Семинар-практикум «Проектирование педагогического процесса в ДОУ. Семинар-практикум для педагогов доу с презентацией Особенности проведения семинаров в доу лекция

Наталья Крючкова
Семинар-практикум «Проектирование педагогического процесса в ДОУ»

Семинар-практикум

Тема: «Проектирование педагогического процесса

Цель семинара – повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Задачи семинара:

1. Формировать мотивационную готовность у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.

2. Способствовать повышению уровня теоретической и методической подготовки воспитателей в вопросах интеграции и реализации образовательных областей общеобразовательной программы.

3. Совершенствовать профессиональный уровень педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.

4. Формировать творческий подход в работе с педагогическим коллективом по обновлению содержания образования на основе ФГОС ДО.

5. Развивать профессиональные навыки и умения воспитателей в разработке комплексно-тематического планирования работы с детьми.

1. «Проектный метод в деятельности ДОУ». Доклад с использованием презентации.

2. «Роль проектной деятельности в организации патриотического воспитания в детском саду» (из опыта работы по проекту «Поим – моя малая Родина»)

3. «Приобщение родителей к проектной деятельности в ДОУ».

«Проектный метод в деятельности ДОУ»

Доклад с использованием презентации

Подготовила: старш. воспитатель Крючкова Н. П.

Ход семинара.

Использование проектного метода в дошкольных организациях – один из методов интегрированного обучения дошкольников. Использование данного метода в образовательном процессе помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

Таким образом, педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

Дайте определение «Что такое проект?».

Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Он стал результатом "педагогизации", включения в образовательный процесс (в котором ведущей деятельностью ребенка является познавательная деятельность) проектирования как вида деятельности.

Предлагаю педагогам составить типологию проектов в доу (воспитателям дана классификация проектов, к данной классификации надо подобрать тип проекта) .

Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формирует исследовательские навыки, развивает познавательную активность, самостоятельность, творческие способности, умение планировать, работать в коллективе. Всё это способствует успешному обучению детей в школе.

Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов. Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.

Объектом проектирования может стать педагогическая система ДОУ, педагога, отдельной программы как единство системы целей образования и всех факторов педагогического процесса, способствующих достижению целей. Между тем для каждого педагога важнейшим являются вопросы, связанные с проектированием образовательного процесса по конкретной методике, индивидуальной воспитательной системы, отдельного специально-организованного занятия, педагогической ситуации. В дошкольном образовании использование метода проектов является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.

Проекты, вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

3. В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам:

* по составу участников;

8 по целевой установке;

* по тематике;

* по срокам реализации.

Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности.

В практике дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

* исследовательско-творческие - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.) ;

* ролево-игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы;

* информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т. п. ;

* творческие – как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр., например «Театральная неделя».

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты. Кроме того, используются и такие виды проектов, как:

* комплексные, например «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;

* межгрупповые, например «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;

* творческие, например «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;

* групповые, например «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;

* индивидуальные, например «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;

* исследовательские, например «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

Другими признаками классификации являются:

1. состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.) ;

2. продолжительность: краткосрочный - несколько занятий, 1-2 недели; средней продолжительности - 1-3 месяца; долгосрочный - до 1 года (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год) .

4. Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:

* обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

* развитие познавательных способностей;

* развитие творческого воображения;

* развитие творческого мышления;

* развитие коммуникативных навыков.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

* вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога) ;

* активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом) ;

* формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты) .

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

* формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

* развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

* формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

* развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

5. Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

* занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т. д. ;

* комплексные блочно-тематические занятия;

* интеграция: частичная или полная;

* метод проектов, как форма организации образовательного пространства; как метод развития творческого познавательного мышления.

План работы воспитателя по подготовке проекта может быть такой:

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (обсуждается план с родителями) .

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план проекта занятий, игр и др. видов детской деятельности.

7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов включают:

Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:

* к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу) ;

* в каких источниках можно найти информацию;

* какие предметы использовать (принадлежности, оборудование) ;

* с какими предметами научиться работать для достижения цели.

Выполнение проекта - практическая часть.

Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

6. Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности

Таким образом: работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольника. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и других видов деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Разработка Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Проектная деятельность в детском саду»

В дошкольном образовательном учреждении проектная деятельность носит характер сотрудничества, в которой участвуют педагоги, дети и их родители. Данный конспект способствует повышению мастерства педагогов детского сада по использованию в практической деятельности метода проектирования.
Форма проведения: морское путешествие.
Цель: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологии проектирования, объединить усилия коллектива детского сада для использования в практике достижений передового опыта и педагогической науки.
Задачи:
- совершенствовать педагогическое мастерство педагогов;
- повышать методический уровень педагогов в овладении ими технологии проектирования;

Предварительная работа:
-подготовка информационного стенда о планируемом семинаре-практикуме;
- отбор и изучение литературы по использованию проектного метода в детском саду;
- изготовление раздаточного материала.
Дидактический материал и оборудование: билеты для каждого участника, карточки с заданиями, шаблоны «Алгоритм проектной деятельности» для каждой команды, магнитофон, аудиозапись шума моря.

