И соколов микитов соль земли. И
И. Соколов-Микитов
« Соль Земли»
Было это так давно, что не помнят серые валуны и сам седой месяц забыл. Земля была черной, плодоносной, не то что теперь, а на земле росли такие деревья, ну такие цветы. И был вечный день. Раздолье было тогда всякой нечисти. Тешилась, скакала она на воле, и не мешал ей человек веселиться, темную свою исподь показывать. В лесу жил Лесовик - Дубовик, а кожа его, как кора у дуба. Водой Водяной распоряжался. В лесу жили и девушки лесные - лесавки, а в воде - русалки. Сходились они на берегу при месяце в игры играть, пели песни.
Было так до тех пор, пока Лесовик у Водяного дочку не украл. Вот как случилось это.
Играли однажды девушки, лесные лесавки и русалки, а была с ними дочь Водяного - красавица из красавиц. Побежала она в лес, а там Лесовик – цап, цап. Загудело, зашумело - и нету девушки! Схохонулись русалки, а девушки лесные по кустам рассыпались, Водяного боялись, что на них подумает. А Водяной в эту пору сладко похрапывал, по воде пузыри пускал. Разбудили его, горе поведали. Рассердился Водяной – посинел весь, и пошла тут сумятится. Расплескалось озеро, волна, что гора идет, а другая ещё больше догоняет волну.
Лезет Водяной на берег с Лесовиком управиться. Рожа у него синяя - пресиняя, на голове шапка торчит, сплетена из водорослей. Лезет, тростник ломит, за собой дорогу оставляет.
Не видал лес такой бури, много деревьев жизни положили.
Спорил Водяной с Лесовиком старым:
Отдай дочь, не то весь лес размечу!
Горяч, рыло водное, не совладаешь. Я те ткну суком, вода потечет – конец тебе!
Видит Водяной – не совладать ему с лесным дедом, просить принялся.
- Отдай, товарищ старинный, дочушку, пожалей меня, и заплакал. Любил поплакать Водяной.
Ладно, отдам, тока ты мне наперед Соль Земли добудь! Сказал – как не был, только шишки оземь стрекочут.
Созвал Водяной помощников своих – старых и малых, усадил в кружок и рассказал, какую задачу загнул ему Лесовик:
Достань Соль Земли!
А где она есть, кто ж его знает. Один болотяник – Яшкой звать, сидел, сидел, как крикнет:
А я, дядька, знаю, я щас.
И только его и видели, ускакал Соль Земли доставать. Ждут его час, ждут два – нету Яшки, пропал. Заперся водяной, не пьет, не ест, и никого к себе не пускает. Синяя стала в озере вода, а над озером тучи висят. Грустит водяной.
Есть Земля на земле – верстами не измерена, шагами не меряна – ни длины, ни ширины, а стоит на той Земле дуб, на дубу том вороны сидят. У них то и есть Соль Земли.
Прытко бежал болотяник Яшка и прямо к этому самому дубу. И уж совсем близко, уж видит дуб, а никак к дубу не подойти – там земля, верстами не меряна, шагами не измерена – ни длины, ни ширины. Лететь к дубу нужно, а у Яшки крылья - какие ж крылья, а без крыльев не полетишь. Да Яшка не таков. Присмотрел он гнездо ястребиное, да к гнезду ястребиному припал на брюхо, и долго ждать не пришлось – прилетел в гнездо ястреб. Много-ль надо Яшке. Размахнулся палкой – вот тебе и крылья. Крылья задрал, привязал к спине лыком и очутился на дубу.
На дубу два ворона смирнёхонько сидят, не ворохнуться. Сцапал Яшка одного, другого, попробовал слезть, а руки заняты, ухватиться нечем. Пробовал одного в зубы брать – да птица большая, глаза заслоняет. Бился, бился болотяник – ничего у него не выхолит, а день к концу идет. Скоро срок, а нужно ещё до озера бежать. Яшка - чертячья порода хитрая, изворотливая. И придумал Яшка, как из беды выкрутиться.
