Банковские резервы обязательные избыточные фактические. Результаты поиска по "избыточные резервы"

Кредитные способности КБ определяются величиной избыточных резервов. K(R изб) – максимальное количество денег, которое может выдать КБ в виде кредитов. K=R факт - R обяз. Если предположить, что КБ направят в резервы всю сумму депозита, то K=D – R обяз =D – rr*D=D(1 - rr). Получаем R обяз = rr*D. Один КБ может изменить предложение денег в экономике на величину избыточных резервов, т.е. на величину K. Но, вся банковская система может изменить предложение денег на большую величину.

Процесс мультипликации депозитов. Банковский мультипликатор.

Банк1: D 0 =1000, в том числе R обяз =100 и K 0 =900. При условии, что rr=0.1, получаем.

Банк2: D 1 =900, в том числе R обяз =90 и K 1 =810. Далее аналогично.

Банк3: D 2 =810, в том числе R обяз =81 и K 2 =729. И так далее.

M=D 0 +D 1 + D 2 +…= D 0 + D 0 *(1-rr)+ D 0 *(1-rr) 2 …=D 0 =D 0 . Получили убывающую геометрическую прогрессию со знаменателем (1-rr)<1. Где M – максимальная сумма депозитов, открытых в банковской системе, с учетом первоначальной суммы.

это максимальная сумма, которую может создать банковская система из первоначального депозита, в то время как один банк может изменить предложение денег только на сумму выданного кредита.

В нашем случае при rr= 0.1 Mult =10, он показывает какую сумму депозитов может создать банковская система из каждой единицы вложенной на счет в коммерческие банки.

Денежный мультипликатор. Факторы, определяющие величину денежного мультипликатора.

Банковский мультипликатор учитывает только поведение банковской системы. Денежный мультипликатор учитывает не только поведение банков, но и поведение населения. – предложение денег или денежная масса. – денежная база или деньги повышенной мощности.

, где rr – коэффициент резервирования или отношение ”резервы-депозиты”; cr – коэффициент депонирования или отношение “наличность-депозиты”. Мультипликатор денег показывает сколько денег будет создано в экономике при изменении денежной базы на 1 рубль.

Идея обязательных резервов проистекает из опасения массового коллапса коммерческих банков. Поскольку эти банки существуют на прибыль от активных операций, возникает конфликт между ликвидностью и прибыльностью. Чем больше резервов, тем меньше денег остается для прибыльных операций. Чем меньше резервов, тем больше прибыли можно заработать, но возрастает и опасность подвести вкладчиков или упустить выгодную покупку на финансовом рынке.

Поддержание ликвидности банковской системы - задача центрального банка. И потому центральный банк предлагает свое решение вопроса о соотношении ликвидности и прибыльности. Он устанавливает минимальные нормы обязательных резервов, их состав и метод расчета. В результате такого вмешательства банковские резервы распадаются на обязательные и избыточные (сверхнормативные, добровольные, свободные). Обязательные резервы складываются из денежной наличности и - если ее не хватает для выполнения резервного требования - денег, депонированных в центральном банке. Каждый коммерческий банк должен выполнять предписания центрального банка насчет обязательных резервов, но величина и состав избыточных резервов - это его личное дело.

Пока резервы остаются в банковской системе, они не считаются частью денежной массы. Резервы попадают в денежный оборот, когда они передаются небанковскому сектору как кредит или плата за ценные бумаги. Следовательно, они количественно находятся в прямой связи с денежной массой (хотя по сравнению с денежной массой резервы совсем невелики: в США они составляют примерно 5% Mj, 1,5% М 2 и менее 1% L). Эта прямая связь - результат фракционной системы резервирования. Банки откладывают про запас лишь небольшую часть привлеченных средств, так как в любое время лишь немногие вкладчики снимают деньги со своих счетов. Напомним, что размер резервов зависит от ожидаемого изъятия денег (трансакционный спрос) и кредитования (спекулятивный спрос).

