Какими качествами обладает иван денисович. «Один день Ивана Денисовича» главные герои

Идея рассказа пришла в голову писателя, когда он отбывал срок в Экибастузском концлагере. Шухов - главный герой «Одного дня Ивана Денисовича», является собирательным образом. Он воплощает в себе черты заключенных, находившихся с писателем в лагере. Это первое вышедшее в печать произведение автора, принесшее Солженицыну всемирную известность. В своем повествовании, имеющем реалистическое направление, писатель касается темы взаимоотношения людей, лишенных свободы, их понимание чести и достоинства в нечеловеческих условиях выживания.

Характеристика героев «Один день Ивана Денисовича»

Главные герои

Второстепенные персонажи

Бригадир Тюрин

В рассказе Солженицына Тюрин – русский мужик, душой болеющий за бригаду. Справедливый и независимый. От его решений зависит жизнь бригады. Умный и честный. В лагерь попал как сын кулака, среди товарищей пользуется уважением, они стараются его не подводить. В лагере Тюрин не первый раз, может пойти против начальства.

Капитан второго ранга Буйновский

Герой из тех, кто не прячется за спины других, но непрактичный. На зоне недавно, поэтому еще не понимает тонкостей лагерной жизни, заключенные его уважают. Готов постоять за других, уважает справедливость. Старается держаться бодрячком, но здоровье уже подводит.

Кинорежиссер Цезарь Маркович

Человек, далекий от реальности. Часто получает из дома богатые посылки, и это дает ему возможность хорошо устроиться. Любит поговорить о кино и искусстве. Работает в теплой конторе, поэтому далек от проблем сокамерников. В нем нет хитрости, поэтому Шухов ему помогает. Не злоблив и не жаден.

Алешка - баптист

Спокойный молодой человек, сидит за веру. Его убеждения не поколебались, а еще больше упрочились после заключения. Безобидный и непритязательный, постоянно спорит с Шуховым о вопросах религии. Чистенький, с ясными глазами.

Стенька Клевшин

Глуховат, поэтому почти всегда молчит. Находился в концлагере в Бухенвальде, организовывал подрывную деятельность, проносил в лагерь оружие. Немцы жестоко пытали солдата. Теперь находится уже в советской зоне за «измену Родине».

Фетюков

В описании этого персонажа преобладают лишь отрицательные характеристики: безвольный, ненадежный, трусоватый, не умеет постоять за себя. Вызывает презрение. На зоне занимается попрошайничеством, не брезгует вылизывать тарелки, и собирать окурки из плевательницы.

Два эстонца

Высокие, худощавые, даже внешне похожи друг на друга, как братья, хотя познакомились только на зоне. Спокойные, не воинственные, рассудительные, способны на взаимовыручку.

Ю-81

Значительный образ старого каторжанина. Всю свою жизнь провел по лагерям и ссылкам, но ни разу ни перед кем не прогнулся. Вызывает всеобщее почтительное уважение. В отличие от других, хлеб кладет не на грязный стол, а на чистую тряпицу.

Это была неполная характеристика героев повести, список которых в самом произведении «Один день Ивана Денисовича» намного больше. Данную таблицу характеристик можно использовать для ответов на вопросы на уроках литературы.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

«Здесь, ребята, закон — тайга. Но люди и здесь живут. В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто куму ходит стучать» — таковы три основополагающих закона зоны, поведанных Шухову «старым лагерным волком» бригадиром Кузьминым и с тех пор неукоснительно соблюдавшихся Иваном Денисовичем. «Лизать миски» означало долизывать в столовой за зеками уже пустые тарелки, то есть утратить человеческое достоинство, потерять свое лицо, превратиться в «доходягу», а главное — выпасть из достаточно строгой лагерной иерархии.

Шухов знал свое место в этом незыблемом порядке: он не стремился пробраться в «блатные», занять должность повыше да потеплее, однако и унижать себя не позволял. Он не считал для себя зазорным «шить кому-нибудь из старой подкладки чехол на рукавички; богатому бригаднику подать сухие валенки прямо на койку…» и т.д. Однако Иван Денисович при этом никогда не просил расплатиться с ним за оказанную услугу: знал, что выполненная работа будет оплачена по достоинству, на этом держится неписаный закон лагеря. Если же начнешь выпрашивать, пресмыкаться — недалеко будет превратиться в «шестерку», лагерного раба наподобие Фетюкова, которым всякий помыкает. Свое место в лагерной иерархии Шухов заслужил делом.

