Книжная лавка смирдина. Галерея экслибрисов - книжные памятники карелии

МКОУ «Бобрышевская СОШ»

Пристенского района Курской области

«Основы православной культуры»

в 6 классе.

«Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Нравственный пример. Почитание Божией Матери. Молитва матери о детях. Отношение к матери. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы – начало нашего спасения».

Подготовила и провела учитель ОПК: Негер Г.Г

Тема урока:

«Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Нравственный пример. Почитание Божией Матери. Молитва матери о детях. Отношение к матери. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы – начало нашего спасения.

Цели:

Показ нравственной высоты и славы Пресвятой Богородицы;

Уяснение взаимосвязи Матери Небесной и Матери Земной через почитание образа Пресвятой Богородицы;

Формирование внимательного и бережного отношения к матерям.

Оборудование : медиапроектор, компьютер, презентация к занятию, Евангелие. Ход урока:

1этап. Актуализация знаний, усвоенных на предыдущем уроке.

Опорные вопросы:

Что представляет собой Евангелие?

Почему можно утверждать, что Евангелие есть Слово Божие?

Кто написал Евангелие?

2 этап. Изучение нового материала.

Несколько вступительных слов

    Простыми, добрыми словами

    Поговорим сегодня мы о маме

    С матери начинается род человеческий и матерью продолжается. Мать – это самое святое в нашей жизни.

    Родиться сможет поздно или рано

    Хотя бы для того на этот свет,

    Чтоб вымолвить впервые слово «Мама»,

    Которого священней в мире нет.

Мне хочется, чтобы сегодня на уроке прозвучали ваши стихотворения, посвященные мамам. У Насти есть строчки, которые так и называются

«Мамины глаза»:

Мамины глаза похожи на озера,

Прозрачные, как лед,

Светлы, как небеса.

Грустные бывают,

Как два темных горя.

Веселые сияют,

Как в небе облака.

«Мамины глаза. В них – наша жизнь, в них – мы сами в настоящем, прошедшем и будущем. Посмотришь внимательно, и веришь: все будет хорошо».

«А иногда эти глаза темнеют и превращаются в очи. Через них исходит правда – и тебе очень стыдно за то плохое, что ты сделал. В такие минуты хочется отвести взор от маминого лица, потому что иногда вместе с мамой на нас смотрит Сам Бог, а ведь от Господа не укроется ни одна тайна, прячущаяся в глубинах нашего сердца».

А как вы думаете, как относились мать и дитя сто лет назад? А тысячу лет назад? А три тысячи лет?

Сценка.

Разыгрывается сценка «Суд царя Соломона».

Помогают десятиклассники (шефы).

(Шум за дверью, крики «Мой ребенок! Отдай!»

«Нет, мой!»)

    Соломон: Стража! Что там за шум?

    Стражник: О, великий царь! Там, за дверью, кричат две женщины. Они хотят, чтобы ты рассудил их.

    Соломон: Пусть войдут и расскажут, почему не договорятся сами и просят суда.

(Стражник вводит двух женщин, на руках одной из них лежит ребенок).

    Стражник: Ну, крикуньи, расскажите, о чем спорите, да поклонитесь царю.

    1-ая женщина: О, великий Соломон! Милости твоей прошу, рассуди нас с соседкой. Мы с ней живем в одном доме, и у каждой родилось по младенцу. Ночью она своего младенца задавила и подложила его мне, моего малыша взяла к себе. Утром я увидела подмену и хотела взять своего ребенка, а она не дает.

    2-ая женщина: Врет она, царь Соломон! Это она задавила ребенка, а теперь хочет забрать моего. Ни за что не отдам!

    1-ая женщина: Как тебе не стыдно! Неужели я свое дитя не узнаю? Я ведь мать.

    2-ая женщина: Ничего не знаю! Мой ребенок, никому не отдам!

    Страж: Ну-ка, замолчите, стойте только!

    Соломон: (стражу) Принеси меч!

    Страж: Он всегда со мной, мой повелитель.

    Соломон: Рассеките живого ребенка пополам и отдайте половину одной и половину другой.

    1-ая женщина: Нет, нет! Отдайте лучше ей младенца, но не убивайте его!

    2-ая женщина: Отличное решение! Рубите! Пусть не достанется ни ей, ни мне!

    Соломон: Убери, страж, свой острый меч! Не убивай ребенка, а отдай его первой женщине, она его мать.

Все трое низко кланяются.

    Страж: О, великий царь, какую мудрость ты проявил.

    2-ая женщина: Как он только догадался?

    1-ая женщина: Мой ребенок! Слава Богу! Спасибо, мудрейший!

Вопрос: Как Соломон узнал, кто настоящая мать?

А кто из нас может оценить по достоинству ежедневный, незаметный труд матери по дому? Лишь бы все были сыты, чисты и опрятны. Не забудьте, ведь многие мамы еще и работают. Чем же воздадим самому близкому и родному человеку? Воздать маме мы не можем достойно ничем, только благодарностью в словах, делах и наших молитвах. Именно об этом и говорит Господь в Своей библейской заповеди «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет и долголетен будешь на земле».

Послушаем несколько стихотворений, посвященных маме.

Бобрышев Влад «Мамины руки»:

Целуйте руки матерям…

Менявшим в детстве вам пелёнки,

Не спавшим часто по ночам,

На плач ваш поднимаясь громкий.