В США норма обязательных резервов равна 3% для первых 52 млн. долл, в виде вкладов до востребования и 10% - для последующих. С некоторых вкладов резервы не взимаются. И банки этим пользуются к собственной выгоде. Так, с 1994 г. они переводят средства клиентов с чековых счетов, подпадающих под резервное требование, в специальные целевые вклады денежного рынка, не подпадающие под резервное требование. В результате обязательные резервы, не приносящие банкам никакого дохода, сокращаются (при неизменной денежной наличности), а активные операции расширяются за счет средств, выведенных из-под резервного требования. Срочные вклады, евродолларовые и некоторые другие обязательства перед клиентами тоже не подпадают под резервное требование . Короче говоря, под резервное требование подпадают только вклады до востребования и процентные счета, дающие неограниченную чековую привилегию.

В Канаде до введения нулевых обязательных резервов эти резервы делились на первичные (денежные) и вторичные. Первичные резервы - это деньги в кассе депозитного учреждения и суммы на счетах в Банке Канады, а вторичные - это (помимо денег) краткосрочные облигации правительства Канады и обеспеченные call-кредиты дилерам денежного рынка (самый ликвидный актив после денег). Норма первичного резервирования в последнее время составляла 10% для вкладов до востребования, 2% для срочных вкладов до 500 млн. кан. долл, (плюс 1% для последующих срочных сумм) и 3% для инвалютных обязательств. Норма вторичного резервирования - 4%.

Почему для разных групп разные доли? Потому что разные группы источают разный риск массового изъятия денег. Вклады до востребования самые рискованные. Вкладчики могут забрать деньги в любой момент. Чем выше риск, тем больше денег надо держать про запас. Что касается срочных вкладов, то чем короче срок, тем выше риск и тем, следовательно, выше норма обязательного резервирования.

Центральный банк помимо нормы обязательного резервирования «спускает» в коммерческие банки и методику расчета. Расчет обязательных резервов проводится в два этапа. Сначала остатки на счетах, подпадающих под резервное требование (их тоже определяет центральный банк), суммируются в конце каждого рабочего дня. Эти суммы затем усредняются за так называемый расчетный период, или период усреднения. Усреднение необходимо, поскольку остатки меняются каждый день. Оно дает средний дневной суммарный остаток, к которому добавляется усредненная денежная наличность. На втором этапе этот остаток (касса плюс депозит в центральном банке) умножают на норму обязательного резервирования для данной группы вкладов, чтобы узнать, сколько резервов требуется иметь в среднем за день. Требуемая сумма сравнивается с фактической в среднем за период сохранности резервов. Фактическая сумма не должна быть меньше требуемой, но может быть больше ее. Излишек определенной величины может быть перенесен в следующий период сохранности.

Почему ФРС разрешает банкам выполнять резервное требование в среднем за период сохранности, а не в виде конкретных ежедневных сумм? Наличие периода сохранности добавляет банкам гибкости в управлении резервами. В периоде сохранности их резервная позиция меняется по ряду причин, включая и стоимость резервов. Если банк предвидит подорожание резервов к концу периода сохранности, то он может создать их избыток в начале периода сохранности.

Важно, как соотносятся между собой расчетный период и период сохранности и какой они долготы. До 1968 г. в США период сохранности составлял одну неделю для банков - членов ФРС в «резервных городах» (где находятся окружные резервные банки или их филиалы) и две недели для прочих банков - членов ФРС. Период сохранности по большей части перекрывал расчетный период.

В 1968-1984 гг. действовала методика с отстающим периодом сохранности. Усреднение выполнялось за семь дней. Расчетный период начинался за две недели до периода сохранности. Поэтому банки точно знали, сколько резервов в среднем за день необходимо иметь в периоде сохранности, и могли сводить к минимуму избыточные резервы. Методика с отставанием облегчила достижение ориентира для избыточных резервов (как раз к тому времени, когда ФРС перестала устанавливать такой ориентир). А ее недостатком было то, что любая реакция банков на изменение собственных, незаемных резервов сводилась к заимствованиям у ФРС. Даже если банки и их клиенты быстро изменяли уровни вкладов в ответ на изменение доступности резервов, они не могли изменить обязательные резервы раньше чем через две недели. Такая продолжительная отсрочка приспособления к изменившейся доступности резервов не устраивала ФРС. И в 1982 г. было решено внедрить методику с совпадающим периодом сохранности. Два года банки готовились к использованию этой методики, и в 1984 г. она «вступила в строй».

Расчетный период теперь почти совпадал с периодом сохранности. Это «почти» - два дня из новых 14 дней в каждом периоде.

