Салтыков щедрин губернские очерки презентация. Презентация "М.Е.Салтыков-Щедрин
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Очерк жизни и творчества. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Я люблю Россию до боли сердечной… Литературный критик Редактор журнала «Современник»,«Отечественные записки» (вместе с Некрасовым) Писатель-сатирик
Дом, где родился будущий писатель. Имение Спас-Угол. Детство в окружении «всех ужасов крепостного права».
Мать писателя Ольга Михайловна Отец писателя Евграф Васильевич
Дворянский институт в Москве Царскосельский лицей Образование
«Вятский плен» Повести «Противоречия», «Запутанное дело» «вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, потрясших всю Западную Европу» (Николай I) Ссылка в Вятку
Дом в Вятке, в котором жил Салтыков-Щедрин Вятский плен Обилие впечатлений «Губернские очерки» Внимание автора к «одному из далеких уголков России» с целью «обнаружения зла, лжи и порока», но верой в будущее, в «полную жизнь».
Принципиальная позиция писателя. Вице-Робеспьер. Рязань середина 19 века. Тверь конец 19 века. 1860-е государственная служба
Группа сотрудников журнала «Отечественные записки»
Жена писателя Е. А. Болтина Дом по Литейному проспекту, в котором жил писатель до конца дней.
Дочь писателя Сын писателя
Юмор – мягкий смех, усмешка. Ирония – скрытая насмешка. Сатира – беспощадное осмеяние человеческих пороков. Сарказм – язвительная жестокая насмешка. Гипербола - сильное преувеличение тех или иных свойств изображаемого. Эзопов язык - (назван по имени древнегреческого баснописца Эзопа) речь, изобилующая иносказаниями, недомолвками, намёками и пр. для сокрытия прямого смысла.
«История одного города» Суть произведения – сатирическое изображение взаимоотношений народа и власти. Основная мысль – «градоначальники секут обывателей, а обыватели трепещут». Условный рассказчик – архивариус-летописец провинциальной эпохи конца XVIII - XIX века, которому многое известно, что происходило позднее. Композиция повести. Историческая монография: Предуведомление общий очерк глуповской истории главы-персоналии
Роман «Господа Головлевы» Идея Салтыкова-Щедрина: разрушение общества начинается с разрушения семьи. В романе показана деградация и смерть целого рода Головлевых – Арина Петровна «цепенеет в апатии власти».
История создания Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 18 69 году. К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.
Жанровое своеобразие В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой. Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их. Кроме того, важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил
Основные темы Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы. Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.) Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.) Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.) Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь») Орел-меценат
Проблематика Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина отражают то « особенное патологическое состояние », в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм). Премудрый пискарь
Художественные особенности Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск. Большую роль в сказках играет также прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы»).
Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: « какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?») Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: « Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!») Гротеск - комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить ») Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука)
Заключение Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы. Отсюда их основная тематика (власть, интеллигенция, народ) и проблематика (взаимоотношения народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения). Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е.Салтыков-Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков. Именно поэтому сказки М.Е.Салтыков-Щедрин уже много десятилетий пользуются популярностью у российского читателя.
Домашнее задание. Письменный анализ самостоятельно выбранной сказки: План анализа 1. Основная тема сказки (о чем?). 2. Главная мысль сказки (зачем?). 3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки: а) образы-символы; б) своеобразие животных; в) близость к народным сказкам. 4. Сатирические приемы, использованные автором. 5. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер. 6. Соединение фольклорного, фантастического и реального.
Cлайд 1
Cлайд 2
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/11/10065/389/img1.jpg)
Cлайд 3
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/11/10065/389/img2.jpg)
Cлайд 4
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/11/10065/389/img3.jpg)
Cлайд 5
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/11/10065/389/img4.jpg)
Cлайд 6
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/11/10065/389/img5.jpg)
Cлайд 7
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/11/10065/389/img6.jpg)
Cлайд 8
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/11/10065/389/img7.jpg)
Cлайд 9
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/11/10065/389/img8.jpg)
Cлайд 10
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/11/10065/389/img9.jpg)
Cлайд 11
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/11/10065/389/img10.jpg)
М. Е. Салтыков-Щедрин 1826 - 1889 Жизнь и творчество
Художник И. Н. Крамской Его преследуют хулы: Он ловит звуки одобренья Не в сладком ропоте хвалы, А в диких звуках одобренья. Н. А. Некрасов. 16.04.17 Круглова И. А.