На санчасть он тоже не надеется, хотя искушение велико. Ведь надеяться на санчасть означает проявить слабость, пожалеть себя, а жалость к себе развращает, лишает человека последних сил бороться за выживание. Вот и в этот день Иван Денисович Шухов «перемогся», а за работой и остатки хвори испарились. А уж «стучать куму» — докладывать на своих же товарищей начальнику лагеря, знал Шухов, вообще последнее дело. Ведь это значит пытаться спастись за счет других, в одиночку — а это в лагере невозможно. Здесь либо сообща, плечом к плечу делать общее подневольное дело, при крайней необходимости заступаясь друг за друга (как заступилась на работах шуховская бригада за своего бригадира перед строительным десятником Дэром), либо — жить дрожа за свою жизнь, ожидая, что ночью будешь убит своими же товарищами по несчастью.

Впрочем, были и еще правила, никем не сформулированные, однако тем не менее неукоснительно соблюдавшиеся Шуховым. Он твердо знал, что с системой бесполезно бороться напрямую, как это пытается делать, к примеру, кавторанг Буйновский. Ложность позиции Буйновского, отказывающегося если не смириться, то хотя бы внешне подчиниться обстоятельствам, проявилась отчетливо тогда, когда в конце рабочего дня его увели на десять суток в ледяной карцер, что в тех условиях означало — на верную гибель. Однако не собирался Шухов и полностью подчиняться системе, словно бы чувствуя, что весь лагерный порядок служит одной задаче — превратить взрослых, самостоятельных людей в детей, безвольных исполнителей чужих прихотей, одним словом — в стадо.

Чтобы не допустить этого, необходимо создать свой мирок, в который нет доступа всевидящему глазу надзирателей и их прислужников. Почти у каждого лагерника было такое поле: Цезарь Маркович с людьми, близкими ему, обсуждает вопросы искусства, Алешка-баптист находит себя в своей вере, Шухов же старается, насколько это возможно, своими руками зарабатывать себе лишний кусок хлеба, пусть это требует от него порой и преступать законы лагеря. Так, он проносит через «шмон», обыск, полотно ножовки, зная, чем ему грозит ее обнаружение. Однако из полотна можно сделать ножик, с помощью которого в обмен на хлеб и табак чинить другим обувь, вырезать ложки и т. п. Тем самым он и на зоне остается настоящим русским мужиком — трудолюбивым, хозяйственным, умелым. Удивительно и то, что даже здесь, в зоне, Иван Денисович продолжает заботиться о своей семье, даже отказывается от посылок, понимая, как сложно его жене будет эту посылку собирать. А ведь лагерная система, помимо прочего, стремится убить в человеке это чувство ответственности за другого, порвать все родственные связи, сделать зека целиком зависимым от порядков зоны.

Особое место в жизни Шухова занимает труд. Он не умеет сидеть без дела, не умеет работать спустя рукава. Особенно ярко это проявилось в эпизоде строительства котельной: в подневольный труд Шухов вкладывает всю свою душу, получает удовольствие от самого процесса кладки стены и гордится результатами своего труда. Труд оказывает и терапевтическое действие: прогоняет недомогание, согревает, а главное — сближает членов бригады, возвращает им чувство человеческого братства, убить которое безуспешно пыталась лагерная система.

Солженицын опровергает и одну из устойчивых марксистских догм, попутно отвечая на очень тяжелый вопрос: как удалось сталинской системе за такой короткий срок дважды — после революции и после войны — поднять страну из руин? Известно, что многое в стране делалось руками заключенных, однако официальная наука учила, что рабский труд непроизводителен. Но цинизм сталинской политики в том и заключался, что в лагерях большей частью оказывались лучшие — такие, как Шухов, эстонец Кильдигс, кавторанг Буйновский и многие другие. Эти люди просто не умели работать плохо, душу вкладывали в любой труд, каким бы тяжелым и унизительным он не был. Именно руками шуховых строились Беломорканал, Магнитка, Днепрогэс, восстанавливалась разрушенная войной страна. Оторванные от семей, от дома, от привычных забот, эти люди все свои силы отдавали труду, в нем находя свое спасение и при этом неосознанно утверждая могущество деспотичной власти.

