Исследовательские проекты по. Что такое исследовательский проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

«ОТКРЫТИЕ МИРА»

Секция: краеведение

«Почему реки Нижневартовского района имеют такие необычные названия?»

Макарова Екатерина Евгеньевна – 1 б

Руководитель:

Акулова Валентина Егоровна

учитель начальных классов

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

«Средняя Общеобразовательная Школа № 13»

2013

План исследования

Мне стали интересны следующие вопросы.

Гипотеза:

С целью изучения происхождения названий рек Нижневартовского района проведено исследование. Исследование проводилось поэтапно в течение трех месяцев (октябрь – декабрь 2012 года).

1 этап (октябрь): выбор темы исследования, формулирование цели и задач, определение методов исследования, работа с научной литературой и периодической печатью по проблеме.

2 этап (ноябрь): анализ и отбор подобранной литературы, статей, периодической печати; работа с материалами сети Интернет; проведение анкетирования.

3 этап (декабрь): анализ полученных результатов.

Методом исследования стало анкетирование. В нем приняли участие 39 (27 учеников и 12 родителей) респондентов. С помощью вопросов анкеты узнали, что многие ученики и их родители затруднились дать ответы на вопросы анкеты (прил.1).

Вопросами изучения происхождения рек Нижневартовского района занимались такие ученые как: Лёзин В. А. Реки Ханты-Мансийского автономного округа (1999 г.). Рассматриваемая тема встречается в интегрированном курсе краеведения «Мы – дети природы» для 1-4 класс 2003 г., также в учебнике «География Ханты - Мансийского автономного округа», 8-9 класс, 1996 г.

Введение 2

1. Теоретическая часть

1.1. Древние насельники Сибири и их названия 3

1.2. История происхождения названия рек Нижневартовского района 4

2. Практическая часть 7

Выводы 8

Список использованной литературы 9

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Разработанная анкета I

Исследовательская работа

Введение

Актуальность. Возвращаясь из очередного отпуска на машине, нам пришлось пересекать реки с необычными, можно даже сказать, загадочными названиями: Аган, Большой и Малый Юган, Тромъёган, Вах и другие.

Попросила родителей объяснить, почему реки так называются. Тогда мама предложила мне поближе познакомиться с происхождением названий рек моей малой родины.

Мне стало интересно:

Почему все- таки реки моего края имеют такие необычные названия?

Что обозначают эти названия?

Вопросами изучения происхождения рек Нижневартовского района занимались такие ученые как: Лёзин В. А. Реки Ханты-Мансийского автономного округа (1999 г.). Рассматриваемая тема встречается в интегрированном курсе краеведения «Мы – дети природы» для 1-4 класс 2003 г. также в учебнике «География Ханты - Мансийского автономного округа», 8-9 класс, 1996 г.

Цель исследования: изучение истории происхождения названий рек Нижневартовского района.

Задачи:

  • исследовать, что обозначают в названии рек слова «ёган, обь, ас, ега, янк» и другие;
  • узнать, как произошли названия рек;
  • оформить информационный буклет «История Югры в названии рек Нижневартовского района».

Объект исследования: реки Нижневартовского района.

Предмет исследования: историческое происхождение названий рек Нижневартовского района.

Методы исследования : анкетирование, поиск информации в сети интернет, в печатных изданиях, анализ и обработка полученных данных.

Гипотеза: предполагаем, что в названиях рек Нижневартовского района отражены национальные корни народов, населяющих наш край.

Новизна. При проведении данного исследования собран исторический материал по данному вопросу, который может быть применен на практике.

Практическая значимость. Собранный материал можно применять на уроках краеведения, окружающего мира в начальной школе. Мы думаем, что ребята, которые изучают этот предмет, тоже хотят знать о том, почему реки имеют такие названия.

1. Теоретическая часть.

  1. Древние насельники Сибири и их названия.

Как известно, русские пришли в Сибирь в XVI-XVII веках и нашли ее заселенною. На Крайнем Севере, в тундре и лесотундре, они столкнулись с ненцами. В лесной полосе познакомились с ханты, манси и селькупами. В южной части лесной зоны, а также в лесостепи они встретились с различными тюркскими народами. .

Кочуя по огромной территории или живя оседло, они прекрасно ориентировались на местности. Особенно хорошо эти народы знали названия рек, так как реки были единственным путем для передвижения в этом таежном крае. Вот почему названия рек передавались от народа к народу. Сибирские названия рек узнало и русское население, восприняло их и стало употреблять в своей речи. Естественно, что при этом прежние названия изменялись согласно законам русского языка, а часто просто искажались. Именно поэтому многие из них не только непонятны русскому человеку, но и представляют загадку для специалистов, знающих языки сибирских народов. .

И все же определенную часть названий рек достаточно надежно можно объяснить на основе языков аборигенов Сибири. Для этого надо знать, как в них строится географическое название.

