О структуре военной истории как науки, ее общих положениях и методологии. Военная история

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6/1990, стр. 20-26

Военная наука и практика

Исторический опыт в развитии военной науки

Генерал-майор А. Г. Хорьков ,

доктор исторических наук, профессор

ВЫДАЮШИЕСЯ полководцы всех времен большое внимание уделяли изучению исторического опыта. «Без светильника истории тактика мертва», - говорил А. В. Суворов. Опыт минувших войн и сегодня служит мощным детонатором для интенсификации военно-теоретической мысли, позволяет выявить эволюцию военной науки, проследить основные этапы и прогнозировать пути ее дальнейшего развития.

Взаимосвязь советской военной науки и военной истории подвижна и глубоко диалектична: у них общий объект исследования - война и армия; они используют единую методологическую основу и являются теоретической базой формирования и развития военной доктрины, повышения боевой мощи Вооруженных Сил; играют важную роль в военно-патриотическом воспитании народа, и особенно молодежи.

Современная структура военной науки складывалась исторически. Первоначально (в период становления - XVIII век) в нее входили теории стратегии, тактики, артиллерии, фортификации, минного дела, военно-морского дела и военная история. В первой половине XIX столетия в военную науку, кроме названных дисциплин, были включены военная топография и военная администрация, а в 60-80-е годы - и история военного искусства. Это позволило значительно расширить диапазон знаний по военной истории, сделать необходимые выводы по развитию военной науки, опираясь на подлинные события. Отмечая важность фактического материала, Ф. Энгельс в письме к К. Марксу подчеркивал, что «ни в какой другой области нельзя так легко оскандалиться, как в военной истории», если в основу исследования не будут положены точные данные, если историк свои рассуждения и выводы будет строить на зыбкой почве недостоверных фактов.

В. И. Ленин, хорошо зная военную историю, умело использовал исторический опыт в практической деятельности по руководству борьбой рабочего класса России за победу пролетарской революции и организации вооруженной защиты социалистического Отечества. Он писал, что марксизм все вопросы ставит на историческую почву «не в смысле одного только объяснения прошлого, но и в смысле безбоязненного предвидения будущего и смелой практической деятельности, направленной к его осуществлению» (Полы. собр. соч., т. 26, с. 75). Позднее Владимир Ильич отмечал, что «нельзя научиться решать свои задачи новыми приемами сегодня, если нам вчерашний опыт не открыл глаза на неправильность старых приемов» (Поли. собр. соч., т. 44, с. 205).

Появление новых средств вооруженной борьбы вносило определенные изменения в военное искусство, однако не умаляло значения исторического опыта. Наоборот, его роль в успешном решении теоретических и практических задач, стоявших перед военными деятелями, неуклонно повышалась.

В годы гражданской войны М. В. Фрунзе, готовя контрнаступление Южной группы войск Восточного фронта, внимательно изучал не только ближайший опыт борьбы с Колчаком, но, и опыт первой мировой войны, в частности Лодзинской операции 1914 года, в которой удачным и смелым маневром во фланг и тыл противника русские поставили в тяжелое положение наступавшие германские войска. При подготовке операции по разгрому врангелевской армии в Крыму он всесторонне изучал опыт русско-турецкой войны 1735-1739 годов. Особенно поучительным М. В. Фрунзе находил осуществленный тогда русской армией маневр в обход Перекопа по Арабатской стрелке, когда «армии Ласси, обманув крымского хана, стоявшего с главными своими силами у Перекопа, двинулись по Арабатской стрелке и, переправившись на полуостров в устье Салгира, вышли в тыл войскам хана и быстро овладели Крымом».

Во время гражданской войны и военной интервенции 1918-1920 годов в России был накоплен богатый опыт в обобщении теории по основным вопросам подготовки и ведения фронтовых и армейских операций. Обобщив его, а также опыт первой мировой войны, военные теоретики пришли к выводу, что традиционное деление военного искусства на стратегию и тактику перестало отвечать коренным изменениям, происшедшим в характере вооруженной борьбы и способах ее ведения, не охватывает всех вопросов подготовки и ведения операций. Назрела необходимость выделения в советском военном искусстве теории и практики подготовки и ведения операции в самостоятельную область - оперативное искусство. Наиболее полно взгляды на подготовку и ведение армейской операции получили освещение в капитальном труде В. К. Триандафиллова «Характер операций современных армий».

