Почему младшая сестра стала звать девушку золушкой. Где мать Золушки? Ее съели! Сказка: скрытые смыслы «Золушки»

Жил-был вдовец, у которого была прелестная добрая дочка. Однажды он решил жениться вновь и взял в жены злую, эгоистичную женщину. У нее были две дочери, которые по характеру были как две капли воды похожи на свою мать.

После свадьбы мачеха сразу же показала свой злой нрав. Она прекрасно понимала, что рядом с красивой добросердечной падчерицей ее родные дочки выглядят еще грязнее и уродливее. Поэтому она возненавидела падчерицу и заставляла ее делать всю самую грязную работу по дому.

Бедная девочка готовила и стирала, убирала комнаты сестер и мыла лестницы. Сама же она жила в маленькой тесной каморке на чердаке. Она переживала за своего тихого отца, которого страшно третировала новая жена.

По вечерам она часто сидела на теплой золе у самого очага, поэтому ее прозвали Золушкой. Но, несмотря на свое имя, она была в своих лохмотьях в сто раз милее, чем ее сестры в дорогих платьях, расшитых золотом.

Однажды королевский сын давал бал в свою честь и разослал приглашения всем подданным своего королевства. Сестры Золушки были в восторге от этого и целыми днями примеряли вороха новых платьев, специально накупленных по этому случаю.

Я надену красное бархатное платье, - говорила старшая, - с отделкой из ручных кружев.

А я надену вот это гладкое бальное платье, - говорила вторая сестра, - но поверх него я надену свои бриллианты и шляпу с золотыми цветами.

Они советовались с самым лучшим парикмахером насчет модных причесок. У Золушки был отличный вкус, поэтому у нее тоже спрашивали совета.

Я сделаю вам самые модные прически во всем королевстве, - сказала Золушка.

Сестры милостиво согласились. Пока она причесывала их, они выпытывали у нее:

Тебе бы хотелось пойти на бал, Золушка?

Я боюсь, что меня не пустят на бал, - отвечала Золушка.

Ты права. Только представишь тебя на балу и сразу можно умереть со смеху!

Любая другая девочка отомстила бы за такие насмешки и сделала бы их прически похожими на копны сена. Но она как можно лучше причесала сестер. Они были довольны. Они постоянно крутились и вертелись перед зеркалами и даже совсем забыли про еду. Чтобы сделать свои талии потоньше, они истратили кучу лент, замотавшись в них, как в коконы. Наконец они были готовы ехать на бал. Золушка проводила их до порога и немножко всплакнула от одиночества. Золушкина крестная мать, волшебница, пришла посмотреть, почему она плачет.

Как я мечтаю попасть на бал! - всхлипывала Золушка.

Делай все, как я скажу, а там посмотрим, - сказала волшебница. - Принеси мне из сада большую тыкву.

Золушка побежала в сад и принесла самую большую тыкву, какую только могла принести. Волшебница выдолбила тыкву, а затем коснулась ее волшебной палочкой. Она мгновенно превратилась в прелестную золотую карету.

Потом она заметила в мышеловке шесть маленьких мышей. Она выпустила их и, прикоснувшись к ним волшебной палочкой, превратила их в шесть красивых быстроногих коней.

Теперь не хватало кучера.

Крыса подойдет? - спросила Золушка.

Конечно, - ответила крестная.

Золушка принесла крысоловку. Волшебница выбрала крысу с самыми длинными усами и превратила ее в толстого важного кучера.

Затем она сказала:

У ворот сада сидят шесть ящериц. Принеси их мне.

Золушка быстро исполнила приказание. Волшебница превратила их в ловких слуг, стоящих на запятках кареты.

Ну а теперь, ты можешь ехать на бал, - сказала она. - Ты довольна?

Конечно, - ответила сияющая от счастья Золушка.

Но удобно ли мне будет появиться там в этих лохмотьях?

Волшебница взмахнула своей палочкой и золушкины лохмотья превратились в роскошный, затканный золотом и серебром наряд. Ее стоптанные башмаки превратились в хрустальные туфельки, словно предназначенные именно для бальных танцев. Золушка была ослепительно красива в своем наряде.

Золушка уселась в карету, и волшебница сказала ей:

Желаю тебе весело провести время. Но запомни одну вещь. Ты должна покинуть бал ровно в полночь. Если ты не сделаешь этого, твоя карета превратится в тыкву, лошади! опять станут мышами, слуги - ящерицами, а твое роскошное бальное платье - грязными лохмотьями.

Золушка пообещала крестной покинуть бал ровно в полночь и умчалась. Слуги доложили принцу, что на бал приехала прекрасная богатая незнакомка. Он поспешил встретить ее и проводить во дворец. Легкий шепот изумления и восторга пробежал по залу. Все взгляды были прикованы к красавице. Старый король шепнул королеве, что он уже много лет не видел такого чуда. Дамы внимательно рассматривали ее наряд, стараясь не упустить ни одной мелочи, чтобы завтра же заказать себе такой же, если им только это удастся.

Принц пригласил ее на танец. Одно удовольствие было смотреть, как она танцует. Подали ужин, но принц совсем забыл про еду, его глаза не отрывались от глаз прекрасной незнакомки. Она села рядом со своими сводными сестрами и угостила их экзотическими фруктами из корзинки, которую преподнес ей принц. Они зарделись от удовольствия, удостоившись такой чести, но не узнали Золушку.

В самый разгар бала часы пробили три четверти двенадцатого. Золушка попрощалась со всеми и поспешила уйти. Вернувшись домой, она сердечно поблагодарила волшебницу и попросила у нее разрешения назавтра опять отправиться на бал, поскольку принц очень просил ее приехать. Волшебница обещала ей помочь опять.

Вскоре явились сестры с мачехой. Золушка, притворившись, что она спала, зевая, открыла дверь.

Сестры были в страшном возбуждении от появления на балу красавицы-незнакомки.

Она была красивей всех на свете, - без умолку тараторила старшая сестра. - Она даже угостила нас фруктами.

Золушка улыбнулась и спросила:

А как ее звали?

Никто не знает. Принц отдал бы что угодно, лишь бы узнать, кто она такая?

Как я хочу увидеть ее. Не смогли бы вы одолжить мне какое-нибудь ненужное вам платье, чтобы я тоже смогла пойти на бал? - спросила Золушка.

Что? Ты собираешься напялить на себя наши платья? Никогда! - зашикали на нее сестры.

Золушка была уверена, что так и случится. Если бы они разрешили ей, что бы она делала? На следующий вечер сестры опять отправились на бал. Золушка тоже поехала вскоре после них, одетая еще более богато, чем в прошлый раз. Принц не покидал ее ни на минуту. Он был так любезен и мил, что Золушка совсем забыла про наказ волшебницы. Вдруг она услышала, как часы пробили полночь. Выскочив из зала, она помчалась к выходу, как быстроногая лань. Принц попытался поймать ее. Вдруг с ее ноги соскользнула и упала хрустальная туфелька, и принц еле успел подхватить ее. Едва достигнув ворот дворца, Золушка превратилась в грязную замарашку в лохмотьях, а карета, кучер и слуги в тыкву, крысу и ящериц. Ничего больше не напоминало о волшебстве, кроме хрустальной туфельки, оставшейся у нее.

Она прибежала домой чуть раньше сестер. Они опять рассказали ей о том, что прекрасная незнакомка появлялась вновь. Она была еще лучше, чем прежде. Но она исчезла так внезапно, что потеряла хрустальную туфельку. Принц нашел ее и спрятал у сердца. Все уверены, что он безумно влюблен в незнакомку.

Они были правы. На следующий день принц объявил, что женится на той девушке, которой хрустальная туфелька окажется впору. Принцессы, герцогини и придворные дамы - все примеряли туфельку, но безуспешно. Придворные принесли туфельку и к золушкиным сестрам. Они изо всех сил старались надеть туфельку, но безуспешно. Тогда Золушка спросила:

Можно мне попробовать тоже?