В названиях рек просматривается диалектовая окраска народов ханты и манси: аган – река средней величины; ас – большая река; ега – яга – ех – маленькая речка; еган – ёган – большая река; янк – вода; об -вода, река; у манси река обозначается словом я, у ханты - словами иган, еган, юган, игай .

Ученые установили, что в большинстве языков географические названия состоят из двух слов, причем конечное имеет значение «река», «вода». По этому конечному слову можно узнать хантыйские, селькупские, тюркские и другие названия. Например, у ненцев «река» обозначалась словом яха: Табьяха, Мудуйяха, Еркутаяха, Хадытаяха, Мярояха; ханты передают ненецкое яха как яг, поэтому названия рек на яг в местах, где сейчас живут ханты, также имеют ненецкое происхождение: Ягыляг, Кругяк, Еголяк. У манси река обозначается словом «я»: Атымья, Волья, Толья, Калья; у ханты - словами иган, еган, юган, игай: Ларьеган, Ватъеган, Кульеган; у селькупов - словами кы, гы, превратившимися у русских в ка, га: Катальга, Корлига, Лозунга, Суйга; у южных самодийцев - словами бу, чу, чага, бы, которые у русских звучат как ба, ма, ва, чага: Аба, Амба, Куба, Кумлова, Андарма, Кондома, Касьма, Пача, Паральжа; у тюрок - «река» обозначается словами илга, юл, су: Илгай, Мрассу, Чичкаюл и др. .

Таким образом, географические названия - это не случайные слова. Их появление в тот или иной период исторически обусловлено.

1.2.История происхождения названия рек Нижневартовского района.

Используя эти сведения, попытаемся выяснить значение и хотя бы краешком глаза заглянуть в историю отдельных названий рек моей малой родины.

У народов Севера к рекам отношение особое. В понимании людей они не только «живые», но имеют и деление: мужчина и женщина. Так, «мужчинами» считаются Тромъеган, Пим, Вах и Васюган. «Женщина» лишь одна – Аган. Более того, Тромъеган и Аган – супружеская пара. Женой Пима называют его приток – Им-Яун.

Из интернет – источников и научной литературы узнала о том, что на территории Нижневартовского района протекает более 2 тысяч рек, речек. Среди рек выделяется великан – Обь. Самыми крупными притоками реки Оби являются реки Вах - 964 км, Аган -776 км и Куль-Еган - 342 км, Колек-Еган - 553 км, Сабун - 553 км, Кулун-Игол - 520 км. Маленькие реки: протоки Мулка, Мега, Большая Рязанка .

Если посмотреть на карту Нижневартовского района, можно сделать вывод: многоводные реки и малые речки настолько плотной сетью покрывают всю территорию Нижневартовского района, что нельзя назвать ни одного селения, удаленного от водотока более чем на 100 км.

Следовательно, люди, населяющие наш край, селились по берегам рек, так как единственное средство передвижения было водное.

Много предположений существует о происхождении названия реки Оби: от русского слова «обе» или «объять», от иранского «аб, об» - «вода», от коми-зырянских слов: «обва» - «тетка, бабушка» и «обва» - «снежная вода».

Литературные источники говорят о том, что нельзя объяснять происхождение названия этой могучей реки от русских слов, так как в Сибири нет рек, названных русским именем. Из истории известно, что впервые русские упомянули Обь в Новгородской летописи в 1364 году, назвав ее Обдорой. В это время им еще ничего не было известно об истоке реки Оби (из двух рек - Бии и Катуни). Откуда же русские узнали, что это река Обь? Судя же по летописи, впервые с этой рекой познакомились новгородцы, ходящие в Югру. Значит, они встретились с Обью в ее нижнем течении. Проводниками новгородцев были коми (их русские называли зырянами). Поэтому можно предположить, что и название Оби новгородцы услышали от коми. В этом особенно убеждает нас ранняя связь слова Обь со словом «дор», которое в языке коми означает «местность». .

Что же значит слово «об» в коми языке? Едва ли можно думать, что такую большую реку коми называли словом обва - «тетка, бабушка». На наш взгляд, правы те, кто связывает название Обь с обва в значении «снежная вода» (немецкий ученый В. Штейниц, томский профессор А. П. Дульзон). .

Это предположение хорошо согласуется и с географическими особенностями реки Оби.

Об особенностях местности, где протекает река Обь, старинная хантыйская легенда гласит: «Земля наша была плоской, травянистой и болотистой. Но вот встретишь гриву, а на ней бор. Залезь на самый высокий кедр и увидишь богатыря. Лежит он, весь порос травой, илом. Давно он погиб. Вот с тех пор есть на Югорской земле высокие места, которые называют богатырскими холмами.

Прорезая эти богатырские холмы, течет вдоль Западной Сибири с юга на север великая, могучая река Обь».

