Логопедическое коррекционное занятие с овз. Факультет коррекционной педагогики

Детский церебральный паралич, старший дошкольный возраст

Программное содержание:

  1. Развивать связную речь.
  2. Формировать умение запоминать действующих лиц и последовательность событий.
  3. Учить рассказывать сказку с помощью моделирования.
  4. Использовать здоровьесберегающие технологии.
  5. Воспитывать чувство коллективизма, умение сопереживать героям сказки.

Логопед: Я принесла книгу. Она очень красочная, здесь много иллюстраций. Как обычно начинаются сказки?

«Жили-были…», «в некотором царстве, в некотором государстве…….», «было у отца три сына…», «за синими лесами, темными горами» и т д.
А как заканчиваются сказки?
«вот и сказке конец», « я там был, мед, пиво пил…», «стали жить-поживать….»
Логопед: Сейчас наугад открою страницу, такую сказку и будем рассказывать.
Но сначала я вам загадаю загадки.
У кого усищи, глазищи, хвостище.
А моется всех чище? (Кот)

Крылья с узорами, сапоги со шпорами (Петух).
Выставляются иллюстрации к сказке « Кот, петух и лиса»
Логопед: Догадались? Как называется сказка?
(вносятся игрушки: домик, петух, кот и лиса).

Логопед: «Что наказывал петушку котик, когда уходил на охоту?
Как лиса хотела забрать петушка?
Что она ему говорила? Каким голоском? (нежным, вкрадчивым, ласковым)
Как звал петушок котика? (громко, тревожно, испуганно)
Как котик забрал петушка у лисы?

Проводится упражнение на дыхание:
Когда котик бежал за лисой, он так тяжело дышал, покажите как,
Вдохните через нос, а выдохните толчками (1-2-3), затем замедляем дыхание….
Логопед предлагает задание с использованием сюжетных картинок к сказке « Кот, петух и лиса» и одна картинка из другой сказки.
Логопед: Надо разложить картинки в той последовательности, как развивались события. Думайте, советуйтесь. Что вы решили?

Логопед: Предлагаю поиграть в сказку с помощью геометрических фигур (раздаю фигуры: треугольник, круг, квадрат).

Пусть большой квадрат будет домик, в котором живут кот и петух.
Какая фигура будет петушок? (Красный треугольник)
А где котик? (серый кружок)
Лиса - большой оранжевый треугольник
Логопед предлагает поиграть.
Кот и петух в домике. Кот уходит. Петушок остался. Покажите как. Вот идет лиса к домику. Лиса уносит петушка. Кот догоняет.
Молодцы. Хорошо запомнили сказку.
Логопед: (надеваю на руку лису-перчатку).



Лиса-лисонька. Какая ты хитрая, всех обманываешь!!!
Какие сказки про лису вы знаете?
«Лисичка-сестричка и серый волк»,
«Колобок»,
«Теремок»,
«Лиса со скалочкой»
«Лиса и дрозд»,
« Серая шейка»
Какими словами называли лису в сказках? (кумушка, лисичка-сестричка, Патрикеевна, плутовка, Ефстафьевна ….)
В какой сказке все же лису кто-то да обманул
(выставляются иллюстрации «Лиса и журавль»).

Проводится глазодвигательная гимнастика.

Посмотрите друг на друга широко отрытыми глазами, крепко зажмурьтесь,палец поставьте на переносицу, сведите глаза вместе.
Выставляются сказки «Теремок»,

«Колобок»,

Герои перечисляются по кругу, по прямоугольнику, по треугольнику.
Моделирование сказки « Теремок»
Разложить полоски по цвету (серая, зеленая, оранжевая и т. д)

Полоски по величине

Кто самый маленький?
Кто чуть-чуть поменьше?
Кто самый большой?
Кто перед медведем?
Логопед предлагает игру «Выручим Колобка»
Это сказка про Колобка. Какой конец у этой сказки? (печальный»)
Обычно сказки заканчиваются хорошо. Давайте выручим Колобка, подумайте.
Проводится психогимнастика: дети шагают нахмурясь, потирают у виска, поднимают большой палец, восклицают
(дети придумывают предложения, а логопед делает зарисовки по ходу действия)
Дети;

К счастью, у него был с собой сотовый телефон.
Колобок позвонил в Службу спасения 01.
На помощь прибежали Спасатели-Ежи.