Ее сестры рассмеялись. Но королевский слуга сказал:

Мне дан приказ примерять туфельку всем девушкам королевства без исключения.

Туфелька свободно наделась на золушкину ножку, как будто была сделана по ней. Тут же Золушка достала из кармана вторую туфельку, и все вокруг застыли в изумлении.

Появившаяся тут же волшебница, коснулась Золушки волшебной палочкой, и она превратилась в богато одетую красавицу-незнакомку.

Вот тут-то сестры и узнали ее. Они упали перед ней на колени и покаялись во всех своих дурных делах. Золушка простила их и предложила им стать друзьями.

С почетным эскортом Золушку проводили во дворец, где с нетерпением ожидал ее молодой красавец-принц. Через несколько дней они поженились и справили пышную свадьбу.

Золушка была так же добра, как и красива. Она взяла сестер жить во дворец и вскоре выдала их замуж за знатных вельмож.

Золушка, или хрустальная туфелька

Шарль Перро

Жил-был один почтенный и знатный человек. Первая жена его умерла, и он женился во второй раз, да на такой сварливой и высокомерной женщине, какой свет еще не видывал.

У нее были две дочери, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом, и характером.

У мужа тоже была дочка, добрая, приветливая, милая – вся в покойную мать. А мать ее была женщина самая красивая и добрая.

И вот новая хозяйка вошла в дом. Тут-то и показала она свой нрав. Все было ей не по вкусу, но больше всего невзлюбила она свою падчерицу. Девушка была так хороша, что мачехины дочки рядом с нею казались еще хуже.

Бедную падчерицу заставляли делать всю самую грязную и тяжелую работу в доме: она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницы, убирала комнаты мачехи и обеих барышень – своих сестриц.

Спала она на чердаке, под самой крышей, на колючей соломенной подстилке. А у обеих сестриц были комнаты с паркетными полами цветного дерева, с кроватями, разубранными по последней моде, и с большими зеркалами, в которых модою было увидеть себя с головы до ног.

Бедная девушка молча сносила все обиды и не решалась пожаловаться даже отцу. Мачеха так прибрала его к рукам, что он теперь на все смотрел ее глазами и, наверно, только побранил бы дочку за неблагодарность и непослушание.

Вечером, окончив работу, она забиралась в уголок возле камина и сидела там на ящике с золой. Поэтому сестры, а за ними и все в доме прозвали ее Золушкой.

А все-таки Золушка в своем стареньком платьице, перепачканном золою, была во сто раз милее, чем ее сестрицы, разодетые в бархат и шелк.

И вот как-то раз сын короля той страны устроил большой бал и созвал на него всех знатных людей с женами и дочерьми.

Золушкины сестры тоже получили приглашение на бал. Они очень обрадовались и сейчас же принялись выбирать наряды и придумывать, как бы причесаться, чтобы удивить всех гостей и понравиться принцу.

У бедной Золушки работы и заботы стало еще больше, чем всегда. Ей пришлось гладить сестрам платья, крахмалить их юбки, плоить воротники и оборки.

В доме только и разговору было, что о нарядах.

– Я, – говорила старшая, – надену красное бархатное платье и драгоценный убор, который мне привезли из-за моря.

– А я, – говорила младшая, – надену самое скромное платье, но зато у меня будет накидка, расшитая золотыми цветами, и бриллиантовый пояс, какого нет ни у одной знатной дамы.

Послали за искуснейшей модисткой, чтобы она соорудила им чепчики с двойной оборкой, а мушки купили у самой лучшей мастерицы в городе.

Сестры то и дело подзывали Золушку и спрашивали у нее, какой выбрать гребень, ленту или пряжку. Они знали, что Золушка лучше понимает, что красиво и что некрасиво.

Никто не умел так искусно, как она, приколоть кружева или завить локоны.

– А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на королевский бал? – спрашивали сестры, пока она причесывала их перед зеркалом.

– Ах, что вы, сестрицы! Вы смеетесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и в этих башмаках!

– Что правда, то правда. Вот была бы умора, если бы такая замарашка явилась на бал!

Другая на месте Золушки причесала бы сестриц как можно хуже. Но Золушка была добра: она причесала их как можно лучше.

За два дня до бала сестрицы от волнения перестали обедать и ужинать. Они ни на минуту не отходили от зеркала и разорвали больше дюжины шнурков, пытаясь потуже затянуть свои талии и сделаться потоньше и постройнее.

И вот наконец долгожданный день настал. Мачеха и сестры уехали.

Золушка долго смотрела им вслед, а когда их карета исчезла за поворотом, она закрыла лицо руками и горько заплакала.

Ее крестная, которая как раз в это время зашла навестить бедную девушку, застала ее в слезах.

– Что с тобой, дитя мое? – спросила она. Но Золушка так горько плакала, что даже не могла ответить.

– Тебе хотелось бы поехать на бал, не правда ли? – спросила крестная.

Она была фея – волшебница – и слышала не только то, что говорят, но и то, что думают.

– Правда, – сказала Золушка, всхлипывая.

– Что ж, будь только умницей, – сказала фея, – а уж я позабочусь о том, чтобы ты могла побывать сегодня во дворце. Сбегай-ка на огород да принеси мне оттуда большую тыкву!

Золушка побежала на огород, выбрала самую большую тыкву и принесла крестной. Ей очень хотелось спросить, каким образом простая тыква поможет ей попасть на королевский бал. но она не решилась.

А фея, не говоря ни слова, разрезала тыкву и вынула из нее всю мякоть. Потом она прикоснулась к ее желтой толстой корке своей волшебной палочкой, и пустая тыква сразу превратилась в прекрасную резную карету, позолоченную от крыши до колес.

Затем фея послала Золушку в кладовую за мышеловкой. В мышеловке оказалось полдюжины живых мышей.

Фея велела Золушке приоткрыть дверцу и выпустить на волю всех мышей по очереди, одну за другой. Едва только мышь выбегала из своей темницы, фея прикасалась к ней палочкой, и от этого прикосновения обыкновенная серая мышка сейчас же превращалась в серого, мышастого коня.

Не прошло и минуты, как перед Золушкой уже стояла великолепная упряжка из шести статных коней в серебряной сбруе.

Не хватало только кучера.

Заметив, что фея призадумалась, Золушка робко спросила:

– Что, если посмотреть, не попалась ли в крысоловку крыса? Может быть, она годится в кучера?

– Твоя правда, – сказала волшебница. – Поди посмотри.

Золушка принесла крысоловку, из которой выглядывали три большие крысы.

Фея выбрала одну из них, самую крупную и усатую, дотронулась до нее своей палочкой, и крыса сейчас же превратилась в толстого кучера с пышными усами, – таким усам позавидовал бы даже главный королевский кучер.

– А теперь, – сказала фея, – ступай в сад. Там за лейкой, на куче песка, ты найдешь шесть ящериц. Принеси-ка их сюда.

Не успела Золушка вытряхнуть ящериц из фартука, как фея превратила их в выездных лакеев, одетых в зеленые ливреи, украшенные золотым галуном.

Все шестеро проворно вскочили на запятки кареты с таким важным видом, словно всю свою жизнь служили выездными лакеями и никогда не были ящерицами…

– Ну вот, – сказала фея, – теперь у тебя есть свой выезд, и ты можешь, не теряя времени, ехать во дворец. Что, довольна ты?

– Очень! – сказала Золушка. – Но разве можно ехать на королевский бал в этом старом, испачканном золой платье?

Фея ничего не ответила. Она только слегка прикоснулась к Золушкиному платью своей волшебной палочкой, и старое платье превратилось в чудесный наряд из серебряной и золотой парчи, весь усыпанный драгоценными камнями.

Последним подарком феи были туфельки из чистейшего хрусталя, какие и не снились ни одной девушке.

Когда Золушка была уже совсем готова, фея усадила ее в карету и строго-настрого приказала возвратиться домой до полуночи.