После гражданской войны, в период становления советской военной науки, была проведена дискуссия по проблемам развития военной теории. Она позволила выработать единые, во многом новые взгляды на характер войн в защиту социализма, определить основные направления строительства Вооруженных Сил, прогнозировать наиболее целесообразные формы и способы ведения боевых действий, что явилось важной предпосылкой для военной реформы, проведенной в 1924--1925 годах.

Критически оценивая наследие прошлого и учитывая тенденции развития военного дела, М. В. Фрунзе обратил особое внимание на то, что будущая война по используемой технике и методам ведения не повторит гражданскую, а будет высокоманевренной и длительной. Готовиться к ней нужно всесторонне, ибо она потребует огромного и длительного напряжения экономического, военного и морального потенциалов воюющих государств. Советская военная наука решительно отвергла распространенные на Западе взгляды о возможности достижения победы преимущественно одним средством вооруженной борьбы и выдвинула положение о необходимости гармоничного развития всех видов Вооруженных Сил и родов войск.

Важную роль в совершенствовании военно-теоретических взглядов командного и политического состава армии и флота имели труды по военной истории нашей Родины, а также работы западных военных теоретиков и историков, таких, как К. Клаузевиц, А. Жомини, Г. Дельбрюк, Блюме и др. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что, несмотря на определенные успехи в деле глубокого усвоения опыта прошлого, были сделаны всего лишь первые шаги. Впереди предстояла большая исследовательская работа. Характеризуя состояние в этой области, начальник штаба РККА Б. М. Шапошников 15 июля 1928 года докладывал Реввоенсовету СССР, что современное состояние военно-научной и военно-исторической работы в армии характеризуется чрезвычайно замедленным темпом. Выходящие в свет издания военной литературы не объединены единым планом и зачастую носят либо случайный, спорадический характер, либо приурочиваются к отдельным запросам заинтересованных учреждений (академий).

Первая половина 30-х годов - период бурного расцвета нашей военной науки, когда были опубликованы труды С. М. Белицкого, Н. Е. Варфоломеева, С. Добровольского, А. М. Зайончковского, Г. С. Иссерсона, К. Б. Калиновского, Д. М. Карбышева, В. А. Меликова, В. Ф. Новицкого, Ф. Е. Огородникова, А. А. Свечина, М. Н. Тухачевского, Е. А. Шиловского и других. Их труды отличались смелостью в постановке проблем, глубиной проработки и привлекали внимание широкой читательской аудитории.

Важным достижением наших военных теоретиков явилось создание теории глубокой наступательной операции и теории глубокого боя.

Правомерность новых положений советской военной науки была проверена в ходе учений и маневров, проведенных в 1935-1936 годах в Киевском, Белорусском и других военных округах, которые показали, что в разработке актуальных проблем военного искусства советская военная теория правильно наметила пути строительства и боевого использования Вооруженных Сил. Однако не все вопросы военной теории исследовались в достаточной степени. В частности, слабо разрабатывались проблемы начального периода войны, отражения внезапного нападения агрессора, ведения оборонительных операций. Огромный вред развитию советской военной науки нанесли массовые репрессии против командного состава, военных ученых и преподавателей, субъективизм, порожденный культом личности Сталина, отход от марксистско-ленинской методологии. Это отрицательно сказалось на ходе и итогах советско-финляндской войны 1939/40 года.

В годы Великой Отечественной войны в силу целого ряда известных причин военно-научные исследования были на некоторое время прерваны. Однако уже 17 июля 1941 года Генеральный штаб специальной директивой обязал генералов-инспекторов выделить из состава каждой инспекции группы из двух-трех человек для отправки в действующую армию в целях изучения опыта боевых действий соответствующих родов войск, тактики противника и боевых приемов наших войск. 27 июля 1941 года от начальников штабов направлений, фронтов и армий, начальников центральных управлений НКО потребовали «все материалы, выявляющие боевой опыт наших войск и новые боевые приемы войск противника, выводы и предложения по организации, вооружению и боевому применению войск Красной Армии, по организации, ведению и обеспечению боя (операции) и по управлению войсками срочно представлять в Оперативное управление Генштаба Красной Армии».

