Жан гужон фонтан невинных. Фонтан невинных — архитектурная жемчужина Парижа

В давние времена, в Париже, на месте площади Невинных (Place des Innocents) было старинное кладбище Невинных или Безгрешных. Хоронили на нём нищих и блаженных, некрещеных младенцев, отсюда и пошло название. Фонтан в стиле Ренессанс, в виде арочного павильона, построили здесь в 1547 – 1550 году (точная дата неизвестна). Украшен он был барельефами работы скульптора Жана […]

В давние времена, в Париже , на месте площади Невинных (Place des Innocents) было старинное кладбище Невинных или Безгрешных. Хоронили на нём нищих и блаженных, некрещеных младенцев, отсюда и пошло название.

Фонтан в стиле Ренессанс, в виде арочного павильона, построили здесь в 1547 – 1550 году (точная дата неизвестна). Украшен он был барельефами работы скульптора Жана Гужона . Изначально сооружение было пристенным. На трёх сторонах вокруг аркад располагались фигуры божеств – нимф и наяд, символизирующих силы природы.

В 1780 году на месте старого кладбища устроили рынок, фонтан же перенесли на пересечение улиц Берже (rue Berger) и Сен-Дени (rue St.Denis) и поставили в центре площади, на открытом месте. Скульптору Огюстену Пажу пришлось добавить ещё две фигуры нимф, на четвёртую сторону. Образцом для работы послужили нимфы Гужона. (В настоящее время барельефы Гужона находятся в Лувре, фонтан украшают их копии.)

В своём романе «Жизнь Ренуара», Анри Перрюшо описывает фонтан Невинных (Fontaine des Innocents) , как сооружение, потрясшее художника в детстве. Юный Ренуар залюбовался лёгкими изгибами божественных фигур на барельефах «фонтана нимф», как его называли в то время. Огюст Ренуар пронёс детские впечатления о нимфах Гужона через всю жизнь. «Чистота, наивность, лёгкость и элегантность» – так он описывал барельефы фонтана пятьдесят лет спустя.

Стройная «летящая» аркада фонтана, взмывающая ввысь на мраморном пьедестале, по которому, словно слёзы, непрерывно стекают струи воды – великолепный образец стиля маньеризма, характерного для Западноевропейского искусства XVI века. Удивительно гармоничный, изящный «Фонтан Невинных» считают вершиной творчества Жана Гужона.

Place Joachim-du-Bellay 75001 Paris, France

Ехать метро линии М1, М4, М7, М11, М14 до станции Châteletп

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Строитель Жан Гужон Строительство - годы Состояние действующий фонтан Координаты : 48°51′38″ с. ш. 2°20′52″ в. д.  /  48.8606500° с. ш. 2.3480111° в. д.  / 48.8606500; 2.3480111 (G) (Я)

Фонтан находился на Кладбище невинных до 1788 года, примыкая к стене площади у средневекового кладбища. Когда кладбище закрыли, фонтан перенесли на новое место, посреди рыночной площади, дополнив его четвёртой аркой с двумя фигурами нимф работы скульптора Огюстена Пажу , а также постаментом с четырьмя львами и четырьмя бассейнами. Во времена Наполеона I к фонтану был подведён новый водоток из реки Урк , значительно увеличивший водоснабжение всего квартала.

Нынешнее место с более скромным пьедесталом фонтан занял только в 1858 году, при Наполеоне III .

Архитектурные особенности

Фонтан Невинных является великолепным примером стиля маньеризма , развивавшегося в западноевропейском искусстве XVI века, последователи этого стиля хотели, чтобы их творения были высокими и стройными.

Архитектурная форма фонтана заимствована у древнеримского Нимфеума . Фонтан декорирован путти , как было принято в те времена. Нимфы и морские чудовища фонтана напоминают фигуры из Фонтенбло . Особенностью фигур фонтана являются закрученные динамичные хвосты морских существ, спирали раковин и волнистые драпировки .

Оригинальные барельефы с основания фонтана в 1824 году были перенесены в Лувр .

