Резолюция оон о разделе палестины. Раздел палестины

ПЛА́НЫ РАЗДЕ́ЛА ПАЛЕСТИ́НЫ (Partition Plans for Palestine ). Идея раздела Эрец-Исраэль возникла в ходе Первой мировой войны как следствие соперничества великих держав за господство на Ближнем Востоке.

Еще до начала войны, в 1914 г., между Англией, Францией и Германией было подписано так называемое «железнодорожное соглашение» о разделе азиатской части Османской империи (см. Турция) на сферы экономических интересов. В первые месяцы войны Англия и Франция заявили о своих притязаниях на территорию Эрец-Исраэль; руководители антитурецкого арабского восстания, поддерживавшегося англичанами, также выступили с подобными требованиями. Согласно англо-французскому соглашению 1916 г. (так называемое соглашение Сайкс-Пико, по имени подготовивших его английского дипломата М. Сайкса и французского дипломата Ф. Жорж-Пико), вся территория между Средиземным морем и Иорданом от озера Киннерет на севере до Хеврона на юге, то есть та часть Эрец-Исраэль, где находятся святые места , должна была перейти под совместное управление Англии, Франции и России, которые взяли бы на себя обеспечение прав всех религий; в Негеве и Заиорданье предполагалось создать арабское государство под британским протекторатом, а Франция устанавливала свой протекторат над Сирией.

Эти планы вызвали резкие протесты со стороны руководителей сионистского движения , требовавших сохранить единство страны в границах, отвечающих интересам еврейского народа, то есть его исторических прав и поселенческих перспектив, и передать мандат на управление страной одной державе. Эти требования в известном смысле отвечали интересам Великобритании, стремившейся к безраздельному контролю над территорией Эрец-Исраэль. Бальфура Декларация (ноябрь 1917 г.), заявлявшая о сочувствии Великобритании сионистским чаяниям еврейского народа, была одобрена правительствами союзных держав. Со своей стороны, сионистское движение полагало, что раздел Османской империи должен привести к созданию трех независимых государств: еврейского, арабского и армянского; соглашение об этом было достигнуто между Х. Вейцманом , поддержанным лидерами английских сионистов, и эмиром Фейсалом, которому англичане обещали за помощь в войне против Турции поддержать требования о создании арабского государства (Фейсал оговорил свое право стать королем этого государства со столицей в Дамаске). В ходе военных действий вся территория Эрец-Исраэль оказалась под управлением британских оккупационных властей. Спустя месяц после окончания военных действий Франция согласилась на установление британского господства над всей территорией Эрец-Исраэль в обмен на согласие Великобритании на французский протекторат над Сирией.

После войны Великобритания и Франция по предложению президента США Вильсона решили создать специальную комиссию, которая, посетив Ближний Восток, сформулировала бы предложения по разделу принадлежавших бывшей Османской империи земель и передаче их под мандат союзных держав. Однако, поскольку Англия и Франция фактически не были заинтересованы в создании такой комиссии, в ее работе приняли участие лишь делегаты США Г. Кинг и И. Крейн. В 1919 г. в своем отчете комиссия предлагала отказаться от выделения из состава Сирии Ливана и Эрец-Исраэль и передать мандат на управление всей этой территорией США или, если это окажется невозможным, Великобритании. Одновременно комиссия рекомендовала отказаться от плана создания еврейского национального очага в Эрец-Исраэль и ограничить еврейскую иммиграцию в страну. Отчет комиссии Кинга-Крейна не был представлен на рассмотрение Парижской мирной конференции и не имел практических последствий. Границы британского мандата обсуждались в нотах, которыми обменялись Англия и Франция в сентябре 1919 г. и июне 1920 г., а также на встречах министров иностранных дел этих стран (декабрь 1919 г., июнь и декабрь 1920 г.). Вопреки попыткам сионистских лидеров добиться более приемлемых границ, Великобритания отказалась в пользу Франции от части северной территории Эрец-Исраэль. Вопрос о границах рассматривался специальной комиссией в 1920–23 гг.; следствием ее работы было включение в границы британского мандата обоих берегов озера Хула , реки Иордан и озера Киннерет.

