О чем говорит в рассказе маленький принц. «Маленький принц» вопросы к сказке

Недаром говорят, что всё гениальное просто. Эта фраза хорошо характеризует произведение Антуана де Сент Экзюпери, известное каждому с детства. Вряд ли найдется сегодня человек, который и не слышал ничего о «Маленьком принце». Этот простой, внешне незамысловатый текст, давным давно растасканный на цитаты, прочно вошел в массовую культуру общества. Почему? Вероятнее всего из-за своей простоты и доступности каждому. Но при всей простоте и вполне заслуженной популярности, язык не поворачивается назвать эту книгу «попсой» из-за того вульгарного и похабного значения, в котором сегодня принято употреблять это слово. За каждой фразой «Маленького принца», за констатацией простых истин, кроется невероятная философская глубина. Те, кто хорошо знаком с творчеством Экзюпери не будут спорить с тем, что этот французский летчик был глубоким философом, мудрецом и борцом за высшие ценности. Это он демонстрирует в «Цитадели» и в других своих произведениях. Однако большинству Экзюпери известен как автор «Маленького принца», и совершенно точно именно в этой сказке-притче квинтэссенция всего его творчества.

«Все взрослые когда-то были детьми»

В этой фразе автора выражается целая философия, пронизывающая произведение. Тема противопоставления «Взрослости» и «Детскости» одна из основных тем . И речь здесь, конечно же, идет не о биологическом возрасте. За этим противопоставлением скрывается сразу несколько антитез с глубоким философским содержанием, «Формальность» и «Творчество», «Замкнутость» и «Открытость», «Насущное» и «Вечное». Маленький принц — образ вечного ребенка, который живет в каждом человеке и который всё менее и менее проявляет себя, когда мы взрослеем, не в биологическом, а скорее в нравственном плане. «Взрослого» не интересуют вечные вопросы, его волнует сколько денег он заработал, сколько звезд на небе, и ему нужно справиться со злосчастной гайкой, чтобы починить самолет, ведь иначе, когда кончится вода, гибель неминуема. Но тут появляется маленький принц, который смотрит на всё с детской непосредственностью и ему совершенно непонятна важность гайки, для него важно другое. И стоит только задуматься об этом, как происходят чудеса. «Наверное я старею», - думает рассказчик, пытающийся починить самолет. Взрослые очень любят цифры — цифры это конкретное, поверхностное, символичное, не позволяющее проникнуть внутрь, «взрослые» живут этим вопросом «сколько» и совсем не задумываются о вопросе «Зачем». «Зачем нужна власть, если нет подданных», «Зачем нужно пить?», «Зачем нужно рисовать карты или ». Из всех «взрослых» вопросом зачем задается лишь фонарщик, понравившийся маленькому принцу больше других, и тот понимает, что включать и выключать фонарь нужно только потому, что так повелось. В детстве мы постигаем вечные ценности - любовь, дружба, ответственность. Для взрослых это уже просто слова, концепты, в них нет того глубокого смысла, который вкладывает ребенок.

Исторический контекст

Читая сказку «Маленький принц» мало кто может подумать, что написана она в 1943 году, в самый разгар катастрофы — мировой войны. На родине писателя, как он сам скажет в посвящении «холодно и голодно». Недаром книгу он посвящает своему другу, когда тот был ребенком, посылая ему в далекую военную Францию частичку детского тепла и непосредственности, ведь он так нуждается в утешении. Своей простой доброй сказкой автор как будто хочет показать, до чего довела взрослость, недопонимание, формализм и невнимание к самому дорогому, к тому что есть внутри нас. Люди убивают друг друга.

Важно, что сам писатель в тот момент, когда он создает это произведение, живет в Америке. Экзюпери не любил США и много раз честно в этом признавался. И не любил он эту страну как раз за её ненормальную гипертрофированную «взрослость», выражаясь философским языком Экзюпери. Америка — страна бизнеса, денег, страна цифр и карт, того, что так не понятно маленькому принцу, всё это наносное, ненастоящее. Уже тогда, в 40-е в Америке чувствовался этот дух «деловитости» в плохом смысле этого слова, ведь недаром ещё до этого английский классик Диккенс сказал, что миссия Америки — опошлить вселенную. Вероятно во «взрослости» Экзюпери очень много «американскости».