Шухов, судя по всему, не религиозный человек, однако его жизнь согласуется с большинством христианских заповедей и законов. «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» — гласит главная молитва всех христиан «Отче наш». Смысл этих глубоких слов прост — необходимо заботиться лишь о насущном, умея отказываться от нужного ради необходимого и довольствоваться тем, что имеешь. Подобное отношение к жизни дарует человеку удивительную способность радоваться малому.

Лагерь бессилен что-либо сделать с душой Ивана Денисовича, и на свободу он однажды выйдет человеком несломленным, не искалеченным системой, выстоявшим в борьбе с ней. И причины этой стойкости Солженицын видит в исконно правильной жизненной позиции простого русского мужика, крестьянина, привыкшего справляться с трудностями, находить отраду в труде и в тех маленьких радостях, которые иногда ему дарует жизнь. Как когда-то великие гуманисты Достоевский и Толстой, писатель призывает учиться у таких людей отношению к жизни, выстаивать в самых отчаянных обстоятельствах, в любых ситуациях сохранять свое лицо.

Молиться надо о духовном: чтоб Господь с нашего сердца накипь злую снимал...

А. Солженицын. Один день Ивана Денисовича

Главным героем повести «Один день Ивана Денисовича» А. Сол-женицын сознательно сделал обыкновенного мужика, которого постигла судьба, характерная для многих русских людей XX века. Иван Денисович Шухов был хозяйственным и бережливым хозяи-ном в маленькой деревне. Когда пришла война, Шухов ушел на фронт и честно воевал. Получил ранение, но недолечился, поспе-шив вернуться на свое место на фронт. На долю Ивана Денисовича выпал и немецкий плен, из которого он бежал, но попал в результа-те в советский лагерь.

Суровые условия страшного мира, огороженного колючей про-волокой, не смогли сломить внутреннего достоинства Шухова, хотя многие из его соседей по бараку давно потеряли человечес-кий облик. Превратившись из защитника Родины в зека Щ-854, Иван Денисович продолжает жить по тем нравственным законам, которые сложились в крепкий и оптимистичный крестьянский характер.

Мало радостей в расписанном по минутам распорядке дня за-ключенных лагеря. Каждый день одно и то же: подъем по сигналу, скудный паек, который оставляет полуголодными даже самых то-щих, изнурительная работа, постоянные проверки, «шпионы», пол-ное бесправие зеков, беспредел конвойных и надзирателей... И все же Иван Денисович находит в себе силы не унижаться из-за лиш-ней пайки, из-за сигареты, которые всегда готов заработать чест-ным трудом. Не желает Шухов и превратиться в доносчика ради улучшения собственной участи — сам он презирает таких людей. Развитое чувство собственного достоинства не позволяет ему выли-зывать тарелку или попрошайничать — суровые законы лагеря без- Жалостны к слабакам.

Вера в себя и нежелание жить за чужой счет заставляют Шухова отказаться даже от посылок, какие могла бы ему высылать жена. Он понимал, «чего те передачи стоят, и знал, что десять лет с семьи их не потянешь».

Доброта и милосердие — одно из основных качеств Ивана Денисовича. Он с пониманием относится к заключенным, кото-рые не умеют или не хотят приспособиться к лагерным законам, в результате чего терпят лишние мучения или упускают выгоду.

Некоторых из этих людей Иван Денисович уважает, но боль-ше — жалеет, стараясь при возможности помочь и облегчить их участь.

Совестливость и честность перед собой не дают Шухову симу-лировать болезнь, как делают многие заключенные, пытаясь из-бежать работы. Даже почувствовав серьезное недомогание и при-дя в санчасть, Шухов ощущает себя виноватым, будто обманывает кого-то.

Иван Денисович ценит и любит жизнь, но понимает, что он не в состоянии изменить порядки в лагере, несправедливость в мире.

Многовековая крестьянская мудрость учит Шухова: «Кряхти да гнись. А упрешься — переломишься», — но, смиряясь, этот человек никогда не будет жить на коленях и пресмыкаться перед власть имущими.