Напишите отзыв о статье "Фонтан невинных"

Ссылки

  • (недоступная ссылка с 14-06-2016 (1224 дня))

Отрывок, характеризующий Фонтан невинных

– Sire, je vous demande la permission de donner la legion d"honneur au plus brave de vos soldats, [Государь, я прошу у вас позволенья дать орден Почетного легиона храбрейшему из ваших солдат,] – сказал резкий, точный голос, договаривающий каждую букву. Это говорил малый ростом Бонапарте, снизу прямо глядя в глаза Александру. Александр внимательно слушал то, что ему говорили, и наклонив голову, приятно улыбнулся.
– A celui qui s"est le plus vaillament conduit dans cette derieniere guerre, [Тому, кто храбрее всех показал себя во время войны,] – прибавил Наполеон, отчеканивая каждый слог, с возмутительным для Ростова спокойствием и уверенностью оглядывая ряды русских, вытянувшихся перед ним солдат, всё держащих на караул и неподвижно глядящих в лицо своего императора.
– Votre majeste me permettra t elle de demander l"avis du colonel? [Ваше Величество позволит ли мне спросить мнение полковника?] – сказал Александр и сделал несколько поспешных шагов к князю Козловскому, командиру батальона. Бонапарте стал между тем снимать перчатку с белой, маленькой руки и разорвав ее, бросил. Адъютант, сзади торопливо бросившись вперед, поднял ее.
– Кому дать? – не громко, по русски спросил император Александр у Козловского.
– Кому прикажете, ваше величество? – Государь недовольно поморщился и, оглянувшись, сказал:
– Да ведь надобно же отвечать ему.
Козловский с решительным видом оглянулся на ряды и в этом взгляде захватил и Ростова.
«Уж не меня ли?» подумал Ростов.
– Лазарев! – нахмурившись прокомандовал полковник; и первый по ранжиру солдат, Лазарев, бойко вышел вперед.
– Куда же ты? Тут стой! – зашептали голоса на Лазарева, не знавшего куда ему итти. Лазарев остановился, испуганно покосившись на полковника, и лицо его дрогнуло, как это бывает с солдатами, вызываемыми перед фронт.
Наполеон чуть поворотил голову назад и отвел назад свою маленькую пухлую ручку, как будто желая взять что то. Лица его свиты, догадавшись в ту же секунду в чем дело, засуетились, зашептались, передавая что то один другому, и паж, тот самый, которого вчера видел Ростов у Бориса, выбежал вперед и почтительно наклонившись над протянутой рукой и не заставив ее дожидаться ни одной секунды, вложил в нее орден на красной ленте. Наполеон, не глядя, сжал два пальца. Орден очутился между ними. Наполеон подошел к Лазареву, который, выкатывая глаза, упорно продолжал смотреть только на своего государя, и оглянулся на императора Александра, показывая этим, что то, что он делал теперь, он делал для своего союзника. Маленькая белая рука с орденом дотронулась до пуговицы солдата Лазарева. Как будто Наполеон знал, что для того, чтобы навсегда этот солдат был счастлив, награжден и отличен от всех в мире, нужно было только, чтобы его, Наполеонова рука, удостоила дотронуться до груди солдата. Наполеон только прило жил крест к груди Лазарева и, пустив руку, обратился к Александру, как будто он знал, что крест должен прилипнуть к груди Лазарева. Крест действительно прилип.
Русские и французские услужливые руки, мгновенно подхватив крест, прицепили его к мундиру. Лазарев мрачно взглянул на маленького человечка, с белыми руками, который что то сделал над ним, и продолжая неподвижно держать на караул, опять прямо стал глядеть в глаза Александру, как будто он спрашивал Александра: всё ли еще ему стоять, или не прикажут ли ему пройтись теперь, или может быть еще что нибудь сделать? Но ему ничего не приказывали, и он довольно долго оставался в этом неподвижном состоянии.

Фонтан Невинных – старейший в Париже. Находится он в квартале Ле-Аль на площади Иоахима дю Белле, названной по имени французского поэта XVI века, современника Ронсара. Монументальный фонтан – самый настоящий шедевр французского Ренессанса.