– Если ты опоздаешь хоть на одну минутку, – сказала она. – твоя карета снова сделается тыквой, лошади – мышами, лакеи – ящерицами, а твой пышный наряд опять превратится в старенькое, залатанное платьице.

– Не беспокойтесь, я не опоздаю! – ответила Золушка и, не помня себя от радости, отправилась во дворец.

Принц, которому доложили, что на бал приехала прекрасная, но никому не известная принцесса, сам выбежал встречать ее. Он подал ей руку, помог выйти из кареты и повел в зал, где уже находились король с королевой и придворные.

Все сразу стихло. Скрипки замолкли. И музыканты, и гости невольно загляделись на незнакомую красавицу, которая приехала на бал позже всех.

“Ах, как она хороша!” – говорили шепотом кавалер кавалеру и дама даме.

Даже король, который был очень стар и больше дремал, чем смотрел по сторонам, и тот открыл глаза, поглядел на Золушку и сказал королеве вполголоса, что давно уже не видел такой обворожительной особы.

Придворные дамы были заняты только тем, что рассматривали ее платье и головной убор, чтобы завтра же заказать себе что-нибудь похожее, если только им удастся найти таких же искусных мастеров и такую же прекрасную ткань.

Принц усадил свою гостью на самое почетное место, а чуть только заиграла музыка, подошел к ней и пригласил на танец.

Она танцевала так легко и грациозно, что все залюбовались ею еще больше, чем прежде.

После танцев разносили угощение. Но принц ничего не мог есть – он не сводил глаз со своей дамы. А Золушка в это время разыскала своих сестер, подсела к ним и, сказав каждой несколько приятных слов, угостила их апельсинами и лимонами, которые поднес ей сам принц.

Это им очень польстило. Они и не ожидали такого внимания со стороны незнакомой принцессы.

Но вот, беседуя с ними, Золушка вдруг услышала, что дворцовые часы бьют одиннадцать часов и три четверти. Она встала, поклонилась всем и пошла к выходу так быстро, что никто не успел догнать ее.

Вернувшись из дворца, она еще сумела до приезда мачехи и сестер забежать к волшебнице и поблагодарить ее за счастливый вечер.

– Ах, если бы можно было и завтра поехать во дворец! – сказала она. – Принц так просил меня…

И она рассказала крестной обо всем, что было во дворце.

Едва только Золушка переступила порог и надела свой старый передник и деревянные башмаки, как в дверь постучали. Это вернулись с бала мачеха и сестры.

– Долго же вы, сестрицы, гостили нынче во дворце! – сказала Золушка, зевая и потягиваясь, словно только что проснулась.

– Ну, если бы ты была с нами на балу, ты бы тоже не стала торопиться домой, – сказала одна из сестер. – Там была одна принцесса, такая красавица, что и во сне лучше не увидишь! Мы ей, должно быть, очень понравились. Она подсела к нам и даже угостила апельсинами и лимонами.

– А как ее зовут? – спросила Золушка.

– Ну, этого никто не знает… – сказала старшая сестрица.

А младшая прибавила:

– Принц, кажется, готов отдать полжизни, чтобы только узнать, кто она такая. Золушка улыбнулась.

– Неужели эта принцесса и вправду так хороша? – спросила она. – Какие вы счастливые!.. Нельзя ли и мне хоть одним глазком посмотреть на нее? Ах, сестрица Жавотта, дайте мне на один вечер ваше желтое платье, которое вы носите дома каждый день!

– Этого только не хватало! – сказала Жавотта, пожимая плечами. Дать свое платье такой замарашке, как ты! Кажется, я еще не сошла с ума.

Золушка не ждала другого ответа и нисколько не огорчилась. В самом деле: что бы стала она делать, если бы Жавотта вдруг расщедрилась и вздумала одолжить ей свое платье!

На другой вечер сестры опять отправились во дворец – и Золушка тоже… На этот раз она была еще прекраснее и наряднее, чем накануне.

Принц не отходил от нее ни на минуту. Он был так приветлив, говорил такие приятные вещи, что Золушка забыла обо всем на свете, даже о том, что ей надо уехать вовремя, и спохватилась только тогда, когда часы стали бить полночь.

Она поднялась с места и убежала быстрее лани.

Принц бросился за ней, но ее и след простыл. Только на ступеньке лестницы лежала маленькая хрустальная туфелька. Принц бережно поднял ее и приказал расспросить привратников, не видел ли кто-нибудь из них, куда уехала прекрасная принцесса. Но никто никакой принцессы не видал. Правда, привратники заметили, что мимо них пробежала какая-то бедно одетая девушка, но она скорее была похожа на нищенку, чем на принцессу.

Тем временем Золушка, задыхаясь от усталости, прибежала домой. У нее не было больше ни кареты, ни лакеев. Ее бальный наряд снова превратился в старенькое, поношенное платьице, и от всего ее великолепия только и осталось, что маленькая хрустальная туфелька, точно такая же, как та, которую она потеряла на дворцовой лестнице.

Когда обе сестрицы вернулись домой, Золушка спросила у них, весело ли им было нынче на балу и приезжала ли опять во дворец вчерашняя красавица.

Сестры наперебой стали рассказывать, что принцесса и на этот раз была на балу, но убежала, чуть только часы начали бить двенадцать.

– Она так торопилась, что даже потеряла свой хрустальный башмачок, – сказала старшая сестрица.

– А принц поднял его и до конца бала не выпускал из рук, – сказала младшая.

– Должно быть, он по уши влюблен в эту красавицу, которая теряет на балах башмаки, – добавила мачеха.

И это была правда. Через несколько дней принц приказал объявить во всеуслышание, под звуки труб и фанфар, что девушка, которой придется впору хрустальная туфелька, станет его женой.

Разумеется, сначала туфельку стали мерить принцессам, потом герцогиням, потом придворным дамам, но все было напрасно: она была тесна и герцогиням, и принцессам, и придворным дамам.

Наконец очередь дошла и до сестер Золушки.

Ах, как старались обе сестрицы натянуть маленькую туфельку на свои большие ноги! Но она не лезла им даже на кончики пальцев. Золушка, которая с первого взгляда узнала свою туфельку, улыбаясь, смотрела на эти напрасные попытки.

– А ведь она, кажется, будет впору мне, – сказала Золушка.

Сестрицы так и залились злым смехом. Но придворный кавалер, который примерял туфельку, внимательно посмотрел на Золушку и, заметив, что она очень красива, сказал:

– Я получил приказание от принца примерить туфельку всем девушкам в городе. Позвольте вашу ножку, сударыня!

Он усадил Золушку в кресло и, надев хрустальную туфельку на ее маленькую ножку, сразу увидел, что больше примерять ему не придется: башмачок был точь-в-точь по ножке, а ножка – по башмачку.

Сестры замерли от удивления. Но еще больше удивились они, когда Золушка достала из кармана вторую хрустальную туфельку – совсем такую же, как первая, только на другую ногу – и надела, не говоря ни слова. В эту самую минуту дверь отворилась, и в комнату вошла фея – Золушкина крестная.

Она дотронулась своей волшебной палочкой до бедного платья Золушки, и оно стало еще пышнее и красивее, чем было накануне на балу.

Тут только обе сестрицы поняли, кто была та красавица, которую они видели во дворце. Они кинулись к ногам Золушки, чтобы вымолить себе прощение за все обиды, которые она вытерпела от них. Золушка простила сестер от всего сердца – ведь она была не только хороша собой, но и добра.

Ее отвезли во дворец к молодому принцу, который нашел, что она стала еще прелестнее, чем была прежде.

А через несколько дней сыграли веселую свадьбу.

« Где же там жертвоприношения, а тем более каннибализм?» — удивитесь вы. Сказка-то о доброй и кроткой девочке, которая ковырялась в золе, пока не пробил ее час. Все дело в том, что сказки братьев Гримм и Шарля Перро — сказки, записанные уже в XVIII—XIX вв. еках, то есть близко к нашему времени.