Трепетное и уважительное отношение к хлебу выдают в образе главного героя истинного крестьянина. За восемьлет лагерной жиз-ни Шухов так и не отучился снимать шапку перед едой даже в са-мый лютый мороз. А для того чтобы носить при себе оставленные «про запас» остатки пайки хлеба, заботливо завернутые в чистую тряпочку, Иван Денисович специально нашил на телогрейку по-тайной внутренний карманчик.

Любовь к труду наполняет кажущуюся однообразной жизнь Шухова особым смыслом, приносит радость, позволяет выжить. Не уважая работы бестолковой и по принуждению, Иван Денисович в то же время готов взяться за любое дело, проявляя себя ловким и умелым каменщиком, сапожником, печником. Ему под силу из обломка полотна ножовки выточить ножик, сшить тапочки или чех-лы под рукавицы. Приработок честным трудом не только доставля-ет Шухову удовольствие, но и дает возможность заработать сигаре-ты или добавку к пайке.

Даже во время работы на этапе, когда нужно было быстро сло-жить стену, Иван Денисович настолько вошел в азарт, что забыл о лютом холоде и о том, что работает по принуждению. Бережливый и хозяйственный, он не может допустить, чтобы пропал цемент или чтобы работа была брошена на середине. Именно втруде герой обретает внутреннюю свободу и остается непокоренным страшны-ми условиями лагеря и мрачной монотонностью убогого быта. Шухов даже способен чувствовать себя счастливым из-за того, что завершающийся день прошел удачно и не принес никаких неожи-данных неприятностей. Именно такие люди, по мнению писателя, и решают в конечном счете судьбу страны, несут заряд народной нравственности и духовности.

Особенности жанра одного из произведений русской литературы XX века.

У этой книги особенная судьба. Она была задумана автором в лагере, где он, обвиненный в антисоветской деятельности, отбывал срок. Именно здесь к нему пришла мысль рассказать подробности одного дня из жизни зэка. Книга была написана очень быстро, за месяц, и опубликована спустя несколько лет, в 1961 году, в журнале "Новый мир", возглавляемом в те годы А. Твардовским.

Писатель стал известен всей читающей стране: за номером журнала с повестью записывались в библиотеку в очередь, перепечатывали на пишущей машинке, передавали из рук в руки. Книга стала откровением для многих - впервые о лагерной жизни была сказана неприкрытая правда. С этой повести Солженицына началась не только его литературная слава, но и был открыт новый пласт советской литературы - лагерная повесть и лагерный рассказ.

Действие повести умещается в один зимний день, начинаясь ударом рельса в пять утра и заканчиваясь поздним вечером.

Место действия - один из многочисленных лагерей послевоенного времени.

Главный герой повести - Иван Денисович Шухов попал сюда, как и большинство заключенных, по нелепой, на первый взгляд, случайности. Он ушел на фронт в первые дни войны, оставив за спиной дом, семью, годы честного труда в колхозе. В 1942 году часть, в которой воевал Шухов, как и вся армия, ведущая бои на Северо-Западном фронте, попала в окружение. Люди, оставшиеся без огневой поддержки и провианта, плутали несколько дней в лесах, "дошли до того, что строгали копыта с лошадей околевших, размачивали ту роговицу в воде и ели".

Без излишней эмоциональности, скупой деталью Солженицын, сам прошедший дорогами войны, показывает, что довелось пережить солдатам, попавшим в непредвиденные обстоятельства, уготованные им войной.

Несколько дней Шухов и его однополчане провели в немецком плену, бежали оттуда и добрались до своих, правда, и в этом, казалось бы, счастливом повороте судьбы, не обошлось без трагедий: "…двоих автоматчик свой на месте уложил, третий от раны умер, - двое их и дошло". Обрадовавшиеся возвращению к своим, люди и не подумали скрывать правду при допросе в особом отделе, рассказав, что побывали в немецком плену.

Здесь обычная судьба рядового, бывшего крестьянина Шухова заканчивается, и начинается его лагерная биография - в особом отделе рассказам спасшихся не поверили, признали их немецкими агентами, выполнявшими секретное задание на территории Советского Союза. Но вот какое именно задание, не могли придумать ни следователь - особист, ни многократно битый в контрразведке Шухов, "так и оставили просто - задание".

Иван Денисович, согласившийся с оговором, решил для себя так: "Не подпишешь - бушлат деревянный, подпишешь - хоть поживешь еще малость. Подписал."