«Он раздавал только разумные приказы» Планета короля — один из самых интересных моментов книги. Здесь, в образе короля, наиболее ярко показана двойственность всех обитателей планет — взрослых персонажей, в которых есть что-то для того, чтобы вернуть в себе эту детскость, чтобы снова научиться чувствовать и понимать непреходящие ценности. Только почему-то они этого не замечают. С одной стороны король из книги Экзюпери — философствующий правитель, каких на самом деле не хватало истории, он не противоречит ходу событий, а лишь старается узаконить его. Ведь зачем повелевать то, что всё равно не будет исполнено? В среде литературоведов, рассуждающих о книге Экзюпери, встречалось даже сравнение короля с Кутузовым, который своей мудростью и осторожностью выиграл войну, наблюдая за ходом событий и умело их используя. Но у короля есть и другая сторона — власть ради самой власти. Король властолюбец и ему всё равно, есть ли у него подданные, для него самое главное лишь то, что он может править, а кем и зачем править — вот это не важно. А ведь это бич многих правителей. В соотношении двух сторон — с одной стороны власть ради себя самого, а не ради того кем ты правишь, а с другой стороны осознание необходимости этой власти и заботы о своих подданных. В этой теме, которую условно можно назвать «философией власти» Экзюпери снова проявляется исторический контекст, чувствуется боль тоталитарных режимов. Ведь что такое тоталитарный режим — это власть ради власти, это система в которой люди винтики, и в которой правителей мало волнует, способны ли эти люди выполнить его чаяния, подданные — это ресурс, а не инструмент, и уж тем более речи быть не может о «приказе полезном для подданного» (а король из сказки назначает маленького принца послом, понимая что ему важно продолжать путешествие). Тема авторитарных режимов тоже не могла не волновать Экзюпери, в 1936 году , в тот год, когда там началась гражданская война, приведшая к власти Франко, строки своей великой сказки он писал в годы мировой войны, развязанной немецким нацистским режимом.

Во фразе короля «Если я прикажу своему подданному полететь ласточкой, а он этого не сделает, кто будет в этом виноват?» целая глубокая политическая философия. И примечательно в этой теме то, что показывая двойственность феномена власти в образе короля и заставляя читателя задуматься о её сути, целесообразности и предназначении.

Экзистенциализм наоборот

В сказке очень много экзистенциальных моментов, вся сказка это философия бытия, она , о вечных ценностях, о том, зачем человек существует на этой земле. Ведь маленький принц не случайно появляется именно тогда, когда «взрослость» начинает побеждать над детскостью. В отличие от своих земляков, Ж. П. Сартра и А. Камю, не признававших ни дружбы, ни любви, и думавших о бесцельности существования, Экзюпери наоборот пытается возродить эти ценности, пытается вернуть культ искренности, дружбы и любви, показав что именно в них скрыт подлинный смысл существования. Это своеобразный экзистенциализм наоборот, это философия дающая утешение в том самом мире, в котором уже не во что верить, это история возвращающая утерянный смысл жизни.

Евангелие от Экзюпери

Если произведение «Сто лет одиночества» называют библией от Гарсия Маркеса, то «Маленький принц» это точно Евангелие от Экзюпери, в сказке можно заметить немало христианских мотивов, в появлении маленького принца и его разговоре с летчиком явно просматривается тема спасения души. Маленький принц — предстает как мессия, как спаситель, пришедший на землю, чтобы вернуть ей утраченное, чтобы дать утешение и если это будет возможно - вернуть веру. Маленький принц погибает в конце книги — он погибает человеческой «взрослой» смертью от укуса змеи. Но умер ли маленький принц? Скорее всего он просто вернулся в свой мир, на свою планету, где он будет ухаживать за розой и любоваться закатом солнца. Рассказчик верит в то, что маленький принц не умер, он просто улетел, но он обязательно вернется, обязательно должно быть второе пришествие. И быть может, он действительно возвращается, возвращается в каждом из нас. Хотя, с того момента как Экзюпери писал эту сказку и после того как он остался в небе, однажды не вернувшись из полета, мир стал ещё более жестоким, «взрослость» всё больше берет в нас верх, а наносные ценности представляют большую важность, замещая в наших сердцах что-то вечное, мы уже не способны любить просто так.