Ход семинара – практикума

Старший воспитатель: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я очень рада Вас видеть. Тема нашей встречи: «Проектная деятельность в детском саду»
Перед нами стоят такие задачи:
- совершенствовать педагогическое мастерство,
- повышать методический уровень в овладении технологии проектирования,
- способствовать творческому поиску.
Использование метода проекта в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Затрагивая эту тему, я предлагаю отправиться в педагогическое путешествие на нашем пароходе «Сказочная полянка» к теплым берегам проектной деятельности на остров Проектов. Чтобы освежить и использовать свои знания проектного метода в своей творческой деятельности.
У Вас уже куплены билеты, поэтому прошу занять места в своих «каютах» (педагоги рассаживаются за столы, каждый стол имеет свое название, на нем приготовлены все задания, которые понадобятся для последующей работы) .
Итак. Отплываем. Закройте глаза, откиньтесь на спинку стула и послушайте, как шумит море (запись шума моря) . Открывайте глаза, мы с Вами уже далеко от берега, кругом океан. А пока мы плавно покачиваемся на волнах, давайте вспомним, что же такое Проект. Для плодотворной работы, я прошу вас объединиться в своих каютах вокруг столиков. Возьмите билет № 1 и обсудите задание. Одному из каюты необходимо ответить на заданный вопрос.


1 Задание: Подберите определение, что такое проект?
Проект, это………
1. Сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов (реферат, доклад, отчет);
2. Способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и другое (коммуникация);
3. Работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата (проект);
4. Это обеспечение условий для становления у детей общечеловеческих ценностей, формирование у них нравственных смыслов и установок – отношения к миру по законам Добра, Правды, Красоты (воспитание);
5. Это стремление ребенка к согласованной, слаженной работе в детском коллективе (сотрудничество)
Молодцы, быстро справились с заданием.


Старший воспитатель: Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими интегративными качествами он должен обладать. Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
В этимологическом словаре слово "проект" заимствовано из латыни и означает "выброшенный вперёд", "выступающий", "бросающийся в глаза". В переводе с греческого - проект – это путь исследования.
Было выявлено, что понятие "проект" – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть "метода проектов" в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.
Основной целью проектного метода является развитие свободной, творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо ребёнку помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей, родителей над определённой практической проблемой (темой). Проектная деятельность в детском саду носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, родители, педагоги ДОУ.
Планирование проектной деятельности должно начинаться с вопросов: "Для чего нужен проект?", "Ради чего он осуществляется?", "Что станет продуктом проектной деятельности?", "В какой форме будет представлен результат проекта?".
Обобщение: Таким образом, в проектной деятельности роль взрослого велика: друг, наставник, наблюдатель, первооткрыватель и т.д. Чтобы осуществить такую работу, направленную на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата, педагог должен уметь договариваться, распределять обязанности, развивать личность каждого ребенка, никого не обижая и не ущемляя, уметь слышать и слушать. А это очень сложно. Сейчас Вам предлагаю попробовать выполнить такую работу. Возьмите билет № 2 и выполните задание.
2 Задание: Психогимнастика «Будь внимателен…»
Участники команды встают возле своих стульчиков. Им необходимо рассчитаться по порядку до 33. Но при каждой цифре «3», и числе, которое делится на эту цифру, необходимо сделать хлопок в ладоши. Тест выявляет такие умения, как слушать и слышать другого. После минутного приготовления, команды приступают к выполнению задания.
Старший воспитатель: Наше путешествие к острову Проектов продолжается. Откройте билет № 3 и давайте вспомним, какие же бывают проекты. Сначала прочитайте задание, обсудите, а потом ответьте на вопрос.
3 Задание: Подбери определение.
Исследовательские проекты это... - После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
Творческие проекты это... - Дети проводят опыты, наблюдения после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок и другое.
Информационные проекты это... -Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
Игровые проекты это...- Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы,отдельных уголков и прочее).
Таким образом, мы видим, что проекты классифицируются:
а) по доминирующему методу (исследовательские, информационные, творческие, игровые),
б) по количеству участников (индивидуальный, парный, групповой и фронтальный);
в) по продолжительности (краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный),
г) по характеру контактов (осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, общественными организациями… (открытый проект). (Е.С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ», М. 2006 г.)
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действия, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из которых, взаимодействие педагога с детьми носит личностно – ориентированный характер. Для определения этапов проектной деятельности откройте билет № 4.
4 Задание: Определи этапы проектной деятельности.
Участникам необходимо подумать и определить этапы работы над проектом. Представить свои обобщения.
Старший воспитатель: Таким образом, первый этап разработки проекта – определение проблемы, целеполагание. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает подтвердить в процессе поисковой деятельности. Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. Воспитатель может фиксировать ответы детей на большом листе ватмана. Для этого лучше использовать условные символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать?».
На втором этапе дети высказывают предположения на вопрос: «Как нам найти ответы на вопросы?» Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение за помощью к родителям, специалистам детского сада, сходить на экскурсию, провести эксперимент и так далее. Педагог помогает детям спланировать свою деятельность в решении поставленных задач, распределить роли.
Третий этап – практический – дети исследуют, творят, ищут. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки. Необходимо, чтобы педагог мог создать такую ситуацию, когда ребенок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребенка должна быть как-бы незаконченной, незавершенной.
Четвертый этап – презентация проекта. В зависимости от возраста детей, результатом проекта могут быть: итоговые игры – занятия, игры – викторины, мини – музеи, творческие газеты, оформление альбомов, выставок и другое.
5 Задание: Ответь на вопрос.
Вставьте в определение пропущенную фразу:
- Интегрированный метод обучения является для дошкольников...(информационным; экспериментальным; опытно - исследовательским, инновационным).
- Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают...(первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач; знания о мире опосредованным путем, через книги, коммуникацию, телевидение, другие источники…; знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов; способность адаптироваться в новом коллективе).
Таким образом, работа над проектом интересна тем, что диапазон знаний детей оказывается чрезвычайно широким, и он постоянно возрастает, так как дети начинают добывать знания самостоятельно, привлекая все доступные средства. Метод проектирования деятельности дошкольников на современном этапе развития дошкольного образования является одним из приоритетных.
Вот так незаметно мы с Вами оказались у берегов острова проектов. Предлагаю всем размяться и прогуляться по жаркому песку.
Старший воспитатель (проводит игру «Кто быстрее»): Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должно встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю «четыре», то, как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга».
Вот также слаженно и дружно действуют ребята в спортивном зале с инструктором по физической культуре.
Презентация проекта «Прошлое и настоящее мяча». Анализ итогового мероприятия (ответственный инструктор по физической культуре).
Старший воспитатель: А теперь предлагаю ответить на шуточные вопросы.
- Что у Бориса впереди, а у Глеба – сзади? (Буква «Б»).
-Какие часы показывают точное время только 2 раза в сутки? (Которые остановились).
- Чем оканчиваются день и ночь? (Мягким знаком).
- Растут две березы. На каждой березе по 4 шишки. Сколько всего шишек? (На березе не растут шишки).
Ну, какие же вы молодцы, такие же как и ребята из средней группы «Ромашка». Они легко справляются с развивающими заданиями, ведут поисковую деятельность вместе со своими педагогами.
Презентация проекта «Зимующие птицы». Анализ итогового мероприятия (ответственный воспитатель группы).
Старший воспитатель (благодарит педагогов за предоставление опыта работы по проектной деятельности) : А теперь я предлагаю занять свои места в каютах, настало время возвращаться в детский сад (шум моря).
Метод проектов как педагогическая технология - это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
- Пока мы плывем назад, домой, я предлагаю обменяться полученными впечатлениями и продолжить фразу: «Я сегодня…»
«Мечты – это паруса нашей жизни. Можно плыть и без них,… но медленно и недалеко. А Вам я желаю, что чтобы Ваш корабль «Работа» всегда плыл уверенно и сопровождался только положительными эмоциями. Творческих Вам успехов. Спасибо за работу.
Литература:
1. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей - М.: Айрис – пресс, 2008 г.;
2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ, М. – 2006 г.;
3. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М. 2010 г.