Построен был Фонтан нимф, как его поначалу называли, в промежутке между 1547 и 1550 годами возле кладбища Невинных – фонтан примыкал к стене на углу улиц Берже и Сен-Дени. Спроектировал его архитектор Пьер Леско, скульптуры и рельефы создал Жан Гужон. Возвели фонтан в честь торжественного вступления в Париж в 1549 году короля Генриха II.

Дальнейшая судьба фонтана определялась особенностями места его сооружения. Кладбище Невинных было крупнейшим захоронением в городской черте, со временем оно переполнилось. Попытка решить проблему строительством специальных огромных склепов, куда останки умерших «сдавали на хранение», ничего не дала. В 1786 году Людовик XVI приказал перенести эксгумированный прах отсюда в Парижские катакомбы, причём жир от сотен тысяч разложившихся тел ремесленники использовали для изготовления мыла и свечей.

На месте бывшего кладбища возникла площадь с овощным рынком. В 1788 году фонтан разобрали и перенесли в центр площади – его стали называть Фонтаном Невинных. Поскольку теперь он был виден со всех четырех сторон, скульптор Огюстен Пажу выполнил четвертую арку и внушительный постамент с четырьмя бассейнами и львами. При Наполеоне Бонапарте фонтан стал питаться более обильным водотоком из реки Урк, который улучшил водоснабжение Парижа, – в свое время такую идею выдвигал еще Леонардо да Винчи.

Фонтан – выдающийся пример стиля маньеризма, который был характерен для западноевропейского искусства XVI века. Сама по себе форма сооружения повторяет очертания древнеримского святилища, посвященного нимфам – нимфеума. В лепном декоре Жан Гужон широко использовал закрученные хвосты морских существ, спиральные раковины, динамичные волнистые линии драпировок и одежд.

Подлинные барельефы мастера с постамента фонтана в 1824 году перенесены в Лувр, на площади туристы видят только их копии.

1. Фонтан невинных

Самый старый фонтан в Париже. Расположенный на площади Жоашен дю Белле, он увидел свет ещё в XVI веке. Появился он не просто так, а в честь знаменательного события - коронации Генриха II. Изначально творение получило название Фонтана нимф, так как три его стороны украшали изображения нимф и тритонов. Четвёртая же сторона никак не была украшена, так как примыкала к кладбищу.

Это было знаменитое для почитателей истории Франции Кладбище Невинных. В честь него позднее фонтан и переименовали. Само же кладбище с течением времени закрыли, а описываемое нами произведение искусства перенесли на площадь по соседству. Четвёртая сторона фонтана была пристроена в таком же стиле, как и другие три, поэтому ничего не режет глаз. Но на этом путешествия нашего фонтана не закончились, и при Наполеоне III он совершил ещё один, на этот раз последний, вояж.

Объясняется такое перемещения глобальной реконструкцией Парижа. Обратите внимание на сей факт, который очень показательно характеризует французов - эти люди всегда любой ценой стараются сохранить наследие своих предков. Предки же, когда возводили данное творение, придерживались модного для XVI века течения маньеризма. Согласно ему, в вещах и образах должны преобладать изящество и стройность. Добавление ангелочков также вполне в духе того времени. А форма сооружения копирует святилище в честь нимф - нимфеум.

2. Фонтан Сень-Сюльпис

Располагается на одноимённой площади напротив церкви, носящей имя Святого Сульпиция. Этот фонтан считается одним из самых красивых не только во Франции, но и во всём мире. Однако создавался он не красоты ради, а по довольно прозаической причине - Луи-Филипп посчитал, что парижанам не хватает воды. Но куда же без красоты? Если строить, то нечто выдающееся! Именно по этой причине Луи-Филипп поручил данное задание Луи Висконти - очень известному и почитаемому архитектору. Работать с Висконти считалось большой честью и удачей.

Целых пять лет длилось возведение этого произведения искусства. И оно того стоило - достигающее 12 метров в высоту сооружение воистину поражает. Фонтан полностью изготовлен из камня и состоит из трёх восьмиугольных отдельных бассейнов, находящихся на различных уровнях. В основе в специальных нишах расположены фигуры французских епископов. Их взгляды направлены в каждую из сторон света, благодаря чему фонтан иногда так и называется - «Фонтан четырёх сторон света», «четырёх епископов». Второй уровень украшают львы, оскалившиеся в рыке, охраняющие герб города. Третий уровень изящно знаменуют античные вазы. Венчает всё это великолепие купол с острым шпилем. Не поверите, но современники некогда критиковали и такую красоту, придираясь буквально ко всему.