Одного ворона он пустил, а вместо него поймал на дороге черную птицу – грача и понес к Водяному.
Прибежал Яшка к Водяному, стучится. Обрадовался Водяной - двух воронов принес ему Яшка. Целоваться лезет и сует Яшке в копыто янтарю кусочек. Уж очень доволен и неприметно ему, что надул его Яшка.
Посадил Водяной чудесных птиц в клетку и понес к Лесовику.
Жил Лесовик в хоромах из пней вывороченных, срубленных громом. Богато жил лесовик. Стучится Водяной к Лесовику
Получай Соль Земли!
Глядит Водяной и глазам не верит – выбежала на крыльцо дочь и в ноги, а за ней сам Лесовик.
Батюшка Водяной, не сердись, не пыхти, хорош был Лесовик со мной, пообвыкла я и хочу жить у него.
У Водяного и клетка из рук – ничего сказать не может, давно хотелось ему в мире с Лесовиком жить – и заплакал. Любил Водяной поплакать, - и потекли слезы ручьями весёлыми, говорливыми, и до сей поры текут они под корнями древесными, радостные лесные ручьи.
Велика была в лесу радость, весело шумели могучие сосны, заговорили высокие осины, и сама берёза подняла на этот раз свои плакучие ветви.
На радостях чуть было, про птиц не забыли, да вспомнила дочь - русалка.
Нынче всем праздник! И выпустила на волю ворона и черную птицу грача.
И тут великое приключилось чудо: земля побелела. Побелела земля наполовину и перестала родить, как прежде.
И никто не знал, откуда беда такая. Один знал – плут Яшка. Соль то Земли в двух воронах заключалась, а как одного не стало – побелела земля наполовину, упали высокие деревья, приувяли цветы и не стало вечного дня. Впервые сошла на землю темная ночь.
Это одинокий печальный ворон вылетает искать своего брата, и его печаль темная закрывает солнце, и сходит тогда на землю мрак.
Раньше то люди не знали ночи и ничего не боялись. Не было страха, не было преступлений, а как стала ночь, под её темным покровом начались злые дела.
Летает одинокий ворон, ищет брата – и не находит. Земля, где на дубу живет брат, верстами не измерена, шагами не меряна - ни длины, ни ширины. А если, когда нибудь найдет ворон своего брата, опять засияет над землей яркое солнце, и придет вечный день.
Когда это будет - кто знает, кто скажет. Это не сказать, а вот про то, как Лесовик на Водяного дочке женился - я могу.
Долго тогда веселилось Лесное и Водяное. И такое было веселье, и такая была радость, что самое горе земли всей нипочём показалось. И живут теперь Водяной и Лесовик в превеликой дружбе, и даже один без другого жить не может.
Где вода – там и лес, а где лес повырубят, - там и вода усыхает.
Литература:
- Драгоценный ларец. Сказки: Ленинград, «Лениздат», 1985, - 384с.
© Соколов-Микитов И. С., наследники, 1954
© Жехова К., предисловие, 1988
© Бастрыкин В., иллюстрации, 1988
© Оформление серии. Издательство «Детская литература», 2005
Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)
И. С. СОКОЛОВ-МИКИТОВ
Шестьдесят лет активной творческой деятельности в бурном XX столетии, полном стольких событий и потрясений, – таков итог жизни замечательного советского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова.
Детство его прошло на Смоленщине, с ее милой, истинно русской природой. В те времена в деревне еще сохранялся старинный быт и уклад. Первыми впечатлениями мальчика были праздничные гулянья, деревенские ярмарки. Именно тогда сросся он с родной землей, с ее бессмертной красотой.
Когда Ване исполнилось десять лет, его отдали в реальное училище. К сожалению, это заведение отличалось казенщиной, и учение шло плохо. Весной запахи пробудившейся зелени неудержимо влекли мальчика за Днепр, на его берега, покрывавшиеся нежной дымкой распустившейся листвы.