Первый раздел подмандатной Палестины был произведен в 1921 г., когда Великобритания выделила из ее территории Заиорданье и передала его эмиру Абдаллах у ибн Хусейну в качестве компенсации за изгнание французами его брата Фейсала из Дамаска (сам Фейсал был сделан королем находившегося под британским контролем Ирака); Еврейское агентство не выразило протеста; ревизионистское движение (см. Сионисты-ревизионисты), созданное в 1925 г., резко возражало против отделения Заиорданья, выдвинув лозунг еврейского государства на обоих берегах Иордана. Идея раздела Западной Палестины между евреями и арабами впервые была официально выдвинута в 1937 г. королевской комиссией по Палестине, созданной для расследования арабо-еврейского конфликта 1936 г. Отчет и рекомендации комиссии (ее возглавлял лорд Пиль), опубликованные 7 июля 1937 г., среди прочего гласили, что «первоочередная цель [британского] мандата... способствовать созданию еврейского национального очага». Вместе с тем, комиссия отмечала, что «в нынешних условиях в Палестине невозможно одновременно идти навстречу арабским требованиям самоуправления и гарантировать создание еврейского национального очага». Решение проблемы комиссия видела в «хирургической операции» - разделе страны на два отдельных государства, еврейское и арабское, причем Бет-Лехем , Иерусалим с коридором к Яффе и Назарет должны оставаться под британским мандатным управлением. Еврейское государство должно было включать всю Галилею и Изреельскую долину , прибрежную равнину от мыса Рош-х а-Никра на севере до Беер-Товии на юге; в состав арабского государства должны были входить Заиорданье, горы Иудеи и Самарии и Негев. Британские союзные договоры с обоими государствами включали бы гарантии прав национальных меньшинств , обеспечивали бы интересы британских вооруженных сил и т. п; в дополнение к этому часть налогов граждан еврейского государства должна была поступать в бюджет арабского государства.

Хотя это решение не удовлетворяло требований ни арабов, ни евреев, комиссия полагала, что раздел страны в конечном счете в интересах обеих сторон: арабы получат национальную независимость и не будут опасаться еврейского господства, в то время как превращение еврейского национального очага в еврейское государство не только избавит евреев от опасения оказаться под властью арабов, но и явится осуществлением основной цели сионизма - еврейский народ в Палестине обретет государственность и, перестав быть национальным меньшинством в других странах, станет равноправным членом содружества суверенных наций. 20-й Сионистский конгресс (август 1937 г., Цюрих) заявил, что план комиссии Пиля неприемлем, однако уполномочил Исполнительный комитет вступить в переговоры с британским правительством относительно конкретных планов создания еврейского государства с тем, чтобы вынести их потом на обсуждение следующего Сионистского конгресса. Часть руководителей ишува , в том числе Х. Вейцман, Д. Бен-Гурион и М. Шарет поддерживала идею раздела страны; другая, в том числе А. М. М. Усышкин , В. Жаботинский и Б. Кацнельсон , выступала против. Сторонники принятия плана комиссии Пиля опасались упустить историческую возможность создания суверенного еврейского государства в Эрец-Исраэль, полагая, что границы этого государства можно будет изменить в будущем. Противники плана видели опасность в самом согласии с идеей раздела.

В 1938 г. британское правительство создало Комиссию по разделу Палестины, известную как комиссия Вудхеда (по имени ее председателя, сэра Дж. Вудхеда); она должна была составить рекомендации относительно границ будущих арабского и еврейского государств. Эти границы должны были отвечать следующим условиям:

  1. еврейское и арабское государства должны быть в достаточной степени экономически и хозяйственно самостоятельными;
  2. в каждом из этих государств среди населения должно быть как можно меньше людей других национальностей и принадлежащих им предприятий;
  3. раздел должен быть осуществлен таким образом, чтобы обеспечить британскому правительству возможность выполнять свои мандатные функции.