Любить просто так

В завершение своего размышления о книге Экзюпери хочется вспомнить ещё пару цитат, ставших простыми истинами для каждого с детства. «Мы в ответе за тех, кого приручили» - слово приручить, у Экзюпери вовсе не имеет научного значения «одомашнить» или «присвоить», приручить — значит понять, познать, проникнуться, сделать частью себя. Это как раз о любви просто так, о дружбе ради самой дружбы, о духовной близости, которой так не хватает. О том же самом говорит и фраза: «Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь», - она звучит из уст Лиса, персонажа, который символизирует дружбу, настоящую и искреннюю, дружбу просто так. Экзюпери призывает нас жить сердцем, научиться чувствовать и впустить в себя этого маленького принца, это прекрасное настоящее, которое точно есть в душе каждого, его нужно просто увидеть, но не глазами, а сердцем.

Конечно же в этой короткой статье я затронул далеко не все, а лишь некоторые, наиболее важные для меня, моменты в философии А. Экзюпери. Напоследок сделаю ещё одно замечание. Всё, что было написано выше — это лишь моё понимание книги Экзюпери. Возможно, вы, прочитав, увидите в ней что-то другое. И это самое прекрасное, что есть в литературе, я считаю что формула «Этим автор хотел сказать то-то...» - самая главная ошибка литературоведения. Важно не то, что хотел сказать автор, а то, . И прекрасно, если каждый откроет в книге свои собственные смыслы, а не станет пересказывать хрестоматию, ведь самого главного глазами не увидишь. Я думаю, Экзюпери понравилось бы такое понимание литературы, ведь маленький принц живет в каждом из нас и он для каждого свой.

«Маленький принц» появился на свет в 1943-м году, в Америке, куда Антуан де Сент-Экзюпери сбежал из оккупированной нацистами Франции. Необычная сказка, одинаково хорошо воспринимаемая как детьми, так и взрослыми, оказалась актуальной не только в период Второй мировой войны. Сегодня ей по-прежнему зачитываются люди, пытающиеся найти в «Маленьком принце» ответы на вечные вопросы о смысле жизни, сущности любви, цене дружбы, необходимости смерти.

По форме – состоящая из двадцати семи частей повесть, по сюжету – сказка, рассказывающая о волшебных приключениях Прекрасного принца, покинувшего из-за несчастной любви родное королевство, по художественной организации – притча – проста в речевом исполнении (по «Маленькому принцу» очень легко учить французский язык) и сложна в плане философского содержания.

Главная идея сказки-притчи – утверждение истинных ценностей человеческого бытия. Главная антитеза – чувственное и разумное восприятие мира. Первое – характерно для детей и тех редких взрослых, которые не утратили детской чистоты и наивности. Второе – прерогатива взрослых людей, прочно укоренившихся в мире созданных ими же самими правил, зачастую нелепых даже с точки зрения разума.

Появление Маленького принца на Земле символизирует рождение человека, приходящего в наш мир с чистой душой и любящим сердцем, открытым для дружбы. Возвращение сказочного героя домой происходит путём реальной смерти, наступающей от яда пустынной змеи. Физическая смерть Маленького принца воплощает в себе христианскую идею о вечной жизни души, которая может отправиться на Небо, только оставив на земле свою телесную оболочку. Годовое пребывание сказочного героя на Земле соотносится с идеей духовного роста человека, учащегося дружить и любить, заботиться о других и понимать их.

Образ Маленького принца основан на сказочных мотивах и образе автора произведения – представителе обнищавшего дворянского рода, Антуана де Сент-Экзюпери, носившего в детстве прозвище «Король-Солнце». Маленький мальчик с золотистыми волосами – это душа так и не выросшего автора. Встреча взрослого лётчика со своим детским Я происходит в один из самых трагичных моментов его жизни – авиакатастрофе в пустыне Сахара. Балансирующий на грани жизни и смерти автор узнаёт историю Маленького принца во время ремонта самолёта и не просто разговаривает с ним, но и идёт вместе к колодцу, и даже несёт своё подсознание на руках, придавая ему черты реального, отличного от него персонажа.