Из пятого класса училища Соколов-Микитов был исключен «по подозрению в принадлежности к ученическим революционным организациям». Поступить с «волчьим билетом» куда-либо было невозможно. Единственным учебным заведением, где не требовалось свидетельства о благонадежности, оказались петербургские частные сельскохозяйственные курсы, куда через год он смог попасть, хотя, как признавался писатель, большого влечения к сельскому хозяйству он не испытывал, как, впрочем, и не испытывал он никогда влечения к оседлости, собственности, домоседству…
Скучные курсовые занятия вскоре оказались не по душе Соколову-Микитову – человеку с беспокойным, неусидчивым характером. Устроившись в Ревеле (ныне Таллин) на пароход торгового флота, он в течение нескольких лет скитался по белу свету. Видел многие города и страны, побывал в европейских, азиатских и африканских портах, близко сошелся с трудовыми людьми.
Первая мировая война застала Соколова-Микитова на чужбине. С большим трудом добрался он из Греции на родину, а потом ушел добровольцем на фронт, летал на первом русском бомбардировщике «Илья Муромец», служил в санитарных отрядах.
В Петрограде встретил Октябрьскую революцию, затаив дыхание слушал в Таврическом дворце выступление В. И. Ленина. В редакции «Новой жизни» познакомился с Максимом Горьким и другими писателями. В эти переломные для страны годы Иван Сергеевич становится профессиональным литератором.
После революции – недолгая работа учителем единой трудовой школы в родных смоленских местах. К этому времени Соколов-Микитов уже опубликовал первые рассказы, замеченные такими мастерами, как И. Бунин и А. Куприн.
«Теплая земля» – так назвал писатель одну из своих первых книг. И более точное, более емкое название найти было бы трудно! Ведь родная русская земля действительно теплая, потому что она согрета теплом человеческого труда и любви.
Ко времени первых полярных экспедиций относятся рассказы Соколова-Микитова о походах флагманов ледокольного флота «Георгий Седов» и «Малыгин», положивших начало освоению Северного морского пути. На одном из островов Северного Ледовитого океана именем Ивана Сергеевича Соколова-Микитова была названа бухта, где он нашел буек погибшей экспедиции Циглера, судьба которой до того момента была неизвестна.
Несколько зим провел Соколов-Микитов на берегах Каспия, путешествовал по Кольскому и Таймырскому полуостровам, Закавказью, горам Тянь-Шаня, Северному и Мурманскому краям. Он бродил по дремучей тайге, видел степь и знойную пустыню, исколесил все Подмосковье. Каждая такая поездка не только обогащала его новыми мыслями и переживаниями, но и запечатлевалась им в новых произведениях.
Сотни рассказов и повестей, очерков и зарисовок подарил людям этот человек доброго таланта. Богатством и щедростью души озарены страницы его книг.
Творчество Соколова-Микитова близко и к аксаковской, и к тургеневской, и к бунинской манере. Однако в его произведениях есть свой особый мир: не стороннее наблюдательство, а живое общение с окружающей жизнью.
Об Иване Сергеевиче в энциклопедии написано: «Русский советский писатель, моряк, путешественник, охотник, этнограф». И хотя дальше стоит точка, но список этот можно было бы продолжить: учитель, революционер, солдат, журналист, полярник.
Книги Соколова-Микитова написаны певучим, богатым и в то же время очень простым языком, тем самым, которому писатель научился еще в детские годы.
В одной из автобиографических заметок он писал: «Я родился и рос в простой трудовой русской семье, среди лесных просторов Смоленщины, чудесной и очень женственной ее природы. Первые услышанные мною слова – были народные яркие слова, первая музыка, которую я услышал, – народные песни, которыми был некогда вдохновлен композитор Глинка».
В поисках новых изобразительных средств писатель еще в двадцатые годы прошлого века обращается к своеобразному жанру кратких (не коротких, а именно кратких) рассказов, которые он удачно окрестил былицами.