Отчет комиссии был опубликован в октябре 1938 г. Комиссия пришла к заключению, что план раздела, предложенный комиссией Пиля, невыполним. Один из членов комиссии предлагал не включать в состав еврейского государства Галилею и небольшую область на юге; два других советовали оставить под британским мандатом Галилею, Иерусалим с прилегающим районом и Негев; четвертый отверг все предложенные планы. Таким образом, комиссия Вудхеда не смогла наметить границы, которые отвечали бы поставленным требованиям, и британское правительство согласилось с ее заключением о неосуществимости раздела.

В 1946 г. комиссия, состоявшая из британских и американских представителей во главе с Х. Моррисоном и Т. Грейди, предложила план, согласно которому страна должна была быть разделена на четыре провинции: арабскую, включавшую около 40% территории, еврейскую (около 17%) и две британские - Иерусалимский округ и Негев (около 43%). Центральная власть по этому плану сосредоточивалась в руках британского верховного комиссара, при котором действовал бы исполнительный комитет, состоящий из делегатов еврейской и арабской провинций. Контроль над иммиграцией в страну должен был осуществлять верховный комиссар. В будущем эти провинции могли образовать единое федеральное государство или независимые государства. Это предложение было отклонено очередным Сионистским конгрессом.

В мае 1947 г., после того, как Великобритания передала проблему Палестины на решение Организации Объединенных Наций , последняя создала Особую комиссию по Палестине. Большинством в семь голосов (Канада, Чехословакия, Гватемала, Нидерланды, Перу, Швеция и Уругвай) комиссия рекомендовала осуществить раздел страны на еврейское и арабское государства и установить особый международный статус для Иерусалима; меньшинство (Индия, Иран, Югославия) предлагало создание двунационального федеративного государства; представитель Австралии воздержался. Предложение большинства с незначительными территориальными поправками было принято на особой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1947 г. (33 государства, включая США и Советский Союз, голосовали «за», 13, включая все арабские страны, «против»; десять, включая Великобританию, воздержались). Согласно этому решению, в еврейское государство должны были войти Восточная Галилея, Изреельская долина, большая часть приморской равнины и Негев; в арабское государство - Западная Галилея, горы Иудеи и Самарии (за исключением Иерусалима) и часть приморской равнины от Исдуда (Ашдода) до египетской границы. Таким образом, каждое государство состояло из трех территориальных блоков, каждый из которых имел соприкосновение с другим в одной или двух точках. Иерусалим должен был находиться под опекой ООН. Это предложение было принято еврейской стороной и отвергнуто арабами, заявившими, что они приложат все усилия, чтобы помешать реализации этого плана; Великобритания, со своей стороны, заявила, что не предпримет никаких мер, чтобы навязать этот план.

Попытка арабов силой помешать возникновению еврейского государства (см. Война за независимость) завершилась провалом; в силу соглашения о прекращении огня с Египтом, Ливаном, Иорданией и Сирией (1949) в состав еврейского государства вошли также Западная Галилея и коридор от приморской равнины до Иерусалима); Иерусалим был разделен по линии прекращения огня между Израилем и Трансиорданией. Государство Израиль занимало 80% территории подмандатной Палестины (без Заиорданья). Создание арабского государства было сорвано вследствие оккупации, а затем и формальной аннексии Трансиорданией большей части территорий (Иудея и Самария), предназначавшихся для арабского государства. Эта аннексия была официально признана лишь двумя государствами - Великобританией и Пакистаном. По настоянию Д. Бен-Гуриона в Декларацию независимости не было включено упоминание о границах Государства Израиль, который не считал себя связанным планом раздела, так как намеченные границы игнорировались даже посредником ООН.

