Доброта лучше чем красота литературные примеры. Сочинение: Согласны ли вы с мнением Г

Итоговое сочинение по направлению «Доброта и жестокость» (тема «Согласны ли вы с мнением Г.Гейне, что «Доброта лучше красоты»?)

Большинство людей считает, что внешняя красота человека предполагает в нём и наличие доброты. Красивыми восхищаются, отыскивают в их душах благородство и честность, милосердие и сострадание. Но иногда под красивой оболочкой скрывается холодный, расчётливый и жестокий человек. Поэтому я соглашусь с немецким поэтом Гейне в том, что доброта лучше красоты. Она полезнее для окружающих своим свойством помогать людям, согревать их души теплом.

В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. В частности, в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» по отношению к красавице Элен Курагиной прослеживается сходная с Гейне мысль. Она прекрасна, как мраморная статуя, и так же холодна и бесчувственна. Её ослепительная внешность не согрета душевностью и добротой. В замужестве с Пьером Безуховым девушка искала обладания миллионным состоянием мужа, повышения положения в обществе, возможность беспрепятственно иметь любовников. Лицемерная женщина в обществе казалась милой и очаровательной, дома же не считала нужным скрывать свой цинизм, грубость и вульгарность выражений. Она заявляет, что не такая дура, чтобы хотеть иметь детей, и с таким мужем, как Пьер, не грешно иметь любовников. Порочная и беспринципная Элен знакомит своего брата Анатоля с Наташей Ростовой, которая уже помолвлена с Андреем Болконским. Элен ничуть не жаль юную неискушённую Наташу, подпавшую под обаяние бессердечного соблазнителя, ей нравится играть людьми. Пьер, узнав истинную сущность жены, бросает ей в гневе справедливые слова о том, что там, где она и её родные, зло и порок. Таким образом, красота Элен – это своеобразная ловушка, в которую попадают люди, ищущие любви, понимания, доброты.

Эта же мысль – доброта лучше красоты – прослеживается в образе другой героини Л.Н. Толстого – Наташи Ростовой. Писатель неоднократно подчёркивает, что его любимая героиня некрасива, с большим ртом. Но Наташа становится прекрасной в минуты душевного волнения, когда она поёт и танцует, когда влюблена и счастлива. Главная черта характера Наташи – стремление помогать людям, её умение сопереживать. Она своей любовью и заботой спасает от безумия мать, потерявшую на войне младшего сына, приказывает отдать подводы для эвакуации раненых русских солдат. Наташа ухаживает за раненым Андреем Болконским, простив ему обиды. Она, став женой Пьера Безухова, уважает его и разделяет убеждения мужа. Скольким людям эта необыкновенная девушка дарила счастье, тепло, заботу!

Завершая своё сочинение, хочу обратиться к словам М.М. Пришвина: « Красота спасет Мир, если она добра. Но добра ли она? Не красота спасет Мир, а светлые помыслы. Ибо какой прок от надменной и безбожной красоты?» Я считаю, что красота со временем может увянуть, а доброта живёт в сердце человека вечно. Поэтому свет добра сильнее сияния красоты.

(407 слов) Нельзя не согласиться с высказыванием знаменитого немецкого поэта Генриха Гейне, что «доброта лучше красоты». Ведь представление об эстетике у всех разное. Что почитают одни, для других считается уродством. А истинная доброта души – это единое и неизменное человеческое качество, которое, безусловно, красит человека даже больше, чем симпатичное лицо или хорошо сложенное тело. По сути, наша внешность является только оболочкой, которая теряет свою привлекательность и значимость без богатого внутреннего наполнения. Чтобы аргументировать свою точку зрения, приведу примеры из книг.