Расчетный период

Период сохранности

Расчетный период начинался во вторник, а период сохранности - в четверг. Последние два дня периода сохранности (13-й и 14-й) следовали после окончания расчетного периода. В этом весь трюк. Только в эти два дня банки точно знали, сколько резервов необходимо иметь. Остальные 12 дней они пребывали в неопределенности, что побуждало их держать избыточные резервы (срабатывала кейнсианская предосторожность).

Пример 2.1

Рассчитаем обязательные резервы методом с совпадением для вымышленного Акционерного банка инвестиций и кредитования (АБИК). Пусть АБИК имеет 1,3 млрд. долл, чужих денег во вкладах до востребования.

Первый этап: в конце дня компьютеры банка выдают список всех операций по вкладам до востребования за день. Ниже приводится суммарный остаток.

Расчетный период начинается в первый вторник и заканчивается в последний понедельник. Этот период содержит две субботы и два воскресенья. Поскольку по выходным остатки не выводятся, то пятничный остаток получает тройной вес (3 вместо 1).

Средний дневной суммарный остаток равен:

Второй этап: обязательные резервы в среднем за день рассчитываются как доля среднего дневного суммарного остатка. Если взять американские «доли», то дневной минимум для обязательных резервов составит:

АБИК не обязан выдерживать эту цифру каждый день периода сохранности резервов, но в среднем должно быть не меньше 42 млн.

Как банк выводит среднюю за день для своих резервов (что в кассе и в центральном банке)? Период сохранности отстает от расчетного периода на два дня. Он начинается в первый четверг и заказчива- ется в последнюю среду. Рассчитаем сначала средний дневной остаток денег в центральном банке.

Затем проделаем то же с денежной наличностью. Поскольку деньги в кассе должны тщательно пересчитываться, то разрешается использовать среднюю за две недели, предшествующие периоду сохранности. Пусть это будут следующие суммы:

Завершая второй этап, складываем средний остаток на резервном счете и среднюю денежную наличность:

32,5 млн. долл. + 10,5 млн. долл. = 43 млн. долл.

АБИК выполнил резервное требование, так как его фактические резервы (43 млн.) превысили необходимые (42 млн.). Один лишний миллион в день (14 млн. за период сохранности) - это избыточные, сверхнормативные резервы. Если избыток (или дефицит) не превышает 4% обязательных резервов, то его можно перенести в следующий период сохранности. В нашем примере 4% - это 1,7 млн. (0,04 х х 42 млн.). Банк может иметь в следующем периоде дефицит не более 1,7 млн. Если в следующем периоде у банка будет избыток, то он потеряет эту «фору». Если будет дефицит, то банк может использовать для его покрытия до 1,7 млн. в средних дневных резервах. В данном случае избыток равен 1 млн., который и переходит в следующий период сохранности. А если бы избыток равнялся, скажем, 2 млн., то 300 тыс. были бы потеряны. (2 млн. - 1,7 млн.). ?

Зачем банкам нужны избыточные резервы, если они чего-то стоят и даже могут не пригодиться в следующем периоде сохранности? Банки стараются свести их к минимуму, но из-за совпадения периода сохранности с расчетным периодом информация, с которой работают их трейдеры на межбанковском рынке, несовершенна. И трейдеры могут попасть то выше цели (избыток резервов), то ниже ее (дефицит). А именно они отвечают за резервную позицию банка.

В течение дня эта позиция меняется по мере улаживания сделок. Если трейдеры намерены точно поразить цель, т.е. минимизировать упущенную выгоду от наличия резервов, то они должны знать средний дневной суммарный остаток на трансакционных счетах АБИК в расчетном периоде. Но получить такую информацию они могут только после завершения расчетного периода. В нашем примере это последний понедельник. После чего остаются только два дня (вторник и среда), чтобы достать деньги для выполнения резервного требования.

В нашем примере если бы АБИК имел только деньги в кассе и никаких депозитов в ФРС в первые 12 дней периода сохранности, то его трейдеры должны были бы покупать ежедневно 31,5 млн. долл., чтобы «дотягивать» до 42 обязательных миллионов. Другими словами, только за два дня (вторник и среду) им пришлось бы купить 441 млн.

Для любого банка это очень дорогая покупка, если она вообще возможна за такой короткий срок.