Первоначальный же, мифологический контекст в более поздних обработках бывает сильно искажен. Мифологические элементы, присутствующие в ранних версиях сказки, забываются, ведь миф далеко не всегда логичен и понятен. Миф куда более архаичный и пугающий, а сказка — попытка его рационализации.

« Золушка» — один из популярнейших« бродячих сюжетов», который имеет свыше тысячи воплощений в фольклоре разных народов мира.

Где мать Золушки? Ее съели!

Популярное

Одним из важнейших образов в сказке« Золушка» является образ погибшей матери. У читателя не возникает вопроса, отчего могла умереть несчастная женщина. Появление доброй феи-крестной в версии Шарля Перро также не вызывает удивления. И мало кому приходит в голову, как тесно связаны между собой эти два образа.
Итак, в самом начале сказки у Золушки умирает родная мать, а отец, погоревав, находит себе другую жену. Отчего же наступает смерть? В большинстве сказок это не освещается, а приводится как данность, но до сих пор остались сказки, сохранившие в себе самые древние мотивы, которые дают ответ на этот вопрос.
В греческой версии« Девка-на-насесте»(Edmund Martin Geldart, Folk-Lore of Modern Greece: The Tales of the People, Little Saddleslut) мать принимает смерть от рук собственных дочерей:

Однажды три сестры сидели и пряли лен. И сказали они: «Чье веретено упадет на землю, ту мы убьем и съедим». Первым упало веретено их матери, но они не тронули ее, а сели прясть дальше. И вновь упало матушкино веретено, и опять, опять… «Ну что ж! — сказали они. — Теперь-то мы ее съедим». Но Золушка вступается за мать, хотя и безрезультатно: « Нет! — сказала самая младшая из сестер. — Не ешьте ее. Раз уж вам так хочется мяса, съешьте лучше меня». Но сестры отказались; двое из них убили, а затем приготовили мать.

Вот так жестоко расправились дочери над собственной матерью. Золушка же отказывается от трапезы и впоследствии будет за это вознаграждена.
Из текста можно предположить, что мать нарочно роняет веретено, чтобы спасти своих детей. Впоследствии в сказке Little Saddleslut(«Девка-на-насесте») именно мать становится волшебной дарительницей для младшей дочери, над которой насмехались сестры:

Затем самая младшая, которую называли Девка-на-насесте [после смерти матери девушка все время сидела на курином насесте, за что сестры дали ей эту кличку], собрала все материны кости и похоронила их под изгородью. Сорок дней девушка окуривала их ладаном, а затем хотела отнести в другое место. Только она подняла камень, как лучи света ослепили ее. Она нашла там прекрасное одеяние, будто сотканное из неба и звезд, из весны и морских волн. Кроме платья, там лежало множество монет.

Но это не единичный случай. Примеров с упоминанием поедания матери членами ее семьи встречается довольно много. Нередко мотив так называемого эндоканнибализма(поедание родственника) совершается в более мягкой форме, то есть отсутствует прямое упоминание вкушения человеческой плоти. Мать в этих версиях превращается в животное — часто корову — и только после этого съедается.

Нарушение волшебного запрета

В некоторых сказках трансформация матери в животное является следствием нарушения волшебного запрета. Вот что рассказывает нам сербская сказка« Пепелюга»(Woislav M. Petrovitch, Hero Tales and Legends of the Serbians, Pepelyuga):

На высокогорных пастбищах, поблизости от глубоких пропастей, несколько девушек пряли пряжу и присматривали за скотом. Вдруг они заметили странного мужчину с длинной белой бородой до пояса. Он остановился и сказал: «Прекрасные девы, остерегайтесь пропасти. Ведь если кто-нибудь из вас уронит в нее свое веретено, мать той девушки превратится в корову в тот же момент!» Сказав это, старик исчез. Девушки же, озадаченные его словами и обсуждая странное происшествие, подошли к самому краю обрыва… Они с любопытством заглядывали в расщелину, будто надеялись увидеть там что-то необычное. Внезапно веретено выскользнуло из рук самой красивой из них и, ударяясь о камни, улетело в бездну. Когда вечером девушка вернулась домой, худшие ее страхи воплотились в жизнь. Вместо матери она увидела перед дверью корову.

Корова помогает Марре(сербской Золушке), когда ее отец женится на злой и строптивой женщине. Но мачеха не глупа — она велит своей дочери отправиться вслед за Маррой и проследить, как той удается всегда быть сытой. Обман открывается, и сводная сестра доносит матери, что корова подкармливает девушку и помогает выполнять задания мачехи. Злая мачеха приказывает убить корову, но та, предчувствуя смерть, велит Марре не пробовать ее мяса, а кости собрать и похоронить в определенном месте.
Довольно часто мать, обращенная в животное, предвидит свою смерть и не страшится ее.
Еще одним примером наказания за нарушенный запрет может служить сказка« Злая мачеха»(J.Hinton Knowles, Folk-Tales of Kashmir, The Wicked Stepmother) государства Кашмир. В этой сказке в качестве матери Золушки выступает жена брахмана. Уходя из дому, брахман настоятельно просит супругу не есть ничего до его возвращения. В противном случае она превратится в козу. Если же он сам отведает пищи вне дома, то обернется тигром.
Ослушавшись завета мужа, жена пробует пищу в его отсутствие и оборачивается козой. Ее бывший муж женится заново. В этой версии сказки у Золушки есть еще братья и сестры, которых и выручает волшебная коза до того момента, как злая мачеха не вычисляет их помощника. После этого новая жена, прикинувшись больной, велит лекарю сказать, что спасти ее может только козье мясо. Лекарь безропотно выполняет ее повеление. У брахмана в это время не было денег на другую козу, поэтому печальная участь постигает его бывшую жену.

При чем тут жертвоприношение?


Выделяют две основные причины каннибализма как реального явления: вынужденный каннибализм, связанный с тяжелыми бытовыми условиями(голод, засуха и прочие), и каннибализм ритуальный. В контексте данной истории можно с относительной уверенностью отклонить версию поедания родственника в связи с голодом, так как в сказках неоднократно упоминаются тучные стада овец и другие признаки достатка.
Явление эндоканнибализма уходит корнями в глубокую архаику и довольно часто упоминается в мифах и сказках. Если изначально каннибализм был присущ верховным божествам, то по мере распространения запрета он становится особенностью низших мифологических существ: вампиров, оборотней и так далее. Обычно он сурово наказывается.

Так, в большинстве сказок о Золушке, в которых присутствует мотив косвенного или прямого каннибализма, животные, являющиеся духом погибшей матери, запрещают ей пробовать их мясо.

Мстительная Золушка из Вьетнама


Временами сюжет сворачивает в совершенно немыслимые стороны. В одной из вьетнамских версий сказки« Тэм и Кэм»(Tấm Cám) Золушка карает мачеху жесточайшим образом, заставляя ту отведать плоти собственной дочери.
Когда вьетнамская Золушка Тэм уже вышла замуж за принца, ее сводная сестра Кэм спрашивает у нее, как той удается сохранять свою красоту. Тэм отвечает, что она всего лишь принимает ванну с кипятком. Сделав так, как ей посоветовала сестрица, Кэм погибает, сварившись заживо. Тэм разрезает ее тело на части и готовит из мяса еду, а потом отправляет мачехе. Женщина без раздумий принимается за трапезу, но тут ворон садится на крышу ее дома и каркает: «Вкуснятина! Мать ест плоть собственной дочери! Осталось ли еще? Дай и мне кусочек!» И только доев до конца, мачеха обнаруживает череп своей девочки на дне горшка, после чего умирает от шока.

Животные-помощники: от коровы до рыбы

С течением времени мотив каннибализма прошел длинный путь рационализации. Сказка очень долгое время оставалась устным жанром. Передавая из уст в уста знакомый сюжет, рассказчики привносили в историю о Золушке что-то свое, часто опуская или рационализируя то, что было непонятно повествователю. Таким образом, разрыв между матерью Золушки и добрым помощником, возникающем на ее пути, стал увеличиваться.
Во многих версиях сказки образ матери утрачивает свою значимость, но при этом сохраняется образ животного-помощника, появление которого никак не объясняется. В ирландском, шотландском и сербском аналогах« Золушки» в качестве такого животного выступает овца или корова, что в какой-то степени роднит эту сказку с не менее известной нам историей« Крошечка Хаврошечка».