Целуйте руки матерям…

Вам помогавшим в мир шагнуть,

Не забывайте к их сердцам,

Тихонько с нежностью прильнуть.

Целуйте руки матерям…

Начав дорогу в мир познанья,

И в утешенье к их слезам,

Воскликнув: «Мама, до свиданья».

Целуйте руки матерям…

Своей любовью вас хранящим,

И в Бога веруя, к церквям

За вас молиться приходящим.

Целуйте руки матерям…

Федотова Инна

Мама и Родина очень похожи:
Мама – красивая, Родина – тоже!
Вы присмотритесь: у мамы глаза
Цвета такого же, как небеса.

Мамины волосы, словно пшеница,
Что на бескрайних полях колосится.
Мамины руки теплы и нежны,
Напоминают луч солнца они.

Если поет мама песню, то ей
Вторит веселый и звонкий ручей…
Так и должно быть: что дорого нам,
Напоминает всегда наших мам

Петрова Саша

Мамочка, цветочек ясный,

Негасим свет!

В мире нет тебя прекрасней

И роднее нет!

Мы хотим тебе побольше

Счастья и тепла,

Чтобы ты как можно дольше

В радости жила.

Петрова Оксана

Мама – это значит нежность,

Это ласка, доброта,

Мама – это безмятежность,

Это радость, красота!

Мама – это на ночь сказка,

Это утренний рассвет,

Мама – в трудный час подсказка,

Это мудрость и совет!

Мама – это зелень лета,

Это снег, осенний лист,

Мама – это лучик света,

Мама – это значит ЖИЗНЬ!

Из ваших сочинений о маме я взяла по 1-2 предложения. И вот что получилось:

Инна: Мамуля, мамочка, мамуся, ты одна такая на свете.

Наташа: Каждая мама оберегает свое дитятко, и у каждого мама единственная, никто не приласкает так, как она.

Юля: Ты у меня, мама, золотая, и я тебя люблю.

Саша П.: Мама – это чудо, это самый красивый и нежный, самый родной человек; нет маме замены.

Миша: Когда не получается домашнее задание, ты злой и нервный, а мама подойдет, поглядишь в ее глаза, успокоишься и все сделаешь.

Саша: Сейчас я стал постарше и не слушаюсь тебя, прости меня за вымотанные нервы, мамочка, я очень тебя люблю.

Оксана: Мама день и ночь работает, давайте мамам помогать.

Серёжа: Если ты устанешь, мама, то я все сделаю за тебя.

Алина: Мама с утра работает, а я смотрю на нее, любуюсь и думаю: как это она все успевает, ведь у нее не сто рук, а две.

Оля: Мне очень жаль тех детей, которым не посчастливилось узнать, что такое материнская любовь. Матушка, как богиня домашнего очага, с ней в доме тепло и уютно.

Завершается чтение прослушиванием магнитофонной записи песни Александра и Елены Михайловых «Мама».

О чем эта песня? Какие слова в припеве?

Мама, мама дорогая,

Счастлив я, что на земле

Есть кому, переживая,

Помолиться обо мне.

3 этап. Новая тема.

Каждого человека всю его жизнь спасает, хранит и бережёт великое и неповторимое чувство – материнская любовь.

Какой она должна быть?

А чья мать считается самой Великой, самой Святой Матерью на свете?

Нет никого на Земле ближе и отзывчивые Богородицы. По своему земному рождению Она всем сестра, а Богу – Матерь.

(Слайд №1. Сообщение темы урока).

Давайте вспомним о чудесном рождении Девы Марии.

В Палестине, в маленьком горном городке Назарете жили благочестивые супруги - Иоаким и Анна, принадлежавшие к древнему роду царя Давида. Благословенная Богом чета отличалась благочестием. Праведность приносит высочайшее счастье, но для полноты его одного только и не хватало Иоакиму и Анне: они достигли уже глубокой старости, а детей у них не было. Бесчадие же древние евреи считали тяжким горем и наказанием Божиим. (Слайд №2г. Назарет).

Однажды Иоаким пришел в храм, чтобы принести жертву Богу. Но храмовые служители с презрением отказались принять его дар, осмеяв его как бездетного. Удар был так жесток, что Иоаким решил не возвращаться домой, и уйти в горы к своим стадам. Здесь сорок дней он провел в посте и молитве. Он умолял Бога, чтобы хоть на старости лет ему стать отцом.

Между тем, Анна, узнав, что Иоаким предпочел пустыню дому, предалась глубокой скорби. Однажды она увидела на лавровом дереве гнездо с птенцами, которым птички-родители приносили корм. Она взмолилась ко Господу, прося дать ей то, в чем не отказано даже зверям и птицам – радость иметь детей. Внезапно она увидела перед собой Архангела Гавриила. Архангел возвестил ей, что молитва ее услышана: она вскоре родит Дочь, Которая наречется Марией, и через Нее мир получит спасение. С этой же вестью Архангел явился и Иоакиму. Он повелел Иоакиму идти в Иерусалим и обещал, что у Золотых ворот Иоаким встретит жену. (Слайд №3, Иоаким в пустыне, №4, икона «Встреча Иоакима и Анны»)

(слайд №5 , икона «Рождество Богоматери»)

Учитель : Рождество Пресвятой Богородицы – это начало исполнения всех Божественных обетований, которыми всегда после грехопадения жил человек. Это явление той сокровенной тайны, что была дана во спасение и славу падшего человеческого рода. Поэтому этот праздник, по словам святителя Андрея Критского, есть «начало праздников… Он одновременно служит дверью к благодати и истине».