Конечно, трейдеры так не поступают. Они покупают деньги в течение периода сохранности, исходя из собственной оценки требуемых резервов и состояния рынка ФФ. Трейдерская оценка - это прогноз суммарного дневного остатка (раз норма обязательных резервов известна). Как и любой прогноз, эта оценка может быть ошибочна, и потому трейдеры покупают больше денег, чем требуется на самом деле. В последнюю среду периода сохранности на рынке ФФ царит оживление. В этот день ставки здесь выше и более изменчивы, чем в любой другой день периода сохранности, из-за того что трейдеры пытаются отрегулировать резервную позицию своих банков .

В 1998 г. ФРС вновь «спустила» в банки методику расчета обязательных резервов с отстающим периодом сохранности. Эта методика позволяет точнее оценивать спрос на деньги для обязательного резервирования, а значит, и точнее определять калибр операций на открытом рынке.

Период сохранности теперь начинается через 17 дней после завершения соответствующего ему периода усреднения, т.е. первый день периода сохранности отстает от последнего дня периода усреднения на 17 дней. Период усреднения денежной наличности был сдвинут еще больше.

При методике с отставанием центральный банк знает спрос на резервы в начале каждого периода сохранности, а каждый банк знает среднюю сумму, которую он обязан держать на резервном счете все это время.

На рис. 2.2 показаны компоненты и детерминанты резервов банковской системы США. Общие (все) резервы - это остатки на резервных счетах в ФРС в конце дня плюс зачтенная денежная наличность. Зачтенная денежная наличность - это часть денежной наличности, используемая банком для выполнения резервного требования. Как мы видели, она засчитывается в обязательные резервы. Многие мелкие и некоторые крупные банки рутинно держат больше наличных денег, чем нужно для выполнения резервного требования. Зачтенная денежная наличность в таком случае равна обязательным резервам. Такие банки называются несвязанными (их не связывает с ФРС резервный счет), а избыток наличных денег возникает потому, что резервы накапливаются с учетом ожидаемого спроса клиентов на их


Рис. 2.2. Банковские резервы США: слагаемые и детерминанты услуги, а не потому, что надо выполнять резервное требование. Другими словами, для бизнеса нужно больше наличности, чем для обязательного резервирования. Так, широкое распространение банкоматов побуждает банки расширять их наличные владения. ФРС не включает избыточную денежную наличность в общие резервы (и избыточные тоже), объясняя это тем, что банки не могут использовать ее прямо для коррекции резервов в периоде сохранности.

Банки, хранящие меньше наличных денег, чем нужно для выполнения резервного требования, называются связанными, потому что они обязаны депонировать в ФРС остальную часть обязательных резервов. Остатки на резервных счетах в ФРС называются резервными остатками.

Дефицит обязательных резервов закрывается кредитом ФРС по ставке на 2 процентных пункта выше дисконтной ставки. Это штраф за неумение управлять резервами. Если дефицит повторяется, то ФРС может провести «воспитательную» беседу с руководством банка и припугнуть его расследованием.

Избыточные резервы - это все резервы минус обязательные резервы. Поскольку избыточная денежная наличность не включается в избыточные резервы, последние существуют единственно в форме резервных остатков (на счете в ФРС). Они возникают потому, что банки, использующие резервные остатки для расчетов между собой, не могут делать это с точностью до цента. Когда убыток от ликвидации избыточных резервов больше процентов, которые можно было бы получить, превратив резервные остатки в доходные активы, банки держат избыточные резервы. Технически говоря, избыточные резервы защищают банки от неожиданного дебетового сальдо на их счетах в центральном банке в конце дня (овердрафтов и дефицитов обязательных резервов). Те банки, которые держат достаточно денежной наличности для выполнения всего или большей части резервного требования, могут нанять корреспондента, который будет улаживать их сделки через свой резервный счет. Такие банки не имеют резервных остатков в ФРС, а значит, и избыточных резервов.