Вспомним известную сказку А.И. Куприна «Синяя звезда». Главная героиня произведения была необычайно дурна собой, она абсолютно не соответствовала эталонам общества. Но, несмотря на это, народ любил и уважал девушку за её чистую душу, открытость, благородство, мудрость и, главное, доброе сердце. Жителям Эрнотерры было абсолютно не важно, как выглядит их принцесса, потому что её внутренние качества перекрывали всё. Девушка могла одарить весь мир своим благородством, за что обрела верных подданных, готовых ради счастья Эрны навсегда убрать все зеркала в своей маленькой стране. Более того, юная девушка, рискуя собой, спасла путешествующего принца, и он признался, что не видел женщины лучше. В его стране оказалось, что облик Эрны – эталон изящества. Таким образом, добродетель везде ценится одинаково, а вот внешний вид все люди оценивают по-своему. Значит, лучше иметь универсальное достоинство, чем то, что теряет ценность в зависимости от времени и места.

Яркими примерами, подтверждающими превосходство доброты над красотой, богата и зарубежная литература. Знакомая с детства повесть-сказка французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в простой и понятной форме подводит читателей к мысли о соотношении красоты внутренней и внешней. Маленький принц, главный герой произведения, оказавшись на Земле, видит множество роз, которые внешне так же очаровательны, как и его цветок. Но мудрый мальчик понимает, что «самого главного глазами не увидеть». Внешняя оболочка этих роз привлекательная и яркая, но сами по себе они «пустые» и совсем не такие, как его покинутая подруга. По мнению героя, истинная ценность скрыта от наших глаз, она живёт внутри. Таким образом, благообразный вид без содержания ничего не значит, и этот вывод подкрепляет утверждение Г. Гейне: доброта лучше красоты, потому что внешность сама по себе не ценится, в отличие от доброты.

Настоящее богатство любого человека составляет его внутренний мир, ведь чистая и добрая душа неподвластна времени, в отличие от внешней красоты, которая со годами может увядать и превращаться в пыль. Кроме того, внешность люди оценивают по-разному: кому-то нравится то, что претит другому. А вот добродетель одинаково уважают все: от мала до велика. Значит, универсальной и стабильной ценностью обладает именно содержание, а не форма.

(400 слов) Красота и доброта – два, казалось бы, не связанных друг с другом качества, которые в искусстве, будь то литература, кинематограф или живопись, на протяжении многих веков вступают в спор. Если современного человека просят выбрать одно из двух, он задумывается и часто не может сделать однозначное решение. А вот поэт Гейне выбрал для себя доброту, и я с ним согласна, ведь это качество определяет внутренний мир человека, а он, на мой взгляд, гораздо важнее, чем внешность, которую мы получаем по наследству. Попробую объяснить свой выбор с помощью литературных примеров.

Под красотой обычно подразумевают привлекательную внешность, которая затмевает характер. Например, героиня романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» была необычайно соблазнительной женщиной, покоряющей всех своей наружностью. Но это было лишь оболочкой: у Элен была порочная натура. Ради денег и положения она была готова на любимые отвратительные поступки: обман, кражу и брак по расчету. Наполеон при встрече назвал ее «красивым животным». Курагина вышла за состоятельного графа Пьера Безухова, чтобы закрепиться в обществе, строила козни против него и его близких, а потом решила выйти замуж за богатого иностранца, но не успела – она умерла из-за некоего заболевания. Элен является абсолютно отрицательным персонажем, в ней нет ничего положительного. «Где вы - там разврат, зло» - так сказал Пьер жене. За красивой оболочкой скрывались распутство, жестокость и гордыня. Связь с этой женщиной принесла Безухову только горе, потому что он выбрал красоту, а не доброту. Его выбор был неправильным.

Но красота бывает не только внешней. Безобразный снаружи Квазимодо из романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» оказывается самым добрым персонажем книги. Он самоотверженно выполняет свою работу звонаря, из-за которой оглох; не ропщет на судьбу, которая наградила его уродливой внешностью. Он спасает Эсмеральду от казни, потому что когда-то она его пожалела, и он не боится пойти против общества ради добродушной цыганки. Он ее искренне любит, но позволяет себе любоваться ей только ночью, когда она спит. Герой даже предлагает привести к ней Феба, которому принадлежит сердце Эсмеральды, потому что ему чуждо такое понятие, как ревность, он хочет, чтобы она была счастлива. Цыганке не пришлось сожалеть от знакомства с горбуном, он был единственным мужчиной, который относился к ней по-хорошему без надежды на взаимность. Его доброе сердце полностью нивелировало внешнее уродство.