Приказом НКО СССР от 25 апреля 1942 года на базе отдела оперативной подготовки Оперативного управления Генерального штаба был создан отдел по использованию опыта войны. Подобные отделы и отделения были сформированы также в главных штабах видов Вооруженных Сил, в штабах фронтов и армий, флотов и флотилий, Главном политическом управлении. Военные историки стали регулярно выезжать для изучения боевых документов в штабы фронтов и армий. Это позволяло в короткие сроки разрабатывать капитальные труды. Достаточно напомнить, что первое трехтомное исследование о разгроме немецко-фашистских войск под Москвой было издано уже в 1943 году, а в 1944-м вышла книга о битве под Сталинградом.

В марте 1944 года отдел по использованию опыта войны Генерального штаба был преобразован в управление. Цель его работы заключалась в освоении творческой и организаторской деятельности командующих (командиров) и штабов, выявлении тенденций, способствующих развитию оперативно-тактического мышления и навыков организации операции (боя) у командно-начальствующего состава. В первый период основным источником информации были фронтовики, профессорско-преподавательский состав, выезжавший в действующую армию, документы Наркомата обороны, в последующие годы - материалы (сводки) обобщенного опыта центральных управлений, отдела (управления) по изучению и использованию опыта войны Генерального штаба, штабов фронтов и армий.

В годы Великой Отечественной войны военная история сыграла огромную роль и в воспитании высоких морально-боевых качеств советских воинов. В войсках и среди всего советского народа была развернута широкая пропаганда героического прошлого нашей Родины, деятельности выдающихся русских полководцев, героев гражданской и Великой Отечественной войн.

В первые послевоенные годы советская военно-теоретическая мысль стремилась критически оценить опыт второй мировой войны в целом. Глубокое изучение операций послужило новым импульсом в развитии военной науки. Публикации материалов с анализом боевого опыта вызвали живой интерес военных кадров к теоретическим проблемам. В 60-е годы были изданы труды «О советской военной науке», «Методологические проблемы военной теории и практики», «Справочник офицера», исторические очерки создания и развития видов Вооруженных Сил, ряд специальных монографий.

Для глубокого изучения и обобщения опыта войны в 1957 году был образован отдел истории Великой Отечественной войны Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, сыгравший важную роль в объединении научных кадров, пропаганде опыта минувшей войны, вводе в научный оборот многих новых архивных материалов. С 1959 года возобновился выпуск «Военно-исторического журнала». На его страницах публиковались материалы по обобщению опыта второй мировой войны и разработке важнейших актуальных военно-исторических проблем.

Значительно активизировалась работа архивов - Центрального архива Министерства обороны СССР (ЦАМО), Центрального государственного архива Советской Армии (ЦГАСА) и военно-морского архива - основных хранителей документального материала по истории строительства Советских Вооруженных Сил, гражданской и Великой Отечественной войн.

Решением ЦК КПСС в 1966 году создается Институт военной истории Министерства обороны СССР, ставший основным научно-исследовательским центром в области разработки проблем военной истории и координации военно-исторических исследований в стране. В военных академиях большую научную работу ведут кафедры истории войн и военного искусства. В этот период совместными усилиями военных историков и других ученых разрабатываются фундаментальные военно-научные труды, такие, как «История второй мировой войны 1939-1945» (12 томов), «Советская военная энциклопедия» (8 томов), «История Великой Отечественной войны» (6 томов), «Военный энциклопедический словарь», «Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия». Боевой опыт получил обобщение в учебниках для военных академий, училищ и в других изданиях. Однако существовавшие в нашем обществе многие годы конъюнктурные поветрия не могли не отразиться на работе военных историков. Именно тогда начали исчезать труды, в которых раскрывались не только источники побед, но и подробно анализировались причины неудавшихся сражений. Одним событиям войны незаслуженно стало уделяться меньше внимания, а другим больше. Некоторые авторы пренебрегали требованиями научной объективности и точности, допускали субъективизм и вкусовщину в оценках, преувеличивали роль отдельных деятелей, перекраивая историю. Дошло до того, что боевые действия на Малой земле стали ключевыми в Великой Отечественной войне, известной миллионам советских людей не только по книгам. Редкостью стали исторические труды одного автора, преобладали однообразные коллективные работы. Доходило до курьезов: под предлогом «секретности» принимались в печать только те «новые» научные данные, которые уже были ранее опубликованы.