Банки, имеющие резервные остатки, а таковыми являются все крупные банки, обязаны избегать овердрафтов в конце дня . Они пристально следят за оборотами по их резервным счетам, пытаясь не допустить как дефицита, так и бесполезного избытка резервов. В своем большинстве они имеют не только обязательные резервы, но и обязательные клиринговые средства в таком объеме, который позволяет держать избыточные резервы большую часть времени в диапазоне, установленном на основании нормы переноса в следующий период сохранности. Поскольку избыточные резервы замеряются до учета нормы переноса, эти банки часто имеют дефицит и избыток резервов в поочередные периоды сохранности. С их точки зрения нет ни дефицита, ни избытка, так как в расчеты включается сумма, переходящая в следующий период сохранности. Иногда, на рубеже кварталов или в другое время, когда движение резервов особенно трудно предсказать, крупные банки могут накапливать избыточные резервы сверх суммы, разрешенной к переносу, или переносить их в следующий период без какой-либо пользы.

К 1997 г. только 2,5 тыс. из 23,5 тыс. депозитных учреждений США были связанными или близки к этому состоянию. Некоторые из остальных, несвязанных, имеют резервные счета в ФРС, поскольку они сами «клирингуют» часть или все свои межбанковские сделки. В таком случае ежедневные обороты по резервным счетам велики в сравнении с нулевыми или мелкими резервными остатками. Эти несвязанные учреждения могут открыть счет обязательных клиринговых средств («расчетный» счет в ФРС). Но таких средств может не хватать на все платежи. И им часто дешевле держать резервные остатки сверх резервного требования, чем следить за тем, чтобы не возникали избыточные резервы.

И еще несколько слов о счете обязательных клиринговых средств. Кредитное учреждение может договориться со своим окружным резервным банком о сумме, которую оно намерено использовать для расчетов и держать в среднем за период. Тогда ФРС будет компенсировать ему остатки на этом счете в форме кредита для оплаты ее услуг по расчетам. Кредит рассчитывается на основании средней за период сохранности (этих остатков) ставки процента по ФФ и сохраняет силу в течение одного года. Многие мелкие банки и небанковские финансовые институты предпочитают не открывать счет клиринговых средств из-за опасения, что затраты на управление резервами окажутся непомерными. Крупные банки активно пользуются клиринговыми остатками с 1994 г., когда в результате снижения резервного требования возросла потребность некоторых из них в резервах для предотвращения овердрафтов в конце дня. ФРС в своем анализе банковского управления резервами и риска овердрафтов применяет обязательные операционные остатки, состоящие из обязательных резервных и обязательных клиринговых остатков. Последние не включаются в общие и избыточные резервы.

Банки, испытывающие дефицит собственных резервов, пользуются кредитами ФРС и, таким образом, имеют заемные резервы. Если из общих резервов вычесть заемные резервы, то останутся собственные резервы. Главным источником последних являются прошлые операции ФРС на открытом рынке, задавшие размер и состав ее портфеля ГЦБ к текущей дате. Собственные резервы также возникают (и исчезают) по «вине» других факторов. Эти факторы по большей части фигурируют в балансе центрального банка, но не подконтрольны ему. О них речь пойдет ниже.

  • Обязательные резервы должны иметь не только коммерческие банки, но и другиефинансовые институты: банки взаимных сбережений, ссудно-сберегательные ассоциации, кредитные союзы, агентства и отделения иностранных банков, филиалыбанков США, созданные специально для международных операций.
  • Call-кредит - кредит до востребования.
  • Рынок ФФ также особенно активен по пятницам из-за тройного веса пятничныхостатков.
  • Овердрафт - со счета списано больше денег, чем на нем числилось.

Норма обязательных резервов устанавливается Центральным банком в процентах. Величина обязательных резервов различается в зависимости от видов вкладов: по срочным вкладам она ниже, по вкладам «до востребования» она выше. Обязательные резервы (Rоб) – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке. Она определяется как произведение суммы депозитов, фактических резервов банка (Rф) нанорму обязательных резервов (R′об):

Rоб = Rф · R′об.

Размер кредитных ресурсов коммерческого банка определяется величиной избыточных резервов (Rиз), которые представляют собой разницу между фактическими резервами и величиной обязательных резервов:

Rиз= Rф– Rоб.

В результате пассивных операций у коммерческого банка возникают обязательства перед вкладчиками: выплачивать проценты по вкладам. В результате активных операций, кредитной деятельности, коммерчcкий банк обеспечивает получение дохода.

Чтобы обеспечить получение дохода коммерческий банк выдаетв качестве кредита сумму избыточных резервов под больший процент,чем его обязательства по вкладам. Разница между полученными и выплаченными процентами составляет доход банка. Из полученного дохода вычитаются издержки банка (зарплата, содержание сейфов, кассовое обслуживание и т. п.) в результате получается банковская прибыль.