(Дети помогают Ежам надеть грозные колючки-прищепки)

Лису прогнали

Детям предлагается нарисовать запомнившихся героев сказок на песке(заранее приготовлены планшеты с песком)
Итог. Рассматривание рисунков, логопед благодарит всех детей за участие.

Здравствуйте, уважаемые педагоги и просто любимые читатели. Я Татьяна Сухих, сегодня хочу поговорить на довольно деликатную тему о том, как организовать индивидуальные занятия с детьми, имеющих ограничения по состоянию здоровья.

Уверенна, вам уже приходилось слышать такое понятие, как «дети с ОВЗ» в детских дошкольных учреждениях. Термин относительно новый, так как появился после принятия закона «Об образовании в Российской Федерации» в 2012-м году и вступления его в силу уже в сентябре 2013-го. В законе говорится о том, что каждый малыш имеет право на получение общего образования независимо от его возможностей.

Стоит сразу сказать, что пока не существует общей адаптированной программы для детей дошкольников с ОВЗ. Если заглянуть в образовательные основы, написанные по ФГОС, то вам не удастся их найти даже на официальном сайте.

Благо, что в помощь воспитателям трудятся детские психологи и специалисты медицины, разрабатывающие литературные и другие пособия.

Пополняем свой запас знаний

В качестве примера можно привести труд Е.А.Чевычеловой, предлагающий развернутые тематические планы для коррекционной работы с дошкольниками средних групп, имеющих проблемное зрение. Здесь воспитатели ДОО, психологи, дефектологи, а также родители найдут для себя массу полезной информации о развитие у ребенка зрительного восприятия мира, ориентировании его в социально-бытовой сфере и пространственных отношениях.

Еще одним пособием, которое стоит взять на заметку, является электронный материал о социально-коммуникативном развитие ребятишек, имеющих ограничения в здоровье. Автором А.В.Елоевой было создано пособие максимально соответствующее требованиям ФГОС, которое поможет учителям и воспитателям в социальном сопровождении обучающихся, то есть в планирование совместных и индивидуальных занятий ребенка для успешного раскрытия его потенциала. Такое пособие должно быть обязательным для социального педагога.


Весьма эффективным способом повышения квалификации для специалистов ДОУ в условиях современности, по моему мнению, являются всевозможные тренинги и форумы. А как вы относитесь к посещению вебинаров? Если положительно, уверенна вы сможете оценить следующие офлайн-вебинары:

  • «Развитие речи детей с ОВЗ», представленный в 2-х частях, с которым вы можете ознакомиться по ссылке http://www.uchmag.ru ;

  • «Индивидуальная комплексная образовательная программа в условиях ИО(инклюзивного образования) детей с ОВЗ», который проведет учитель-дефектолог высшей категории М.Н.Емельянова в 4-х частях http://www.uchmag.ru/ ;

  • «ФГОС НОО: коррекционно — педагогическое сопровождение детей с ОВЗ», где благодаря работе педагога-психолога И.В.Гуреевой вы научитесь включать малышей с ограничениями здоровья в учебный процесс http://www.uchmag.ru ;

  • «Специальные условия обучения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе с учетом ФГОС» от старшего методиста Н.Н.Куклевой http://www.uchmag.ru .

Индивидуальные занятия с детьми: основы основ

Но прежде чем заниматься повышением квалификации, следует знать основные термины и понятия, касающиеся развития дошкольников в ограниченных условиях. Я думаю, что из информации, приведенной выше понятно, что ребенок с ОВЗ имеет временный или постоянный недостаток в развитии. Это может быть связано с его физическими или психологическими особенностями. В основном специалисты разделяют таких воспитанников по следующим категориям:

  1. дети, чья слуховая функция нарушена;

  2. малыши с дисфункцией речи, нуждающиеся в логопедических упражнениях;

  3. дошкольники, у которых имеются зрительные нарушения либо полная слепота;

  4. ребятишки с патологиями опорно-двигательного аппарата;

  5. детки, отстающие в умственном развитии или имеющие проблемы психологического характера;

  6. воспитанники с поведенческим расстройством и нарушениями в общении.