Описание её образа.

Какое важное событие произошло с Девой Марией, когда ей было 3 года?

Когда Деве Марии исполнилось 3 года, родители её приготовились исполнить свой обет Богу. Они позвали родственников, сверстниц своей Дочери, одели её в лучшие одежды и, провожаемые народом, повели Её в храм Иерусалимский для посвящения Богу.

(Слайд №6 , икона «Введение во храм»)

Там первосвященник встретил Её и затем по внушению Духа Святого ввёл Её в самое священное место в храме. Дух святой внушил первосвященнику, что Мария – избранная Богом, Ей предназначено стать Матерью Сына Божия, Который откроет людям вход в Царство Небесное.

Учитель : Введение во храм Пресвятой Богородицы - дивное событие, когда Пресвятая Богородица, будучи трёхлетним ребёнком, входит во Святая Святых храма. Это событие празднуется 4 декабря.

А что же было дальше? Родители Марии вернулись домой, а Она осталась жить при храме. Там Мария вместе с другими девочками жила около 11 лет, выросла глубоко покорной Богу, необычайно скромной и трудолюбивой. Вскоре Она осиротела. Она дала обет никогда не выходить замуж, т.е. навсегда остаться Девой. Но по закону евреев девушка не могла жить незамужней, и Её выдали замуж за Иосифа, семидесятилетнего вдовца, плотника, имеющего детей от первого брака.

Однажды, когда Мария читала Священное Писание, Ей явился Архангел Гавриил с радостною вестью, что Господь избрал Её быть Матерью Спасителя Мира. Бог возвестил также и праведному старцу Иосифу о скором рождении Спасителя от Пресвятой Девы Марии.

Учитель: Благовещенье Пресвятой Богородицы это день Благой вести о том, что нашлась в мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Неё может родиться Сын Божий.

(Слайд №7, икона «Благовещенье»)

Празднуется Благовещенье Пресвятой Богородицы 7 апреля. А ровно через 9 месяцев произошло самое радостное событие в жизни любой женщины.

Евангелие от Луки. Глава 1, стих 26-38.

В Вифлееме, куда прибыли Иосиф и Мария из-за всенародной переписи, не было свободных мест в доме, гостинице, и они остановились в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии родился Младенец – Сын Божий Иисус Христос. Она спеленала Младенца и положила Его в ясли, куда кладут корм для скота. Иного места не нашлось для Святого Семейства.

(Слайд №8, икона «Рождество Христово»)

Как тяжело было Богородице следовать вместе с другими женщинами за возлюбленным Сыном, нёсшим тяжкий крест на Голгофу!

(Слайд №9)

Как тяжело было Деве Марии присутствовать при распятии Господа!

(Слайд №10)

Но Богородица всё это стойко перенесла, зная, что рождённый Ею Младенец – это Сын Божий, пришедший в этот мир спасти людей.

Учитель: После крестной смерти Господа Иисуса Христа Пречистая Матерь Его около 15 лет (по другим источникам 10 лет или 22 года) жила в Иерусалиме, в доме апостола Иоанна Богослова, попечению которого поручил Её Господь. Богородица стала для всех учеников Христовых общей Матерью. Они вместе с ней молились и с радостью слушали Её поучительные беседы о Спасителе. Живя в Иерусалиме, Матерь Божья любила посещать те места, на которых часто бывал Спаситель, где Он пострадал, умер, воскрес, вознёсся на небо. Она плакала на этих местах, вспоминая о страданиях Спасителя, и радовалась на месте Воскресения и Вознесения Его.

Последнее событие из жизни Пресвятой Богородицы – это Её Успение («засыпание», потому что Она умерла тихо, как бы уснула).

Весть о своём успении Божья матерь получила от Архангела Гавриила. Он предстал Ей во время молитвы с райскою ветвью и известил о дне исхода. Преставление Девы Марии было подобно сну. Душу Её принял Сам Господь. Он явился за Ней в окружении множества Ангелов. Успение Пресвятой Богородицы празднуется 28 августа.

(Слайд №11, 12 икона «Успение Пресвятой Богородицы»)

4 этап. Закрепление знаний, усвоенных на уроке.

Учитель:

- Что в земной жизни Пресвятой Богородицы вас больше всего поразило?

Чем похожа ваша мама на Богородицу?

Как нужно относиться к своей матери и почему?

- Ребята, как вы понимаете слова Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла, что « матерь Божья – Мать всего человечества, любящая нас не меньше нашей собственной матери»? Комова Ольга.

Над кроватью, чуть в сторонке,

Божьей Матери иконка

Добрый взгляд Её лучится,

Если мама отлучится,

Но не страшно мне одной

Матерь Божия со мной.

Утром рано я проснусь

На икону помолюсь.

5 этап. Итог урока.

Учитель:

- О чём мы говорили на уроке?

Какой добродетели вы научились на этом уроке?

(каждый человек может обратиться к ней за помощью, как к своей матери, потому что Материнство распространяется на всех нас)

6 этап. Домашнее задание.

Первый ряд – читает про Рождество Богородицы и Введение во храм. Второй ряд – Благовещение и Успение Богоматери.

Предшественник колливадов, инок Агапий Ланд, предлагал представить, что будет, если безнадёжно и смертельно больной вдруг точно узнает, что есть на свете врач, который легко может вылечить его болезнь. Таким врачом и является Богородица.