Взаимоотношения Маленького принца и Розы – аллегорическое изображение любви и разности её восприятия мужчиной и женщиной. Капризная, гордая, прекрасная Роза манипулирует своим возлюбленным до тех пор, пока не теряет власть над ним. Нежный, робкий, верящий в то, что ему говорят, Маленький принц жестоко страдает от ветрености красотки, не сразу понимая, что любить её нужно было не за слова, а за дела – за тот чудесный аромат, который она ему дарила, за всю ту радость, что она приносила в его жизнь.

Увидев на Земле пять тысяч Роз, космический путешественник приходит в отчаяние. Он чуть было не разочаровывается в своём цветке, но вовремя встретившийся ему на пути Лис объясняет герою давно забытые людьми истины: о том, что смотреть нужно сердцем, а не глазами, и быть в ответе за тех, кого приручили.

Художественный образ Лиса - аллегорическое изображение дружбы, рождающейся из привычки, любви и желания быть кому-то нужным. В понимании животного друг – тот, кто наполняет его жизнь смыслом: разрушает скуку, позволяет видеть красоту окружающего мира (сравнение золотистых волос Маленького принца с пшеничными колосьями) и плакать при расставании. Маленький принц хорошо усваивает данный ему урок. Прощаясь с жизнью, он думает не о смерти, а о друге. Образ Лиса в повести также соотносится с библейским Змеем-искусителем: впервые герой встречает его под яблоней, животное делится с мальчиком знанием о самых важных жизненных основах – любви и дружбе. Как только Маленький принц постигает это знание, он тут же приобретает смертность: на Земле он появился, путешествуя с планеты на планету, а вот уйти с неё может только путём отказа от физической оболочки.

В роли сказочных чудовищ в повести Антуана де Сент-Экзюпери выступают взрослые люди, которых автор выхватывает из общей массы и помещает каждого на свою планету, замыкающую в себе человека и словно под увеличительным стеклом показывающую его сущность. Стремление к власти, честолюбие, пьянство, любовь к богатству, глупость – наиболее характерные черты взрослых людей. Общим для всех пороком Экзюпери выставляет деятельность/жизнь, лишённую смысла: король с первого астероида правит ничем и отдаёт только те приказы, которые могут выполнить его выдуманные подданные; честолюбец не ценит никого, кроме себя; пьяница не способен выйти из порочного круга стыда и выпивки; деловой человек без конца складывает звёзды и находит радость не в их свете, а в их стоимости, которую можно написать на бумаге и положить в банк; старик-географ погряз в теоретических умозаключениях, не имеющих ничего общего с практической наукой географии. Единственным разумным человеком, с точки зрения Маленького принца, в этом ряду взрослых выглядит фонарщик, чьё ремесло полезно для других и прекрасно по своей сути. Возможно, именно поэтому оно и теряет свой смысл на планете, где сутки длятся одну минуту, а на Земле уже вовсю работает электрическое освещение.

Повесть о мальчике, явившемся со звёзд, выдержана в трогательном и светлом стиле. Она вся проникнута солнечным светом, который можно обнаружить не только в волосах и жёлтом шарфике Маленького принца, но и в бескрайних песках Сахары, пшеничных колосьях, оранжевом Лисе и жёлтой Змее. Последняя сразу же опознаётся читателем как Смерть, ведь именно ей присуще могущество, большее, «чем в пальце короля» , возможность «унести дальше, чем любой корабль» и способность решать «все загадки» . Змея делится с Маленьким принцем своим секретом познания людей: когда герой жалуется на одиночество в пустыне, она говорит, что «среди людей тоже» бывает «одиноко» .

Содержание "Маленького Принца" трудно передать, потому что или нужно написать одну строчку, так как декорации ко всем диалогам героев повести просты, или переписать всю книгу, если не дословно, то по несколько предложений на каждую главу. А лучше цитировать целыми абзацами. В двух словах - это воспоминания Экзюпери о Маленьком принце и нескольких днях, которые они провели вместе, затерянные в пустыне Сахаре, вплоть до смерти (или освобождения) Принца.