В ходе Шестидневной войны 1967 г., навязанной Израилю арабскими государствами, вся территория Западной Эрец-Исраэль перешла под контроль Израиля. В результате этого вновь встал вопрос о восточной границе Израиля. Будущий статус перешедших под израильский контроль территорий (полный или частичный возврат Иордании, аннексия де факто, формальная аннексия, создание арабского государства - независимого или в конфедерации с Иорданией) вызывает ожесточенные дискуссии в стране, поскольку с точки зрения международного права Иудея, Самария и полоса Газы - спорные территории.

Литература:

Никитина Г.С. Государство Израиль: (Особенности экономического и политического развития) . М., 1968
Краткая еврейская энциклопедия , тт. 1–7. М. – Иерусалим, 1976–1996
Государство Израиль. Справочник . М., 1986
Барковский Л.А. Арабское население Израиля . М., 1988
Карасова Т.А. Блок Маарах в партийно-политической системе Израиля . М., 1988
Федорченко А.В. Израиль: проблемы экономического развития . М., 1990
Государство Израиль в 80-е годы : (Очерки). Отв. ред. Карасова Т.А. М., 1992
Гвати Х. Киббуц: так мы живем . Иерусалим – СПб, 1992
Симановский С.И., Стрепетова М.П. Израиль . М., 1995
Федорченко А.В. Сельское хозяйство Израиля. Социально-экономические формы организации производства . М., 1995
Гасратян С.М. Религиозные партии Государства Израиль . М., 1996
Федорченко А.В. Израиль накануне XXI века: Проблема адаптации национальной экономики к новым условиям . М., 1996
Карасова Т.А. Ближневосточное урегулирование и израильское общество . – Ближний Восток и современность. 1999, № 7
Сатановский Е.Я. Экономика Израиля в 90-е годы . М., 1999
Гейзель З. Политические структуры государства Израиль . М., 2001
Гончарок М. Пепел наших костров. Очерки истории еврейского анархистского движения (идиш-анархизм) . Иерусалим, 2002
Общество и политика современного Израиля . М. – Иерусалим, 2002
Арабо-израильский конфликт: старые проблемы и новые планы . М., 2003
Эпштейн А.Д. Бесконечное противостояние. (Израиль и арабский мир: войны и дипломатия, история и современность ). М., 2003
Эпштейн А., Урицкий М. Проблема палестинских беженцев: история, историография и политика. Космополис, 2003, № 3 (5)
Палестино-израильский конфликт в зеркале общественного мнения и международной дипломатии . Под ред. А.Д. Эпштейна. М., 2004
Эпштейн А., Урицкий М. Британское правление в Палестине (1917–1928 ): между евреями и арабами. Космополис. 2005, № 1 (11)



В докладе «Специальной (Ad Hoc) комиссии… рекомендация о разделе: неофициальная группа по примирению не достигла результатов: «... обе стороны уверены: Генеральная Ассамблея их поддержит... не удалось достичь примирения сторон или соглашения между ними».

Позиция государства-мандатария

«С глубоким сожалением мое правительство (Великобритании) отмечает: взаимоприемлемое решение до сих пор не найдено. Я говорю это не в порядке критики… не стремится преуменьшить трудности… проделана весьма значительная работа… налицо отсутствие плана урегулирования, приемлемого для обеих сторон… обращала весьма настойчиво внимание Ассамблеи на необходимость рассмотреть положение: может возникнуть после вывода из Палестины вооруженных сил - в настоящее время поддерживают там законность и порядок. После их вывода эти функции некому будет выполнять… правительство Соединенного Королевства не может разрешить использовать свои войска и администрацию… проводить в жизнь решения… не приемлемые для обеих сторон в Палестине...»

Прения по вопросу о разделе

… государства выступают в поддержку плана раздела… он наиболее приемлемое решение, учитывает реальное политическое положение в Палестине и проблему еврейских беженцев в Европе…

Не видят альтернативы этому плану.

Государства… против раздела Палестины: оспаривали правовую компетенцию Организации Объединенных Наций в отношении принятия такой решительной меры…

Государства, поддерживающие план раздела

Польша:

«... Как арабы, так и евреи, живущие в Палестине, хотят национальной независимости. Они хотят… положен конец действию мандата, нынешнему положению и… созданы их национальные государства.