Писатель родился в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии 16.04.17 Круглова И. А.
О. М. Салтыкова Е. В. Салтыков 16.04.17 Круглова И. А.
Детские годы прошли в родовом имении отца в "...годы... самого разгара крепостного права", в одном из глухих углов "Пошехонья". 16.04.17 Круглова И. А.
Московский дворянский институт Получив хорошее домашнее образование, Салтыков в 10 лет был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года. 16.04.17 Круглова И. А.
Царскосельский лицей В 1838 переведен в Царскосельский лицей. Здесь начал писать стихи, испытав большое влияние статей Белинского и Герцена, произведений Гоголя. 16.04.17 Круглова И. А.
В 1844 после окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства. "...Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь...," - такую характеристику дал он бюрократическому Петербургу. Другая жизнь более привлекала Салтыкова: общение с литераторами, посещение "пятниц" Петрашевского, где собирались философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими настроениями, поисками идеалов справедливого общества. 16.04.17 Круглова И. А.
Дом в Вятке, где жил М.Е.Салтыков Первые повести Салтыкова "Противоречия" (1847), "Запутанное дело" (1848) своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией 1848. Писатель был выслан в Вятку за "...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...". В течение восьми лет жил в Вятке, где в 1850 был назначен на должность советника в губернском правлении.. 16.04.17 Круглова И. А.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Литография А. Мюнстера. 1850-е В конце 1855 , после смерти Николая I, получив право "проживать где пожелает", возвратился в Петербург и возобновил литературную работу. В 1856 - 1857 были написаны "Губернские очерки", изданные от имени "надворного советника Н. Щедрина", ставшего известным всей читающей России, назвавшей его наследником Гоголя. В это время женился на 17-летней дочери вятского вице-губернатора, Е. Болтиной. 16.04.17 Круглова И. А.
Елизавета Аполлоновна - жена Константин - сын Елизавета - дочь 16.04.17 Круглова И. А.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Фото конца 1860-х В 1858 - 1862 служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери. В 1862 писатель вышел в отставку, переехал в Петербург и по приглашению Некрасова вошел в редакцию журнала "Современник", который в это время испытывал огромные трудности (Добролюбов скончался, Чернышевский заключен в Петропавловскую крепость). Салтыков взял на себя огромную писательскую и редакторскую работу. 16.04.17 Круглова И. А.
Дом в Петербурге, где жил М.Е.Салтыков 16.04.17 Круглова И. А.
Салтыков-Щедрин с картой города Глупова. Художник А. Долотов. 1869 В 1865 - 1868 возглавлял Казенные палаты в Пензе, Туле, Рязани. Частая смена мест службы объясняется конфликтами с начальниками губерний, над которыми писатель "смеялся" в памфлетах-гротесках. После жалобы рязанского губернатора Салтыков в 1868 был отправлен в отставку. Переехав в Петербург, принял приглашение Н. Некрасова стать соредактором журнала "Отечественные записки", где работал в 1868 - 1884 . Салтыков теперь целиком переключился на литературную деятельность. В 1869 пишет "Историю одного города" - вершину своего сатирического искусства. 16.04.17 Круглова И. А.
Щедрин в лесу реакции. Художники Д. Брызгалов, Н. Орлов. 1883 16.04.17 Круглова И. А.
Обложка журнала «Стрекоза» - первая попытка иллюстрирования произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина 16.04.17 Круглова И. А.