Практикум для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в практике педагога ДОУ»

Бизина Татьяна Николаевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад комбинированного вида «Малышок» с. Доброе, Липецкая область
Практикум для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в практике педагога ДОУ»
Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.
Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.
-Здравствуйте, уважаемые коллеги!
- Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне? (нет или да?)
Деток вы любите? Да или нет?
Пришли вы на мастер-класс,
Сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю…..
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? (нет или Да)
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем практикум «Здоровьесберегающие технологии в практике педагога ДОУ»
Проведение
Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы. У ребёнка с нарушениями речи наблюдается низкая работоспособность, повышенная утомляемость, несформированность произвольных психических процессов, вдобавок ещё и часто болеют. Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов логопедической коррекции.
В своей работе я активно использую как традиционные, так и нетрадиционные методы: артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж, гимнастику для глаз, биоэнергопластику, кинезиологические упражнения, дыхательную гимнастику. Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющими здоровъесберегающих технологий. Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:
- улучшение памяти, внимания, мышления;
- повышение способности к произвольному контролю;
- улучшение общего эмоционального состояния;
- повышается работоспособность, уверенность в себе;
- стимулируются двигательные функции;
- снижает утомляемость;
- улучшаются пространственные представления;
- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
- стимулируется речевая функция;
- улучшается соматическое состояние.
Мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с вышеназванными методами. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.
Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика . Регулярное выполнение помогает:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость)
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить напряжённость артикуляционных органов;
Артикуляционную гимнастику с детьми я провожу с использованием зеркал, что мы сейчас и сделаем.
«Веселый день Язычка»
Жил-был весёлый Язычок, проснулся он рано утром.
Открыл окошко.
Посмотрел налево, направо. (При открытом рте движения языка направо-налево).
Вниз посмотрел (движение языка вниз)
Ночью шел дождь: нет ли луж?

Вверх посмотрел (движение языка вверх): светит ли солнышко?
Закрыл окошко (закрыть рот) побежал язычок в ванную умываться (Круговые движения языком вокруг губ «Вкусное варенье».)
И побежал веселый язычок на кухню завтракать. А на кухне мамочка испекла блинчики.
Язычок съел три пирожка (положить широкий язык на нижнюю губу). И пошел гулять на улицу, вышел Язычок на крыльцо дома. Вокруг дома длинный забор. Вот такой. («Заборчик»). А на крыше дома вот такая труба (с напряжением вытянуть вперёд губы). Весёлый маляр красил забор. («Маляр»). Побежал Язычок к своей лошадке. Погладил её. Вскочил Язычок на лошадку, поскакали они вместе (цоканье языком)
Поиграл Язычок со своей лошадкой и подумал, что надо домой возвращаться. Дома eгo ждала мама…
Она купила Язычку красивую гармошку и барабан.
Язычок взял барабанные палочки и заиграл весёлый марш: «дэ-дэ-дэ, дэ-дэ-дэ, дэ-дэ-дэ...» Он был очень рад новой игрушке и очень рад, что вернулся домой к маме.
Одной из форм оздоровительной работы является – пальчиковая гимнастика
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Задание для педагогов
У каждой команды лист с текстом пальчиковой гимнастики. Командам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом.
1 команде
«Цветы»
Посадили в землю зернышко,
На небе выглянуло солнышко.
Свети, солнышко, свети!
Расти, зернышко, расти!
Появляются на стебельке листочки,
Распускаются на стебельке цветочки.
2 команде
«Дождик»