… мое правительство считали и надеялись: эти национальные устремления найдут свое воплощение в едином палестинском государстве: арабы и евреи будут равноправными гражданами, имеющими все возможности для своего национального развития.

… эта цель не может быть достигнута… в настоящее время… необходимо создать два государства — еврейское государство и арабское государство: обеспечит осуществление национальных устремлений этих двух народов, живущих в Палестине. Никакого другого реального пути решения этого вопроса нет

… удовлетворены национальные устремления как арабов, так и евреев…

Бразилия:

«... Решение этой проблемы приведет к существенным изменениям в политическом статус-кво важного района… существенно повлияют на правовой статус и интересы других стран в этом регионе.

… Декларации Бальфура и последующее учреждение мандата Лиги Наций имели совершенно ясную цель - создать «еврейский национальный очаг», привели к иммиграции в Палестину значительного числа лиц еврейской национальности… стали постоянными жителями этой страны, создали там многие предприятия и образовали национальный коллектив, быстро развивался и в настоящее время приобрел черты государства...».

Соединенные Штаты:

«... предложение о разделе на основе экономического союза, которое мы сейчас рассматриваем, в полной мере принадлежит Организации Объединенных Наций. Оно является результатом проведения специальной сессии Организации Объединенных Наций и работы Специальной комиссии Организации Объединенных Наций… работы нынешней сессии Генеральной Ассамблеи...

… много говорили о целесообразности, необходимости представления Генеральной Ассамблее плана, приемлемого для обеих главных сторон в данном конфликте… не представлено ни одного плана… приемлемым как для арабов, так и для евреев… не думаю, такой план когда-либо будет представлен. Если мы хотим добиться при посредстве Организации Объединенных Наций решения этой проблемы, то этого нельзя сделать без применения.. . хирургического вмешательства. Как евреи, так и арабы никогда не будут полностью удовлетворены нашими действиями, и нам не следует об этом забывать.

… план раздела Комиссии Ad Hoc по вопросам Палестины, при всех своих недостатках обеспечивает для народа Палестины наиболее реальные возможности достижения этих высоких целей...».

СССР:

«...подавляющее большинство делегаций… остановилось на этом варианте… всякие другие варианты решения вопроса о Палестине оказались нереальными и непрактичными… я имею в виду также и вариант создания единого независимого арабско-еврейского государства с равными правами для арабов и евреев.

Опыт… показал: евреи и арабы в Палестине не хотят или не могут жить вместе. Отсюда следовал логический вывод: если эти два народа, населяющие Палестину, оба имеющие глубокие исторические корни в этой стране, не могут жить вместе в пределах единого государства, то ничего иного не остается, как образовать вместо одного два государства — арабское и еврейское. Никакого иного практически осуществимого варианта… нельзя придумать...».

Государства, выступающие против плана раздела

Филиппины:

«... В результате этого изучения филиппинское правительство пришло к выводу: оно не может поддержать какое-либо предложение, имеющее целью политический раздел и территориальное расчленение Палестины.

Мы считаем: данный вопрос является в основном вопросом морального порядка… должна Организация Объединенных Наций принять на себя ответственность за осуществление политики: не является необходимой с точки зрения какого-либо положения Устава, противоречит его основным принципам и идет вразрез с законными национальными устремлениями народа Палестины. Филиппинское правительство считает: Организация Объединенных Наций не должна принимать на себя такую ответственность...».

Ливан:

«… мы считаем самым дорогим и самым святым в Организации Объединенных Наций… сохранить в неприкосновенности принципы Устава и защитить демократию и демократические методы работы нашей Организации… Если мы откажемся от этих методов и заменим их антидемократической системой обработки каждой делегации в номерах гостиниц, в постели, в коридорах и холлах, угрозами экономических санкций или обещаниями, чтобы заставить их голосовать желаемым образом, что станет с нашей Организацией в будущем? Останемся мы демократической организацией? Будем мы организацией, заслуживающей уважение в глазах всего мира? В этот ответственнейший момент я призываю вас задуматься о далеко идущих последствиях: могут иметь эти происки, особенно если мы не будем с ними бороться...».

