проведя открытые просмотры в ДОУ;
  • составив презентацию по созданной им в группе развивающей среде и педагогическим наработкам;
  • опубликовав статью.

Однако стоит помнить о том, что вне зависимости от выбранной темы отчет о самообразовании воспитателя ДОУ не должен представлять собой только красочно поданную информацию. Работа по совершенствованию умений и знаний даст свои положительные результаты только в тех случаях, когда будет вестись планомерно, целенаправленно и систематически. Этот процесс станет предпосылкой для формирования повышения профессионального мастерства и творческой активности каждого из педагогов ДОУ. На основе отчета воспитателя по самообразованию план по такой работе должен быть составлен для всех специалистов детского сада.

Тема «Развитие речи»

В качестве образца рассмотрим отчет по самообразованию воспитателя 2 младшей группы. В первом разделе данного документа указываются основания, которые послужили для выбора данной темы. Так, отчет по самообразованию воспитателя по развитию речи должен давать разъяснения о том, что в возрасте от 3 до 4 лет этот вопрос становится весьма актуальным. Детки, находящиеся в младшем дошкольном возрасте, нуждаются в проведении с ними работы по всестороннему развитию речи. В это направление входит деятельность по активизации и обогащению словаря ребенка, развитию грамотного построения речи и ее связности.

  • обогащение пассивного и активного словаря детей по самым разным лексическим категориям;
  • расширение и активизация словарного запаса малышей на основе получения знаний и представлений об их ближайшем окружении;
  • изучение методов, приемов и способов по активизации речевых навыков малышей;
  • повышение собственного уровня знаний с помощью изучения специальной литературы, а также инновационных технологий и методов современных педагогов в сети Интернет;
  • объединение усилий педагогов и родителей в решении задач по развитию речи у детей.
  • наблюдения;
  • игры, в том числе хороводные и словесные, пальчиковые, дидактические и подвижные;
  • чтение художественной литературы;
  • беседы;
  • артикуляционная гимнастика;
  • разучивание песен и стихов.

При проведении кружковой работы с детьми в отчете должна быть описана и она. В заключение необходимо указать на результаты педагогической деятельности. Это повышение речевой активности деток, увеличение их словарного запаса, возникший интерес малышей к общению со сверстниками и с окружающими и т. д.

В этом же разделе должно быть указано и на пополнение предметно-развивающей среды группы, повышение уровня компетентности родителей в вопросах, касающихся речевого развития детей. Также в отчете должны быть описаны планы по продолжению работы в данном направлении с учетом применения инновационных методик и использования новинок методической литературы.

Тема «Мелкая моторика»

Это понятие обозначает точность двигательных способностей рук. Данная функция способствует также и развитию речи ребенка.

Отчет воспитателя по самообразованию «Моторика» должен описывать актуальность темы. Эта функция способствует развитию интеллектуальных способностей малышей. При плохой моторике дети неловко держат карандаш и ложку, не способны самостоятельно застегнуть пуговицу и шнуровать обувь. Им порой трудно работать с пазлами, собрать детали конструкции и т. д.

Также в отчете указывается цель деятельности, которая состоит в развитии координации рук и мелкой моторики. Задачи работы, которые также должны быть описаны в данном документе, состоят в улучшении этих способностей у ребенка.

Далее следует описание форм работы с детьми, а также использованных методов и приемов. Это могут быть физкультминутки и самомассаж кистей рук, лепка фигурок из пластилина и конструирование из бумаги, рисование по трафаретам и дидактические игры, обучение шнуровке и игры с мозаикой, пазлами и т. д.

В заключение отчета должен быть проведен анализ проделанной работы, указано на улучшение моторики у детей. Также должно быть разъяснено и то, что малыши научились лучше понимать явления, происходящие в окружающем мире, легче адаптируются в обществе и практической жизни и стали более уверенными в себе и самостоятельными.

Тема «Игра»

Данное направление самообразования позволяет более эффективно решать задачи по физическому здоровью дошкольников. И это является основной целью работы педагога.

Отчет по самообразованию воспитателя по игре должен содержать в себе планирование деятельности специалиста, которое осуществляется по следующим направлениям:

  • изучение специальной литературы;
  • проведение работы с детьми;
  • беседы с родителями;
  • самореализация.