Раз, два, три, четыре, пять,
Дождик вышел погулять.
По привычке шел неспешно,
Ведь спешить ему куда?
На табличке вдруг читает:
"Не ходите по газону!"
Дождь тихонечко вздохнул: "Ох!»
И ушел. Засох газон.
Для организации коррекционно - образовательного и оздоровительного процесса с детьми я использую самомассаж рук . Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.
«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика . Александра Николаевна Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит». Хочу вас познакомить и обучить некоторым игровым приёмам дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождениям. Я предлагаю один из многих комплексов упражнений, который можно проводить с детьми младшего дошкольного возраста:
«Дерево» Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги (вдох), затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь (выдох). Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
«Сорви яблоки» Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку, и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.
А сейчас я вижу, как вам самим не терпится придумать что-то новое, подберите к стихам дыхательные упражнения.
1 команде
«Часики»

Часики вперёд идут,
За собою нас ведут.
И.п.- стоя, ноги слегка расставить.
1- взмах руками вперёд «тик» (вдох)
2- взмах руками назад «так» (выдох)
2 команде
«Петушок»

Крыльями взмахнул петух,
Всех нас разбудил он вдруг.
Встать прямо, ноги слегка расставить,
руки в стороны-(вдох), а затем хлопнуть
ими по бёдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку»
повторить 5-6 раз.
Где же мы можем использовать дыхательную гимнастику? Да, в различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, в утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5 -10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Я использую их как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть. Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!
Если мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны на своих занятиях уделять достаточно много времени гимнастике для глаз . Это должно стать нормой, правилом жизнедеятельности. За основу я выбрала упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз. Так как детям сложно фокусировать взгляд на движущихся предметах использую в работе яркие игрушки. Упражнения с детьми произвожу сидя, спина прямая, ноги свободно опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.
Проведём, друзья, сейчас
Упражнения для глаз.
Выполнять движения в соответствии с текстом
Раз – налево, два – направо,
Три –наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
Посмотреть влево. Посмотреть вправо.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз. Поднять взгляд вверх. Опустить взгляд вниз. Быстро поморгать.

С успехом в своей работе использую элементы точечного массажа . Учёным давно известно, что есть связь между участками кожи и внутренними органами. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма. И он сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного безопаснее таблеток.
Выполним упражнение для профилактики простудных заболеваний
Чтобы не зевать от скуки взяли и потёрли руки,
А затем ладошкой в лоб – хлоп, хлоп…,
Чтобы щёчки не дремали,
Мы пощиплем их немножко.
Носик мы погладим, пусть он дышит хорошо….
А сейчас я хочу познакомить вас с ещё одним методом - кинезиология . Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Основателями кинезиологии являются американские педагоги, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны. Таким образом, кинезиологические упражнения помогают развивать тело, повышать стрессоустойчивость организма, синхронизировать работу полушарий, улучшать мыслительную деятельность, улучшать память и внимание, облегчить процесс чтения и письма, развивать творческую деятельность ребенка. Тем самым, через эти методики можно помочь дошкольнику не только благополучно и гармонично развиваться, но и более качественно подготовится к школе. В своей работе я применяю упражнения Аллы Леонидовны Сиротюк такие как: "Колечко", "Кулак-ребро-кулак" На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе. А теперь выполним ещё одно задание: «Зеркальное рисование» . Это рисование двумя руками одновременно, при выполнении этого задания расслабляются руки и глаза, способствует синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей. Спасибо. Эти упражнения способствуют синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.
Что же такое биоэнергопластика ? Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика- движение. Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь. Уважаемые коллеги, предлагаю выполнить упражнение на развитие биоэнергопластики. Сначала я вам покажу, а затем выполним вместе.
Упражнение «Замок»
(Текст, произносит взрослый. Движения или статическая поза Рук Губ и языка)
На двери висит замок
Кто открыть его бы смог?
(Пальцы сцепить в «Замок» Зубы сомкнуть, губы растянуть в улыбке, чтобы были видны верхние и нижние резцы).
Покрутили, Покрутили «замок».
А сейчас давайте попробуем повторить упражнение вместе.
На примере данного упражнения мы увидели, как происходит соединение артикуляционного аппарата с движениями рук.
Итог практикума Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса. И в завершении нашего практикума я предлагаю вам помедитировать. (проводится под спокойную музыку).
Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит. А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца. А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на практикум: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили нового. Давайте одновременно хлопнем в ладоши и соединим это в единое целое. А мне остаётся только поблагодарить зал за внимание. Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!

Название: Консультация и семинар-практикум как действенная форма методической работы в дошкольном учреждении
Номинация: Детский сад, Методические разработки, Доклады, педсоветы, семинары…, Педагогический состав

Должность: старший воспитатель
Место работы: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 3
Месторасположение: Россия, Краснодарский край, Кущевский район, ст. Кущевская, пер. Куцева, 58

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 3 Консультация для педагогов на тему:

«Консультация и семинар-практикум как действенная форма методической работы в дошкольном учреждении».
Консультация для педагогов «Консультация и семинар-практикум как действенная форма методической работы в дошкольном учреждении».