Неискушенному читателю эти былицы могут показаться простыми заметками из записной книжки, сделанными на ходу, на память о поразивших его событиях и характерах.
Лучшие образцы таких кратких невыдуманных рассказов мы уже видели у Л. Толстого, И. Бунина, В. Вересаева, М. Пришвина.
Соколов-Микитов в своих былицах идет не только от литературной традиции, но и от народного творчества, от непосредственности устных рассказов.
Для его былиц «Рыжие и вороные», «Себе на гроб», «Страшный карлик», «Разженихи» и других характерна необычайная емкость и меткость речи. Даже в так называемых охотничьих рассказах у него на первом плане человек. Здесь он продолжает лучшие традиции С. Аксакова и И. Тургенева.
Читая небольшие рассказы Соколова-Микитова про смоленские места («На речке Невестнице») или про птичьи зимовья на юге страны («Ленкорань»), невольно проникаешься возвышенными ощущениями и мыслями, чувство восхищения родной природой переходит в нечто другое, более благородное, – в чувство патриотизма.
«Творчество его, имея истоком малую родину (то есть Смоленщину), принадлежит большой Родине, нашей великой земле с ее необъятными просторами, неисчислимыми богатствами и разнообразной красотой – от севера до юга, от Балтики до Тихоокеанского побережья», – говорил о Соколове-Микитове А. Твардовский.
Не все люди способны чувствовать и понимать природу в органической связи с человеческим настроением, а просто и мудро живописать природу могут лишь немногие. Столь редким даром обладал Соколов-Микитов. Эту любовь к природе и к людям, живущим с ней в дружбе, он умел передать и совсем юному своему читателю. Нашей дошкольной и школьной детворе давно полюбились его книжки: «Кузовок», «Домик в лесу», «Лисьи увертки»… А как живописны его рассказы об охоте: «На глухарином току», «Натяге», «Первая охота» и другие. Читаешь их, и кажется, что ты сам стоишь на лесной опушке и, затаив дыхание, следишь за величественным полетом вальдшнепа или в ранний, предрассветный час прислушиваешься к загадочной и волшебной песне глухаря…
Писательница Ольга Форш говорила: «Читаешь Микитова и ждешь: вот-вот застучит над головой дятел или выскочит зайчишка из-под стола; как это у него здорово, по-настоящему рассказано!»
Творчество Соколова-Микитова автобиографично, но не в том смысле, что он писал только о себе, а потому, что рассказывал всегда и обо всем как очевидец и участник тех или иных событий. Это придает его произведениям яркую убедительность и ту документальную достоверность, которые так привлекают читателя.
Иван Сергеевич Соколов-Микитов
На теплой земле
© Соколов-Микитов И. С., наследники, 1954
© Жехова К., предисловие, 1988
© Бастрыкин В., иллюстрации, 1988
© Оформление серии. Издательство «Детская литература», 2005
Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)
И. С. СОКОЛОВ-МИКИТОВ
Шестьдесят лет активной творческой деятельности в бурном XX столетии, полном стольких событий и потрясений, – таков итог жизни замечательного советского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова.
Детство его прошло на Смоленщине, с ее милой, истинно русской природой. В те времена в деревне еще сохранялся старинный быт и уклад. Первыми впечатлениями мальчика были праздничные гулянья, деревенские ярмарки. Именно тогда сросся он с родной землей, с ее бессмертной красотой.
Когда Ване исполнилось десять лет, его отдали в реальное училище. К сожалению, это заведение отличалось казенщиной, и учение шло плохо. Весной запахи пробудившейся зелени неудержимо влекли мальчика за Днепр, на его берега, покрывавшиеся нежной дымкой распустившейся листвы.