Уже в этом эпизоде проявляется одно из главных качеств Шухова - смирение перед обстоятельствами. В отличие от героев романтической литературы, смело бросавших вызов смертельной опасности и самой судьбе, А. И. Солженицын своего Ивана Денисовича не делает героем в привычном для литературы смысле. Наоборот, в его поступках всегда присутствует крестьянское разумное начало, Шухов принимает правила игры и не пытается отстоять свои права в бесправном окружении. Он верующий человек, но огонь самопожертвования не для него - Иван Денисович цепко держится за жизнь. Порой не брезгует заискивать перед начальством, услужлив с зэками. Но Шухов и не "шакал", как, например, Фетюков, который постоянно ищет, где бы урвать свой кусок, и готов от голода облизывать чужие миски.

Земной круг радостей Ивана Денисовича напоминает "круглую натуру" толстовского Платона Каратаева: та же непритязательность желаний, то же твердое знание своего места в жизни, то же умение найти радость бытия в самой жестокой переделке. Так, подводя мысленный итог прожитого дня, Шухов остался им доволен: " …в карцер не посадили, на Соцгородок не выгнали, в обед он закосил кашу,… с ножовкой на шмоне не попался… И не заболел, перемогся."

Автор прямо не оценивает своего героя, хотя явно с симпатией относится к нему, и его впаянность в круг житейских, "низких" забот - лучшее противостояние, с точки зрения Солженицына, бесчеловечной системе. Это есть тот народный тип, который устоит перед лицом любых испытаний, и по сути повесть - памятник здоровым корням, неуничтожимости русского национального характера.

Очень важным для Шухова является работа. Он не так прост, чтобы ко всякому труду относится без разбора. Работа, рассуждает Иван Денисович, "она как палка, конца в ней два: для людей делаешь - качество дай, для дурака делаешь - дай показуху". И всё же, Шухов любит работать. Вот тут и проявляется интересный парадокс, связь с общей идеей повести.

Когда на картину труда принудительного как бы наплывает картина труда свободного, по собственному побуждению,это заставляет глубже и острее понять, чего стоят такие люди, как Иван Денисович, и какая преступная нелепость держать их вдали от родного дома, под охраной автоматчиков, за колючей проволокой.

Характер Шухова сопоставляется с характерами других заключенных - на этом строится система образов повести.

Примечательно, что в основе их, за исключением главного героя, лежат судьбы конкретных людей, с которыми Солженицын познакомился в лагере. Вообще, документальность - отличительная черта почти всех произведений писателя. Он словно больше доверяет Жизни и ее Творцу, нежели художественному вымыслу.

После Шухова бригада - второй главный герой повести Солженицына. Она как нечто пёстрое, разнородное но в то же время и "как семья большая. Она и есть семья, бригада". Бригада - одно из гениальнейших по своей простоте изобретение сталинского режима. Нельзя придумать более эффективного средства взаимоуничтожения заключенных. Здесь друг другу помогают, но никто никого не покрывает, потому что если что-то произойдёт, вина ложится на всю бригаду. Провинившегося зэка осуждают не только надзиратели, но и сами заключенные. Не успел к проверке - подвёл (а значит и разозлил) всю бригаду, а то и весь лагерь. Поэтому внутри бригады была так распространена взаимная слежка и "стукачество". Но несмотря на это, отношения в бригаде Шухова были довольно сплочёнными.

В одной бригаде с Шуховым работают самые разные люди. Это и кавторанг (капитан второго ранга) Буйновский, недавно попавший в лагерь и еще не знающий его законов. За его спиной такое же, как у Шухова, обвинение в шпионаже, а до этого - служба на миноносцах, награды и ранения. Человек образованный и гордый, Буйновский пытается и сам сохранить свои права как человека, и зэкам, товарищам по несчастью, внушить мысль о противостоянии каждодневному унижению и бесправию.

Это и московский кинорежиссёр Цезарь Маркович, давно отбывающий срок и уже приобретший здесь связи: он и на общих для бригады работах не надрывается, и еду отдельно от остальных получает. Цезарь - представитель класса так называемой советской интеллигенции, резко выделяющийся из толпы других зэков прежде всего своей образованностью и непонятными многим окружающим его людям разговорами об искусстве. Фигура этого лагерника окутана некой тайной, и до конца читателю непонятно, кто же он на самом деле и каким образом оказался в лагере.