В церковной истории Богородица занимает совершенно особое, уникальное место, в котором нет никакой тени, никакого пятна.

Английский писатель Джон Толкин сказал: «С Ней (Девой Марией) связаны все мои скромные представления о красоте».

Однако, будучи смиренной, Владычица оставила о себе не так уж много сведений. Можно сказать, что сведений о Ней тем меньше, чем важнее её роль в небесной и мировой истории.

О Богородице мало написано в Евангелии потому, что Она Сама просила, чтобы о Ней писали мало. Всё, что о Ней написано, говорит о Её смирении. Человеку, далекому от церковного понимания смирения, оно представляется скучным и безжизненным. А святые отцы, напротив, говорили, что смирение - это обитание Христа в человеке.

Владычица - сама жизнь. Она и похожа и не похожа на других праведников.

Клайв Льюис когда-то заметил, что это тираны всегда уныло одинаковы, а святые величественно разнообразны.

О Её смирении говорит и благовещение.

Она же, увидев его (Архангела Гавриила), смутилась.

Она смутилась от приветствия, ведь не считала себя благодатной, как назвал её Архангел, хотя, несомненно, ощущала в себе благодать. Дева Мария по смирению и всех других людей считала тоже благодатными, ведь благодать помогает всех увидеть хорошими.

Когда Архангел сказал, что Господь хочет сделать Её матерью Бога, то, по слову Иоанна Златоуста, небо и земля замерли - и все ждали Её решения. Дело в том, что весь Ветхий Завет происходил для того, чтобы родилась Дева такой чистоты, чтобы от неё мог родиться Бог. Но всё зависело от Её решения. Бог не принуждал. И Архангел не принуждал. Все ждали.

Согласиться было не так просто. Возникал сразу же вопрос - как всё объяснить Иосифу? Представьте себя на месте мужа, к которому пришла жена и сказала: Ангел возвестил, что у них будет ребёнок. Поверит ли муж? Конечно, нет.

К тому же Она знала, что Мессия пострадает - так было написано у пророков, особенно у Исаии. Она знала, что если согласится - разделит судьбу Мессии. И согласилась.

Она поверила, что Господь сам всё устроит, и отправилась к родственнице Елизавете. Ей, наверное, хотелось рассказать, но Она не знала как. Но Господь промышляет о Своих верных - и Он исполнил Духа Святого Елизавету: «И откуда мне сие, что пришла Матерь Господа моего ко мне».

Господь попустил Иоакиму и Анне потерпеть многие насмешки, чтобы сделать их смиренными, и смирение они передали и Владычице. Господь хочет каждому спасения, а гордость делает нас неспособными воспринимать благодать. Он устраивает нашу жизнь так, чтобы мы смирялись, потому что хочет, чтобы мы спаслись.

Чтобы смириться, нужно терпеть то, что тебя раздражает, и пить поношения как воду. А этого никто не хочет делать.

Поэтому епископ Митрофан Никитин сказал, что не знает ни одного человека, который бы по своей воле согласился стать смиренным, пройдя тот путь, который к смирению ведёт.

Что такое смирение, объяснить невозможно. Это вселение Христа в человека.
Ближе всего к смирению скромность, но и это ещё не смирение.
Чтобы узнать, зачем нужно смирение, надо посмотреть на смиренных. Как они прекрасны!

Святой Иоанн Лествичник назвал признаки смиренного человека:

1. Смиренный человек поношения, унижения и насмешки пьёт как воду. Он их терпит, чтобы через них открыть душу воздействию благодати.

2. Смиренный человек не раздражается, когда его раздражают. А несмиренного, наоборот, раздражает всё. Чай слишком горячий или слишком холодный. Автобус едет слишком быстро или слишком медленно. Муж лёг слишком близко или слишком далеко. Чтобы стать смиренным, надо бороть своё раздражение.

3. Смиренный человек ничего, никакие добродетели не приписывает себе, а всё Богу. Он при этом не кокетничает в духе: «Другие делают и побольше», а «я - ничто - всё Господь сделал». Он понимает, что много трудился, но считает, что результат - от Господа.

4. Смиренный во всём доверяет Богу и во всём покорен воле Бога. Каждое обстоятельство он принимает как подарок ему от Бога. Даже боль он так принимает. С доверием.

За что избрана Дева Мария? За то, что Она самая смиренная. За безграничное смирение. 5500 лет Бог ждал Её рождения. Несмиренную погубил бы этот дар.

Благовещение

В самом благовещении великая тайна. Когда Она согласилась, в Ней великое чудо совершил Дух Святой - там появился Христос.

Действие Духа было творческим, и в Ней сразу зародился Младенец. В этот же момент произошло совершенное обожение Её. От Неё Христос воспринял человеческую природу во всей полноте.

Первородный грех - испорченность природы, отделённость от Бога (ребёнок смертен, подвержен страстям, но до 7 лет у него ещё нет личного участия в грехе - хотя он капризен, упрям и т. д. Первородный грех как испорченность природы был и у Неё, но Она не имела никакого личного греха.

Это настолько поразительно, что великий современный подвижник святой Силуан Афонский однажды поражённо спросил Бога: «Как это может быть, чтобы Она ни разу не согрешила. Ну не согрешила делом - ещё можно понять. Не согрешила словом - можно представить. Но как Она могла не согрешит помышлением?».
Этот вопрос святой Силуан задал не случайно, а на опыте зная, как, даже с помогающей благодатью, тяжела битва подвижника с помыслами плохими.
И Святой Дух тотчас ответил Силуану: «Богородица действительно никогда не согрешила даже помышлением».