Из пятого класса училища Соколов-Микитов был исключен «по подозрению в принадлежности к ученическим революционным организациям». Поступить с «волчьим билетом» куда-либо было невозможно. Единственным учебным заведением, где не требовалось свидетельства о благонадежности, оказались петербургские частные сельскохозяйственные курсы, куда через год он смог попасть, хотя, как признавался писатель, большого влечения к сельскому хозяйству он не испытывал, как, впрочем, и не испытывал он никогда влечения к оседлости, собственности, домоседству…
Скучные курсовые занятия вскоре оказались не по душе Соколову-Микитову – человеку с беспокойным, неусидчивым характером. Устроившись в Ревеле (ныне Таллин) на пароход торгового флота, он в течение нескольких лет скитался по белу свету. Видел многие города и страны, побывал в европейских, азиатских и африканских портах, близко сошелся с трудовыми людьми.
Первая мировая война застала Соколова-Микитова на чужбине. С большим трудом добрался он из Греции на родину, а потом ушел добровольцем на фронт, летал на первом русском бомбардировщике «Илья Муромец», служил в санитарных отрядах.
В Петрограде встретил Октябрьскую революцию, затаив дыхание слушал в Таврическом дворце выступление В. И. Ленина. В редакции «Новой жизни» познакомился с Максимом Горьким и другими писателями. В эти переломные для страны годы Иван Сергеевич становится профессиональным литератором.
После революции – недолгая работа учителем единой трудовой школы в родных смоленских местах. К этому времени Соколов-Микитов уже опубликовал первые рассказы, замеченные такими мастерами, как И. Бунин и А. Куприн.
«Теплая земля» – так назвал писатель одну из своих первых книг. И более точное, более емкое название найти было бы трудно! Ведь родная русская земля действительно теплая, потому что она согрета теплом человеческого труда и любви.
Ко времени первых полярных экспедиций относятся рассказы Соколова-Микитова о походах флагманов ледокольного флота «Георгий Седов» и «Малыгин», положивших начало освоению Северного морского пути. На одном из островов Северного Ледовитого океана именем Ивана Сергеевича Соколова-Микитова была названа бухта, где он нашел буек погибшей экспедиции Циглера, судьба которой до того момента была неизвестна.
Несколько зим провел Соколов-Микитов на берегах Каспия, путешествовал по Кольскому и Таймырскому полуостровам, Закавказью, горам Тянь-Шаня, Северному и Мурманскому краям. Он бродил по дремучей тайге, видел степь и знойную пустыню, исколесил все Подмосковье. Каждая такая поездка не только обогащала его новыми мыслями и переживаниями, но и запечатлевалась им в новых произведениях.
Сотни рассказов и повестей, очерков и зарисовок подарил людям этот человек доброго таланта. Богатством и щедростью души озарены страницы его книг.
Творчество Соколова-Микитова близко и к аксаковской, и к тургеневской, и к бунинской манере. Однако в его произведениях есть свой особый мир: не стороннее наблюдательство, а живое общение с окружающей жизнью.
Об Иване Сергеевиче в энциклопедии написано: «Русский советский писатель, моряк, путешественник, охотник, этнограф». И хотя дальше стоит точка, но список этот можно было бы продолжить: учитель, революционер, солдат, журналист, полярник.
Книги Соколова-Микитова написаны певучим, богатым и в то же время очень простым языком, тем самым, которому писатель научился еще в детские годы.
В одной из автобиографических заметок он писал: «Я родился и рос в простой трудовой русской семье, среди лесных просторов Смоленщины, чудесной и очень женственной ее природы. Первые услышанные мною слова – были народные яркие слова, первая музыка, которую я услышал, – народные песни, которыми был некогда вдохновлен композитор Глинка».
В поисках новых изобразительных средств писатель еще в двадцатые годы прошлого века обращается к своеобразному жанру кратких (не коротких, а именно кратких) рассказов, которые он удачно окрестил былицами.
Неискушенному читателю эти былицы могут показаться простыми заметками из записной книжки, сделанными на ходу, на память о поразивших его событиях и характерах.