Обь еще иначе называют Ас-най, что можно перевести дословно как река-солнце, так как она является прародительницей всего живого. Текущая вода прекрасно понимает людей, она может на них сердиться или радоваться за них. Древние ханты не умели плавать, но во всем полагались на реку: если ты не совершил дурных поступков, река не даст тебе погибнуть. Когда же Ас сердилась, ей приносили в дар монетку, горсть муки, делили с ней трапезу.

Древняя алтайская легенда так гласит о рождении Оби: «Своенравная, гордая красавица Катунь не могла полюбить посватавшегося к ней властного князя по имени Бий. Она бросилась со скалы, но не погибла, а превратилась в стремительную красивую реку. Катунь мчалась от преследовавшего ее старика, яростно пробиваясь сквозь камни и горы, путала следы, пряталась в ущельях, виляла в сторону и только при выходе из гор, в предгорной степи, где уже было невозможно скрыться, властный старик нагнал ее. И родилась Обь…»

А вот другая легенда, рассказанная Ю.К. Айваседой, жителем поселка Варьеган, так объясняет появление у Оби притоков.

«Старик Обь выдал замуж свою дочь Аган за сына Торум-Ики, у которого было имя Торум-Ягун. Но так как у них характеры были, как у бурлящей реки, вместе прожили они недолго. Разошлись. Торум-Ягун - на северо-запад, а Аган – на восток, но тяга друг к другу осталась. И поэтому, когда хозяйка Агана вспомнит что-нибудь хорошее из совместной жизни – поворачивается в сторону своего мужа и начинает грызть северный песчаный берег ягельного бора. Как вспомнит ссору – рассердится, повернется спиной к нему, и начнет грызть глинистый берег Черного Урмана. Когда соскучится очень – посылает весточку в сторону мужа… Река Хаплимуты, как говорят ненцы, это одна из весточек, которые посылает хозяйка Агана своему мужу». .

Река Обь не только самая большая река Сибири. Она чрезвычайно живописна и красива и летними вечерами в час заката, и в период паводка, когда величаво разливается на многие километры и восхищает человека своей неукротимой мощью и силой, и подо льдом, когда закована в снежные латы.

По поверьям коренных народов югорского края, в каждой реке живет свой дух. Наиболее почитался дух Оби. Чтобы не утонуть (ханты не умели плавать), чтобы удачной была рыбалка, водяным духам приносили жертвы, почитали их.

Река Вах у остяков носит то же название, которым его называют русские, и оно означает на их языке и металл, и железо, однако причину этого они объяснить не могут, ибо на Вахе неизвестна железная руда, а тем более, чтобы ее добывали и использовали остяки. Возможно, что оно употребительно у живущих в верховьях Ваха тымских остяков. Если к названиям других рек остяки прилагают слово «логон», то в случае с рекой Вахом этого нет. Причиной этого различия служит его превосходство по величине надо всеми другими впадающими в Обь реками, так как его ширина в низовьях в некоторых местах достигает версты. Он течет, не делая значительных поворотов, с северо-востока. Дно песчаное. .

Большинство рек Западной Сибири являются культовыми, особое место среди них занимает река Тромъеган.

Тромъеган - река Бога в переводе с хантыйского языка. Она берет свое начало в водоразделе Сибирских Увалов и течет с севера на юг более восьмисот километров, разбиваясь на три больших рукава перед впадением в Обь. Река имеет значимые притоки в верхнем течении: Нятлонгаягун, Энтль - имиягун, в среднем течении Ингуягун, Ортъягун и в нижнем течении Каттым - еган и реку Аган, впадающие в Тромъеган слева. .

Аган - свое название река получила от хантыйского слова «еган», которое переводится просто – река. В наших краях река Аган считается самая клюквенная река – Ампута. Это название от ненецкого – Вампухта.

А по-хантыйски называется – Кавахын – кавэнг Ахын, то есть, Аган, но болотистый, клюквенный. А ненецкое название переводится как – река раздора.

Легенды описывают местность, характеризуют ландшафтные особенности бассейна реки Аган: в легендах об аганской богине раскрываются нрав и характер течения реки, обосновываются появление двухруслового устья, семиручьевого истока, направления течения многочисленных притоков. .

В Нижневартовском районе можно встретить реки с русским названием. О чем говорят русские названия рек? Часть из них понятна каждому человеку, часть также требует специального изучения. Русский человек, называя реку, прежде всего, обращал внимание на ее признаки. Эти признаки могли быть связаны как с ее природными качествами, так и с отношением человека к ней.

2. Практическая часть

В результате исследования нами получены следующие результаты.

Таблица 1.

№ воп-роса

Вопросы анкеты

Результаты

ученики

родители

Назовите реки, протекающие

в Нижневартовском районе.

Назвали 1-2 реки

Затруднились ответить

Назвали 3 реки

Назвали 4 - 5 рек

16 учеников

11 учеников.

7 родителей

5 родителей

Сможете ли объяснить,

почему они имеют

такие названия?

Смогли объяснить

Затруднились с ответом

Смогли объяснить

Затруднились с ответом

0 учеников

27 учеников

0 родителей

12 родителей

Важно ли сохранять историческое наследие народа?