Бригадир Тюрин представлен в рассказе в образе "идеального бригадира". Он успевает следить за всем, принимает ответственные решения, защищает свою бригаду и даже успевает рассказывать им истории из своей жизни.

Почти ко всем героям из бригады Шухова автор относится с явной симпатией, за исключением только Фетюкова - единственного абсолютно отрицательного героя повести. И за этим скрывается положительное отношение Солженицына к политическим заключенным, и ко всем несправедливо осужденным во время сталинских репрессий. Крестьяне, солдаты, интеллигенты, они думают по-разному и говорят о разном. Единственное, что многих из них объединяет, это фиктивность и нелепость предъявленных им обвинений, и главный герой повести, Иван Денисович Шухов - не исключение.

Александр Исаевич Солженицын создал поистине народный характер, настолько близкий миллионам, что можно говорить о народной роли этого героя. Через страдания одного человека постигается страдание народа. Но народ страдал молча, и Солженицын взял на себя смелость заявить о преступлении власти против народа в открытую. Люди узнали правду, правду о самих себе - вот в чём главная заслуга повести. У начинания Солженицына - открытия им жанра лагерной прозы - вскоре появились последователи: это Ю. Домбровский ("Факультет ненужных вещей"), Е. Гинзбург ("Крутой маршрут"), В. Шаламов ("Колымские рассказы"). Завеса молчания прорвалась, правда стала народным достоянием, открылась суровая реальность жизни. Читателям уже не нужны были сладкие сказки о светлом будущем.

Завершая нобелевскую лекцию, А. И. Солженицын произнёс пророческие слова, отражающие его позицию писателя-гуманиста, борца за справедливость. "В русском языке, - говорил он, - излюблены пословицы о правде. Они настойчиво выражают немалый тяжелый народный опыт и иногда поразительно: "Одно слово правды весь мир перетянет". Вот на таком мнимо фантастическом нарушении закона сохранения масс и энергий основана и моя собственная деятельность, и мой призыв к писателям мира".

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/ http://lib.sportedu.ru

Сочинение

Цель: провести комплексный анализ повести; развивать у учащихся навыки исследования художественного текста; показать гуманистическую составляющую жизненной позиции писателя; продолжить развитие аналитических и коммуникативных спо собностей учащихся; активизировать работу учащихся на уроке с помощью индивидуальных и групповых заданий; формировать собственное отношение к событиям и героям повести; развивать умение отстаивать собственную точку зрения; на примере главного героя воспитывать лучшие человеческие качества. оборудование: портрет а. И. Солженицына; тексты повести «Один день Ивана Денисовича», романа «архипелаг ГУ лаг».

Прогнозируемые

Результаты: учащиеся комментируют фрагменты текста, раскрывающие пребывание человека в нечеловеческих условиях; анализируют образ героя, сохранившего высокие духовно-нравственные качества; участвуют в диалоге о незыблемости нравственных основ человеческой жизни, утверждаемой авто ром в повести; выполняют работу с текстами произведений а. И. Солженицына. тип урока: комбинированный (урок-исследование).

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

♦ Почему литературный дебют а. И. Солженицына был воспринят как Событие, как «литературное чудо»?

♦ Приведите отзывы читателей о прозе а. И. Солженицына. Прокомментируйте их.

♦ Почему писатель отдаёт предпочтение жанру рассказа?

♦ Как отразился в повести «Один день Ивана Денисовича» лагерный опыт самого а. И. Солженицына?

III. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Учитель. Повесть «Один день Ивана Денисовича» привлекла внимание читателей не только своей неожиданной темой, новизной материала, но и своим художественным совершенством.

Под свежим впечатлением от прочтения повести В. т. Шаламов писал в письме автору: «Повесть - как стихи - в ней всё совершенно, всё целесообразно. Каждая строка, каждая сцена, каждая характеристика настолько лаконична, умна, тонка и глубока, что я думаю, что «Новый мир» с самого начала своего существования ничего столь цельного, столь сильного не печатал. И столь нужного - ибо без честного решения этих самых вопросов ни литература, ни общественная жизнь не могут идти вперёд - всё, что идёт с недомолвками, в обход, в обман - приносило, приносит и принесёт только вред.