Колумбия:

«... План раздела Палестины принят Специальной (Ad Hoc) комиссией большинством в двадцать пять голосов против тринадцати при семнадцати воздержавшихся.

Говорят, в Генеральной Ассамблее, по правилам процедуры предложение считается принятым: оно одобрено большинством в две трети голосов, до двух третей не хватило бы одного голоса... этот план не получил поддержки тридцати двух делегаций, предложение является, по существу, предложением меньшинства... Шаткость этого предложения… огромное международное значение решения данной проблемы, а также тот факт: в поддержку его выступили как Соединенные Штаты, так и СССР.

… одобрение этого плана большинством голосов, поданных с неохотой и собранных в результате неуместных напоминаний о приближении решающего часа, отнюдь не делает его более привлекательным в глазах мировой общественности...»

Пакистан:

«… предложением Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, мы, а не народ Палестины лишается права на самоопределение и согласия которого никто не спрашивал, должны решить, какую независимость должна получить Палестина. Мы назовем Палестину независимой и суверенной страной, Палестина будет принадлежать нам и она не станет плодом: нам следует беречь как зеницу ока — зеницу наших многих и разных очей, а станет яблоком раздора между Востоком и Западом, если только не возобладает идея единства: так призывно звучит в названии нашей Организации.

Мы начнем - расчленим территорию Палестины на три части: составят еврейское государство, и еще на три части: составят арабское государство. Затем мы создадим Яффский анклав, а сердце Палестины — Иерусалим навсегда станет международным городом. Это будет началом нашей работы по приданию Палестине ее окончательного вида.

Разодрав Палестину на части, мы затем навсегда пригвоздим к кресту ее кровоточащее тело.

И это должно стать не временным, а постоянным решением вопроса. Палестина никогда не будет принадлежать своему народу. Она навсегда останется распятой на кресте.

Какое право имеет Организация Объединенных Наций действовать подобным образом? Какое юридическое, законное право имеет она навсегда ставить независимое государство под свое управление?»

Одиннадцать делегаций заявили о поддержке плана раздела:

Бельгия, Бразилия, Гватемала, Канада, Нидерланды, Новая Зеландия, Польша, США, СССР, Уругвай, Швеция.

Тринадцать делегаций высказались против предложения:

Гаити, Греция, Египет, Ирак, Иран, Йемен, Колумбия, Куба, Ливан, Пакистан, Саудовская Аравия, Сирия, Филиппины.

Франция заняла нейтральную позицию. Великобритания, государство-мандатарий, заявила о своем намерении воздержаться, так это сделали Китай и Эфиопия.

Голосовали за:
Австралия, Белорусская Советская Социалистическая Республика, Бельгия, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Дания, Доминиканская Республика, Исландия, Канада, Коста-Рика, Либерия, Люксембург, Нидерланды, Никарагуа, Новая Зеландия, Норвегия, Панама, Парагвай, Перу, Польша, Соединенные Штаты Америки, Союз Советских Социалистических Республик, Украинская Советская Социалистическая Республика, Уругвай, Филиппины, Франция, Чехословакия, Швеция, Эквадор, Южно-Африканский Союз.

Воздержались:
Аргентина, Гондурас, Китай, Колумбия, Мексика, Сальвадор, Соединенное Королевство, Чили, Эфиопия, Югославия.

Арабские государства и некоторые другие заявили: они не будут рассматривать рекомендацию Генеральной Ассамблеи как обязательную, считают: она противоречит Уставу Организации Объединенных Наций.

Отрывок из заявления: передает царившую в тот момент атмосферу.

«Роковое решение принято. Жребий брошен. Говоря словами великого американца, «Мы боролись за справедливость, как Бог вразумил нас». Нам удалось добиться того, что многие делегаты Ассамблеи начали понимать справедливость так, как понимаем ее мы, но им не дали возможности осуществить справедливость так, как они ее понимали. Наши сердца полны печали, но наша совесть чиста, и мы не хотели бы, чтобы было иначе...