Кредитная деятельность коммерческих банков увеличивает денежную массу в стране по принципу мультипликатора. Банковский мультипликатор (мультипликатор предложения денег) – это величина, определяющая максимальное количество кредитных денег, которое может быть создано одной денежной единицей избыточных резервов при

данной норме обязательных резервов (Km):

Km= 1 / R′об.

Дополнительное количество денег, которое может быть создано

в стране в результате кредитной деятельности коммерческих банков,

определяется следующим образом:

Банковский мультипликатор может действовать как на увеличение денежной массы, так и на уменьшение, его эффект зависит от нормы обязательных резервов. Центральный банк, изменяя норму обязательных резервов, может менять величину предложения денег в стране.

41. Денежно-кредитное регулирование. Монетаризм. Правило Фридмена

Денежную политику государства можно условно разделить на два

направления: монетарная и кредитная политика.

Для обеспечения надежного функционирования денежного рынка государство должно обеспечить относительную стабильность стоимости денег, т. е. устойчивость национальной валюты. Это предполагает контроль над регулированием денежного предложения. Предложение денег определяется размером денежной эмиссии, т. е. Выпуском бумажных денег, который осуществляет Центральный банк страны. Значит, объем выпускаемых денег во многом зависит от политических решений. На предложение денег оказывают влияние и другие факторы, среди которых деятельность коммерческих банков, движение иностранной валюты и др.

Кредитная политика государства возникла и развивается в связи

с появлением и развитием отношений займа денег. Кредитная политика – это совокупность мер, проводимых Центральным банком в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления.

Основной субъект кредитной политики – Центральный банк, который, не являясь правительственным институтом, как правило, выполняет целевые установки правительства.

В России законодательно закреплено положение о том, что Центральный банк РФ является органом денежно-кредитного регулирования. Объектами регулирования выступает объем и структура денежной массы. Законом определяются и инструменты, которые использует Центральный банк, осуществляющий кредитно-денежную политику.

Инструменты кредитно-денежной политики:

1. Учетная (дисконтная) политика и ломбардная политика.

Здесь Центральный банк выступает в качестве основного кредитора всех других банков. Кредиты он выдает при условии переучета векселей (дисконтная политика) обращающихся к нему банков или под залог их ценных бумаг (ломбардная политика). Ставку, определяемую центральным банком по таким кредитам, в экономической науке и практике именуют официальной учетной ставкой.

Центральный банк вправе в любое время изменить эту ставку, повысить или понизить ее. Манипулирование учетной ставкой и есть

тот рычаг, с помощью которого банк регулирует спрос и предложение

на рынке капиталов. Теоретически механизм такого регулирования

прост: коммерческие банки, взяв в центральном банке кредиты, сужа-

ют эти средства, но уже под более высокий процент, другим субъектам

экономики. Рост процентной ставки, то есть «удорожание» кредита,

ограничивает спрос на заемные ресурсы, гасит стремление фирм к новым инвестициям. Снижение же ставки делает кредит «дешевле», доступнее, что стимулирует частный сектор к новым инвестициям.

Учетная политика является для экономических субъектов индикатором действий правительства. Если, например, учетная ставка устойчиво растет, то банки вправе предположить, что правительство намеренно свертывает деловую активность. И наоборот, снижение учетной ставки свидетельствует о стремлении правительства стимулировать развитие экономических процессов.

2. Операции на открытом рынке.

Центральный банк, покупая и продавая ценные бумаги на открытом рынке, может эффективно влиять на развитие денежно-кредитных отношений в стране. Многие экономисты считают этот инструмент наиболее важным. Он предполагает покупку и продажу государственных ценных бумаг коммерческим банкам и населению. Принято считать, что продажа государственных облигаций уменьшает денежную

массу, а покупка (погашение) увеличивает ее. Ограничением для применения этого инструмента является необходимость существования устойчивого доверия населения и банков к правительству в целом и государственным облигациям в частности. При отсутствии такого доверия эффективность использования данного инструмента ограничена. Другим недостатком данного инструмента является ограниченность временных рамок его действия. Время действия здесь определено сроком, на который были выпущены ценные бумаги. Связь здесь прямая:

чем длительнее срок действия ценных бумаг, тем продолжительнее

период использования данного инструмента кредитной политики. Фактором, снижающим эффект от использования операций на открытом рынке, является ограниченность ресурсов ценных бумаг центрального банка. На практике этот недостаток устраняется двумя способами: либо государство предоставляет центральному банку дополнительные ресурсы ценных бумаг, либо дает ему право выпускать их самостоятельно. Практика проведения операций подобного рода в кредитной политике России пока находится в зародышевом состоянии, но ее роль постепенно растет.