«Мое собранье насекомых открыто для моих знакомых». Художник А. Лебедев. 1877 В 1880-е сатира Салтыкова достигла кульминации в своем гневе и гротеске: "Современная идиллия" (1877 - 83); "Господа Головлевы" (1880); "Пошехонские рассказы" (1883). В 1884 журнал "Отечественные записки" был закрыт, после чего Салтыков вынужден был печататься в журнале "Вестник Европы". 16.04.17 Круглова И. А.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Художник Н. Ярошенко. 1886 В последние годы жизни писатель создал свои шедевры: "Сказки" (1882 - 86); "Мелочи жизни" (1886 - 87); автобиографический роман "Пошехонская старина" (1887 - 89). 16.04.17 Круглова И. А.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Художник В. Матэ. 1889 За несколько дней до смерти он написал первые страницы нового произведения "Забытые слова", где хотел напомнить "пестрым людям" 1880-х об утраченных ими словах: "совесть, отечество, человечество... другие там еще...". Умер М. Салтыков-Щедрин 28 апреля (10 мая н.с.) 1889 в Петербурге. 16.04.17 Круглова И. А.
Источники http://www.a4format.ru/author.photo.php?lt=209&author=57 http://www.kostyor.ru/biography/?n=109 Шаблон презентации позаимствован у учителя русского языка и литературы ЦО № 1828 «Сабурово» Савельевой О. А. 16.04.17 Круглова И. А.
Михаил
Евграфович Салтыков-Щедрин
1826 – 1889
Был он писатель в большей мере, чем все другие писатели. У всех, кроме писательства, есть еще личная жизнь, и, более или менее, мы о ней знаем. О жизни Щедрина за последние годы мы знаем лишь то, что он писал…
В. Короленко
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/01/04/s_586cf53689560/img1.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/01/04/s_586cf53689560/img2.jpg)
Родители
М.Е. Салтыкова-Щедрина
Мать – Ольга Михайловна Отец – Евграф Васильевич
Всеми делами в доме заправляла мать, женщина малограмотная, происходившая из купеческой семьи, но умная и властная. Отец, образованный, но безвольный человек, не мог оказывать на семью заметного влияния
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/01/04/s_586cf53689560/img3.jpg)
Московский дворянский институт
Получив хорошее домашнее образование, Салтыков в 10 лет был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/01/04/s_586cf53689560/img4.jpg)
Царскосельский лицей
В 1838 переведен в Царскосельский лицей. Здесь начал писать стихи, испытав большое влияние статей Белинского и Герцена, произведений Гоголя.
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/01/04/s_586cf53689560/img5.jpg)
В 1845 г. после окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства.
"...Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь...," -
такую характеристику дал он бюрократическому Петербургу.
Другая жизнь более привлекала Салтыкова: общение с литераторами, посещение "пятниц" Петрашевского, где собирались философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими настроениями, поисками идеалов справедливого общества.
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/01/04/s_586cf53689560/img6.jpg)
Дом в Вятке, где жил М.Е.Салтыков
Первые повести Салтыкова "Противоречия" (1847), "Запутанное дело" (1848) своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией 1848. Писатель был выслан в Вятку за "...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...". В течение восьми лет жил в Вятке, где в 1850 был назначен на должность советника в губернском правлении..
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/01/04/s_586cf53689560/img7.jpg)
Елизавета
Аполлоновна
жена
Константин
Дочь Елизавета
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/01/04/s_586cf53689560/img8.jpg)
В 1858 - 1862 служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери.
В 1862 писатель вышел в отставку, переехал в Петербург и по приглашению Некрасова вошел в редакцию журнала "Современник«.
Салтыков взял на себя огромную писательскую и редакторскую работу.
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/01/04/s_586cf53689560/img9.jpg)
За несколько дней до смерти он написал первые страницы нового произведения "Забытые слова", где хотел напомнить "пестрым людям" 1880-х об утраченных ими словах:
"совесть, отечество, человечество... другие там еще...".
Умер М. Салтыков-Щедрин