Исходя из определения детских особенностей ОВЗ, воспитатель планирует проведение занятий для всей группы, ориентированное на индивидуальные особенности конкретного ребенка или нескольких детей.


Что нужно знать о здоровье детей и их обучении?

Малышам той или иной категории свойственны некоторые характерные черты, которые стоит учесть.

  1. Например, ребятишки с нарушением слуха будет труднее воспринимать материал, в связи с чем, нарушается память, речь и мышление в принципе. Малыши могут быть обидчивыми, замкнутыми и невнимательными не зависимо от возраста. В занятиях с такими детьми следует делать ударение на улучшение пространственного восприятия и координации движений. Нужно учитывать, что ребята с ограничениями слуха отлично читают по губам, чем можно воспользоваться, произнося тексты четко, с использованием положительных мимических жестов. Также пригодятся картинки с надписями, запоминая которые дошкольник старшей группы меньше пропускает буквы в словах, то есть усиливает зрительное восприятие.

  2. Детки с нарушением зрения требуют тщательного распределения зрительных нагрузок. Занятия также должны ориентировать ребенка в пространстве, а также социально-бытовой сфере. Огромную роль в занятиях с такими малышами играют игры, развивающие мелкую моторику, а также осязание. Воспитателю пригодятся логопедические знания и умение управлять мимикой лица. Детки, не имеющие возможности хорошо видеть, могут при этом иметь отличный слух. Поэтому педагогам сгодятся аудио материалы, игры с музыкой или танцы.

  3. ЗПР(задержка психического развития) у воспитанников ДОУ характеризуется высокой степенью физической активности ребенка, его неусидчивостью, невозможностью сконцентрироваться на занятии или выполнить его самостоятельно. Поэтому информационные материалы, возможно, будет легче преподнести в процессе подвижной игры.

  4. А вот для ребят с нарушениями опорно — двигательного аппарата больше всего важна психологическая поддержка, воспитание неунывающих взглядов, оптимистичного отношения не только к себе, но и своим близким. Важно, чтобы в этом процессе участвовали педагоги-психологи, труженики медицинской отрасли и, конечно, родители. Роль заботливых мам и пап неоценима в процессе развития детей с ОВЗ. Тем более, что у них на много больше возможности проводить индивидуальные занятия с учетом потребностей своего малыша, чем у воспитателя в детском саду.

Что еще нужно знать об инклюзивном образовании?

Объяснить это опекунам должен именно педагог. Тем более, что первым действием в алгоритме принятия дитя с ОВЗ в детский сад является встреча с родителями. Ведь последующие составление планов занятий включает в себя рекомендации психолого — медико — педагогической комиссии (ПМПК) и заключения после беседы с мамой и папой.


Конспекты воспитателя также будут ориентированы на заключение ПМПК согласно определению ребенка с ОВЗ в ту или иную группу для инклюзивного образования.

Инклюзивное образование – понятие, которое появилось вместе с законом «Об образовании в Росийской Федерации» в 2012 году. Оно подразумевает полноценное совместное обучение детей с ОВЗ с ребятами, не имеющими никаких ограничений.

И так группы могут иметь комбинированную и компенсирующую направленность.

В первом случае, имеется в виду, что ребенок ограниченный особенностями здоровья будет развиваться вместе со всеми остальными детьми без таких ограничений. В этом случае, законом не было придумано что-то новое. И раньше ДОУ посещали дети с плохим зрением или слухом. Поправки в законе скорее подтолкнули к посещению общих групп в детском саду детей с психологическими или физическими особенностями. Раньше родители и опекуны чаще отдавали предпочтение специальным – закрытым учреждениям или домашнему обучению.