Отчет воспитателя также должен включать в себя описание практической деятельности, проведенной с детьми в течение года. Это может быть:

  • спортивный праздник по тематике «Русские народные игры»;
  • выставка детских работ по теме «Любимые игры»;
  • открытый показ результатов образовательной деятельности;
  • беседа с родителями о роли подвижных игр в жизни ребенка и т. д.

В заключение отчета воспитатель должен указать на успехи физического развития детей, в числе которых улучшение их умения прыгать и бегать, лазить, кидать мяч и т. д.

В 2015-2016 учебном году я взяла тему по самообразованию: .

Актуальность: События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период старшего дошкольного возраста благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Проблема: Можно ли повысить мотивацию дошкольников 5-6 лет в воспитании патриотических чувств?

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников 5-6 лет.

Задачи:

  1. Проанализировать литературу по данной теме.
  2. Изучить принципы патриотического воспитания детей 5-6 лет в детском саду.
  3. Разработать картотеку игр по патриотическому воспитанию детей 5-6 лет в детском саду.
  4. Оформить уголок по патриотическому воспитанию в группе.
  5. Ориентировать семью на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей.

Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:

  1. Н.Ф. Виноградова «Наша Родина» . М., Просвещение, 2002
  2. А.Д. Жариков «Растите детей патриотами» М., Просвещение, 2001.
  3. Е.И. Корнеева «Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников» . М., Просвещение, 2007.
  4. Е.Ю. Александрова и др. -Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий, г.Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Е.К. Ривина «Государственная символика России М., Просвещение, 2005.
  6. Р.И. Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ» (Патриотическое воспитание) : М., Просвещение, 2007.
  7. Л.В. Логинова «Что может герб нам рассказать» : М., Просвещение, 2007.
  8. Л.А. Кодрикинский «С чего начинается Родина?» : М., Просвещение, 2007.
  9. Г.Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» (гражданско-патриотическое воспитание дошкольников) : М., Просвещение, 2007.

В течение 2014-2015 учебного года я подробно изучала тему по самообразованию: «Патриотическое воспитание детей 5-6 лет в детском саду» .

Выбор темы связан с целью, глубже познакомить с методами, приёмами и способами через которые мы, педагоги, можем воспитывать у детей патриотические чувства к самому дорогому.

Воспитание у детей любви к своему отечеству – это проблема всегда была актуальна на современном этапе, поскольку рушатся идеалы, ценностные ориентиры, так как изменился экологический уклад жизни.

Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же в содержании надо воспитывать это чувство, качество.

Патриотизм – это мировоззрение, определяемое любовью к Родине, родной земле, преданностью своему отечеству, желанием добиться для него лучшего будущего.

Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горести за её неудачи и беды. В уважении к историческому прошлому своего народа. В бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям.

Но как всему этому научить детей дошкольного возраста, в какой форме лучше донести до детей эти знания.

Изучение темы начала с раздела: «Патриотическое воспитание детей 5-6 лет в детском саду» . Изучила книгу А.Д. Жарикова «Растите детей патриотами» М., Просвещение, 2001. Я подготовила для родителей папку-передвижку. В которой подробно говорится о патриотическом воспитание в ДОУ. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям-к матери, отцу, бабушке, дедушке –это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

В октябре продолжила изучение темы с раздела: «Принципы патриотического воспитания детей 5-6 лет в детском саду» . Изучила статью из методической литературы по теме «Нравстенно – патриотическое воспитание детей» М., Просвещение, 2007. По данному вопросу я проводила консультацию с родителями. Я подробно изучила принципы патриотического воспитания: Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.

Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие» , озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)

Принцип интеграции различных видов детской деятельности.

Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения» , включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду) .

В ноябре продолжила изучение темы с раздела: «Актуальность создания благоприятной развивающей среды по патриотическому воспитанию» . Изучение начала со статьи Л.А. Кодрикинского «С чего начинается Родина?» : М., Просвещение, 2006.

В группе был пополнен по возрасту детей (5-6 лет) уголок по патриотическому воспитанию: «Моя Родина – Россия» !, где дети могут наглядно познакомиться с родной страной, родным городом, символикой, полистать книги, иллюстрации, рассмотреть фотоальбомы. Также была оформлена картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию.

На основе наглядного материала, бесед, игр я познакомила детей с родным городом, начала формировать представление о России как о родной стране, о Москве как о столице России, дети познакомились с достопримечательностями столицы нашей Родины, с городами.