Великий английский драматург У. Шекспир писал: «Влюбиться можно в красоту, но полюбить - лишь только душу». Так и бывает: прекрасная внешность без внутренней добродетели утрачивает свою привлекательность, в то время как добрые поступки вызывают симпатию, уважение, благодарность. Именно поэтому я, как и Гейне, предпочитаю доброту красоте.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Экзаменационные темы будут доступны за 15 минут до начала ИС.

Отцы и дети

1. Почему возникает дисгармония в отношениях между родителями и детьми?

2. Когда родителям стоит поучиться у своих детей?

3. Согласны ли вы с высказыванием А. С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?

4. Как вы думаете, вечен ли конфликт поколений?

5. Быть похожим на родителей - это достоинство или недостаток?

6. Что значит преемственность поколений?

7. Как вы понимаете слова О. Уайльда: «Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми»?

8. Как, по-вашему, возможна ли гармония в отношениях детей и родителей?

9. Согласны ли вы с мнением, что понимание – это улица с двусторонним движением?

10. Быть родителями - это счастье или обязанность?

11. Что такое «конфликт поколений»?

Мечта и реальность

1. Что означает «высокая мечта»?

2. Когда реальность разрушает мечту?

3. Как вы понимаете высказывание А.Н. Крылова: «Мечтой тоже надо управлять, а то ее, как корабль без руля, занесет бог весть куда»?

4. Почему не все мечты сбываются?

5. В чем суть противоречия между мечтой и реальностью?

6. Согласны ли вы с утверждением, что «человек без мечты, как птица без крыльев»?

7. Когда мечта превращается в цель?

8. Можно ли убежать от реальности?

9. Что такое, по-вашему, «заветная мечта»?

10. Как вы понимаете выражение «жестокая реальность»?

11. Мечтатель – это фантазер или глупец?

Месть и великодушие

1. Почему месть разрушает душу?

2. Согласны ли вы с мнением И. Фридмана: «Сладчайшая месть – это прощение»?

3. Какого человека можно назвать великодушным?

4. Какие качества присущи великодушному человеку?

5. Как вы понимаете выражение «сладкая месть»?

6. Великодушие – это сила или слабость?

7. Как вы понимаете высказывание Ж. Вольфрома: «Справедливость всегда приправлена щепоткой мести»?

8. Что общего между великодушием и состраданием?

9. Как соотносятся понятия «месть» и «закон»?

10. Как, по-вашему, месть – это проявление трусости или мужества?

11. Когда нужно отказаться от мести?

Искусство и ремесло

2. В чем, по-вашему, состоит конечная цель искусства?

3. В чем разница между ремеслом и искусством?

4. Может ли ремесленник стать художником?

5. Как вы понимаете высказыванием Г. Гебелля: «Искусство – это совесть человечества»?

6. Могут ли способности превратиться в талант?

7. Кто такой талантливый человек?

8. Ремесленник – это мастер своего дела или халтурщик?

9. Согласны ли вы с высказыванием П. Казальса: «Мастерство еще не делает художником»?

10. Какова роль искусства в развитии человечества?

11. Чем настоящее искусство привлекает человека?

Доброта и жестокость

1. Какими качествами обладает добрый человек?

2. Можно ли оправдать жестокость?

3. Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «Доброта лучше красоты»?

4. Доброта – это проявление силы или слабости?

5. Как вы понимаете высказывание М. Монтеня: «Трусость – мать жестокости»?

6. Может ли доброта причинить вред человеку?

7. Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?

8. Кого можно назвать жестоким?

9. В чем, по-вашему, могут быть причины проявления жестокости?

10. Нужно ли бороться с жестокостью?

11. Что может сделать человека добрее?


Top