Цель: Повышение компетентности педагогов в понимании значения и методики проведения таких форм методической работы как консультация и семинар-практикум.

Подготовка любого методического мероприятия начинается с определения цели. Важно ответить на вопросы «Чего мы хотим добиться, организуя это мероприятие?», «Каков должен быть результат?», «Что измениться в деятельности педагогов?». Если цель реальна, то она побуждает педагога к деятельности, вызывает у него активность.

Отвечая на вопрос «Что такое педагогическая опытность?», К.Д. Ушинский пояснял: «Большее или меньшее количество фактов воспитания, но, конечно, если эти факты остаются только фактами, то они не дают опытности. Они должны произвести впечатление на ум воспитателя, квалифицироваться в нём по своим характеристическим особенностям, обобщиться, сделаться мыслью. И уж эта мысль, а не самый факт, сделается правильной воспитательной деятельностью».

Начать свое выступление мне бы хотелось с разъяснения, что же такое консультация.

Консультация (латин. consultatio — совещание) — обсуждение какого-нибудь специального вопроса со специалистом; совещание специалистов.

Консультации бывают эпизодическими, внеплановыми и заранее запланированными. Внеплановые консультации возникают по инициативе обеих сторон: как педагогов, так и специалистов, ответственных за методическую работу. Консультации подразделяют: индивидуальные и коллективные, информационные и проблемные.

Основные консультации планируют на год, а по мере необходимости в план вносят изменения и дополнения. При составлении годового плана ДОУ каждая задача решается через консультацию, через активные методы обучения педагогов, через тематическую проверку и педагогический совет. Консультация является первой формой работы в целостной системе методической поддержки педагогов ДОУ, которая помогает устранять выявленные в результате контроля недостатки, подготовиться педагогам к открытым мероприятиям. Для консультаций характерна монологическая форма изложения информации.

К каждой консультации необходимо тщательно готовиться. Качественность подачи материала может обеспечить только профессионально компетентный специалист. Поэтому считаю, что информационная консультация для педагогов должна отвечать следующим требованиям:

  1. Содержание должно быть научно достоверно, в соответствии с достижениями современной педагогики, психологии и педагогической практики.
  2. Материал должен быть логичен и последователен, четко излагаться.
    Для этого при подготовке к консультации необходимо составить заранее план изложения материала. Целесообразно сформулировать проблемы, которые будут рассматриваться в ходе консультации.
  3. Обеспечить дифференцированный подход в изложении материала с учетом опыта педагогов, возрастной группы детей, вида группы.
    Планировать отдельно консультации для воспитателей групп различного возраста и направленности: раннего возраста, логопедических групп, групп полного и кратковременного пребывания.
  4. В процессе проведения консультации необходимо конкретизировать советы и рекомендации, которые должны быть реально выполнимы, обеспечивать синхронность изучения теоретических и практических аспектов каждого вопроса.
  5. Продумывать использование форм активного включения педагогов в ходе проведения консультации.
    Активные формы и методы работы должны мотивировать педагога на изучение темы и обеспечение закрепления и воспроизведения содержания консультации.
  6. Подобрать методическую литературу по проблеме, с которой, впоследствии, педагоги могут познакомиться.

Каждый метод и форма консультации не являются универсальными. Они являются сугубо индивидуальными для каждой темы и коллектива ДОУ.

Конечный результат любого методического мероприятия, в том числе и консультирования, будет высок и отдача эффективна, если при подготовке и проведении использовались разнообразные методы включения каждого педагога в активную работу.

Методы проведения консультаций

Изменения в государственной политики в сфере образования смена приоритетов, обращение к личности педагога, к его творчеству, активному началу, внесли свои коррективы в условия работы воспитателя, в частности в методику проведения консультаций.

Сегодня используются различные методы проведения консультаций.

  1. Проблемное изложение материала. Воспитатель ставит проблему и сам ее решает, через раскрытие системы доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Слушатели при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем. В то же время они не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли выступающего или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя слушатели при таком методе консультирования не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они учатся разрешению познавательных затруднений. Назначение этого метода состоит в том, чтобы показать образцы научного познания, научного решения проблем.
  2. Поисковый метод. При использовании поискового метода воспитатели активно принимают участие в выдвижении гипотез, составлении плана действий, поиске путей решения проблемы. Чаще всего при проведении консультаций используется метод объяснения. Он обладает целым рядом положительных качеств достоверностью, экономным отбором конкретных фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений и др. Чтобы стимулировать внимание воспитателей и побуждать их следовать за логикой изложения, в начале консультации полезно сформулировать вопросы, обращение к педагогам они помогают осмыслить свой опыт, высказывать свои соображения, сформулировать выводы. Таким образом, сущность метода обучения сводится к тому, что:

— не все знания слушателям предлагаются в готовом виде, их частично нужно добывать самостоятельно;

— деятельность выступающего заключается в оперативном управлении процессом решения проблемных задач.

Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими слушателями на основе работы над программами

  1. При обмене опытом между воспитателями целесообразен метод эвристической беседы. В ходе беседы более детально раскрываются отдельные положения изученной методической литературы, даются разъяснения по темам вопросам, которые в большей мере интересуют педагогов, выявляются ошибки в суждениях, степень понимания и усвоения новой информации. Однако эффективность эвристической беседы будет достигнута при соблюдении определенных условий. Предметом беседы лучше избрать практически значимый, актуальный вопрос, который требует всестороннего рассмотрения. Тот, кто готовит консультацию в виде эвристической беседы, должен составить обоснованный план беседы, позволяющий четко представить, какие знания получат воспитатели и к каким выводам придут. Организуя эвристическую беседу, целесообразно чередовать высказывания опытных и начинающих воспитателей. Эвристическая беседа, проводимая с целью передачи знаний, требует серьезной подготовки.
  2. Метод дискуссий. По форме и содержанию дискуссия близка к методу беседы. Она также предполагает выбор важной темы, требующей всестороннего обсуждения, подготовки вопросов для воспитателей, вводного и заключительного слова. Но в отличие от беседы, в дискуссии необходимы борьба мнений, постановка спорных вопросов. В ходе дискуссии приходится задавать много других дополнительных вопросов, количество и содержание которых невозможно предвидеть заранее. Ведущему дискуссии нужно обладать умением быстро ориентироваться в обстановке, улавливать ход мыслей и настроения участников, создавать атмосферу доверия.
  3. Деловая игра. Она приближает аудиторию к реальным условиям профессиональной деятельности, наглядно показывает поведенческие или тактические ошибки, совершаемые в той или иной ситуации, вырабатывает наилучшие подходы к решению различных педагогических и организационных проблем. Непосредственная разработка материалов деловой игры включает в себя следующие этапы:

— создание проекта деловой игры;

— описание последовательности действий;

— описание организации проведения игры составление заданий для участников;

Подготовка оборудования.

Специалистами-психологами замечено, что экспериментатор-консультант, сомневающийся в истинности полученных данных, не может быть хорошим лектором-популяризатором. Его мышление должно быть ориентированно на точность, достоверность данных. Безусловно, многое зависит от личности консультанта, от его уверенности в себе, а в силу этого и в своих достижениях.

При организации консультирования встают вопросы установления адекватных взаимоотношений между консультируемым и консультантом. Можно выделить несколько профессионально необходимых качеств контакта при организации консультирования:

  • Общительность;
  • Контактность;
  • Динамичность;
  • Гибкость поведения;
  • Терпимость по отношению к другим;
  • Профессиональный такт;
  • Деликатность умение до конца построить и выдержать свою линию поведения
  • Умение проанализировать с консультируемым ситуацию затруднений.

Основой эффективной педагогической деятельности является непрерывный процесс образования педагога.

Семина́р (от лат. seminarium - рассадник, теплица) - форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя. Преподаватель (ведущий семинара) в этом случае является координатором обсуждений темы семинара, подготовка к которому является обязательной. Во время семинаров выступающий подает аудитории лекционный материал. При этом слова могут иллюстрироваться фильмами и слайдами. В дальнейшем начинается обсуждение, во время которого все участники могут высказать свое мнение или задать вопрос, а также попытаться применить полученную информацию на практике. Если учитывать такие особенности, то отвечая на вопрос о том, что такое семинар, с уверенностью можно говорить, что это интерактивная форма обучения, которая позволяет достичь высокой эффективности.

Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т.к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы.

Главными задачами семинаров-практикумов являются:

— совершенствование профессионального мастерства педагогов в определённом виде деятельности;

— развитие творчества и фантазии педагогов;

— обсуждение различных точек зрения, ведение дискуссий;

— создание проблемных ситуаций, которые позволяют выработать единые позиции в решении проблемы;

Можно выделить универсальную структуру проведения данной формы методической работы:

  1. Подготовительная работа (тематические выставки, просмотры открытых занятий, взаимопосещение и т.д.) – целью является выявление проблемы;
  2. Теоретическая часть (выступление организатора семинара-практикума, члена творческой группы, мультимедийная презентация, «вопросы-ответы» и т.д._ — целью является теоретическое обоснование обсуждаемого;
  3. Практическая работа (фронтально, в группах) – цель этого этапа распространение педагогического опыта, приобретение воспитателями новых умений;
  4. Подведение итога мероприятия — итогом работы могут быть наглядные материалы (буклеты, памятки, дидактические игры и т.д.), изготовленные руками воспитателей, рекомендации к их использованию которыми могут воспользоваться все педагоги.

Семинар-практикум отличается тем, что в него включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением. Педагоги имеют возможность не только освоить приёмы работы, но и сами разработать систему организации деятельности с детьми в определённых условиях.

Кроме этого в ходе семинаров-практикумов предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые в итоге позволяют выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу.

Важным условием организации данной формы работы является включение всех участников семинара в обсуждение темы. Для этого рассматриваются противоположные точки зрения, применяются методы игрового моделирования и др. По итогам семинара можно оформить выставку работ педагогов.

Таким образом, в методической работе на данном этапе развития дошкольного образования необходимо использовать такие формы работы, которые способствовали бы непрерывному образованию педагогических кадров, повышали их профессиональную квалификацию, оказывали реальную помощь педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний и умений и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности.