Лучшие образцы таких кратких невыдуманных рассказов мы уже видели у Л. Толстого, И. Бунина, В. Вересаева, М. Пришвина.
Соколов-Микитов в своих былицах идет не только от литературной традиции, но и от народного творчества, от непосредственности устных рассказов.
Для его былиц «Рыжие и вороные», «Себе на гроб», «Страшный карлик», «Разженихи» и других характерна необычайная емкость и меткость речи. Даже в так называемых охотничьих рассказах у него на первом плане человек. Здесь он продолжает лучшие традиции С. Аксакова и И. Тургенева.
Читая небольшие рассказы Соколова-Микитова про смоленские места («На речке Невестнице») или про птичьи зимовья на юге страны («Ленкорань»), невольно проникаешься возвышенными ощущениями и мыслями, чувство восхищения родной природой переходит в нечто другое, более благородное, – в чувство патриотизма.
«Творчество его, имея истоком малую родину (то есть Смоленщину), принадлежит большой Родине, нашей великой земле с ее необъятными просторами, неисчислимыми богатствами и разнообразной красотой – от севера до юга, от Балтики до Тихоокеанского побережья», – говорил о Соколове-Микитове А. Твардовский.
Сценарий литературного вечера,
посвященный писателю Ивану Сергеевичу
Соколову-Микитову
(подготовительная группа)
Подготовила: Селютина Я. Л.
Цель:
-развивать интерес к творчеству И.С. Соколова-Микитова
-способствовать приобщению детей к книге
-прививать умение эмоционально воспринимать произведение русской литературы
-получать радость от занятий чтением, испытывать потребность в нем
Задачи:
-познакомить детей с жизнью и творчеством писателя
-воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них
-воспитывать нравственные качества
Предварительная работа:
-знакомство с биографией писателя
-чтение рассказов и сказок И. С. Соколова-Микитова
-рассматривание иллюстраций
-отгадывание загадок о животных
Оборудование:
-портрет И.С. Соколова-Микитова
-книги писателя
-картинки со следами диких животных
-загадки о диких животных
-карточки(путаницы) с дикими животными
-жетоны
-шоколадные медали
Ход:
Дети входят в зал под музыку « В мире животных»
(рассаживаются по стульчикам, делятся на две команды, выбирают капитанов команды)
Первая команда «Знайки»
Девиз: Чтоб незнайкой не прослыть, с книжкой мы должны дружить
Вторая команда «Почемучки»
Девиз: Где! Зачем! И Почему! - тайну разгадаю, в руки книгу я возьму и ответ узнаю.
Воспитатель: Ребята в мире много разных рассказов и сказок, но сегодня мы будем разговаривать не обо всех сказках и рассказах, а одного автора И. С. Соколова-Микитова. (показать портрет)
Давайте вспомним рассказы И. С. Соколова-Микитова. (Кукушонок, Бобры, Ежи, Русский лес, Лисицы)
А сказку? (Соль земли)
А чем отличаются рассказы от сказки?
(ответы детей)
Молодцы, я думаю вы очень хорошо знаете И. С. Соколова-Микитова, и сейчас мы это проверим. А у нас первый конкурс, за каждый правильный ответ команда получает жетон.
- « Ответь на вопрос»
- Какие животные строят двух этажные дома для жилья? (Бобры)
- Из какого рассказа вы это узнали? (Бобры)
- Какую самую первую сказку написал И. С. Соколов-Микитов? (Соль Земли)
- Каких героев этой сказки вы запомнили? (ответы детей)
- Какая птица подкладывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
- Как называется рассказ, в котором это описано? (Кукушонок)
- Чем питаются ежи? (вредные насекомые, молоко, змеи, мыши…)
- Кто написал рассказ «Ежи»? (И. С. Соколов-Микитов)
Молодцы, с первым заданием. Команды справились отлично, а теперь настало время поиграть.
- П / и « Замри»
Дети действуют согласно тексту игры.