Есть ещё одно огромнейшее достоинство - это глубоко и очень тонко показанная крестьянская психология Шухова. Столь тонкая высокохудожественная работа мне ещё не встречалась, признаться, давно.

Вообще детали, подробности быта, поведение всех героев очень точны и очень новы, обжигающе новы».

«Выражать правду жизни во всей её полноте!» - таково основное эстетическое требование а. И. Солженицына. Рассказывая о лагере и лагерниках, а. И. Солженицын пишет не о том, как там страдали, а о том, как удавалось выжить, сохранив в себе всё человеческое.

IV. Работа над темой урока

1. аналитическая беседа с опорой на текст повести

♦ Какими параметрами задана система персонажей в повести? Каково место главного героя в этой системе?

♦ чем выделяется среди этих героев Иван Денисович?

♦ По каким нравственным законам живёт герой рассказа? Обратите внимание на то, как он относится ко всему, что сотворено руками человека, поддерживает его жизнь. Найдите такие детали, которые помогают характеризовать Ивана Денисовича.

♦ Как относится Шухов к тем, с кем он работает в бригаде? Как относятся к нему члены бригады: бригадир тюрин, каменщик Кильдис, глухой Клевшин, юноша Гопчик и др.? можно ли сказать, что Шухов - «страшно одинокий»?

♦ Каково отношение Шухова к работе, к делу? Для ответа сопоставьте эпизоды мытья полов в надзирательской конторе и кладки стены в тЭЦ (в начале и в конце повести).

♦ Почему так различно поведение героя? Как вы относитесь к умению Шухова услужить?

♦ Найдите размышления героя о его военном прошлом, о том, как он бежал из плена и был обвинён в измене родине. (Эпизод: разговор с Кильдисом во время работы на строительстве ТЭЦ). можно ли сказать, что Шухов на войне пассивен, слаб душой? можно ли винить его в том, что на следствии он выбирает жизнь («подпишешь - хоть поживёшь ещё малость»)?

♦ Шухов помнит слова первого лагерного бригадира Кузёмина: «В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется, да кто к куму [надзирателю] ходит стучать». Докажите, что Шухов следует этим правилам.

♦ От чьего имени ведётся повествование? чья позиция выражается: автора или героя? Как называется подобный способ изображения? Почему автор избрал именно его?

Обобщение учителя

Избранный автором способ изображения - внутренний монолог - речь повествователя, пронизанная лексикой, семантикой, синтаксическими конструкциями речи персонажа, его интонациями, чувствами. Повествователь здесь как бы приспосабливает собственную манеру высказывания к речевой манере героя. такой способ изображения позволяет как бы соединить позиции автора и героя. Шухов, по-крестьянски дотошный, видит лагерную жизнь во всех мелочах и подробностях, осмысливает её практично и дальновидно. Но не всё он понимает, не всё может правильно оценить. Потому позиция автора остаётся первичной. Но выбор героя показывает, что эта позиция приближена к общечеловеческой, народной.

3. мини-дискуссия

♦ Критики неоднозначно оценивают образ Ивана Денисовича Шухова. можно ли считать Ивана Денисовича личностью, противостоящей воле большинства, всей своей жизнью утверждавшей человеческое достоинство? Или всё же его цель - выжить, и тогда можно идти на любые унижения? «растворяется» ли герой в коллективе, бригаде, массе зэков или остаётся самим собой? Докажите свою точку зрения.

♦ Один из критиков, сразу по выходе повести из печати, писал о главном герое так: «…Да, Ивана Денисовича замордовали. Во многом обесчеловечили крайне жестокие условия - в этом не его вина. Но ведь автор повести пытается представить его примером духовной стойкости. а какая уж тут стойкость, когда круг интересов героя не простирается дальше лишней миски «баланды», «левого» заработка и жажды тепла… Нет, не может Иван Денисович претендовать на роль народного типа нашей эпохи» (Н. Сергованцев). можно ли согласиться с такой характеристикой героя? Докажите ваше мнение. размышляя, используйте роман «архипелаг ГУлаг» (т. 2, ч. 3) и текст повести.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