3. Политика минимальных резервов.

Практика банковской деятельности, сложившаяся в конце ХIХ – начале ХХ в., показала, что операции в сфере кредитных отношений требуют определенного страхования. Даже при незначительной негативной информации вкладчики одновременно и в массовом порядке предъявляли банкам требования о возврате своих вкладов. Крах одного банка неизбежно сказывался и на других банках. Таким образом, у правительства разных стран появился повод к изданию законов о защите интересов вкладчиков. Так родилась и практически реализовалась идея о создании системы минимальных резервов, впоследствии названных обязательными резервами.

Обязательные резервы – это определенные денежные суммы, которые коммерческими банками предписывалось держать на счетах центрального банка. Суммы эти необходимы для гарантированного выполнения коммерческими банками своих обязательств перед вкладчиками. Впервые такой порядок был введен в США в 1933 г.

Сумма, представляющая собой обязательные минимальные резервы коммерческих банков, хранится в центральном банке в форме беспроцентных вкладов. Эти средства должны гарантировать работу банков в течение определенного периода. Если коммерческий банк не выполняет данного требования, ему приходится выплачивать штрафные проценты.

Например, если норма обязательных резервов составляет 20 %,

то коммерческий банк, имеющий обязательства на сумму 1 млн долл.,

должен держать в центральном банке резерв на сумму 200 тыс. долл.

Если в следующем месяце срочные обязательства повысятся до

2 млн долл., то коммерческий банк должен увеличить свой резерв до

400 тыс. долл.

Таким образом, центральный банк, повышая норму обязательных

резервов, сдерживает деловую активность коммерческих банков, понижая – стимулирует. Увеличение нормы обязательных резервов приводит к сокращению денежной массы и, наоборот, уменьшение нормы обязательных резервов приводит к увеличению количества денег. Несмотря на то, что данный инструмент денежной политики является мощным и эффективным, он используется достаточно редко; причинами этого являются законодательные ограничения на его использование и жесткость данной меры.

В России система минимальных резервов была введена в 1990 г.

Норма обязательных резервов колеблется в пределах 12–20 %.

Имеющиеся рычаги кредитно-денежной политики позволяют Центральному банку в зависимости от сложившейся ситуации осуществлять или политику «дорогих» денег, направленную на ограничение предложения денег, сокращение расходов и снижение инфляции или политику «дешевых» денег, направленную на стимулирование роста предложения денег, совокупных расходов и занятости.

Кредитно-денежная политика имеет ряд преимуществ перед другими видами экономической политики, она более гибкая и мобильная, менее зависима от политических решений и является фактором стабилизации национальной экономики.

Норма обязательных резервов и ее функции. Фактические и избыточные резервы, ставка рефинансирования (учетная)

Обязательные резервы банков - устанавливаются Центральным банком РФ в виде нормы (доли, выраженной в процентах) по отношению к сумме привлеченных средств. Нормы обязательных резервов дифференцируются по видам вкладов (депозитов). Наиболее высока норма по вкладам физических лиц. Обязательные резервы в форме депозитов находятся в Центральном банке РФ. Обязательные резервы в определенной мере гарантируют возможность получения вкладов их владельцами. Обязательные резервы представляют собой механизм регулирования общей ликвидностью банковской системы. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении. В сложной финансовой ситуации, когда, например, высоки темпы инфляции, повышение нормы обязательных резервов существенно сокращает общие кредитные ресурсы, увеличивается процент за кредит. А это уменьшает денежную массу, а, следовательно, снижает давление покупательного спроса на цены, блокируя инфляцию.

Резервная норма - это доля (в %) банк. вкладов, которая должна содерж. в качестве обязат. резервов в кассе банка, либо на его корреспондентском счете в Центробанке.