Стремление показать только наиболее выигрышные эпизоды борьбы против фашистских захватчиков нередко приводило к искажению представления о войне как сложном двустороннем процессе, об истинных масштабах постигшего страну бедствия. Трудно, скажем, объяснить, почему в трудах различных авторов, исследовавших начальный период Великой Отечественной войны, повторяются одни и те же причины наших «временных» неудач, подробно рассказывается об успешных операциях и умалчивается о тех, в которых успех был не так заметен или его не было вовсе.

Произошло своего рода обезличивание военной истории. Во многих научных работах, статьях, и особенно в учебниках, операции и боевые действия показывались более или менее подробно, а вот люди, которые их готовили и вели (за редким исключением), почти не назывались. В результате такого подхода труды по военной истории превращались в схему, изобилующую многочисленными таблицами и специальной терминологией. Между тем история, по словам К. Маркса, сама по себе не делает ничего, она «не сражается ни в каких битвах». «История- не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 2, с. 102).

Жизнь убедительно показала, что невозможно решать задачи военного строительства и развивать военную науку, исходя только из опыта минувшей войны. В результате военно-технической революции возникли совершенно новые проблемы в теории и практике, появилась прямая необходимость учитывать новые тенденции в его развитии, выбирать наиболее целесообразные формы и методы строительства Вооруженных Сил, их боевого применения в условиях вооруженной борьбы с учетом конкретной обстановки и возможностей.

Военная история (особенно Великой Отечественной войны), являясь неисчерпаемой сокровищницей ценного опыта, который во многих отношениях не потерял своего огромного значения и в наши дни, уже не может дать готовые ответы на все вопросы, выдвигаемые современностью. В этой связи советские ученые встали перед необходимостью подняться на более высокую ступень обобщения, углубить научный анализ.

Особенно актуально эта задача стоит перед военными историками при подготовке 10-томного фундаментального труда «Великая Отечественная война советского народа». Требуется во многом переоценить, переосмыслить устоявшиеся подходы к раскрытию некоторых вопросов истории Советских Вооруженных Сил, прежде всего при освещении целого ряда событий минувшей войны, которые показываются вне связи с реальными трудностями и противоречиями. Однако, на наш взгляд, нет никаких оснований для того, чтобы заново переписывать всю историю Великой Отечественной войны. В современных условиях назрела необходимость по-новому, в полном соответствии с открывающимися возможностями, на основе полной исторической правды раскрыть те ее страницы, в освещении которых она нарушалась.

Создать правдивую, с марксистско-ленинских позиций историю Великой Отечественной войны мы сможем только тогда, когда добьемся методологической и теоретической четкости в понимании «белых пятен», осуществим нравственную и психологическую перестройку.

В свете решений XXVII съезда КПСС, XIX партийной конференции необходимо в полной мере возродить ленинскую концепцию освещения исторического опыта, избавиться от «комплекса непогрешимости» в оценке деятельности всех звеньев руководства Вооруженными Силами в годы Великой Отечественной войны. Важно, чтобы изучение прошлого подводило нас к творческому осмыслению правомерности сегодняшних перемен, подготовленных объективным ходом развития страны, всей трудной, героической историей Советского государства и его Вооруженных Сил.

Непреложный закон правды обязывает видеть историю такой, какая она есть в реальности, не допускать ее обезличивания, видеть противоречия и сложности диалектического развития, достижения и просчеты, заблуждения, а порой и тяжелые ошибки. С этой целью в Институте военной истории регулярно проводятся «круглые столы» с приглашением видных советских и зарубежных историков, экономистов и других ученых, ветеранов Великой Отечественной войны, представителей Генерального штаба и Главного политического управления СА и ВМФ.

Открытое обсуждение сложных и спорных проблем, плодотворные творческие дискуссии - это воздух науки. Но при их проведении не всем удается отрешиться от категоричности в суждениях, признать правомерность различных (порою диаметрально противоположных) точек зрения. Практика показывает, что многим ее участникам недостает умения вести научную дискуссию. В программах изучения военной истории в ввузах не отведено ни одного часа на овладение методикой ведения научных споров. В итоге в дискуссиях некоторые товарищи зачастую пытаются свои эмоции, предложения, личное восприятие и даже домыслы выдать за исторические факты.