Все ученики дали положительный ответ – да, важно, а объяснить, почему – затруднились.

Все родители дали положительный ответ, объяснили роль истории в жизни людей.

Ответы на вопросы анкеты

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы: полученные результаты оказались не совсем утешительными: мои одноклассники не знают реки Нижневартовского района, а о происхождении названий рек не смогли сказать ничего. Результаты родителей оказались чуть лучше, но о происхождении названий рек затруднились что – либо сказать.

Выводы

Из литературных источников узнала об историческом происхождении названия рек Нижневртоского района. Исследовав значение слов «ёган, обь, ас, ега, янк» и других в названии рек узнала, что в названиях рек Нижневартовского района отражены национальные корни народов, населяющих наш край в далеком прошлом, сохранившемся до наших дней. Таким образом, можно сделать вывод, что наша гипотеза оказалась верной.

Собранный материал дал возможность узнать о культурном наследии, о том, что названия рекам Нижневартовского района давали люди, живущие по берегам рек, позволил глубже познать свой край.

С результатами исследования были ознакомлены учащиеся 1-х классов нашего образовательного учреждения на уроках экологии, окружающего мира.

В дальнейшем планируем продолжить свои исследования по данной теме и изучить историю рек Ханты – Мансийского автономного округа.

В завершение нам хочется, чтобы люди берегли историческое наследие малой родины, соблюдали экологический этикет по отношению к окружающей природе, чтобы и через сотни лет они могли восхищенно сказать: «Здравствуй, милый мой край! Я вернулся домой!» А для этого мы должны вместе со взрослыми беречь природу. Если мы будем всегда вместе в любом деле, то наша планета будет прекрасной! Человеческая мудрость гласит: «Только та страна, в которой люди помнят о своём прошлом, достойна будущего».

Исследовательский проект на тему:

«Природное электричество»

МОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами

Руководитель проекта: Чаплыгина Ольга Владимировна,

учитель начальных классов МОУ «СОШ «Патриот» с

кадетскими классами»

Информационный лист

(Введение, актуальность, задачи и цели проекта и т.д.)

1 этап-организационный

Сбор информации

Анкетирование учащихся 4 «А», 4 «Б», 4 «В» классов. Анализ анкетирования

Выводы I этапа

2 этап- теоретический

Что такое электричество?

История открытия электричества.

Электричество в природе.

Выводы II этапа

Правила безопасности для детей, связанные с использованием электричества

3 этап-практический

Выводы III этапа

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Тема проекта: «Природное электричество».

Проблема (идея) проекта.

Не все мои одноклассники знают о существовании природного электричества. Идея проекта была узнать, что такое природное электричество, раскрыть возможности природного электричества.

Цель проекта:

узнать, что такое природное электричество, раскрыть возможности природного электричества.

Задачи:

изучить литературу по данной теме

найти из научных источников историю открытия электричества

узнать, что такое природное электричество

изучить правила безопасности связанные с использованием электричества

провести эксперимент по получению электричества из овощей фруктов в домашних условиях.

доказать существование природного электричества.

выпустить брошюру.

Вид проекта:

по комплектности: межпредметный

по количеству участников: индивидуальный

по продолжительности: краткосрочный.

Гипотеза:

Так как в овощах и фруктах много сока, а он представляет собой кислоту (такую же, как в обычных батарейках и аккумуляторах), то воткнув в них металлические пластины можно получить электричество.

Сроки реализации. Исследовательский проект реализуется в период с 25. 01.2018 года по 03.02.2018 года.

Ожидаемый результат в рамках исследовательского проект.

Я больше узнаю о природном электричестве.

Познакомлю одноклассников с историй возникновения электричества, раскрою возможности природного электричества,

Сделаю выводы по данной теме.

Попробую сам выполнить все эксперименты, соблюдая технику безопасности.

Перспектива

Изучение научной литературы

Изучение данной темы позволит больше узнать об окружающем нас мире.

Этапы выполнения исследовательской работы.

1 этап - организационный

Объект исследования: электрический ток

Предмет исследования:

природное электричество

переменный ток

Методы исследования:

Изучение литературных источников

Анкетирование

Наблюдение

Сравнение

Физические опыты обобщение

Анкетирование учащихся 4 «А», 4 «Б», 4 «В» классов, учителя, родители.

Результаты анкетирования показали:

учащихся 4 «А», 4 «Б». «В» классов - 70%

учителя МОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами» - 100%

родители учащихся 4 «В» класса - 100 %

Вывод:

проанализировав опрос, я пришёл к выводу, что часть учеников нашего класса имеют некоторое представление о природном электричестве.

большинство опрошенных знают о природном электричестве и почти все хотели бы узнать результаты моих опытов и подтверждений моей гипотезы.

родители и учителя нашей школы знают о природном электричестве.

2 этап - теоретический

Что такое электричество?