Избыточные резервы = фактические резервы -- обязательные резервы.

Функции резервной нормы:

  • 1) проведение межбанковских расчётов
  • 2) контроль за способностью отдельных коммерческих банков к кредитованию

Избыточные резервы - банк имеет право распоряжаться по своему усмотрению Избыточные резервы - сумма, на которую фактические резервы банка превышают его обязательный резерв. Избыточные резервы могут использоваться коммерческими банками для предоставления ссуд.

Фактические резервы - суммы банковских депозитов, то есть фактические вклады. Фактические резервы -- денежные резервы, полученные от вкладчиков, которыми владеет в данное время банк. На избыточные резервы банк может выдавать ссуды и получать с них процентный доход. Поэтому банки обычно стараются ограничить размеры своих обязательных резервов до допустимой величины, так как депозиты в Центральном Банке не приносят процентов.

Учетная ставка, или ставка рефинансирования - это %, под который Центробанк выдает ссуды другим банкам. Такие ссуды не требуют обязательного резервирования. Понижение ставки рефинансирования способствует расширению кредитования в стране и соответственно увеличивает предложение денег: более низкие ставки рефинансирования позволяют коммерческим банкам кредитовать предприятия и население также на более приемлемых условиях. Повышение учетной ставки оказывает обратное воздействие на денежное предложение.

Конвертируемость (обратимость) национальной валюты - свободный обмен ее на иностранные валюты и обратно без прямого вмешательства государства в процесс обмена. Деньги в качестве обязательного посредника обслуживают развитие форм внешнеэкономической деятельности, выступают во всех сферах международного обмена. Через механизм конвертируемости валют решаются проблемы международного платежного средства, использования валюты одного государства на территории других государств.

По степени конвертируемости различают следующие виды валют:

а) свободно конвертируемая (резервная);

б) частично конвертируемая;

в) замкнутая.

Свободно конвертируемая валюта неограниченно обменивается на другие иностранные валюты. Конвертируемую валюту наиболее развитых стран называют резервной валютой, т.к. в ней Центробанки накапливают и хранят резервы для международных расчетов и обеспечения своей национальной валюты.

Частично конвертируемая валюта , как правило, обменивается только на некоторые иностранные валюты.

Замкнутая валюта – национальная валюта, которая обращается и функционирует только в пределах своей страны и не обменивается на другие иностранные валюты.

Цели валютных ограничений: - выравнивание платежного баланса; - поддержание валютного курса; - концентрация валютных ценностей в руках государства.

Различают две основные сферы валютных ограничений: текущие операции платежного баланса (торговые и неторговые сделки) и финансовые операции (движение капиталов, кредитов и другие трансферты). Степень конвертируемости обратно пропорциональна объему и жесткости практикуемых в стране валютных ограничений, непосредственно ведущих к сужению возможностей в осуществлении валютного обмена и платежей по международным сделкам.

8.Обязательные и избыточные резервы банка, их формирование и назначение

Каждый коммерческий банк имеет установленные законом обязательные резервы, размер которых определяет Центральный банк. Обязательные резервы – это часть суммы вкладов, которую каждый коммерческий банк должен зачислить на счет отделения Центрального банка. По разным вкладам (до востребования, срочным и т.д.) устанавливается своя резервная норма – процент от суммы депозитов. Минимальные размеры резервного фонда устанавливаются законодательно (доля резерва в активах банка колеблется от 3 до 20%) и являютсяинструментом регулирования количества денег в стране.

Избыточные резервы – это разность между общими резервами банка и обязательными резервами, их называют ссудным потенциалом банка . Ссудный потенциал банковской системы равен сумме избыточных резервов всех коммерческих банков, деленной на норму обязательного резервирования.

Формирование обязательных резервов несколько ограничивает возможности коммерческих банков в предоставлении кредитов. Избыточные резервы банк может использовать дляприращения денег.

Формирование обязательных резервов носит обязательный характер и включается всебестоимость оказываемых банковских услуг. В отдельных случаях средства обязательных резервов формируются за счет прибыли.Объем обязательных резервов определяется спомощью нормы обязательных резервов (r ) – показателя, который рассчитывается как процентное отношение суммы обязательных резервов к общей сумме банковских депозитов. В настоящее время данный показатель колеблется в пределах от 3 до 15 % для разных стран и банков.


Top