Чаще всего в качестве животного-помощника выступает самка, но встречаются и мужские вариации, далеко ушедшие от идеи матери-спасительницы. И если в малайской народной сказке« Bawang Putih Bawang Merah» рыба еще признается в том, что она и есть мать девушки, то во вьетнамской« Тэм и Кэм» рыба явно символизирует мужскую фигуру — по некоторым версиям, девушке помогает сам Будда.
Рыба появляется в азиатских сказках не случайно: часто она символизирует бога.
Помогают Золушке и другие животные: бык увозит ее прочь от злой мачехи в норвежской сказке« Кэти Деревянный плащ»; красный теленок в шотландской Rashin-Coatie ведет ее через лес. Встречаются и персонажи« нижнего мира»: мышь, жаба и другие.
На следующем этапе рационализации в качестве помощников Золушки выступают птицы или дерево, выросшее на могиле матери. По версии братьев Гримм, Золушка совершала паломничество на место захоронения матери и там поливала землю слезами до тех пор, пока на том самом месте не выросло дерево. Стоило Золушке потрясти его, как с веток падали орехи, в которых для нее были спрятаны волшебные дары. Точно так же поступает Золушка Джозефа Якобса, сажая орешник. К ней прилетает птичка и советует потрясти дерево, чтобы с него упал орех.
В итальянской сказке« Золушка»(Thomas Frederick Crane, Italian Popular Tales, Cinderella) отец привозит младшей дочке маленькую птичку Верделио, которая и наделяет Золушку красотой. Образ птицы повсеместно в мифах различных стран является образом человеческой души. Так, погибшие родственники приходят к живым в виде птиц и помогают в беде или предупреждают о несчастье. Птица — небесный житель, близкий к богам. Именно птицы предупреждают принца об обмане, когда сводные сестры Золушки, желая выйти замуж за королевскую особу, отрезают себе часть ноги, чтобы туфелька пришлась впору.
Почему именно лещина становится защитницей Золушки, тоже понятно. У многих народов лещина(орешник) считалась тесно связанной с загробным миром. В некоторых местах Европы на Святки хозяева рассыпали орехи по полу и по углам, чтобы накормить души умерших. В немецкой сказке Aschenputtel Золушка просит у отца привезти ей первую ветку, которая собьет его шляпу, чтобы она могла посадить ее на могиле матери. Этой веткой оказывается ветка лещины. Помимо связи с загробным миром, орешник также наделяет своего обладателя великой мудростью, у друидов это дерево считалось священным.

Рождение феи


Если образы птиц или деревьев как волшебных помощников уже воплощали дух умершей матери лишь чисто символически, то в дальнейшем этот образ совсем утратил свое первоначальное значение. На данном этапе помощник Золушки — либо существо божественной природы, либо человек, друг.
В известной нам сказке Шарля Перро Золушке помогают не животные и не птицы, а фея-крестная, появившаяся из ниоткуда. В грузинской Золушке, «Маленькой оборванке»(Conkiajgharuna) бедной девушке помогает деви — мистическое существо, одна из ипостасей богини-матери. Она делает это довольно жутким способом:

Однажды, когда Маленькая Оборванка пасла корову, та по случайности забежала на крышу. [Прим. автора: в некоторых местностях Кавказа дома крестьян врыты в землю, так что вполне возможно случайно зайти на крышу]. Девушка последовала за коровой, чтобы вернуть ее обратно на дорогу, но случайно уронила веретено в дом. Заглянув внутрь, она обнаружила там старуху и попросила ее: «Добрая женщина, отдайте мне мое веретено». «Не могу, дитя мое, — отвечала старуха, — зайди-ка и возьми его сама». Эта старая женщина была деви. Когда Оборванка подобрала веретено, хозяйка дома обратилась к ней с просьбой: «Доченька, доченька, подойди ко мне и взгляни на мою голову, я же почти съедена». Девушка подошла ближе и взглянула на голову старухи. Сердце ее ушло в пятки, когда она обнаружила там червей, копошащихся внутри. Но Оборванка собралась с духом и счистила несколько червей, после чего сказала: «На что же тут смотреть? У вас чистая голова!»

Боги помогают не только Оборванке. Богиня Бхагавани пожалела Мугазо, героиню вьетнамской сказки« Золотая туфелька».
Поддерживают Золушку и просто женщины — добрые и не очень. Зезолла, итальянская Золушка из сказки Джамбаттиста Базиле(1575−1632), сговорившись с няней, ломает мачехе шею крышкой сундука. Добрая соседка из грузинской сказки велит своим птицам собрать все просо, что рассыпала мачеха и приказала собрать падчерице.
А в уже упомянутой выше греческой сказке Золушке напрямую помогает Бог. Оказавшись в пустыне, она молится: «Господи, дай мне ямку в земле, чтобы только я могла сунуть туда голову, дабы не слышать, как воют дикие звери». После того, как просьба Золушки была исполнена, она попросила себе нору побольше, такую, в которой поместилась бы по пояс. И лишь в третий раз Золушка взмолилась о хижине, где могла бы жить.

Таким образом, образ матери Золушки, скрытый за слоями многочисленных преобразований и искажений, обретает мистический, сакральный смысл.
Отвергнув поздние, более мягкие версии, где Золушка забывает или прощает злую мачеху и сестер, мы встречаемся с распространенным мотивом, в котором дух погибшей матери жестоко мстит за свои обиды. Мачеха ломает шею, птицы выклевывают ее дочерям глаза, Золушка заставляет мачеху отведать плоти собственного ребенка…
В свете всего вышеизложенного возникает вопрос: кто на самом деле является главным персонажем этой истории? Не является ли Золушка всего-навсего орудием, проводником, при помощи которого дух покойной матери вершит свое, порой кровавое правосудие? Умирая, она не оставляет окончательно мир живых, но незримо присутствует в нем, передавая дочери свою волю и указывая ей путь.