Компенсированная направленность в образовании подразумевает детские коллективы, которые посещают малыши с одним и тем же нарушением в развитии. Количество детей в таких группах ограничено и до достижения воспитанниками младшего 3-х летнего возраста чаще всего не превышает 6 человек. Принять большее количество ребят детский сад может уже в средние и старшие дошкольные группы. Однако число малышей все равно может ограничиваться согласно категории ОВЗ.

Конечно же, сейчас мы – педагоги и воспитатели, стали более квалифицированными в этом вопросе. Образовательная программа совершенствуется с каждым годом. Но согласитесь, не бывает так, чтобы не оставалось вопросов по индивидуальным занятиям с детьми, тем более в столь щепетильном вопросе. Выскажите своё мнение и если вы работаете в саду, то поделитесь своим опытом.

Всегда актуальной тема развития детей с ОВЗ будет для их родителей, поэтому, уважаемые читатели, подписывайтесь намой блог, а я чем смогу, помогу и отвечу на ваши вопросы. На сегодня я прощаюсь с вами, до новых встреч!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Представленный конспект содержит материал для проведения логопедического занятия. Данное занятие ориентировано на обучающихся детей с ОВЗ коррекционных школ VIII вида, классов-групп, имеющих дефекты произношения, несформированность фонематического слуха и восприятия, общее недоразвитие речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

открытого логопедического занятия

в классе-группе

Тема: «Автоматизация звука «С» в слогах и в словах».

Цели: 1. Закрепление произношения звука «С» в слогах.

2. Закрепление произношений звука «С» в словах.

3. Закрепление произношения звука «С» в словах со стечением согласных.

4. Развитие фонематического слуха.

5. Обогащение и уточнение словаря.

6. Дифференциация ед. и мн. числа сущ.

7. Развитие слуховой памяти и внимания.

Оборудование:

1. Флажки.

2. Карточки для развития фонематического слуха.

3. Предметные картинки (электронный вид).

4. Буква «С».

5. Слоги обратные и прямые (электронный вид).

6. Карточка со слогами.

7. Предметные картинки (животные и птицы).

8. Загадки (электронный вид).

9. Мяч.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Всё ль на месте, всё ль в порядке-

Ручка, книжка и тетрадки.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Что бы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

2. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: - Улыбнемся как лягушки

И потянем губки к ушкам. (Упр. «Заборчик»)

Подражаю я слону,

Губы хоботом тяну. (Упр. «Хоботок»)

Пусть язык наш отдыхает,

Пусть немножко подремает. (Упр. «Лопаточка»)

Отдохнул и потянулся,

Влево, вправо повернулся,

Вот так: тик-так, тик-так. (Упр. «Часики»)

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние. (Упр. «Почистим зубы»)

3. Пальчиковая гимнастика

а) «Тропинка» (упражнения по кружочкам)

По тропинке, по дорожке

Дружно топают две ножки (правой рукой, левой рукой )

б) «Ходят пальчики опять» (упражнения по кружочкам)

Раз, два, три, четыре, пять.

Ходят пальчики опять.

От мизинца - до большого,

А потом – к мизинцу снова.

Раз, два, три, четыре, пять.

Пальцы будут отдыхать!

в) «Пальчики здороваются» (в перчатках).

Поочерёдно, начиная с мизинца, подушечки пальцев «здороваются» с большим пальцем.
На софе спокойно спят На софе просторно, гладко.
Десять маленьких совят. Сны совята смотрят сладко!

г) «Кошка».

Кулачок – ладошка,

Я иду как кошка.

д) «Самомассаж» (карандаш)

е) «Ладонь – ребро - кулак»

4. Дыхательная гимнастика.

а) Упражнение «Прогоним тучку» (каждому вата+нитка).

Вдруг на улице стемнело,

Тучка на небо влетела.

Не дадим мы тучке плакать,

Дождиком на землю капать.

б) Упражнение «Слабый ветерок» (тихо) С-С-С

Упражнение «Сильный ветерок» (громко) С-С-С

в) Работа по схемам.

5. Развитие фонематического слуха (флажки):

а) Логопед произносит звуки, а дети, услышав звук «С» в звуковом потоке, сигнализируют об этом.
а у с м п с о с и

б) Автоматизация звука в слогах.