Сегодня никто не может предсказать, явятся ли предложения, внесенные и принятые при поддержке этих двух великих держав, благом или, наоборот, злом при проведении их в жизнь.

Мы серьезно опасаемся, что то благо — если оно вообще будет таковым, — которое может дать раздел Палестины, будет ничтожно в сравнении с тем злом, которое может причинить этот раздел. У этого решения нет законных оснований. Мы не испытываем недобрых чувств по отношению к тем нашим коллегам, которые были вынуждены под сильным нажимом примкнуть к другой стороне и проголосовать за предложение, справедливость которого для них весьма сомнительна. Мы испытываем к ним сочувствие в связи с тем, что они испытывали разлад между своей совестью и убеждениями, с одной стороны, и тем давлением, которому подвергались они и их правительства, с другой».

Положения резолюции о разделе

Палестина должна была быть разделена на неназванное «Еврейское государство» и неназванное «Арабское государство». Великобритания должна была положить конец своему присутствию к 1 августа 1948 года, однако, передав к 1 февраля 1948 года в распоряжение Еврейского государства район, включающий морской порт для облегчения «значительной иммиграции». В течение переходного периода начиная с ноября 1947 года Организация Объединенных Наций должна была постепенно взять на себя управление всей территорией для осуществления его комиссией и передачи власти этим двум государствам в день независимости, не позднее 1 октября 1948 года. Оба государства должны были объединиться в экономическом союзе.

Территория Палестины была разделена на восемь частей. Три части были переданы Еврейскому государству, три — Арабскому государству. Седьмая часть, Яффа, должна была образовать арабский «анклав» на еврейской территории (приложение I).

Восьмой частью должен был стать Иерусалим как отдельная единица («corpus separatum »), пользующаяся специальным международным режимом. Он должен был находиться под управлением Совета по Опеке Организации Объединенных Наций в течение начального периода, равного 10 годам, по истечении которого этот план должен был быть вновь рассмотрен Советом, а жителям города должна была быть «предоставлена возможность выразить путем референдума свои пожелания о возможных переменах в режиме этого города».

Гарантии по обеспечению статуса Иерусалима были определены в следующих выражениях:

«Уже существующие права в отношении Святых Мест или зданий и мест, предназначаемых для религиозных целей, не подлежат отмене и не могут быть ограничены.

В отношении Святых Мест, свободы доступа, посещения и проезда обеспечивается, в соответствии с существующими правами, всем жителям и гражданам другого государства и города Иерусалима, а также иностранцам, независимо от их национальности, при условии соблюдения требований национальной безопасности, общественного порядка и благочиния.

Святые Места и здания или участки, предназначаемые для религиозных целей, подлежат охранению. Не разрешаются никакие действия, которые могут нарушить их священный характер...».

Логическим обоснованием этого лоскутного территориального раздела было стремление обеспечить включение в Еврейское государство максимального числа евреев и уменьшить до минимума (по подсчетам около 10 000) число тех, кто оставался бы в Арабском государстве. Однако в границах Еврейского государства должно было остаться большое число палестинских арабов — 497 000 человек, включая 90 000 бедуинов, против 498 000 евреев .

В резолюции о разделе содержались подробные гарантии по обеспечению прав меньшинств, которые включали нижеследующее:

«Свобода совести и свобода отправления всех видов религиозных культов при единственном условии соблюдения общественного порядка и требований морали обеспечивается всем.

Не допускается никакая дискриминация в отношении населения по признаку расы, религии, языка или пола.

В пределах юрисдикции данного государства все имеют одинаковое право на защиту законом.

Семейное право и личный статус членов различных меньшинств, религиозные интересы, включая вклады религиозной надобности, должны уважаться.

Государство обеспечивает достаточное начальное и среднее образование соответственно для арабского и еврейского меньшинства, на их родном языке и следуя их культурным традициям...