Разбежались по лужайки (бег в рассыпную)
Мишки, лисоньки и зайки
Стали весело кружится(кружатся на носочках)
Стали звери веселиться
Раз-прыжок, два-прыжок (прыжки на двух ногах)
Замирай скорей дружок (замереть пока не будет команды отомри)
Игру можно повторить несколько раз.
А теперь посмотрим, какие вы сообразительные и заработаете жетон для своей команды.
- «Угадай, чьи следы?»
На двух столах раскладываются картинки животных и их следы, дети должны правильно подобрать следы к животным.
От каждой команды выбираются три человека, которые подбирают следы. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильно подберет следы.
Выигравшая команда получает жетон.
Воспитатель: Молодцы ребята справились с заданием и получаете жетон. А следующий конкурс у нас «Загадки»
- «Загадки»
- У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода кора
- Косолапый и большой,
Спит в берлоги он зимой.
Любит шишки, любит мед,
Ну-ка, кто же назовет?
(Медведь)
- Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
И с деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины
- Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
- Рыжая птичница
В курятник пришла,
Всех кар перечла
И с собой унесла
- Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что до темна
В норке прячется она.
- Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
- Шелестя, шурша травой
Проползает кнут живой,
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел.
Воспитатель: Все загадки вы отгадали правильно и получили жетоны. А сейчас мы посмотрим, какие вы внимательные. Каждой команде я дам карточку-путаницу, а вы должны увидеть на этой карточке одно дикое животное и назвать его, после этого передать карточку соседу. Сначала одна команда называет животных, потом другая. Какая команда назовет больше животных, та и выиграет.
- Конкурс «Путаница»
Дети поочерёдно ищут на карточки-путанице одно дикое животное, называют его и передают карточку соседу.
На этом наша викторина подходит к концу. Обе команды справились со всеми конкурсами отлично. Капитаны команд посчитайте жетоны. А теперь я предлагаю обменять ваши жетоны на сладкие монеты.
24 февраля 2005 года Смоленской областной детской библиотеке было присвоено
имя замечательного русского писателя, нашего земляка И.С. Соколова-Микитова
Постановление Смоленской областной Думы от 24.02.2005 №56
Иван Сергеевич Соколов-Микитов
1892-1975
«Самое большое счастье - делать людям добро…»
И.С. Соколов-Микитов
Есть в русской литературе писатель, от книг которого веет родниковой прохладой, свежестью весеннего луга, теплом родной, согретой солнцем земли. Имя этого писателя - Иван Сергеевич Соколов-Микитов. Нам, смолянам, особенно дорого это имя, ведь мы его земляки.
Иван Сергеевич Соколов-Микитов родился 30 мая (н.ст.) 1892 года в лесном урочище Осеки под Калугой в семье Сергея Никитьевича Соколова, управляющего лесным имением купцов-миллионщиков Коншиных. Спустя три года семья переехала на Смоленщину - родину отца, в село Кислово (ныне территория Угранского района). Нетронутая природа, берега полноводной, полной очарования реки Угры, старинный быт и уклад смоленских деревень, сказки, крестьянские песни впоследствии нашли свое отражение в творчестве И.С. Соколова-Микитова.
Особую роль в становлении будущего писателя сыграл отец. «Глазами отца я видел раскрывшийся передо мной величественный мир русской природы, чудесными казались тропинки, широкий простор полей, высокая синева небес с застывшими облаками» . От матери - Марии Ивановны, происходившей из крепкого зажиточного крестьянского рода, знавшей неисчерпаемое множество сказок и поговорок, и каждое слово которой было к месту, унаследовал он любовь к родному языку, к образной народной речи. Ваня Соколов был единственным ребенком в семье и впитывал в себя все тепло и любовь заботливых родителей.
«Из светлого родника материнской и отцовской любви вытекал искрящийся ручеек моей жизни» .