ам ем ес ик ил ус

Са со ма лы сы па

Усу ама есо аса

В) Автоматизация звука в словах.

роса, вес, нос, лес, кот.

6. Автоматизация «С» в словах (картинки, ИКТ).

7. Считалка.

Вот спасибо, дети! Давайте поиграем. Вставайте в круг.

Вот со звуком С считалка.

Сани, сок, сова, скакалка.

Выходи на слово «стук»,

Назови в нём первый звук.

(Логопед со снеговиком идут по кругу. Указывают на ребёнка во время произнесения каждого слога. При повторе считалки дети повторяют все слова за логопедом до слова «стук»)

Назову слова я быстро,

Вы произносите чисто:

Сахар, сад, салат, сапог.

(Дети повторяют строчку)

Назовите первый слог!

(Дети хором называют)

Слушай и запоминай,

И красиво называй

Все слова со слогом «са»:

Полоса, коса, оса.

(Дети повторяют строчку )

Все слова со слогом «со»:

Соня, сода, колесо.

(Дети повторяют строчку )

Все слова со слогом «сы»:

Косы, бусы и весы.

(Дети повторяют строчку )

Быстро, чисто называй:

Сало, сам, салют, сарай

(Дети повторяют строчку )

Санки, сайка, сажа.

(Дети повторяют строчку )

Снова повтори всё слово в слово.

(Дети повторяют две строки )

8. Загадки (ИКТ).

9. Чистоговорки (к каждой чистоговорке подбирается картинка-8).

Д.З. – дети учат чистоговорки наизусть.

Конспект НОД на тему: «Использование логопедических упражнений с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях консультативной группы».

Тема: «Золотая осень!»

Цель: Расширить представление о сезонных изменениях в природе, животных.

Программное содержание:

  1. Образовательные задачи:

- Дать представление о том, что осенью у деревьев листики меняют цвет (желтые, красные, оранжевые) ;

У чить считать до трех; закрепить нахождение предметов в пространстве («под», «на», «над»);

  1. Развивающие задачи:

Р азвивать интерес к окружающему миру;

Развивать мелкую моторику рук;

- Расширять словарный запас у детей

Воспитательные задачи: Воспитывать желание помогать братьям нашим меньшим, любовь к природе.

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, продуктивная, конструирование, игровая, двигательная.

Оборудование: Письмо с загадкой об осени; осенние листики, елочка, белочки, ежики; «вода»; массажный пазл-коврик; нарисованное дерево; краски, палочки на каждого ребенка; солнышки и тучи на каждого ребенка; аудиозаписью «шум осеннего леса».

Ход деятельности.

Постановка мотивации.

Ведущий: дети посмотрите у меня конверт. Как вы думаете, что в нем может быть? (Письмо)

Давайте его откроем.

Это загадка:

Солнышко не может землю согревать,

Листья пожелтели – стали опадать.

Часто дождик льётся, птицы улетают,

Урожай в саду и в поле собирают…

Отгадайте, дети, когда это бывает?

Дети: Осенью.

Ведущий: а за то, что вы отгадали загадку осень вам передала вот такие красивые листочки (раздать детям)

Коммуникация.

Скажите, а какого цвета листики осенью? (желтые, красные, оранжевые)

П равильно. Такого цвета листики бывают только осенью. Волшебница осень ходит с кистью и разукрашивает листики в разные цвета.

Еще осенью часто идут дожди, солнышко греет меньше не так как летом, дуют сильные ветры. Они поднимают листики с земли кружат ими в воздухе и снова опускает на землю.

Дыхательная гимнастика

Ребята, давайте превратимся в ветерок и подуем на листочки. Носиком вдохнули, ротиком выдохнули на листики.

Молодцы. А кто хочет встретиться с осенью?

Давайте ее позовем, но только громко, чтобы она услышала (дети зовут осень)

Осень: Здравствуйте, мои друзья!

Знайте, Осень – это я.

Сколько вижу я детей,

Сколько вижу я гостей!