3. Фонтан четырёх сезонов

Эдме Бушардон так был, по-видимому, рад королевскому приказу изваять нечто впечатляющее, что совершенно забыл в порыве творчества о том, что фонтан должен ещё быть функциональным. Четыре струи - вот что получилось в итоге. За подобную оплошность Бушардона критиковали нещадно, но справедливости ради стоит сказать, что с эстетической точки зрения восхититься есть чем. Трёхъярусное творение с фигурами четырёх времён года моментально приковывает взгляд. На сегодняшний день знаменитый фонтан по улице Гренель пользуется большой популярностью у туристов, несмотря на то, что в данный момент не работает.

4. Фонтан Медичи

Этот фонтан является превосходным примером органичного сочетания скульптуры и природы. Возведённый в XVII веке по приказу Екатерины Медичи, этот фонтан в стиле барокко окунает зрителя в мифологию. Подойдя к одной стороне, можно увидеть, как Кентавр готовится напасть на Галатею, которая ничего не подозревает и нежится в руках Ациса. Сделав пару шагов в сторону и взглянув на другой бок, вы увидите Леду с лебедем. Такое зрелище не оставит равнодушным ни одного посетителя, который решит прогуляться возле Люксембургского дворца.

5. Фонтан Мольера

Фонтан Мольера - скорее не полноценный фонтан, а монументальный памятник великому драматургу. Стоит он на углу улиц Мольера и Ришелье, неподалёку от театра Комеди Франсез, в котором комедиограф играл и для которого писал, и напротив дома, где он жил и умер. Мольеру стало плохо прямо на сцене, во время спектакля «Мнимый больной», в котором он играл Аргана. Из Комеди Франсез его принесли сюда, в сороковой дом по улице Ришелье, где он и умер через несколько часов.

Фонтан огромный - шесть с половиной метров в ширину и шестнадцать в высоту, размерами с дом, торец которого он закрывает. Поставили его в 1844 году по настоянию Иосифа Ренье, члена товарищества актёров Комеди Франсез, когда место на маленькой площади освободилось. Там собирались ставить фонтан с какой-то аллегорической фигурой, но Ренье написал письмо префекту Сены с предложением увековечить память Мольера, собрав средства по национальной подписке. Так и сделали, и это было впервые во Франции, что люди давали деньги на памятник гражданскому лицу. Проектировал монумент архитектор Луи Висконти (среди других его знаменитых проектов - могила Наполеона и фонтан Сен-Сюльпис). Гравёр Франсуа Огюстен Конуа выполнил медаль, посвящённую открытию фонтана, экземпляр которой хранится в музее Карнавале.

6. Фонтан Обсерватории

Фонтан Обсерватории в саду Марко Поло часто называют фонтаном четырёх сторон света или просто Карпо - по имени скульптора. Над фонтаном работали четыре автора, но именно Жан-Батист Карпо создал фигуры обнажённых женщин, вращающих над головами земной шар и символизирующих Европу, Азию, Африку и Америку.

Фонтан, расположенный на усаженной деревьями оси между Люксембургским дворцом и Парижской обсерваторией, был задуман в 1866 году в рамках создания Люксембургского проспекта (теперь - проспект Обсерватор). Эта магистраль была одним из крупнейших проектов барона Османа по реконструкции Парижа. Руководил проектом Габриэль Давю, отвечавший за дизайн фонтанов, площадей, фонарей, ворот и других архитектурных деталей, он и выбрал для воплощения идеи Жана-Батиста Карпо.

7. Фонтан Сен-Мишель

Фонтан Сен-Мишель - любимое место встреч парижан. Это монументальное сооружение шириной в 15 метров и высотой в 26, размерами с шестиэтажный дом, к стене которого фонтан примыкает. И фонтан, и площадь, на которой он стоит, и бульвар, и набережная, и мост рядом названы именем Архангела Михаила, победителя дьявола.