Звездный мальчик встречался с характерными персонажами во время путешествия и разговаривал с ними и автором (книга написана от первого лица). Любовь к единственному спутнику жизни - основная тема. "Маленький принц" также обращается к самым волнующим вопросам человеческого бытия. Если их перечислить списком, это покажется скучным - уже столько написано. Страх смерти, противостояние отцов и детей, материализм, мир детства - кого удивишь очередной сказкой обо всем этом? В чем же поразительный секрет популярности повести "Маленький принц"? Отзыв о ней можно коротко выразить так: она в десятке самых издаваемых художественных произведений ХХ века.

Жанр

Как признается в начале книги сам Экзюпери, жанр "Маленького принца" он затрудняется определить, называя книгу повестью-сказкой. Есть общепринятая классификация для литературных произведений, которая ориентирована на сюжет, объем и содержание. "Маленький принц", согласно ней, - это повесть. В более узком смысле - аллегорическая повесть-сказка с иллюстрациями самого автора.

Антуан де Сент-Экзюпери и Маленький принц

Повесть во многом автобиографичная. Но не в прямом смысле, хотя были в жизни Экзюпери многочасовые перелеты, авиакатастрофы, гибельная пустыня и жажда. Такова книга потому, что Маленький принц - это Антуан де Сент-Экзюпери, только в детстве. Нигде об этом не сказано прямо.

Но на протяжении повествования Экзюпери оплакивает свои детские мечты. Легко, без драмы, даже с некоторым юмором пересказывает комичные сюжеты из его общения со старшими родственниками в детстве. Он хотел бы остаться ребенком, каким является его новый друг, но поддался и вырос в приземленного и прагматичного летчика. Вот такой вышел оксюморон. Летчик, который вынужден возвращаться на грешную, раздираемую войной землю с неба, а душа все рвется к звездам. Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.

Роза

Консуэло, жена автора - это прототип Капризной Розы. Главная героиня повести простодушная, если не сказать недалекая, красивая и очень непоследовательная, наверное, как и все женщины. Если подбирать для описания ее характера одно слово - манипулятор. Принц видел все ее уловки и хитрости насквозь, но заботился о своей красавице.

Отзывы о Консуэло де Сент-Экзюпери, конечно, не могут быть столь односторонними. Одно то говорит о ее великодушии, что, несмотря на частую жизнь врозь и постоянный страх перед гибелью отчаянно смелого мужа-пилота, она оставалась с ним. Его характер был непростой. Не в смысле злобы и агрессии, а как раз в чрезмерной открытости, чем пользовались многочисленные любовницы. Несмотря на все это, брак не распался, пока их не разлучила смерть. После многих лет была опубликована их переписка, из которой явно видно, что Консуэло была музой Экзюпери, гаванью, где укрывалась его душа. И хотя темперамент самой Консуэло, которую друзья называли “сальвадорским вулканом”, в образ тихого домашнего очага вписывался не всегда, любовь между ними была всепрощающей.

Издание книги

Кажется, что книга далась Экзюпери легко. Но переводчик первого издания на английский язык Льюис Галантьер вспоминала, что он переписывал по многу раз каждый лист рукописи. А также нарисовал к повести замечательные картинки гуашью. Экзюпери писал книгу в момент острого политического противостояния во всем мире - нацистская Германия начала Вторую мировую войну. Эта трагедия живо отзывалась в душе и сердце патриота. Он говорил, что будет защищать Францию и не сможет остаться вдали от поля боя. Несмотря на все попытки друзей и начальников оградить уже популярного писателя от тягот и опасности, Экзюпери добился зачисления в боевую эскадрилью.

В 1943 году книга была опубликована в США на английском языке, где в Нью-Йорке проживал тогда писатель, вынужденный покинуть оккупированную Германией Францию. И сразу после этого повесть вышла и на французском - родном языке автора. Лишь через три года на родине Экзюпери издали "Маленького принца", автора не было в живых уже два года. И Экзюпери, и Толкин, и Клайв Льюис создали удивительные фэнтези-сказки. Все они творили в первой половине страшного для Европы ХХ века. Но так и не узнали о том, насколько их произведения повлияли на поколения после их жизней.