Созданная эстетическая среда, обогащает детей новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

В декабре – январе изучение темы продолжила: «Дидактические игры по патриотическому воспитанию детей 5-6 лет» . Изучила книгу Е.Ю. Александровой и др. -Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий, г.Волгоград: Учитель, 2007. В течение двух месяцев осуществила подборку дидактических игр по патриотическому воспитанию: «Военные профессии» , «Собери флаг» , «Гости города» . «Птицы нашего края» и многие другие. Были сделаны игры своими руками: «Лото «Служу России!» , «Русские узоры» , «Достопримечательности г.Балашова» , «Путешествие по Балашову» , так же были оформлены крупномасштабные макеты: «Мой детский сад» , «Пешеходная зона Балашова. Центр» , «Железнодорожный вокзал» . В группе проходил проект: «Мой любимый город Балашов» . Где итоговым мероприятием было посещение «Краеведческого музея» .

В качестве наглядного материала во время НОД, бесед, досугов использую сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты, собственного изготовления. Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям: предметы должны быть известны детям; дидактический материал должен быть разнообразным; наглядным материал должен быть динамичным и в достаточном количестве; отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям

В феврале продолжила изучение темы с раздела: «Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства» . Я продолжила изучать методическую литературу. Во время НОД и самостоятельной творческой деятельности по рисованию и аппликации дети изображали Российский флаг, рассказывая, где его можно увидеть, рисовали родные места города Балашова, кремль в Москве, изготавливали открытки к праздникам: 23 февраля, 9 мая.

В марте продолжила изучение темы с раздела: «Наша малая Родина – город Балашов» , при изучение данного раздела я воспользовалась сайтом: http: //www. bfsgu. ru/. Была оформлена презентация и показана детям: «По улицам нашего города» . Изучением данного сайта послужило создание альбомов «История нашего города» , «Современный Балашов» . «Достопримечательности нашего города» , «Красная книга Саратовской области» , «Природа нашего края» .

В апреле-мае я закончила изучение темы разделом: «Роль родителей в формировании патриотических чувств у детей» . Изучила методическую литературу по теме «Нравственно – патриотическое воспитание детей» , г. Волгоград: Учитель, 2007. Патриотическое воспитание и нравственное воспитание связано между собой. Поэтому не надо забывать, что в семье создается та нравственная атмосфера, которая формирует характер ребенка. Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье. Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально –положительное отношение к тем местам, где он родился и живет. Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории. Формировать стремление принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю. Итогом данной работы было проведено анкетирование родителей, в котором родители отвечали на вопросы по патриотическому воспитанию в семье. В результате подведение итогов по анкетам были сделаны выводы: большинство родителей уделяют время и рассказывают детям о малой родине, о России, читают книги о войне, о героях, посещают достопримечательности нашего города и культурно-досуговые места: «Краеведческий музей» , «Дом купца Дьякова» , «Детскую библиотеку» .

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Выводы:

  • Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.
  • У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.
  • Выросло количество участников, проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.

Перспективы на 2017-2018 учебный год:

  1. Продолжить работу

Актуальность

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка.

Целью моей работы по самообразованию было:

Повышение профессионального уровня. Внедрение методики обучения и развития навыков общения у детей дошкольного возраста в практику.

В процессе самообразования я решала следующие задачи:

1 Изучение условий создания благоприятного психологического климата для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения.

Расширение представлений о развитии личности ребёнка, его коммуникативных способностях. Ознакомление с теоретическими основами разработки проблемы коммуникации. Формирование умений и навыков практического использования методов и приёмов развития коммуникативной деятельности детей, направленных на: пробуждение и укрепление у детей интереса к окружающим людям и воспитание чувства взаимоуважения и взаимодоверия; создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои индивидуальные способности; развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ как собственного поведения, так и поступков окружающих людей; обучение искусству общения в различных формах и ситуациях. Апробирование методов проведения целенаправленной работы с семьёй.

В процессе работы по самообразованию, я изучила следующую литературу:

программа теоретического курса «Основы коммуникации» (институт специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребёнка им.Рауля Валенберга);

Программа практического курса «Азбука общения» Шипицына Л.М.;

- «Ступени общения: от года до семи лет». Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. М.,1992;

- «Общение детей в детском саду и в семье» Репина Т.А., Стерхина Р.Б. М.,1990»

- «Учимся общаться с ребёнком. Руководство для воспитателя детского сада» Петровский В.А, Виноградова А.М, Кларина Л.М. М.,1993;

- «Психогимнастика» Чистякова М.И, М.,1990.