Без электричества представить нашу современную жизнь практически невозможно. Электричество глубоко проникло в нашу повседневную жизнь, мы даже подумать не можем, как без электричества прожить.

Электрический ток - направленное движение заряженных частиц, похожее чем - то на реку. В реке течёт вода, по проводам маленькие частицы атома - электроны. Электрический ток движется по проводнику в замкнутой цепи от источника тока к потребителю. Проводник - вещество, способное легко проводить электрический ток. Если мы имеем дело с металлом, то заряженные частицы - это электроны. Практически все металлы проводники электрического тока. Те вещества, которые не проводят ток, называются - изоляторами. К изоляторам относится пластик, резина. Медь очень хорошо проводит ток. В проводах электроны двигаются под действием магнитного поля.

Вывод: электричество - эффект, вызванный движением и взаимодействием заряженных частиц.

История открытия электричества.

Первые электрические явления люди наблюдали ещё в пятом веке до н.э. Родоначальник греческой науки Фалес Милетский заметил что потёртый мехом или шерсть кусок янтаря притягивает к себе лёгкие тела например пылинки.

В 1662 г.английский физик Уильям Гильберт продолжил изучение этих явлений. Именно он назвал их «электрическими».

В 1729 году Стефан Грей обнаружил, что некоторые металлы могут проводить ток.

Я решил узнать знают ли взрослые и мои сверстники о природном электричестве.

В 1733 году Дю Фэй открыл положительные и отрицательные электрические заряды.

В 1800 году Вольта изобрёл - первый источник постоянного тока.

В области электричества занимался и наш соотечественник Василий Перов. Он в начале XIX века открыл вольтову дугу.

Электричество в природе.

Какое-то время считалось, что электричество в природе не существует. Однако после того как Б. Франклин установил, что молнии имеют электрическую природу возникновения, это мнение перестало существовать.

Значение электричества в природе, как и в жизни человека огромно.

Например: природное явление.

Вспышка молнии - огромная искра мгновенный разряд электричества, скопившегося в грозовых тучах. Капли воды в грозовой туче сталкиваются и электролизуются в положительные заряды скапливаются в верхней части тучи, отрицательные - в нижней. Между тучей и землёй, заряжённой положительно, создаётся электрическое поле. Его напряжение возрастает и разряжается молнией.

Например: рыбы.

Электрические скаты используют электричество, а точнее электрические разряды для защиты от врагов, поиска пищи под водой и её добывания. Рыба имеет специальный электрический орган. Он накапливает достаточно большой электрический заряд, а затем разряжает его на жертву, прикоснувшись к такой рыбе. Сила тока электрического органа рыб меняется с возрастом: чем старше рыба, тем сила тока больше.

Например: насекомые.

Пчёлы - во время полёта накапливают положительный заряд электричества, а у цветов он отрицательный. Поэтому пыльца с цветов сама перелетает на тело пчёл.

Мне стало интересно, может ли возникнуть природное электричество в растениях. Я стал собирать информацию на эту тему: беседовал с родителями, посещал школьную библиотеку, читал научные статьи по данной теме.

Вот что я узнал:

Чем больше сока в овоще или фрукте, тем больше электричества из них можно получить.

Для получения электричества, лучше всего использовать медь и цинк.

Для того чтобы начать свои опыты я должен вспомнить правила безопасности с электроприборами. В этом мне помог учитель МОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами»: Сёмина Людмила Александровна (см. приложение стр. _____).

3 этап - практический

Для начала следует раздобыть цинк и медь. Цинк можно получить, разобрав старую неработающую батарейку или взять оцинкованный гвоздь или болт. Медь же можно найти в медной проволоке, зачистив ее от изоляционного материала.

Далее с помощью наждачной бумаги надо немного почистить медную проволоку или цинк с батарейки. Такая процедура поможет снять мельчайший слой окисленного материала, что благоприятно скажется на химической реакции.

После этого в одну из сторон лимона необходимо вставить медь, а в другую цинк так, чтобы два электрода в лимоне не касались друг друга. Медный и цинковый Электрод со свободной стороны следует подсоединить к проводам и для обеспечения более высокого напряжения и силы тока, такую же операцию проделать с другим лимоном.

Затем провод, идущий от меди в первом лимоне подсоединить к проводу, идущему от цинка второго лимона, образуя, таким образом, электрическую цепь. Другие концы проводов, выходящие из лимонов, можно подключить к приборам или к светодиоду, причем провод, идущий от меди будет нести положительный заряд тока, а провод от цинка - отрицательный заряд постоянного тока.

Эксперимент №1.

2 лимона, провода, медные электроды 2 шт., цинковые электроды 2 шт., светодиод.

Описание эксперимента.

Сначала я разложил всё, что нам понадобится:

цинковые и медные электроды, провода, лимоны, картошка, инструменты, лампочка.