Инструкция

При разработке плана-конспекта семинара-практикума руководствуйтесь следующими принципами:
- «От теории – к ». Поставьте перед студентами задачу - привести из реальной жизни для рассмотренного на материала. Например, если это курс по социальной психологии, и вы изучаете установки, попробуйте вместе найти примеры проявления установок и предубеждений, характерных для данной группы. Хорошо, если мнения разделятся – можно обсудить проблему с разных сторон.
- «От жизни к теории» - анализ практики с точки зрения теории. Загляните перед занятием в свежую газету или на сайт с новостями – наверняка вы найдете актуальную тему как пример проявления тех или иных психологических закономерностей в реальной жизни. Или ее предложат студенты – как правило, они занимают активную позицию и готовы говорить на тему того, что их волнует. Попробуйте на этом примере сформулировать теоретические положения и выводы относительно рассматриваемого явления или ситуации.

Помните, что все семинары-практикумы – это коллективное творчество студенческой группы, а преподаватель нужен для того, что бы направлять их активность в нужное русло.

Обратите внимание

Проведение семинара-практикума требует от преподавателя свободного владения материалом, в отличии от проведения лекционного занятий, где всегда можно опереться на теорию. Молодых преподавателей это не должно пугать, так как есть хорошая возможность развить навыки работы с группой и закрепить свои знания.

Источники:

  • Семинар в ВУЗе
  • семинар практикум

Тренинги на сегодняшний день являются одним из самых популярных методов повышения квалификации сотрудников компании, обучения их новым умениям и навыкам. Это помогает существенно увеличить доходность бизнеса.

Перед тем, как отправить своих сотрудников на обучение необходимо четко себе представлять, каких результатов вы ждете от тренинга, чему конкретно работники должны обучиться за это время. Также перед вами стоит выбор тех , которых вы желаете отправить. Это требует хорошо налаженного контакта с вашими сотрудниками. Ведь если ваш не доволен своей должностью, желает получить более высокую заработную и при любом удобном случае поменяет место работы, то, естественно, не стоит на него тратить средства. Поэтому перед отправкой персонала, нужно, в первую очередь, проконсультироваться с менеджерами, которые лучше знают своих подчиненных.

Необходимо учитывать личную инициативу подчиненных. Для этого можно периодически проводить анкетирование среди с такими вопросами, как: «Какие навыки вы бы желали приобрести?», «Чему вы хотите научиться, чтобы улучшить результаты своей работы» и т.д. Перед отправкой сотрудников нужно объяснить им цели обучения, чтобы они желали , а не просто просиживали время на тренингах. Для этого не следует говорить работникам, что они плохо работают, поэтому они должны поучиться. Наоборот, лучше мотивировать участие в тренингах получением более высокого разряда в будущем, повышением заработной платы. Тогда ваши деньги, потраченные на обучение, не пропадут зря.

При выборе организации, которой будет поручено провести тренинг, нужно учитывать ее профессионализм, отзывы со стороны других компаний, опыт работы и т.д. Лучше детально обговорить программу тренинга с организаторами, обсудить его цели. Помните, что группы должны быть не очень большими, ведь уделить внимание 20-30 людям будет очень сложно. Поэтому комплектовать лучше небольшие группы – по 7-15 человек. Большое значение имеет помещение, в котором будет проводиться тренинг. Оно должно быть уютным, удобным для сотрудников и тренеров, с хорошей вентиляцией, желательно с кондиционером.

Таким образом, для того чтобы качественно провести тренинг, который поспособствует повышению квалификации ваших сотрудников, необходимо тщательное планирование самого мероприятия, анализ целей и задач обучения, внимательный отбор персонала, выбор профессиональных тренеров и подготовка необходимого помещения и оборудования.

Видео по теме

Семинар – важнейший маркетинговый инструмент, позволяющий не только поддерживать контакты с клиентами, но и увеличивать объемы продаж. Грамотно составленный план во многом определяет успешность мероприятия. Он помогает рассчитать ресурсы, привлечь участников, предусмотреть форс-мажор. Рассмотрим необходимые этапы подготовки на примере семинара по продвижению нового товара или услуги.

Вам понадобится

  • Проектор, белый экран, ноутбук, микрофон, доска

Инструкция

Программа семинара определяется его целью. Если вы хотите представить, например, новое программное обеспечение, целесообразно предусмотреть несколько докладов. В одном обозначить актуальность проблемы, в другом – представить сам продукт, и в завершении рассказать об опыте его внедрения. После докладов, особенно если они информационно насыщенны, необходимо оставить время для вопросов, а также организовать для участников кофе-брейк.

«Как лодку назовете, так она и поплывет» - гласит народная мудрость. В полной мере это относится и к теме . Она должна быть не только актуальной, но и грамотно сформулированной, согласовывающейся с темой семинара. Тема может быть задана в вопросительной форме, например «Как организовать бюджетирование?» или иметь в конце восклицательный знак – «Знакомьтесь: интернет-трейдинг!» Главное, она должна заинтересовывать и хорошо запоминаться.

Перед тем, как определить дату проведения семинара, выясните, не совпадает ли она с другими важными мероприятиями. Не стоит назначать мероприятие перед праздниками, выходными, а также во время массовых – есть риск потерять значительную часть аудитории.

Место проведения семинара выбирайте легко доступное, желательно расположенное в центре города. Арендуйте помещение в бизнес-центре, кинотеатре. Небольшое мероприятие может пройти и в вашем при наличии соответствующих технических возможностей.