Она превосходит благодатью даже Небесные Силы. И это вполне заслуженно. Представьте только - Она никогда не согрешила. Если мы это сравним со своей жизнью, тогда всё станет ясно.

Совершенное обожение Дева получила, когда Христос сошел в Неё. Это было для Неё и Крещением, и Пятидесятницей. Он питал Её Своими телом и кровью 9 месяцев. Она от Христа получила обожение, очищение и освящение.

Святой Силуан Афонский: «Божия Матерь не предала писанию ни мыслей Своих, ни любви Своей к Богу и Сыну Своему, ни страданий души Своей при распятии, потому что все равно мы не могли бы постигнуть, ибо любовь Ее к Богу сильнее и горячее, чем любовь Серафимов и Херувимов, и Ей удивляются все небесные силы Ангелов и Архангелов.

И хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует.

О, когда бы мы знали, как любит Пресвятая всех, кто хранит заповеди Христовы, и как жалеет и скорбит о тех, которые не исправляются. Я испытал это на себе. Не лгу, говорю пред лицом Бога, Которого знает душа моя: духом я знаю Пречистую Деву. Я Ее не видал, но Дух Святой дал мне познать Ее и Ее любовь к нам. Если бы не Ее милосердие, то я давно бы погиб; но Она восхотела посетить меня и вразумить, чтобы я не грешил. Она мне сказала: ‟Нехорошо Мне смотреть на тебя, что ты делаешь». И слова Ее приятные, тихие, кроткие, и действуют на душу. Прошло более сорока лет, но душа моя не может забыть этих сладких слов, и не знаю, что воздам я грешный за эту любовь ко мне нечистому, и как буду благодарить благую, милующую Матерь Господню.

Воистину Она Заступница наша пред Богом, и одно имя Ее радует душу. Но и все небо и вся земля радуются о любви Ее.

Чудное и непостижимое дело. Она живет на небесах и непрестанно видит славу Божию, но не забывает и нас убогих и Своим милосердием покрывает всю землю и все народы.

И сию Пречистую Матерь Свою Господь даровал нам. Она наша радость и упование. Она наша Матерь по духу, и близка нам по природе, как человек, и всякая душа христианская влечется к Ней любовью”».

Любовь никогда не перестает, и Богородица не перестала любить людей после восшествия Своего на Небо. В истории Церкви зафиксированы миллионы случаев Её помощи.

Святой Иоанн Кронштадтский: «Приступая молиться Царице Богородице прежде молитвы будь твердо уверен, что ты не уйдешь от Нея, не получивши милости. Так мыслить и так быть уверенным относительно Ее - достойно и праведно. Она - всемилостивая Матерь всемилостивого Бога-Слова и о Ее милостях, неисчетно великих и бесчисленных, возглашают все века и все церкви христианские; Она точно есть бездна благостыни и щедрот, как говорится о Ней в каноне Одигитрии (Кан. песнь 5 стр. 1). Потому приступать к Ней в молитве без такой уверенности было бы неразумно и дерзко, а сомнением оскорблялась бы благость Ее, как оскорбляется благость Божия, когда приступают в молитве к Богу и не надеются получить от Него просимого. Как спешат за милостью к какому-либо высокому и богатому человеку, милость коего все знают, который милость свою доказал многочисленными опытами? Обыкновенно с самою покойною уверенностью и надеждою получить от него, чего желают. Так надо и в молитве не сомневаться, не малодушествовать».

Иоанн Кронштадтский из опыта говорил, что владычице неприятны ссоры и она всегда утихомиривает вражду в семье. Только нужно Ей молиться во время ссоры.

«Молитесь, братия мои, Матери Божией, когда буря вражды и злоба восстанет в доме вашем. Она, всеблагая и всеблагомощная, удобно и преудобно может умирить сердца человеческие. Мир и любовь от единого Бога происходят, как от своего Источника, а Владычица - в Боге, едино с Богом, и, как Матерь Христа-Мира, ревнует и молится о мире всего мира, паче же - всех христиан. Она-то имеет всеблагомощие - манием Своим прогонять от нас духов злобы поднебесных, этих неусыпных и усердных сеятелей между людьми злобы и вражды, и всем, с верою и любовию притекающим в державный покров Ее, подает скоро, быстро, мир и любовь.

Благодари пребыструю Заступницу, нашу Госпожу Богородицу, Пречистую, Преблагословенную Деву Марию, по молитве нашей сердечной, спасающей нас от грызения и утеснения диавольского. Воззри на Нее сердечными очами в Духе Святом, воззри как бы у самого сердца твоего сущую и воззови к Ней: Пребыстрая Заступница, Госпоже Богородице Марии, спаси меня от врага-запинателя! И тотчас в минуту спасает Она тебя по вере сердца твоего, по упованию на Нее. Так и отступит от ‟боку” теснота, огонь и уныние тяжкое. Дивно спасение Владычицы! Так и оно и льется тебе в душу. Только воззри на Нее очами сердечными с упованием на Ее благость и благомощие. Вера твоя спасет тебя (Мф. 9:22).