Порою еще забывается, что, анализируя исторический опыт, возникшие проблемы нужно обсуждать, но не до бесконечности, так как от военных ученых ждут конечного результата - их научной продукции. Поэтому в ходе дискуссий целесообразно приходить к выводам, основанным на том, что объединяет, а не разъединяет представителей разных точек зрения. Диспут не должен быть схоластическим, его цель - выработать общую, единую для всех позицию при оценке прошлого и на ее основе добиваться оказания командирам и политработникам наиболее эффективной помощи в деле воспитания советских воинов.

Действенным средством в борьбе с негативными явлениями в деятельности военных ученых, важнейшим рычагом повышения качества военно-исторических работ и практической их значимости является научная критика. Однако критика и самокритика - это не самоцель. Они должны отличаться высокой принципиальностью, политическим подходом к оценке исторических явлений и событий. Критика должна быть конструктивной, ее ценность не в резкости выражений, а в правдивости, доказательности, компетентности. Она должна быть товарищеской, прямой и вести ее нужно не кампанейски, а систематически, открыто и гласно. Можно сказать, что отношение к критике - это отношение к гласности, являющейся важнейшим средством преодоления допущенных ошибок и недостатков.

Есть еще одна область деятельности советской военно-исторической науки, требующая пристального внимания при изучении исторического опыта. Научный «плюрализм», характерный для нашего времени, стал мощным генератором идей и концепций. Однако, на наш взгляд, все чаще наблюдается процесс механического перенесения идей нового политического мышления - деидеологизация межгосударственных отношений - в идеологическую сферу.

Почти перестали появляться (и не только в нашей, но и в других социалистических странах) статьи и другие материалы по проблемам идеологической борьбы в современных условиях. В то же время западные советологи и фальсификаторы военной истории, несмотря на позитивные изменения в мире, не снизили антикоммунистическую и реваншистскую пропаганду.

Прошло сорок пять лет со времени окончания Великой Отечественной войны, но ее причины и характер, результаты и уроки до сих пор еще фальсифицируются реакционной буржуазной историографией главным образом с целью принизить решающую роль СССР в достижении победы над фашистской Германией и милитаристской Японией. Фальсификация истории второй мировой войны используется слугами империализма в качестве одного из основных средств идеологической борьбы против СССР. При этом они продолжают пускать в ход ложь, клевету, которые широко распространяют через средства массовой информации (печать, радио, телевидение). ... ....

Реакционная буржуазная историография стремится умышленно запутать многие вопросы, связанные с подготовкой и планированием фашистской Германией войны против Советского Союза. Распространяя клевету о якобы готовившемся вторжении Советских Вооруженных Сил в Западную Европу, фальсификаторы пытаются представить нападение Германии на СССР как вынужденное, упреждающее. Создав"ая мифы, искажая исторические факты, затуманивая этим подлинный смысл причин войны, реакционные ученые изображают предвоенную политическую ситуацию в кривом зеркале, делают все, чтобы снять ответственность с международного империализма и германского фашизма за развязывание войны, скрыть тот непреложный факт, что война была порождена империалистической системой и готовилась в целях завоевания мирового господства. ; .,

Советская военно-историческая наука в последние годы получает признание и завоевывает довольно прочные позиции не только в нащей стране, но и за рубежом. Если раньше работы советских военных ученых на Западе игнорировали, объявляли ненаучными, а исследователей именовали «историками в красных очках», то теперь положение изменилось. Буржуазные ученые вынуждены прислушиваться к их аргументации, обращаться к изданным в СССР трудам и нередко ссылаться на них как на достоверные источники, Однако следует признать, что в работах и статьях советских историков явно не достает убедительной аргументации в разоблачении различного рода и з м ы ш л е н и й. Многие острые проблемы все еще ждут своих исследователей, хотя буржуазные историки уже активно преподносят их непосвященному читателю.