Поручите составление списка потенциальных участников отделу . Им должно быть известно, какие компании или физические лица могут заинтересоваться данной темой. Если «наработанной» базы еще нет, можно заказать ее в информационном агентстве. При определении количества приглашенных учитывайте тот факт, что из 100 приглашенных выразят желание придти около 20, а посетят семинар в лучшем случае 10 участников. Поэтому закладывайте необходимый «запас».

Обозначьте срок, к которым специалисты должны подготовить доклады. Целесообразно установить эту дату заранее, чтобы иметь возможность внести корректировки. Доклады должны быть выдержаны в единой корпоративном стиле, нести важную и интересную информацию. Слушателям будет удобнее воспринимать информацию, если краткие тезисы докладов вынести на отдельный лист.

За два дня до даты проведения семинара составьте списки участников. Поручите секретарю подготовить раздаточный материал, бейджи для участников и докладчиков. Проведите «генеральную репетицию»: еще раз прослушайте доклады, удостоверьтесь в работоспособности всего оборудования. Помните: основная часть работы уже позади, и она обязательно принесет свои плоды.

Видео по теме

Обратите внимание

Начало семинара лучше всего запланировать на утро: во-первых, информация лучше усвоится, а во-вторых, участников не отвлекут важные дела, начатые в первой половине дня.

Полезный совет

При выборе помещения предусмотрите место для регистрации участников и кофе-брейка.

Источники:

  • Как организовать семинар или мероприятие
  • Сущность, особенности подготовки, организации и проведения

Обучение является немаловажной частью рабочего процесса. Тренинг можно рассматривать как один из методов обучения, который направлен на получение новых знаний или на совершенствование уже имеющихся профессиональных навыков. Особая роль отводится психологическим тренингам и занятиям, посвященным созданию и сплочению команды.

Инструкция

Заранее подготовьтесь к проведению . Свяжитесь с руководством компании и попросите предоставить обучающихся сотрудников. Обговорите примерное время, за которое вы рассчитываете провести . Если планируется в течение целого дня или недели, учитывайте перерывы на обед и кофе-брейки. Подготовьте помещение, в котором будет проходить тренинг, если обучение планируется на территории вашей компании. Заранее продумайте, какой реквизит вам понадобится. Подготовьте раздаточный материал, обязательно приготовьте чистые блокноты, тетради или листы для записей, авторучки.

Если вам предстоит проводить « » тренинг, то есть обучение непосредственно на рабочих местах, заранее договоритесь с руководителем обучаемого персонала о месте проведения тренинга. Сообщите, какой реквизит вам потребуется. Если вам необходим компьютер или ноутбук для демонстрации презентации, попросите предоставить его.

Собрав всех участников тренинга, поприветствуйте их, кратко представьтесь и, если тренинг предполагает непосредственное взаимодействие участников друг с другом, устройте небольшую «разминку», в процессе которой обучающиеся познакомятся.

Расскажите обучающимся о целях тренинга, какие знания и полезные навыки получат участники тренинга. Затем представьте краткий план обучения, поясните, как оно будет проходить, какие темы будут затронуты, постарайтесь заинтересовать участников наиболее полезной и эффективной практической частью обучения.

Начните с теоретической части тренинга, при этом учитывайте то, что она не должна быть слишком затянутой. По возможности чередуйте теорию с практическими занятиями, примерами из реальной жизни. Если вы проводите тренинг в магазине или салоне, продемонстрируйте товар, опишите принцип его работы, ключевые характеристики. Старайтесь давать ту информацию, которую обучающиеся не смогут найти в раздаточном материале, при этом опирайтесь на собственный опыт.

После тренинга дайте участникам возможность задать интересующие их вопросы. Установите обратную связь, пусть обучающиеся поделятся впечатлениями, полученными от тренинга, скажут, что конкретно им понравилось, что они хотели бы улучшить. Обязательно оставьте свои координаты, чтобы у участников тренинга была возможность связаться с вами.


Поэтому семинарские занятия высоко ценятся как учителями, так и студентами. Однако работа на семинарах не так уж и проста, как кажется на первый взгляд. Ведь домашняя подготовка к таким урокам обязательна, чтобы получить одобрение преподавателя и активно участвовать на самом уроке. Далеко не каждый студент имеет силы, желание и возможность подготовиться к нему как следует. Как правило, в каждой группе существует процент студентов, которые беспрекословно отправляются на сдачу экзамена по преподаваемой дисциплине.


Семинарские занятия – это не только возможность показать себя преподавателю с лучшей стороны. Это еще и возможность открыть для себя новый научный мир, и узнать что-то новое об изучаемом предмете. К тому же семинары необходимы и для самих преподавателей. Ведь им так же необходимо повышать эффективность запоминания студентов, и выполнить свою основную цель – обучить студентов предмету максимально, чтобы ученики смогли почерпнуть необходимые знания, которые пригодятся им в будущем для получения профессии.


В нынешнее время существует большое количество вспомогательных программ обучения, которые служат в качестве приложений к основным, лекционным и семинарским занятиям. Но всё же такие вспомогательные приложения не могут заменить всю полноту семинарских занятий, которые являются основополагающими методами в процессе обучения.


Семинары не могут быть исключены из нынешней программы высшего образования, так как без этих занятий , вероятно, снизится до довольно низкой планки. Поэтому чтобы избежать низких показателей, подобного рода занятий необходимы для выращивания высококвалифицированных кадров.


Семинары наряду с лекциями являются фундаментом высшего образования на территории Российской Федерации и являются залогом успеха при обучении.


Top