Здравствуй, уважаемый читатель. Сказка Золушка (Замарашка) Шарля Перро повествует о сиротке, гонимой злобной мачехой, сюжет этой сказки был широко распространен. Многочисленные версии его довольно неплохо изучены. Еще в 1893 году в Лондоне вышла монография М. Р. Кокс, где говорится о 345 вариантах сказки. А Анна-Биргитта Рут проследила сюжет до записи, сделанной в Китае в IX веке. Однако уже тогда эта история считалась древней. Китайская Золушка (ее зовут Yehhsien) очень умна, она к тому же занимается керамикой! В этой версии сказки уже есть мотив «волшебного помощника». Роль феи играет золотая рыбка, которая живет в пруду и всячески помогает девушке. Мачеха убивает рыбку, но девушка находит кости рыбки. Они также обладают волшебной силой, поэтому Золушке удается поесть и согреться. Во время праздничного карнавала «Золушка остается дома, и рыбьи кости снабжают ее плащом с перьями зимородка и маленькими золотыми туфельками. Возвращаясь с праздника, Золушка теряет туфельку. Хозяйку крохотной туфельки по приказанию военачальника ищут по всему Китаю. За него-то Золушка и выходит замуж, а мачеху и сводных сестер забивают камнями. Любопытна история о девушке, купавшейся в Навкратисе, которая приводится у Страбона. Ее сандалию унес орел и уронил ее к ногам фараона Псамметиха, правившего суд в Мемфисе. Тот приказал отыскать владелицу крохотной сандалии, а когда девушку доставили к нему, женился на ней. Этот сюжет был изложен в вышедшей во Франции книге, посвященной прекрасным греческим куртизанкам. Правда, невозможно утверждать, что Пьер или Шарль Перро знали это издание. Некоторые критики полагают, что образ Золушки Перро навеян историей, изложенной в «Пентамероне» Базиле (VI, 1; «Lа Gatta Cenerentola»). Правда, сюжет у Базиле выглядит несколько запутанным: тамошняя Золушка, именуемая Зезоллой, поддавшись уговорам хитрой воспитательницы, приканчивает мачеху номер один и уговаривает отца жениться на этой самой воспитательнице, которая и делается мачехой номер два. И тут-то обнаруживается, что у новой мачехи имеется ни много ни мало - шесть дочек. Словом, незадачливая девица попадает из огня да в полымя. Тут отец привозит ей от знакомой феи с острова Сардиния малый садовый набор: ветвь финиковой пальмы, лопату и золотую лейку. Пальма приживается и приступает в выполнению различных пожеланий Зезоллы. Далее - череда балов, внимание короля, потеря туфельки (на пресловутом третьем балу), процедура примерок и счастливый конец. Однако не будем переоценивать значение «итальянского следа», ведь сказку о бедной падчерице рассказывали и во Франции - в Бретани, в Лотарингии, а также в провинции Лимузен, где бывал Шарль Перро. Так что, скорее всего, сюжет был заимствован непосредственно из французского фольклора. Вот только в фольклорных вариантах сказки крестьянской девушке, привыкшей к деревянным сабо, втиснуть ногу в крохотную туфельку удается лишь с помощью волшебства. У Перро Золушка - дочь дворянина, и ножка у нее от природы маленькая. Остается ответить на самый главный вопрос: кто снабдил Золушку столь необычной бальной обувью? Дело в том, что ни в народных сказках, ни в истории, рассказанной Базиле, ни в тексте Перро нет ни слова о хрустальных туфельках. Зезолла у Базиле теряет пианеллу. Это что-то вроде галош на толстой пробковой подошве. В эпоху Возрождения обувь на платформе оберегала длинные женские платья от грязи и пыли, при этом высота платформы обычно достигала 6-18 дюймов. У самого Перро говорится о туфельке, отороченной мехом (vair). Откуда же взялась вначале стеклянная, а потом и хрустальная туфелька? Многие исследователи считают, что это либо связано с ошибкой наборщика, либо результат неправильного перевода: vair - старинное французское слово, обозначающее оторочку из меха белки или горностая, в то время как verre - это стекло. Произношение то же самое, однако, значения различны. Поэтому в разноязычных версиях «Золушки», созданных под впечатлением сказки Перро, говорится о стеклянной туфельке. Оноре де Бальзак, славившийся точностью описаний, недаром возмущался недостоверностью этой детали, ведь стеклянная туфелька тотчас разбилась бы на ступенях дворцовой лестницы. Хрустальными туфли Золушки стали позднее, а уж после мультфильма Уолта Диснея героиню невозможно себе представить без них. В североевропейских версиях «Золушки» (героиню зовут Ашен-Путель) к теме обувного фетишизма добавляется немало кровавых подробностей: пресловутая туфелька оборачивает прокрустовым мини-ложем. Так, старшая сестра не может втиснуть ногу в туфельку - ей мешает большой палец, и по совету матери она отрубает его. Обрадованный принц тут же посадил красавицу на коня и поскакал во дворец - готовиться к свадьбе. Но не тут-то было! Когда они проезжали мимо могилы Золушкиной матери, сидящие на деревьях птицы громко запели: Посмотри назад, посмотри назад! С туфельки капает кровь, Туфелька была мала, и сзади Сидит не твоя невеста! Принц возвращается и дает туфельку второй сестре. Той приходится отрезать пятку, после чего история повторяется. В финале завистливых девиц ослепили и подвергли порке - чтобы не зарились на чужое. Невероятную популярность этого сюжета и отдельных его мотивов литературоведы объясняют по-разному. Представители мифологической школы усматривают в нем символику смены состояний природы: сон ее на протяжении зимы, весеннее пробуждение, символический брак Золушки, ассоциирующейся с утренней зарей, и принца Солнца. Сентив дает иное преломление сюжета: он полагает, что в сказке описана пора карнавала и связанных с ним ритуалов и гаданий. Золушка гадает о женихе, поэтому брошенная туфелька воспринимается как пережиток магическою обряда («За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали»). Замечательная детская история, поэтому родители могут смело читать сказку «Золушка (Замарашка)» онлайн с картинками, с иллюстрациями из известных книг, деткам любого возраста.

Н екогда жил богатый Господин; он овдовев, женился на другой жене, также вдове, у которой были две дочери. Мать этих девок была прегордая и превздорная женщина, а какова матушка, таковы были и дочки; они ни мало не уступали ей в достоинствах. У этого же Господина была дочь от первой жены, тихая, скромная и добродушная девушка. Еще на другой день после свадьбы, злая мачеха показала несносный свой нрав, возненавидев добрую падчерицу за превосходные качества души; она отяготила ее самой черной домашней работой, заставила мыть посуду и полы, мести комнату свою и комнаты дочерей; велела спать на верху в светелке, на запачканном тюфяке, тогда как в спальнях сестер ее полы были штучные, кровати сделаны из красного дерева в последнем вкусе, а зеркала в три аршина вышиною.

Бедная девушка все сносила терпеливо, не смея жаловаться отцу, который верно стал бы ее же бранить, потому что он сам ни в чем не смел противоречить жене. Окончив свою работу, Сандрильона (так звали эту девицу) садилась всегда подле камина, от чего сестры и прозвали ее Золушкой. Совсем тем 3олушка, не смотря на грубое и запачканное свое платье, во сто раз была прелестнее нарядных своих сестриц.
В это время сын царствовавшего тогда Короля вздумал жениться, а для того, чтобы выбрать невесту, дал бал, на который пригласил всех благородных девиц из своего государства. Обе дочери Барона также были званы.

Нельзя описать их восторга; за неделю еще они занялись выбором платьев и головных уборов: новая забота для Золушки; она должна была пересмотреть, перемыть и перегладить белье сестер своих. Ни о чем больше не говорили, как о своем наряде. Я надену, говорила старшая, малиновое бархатное платье; а я, сказала младшая, шитое белое, на голове у меня будет бриллиантовая повязка. Призвали Золушку и спрашивали ее мнения, как бы им лучше нарядиться; Золушка подала им хороший совет и даже вызвалась сама одеть их и убрать голову.

В то время, как она их одевала, сестры спросили: Золушка! тебе я думаю также хотелось бы побывать на бале. О, сударыня, отвечала она, вы шутите надо мной, я и подумать-то об этом не смею. Разумеется, ты не должна и думать: всякий станет хохотать, если на таком великолепном бале увидит замарашку. Другая на месте Золушки рассердилась бы и одела их кой как, но добрая Золушка не могла сердиться; она услуживала им еще с большим старанием против обыкновенного.

Девицы наши целых два дня от радости ничего не ели. Желая придать больше стройности своей талии, они перервали целую дюжину корсетов и ни на минуту не отходили от зеркала. Наконец наступил счастливый день: две сестрицы сели в карету и отправились. Золушка долго смотрела за ними в след и потеряв из виду начала горько плакать; крестная мать ее услышав, что Золушка рыдает, пришла и спросила: что с тобой случилось, моя милая? Мне хотелось бы… Рыдание перервало слова ее. Крестная мать, которая была волшебница, сказала: тебе хотелось бы ехать на бал, не правда ли? — Да, ответила Золушка со вздохом.

Хорошо, сказала крестная мать, за то, что ты добросердечная девушка, я исполню твое желание. Волшебница повела Золушку в свою комнату и сказала: поди в сад и принеси мне тыкву. Золушка тотчас побежала и, сорвав лучшую из всех, принесла крестной своей матери, не понимая, каким образом тыква может помочь ей ехать на бал. Крестная мать выдолбила тыкву и, оставив только одну корку, ударила волшебным своим прутиком, и тыква в ту же минуту превратилась в прекрасную, позолоченную карету; потом посмотрела в мышеловку и нашла в ней шесть живых мышей. Она велела Золушке поднять немного крышку у мышеловки, и как только выбегала оттуда мышь, волшебница ударив ее своим прутиком превращала в прекраснейшую лошадь.