Свою систему работы веду по трем направлениям: работа с педагогами, работа с детьми, работа с родителями.

Работа с детьми:

В этом году провела с детьми такие мероприятия:

Раздел программы «Языки общения»

Игра-имитация «Послушай и угадай»

Дидактическая игра «Чего не стало?»

Подвижная игра «Весёлый хоровод»

Раздел программы «Тайна моего «Я»»

Упражнение «Обезьянка»

Сюжетно-ролевая игра «Забавные гномики»

Этюд по стихотворению Е.Юдина «Вот такой малыш»

Раздел программы «Как мы видим друг друга»

Игра-драматизация «Мишка-отгадчик»

НОД «Кого можно назвать другом?»

Чтение стихов и рассказов о дружбе

Сюжетно-ролевая игра «В гостях»

Раздел программы «Фантазия характеров»

Обыгрывание стихотворения А.Кузнецовой «Подружки»

Подвижная игра «Нам не тесно»

Игра-драматизация «Девочка чумазая»

Раздел программы «Умение владеть собой»

Упражнение «Отдыхаем»

Игра «Соседи»

Чтение стихотворения И.Демьянова «Трусов Федя»

Дидактическая игра «Таня простудилась»

Также я проводила работу с родителями

Подготовила консультации для родителей «Учимся общаться с ребёнком», «Развитие коммуникативных навыков у детей»

Выставка «Как научить малыша играть»(папка передвижка)

Данные мероприятия помогли установить теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми, создали эмоциональный комфорт в группе. Родители стали более открытыми для общения.

Работа с педагогами : выступление на семинаре с презентацией на тему «Формирование навыков общения у дошкольников»

Вывод: Осуществляя работу по теме самообразования, к концу учебного года мне удалось снизить детскую конфликтность, научить детей налаживать дружеские взаимоотношения, создать благоприятную психологическую атмосферу в детском коллективе, обогатить опыт детей в умении выражать свои эмоции, понимать состояния других людей.

Работа в этом направлении будет продолжена и на следующий год.

Форма отчета по самообразованию учителя регулируется самой школой (учебным заведением). Так, в зависимости от региона или территории форма отчета по самообразованию учителя может меняться, однако в основном она имеет общие черты. Отчет учителя по самообразованию не только систематизирует работу за определенный промежуток, но и фиксирует достижения, позволяет выполнять работу над ошибками и вносить коррективы в занятия по творческим направлениям. В современный быстрый 21 век такая форма работы позволяет выявить те необходимые устройства, который нужны для эффективного усвоения информации учениками. Имеется ввиду интерактивные доски, электронные учебники, реактивы или приборы для природных наук.

ВНИМАНИЕ ДИРЕКТОРАМ ШКОЛ!!!

У вас есть возможность повысить свою ИКТ-грамотность и при этом сэкономить время! Приглашаем пройти дистанционное обучение в

по программе

. На курсе вы узнаете:

  • как выстроить работу с учетом современных технологий;
  • как подружиться с компьютером и электронными системами, знания которых требует профстандарт;
  • как быстро и просто составить электронное портфолио;

…и многое другое.

По итогам вашей учебы оформим удостоверение о повышении квалификации установленного образца. Записывайтесь на обучение

.

Как формировать отчет о проделанной работе по теме самообразования

Отчет по самообразованию педагога формируется по завершении работы над проработанной темой. Идеальный вариант - это 1 учебный год. Не исключено, что эту форму контроля следует оформлять и по завершении четвертей. Как написать данную форму отчета, если вам дана некая свобода действий. Прежде всего, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Опишите тему, над которой вы работали: что вы планировали (цели, задания, результаты) и то, что в итоги было сделано.
  • Впишите мероприятия и формы деятельности (дополнительные занятия, конкурсы, кружки, экскурсии, открытые уроки) и количество учеников, что принимали в нем участие.
  • Опишите результаты работы, которых вы достигли и не достигли. Преимущества и недостатки данных мероприятий.
  • Планы на следующий учебный год и сроки их реализации

Даже если вы будете оформлять документ по заданной схеме, приведенные выше шаги не будут кардинально отличаться. Будьте внимательны и сосредоточены при процессе.