Пьяница

Чудо, сотворенное Экзюпери в "Маленьком принце", - это диалоги героев и Принца. Разговор с Пьяницей на очередной планете в путешествии мальчика, очень короткий по сравнению с другими, тому ярчайший пример. Всего четыре вопроса и ответа, но это лучшее изложение теории порочного круга вины, известного психологического явления, на объяснение и обоснование которого именитые психологи потратили многие страницы, а надо было включить в их труды цитату из "Маленького принца".

Это лучшая терапия для зависимых людей. Язык повести прост и ясен, но беспощадно обнажает всю глубину проблемы, причиняет боль и врачует. В этом волшебство книги "Маленький принц" - глубокое раскрытие самых потаенных, но насущных проблем всего человечества на примере одного разговора с одним индивидуумом. Об этих трудностях рода людского не принято разговаривать публично или с детьми.

Слепой, ведущий слепого

И эти диалоги ведут ребенок и разные взрослые. Маленький принц и герои - слепцы, желающие еще и поучать других жизни, и чистое дитя. Ребенок беспощаден в своих вопросах, бьет по больному, видит суть. При этом только задает правильные вопросы. Большинство персонажей-оппонентов остаются слепы и продолжают поучать всех вокруг, не видя собственной немощи.

Но читатель повести прозревает и узнает себя то в одном, то в другом персонаже. Начинает путь к свету и автор "Маленького принца".

Фонарщик

Фонарщик - единственный представитель взрослого мира, который, хотя и ворчливый, но положительный персонаж. Он верен своему слову, пусть исполнять его уже не нужно. Но все же после встречи с ним остается послевкусие из сомнения и надежды. Кажется, что не так мудро слепо следовать обещанию, утратившему смысл. Хотя жертвенность Фонарщика вызывает уважение. Но приходят на ум примеры матерей, которые горят для своих детей, но душат любовью, не переставая жаловаться на усталость, ничего не предпринимая, чтобы найти возможность отдохнуть. И все-таки, каждый раз, когда зажигается звезда-фонарик, есть надежда, что кто-то на нее взглянет. Принц особо выделил его среди всех знакомых с разных планет, оценив красоту его работы.

Лис

Самая знаменитая цитата "Маленького принца" принадлежит этому персонажу. "Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил!" - сказал он Принцу. Лис - источник основного урока, который выучил Принц. Повстречались они после горького разочарования главного героя - прекрасная Роза оказалась одной из пяти тысяч таких же, ничем не примечательный цветок с плохим характером. Огорченный ребенок лег на траву и заплакал. После встречи с Лисом Принц понял, что ему важно вернуться на свой маленький астероид к любимой Розе. Это его ответственность перед ней, и чтобы исполнить долг, он должен умереть.

Вторая важная истина, которую открыл Лис новому другу: зорко одно лишь сердце, а глазами не увидишь главного. Именно после разговора с Лисом Принц раскаялся в отношении к Розе и понял, что зря принимал близко к сердцу ее слова. Надо было любить ее такой, какая она есть, не обижаясь на простодушные выходки.

Географ и другие

Стоит быть благодарным Географу хотя бы за то, что он рассказал Принцу о Земле. В остальном - еще один крючкотвор, который считал, что его работа фундаментальная и вечная. Они все похожи - эти глупые, важные, великовозрастные люди. Деловой человек, Честолюбец, Король, Географ - эти герои "Маленького принца" со значительным видом делали бесполезные вещи и не могли остановиться и задуматься. "Но нет, я человек серьезный, мне некогда!". Одно слово - взрослые.

Планета с неплохой репутацией

Такой отзыв в "Маленьком принце" о планете Земля дает Географ. Экзюпери гораздо менее воодушевлен о ней и иронизирует. Два миллиарда взрослых, которые раздуваются от собственной значимости, легче пустоты по сравнению с их большой планетой.

Желтая змейка

Змейка - это первое живое существо, которое встретил на Земле Маленький принц. Она - сама смерть. Ядовитая настолько, что после ее укуса жизнь длится полминуты. Удивительный собирательный образ. Говорит загадками, как сфинкс. Змея - образ древнего искусителя из Библии, который посеял смерть и этим занят до сих пор. Злая, вредная тварь, которая пожалела Принца. Но только до поры, предсказав, что они еще встретятся, и чистый Мальчик со звезды будет ее искать по доброй воле.