Таким образом карета и лошади готовы; недоставало только кучера. Я посмотрю, сказала Золушка, нет ли в западне крысы, мы из нее сделаем кучера. Поди, посмотри сказала ей крестная мать. Золушка принесла западню, в которой нашла трех крыс. Волшебница выбрав из них ту, у которой больше опушилось рыло, и дотронувшись прутиком, превратила в толстого кучера с огромными усами. Потом сказала Золушке: пойди опять в сад; там, за розовым кустом, ты найдешь шесть ящериц; принеси их мне. Золушка в минуту нашла, принесла, и крестная мать ее с помощью своего искусства сделала из них шестерых лакеев в прекраснейших ливреях, которые тотчас встали за карету и так проворно, как будто рождены были для этого. Тогда волшебница спросила Золушку: ну довольна ли ты теперь? кажется, в этом экипаже можно ехать на бал? Конечно можно, но как же я поеду маменька, в этом запачканном платье? Волшебница дотронулась до нее своим прутиком и в тоже время замаранное платье превратилось в парчовое, осыпанное драгоценными камнями; потом она дала ей прекрасные хрустальные башмаки.

Обувшись села она в карету; но крестная мать строго приказала ей, чтобы она прежде полуночи возвратилась домой, сказав, что если пробудет лишнюю минуту за полночь, то карета превратится опять в тыкву, лошади сделаются мышами, кучер крысой, лакеи превратятся в ящериц и платье примет прежний вид. Золушка, дав обещание крестной своей матери возвратиться непременно до полуночи, и, пребывая в величайшей радости, поехала на бал. Когда доложили Принцу, что приехала какая то незнакомая Принцесса, то он сам выбежал ей на встречу, учтивым образом принял ее из кареты и ввел в зал, где собрались гости.

Лишь только Золушка вошла, последовало глубочайшее молчание, перестали танцевать, музыканты остановились и все с изумлением устремили глаза на прелестную незнакомку, сделался глухой шум, со всех сторон слышно было: ах, как она прекрасна! Сам Король несмотря на старость свою, не мог удержаться, чтобы не посмотреть на нее и не сказать тихонько Королеве, супруге своей, что он никогда не видал девушки, любезнее и прекраснее. Все женщины бывшие на бале с большой завистью рассматривали ее головной убор и покрой платья, надеясь на другой день найти такой же прекрасный материал, и найти искусных мастеров. Королевский сын посадил ее в самое почетное место и потом пригласил танцевать. Золушка танцевала с такой приятностью, что привлекла всеобщее удивление.

Когда сели ужинать, то Принц ни кем столько не занимался, как мнимой Принцессой, которая сев возле сестер, обошлась с ними очень учтиво, даже сама потчевала персиками и апельсинами, которые подносил ей Принц, чему они чрезвычайно удивлялись, потому что не узнали ее. Вскоре после того часы пробили без пятнадцати двенадцать: Золушка тотчас попрощалась с гостями и не мешкая ни минуты поехала домой, увидев крестную мать свою и поблагодарив ее, она сказала, что Королевский сын и на другой день просил ее приезжать на бал. Едва успела она рассказать ей обо всем, что происходило, сестры застучали у дверей. Золушка открыла. Как вы завеселились, сестрицы! сказала она зевая и протирая глаза, как будто только проснулась. Если бы ты побывала на бале, то верно бы не соскучилась, сказала одна из них, там была прекрасная Принцесса, такой красавицы никто не видал; как ласково она обошлась и с нами, сама почивала нас персиками и апельсинами. Золушка чрезвычайно обрадовалась, слыша такую похвалу, и спросила: как зовут эту Принцессу? но они отвечали, что не знают ее имени, и что Королевский сын наградил бы того человека, который известил бы его о ней.

Золушка улыбнулась и сказала еще: так она очень хороша? Ах, сестрицы, как вы счастливы! нельзя ли мне посмотреть на нее, сударыня, продолжала она, обращаясь к старшей; позвольте мне надеть ваше ежедневное желтое платье. — Как бы не так, отвечала сестра, стану я давать свои платья замарашке, я еще с ума не сошла. Золушка ожидала этого отказа и ни сколько не обижалась, потому что не имела никакой нужды в ее платье. На другой день сестры поехали на бал и Золушка также, но в этот раз она одета была гораздо великолепнее. Королевской сын ни на минуту не отходил от нее, оказывал ей всевозможные учтивости, время показалось Золушке так коротко, что она совершенно забыла приказания крестной своей матери, и полагая, что еще рано, вдруг услышала, что часы пробили двенадцать. Она в ту же минуту бросилась из комнат и полетела как стрела.Принц побежал за ней, но не мог догнать. Второпях у Золушки спала с ноги хрустальная туфелька, которую Принц поднял.

Она прибежала домой запыхавшись, без кареты, без лакеев, в запачканном своем платье, и от всего великолепного убора у нее осталась одна только хрустальная туфелька. Королевский сын приказал спросить у караульных, не видали ли они, в какую сторону пошла Принцесса? Те отвечали, что они никого не видели, кроме молодой девушки очень дурно одетой, которую судя по платью скорее можно было принять за крестьянку, а не за Принцессу.

Когда сестры возвратились с бала, то Золушка спросила их: весело ли они проводили время и была ли на балу прекрасная Принцесса? Была, отвечали они, но как только пробило двенадцать часов, то побежала, и так скоро, что потеряла прекрасную свою хрустальную туфельку, которую поднял Королевский сын, и до окончания бала ни чем больше не занимался, как рассматриванием этой туфельки; верно он влюблен, прибавили сестры, в прекрасную Принцессу. Они говорили правду. Через несколько дней Королевский сын дал повеление объявить при звуке труб и литавр всем жителям, что он женится на той девице, которой будет в пору хрустальная туфелька. Начали примеривать Герцогиням и всем придворным дамам: но все напрасно. Принесли к сестрам Золушки, которые всячески старалась ее надеть, но не могли никак. Золушка видя это и зная, что туфелька ее, сказала с улыбкой: дайте я примерю, не будет ли она мне в пору, услышав это сестры, захохотали и начали насмехаться над ней. — Но придворный господин, которому поручено давать примеривать туфельку, посмотрев пристально на Золушку и видя, что она прекрасна, сказал, что он получил приказание давать примеривать всякой девушке. Золушка села, взяла туфельку и в ту же минуту без всякого труда надела ее.

Ни с чем нельзя сравнить изумление, в какое пришли сестры; но оно еще больше увеличилось, когда Золушка вынув из кармана другую хрустальную туфельку, также надела на ногу; в это же время вошла в комнату крестная ее мать и дотронувшись волшебным своим прутиком до запачканного платья Золушки, превратила его в самое великолепнейшее. Тогда сестры узнав в ней ту прелестную Принцессу, которую видели на бале, бросились к ногам ее, прося прощения за худые с ней поступки. Золушка подняла их и прижав к груди своей, сказала, что прощает их от всего сердца и просит всегда любить ее. В этом уборе привезли ее к молодому Принцу, который найдя Золушку прекраснее прежнего, через несколько дней на ней женился. Будучи столько же добра, сколько прекрасна, Золушка поместила сестер своих во дворце, и в самый день своей свадьбы выдала их замуж за двух знатных придворных чиновников.

Как в сказке. Золушка и Принц

Эй, Золушка, куда бежишь? До двенадцати еще далеко!

Золушка. Так меня называют с детства. С того дня, как мой отец женился на женщине с двумя дочерьми. И у меня, как в сказке, появились не любящие меня мачеха и две сестрицы.