Фонтан перенасыщен деталями: четыре коринфские колонны, над ними четыре скульптуры - Благоразумие, Сила, Справедливость и Воздержание, по бокам фонтана - драконы, извергающие воду, на самом верху - щит Парижа, который держат Сила и Умеренность. А также барельефы, растительные орнаменты, ангелочки, львиные морды, дракончики. При этом арка жёлтая, колонны розовые, скала под дьяволом зелёно-голубая, статуи бронзовые.

Габриэля Давю, построившего фонтан в 1860 году, критиковали нещадно. И за полихромность, и за то, что все украшения и статуи созданы разными скульпторами (Михаил и дьявол - работы Франциска-Жозефа Дюре), и за то, что фонтан сбоку, а не посередине площади. В последнем Давю не был виноват. Построить фонтан поручил ему великий реформатор Парижа барон Осман, и идея была именно в этом - не просто украсить образовавшееся после появления нового бульвара большое пространство, но закрыть глухую стену дома, выходящего на площадь. Архитектор префектуры Давю отвечал не только за фонтан, но и за фасады зданий на площади.

8. Фонтан Стравинского

Глазам посетителя предстает огромная (36 на 16,5 метров) низкая прямоугольная чаша, наполненная водой. В ней находятся шестнадцать странных фигур. Чёрные механизмы, сочетающие шестеренки и колеса со шлангами, цикл за циклом повторяют замысловатые движения. Торчащие из воды огромные яркие фигуры время от времени выпускают струйки воды. Смотреть на всё это увлекательно и забавно.

Фонтан создали в 1983 году швейцарский архитектор Жан Тэнгли и его жена, французская художница Ники де Сен-Фалль. Художников пригласил для решения необычной задачи Пьер Булёз, основатель Центра музыкальных исследований, расположенного как раз под площадью Стравинского. Булёз считал, что эта небольшая площадь скучна, её необходимо оживить. К этому времени адепт «кинетического искусства» Тэнгли приобрел мировую известность в качестве автора гигантских фантастических машин и саморазрушающихся конструкций, и Булёз пригласил его поработать над обликом площади. Тэнгли поставил условие: в проекте должна принять участие Ники де Сен-Фалль.

9. Фонтаны на площади Согласия

Фонтаны на площади Согласия были разработаны известным французским архитектором Жаком-Игнатием Гитторфом по заданию королевской семьи. После установки Луксорского обелиска нужно было преобразить площадь и придать ей законченный вид. И вот, спустя 4 года, 1 мая 1840 году с обеих сторон обелиска появились великолепные монументальные фонтаны, представляющие собой уменьшенные копии римских фонтанов с Площади Святого Петра. Один из них получил название Фонтан четырёх рек, а второй - Фонтан Морей. Эти названия и их архитектурное оформление не случайны - на площади Согласия находится Министрество Морского Флота Франции.

Высота фонтанов Площади Согласия невелика, всего 9 метров, но выглядят они величественно и роскошно. Их украшают великолепные статуи мифических морских и речных героев и расположенные по периметру колонны с позолотой. Чаши фонтанов имеют необычную форму, с них низвергается мощный каскад воды с разносящимися ветром брызгами.

Отдельных слов заслуживает замечательно выполненная иллюминация, которая в тёмное время суток искусно подсвечивает бьющие из фонтанов струи, делая это зрелище потрясающим.

10. Фонтанчики Уоллеса

Это своеобразный символ Парижа, фонтанчики питьевой воды из чугуна, идея установки которых принадлежит создателю знаменитой коллекции Уоллеса — английскому баронету Ричарду Уоллесу, получившему в 1870 году наследство и пожелавшему сделать подарок любимому городу, для чего он заказал скульптору эскиз и оплатил отливку (по два на парижский округ) первых фонтанчиков, первоначально имевших также 2 железных стакана на цепочке, которые были сняты в 1952 году по гигиеническим причинам.

Уоллесу также принадлежит идея встроенных в дома фонтанчиков питьевой воды. Сегодня в Париже сохранились 108 фонтанчиков Уоллеса (88 больших, остальные отличаются по форме). Красивая форма фонтанчика способствовала его распространению по городам Франции и других стран мира.


Top