- «лагерь глазами мужика»,- сказал л. З. Копелев, передавая а. т. твардовскому рукопись а. И. Солженицына. Да, глазами Шухова, потому что глазами Буйновского или Цезаря мы бы увидели лагерь другим. лагерь - это особый мир со своим «пейзажем», своими реалиями: зона, фонари зоны, вышки, вертухаи на вышках, бараки, вагонка, колючая проволока, БУр, начальник режима, кондей с выводом, полный карцер, зеки, черный бушлат с номером, пайка, миска с баландой, надзиратели, шмон, собаки, колонна, объект, десятник, бригадир… «Один день Ивана Денисовича» потряс читателей знанием о запретном - лагерной жизни при Сталине. Впервые открылся один из бесчисленных островков архипелага ГУлаг. За ним стояло само государство, беспощадная тоталитарная система, подавляющая человека. так кто же кого: лагерь - человека? или человек - лагерь? лагерный порядок беспощадно преследует всё человеческое и насаждает нечеловеческое. многих лагерь победил, перемолол в пыль. Иван Денисович идёт через подлые искушения лагеря. В этот бесконечный день разыгрывается драма сопротивления. Одни побеждают в ней: Иван Денисович, Кавгоранг, каторжник X-123, алёшка-баптист, Сенька Клевшин, помбригадира, сам бригадир тюрин. Другие обречены - кинорежиссёр Цезарь маркович, «шакал» Фетюхов, десятник Дэр и другие.

Темой этой повести стало утверждение победы человеческого духа над лагерным насилием. Повесть посвящена сопротивлению живого - неживому, человека - лагерю. Солженицынский каторжный лагерь - это бездарная, опасная, жестокая машина, перемалывающая всех, кто в неё попадает. лагерь создан ради убийства, нацелен на истребление в человеке главного - мыслей, совести, памяти.

Иван Денисович «не потерял человеческого облика даже после восьми лет общих работ - и чем дальше, тем крепче утверждался». а. И. Солженицын рассказывает о страшной эпохе сталинизма, когда сохранить в себе человека в противостоянии государственной машине, уничтожающей личность, способен лишь тот, кто обладает духовной стойкостью, воспитанной вековой народной мудростью.

VI. Домашнее задание

1. творческое задание:

♦ проанализировать приёмы раскрытия образа главного героя повести «Один день Ивана Денисовича»;

♦ найти в тексте пейзажи и определить их функции в произведении.

Литературе 1972» а. И. Солженицына.

Другие сочинения по этому произведению

«…В лагере растлеваются только те, кто уже и на воле растлевался или был к этому подготовлен» (По рассказу А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича») А. И. Солженицын: "Один день Ивана Денисовича" Автор и его герой в одном из произведений А. И. Солженицына. («Один день Ивана Денисовича»). Искусство создания характера. (По повести А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича) Историческая тема в русской литературе (по повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича») Лагерный мир в изображении А. И. Солженицына (по повести «Один день Ивана Денисовича») Нравственная проблематика в повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Образ Шухова в повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Проблема нравственного выбора в одном из произведений А. Солженицына Проблематика одного из произведений А. И. Солженицына (по повести «Один день Ивана Денисовича») Проблематика произведений Солженицина Русский национальный характер в повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Символ целой эпохи (по повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича») Система образов в повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Солженицын - писатель-гуманист Сюжетно-композиционные особенности повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Тема ужаса тоталитарного режима в рассказе А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Художественные особенности повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Человек в тоталитарном государстве (по произведениям русских писателей 20 века) Характерисика образа Гопчика Характерисика образа Шухова Ивана Денисовича Рецензия на рассказ А.И. Солженицына " Один день Ивана Денисовича " Проблема национального характера в одном из произведений современной русской литературы Жанровые особенности повести «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына Образ главного героя Шукова в романе «Один день Ивана Денисовича» Анализ произведения Характерисика образа Фетюкова Один день и целая жизнь русского человека История создания и появление в печати произведения А. И. Солженицына «Одного дня Ивана Денисовича» Суровая правда жизни в произведениях Солженицына Иван Денисович - характеристика литературного героя Отражение трагических конфликтов истории в судьбе героев повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Творческая история создания повести «Один день Ивана Денисовича» Нравственная проблематика в повести Проблема нравственного выбора в одном из произведений Отзыв о повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Герой повести-рассказа Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Top