В связи с гласностью и происходящими изменениями в жизни братских стран становится еще более актуальным всестороннее освещение совместных действий в годы второй мировой войны. Все больше о себе заявляет целесообразность проведения совместных научно-исторических работ по важнейшим проблемам. Жизнь свидетельствует, что постоянно налаженный обмен опытом помогает военным ученым сосредоточивать внимание на решении главных задач защиты Отечества, на развитии военной науки, компенсировать недостаток личного опыта, играет неоценимую роль в профессиональном становлении командира и политработника, их идейной закалке.

В настоящее время нужен не просто опыт прошлого, не то, что лежит на его поверхности, а важно изучить (понять) глубинные, подчас скрытые, устойчивые процессы и явления, которые имеют тенденции к дальнейшему развитию, порой проявляют себя в новых, совершенно других формах, чем это было в предшествующей войне.

Требования современной военной науки резко возросли. Сегодня важно исходить из того, что научное исследование тогда является действительно научным, а не малозначащей компиляцией, когда содержит новые мысли, обоснованные теоретические и практические рекомендации по актуальным вопросам, вытекающие из научных задач военного строительства. Такой подход тем более заслуживает внимания, что зачастую для изучения берутся проблемы, основные положения которых уже достаточно широко освещены в периодической военной печати. Одни исследования носят лишь описательный характер, не подкрепляются опытом оперативной и боевой подготовки войск, штабов, другие недостаточно аргументированны, не имеют количественного анализа, далеки от потребности войск. Встречаются и такие, в которых явно проявляется стремление во что бы то йи стало доказать правильность и закономерность достигнутых результатов или обосновать умозаключения вышестоящего руководства.

Исторический опыт свидетельствует, что всякое восхваление, как и огульное осуждение, чревато серьезными заблуждениями и далеко от истины. Любой опыт конкретен. Он неразрывно связан с условиями определенной эпохи. Универсального опыта, годного на все времена и случаи, нет и не может быть. С ним нужно считаться, правильно понимать, но при этом очень важно сохранить прогрессивные тенденции. Только на их основе возможны творческий, научный поиск, создание трудов, отвечающих революционному духу современности.

Важно глубоко раскрывать закономерности развития военного искусства. Анализируя и обобщая многосторонний военный опыт, выявлять в нем то положительное, что представляет практическую ценность, извлекать уроки, смелее вскрывать допущенные ошибки, стараться не повторять их в настоящем и будущем. Безусловно, что эта часть военно-исторических исследований более сложная, она требует глубоких военных и исторических знаний, является наиболее важной, ибо ее итогом становятся рекомендации для современной военной науки, позволяющие совершенствовать военное дело, предвидеть пути ее дальнейшего поступательного движения, добиваться постоянного взаимообогащения.

Сегодня, когда сняты существовавшие ранее многочисленные запреты, неизмеримо возрастает роль моральной ответственности каждого советского военного ученого (не говоря уже о печатном органе). Было бы хорошо, чтобы и издательские организации наряду с созданием фундаментальных военно-исторических трудов сосредоточили внимание на поиске практических рекомендаций в решении наиболее актуальных проблем дальнейшего укрепления обороноспособности СССР в свете современной доктрины, военной теории и практики, строительства и подготовки Вооруженных Сил. Видимо, целесообразно организовать выпуск массовым тиражом малоформатных книг по отечественной истории, рассказывающих о достижениях советской военной науки.

Важно, чтобы плодотворность научной работы определялась не количеством НИР или печатных трудов, не объемом разработанных монографий и отчетов, а реальными теоретическими и практическими достижениями, выводами, вводом в научный оборот новых документов, фактов. Исходя из этого, целесообразно более строго подходить к определению военно-научной тематики кандидатских и докторских диссертаций, выявлять все самое ценное в них и активнее использовать в практике войск. Какие бы частные или комплексные проблемы ни решали военные исследователи, их должно объединять стремление внедрить плоды научной работы в жизнь и деятельность войск.

Но связь с жизнью не сводится только к изучению практического опыта, тех реальных процессов, которые имеют место в действительности. Она означает также постановку и решение злободневных теоретических вопросов, имеющих актуальное значение в современных условиях.

«Нельзя отрывать теоретические задачи от задач практических, - говорил, выступая на Всесоюзном совещании заведующих кафедрами общественных наук вузов, М. С. Горбачев, - но нельзя и подменять теорию простой регистрацией фактов. Теория должна опережать практику, брать явления шире, смотреть глубже, видеть «то, что временем сокрыто». В этом отношении военные историки находятся в большом долгу перед народом.