Учится Принц, учится читатель

После каждой встречи Маленького принца, читатель постигает новую истину про себя самого. Принц тоже отправился путешествовать, чтобы учиться. В книге прямо прописаны лишь два факта - он стал несчастным из-за придирок Капризной Розы и решил путешествовать с перелетными птицами. Есть впечатление, что он устал от своей красавицы и бежал. Но, хотя она так думала и извинилась перед его отлетом за дурное поведение, причина его отлета - поиск знания.

Чему он научился в конце путешествия? Он научился любить свой прекрасный, но единственный во всем мире колючий цветок с трудным характером. В этом самая главная мысль "Маленького принца" - любить того единственного, кто послан тебе судьбой, вопреки всему, даже дурному в нем. Чтобы любовь делала его совершенством.

Отцы и дети

Еще одна главная мысль Маленького принца - противостояние мира взрослых и детей. Первый представлен в основном худшими своими членами - от забулдыги до жадины. Он неприкрыто осуждается Экзюпери, воспоминания которого из детства печальны. Чем старше он становился, тем более скрывал свой внутренний мир, учился быть "как все". Он постоянно подчеркивает, что быть взрослым и лицемерным - одно и то же. Взрослый мир на протяжении всего повествования постоянно удивлял Принца. Это тонкий и значимый момент - Принц изумлялся и не всегда понимал, а однажды до слез рассердился, но ни разу никого не осудил. И это очень помогает впускать внутрь сердца и принимать уроки от него. И дети, и взрослые лучше учатся и с радостью меняются к лучшему только в атмосфере доверия и принятия.

Христианские параллели

Для расширения кругозора и восприятия новых идей, которые в силу другого мировоззрения не приходят на ум естественным образом, интересно ознакомиться с отзывом о "Маленьком принце" христиан.

Книга "Маленький принц" своей аллегоричностью похожа на Библию. Она тоже научает мягко и ненавязчиво, через притчи. Как бы дерзко это не звучало, временами Принц напоминает Христа. Но это и неудивительно. Когда Господа попросили назвать главнейшего в Небесном Царстве, он поставил перед толпой спорящих мужчин двухлетнее дитя. Принц, как собирательный образ, впитал всю детскую непосредственность, открытость, доверие, беззащитность.

Последний разговор Экзюпери с Маленьким принцем на тему смерти как освобождения от оков тела грустный и светлый. Легкая, невесомая душа летит в лучший мир (в желанное для Принца место - к его Розе). Принц учит затерянного в пустыне великовозрастного пилота, что не надо бояться смерти.

Стоит потратить совсем немного времени, чтобы прочитать это замечательное художественное произведение, но следует приготовиться повстречать отражение своей души. Потому что лучший отзыв о "Маленьком принце" - это зеркало сердца, ведь самое главное можно увидеть только им.

Если отбросить сухие выкладки, то описание «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери поместиться в одно слово - чудо.

Литературные корни сказки лежат в бродячем сюжете про отвергнутого принца, а эмоциональные - в детском взгляде на мир.

(Иллюстрации акварелью, сделанные Сент-Экзюпери, без которых просто не выпускают книжку, так как они и книжка образуют единую целую сказку )

История создания

Впервые образ задумчивого мальчика появляется в форме рисунка в записках французского военного лётчика в 1940 году. Позднее автор органично вплёл собственные зарисовки в тело произведения, изменив взгляд на иллюстрацию как таковую.

Исходный образ выкристаллизовался в сказку к 1943 году. На то время Антуан де Сент-Экзюпери обитал в Нью-Йорке. Горечь от невозможности разделить судьбу товарищей, воюющих в Африке, и тоска по любимой Франции просочились в текст. Проблем с изданием не было и в том же году американские читатели познакомились с «Маленьким принцем», однако, восприняли его прохладно.

Вместе с английским переводом вышел и оригинал на французском. До французских издателей книга дошла только спустя три года, в 1946, спустя два года после смерти авиатора. Русскоязычный вариант произведения появился в 1958 году. А сейчас «Маленький принц» обладает чуть ли не наибольшим количеством переводов - существуют его издания на 160 языках (включая зулу и арамейский). Общий объём продаж перевалил за 80 миллионов экземпляров.