О, если бы мы слышали и видели молитву о нас и о мире Пресвятой Девы Богоматери, Ангелов и святых, мы бы ужаснулись и устыдились своей лености и небрежности в молитве, мы не только днем, но и среди ночи восстали бы на молитву и славословие Господней благости, Божия долготерпения, Божия величия, Божией премудрости и силы всемогущей».

Человеку бывает очень трудно поверить, что Бог и Богородица могут помочь именно ему. Иоанн Кронштадтский предлагает вспомнить, что владычица помогла уже миллионам людей в разные эпохи и в разных местах. Она, несомненно, поможет.

Человеку может казаться, что он слишком грешен, чтобы ему помогли. Но Владычица очень часто помогала и грешникам, потому что и грешники бывают разные. Есть те, которые грешат с расчётом, но очень часто. По слову Агапия Ланда, «беззаконие часто проистекает не от изобретательности и деловой хитрости, а от невнимательности, или насилия, или большого соблазна плоти».

Там, где большинство людей готово осудить, Бог и Богородица понимают человека и стараются ему помочь.

Святой Иоанн Златоуст говорит, что у православных подвижников время течёт назад. Чем больше они приближаются к Богу, тем больше молодеют. Это правда. Нашим подвижницам и 40, и 50 лет, а они выглядят как духовные существа, как Ангелы без возраста и порока. В полной мере это исполнено и у Богородицы. Ей на момент земного успения было больше 50 лет, но Она была молода и душой и лицом. И необыкновенно красива. Она не старилась.

Известен случай, когда один из юродивых святых был взят ненадолго при жизни в рай, и там ему Ангел показывал всё. Он захотел увидеть Богородицу, и Ангел сказал, что он покажет, где Владычица живёт, но Её Саму он не увидит, потому что Она всё время ходит по земле и помогает людям.

Во все времена Владычица действовала на земле помогая просящим помощи. Приведу такой пример.

Лена Л. - мама четырёх детей. Третий её ребёнок - Мария, родилась с диагнозом «дисплазия коленных суставов». Врачи говорили - к трём годам суставы вырастут, в ином случае будем делать операцию. Но к трём годам суставы не выросли, а операцию было делать опасно. Случилось это около 2003 года. У семьи не было денег, и Лене приходилось мыть подъезды. Потом она узнала, что в Почаеве молятся об исцелении болезней ног, и решила повезти Марию туда, взяв на это последние деньги. Все родственники ей говорили: «Глупая! Зачем? Лучше бы на детей потратила!». Она занесла Марию в пещерку святого Иова Почаевского и сказала ей молиться Богородице. Мария молилась, и у неё прямо в пещерке мгновенно выросли отсутствовавшие суставы, оттуда она вышла сама. Врачи в Донецке обследовали её и сказали - здорова. А родственники стали говорить, что произошедшее - всего лишь случайность и совпадение.

Отношение Богородицы к людской боли

Старец Паисий Афонский: «Для Бога нет величайшей боли, чем видеть человека в мучении».

То же самое и для Богородицы. Поэтому Она всегда помогает.

Митрополит Вениамин Федченков однажды служил молебен о дожде и не верил, что дождь пойдёт после молитвы. Он обратился к Владычице и услышал внутри себя Её голос: «Молись во имя Сына Моего». И дождь пошёл.

Владычица - самая смиренная. И помощь Её смиренна и незаметна, как постоянная помощь мамы. Христос на Кресте просил Её, чтобы Она стала мамой для всего людского рода. И Богородица согласилась. Она нас реально считает детьми Своими.

Рассказала об этом Светлана Г. из Мариуполя, которая устраивает там паломнические поездки по святым местам. Однажды к ней подошла матушка священника и спросила, будут ли они заезжать на могилу старца Николая Гурьянова. Узнав, что будут, матушка поехала с ними, а в дороге рассказала свою историю Светлане.

Случилось это в селе под Херсоном - туда отправили служить священника с матушкой. Храм в селе был перестроенным из старого сельского клуба, и в нём ничего не было: ни икон, ни иконостаса, ни подсвечников, ни свечей, даже с богослужебными книгами были трудности. И еды у них почти не имелось, только то, что приносили прихожане. Матушка Наталья каждый вечер плакала и молилась Богородице, чтоб Она всё нужное послала. Матушка боялась, что люди не будит ходить, так как в храме ничего нет. Однажды днём к дому подъехала дорогая машина, водители спросили: «Где матушка Наталия?».

Она испугалась и говорит: « А зачем вам матушка? Может, вам батюшку? Он в храме».

Но они отвечают: «Нет, нам матушку».

Она: «Матушки нет». Приехавшие возвратились в машину и сидят, ждут. Больше часа прождали, а матушке стало стыдно, думает: «Какая же я христианка, побоялась, что убьют», вышла к ним и говорит: «Вы меня простите, я испугалась. Матушка - это я».

А они: «Вот хорошо, а мы предприниматели, к Вам от батюшки Николая Гурьянова».

Она: «А кто это?»

Предприниматели: «А вы не знаете? Такой хороший батюшка! Сказал к Вам заехать, где Вы живёте, описал, как Вас найти, и велел Вам привезти вот это. Они достали из багажника всё то, о чем матушка просила у Богородицы.

Человек не становится святым только потому, что стыдится жить по-христиански и потому не имеет решимости. «А что обо мне подумают, если я не отвечу злом на зло?», «А точно ли Бог позаботится обо мне, если я буду искать Царства Небесного?», «А не посчитают ли меня дураком, если я в наше время буду вести себя по-евангельски?».