Структура отчета по теме самообразования

Как написать отчет по самообразованию учителя, - таким вопросом задается каждый сотрудник школы. Есть два варианта: начальство предоставляет вам образец, которому вы должны следовать. Вы сами находите информацию по этому вопросу в интернете. По всей территории РФ форма отчета по теме самообразования, как правило, может быть следующая:

  • Презентация в Power Point
  • Доклад или реферат
  • Статья в журнал
  • Методическое пособие
  • Научно-техническая разработка

Каждая из этих форм имеет свои недостатки и преимущества. К разным категориям учителей руководством школы могут выдвигаться требования к форме. Тот, кто принимает отчет по самообразованию, как правило, директор школы, может вносить коррективы в конечный результат. Естественно, в своем отчете перед вышестоящими органами он описывает общую картину на основании отчетов педагогов по самообразованию за учебный год. Это способствует выделению денег не только на необходимые предметы для учеников, но и предметы для учителей. Так, к учителям первой категории могут выдвигаться требования по предоставлению отчета в форме презентации, доклада/реферата или в формате стандартного документа А4. Как правило, форма отчета по теме самообразования учителя в формате стандартного документа А4 должна быть оформлена соответствующим образом:

  • 14 шрифт Times New Roman,
  • форматирование по ширине,
  • интервал 10 пт,
  • множитель 1,15

Отчет о проделанной работе по самообразованию учителя может содержать фото учеников как в классе, так и вне школы. Естественно, по этическим правилам фото детей не должны передаваться третьим лицам, распространятся на просторах интернета и распространяться в целях коммерции. Нарушение этих правил следует административная и уголовная ответственность.

Такая форма будет использоваться, так сказать, для общего пользования. К учителям высшей категории - статья в журнал, методическое пособие или разработка. Для такой формы также существуют свои требования. Руководством школы эта форму отчетности может оплачивать дополнительно. Статья в журнале, методическое пособие или разработка, как правило, подлежит широкому обобщению для того, чтобы и другие работники педагогической сферы смогли воспользоваться разработками учителя.

Отчет учителя по теме самообразования: скачать форму

Иногда предоставляемую форму сужают только до документа отчетности в виде документа А4. В этом случае лучше всего напечатать таблицу с графами: этапы, содержание деятельности, сроки, подведение итогов. Вот форма отчета по самообразованию:

В этом примере описана работа в течение 1 года, где четко распланировано задания учителя и подведение итогов. Как видим, это чистовой вариант. Давайте подробнее рассмотрим его этапы:

  1. Поиск и составление списка литературы по самообразованию. Сюда можно включать литературу не только по вашему профилю, но и литературу по педагогике и книги об опыте учителей.
  2. Изучения состояния выбранной проблемы с позиции теории и передовой педагогической практики. Среди самой передовой литературы можно назвать онлайн-ресурсы (журналы, газеты и др. источники информации): «Первое сентября», «Педсовет», «Педагогическая периодика», «Учитель», «Учительская газета», "Педагогика искусства".
  3. Проектирование собственного педагогического поиска. Здесь, учитель, как творческий человек, может использовать свою фантазию и наработки: от планирования урока до планирования длительных экскурсий, к примеру, по Золотому кольцу России.
  4. Опытно-экспериментальная проверка. Если, допустим, учитель истории разработал урок-дискуссию, то можно ввести его вместо обычных уроков. Далее, если детям понравится, можно вводить его план и проводить 1 раз в неделю.
  5. Рефлексия, то есть оформление результатов. Этот этап важен прежде всего для руководства школы.

Еще один пример отчета по самообразованию представляет собой более развернутую форму:

Шаг к большому успеху через самообразование

Отчет по плану самообразования может стать вашем маленьким шагом на пути к большим наградам, таким как

  • почётное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации»
  • почетная грамота Правительства Российской Федерации в области образования
  • почётное звание «Народный учитель Российской Федерации»

и т.д. «Человек велик трудом» говорит наша русская пословица, что значит то, что человек приобретает славу и почет только своей работе. Любовь детей, уважение коллег, одобрение начальством возможно только благодаря рвению, организации труда и неутомимой работе. Вашим большим плюсом станет изучение литературы на иностранных языках и применение опыта учителей других стран. Несмотря на различия в образовательных системах России и стран западной Европы, обмен опытом является неотъемлемой составляющей развития науки педагогики.