Описание произведения

Сюжетная линия строится вокруг странствий Маленького Принца с крошечной планеты Б-162. И постепенно его путешествие становится не столько фактическим перемещением от планеты к планете, сколько дорогой к познанию жизни и мира.

Желая узнать нечто новое, Принц покидает свой астероид с тремя вулканами и одной любимой розой. На пути он встречает множество символичных персонажей:

  • Правителя, убеждённого в своей власти над всеми звёздами;
  • Честолюбца, ищущего восхищения своей персоной;
  • Пьяницу, заливающего выпивкой стыд от пагубного пристрастия;
  • Делового человека, постоянно занятого подсчитыванием звёзд;
  • усердного Фонарщика, который каждую минуту зажигает и тушит свой фонарь;
  • Географа, никогда не покидавшего свою планету.

Эти персонажи, вместе с садом роз, стрелочником и другими - это мир современного общества, обременённого условностями и обязанностями.

По совету последнего мальчик отправляется на Землю, где в пустыне знакомится с потерпевшим аварию лётчиком, Лисом, Змеёй и другими персонажами. На этом заканчивается его путешествие по планетам и начинается познание мира.

Главные герои

Главный герой литературной сказки обладает детской непосредственностью и прямотой суждений, подкреплёнными (но не замутнённую) опытом взрослого человека. От этого в его действиях парадоксальным образом совмещаются ответственность (внимательный уход за планетой) и спонтанность (внезапный уход в путешествие). В произведении он - образ правильного, не замусоренного условностями образа жизни, который наполняет её смыслом.

Лётчик

Всё повествование ведётся от его лица. Он имеет схожести и с самим писателем, и с Маленьким Принцем. Лётчик взрослый, но он моментально находит общий язык с маленьким героем. В одинокой пустыне он проявляет принятую нормами человеческую реакцию - злится от проблем с ремонтом двигателя, боится умереть от жажды. Но напоминает ему о детских свойствах личности, которые не следует забывать даже в самых суровых условиях.

Лис

Это образ обладает внушительной смысловой нагрузкой. Утомленный однообразием жизни Лис хочет найти привязанность. Приручаясь, он показывает Принцу суть привязанности. Мальчик понимает и принимает этот урок и, наконец, понимает природу отношений со своей Розой. Лис - это символ понимания природы привязанности и доверия.

Роза

Слабый, но прекрасный и темпераментный цветок, у которого всего-то четыре шипа для защиты от опасностей этого мира. Несомненно прообразом цветка стала вспыльчивая жена писателя - Консуэло. Роза олицетворяет противоречивость и силу любви.

Змея

Второй ключевой для сюжетной линии персонажа. Она, подобно библейскому аспиду, предлагает Принцу способ вернуться к любимой Розе при помощи смертельного укуса. Тоскуя по цветку, принц соглашается. Змея ставит точку на его путешествии. Вот только была ли эта точка действительным возвращением домой или чем-то иным, решать придётся читателю. В сказке Змея символизирует коварство и искушение.

Анализ произведения

Жанровая принадлежность «Маленького Принца» - литературная сказка. Есть все признаки: фантастические персонажи и их чудесные действия, социально-педагогический посыл. Однако присутствует и философский контекст, отсылающий к традициям Вольтера. Вместе с нехарактерным для сказок отношением к проблемам смерти, любви, ответственности это позволяет отнести произведение и к притчам.

События в сказке, подобно большинству притч, обладают некоторой цикличностью. В отправной точке герой представлен как есть, затем развитие событий приводит к кульминации, после которой «всё возвращается на круги своя», но получив философскую, этическую или моральную нагрузку. Так происходит и в «Маленьком Принце», когда главный герой решает вернуться к своей «прирученной» Розе.

С художественной точки зрения текст наполнен простыми и понятными образами. Мистическая образность вместе с простотой изложения позволяют автору естественно переходить от конкретного образа к концепции, идее. Текст щедро пересыпан яркими эпитетами и парадоксальными смысловыми конструкциями.

Нельзя не отметить и особый ностальгический тон сказки. Благодаря художественным приёмам взрослые видят в сказке беседу со старым добрым другом, а дети - получают описанное простым и образным языком представление о том, что за мир их окружает. Во многом именно этим факторам «Маленький принц» обязан своей популярностью.


Top