Владычица никогда не стыдилась жить праведно и не боялась, что над ней кто-то будет смеяться. Блаженный Феофилакт Болгарский говорит, что простота - это не смотреть на людей, не думать, что о тебе подумают, но быть светлым ко всем. Как говорят отцы: «Лучше ошибиться в любви, чем в её отсутствии».

Духовник Владычицы

Необходимость иметь духовного отца названа святым Феофаном Затворником одним из четырёх важных для спасения условий. Митрополит Вениамин Федченков говорит, что духовником Владычицы был первосвященник Захария. До этого времени, конечно, Её духовниками считались родители. И всё время - Архангел Гавриил. Если даже и у Неё был духовник, то можно представить, насколько он необходим всем людям вообще. Духовник облегчает послушание человека Богу, потому что через духовника Бог сообщает послушнику свою волю.

Святой Игнатий Брянчанинов: «Истинное послушание - послушание Богу».

Опытный наставник призван облегчить это послушание указанным способом.

Однако о послушании Владычицы можно кое-что сказать отдельно.

Хотя страсти и восстают на послушника, желая, чтобы он исполнил свою падшую волю, но душа его чувствует мир правильного совета, произнесённого его праведным наставником. Однако мы знаем, что Владычица никогда не допускала в себя действование страстей.

И ещё: послушание человеку тогда может быть не необходимо, когда он явственно ощущает волю Божию в своём чистом сердце. Словом, когда он свят. Мы знаем, что Владычица от самого начала была свята. Однако Она не оставила послушания, и в этом тоже Её величие.

Образ Её слушания

В Евангелии сказано, что все священные слова, которые Владычица где-либо слышала, Она не просто запоминала, а «слагала в сердце Своём, то есть относилась к священному как к главному сокровищу Своей жизни.

Как Богородица видела мир

Мы можем думать, что, будучи святой, Она смотрела на мир с надеждой, потому что верила Богу, что Он обязательно спасёт этот мир. Являя образ любви, Владычица справедливо ощущала, что и Бог преисполнен любви. А такой Бог не может не спасти. Такой Бог не может попустить зла любимому. И, зная это, Владычица смотрела на всё светло. Не печалилась и не унывала, но надеялась и ждала, зная, что у Всевышнего всё совершается наилучшим образом из всех возможных.

Её девство и брак с Иосифом Обручником

Зачем было нужно и то и другое? Святой Василий Великий говорит об этом удивительные и очень утешительные для всех слова: Владычица была и в браке, и в девстве для того, чтобы «и девство было возвеличено, и брак был почтён». То есть любой из путей может привести к святости, если только человек смотрит на Бога, когда идёт.

Об одном духовном законе

Когда Архангел сообщил Деве Марии весть о том, что Она станет Той Девой, Она сидела и читала книгу пророка Исаии. И мы помним, что Она думала, как было бы хорошо послужить той Деве, которая родит Мессию. И Она же стала Той Девой. Осмелимся сказать, что это ещё один духовный закон. Когда мы считаем себя недостойными чего-то, именно тогда мы и становимся этого достойны. Как говорил Г. Честертон: «Возьмите корону и обойдите с нею всю землю, пока вы не встретите человека, который скажет, что недостоин её».

Составители канонических Евангелий не оставили почти никаких подробностей из жизни Девы Марии. В Новом Завете есть рассказ о Благовещении, о встрече Богородицы и Елизаветы — матери Иоанна Предтечи, краткое повествование о Рождестве Христовом и Сретении, одна реплика Богородицы на браке в Кане Галилейской. В Евангелии от Иоанна сообщается, что Матерь Божья стояла перед крестом Христовым. И все. Но праздников, связанных с событиями земной жизни Богородицы, гораздо больше. Откуда мы знаем об этих событиях?

Встреча Марии и Елизаветы праведной. Церковь Св. Георгия, Курбиново, Македония. 1191 г.

Жизнь Богородицы подробно описана в текстах церковного предания. Самым важным из них можно считать «Протоевангелие Иакова» - апокрифический текст, написанный не позднее 150 года.

Слово апокриф не должно смущать читателя - в данном случае оно означает, что текст просто не вошел в состав Нового Завета, но с древности почитался в Церкви как авторитетный источник.

Автор повествования о Богородице начинает свой рассказ, описывая страдания Иоакима и Анны, у которых долгое время не было детей. Пожилым супругам явился ангел и предрек им рождение ребенка. Рассказ о детских годах Богоматери очень подробен. Читатель даже может узнать о том, когда и как она сделала свои первые шаги: «Изо дня в день крепло дитя, и, когда ей исполнилось шесть месяцев, поставила ее мать на землю, чтобы попробовать, сможет ли она стоять, и она, пройдя семь шагов, вернулась к матери. Мать взяла ее на руки и сказала: Жив Господь Бог мой, ты не будешь ходить по этой земле, пока я не введу тебя в храм Господний. И устроили особое место в спальне дочери, и запрещено было туда вносить что-либо нечистое, и призвала (Анна) непорочных дочерей иудейских, чтобы они ухаживали за нею».

В три года девочку посвящают Богу, отдав ее на воспитание в иудейский храм, причем Иоаким и Анна опасаются возвращения дочери домой, а потому придумывают хитрость: «позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажженными (светильниками), чтобы дитя не воротилось назад и чтобы полюбила она в сердце своем храм Господень».