По шаблону отчета о работе над темой самообразования может быть составлена и итог работы для родительского собрания. На родительском собрании можно поименно назвать учеников, отличившихся в том или ином мероприятии. Это способствует дальнейшему развитию задатков учеников: творческих способностей, наклонностей к точным предметам, любовь к природе и природным наукам и т.д.

Записка о самообразовании от первого лица

В школах распространена форма записки о самообразовании, где отчет подается от первого лица и подробным указанием педагогического стажа и квалификации. Несмотря на то, что это отчет за год по теме самообразования воспитателя, именно такой вид формы отчета по самообразованию характерен для учителей высшей категории.

Класс и организация работы по самообразованию

Организация работы по самообразованию педагогов существенно зависит от класса, где работает педагог. Отчет по самообразованию учителя начальной школы должен базироваться на разработке и планировании физических активностей как на территории школы, так и вне её. К примеру, в школе можно делать физкультминутку, а за её пределами малышам нужно резвиться в парке. Отчет учителя средних классов важен тем, что помимо обычных уроков нужно постепенно внедрять классные занятия, способствовать сплочению коллектива, планировать творческие выступления. Отчет по плану самообразования учителя старших классов должен преследовать цель профориентации ученика, выявлению его предрасположенностей к тому или иному виду деятельности. Один из самых популярных способов для этого - это тесты на профориентацию, тип темперамента, определения уровня интеллекта.

Роль отчета о работе по теме самообразования

Самоанализ плана самообразования – один из процессов, совершаемых только учителем по собственной инициативе. Согласно Федеральному закону работники педагогической сферы имеют право получение дополнительного профессионального образования только 1 раз в 3 года. Однако благодаря индивидуальной методической работе учителя - отчете по самообразованию уже сейчас можно выявить недостатки в своей работе. Их можно исправить путем получения консультаций с работниками педагогической сферы, общения с коллегами или вебинаров. Форма отчетности по теме самообразования способствует координации работе всего учебного заведения, распределения рабочих часов психолога, встречам детей с ветеранами, зарождению школьных традиций и праздников. Если педагогу не предоставили образец отчета по самообразованию учителя, то это сигнал о проверке для учителя. В этом случае хотят произвести мониторинг способности человека обращать внимание на детали, развить привычку сидеть над кропотливой и трудоемкой работе.

Как молодому педагогу написать отчет по самообразованию?

План самообразования учителя - настоящая головная боль для молодого учителя. Человеку, который только что пришел из вуза, не доверят вести свой предмет. Как правило, это обычная процедура, ведь директор школы должен проверить выпускника на профпригодность, убедиться, что он любит свой предмет и детей. Задание руководства по написанию отчета, и поиск ответа на вопрос как писать отчет по самообразованию учителя проверит стрессоустойчивость педагога. Поиск информации - одно из золотых правил классного руководителя. Дети не воспринимают рутину, поэтому так важно находить новые решения для проведения классного часа, поездок и мероприятий.

Ошибки в отчете по самообразованию учителя

Если отчет учителя по самообразованию составлен неверно, это может привести к негативным последствиям. В первый раз учителю сделают замечание, во второй раз - выговор, третий раз - увольнение. Чтобы этого избегать, учителю настоятельно рекомендуется фиксировать всю активность с помощью блокнота, в крайних случаях - диктофона. Как написать отчет по теме самообразования, чтобы к нему не придралось начальство? Есть несколько секретов

  • Во-первых, кратко, но существенно прописывайте итоги и выводы из проделанной работы. Это шанс не повторить промашки, которые были допущены и качественный показатель для начальства.
  • Используйте как можно больше нововведений и новшеств. Не бойтесь проявлять ваш творческий потенциал. Дети в любом возрасте любят креативную работу. Довольные дети - довольные родители, и ваш авторитет в глазах директора.

Как сделать отчет по самообразованию учителя, чтоб успеть в срок? Сделать это дома, если есть такая возможность. В тишине и спокойствии вы можете сосредоточиться на этой работе. Отчет педагога по теме самообразования - это не просто бумажная работа, а лицевая сторона работы педагога.

Отчет и квалификация школы

Отчет по теме самообразовании педагогов влияет на квалификацию учебного заведения. Так, если учителю удалось привить любовь к иностранным языкам, то это, в свою очередь, принесет победы на олимпиадах по этому предмету. В свою очередь это может привести к получению статуса гимназии или лицея или школы с углубленным изучением иностранных языков. Такое решение Районо может способствовать повышению окладов учителей.


Top