После этого, я воткнул медные и цинковые электроды в лимоны, и лампочка загорелась. Из проделанного опыта мы видим, что лимон работает, как батарейка: медный электрод - положительный (+), а цинковый электрод - отрицательный (-). К сожалению это очень слабый источник энергии. (см. приложение стр. ______).

Гипотеза: если увеличить количество лимонов, увеличиться источник энергии.

Вывод :

в лимонной кислоте содержатся частицы электричества, чтобы получить природное электричество требуется лишь лимонная кислота и медные цинковые электроды.

Лимоны вырабатывают такое напряжение или электрическую силу, как пара батареек в фонарике.

Эксперимент №2

Для проведения опыта понадобится: 2 картофеля, провода, медные электроды 2 шт., цинковые электроды 2 шт., светодиод.

Я соединил цинковые и медные электроды проводами. Вставил медные и цинковые электроды в картофель, и лампочка загорелась.

Вывод: в картофеле содержится кислота, благодаря которой появляется природное электричество. Соединив цинковые электроды, с кислотой выделяемой картофелем лампочка загорается.

Заключение

Природное электричество существует, и оно может быть очень полезным. Я подтвердил свою гипотезу: если открыть тайны электричества то электрический ток станет хорошим другом и помощником, а не опасностью в жизни. При помощи фруктовой или овощной батарейки доказал, что природное электричество существует.

Вывод.

Практическая значимость природного электричества.

На основании полученной мною информации и проделанных опытов, я могу сказать, что природное электричество очень полезная вещь. Если взять в поход медные и цинковые пластинки, провода и лампочку, то можно сделать светильник и зарядное устройство для телефона, так как овощи и фрукты в природе можно всегда найти.

Список используемых источников.

Т.Ю. Покидаева. Новая детская энциклопедия. ООО «Издательская Группа «Азбука».

Е.П. Левитан, Т.А. Никифорова Занимательная физика. Детская энциклопедия

К.Роджерс, Ф. Кларк. Изучаем физику. Свет. Звук. Электричество. ООО Издательство «Росмэн - Пресс» г. Москва, 2002г.

http:// dostizhenya.ru /elektrichestvo

http:// pozmir.ru

http:// sitefaktov.ru

Приложение №1

Правила безопасности для детей, связанные с использованием электричества.

Самое главное, что надо знать про электричество - это техника электро-безопасности, которую должен знать не только взрослый, но и ребенок, что бы обезопасить свою жизнь. Ток - невидим, а потому особенно коварен.

Что не нужно делать взрослым и детям?

Не дотрагивайтесь руками, не подходите близко к проводам и электро-

комплексам.

Недалеко от линий электропередач, подстанций не останавливайтесь на отдых, не разводите костров, не запускайте летающие игрушки.

Лежащий на земле провод может таить в себе смертельную опасность.

Электрические розетки, если в доме маленький ребёнок, - объект особого контроля.

Не играть с розетками и выключателями.

Нельзя засовывать металлическую проволоку в розетки.

Правила использования электроприборов:

Не оставлять включенные электроприборы без присмотра.

Очень опасно собирать, разбирать, что - либо в электрических приборах во время работы прибора.

Уходя из дома выключать все электроприборы. Пользоваться электроприборами можно только с разрешения взрослых.

Вода является хорошим проводником, также как и тело человека, поэтому нельзя мокрыми руками трогать розетки и электроприборы, потому что может «ударить» током.

Электричество в батарейках не опасно. Но нельзя разбирать батарейки и нельзя их глотать, так как внутри них находятся химические вещества, которые вредны для здоровья. Нельзя бросать батарейки в огонь, потому что они могут взорваться.

Приложение №2

Приложение № 3

Работа над исследовательским проектом проходит в несколько этапов:

1. Выбор темы.

2. Определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования.

3. Подбор и изучение материалов по теме: литература, другие источники.

4. Выбор методов исследования.

5. Разработка плана проекта и его реализация.

6. Написание исследовательского проекта.

7. Оформление исследовательского проекта.

8. Защита исследовательского проекта (презентация, доклад).

Первый этап – выбор темы

Выбор темы для исследовательского проекта должен отвечать следующим требованиям:

1. Тема должна соответствовать склонностям автора.

2. Основные тексты должны быть достижимы (то есть физически доступны для автора).

3. Основные тексты должны быть постижимы (то есть интеллектуально посильны для автора).

Второй этап - определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования

При определении цели исследования необходимо ответить на вопросы:

1. Какой результат предполагается получить?

2. Каким видится этот результат ещё до его получения?

Под задачами исследования понимается то, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Определяются также объект, предмет проекта.

Объектом исследования называется процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения. Главный вопрос при определении объекта - Что рассматривается ?

Предмет исследования определяется при ответе на следующие вопросы:

1. Как рассматривать объект?

2. Какие отношения ему присущи?

3. Какие аспекты и функции выделяет исследователь для изучения объекта.