Право каждой общины содержать свои общественные школы, в которых члены этих общин могут получать образование на своем родном языке, хотя оно и обусловлено соблюдением таких требований общего характера в области просвещения, которые установлены данным государством, не может быть отменено или нарушено...

Не допускается отчуждение земли, которой владеют арабы в Еврейском государстве (или евреи в Арабском государстве), за исключением тех случаев, когда этого требуют общественные интересы. Во всех случаях отчуждения устанавливается полное возмещение, определяемое Верховным судом, и выплачивается до того, как земля отчуждается...».

Свобода передвижения и проезда также должна была обеспечиваться обоими государствами.

Гарантии статуса Иерусалима и прав меньшинств должны были обладать в каждом государстве статусом конституционных положений:

«Временное правительство каждого из намеченных государств, до того как они станут независимыми, должно представить Организации Объединенных Наций декларацию; ...

Условия, содержащиеся в этой декларации, признаются как основные законы данного государства, и никакой закон, установление или официальное действие правительства не может иметь больше силы, чем эти условия и требования».

План ООН по разделу Палестины - план, принятый 29 ноября 1947 г. резолюцией № 181 Генеральная Ассамблея (ГА) ООН (33 голоса «за», 13 «против», 10 воздержались).

Выработка плана комиссией UNSCOP

Воздержались (10): Аргентина, Эфиопия, Чили, Сальвадор, Гондурас, Югославия, Колумбия, Мексика, Тайвань и Великобритания.

Таким образом с перевесом 31 против 13 голосов, при 10 воздержавшихся, был принят первый предложенный UNSCOP вариант раздела Палестины. Относительно будущих границ были внесены мелкие изменения. Разделение должно было вступить в силу со дня вывода британских войск из Палестины.

Согласно этому плану, еврейскому государству выделялась треть плодородной прибрежной равнины Галилеи и две трети территории пустыни Негев, не пригодной в то время для сельского хозяйства или для возведения городов - всего 56,47 % от общей территории Палестины. Эта территория по большей части соответствовала территории, большинство населения которой (хотя и без перевеса) составляли евреи.

Реакция на план

Еврейский Ишув

Среди еврейского населения большинство приветствовало предложенный план. Еврейское агентство, которое, помимо прочего, выполняло в то время некоторые функции правительства «Ишува» (еврейского населения Палестины), также приняло план раздела Палестины. Тем не менее, такие радикальные еврейские организации, как Менахема или Лехи , отвергли этот план, считая его несправедливым по отношению к евреям.

29 ноября (כ"ט בנובמבר) стало для государства Израиль важнейшей вехой в борьбе евреев за своё государство. Многие в Израиле и сегодня отмечают этот день.

Арабское сообщество

Арабские руководители, в том числе Лига арабских государств и (Палестинский) Высший арабский совет, категорически отвергли план ООН по разделу Палестины и заявивили, что приложат все усилия, чтобы помешать его реализации. Джамаль аль-Хуссейни, исполнявший обязанности председателя Высшего арабского совета, 24 ноября 1947 г. утверждал: «Палестина будет охвачена огнём и кровью, если евреи получат хоть какую-нибудь её часть»

Наряду с принципиальным отвержением еврейского государства, арабские лидеры утверждали, что план нарушает права большинства населения Палестины, которое тогда состояло на 67% из неевреев. Они назвали предложенный ООН план катастрофой. Критике подвергались как размер, так и качество территории, выделенной для еврейского государства.

Вооружённый конфликт

Неудача плана мирного урегулирования вызвала начало многочисленных столкновений между нерегулярными еврейскими и арабскими формированиями.

14 мая 1948 г. Великобритания вывела свои войска из Палестины, в тот же день было . 15 мая 1948 г.

Лига арабских государств ввела войска в Палестину. С этого момента столкновения между еврейскими и арабскими формированиями превратились в войну между Лигой арабских государств и Израилем ( , которая получила в Израиле название «Война за независимость»).


Top