В литературу И.С. Соколов-Микитов пришел много повидавшим и пережившим, умудренным жизненным опытом человеком. Безмятежные детские годы в родительском доме, учеба в Кисловской сельской школе и первое жизненное испытание - поступление в 1903 году в Смоленское Александровское реальное училище, из пятого класса которого в мае 1910 года Иван Соколов был исключен «по малоуспеваемости и за дурное поведение» (по «подозрению в принадлежности к ученическим революционным организациям»). В том же году - переезд в Петербург в связи с поступлением на сельскохозяйственные курсы, затем в Ревель (Таллинн), откуда на пароходах торгового флота избороздил все моря и океаны.
События I мировой войны (1914 год) застали И.С. Соколова-Микитова далеко от родины. По возвращении в Россию он вскоре ушел добровольцем на фронт. Служил в санитарном отряде, летал на первом русском тяжелом бомбардировщике «Илья Муромец» с известным летчиком, смолянином Глебом Алехновичем.
В феврале 1918 года после всеобщей демобилизации на флоте Соколов-Микитов вернулся к родителям в Кислово. Некоторое время учительствовал в Дорогобуже, путешествовал по югу России, где невольно был втянут в события гражданской войны. Позже ходил в плавание на шхуне «Дыхтау», участвовал в экспедиции О.Ю. Шмидта на ледоколе «Георгий Седов», в трагической экспедиции по спасению ледокола «Малыгин», побывал в краю сказителей и былин - Заонежье, в Сибири, в горах Тянь-Шаня…
Во время Великой Отечественной войны Иван Сергеевич работал спецкором газеты «Известия» по Пермской области, Среднему и Южному Уралу. В 1945 году возвращается с семьей в Ленинград, а в 1952 - обосновывается в живописном месте на берегу Волги - в Карачарове Калининской области в уютном деревянном домике, куда приезжал и зимой, и летом более 20 лет, где царила особая атмосфера теплоты и творчества, где побывало множество гостей из разных уголков страны - писатели, художники, ученые, искусствоведы, журналисты, земляки…
Осенью 1967 года Соколовы переехали на постоянное место жительства в Москву.
Иван Сергеевич прожил с женой Л.И. Малофеевой 52 года, имел трех дочерей. Все они безвременно скончались: младшая Лида 3-х лет (1931), Ирина в возрасте 16 лет умерла в Крыму от туберкулеза (1940), Елена трагически погибла (утонула) в возрасте 25 лет в 1951 году, оставив родителям двухлетнего сына Сашу.
Последние годы жизни писателя омрачились тяжелым обстоятельством - потерей зрения, но, несмотря на слепоту, Иван Сергеевич продолжал работать, и до последних дней в нем не угасала потребность писать и отдавать свое творчество людям.
Умер Иван Сергеевич Соколов-Микитов 20 февраля 1975 года. Похоронен в Гатчине на семейном кладбище, там, где могилы его матери, двух дочерей и Лидии Ивановны, пережившей мужа ровно на сто дней.
Путешественник по призванию и скиталец по обстоятельствам, И.С. Соколов-Микитов, повидавший немало далеких краев, южных и северных морей и земель, всюду нес с собой неизгладимую память о родной Смоленщине. Именно здесь истоки его первой сказки «Соль земли». Именно здесь были написаны его лучшие произведения: «Детство», «Елень», «Чижикова лавра», «Морские рассказы», «На речке Невестнице»…
«Читать и перечитывать И.С. Соколова-Микитова такое удовольствие, как дышать свежим ароматом летних полей и лесов, пить в жаркий полдень ключевую воду из родника, как в зимнее морозное утро любоваться серебристо-розовым блеском инея. И спасибо большое ему за это» .
Смоленская областная детская библиотека приобщает читателей к творчеству Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. Подготовлены и изданы рекомендательный указатель литературы «Хранитель родников» и мультимедийный диск о жизни и творчестве писателя, ежегодно проводятся областные праздники «И.С. Соколов-Микитов - детям», организуются выезды читателей в дом-музей писателя в д. Полднево Угранского района.