Всё кругом я нарядила,

Тёмный лес позолотила.

И вас всех, мои друзья,

Приглашаю в гости я!

Но путь ко мне далёк, и, чтобы не

Устали ваши ножки, давайте поедем

На поезде!

(Дети строятся "паровозиком" за Осенью. Доезжают до елочки.)

Осень: Вот мы и попали в лес,

Здесь в лесу полно чудес!

(Под елочкой сидят ежики).

Ведущий : Дети посмотрите! Под елочкой сидят ежики. Но у них беда случилась. Пока они к нам бежали, все иголки растеряли. Давайте поможем ежику прицепить иголочки из прищепок.

Мелкая моторика.

(работа с прищепками).

Ведущий: д ети посмотрите, а кто это сидит на елочке? (белочки)

Белочки. Какие хорошие детки к нам в лес пожаловали. Помогли ежикам, а нам поможете собирать орешки? (Да) каждой белочке по три орешка.

Белочки. Вот спасибо вам ребятки. Приходите к нам в лес еще. Мы будем рады вас видеть.

Ведущий. Обязательно прейдем. Правда, ребята? (Дети соглашаются)

Пальчиковая гимнастика.

Ребята, а что еще белочка любит кушать? Грибы.

Давайте поиграем с нашими пальчиками, пусть они отдохнут.

На крылечке у избы

Сушит белочка грибы:

(Ладони соединяем шалашиком. Все пальцы прижать к ладони и разгибать по очереди в ходе игры).

Раз- опенок,

Два - масленок.

Три - волнушка,

А четыре - гриб свинушка,

Пять – румяный боровик.

На зиму запас велик!

(Пошевелить всеми пальцами).

Осень. Ну что отправимся дальше? Садитесь в поезд и мы поедем (паровозик)

(Дети доезжают до «воды». На полу разложены «лужи»)

Ведущий. Ой! Сколько воды, а где же мост?

Осень. Шел часто дождь. Вот мост и затопило. Чтобы нам проехать дальше надо построить новый мост.

Ведущий. Я знаю из чего мы его построим. Вот лежат детали из них мы соберем новый мост (Из массажного пазл-коврика дети собирают мост)

Вот мы и собрали мост и можем перейти на другую сторону, но одно условие: переходить нужно без обуви (дети снимают обувь и переходят)

Психогимнастика.

Осень. Потрудились мы на славу. Давайте немного отдохнем и послушаем звуки осеннего леса (звучит запись) .

Кто из вас был в лесу?

Какого цвете листочки у деревьев осенью? (желтые, красные, оранжевые)

Слышали как дует ветер и раскачивает деревья?

Давайте представим, что мы с вами то же деревья и он раскачивает наши веточки, листочки.

Физминутка

Поднимаем наши ручки-веточки вверх (поднимают руки вверх)

Покачаем ими тихонько (наклоняют руки вправо-влево)

Налетел ветер и они стали раскачиваться сильнее

А теперь еще сильнее и качается все дерево (наклоны туловища вправо-влево)

Ветер стихает и листочки дрожат от страха (машут пальчиками)

Ветер улетел.

Осень. Ну что отдохнули? А теперь в путь.

Ведущий. Осень! В твоем лесу не все деревья оделись по-осеннему (На листе нарисовано дерево с зелеными листиками)

Осень. Как же это вышло? Где моя волшебная кисть? (осень достает волшебную кисть и пытается ею нарисовать листья, но ничего не выходит)

У моей волшебной кисти закончились краски. Может вы мне поможете? У вас ведь есть краски?

Ведущий. Конечно у нас есть и краски и кисти. Мы с удовольствием тебе поможем. Правда дети? (Да)

(Коллективное рисование листиков методом тычек)

Осень. Вот теперь порядок в осеннем лесу. Это дерево я вам оставляю в подарок.

Спасибо вам ребятки. Наше с вами путешествие подошло к концу. Мне пора идти дальше, а с вами мы встретимся в следующем году. А на прощание я хочу вас угостить своими дарами (осень раздает угощения)

До свидания дети!

Рефлексия .