Третий этап - подбор и изучение материалов по теме

При изучении материалов по выбранной теме, принято все источники делить на первоисточники и вторичные источники.

При работе с книгами первоисточниками считается первоиздание или академическое издание текста

Четвертый этап - выбор методов исследования

Обязательно в исследовательском проекте указание на методы исследования, которые служат инструментом для добывания фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной цели. Существуют следующие методы исследования (тебе нужно выбрать подходящие для своей работы):

Наблюдение. (Представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего на работу органов чувств человека: зрения, слуха, осязания, обоняния),.

Сравнение. (Позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам.)

Измерение. (Процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.)

Эксперимент или опыт. (Предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях).

Моделирование. (Построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов. По характеру моделей выделяют предметное и знаковое моделирование. Предметным называют моделирование, в ходе которого исследование ведется на модели, воспроизводящей геометрические, физические, динамические, либо функциональные характеристики объекта – оригинала. При знаковом моделировании моделями служат схемы, чертежи, формулы и т.п.).

Беседа, анкетирование, или опрос. (Организуется с целью выявления индивидуальных особенностей личности, её желаний, позиции).

Пятый этап - разработка плана проекта и его реализация

При работе над исследовательским проектом необходимо наметить рабочий план.

Рабочий план поможет прояснить, что необходимо сделать. Далее идет его реализация: проводятся наблюдения, эксперименты, опыты, беседы, опросы, анкетирования и т.п. согласно выбранным методам.

Шестой этап - написание исследовательского проекта

При написании исследовательского проекта следует учитывать, что язык и стиль его - научный.

Научный стиль имеет свои особенности:

Подчеркнутую, строгую логичность, проявляющуюся в том, что все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте;

Точность, которая достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов;

Объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности. В языковом плане эти свойства проявляются в том, что в научных текстах не принято использовать эмоционально-оценочную лексику, а вместо местоимения «я «и глаголов в 1-м лице единственного числа чаще употребляются предложения неопределенно-личные (считают, что……), безличные (известно, что……), определенно-личные (рассмотрим проблему…);

Ясность - умение писать доступно и доходчиво;

Краткость - умение избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора.

Школьный проект - это один из способов обеспечения развития ученика. Данные работы обязательны для учащихся. Нередко школьники старших классов сдают экзамены именно в что позволяет лучше оценить их знания и способность усваивать информацию.

Для чего нужны такие задания?

Интересные темы для проектов - это возможность школьника развить свои способности, поверить в свои силы как ученика. Ведь нередко дети выбирают для себя такие темы для исследовательской работы, которые увлекают их. Таким образом, в процессе проектирования повышается самостоятельность школьника, у него формируется прочная мотивация для дальнейшего обучения. Также он учится правильно вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения. Работа над проектом позволяет школьнику объединить урочную и внеурочную деятельность.

Темы для средней и младшей школы

Интересные темы для проектов - залог того, что работа будет увлекательной для школьника. Если проект является исследовательским, он должен включать в себя элементы научного труда - гипотезу, ее проверку, лабораторное исследование, анализ полученных на выходе результатов. Например, избрана тема о выращивании бобов в домашних условиях. Школьник может подготовиться заранее - прочесть нужный материал по природоведению; провести эксперимент - прорастить бобы; сделать фотографии растения на каждом из этапов. Следующие интересные темы для проекта подойдут учащимся средних и младших классов:

  • Автомобили прежних времен и современные.
  • О том, как жили динозавры. Предполагаемые варианты их гибели.
  • Моя любимая собака.
  • Профессии, о которых мечтает каждый школьник.
  • Цвет в жизни человека.
  • Мультфильмы и их роль в жизни малышей.
  • Аквариум и его удивительные жители.
  • Как вырастить кристалл самостоятельно?
  • Особенности здорового образа жизни.
  • Занятия спортом в моей семье.
  • Старинные забавы на Руси.
  • Освоение человеком космического пространства.
  • История музыки и музыкальных инструментов.
  • Роботы будущего.
  • Особенности жизни пчел.
  • Самые красивые легенды о цветах.
  • История денег - от древности до современности.
  • Чай и кофе. История, легенды, традиции.
  • Выращивание бобов в домашних условиях.

Темы, которые вызовут интерес у школьной аудитории

Существует немало областей, которые могли бы увлечь Это могут быть гаджеты, различные продукты, вопросы любви и дружбы. Следующие интересные темы для проекта не оставят равнодушными школьную аудиторию:

  • Смайлики в сообщениях. История, особенности использования.
  • Самая яркая и необычная реклама.
  • Что думают молодые люди о семейной жизни?
  • Является ли Барби стандартом женской привлекательности?
  • Проблема чистоты в общественных местах.
  • Почему во время полета нужно выключать телефон?
  • Англицизмы в современной речи.
  • Гороскопы и астрология - правда или миф?
  • Как добиться благосостояния?
  • Что нужно человеку, чтобы достичь эмоционального равновесия?
  • Принцип работы микроволновки.
  • Как развить логическое мышление?
  • Полезна ли жвачка?
  • Ложь: причины и последствия. Почему люди врут друг другу?
  • Как стать фотографом?
  • Принцип работы 3D-очков для кинотеатра.
  • Оказывает ли влияние темп речи говорящего на восприятие доклада аудиторией?
  • Шпаргалка - помощник или враг?
  • Почему все учат английский?
  • Понимают ли братья наши меньшие речь?
  • Чайные традиции Китая.
  • Каков человек: добр или зол? Примеры из истории и жизни.
  • Стресс и заболевания - есть ли связь? Что такое психосоматические болезни?
  • Как простить человека? Нужно ли это делать?
  • «Коты Леопольды» в современном обществе.

Актуальные темы для подготовки проектов по русской литературе

Одной из самых интересных работ для многих школьников станет литературный проект. Его проблематика должна быть подобрана в соответствии со знаниями и уровнем подготовки учащегося. Темой проекта по литературе может быть биография поэта или писателя или же особенности его творчества. Такая работа поможет узнать много интересного об авторе, произведения которого понравились учащемуся. Проект может посвящаться особенностям литературного героя или же целого произведения. В процессе работы школьник сможет освежить в памяти информацию о любимом произведении, еще раз окунуться в его события.

Следующие темы проектов по литературе являются приблизительными. Школьник всегда может выбрать тот вопрос, который вызывает у него наибольший интерес.

  • Особенности творчества И. Бунина.
  • Роль внешности героя в его характеристике (на примере нескольких
  • Особенности романтического героя (на примере нескольких произведений).
  • Тема любви в лирике Ахматовой.
  • Природа в творчестве В. А. Жуковского.
  • История в пушкинских произведениях.
  • Проблема родины в творчестве Есенина.

Проекты по труду

Также большим простором для творческой работы будет задание по технологии. Темы проектов, рассмотренные ниже, предназначаются для девочек:

  • Как оформить кухню-столовую.
  • Блюда русской кухни.
  • Комнатные растения и интерьер помещения.
  • Аксессуары, связанные своими руками.
  • Декор и сервировка праздничного стола.

А вот какие проекты могут подготовить мальчики:

  • Изготовление настенных полочек для дисков или книг.
  • Как смастерить доску для нарезки овощей.
  • Модели самолетов, кораблей, автомобилей.
  • Изготовление скамейки.
  • Как смастерить складной столик для балкона.

Проектирование на научную тематику

Нередко школьникам нужно найти подходящие темы исследовательских проектов. Простор вариантов широк, ведь сколько научных отраслей, столько и разных сфер исследования. Из следующих тем, возможно, школьник сможет для себя что-нибудь подобрать:

  • Атмосфера Земли: состав, строение, движение воздушных масс.
  • Законы Ньютона и их применение.
  • Агрегатные состояния вещества.
  • Физические свойства углерода.

«Исследовательская деятельность» - теория рефлексивного мышления Н.Г.Алексеева. Создание познавательной базы исследовательской компетентности. Задачи учебного исследования. Основные типы творческих работ учащихся. Концептуальные основания моделирования организации исследовательской деятельности учащихся. Глоссарий. В.И.Загвязинский. Виды моделей исследовательской деятельности.

«Исследовательская литература» - Экспертиза. Источник надо «допрашивать» или хотя бы «ловить на проговорках». Предуведомление. Цель состоит в том, чтобы форсировать размышления, работать интенсивно, а не экстенсивно. Непонятный конспект смысла не имеет. Приобретать в собственность самое важное. Иностранные языки. Принципы составления (компьютерного) конспекта текста.

Институт становится известным не только в средневолжском регионе, но и в СССР, и за рубежом. Творческая деятельность В.М.Васильева была сложна и многогранна. Разведочные работы, наряду со спасательными, всегда были первоочередными. В 60-е годы изучение марийской музыкальной культуры составляло одну из актуальных задач.

«Исследовательская работа» - Основы информационных технологий. Сжатие и воспроизведение звуковой информации. Обучающая программа по разделу «Системы счисления». Углубленные курсы по направлениям подготовки Учебные проекты. Школы Омска в сети Интернет. Справочник по элементарной физике. Четкость выводов, обобщений. Индивидуальная работа Творческие и исследовательские проекты.

«Исследовательские работы учащихся» - Защита УИР – итоговый аттестационный экзамен (март). УИР является первой по-настоящему самостоятельной научной работой лицеистов. Выполнение УИР в 11 классе. Получение отзыва руководителя. Выдача дневников практики. Успешное обучение в вузе, раннее (с 1-2 курса) приобщение к научной работе на кафедрах.

«Исследовательский проект» - 4.1. Публичная защита проекта. 4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы. 4.3. Итоговая конференция. Очень часто учитель начальных классов слышит такие слова от своих учеников на уроках. Метод проектов, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром.


Top