Обычно я отшучивалась, отвечая, что тыкву крадут или мыши подрались. И сейчас я тоже могла бы сказать, что бегу за туфлями. Но мне было не до того. Даже дышать я могла с трудом из-за бега аж от автобусной остановке. А бежала я, к сожалению, не с бала, а по коридорам института, пытаясь успеть на пару. И как назло сегодня первым предметом в расписании была физкультура, преподаватель которой ненавидел опоздавших. В прошлый раз он заставил меня и еще нескольких невезучих студентов скакать на одной ноге несколько кругов. А для меня, совершенно не любящей спорт, и мечтающей лишь по-тихому отсидеться на скамейке после обязательной разминки, это было настоящим адом. К тому же у тренера была хорошая память, а значит, опоздаю, и легкого зачета по ненавистному предмету мне уже не видать.

Но, как оказалось, опоздание было не самой большой проблемой. А эта самая проблема ждала меня впереди. Загородив проход и улыбаясь, как кот, заметивший мышку. Думаете, коты не умеют улыбаться? Ну, может и не умеют. Но того, кто стоит на моем пути к спортзалу, я иначе назвать не могу. Есть в нем что-то такое, кошачье. И из-за него, с тех пор, как поступила в этот институт, я чувствую себя мышкой, пытающейся спастись. И пока (всего-то три недели) мне это удавалось.

Но в этот раз я просчиталась. Пытаясь оббежать его, я попала в плен. Прижатая к стене и крепко удерживаемая за руку.

А нависшее надо мной лицо с красивыми чертами продолжить эффект в виде падения в обморок от счастья. И если признаться, то в первый раз так и было. Ну, сознание, я, конечно, не потеряла. Только дар речи. Но тогда я еще не знала, какой он.

Иванов Игорь, так его зовут. Обычная фамилия, но только не в нашем городе. Здесь семейство Ивановых самое знаменитое, вернее самое богатое. Правда, сам Игорь приходится им только племянником. Но даже так он с детства не привык слышать слова "нет". Мне уже приходилось видеть, как он поступал с теми, кто ему отказывал. И я боялась оказаться на их месте. Но и встречаться с ним я не желала.

Сейчас у меня он вызывал лишь страх. И отвернув лицо в сторону, я попробовала выдернуть руку. Но он лишь сильнее прижал меня к стене, схватив и другую руку. Боль в запястьях была настолько сильной, что на глазах появились слезы.

Отпусти.

Моя просьба была проигнорирована. И помощи ждать мне было не откуда. Мимо проходящие студенты, увидев нас, отворачивались в сторону, и старались побыстрее уйти. Некоторые из них смотрели на меня сочувствующе. От их взглядов становилось неловко, хоть я и не была виновата ни в чем. Но это и неожиданно вспомнившаяся физкультура, на которую я опоздала из-за него, разозлили меня.

Пусти! - Закричав, я одновременно ударила его ногой, вложив в удар всю злость.

У меня получилось, он отпустил мои руки. Но, схватив за плечи, стукнул об стену. Хорошо хоть не сильно, но и так было очень больно. Он разозлился. И я зажмурилась, сжавшись и ожидая от него удара.

Отпусти ее!

Открыв глаза, я удивленно выглянула из-за плеча Иванова, чтобы разглядеть своего спасителя. Вернее спасительницу.

Посреди коридора стояла невысокая и худенькая девушка с милым личиком. С забавной прической из неровных прядей темного цвета, она выглядела младше меня. И смешно смотрелась, угрожая парню, которому не доставала даже до плеча. Лишь потом я узнала, что она сильнее, чем кажется. И что она такая, какой мне всегда хотелось быть. Смелая и слегка сумасшедшая. А еще жизнерадостная. Ни смотря ни на что, радующаяся жизни. Девушка, ставшая мне в будущем самой лучшей подругой. И самой ненавистной соперницей.

О, Принцесса. - Отпустив меня, Игорь подошел к девушке и также, как недавно меня, прижал ее к стене. - Опять лезешь не в свое дело?

Похоже, она интересовала его больше, чем я. Но не как девушка. Тут было что-то другое. И мне стало страшно теперь за нее. Она казалась совсем маленькой рядом с ним. Но в отличие от меня, на ее лице не было слез. Как и страха. Она смело смотрела в его глаза.

Как думаешь, что с тобой будет, если об этом узнает Марк? - Ее голос был такой же милый, как и внешность. Но вместе с усмешкой, звучал угрожающе.

А я знаю, что ты не станешь ему жаловаться.

Его слова заставили меня очнуться и поспешить на помощь, спасшей меня девушки. Но на полпути меня опередили.

Одно лишь слово, и девушка была отпущена.

Привет братишка. - Будто ничего и не произошло, произнес Игорь.

Когда ты отстанешь от моей девушки? - Теперь в голосе слышалась усталость. Похоже, Игорь с моей спасительницей уже не раз так сталкивались.

Когда твоя девушка отстанет от меня. - Улыбнувшись своей кошачьей улыбкой, Игорь направился в мою сторону.

Я же отскочила, ударившись о подоконник. Но он прошел мимо, лишь подмигнув мне.

А все вокруг будто ожили. И начали шептаться, произнося слово "принц". Оглянувшись, я поняла, что они смотрят на того парня, которого Игорь назвал братом. И я последовала их примеру.

Он был не так красив, как Игорь. Но он выделялся среди остальных. Не только высоким ростом и моим любимым светлым цветом волос. Он казался более взрослым. Серьезным, спокойным, уверенным в себе. Он притягивал к себе взгляды. И заставлял чувствовать себя несовершенным.

Может все это и заставило быстрее застучать мое сердце. И лишь потом, вспоминая нашу первую встречу, я поняла, что именно в этот момент влюбилась. С первого взгляда, хотя никогда и не верила в такую любовь.

Я продолжала на него смотреть, забыв обо всем, даже когда он прошел мимо, не взглянув на меня. К той девушке. Вернее его девушке. Все его внимание заняла она. И я почувствовала зависть. От нежности, что он дарил ей, внимательно осмотрев и аккуратно проведя пальцами по запястьям, что удерживал Игорь.

Нормально. Спасибо, ты опять меня спас.

Звонок, так неожиданно прозвеневший, заставил меня очнуться.

Физкультурааа. - Прошептала я обреченно, вспомнив, куда направлялась до встречи с Игорем.

Все, я опоздала. Прощай легкий зачет, здравствуй пробежка на одной ноге.

Мое обреченное мычание привлекло спасшую меня девушку. И оставив своего парня, она подошла ко мне.

Нет. - Помотала я головой. - Спасибо тебе.

Не за что. Я Алена. - Улыбаясь так, будто ничего и не произошло, представилась она. - А это Марк.

В моей голове будто сложились все кусочки паззла. Тот, от кого я не могла отвести взгляд, был Иванов Марк. Двоюродный брат Игоря. И сын самых богатых людей в нашем городе. А рядом с ним Каплина Алена. Девушка, с которой он встречается уже пять лет. Так же из состоятельной семьи.

Осознание этого заставило меня на мгновение почувствовать себя жалкой. Ведь моя семья была совсем обычной.

Золушка. - По привычке произнесла я свое прозвище. Но увидев удивленные взгляды, исправила. - Настя. Но все зовут Золушкой.

А меня все называют Принцессой. - Вдруг сказала Алена. - А Марка - Принцем.

Золушка, Принц, Принцесса. Прям как в сказке.

Спортзал, до которого я, наконец, дошла, встретил меня внимательным взглядом тренера. Прищурившись, Иван Иванович, как он назвался сам, или ИИ, как называли его мы, казалось, запоминал каждую черточку моего лица. Видимо, в следующий раз на нем появится видимая только ему надпись "Опоздала 2 раза!!". И я, извинившись, быстренько присоединилась к остальным опоздавшим, изображающим из себя кенгуру. Почему именно этого зверя? А как иначе можно назвать прыжки с приседанием по кругу? Тренер же, проводив меня все тем же взглядом, взглянул на часы. И не просто так. Здесь, то есть в мире ИИ, в который вы попадаете, переступив порог спортзала, существуют выдуманные им правила. Их мы, бедные студенты, узнали в первое же занятие. Так же, как и наказания за их нарушения. И как уже понятно, мы должны выполнять те упражнения, которые взбредут в голову тренера. А каждые пять минут опоздания равняются одному кругу.


Top