Дети вам понравилось путешествовать с осенью? (Да)

Ч то вам большего всего понравилось?

А хотелось бы вам снова встретиться с осенью? (Да)

Если вам все понравилось, то возьмите солнышко и прикрепите его над нашим деревом, а если не все понравилось – тучки.


Конспект первого занятия "Такие разные семьи" в группе для детей с ОВЗ.

Статья предназначена для логопедов, дефектологов и воспитателей. Предполагается цикл занятий по развитию связной речи у детей с ОВЗ по лексической теме "Семья".
Возраст детей - 4-7 лет, также занятие может проводиться в старшей группе в ДОУ.
1.Приветствие:
Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп.
Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ.
Здравствуйте, щёчки, плюх-плюх-плюх,
Пухленькие щёчки, плюх-плюх-плюх.
Здравствуйте, губки (3 поцелуя).
Здравствуйте, зубки (постучать зубами).
Здравствуй, мой носик, пип-пип-пип.
Здравствуйте, ребята! всем привет!

2.Пальчиковая гимнастика «Кто живет в квартире»:
Раз, два, три, четыре,(ритмично сжимать и разжимать ладошки)
Кто живёт у нас в квартире?
Мама, папа, брат, сестрёнка, (загибать пальцы на обеих руках поочерёдно)
Кошка Мурка, два котёнка,
Пес Барбос, щенок и я,
Вместе дружная семья! (пальцы обеих рук постукивают друг о друга)

3. Чебурашка в гостях. Ребята, угадайте, кто к нам пришёл сегодня в гости?
Этот маленький зверёк,
плюшевый и добрый,
к нам приехал из страны
теплой и далёкой.
У него глаза большие и большие уши,
чтобы лучше видеть нас,
чтобы лучше слушать.

Здравствуйте, ребята! Я приехал к вам из далёкой страны и скоро нашел хороших друзей. Вы их знаете? (Гена и Галя). Девочка Галя нам с Геной иногда рассказывает про свою семью. И даже дала мне посмотреть картины с разными семьями, хотите я вам их тоже покажу? Раньше не было фотоаппарата и всё рисовали художники. Когда на картине изображены люди, это называется – портрет.

4.Слайды «Такие разные семьи» . Просмотр и комментирование картин на уровне сюжета, одежды, изображенных членов семьи, их действий и т.п.

5.Беседа. Художники в своих картинах передают не только портретное сходство, но атмосферу, дух семьи. На портретах сразу видно, что это семья. Кто обязательно есть на каждом портрете? (папа, мама и дети) Как вы думаете, чем все эти семьи похожи (они вместе, дружные, любят и поддерживают друг друга). А чем отличаются (количество членов семьи, возраст, одежда и т.п.)

6. Игра с мячом по кругу «А у вас?» : Наша семья большая, а ваша… (дружная, крепкая, добрая, здоровая, маленькая, смелая, заботливая).

7. Физминутка «Мама в дом войдет» :
Мама в дом войдёт и ахнет: (шагаем на месте, охватываем голову руками)
Чем у нас в квартире пахнет? (принюхиваться по сторонам)
Много чем – ответим маме. (пожать плечами)
Раз – горелыми блинами, (загибать пальцы)
Два – разлитыми духами,
Три – штанами в рыбьем жире…
Мама скажет: а четыре –
Пахнет стиркой и уборкой, (изображать стирку и подметание)
А ещё – хорошей поркой! (спрятать руки за спину)

8. Игра по 1 картинке из слайда «Скажи наоборот» : мама молодая, а бабушка пожилая; папа высокий, а сын низкий; мама худая, а бабушка полная; сын старший, а малыш младший; дедушка строгий, а бабушка мягкая; у папы волосы густые, а у дедушки редкие.
9. Подведение итогов. Чебурашка: картины нам показали, что даже в давние-давние времена люди объединялись вместе в семьи, гордились своей семьёй, защищали её, находили в своём доме поддержку, тепло и уют, но семьи всегда были разными, потому что и все люди разные, и счастливы по-своему.

Приложение: Слайды "Такие разные семьи"







Top