Ласкание Марии. Фрагмент-клеймо иконы Рождество Богородицы с клеймами жития Иоакима, Анны и Богоматери, XVII век (1642 г.?)

До 12 лет Богородица остается при храме. В 12 лет ей выбирают опекуна, который должен охранять целомудрие девочки. Выбор падает на Иосифа, в руках которого расцветает посох.

Проходит еще четыре года, и Богородица встречает архангела Гавриила, который предрекает ей скорое рождение Христа. Апокриф, в отличие от канонических Евангелий, описывает период ожидания Богородицы очень драматично. На шестом месяце беременности в дом с плотницких работ возвращается Иосиф (в тексте не объясняются причины столь долгого отсутствия праведника) и подозревает свою воспитанницу в потере целомудрия. Дева Мария успокаивает Иосифа, и перед праведником встает серьезная проблема: «Если я утаю грех ее, то стану нарушителем Закона, а если расскажу о нем сынам Израиля, то предам невинную кровь на смерть». Иосиф хочет тайно отпустить ее, чтобы не подвергать позору и суду иудеев, но является ангел и убеждает не делать этого.

Далее в тексте описывается жестокосердная реакция иудеев, поверивших Иосифу и Марии лишь после того, как они выпили воды, смешанной с грязью, и не заболели («Суд Божий» в том или ином виде был распространен до эпохи позднего Средневековья. Чаще всего испытуемому предлагалось войти в костер или взять из огня какую-то вещь).

Апокриф завершается рассказом о Рождестве Христове. Текст в основном следует каноническим Евангелиям, добавляя лишь одно чудо. Повивальная бабка, принимавшая роды, рассказала о чуде приснодевства своей подруге, и та захотела лично убедиться в этом. После такой проверки у женщины стала отниматься рука, и она исцелилась лишь после того, как взяла на руки Богомладенца.

Последние несколько строк повествуют о бегстве Святого Семейства в Египет и убийстве Захарии - отца Иоанна Крестителя.

Еще один текст, из которого читатель может узнать о жизни Богородицы, а точнее об ее Успении относится примерно к V веку. Довольно долго христиане не праздновали Успение, оно вошло в церковный календарь не раньше V века. Сказание об Успении Пресвятой Богородицы - апокриф с обилием чудес и фактов, которые просто невозможно проверить, а потому Церковь, благоговейно почитая Богоматерь, не настаивает на достоверности всего, изложенного в этих текстах. Разные апокрифы могут не совпадать друг с другом в деталях, а отсутствие достоверных свидетельств заменяется в них четкой житийной схемой.

Последние годы своей земной жизни Богородица провела в Иерусалиме. Она часто ходила на Голгофу для молитвы. В один из таких дней ей явился архангел Гавриил и предсказал, что через три дня она отойдет ко Христу.

Житие Богоматери (створки киота), 13 век, Египет. Монастырь св.Екатерины на Синае (Это единственная икона на Синае, которая почитается монахами как чудотворная, хотя и не имеет специальной службы или отдельного дня празднования. Сейчас она располагается в алтаре главной базилики, на ступенях древнего сопрестолия слева от Горнего места. Размещение этого образа в алтаре является давней традицией, давшей иконе ее особое монастырское имя "Бематарисса" (Алтарница)).

Апокриф рассказывает о том, что перед своим Успением Богоматерь захотела проститься с апостолами, и они чудесным образом были перенесены в ее дом. Автор текста, приписываемого Иоанну Богослову и получившего в науке название: «Сказание об Успении Богородицы», красочно описывает кратковременное воскрешение уже умерших учеников Христа: «А те, которые уже умерли, - Андрей, брат Петра, и Филипп, Лука, и Симон Кананит, и Фаддей, - возбуждены были Духом Святым из гробов. Им сказал Святой Дух: вы не думайте, что теперь наступает воскресение, но для того вы восстали из гробов ваших, чтобы отправиться на приветствие в честь и прославление Матери Господа и Спасителя вашего Иисуса Христа, потому что приблизился день исхода, взятия ее на небеса».

Поскольку в этом тексте говорится об апостолах Петре и Павле как о живых, можно предположить, что Успение Богородицы произошло не позднее 68 года (самая поздняя дата распятия этих апостолов).

В тексте рассказывается о многочисленных чудесах, произошедших в момент Успения. Латинская версия содержит рассказ об апостоле Фоме, который на несколько дней опоздал на погребение Богородицы и затем не обнаружил ее тела в гробнице. Фома пытается обратить внимание учеников на это чудо, но ему долго не верят: «Тогда сказал ему блаженный Петр: в прежний если раз ты не хотел нам верить в том, что воскрес наш Учитель и Господь, то как же ты поверишь нам, что было здесь святое тело? Но Фома еще более утверждал, говоря: нет его здесь. Тогда, как бы разгневанные, они приступили ко гробу, который иссечен был новый в скале (т. е. к гробнице), и отвалили камень, но тела там не нашли и не знали, что сказать, побежденные речами Фомы. Потом блаженный Фома рассказал им, как он совершал песнопение в Индии; потом, неизвестно как перенесен был к горе Елеонской, увидел, что святейшее тело блаженной Марии возносится на небо, и просил ее дать ему благословение. Она услышала его молитву и сбросила ему свой пояс, которым была опоясана».

Вот собственно и все сведения о земной жизни Богородицы, которые можно найти в античных и средневековых источниках. С одной стороны, их очень мало, с другой - это не мешает нам ее почитать и любить.


Top