Вывод январского (1987 года) Пленума ЦК КПСС о том, что положение на теоретическом фронте оказало негативное влияние на решение практических вопросов, полностью относится и к военной науке. На современном этапе развития военного дела она стала одним из основных факторов укрепления обороноспособности страны. В последние годы в ней наметились качественные изменения. Богатый опыт Великой Отечественной войны, учений и других мероприятий оперативной и боевой подготовки, проведенных в послевоенный период, а также небывалый рост ударной силы, огневой мощи и мобильности войск позволили пересмотреть многие традиционные положения, разработать новые рекомендации по строительству армии и флота, формам и способам ведения вооруженной борьбы и подготовки Вооруженных Сил к отражению нападения. Командующие, командиры и штабы, военные ученые располагают большими возможностями для проверки на практике рекомендаций науки и вместе с тем имеют все необходимое, чтобы внести свой вклад в теоретическую разработку современных проблем.

Военная мысль.- 1989.- № 7.- С. 45.

Фрунзе М. В. Избранные произведения.- М.: Воениздат, 1984.- С. 105.

Триандафиллов В. К. Характер операций современных армий.- М.- Л.: Госиздат 1829.

Жилин П. А. О войне и военной истории.-М.: Наука, 1984.- С, 531-532

ЦАМО СССР, ф. 15, on. 11600, д. 975, лл. 11, 23.

Там же, ф, 14, оп. 11603, д, 23а, л. 4,

Разгром немецких войск под Москвой.- Ч. 1-3.- М., 1943; Битва под Сталинградом: краткий очерк,- М., 1944.

Горбачев М. С. Избранные речи и статьи.- Т. 4.- М.: Политиздат. 1987.- С. 113.

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 27-28 января 1987 г.- М.: Политиздат, 1987.-С. 9.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте


Libmonster ID: RU-10077


Военно-исторический сектор был образован весной 1944 года. Вначале сектор состоял из двух основных групп: истории армии и истории флота, без каких-либо подразделений этих групп. Однако в соответствии с расширением программы работ внутри этих групп, при участии военных " гражданских историков, были образованы небольшие рабочие коллективы. Так, например, в группе истории армии последовательно образовались:

Суворовская комиссия (руководитель проф. В. А. Афанасьев), занимающаяся исследованием и изучением богатейшего наследия А. В. Суворова;

Кутузовская комиссия (руководитель

проф. Н. М. Коробков), изучающая полководческую и дипломатическую деятельность М. И. Кутузова;

Восточная группа (руководитель доцент гвардии генерал-майор Б. С. Антропов), изучающая русское военное искусство в войнах, которые вела Россия со своими соседями на Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке, а параллельно с этим и военное искусство народов, с которыми велись эти войны.

Образуется группа "Истории родов войск", под руководством генерал-лейтенанта В. Г. Фёдорова.

В процессе развития и расширения работ сектора в его составе будут образованы группы: "История русского военного искусства" и "История русской армии".

Группа "История флота" в соответствии со своими задачами также дифференцирует свою работу по следующим основным разделам: изучение и популяризация героического прошлого отечественного флота; сбор, изучение и публикация архивных и других материалов и источников по истории отечественного флота; составление справочников по военно-морской истории; подготовка монографий по наиболее интересным и актуальным проблемам истории отечественного флота.

К научно-исследовательской работе сектора привлечены и аспиранты сектора. Научной работой аспирантов руководит проф. К. В. Базилевич. Доклады аспирантов на военно-исторические темы заслушиваются и обсуждаются на заседаниях сектора.

Группой "История армии" подготовляется сборник "Очерки по истории русского военного искусства" в двух томах. В первый том (25 - 26 печ. л.) вошли статьи и очерки, охватывающие обширный период истории - от Киевской Руси до второй половины XVIII века: акад. Б. Д. Грекова "Организация военных сил славян и Киевского государства", канд. исторических наук М. Г. Рабиновича "Вооружённые силы Новгородской земли в XI-XV вв." и "Вооружённые силы Московского княжества XIII-XV вв.", канд. исторических наук В. И. Шункова "Русское войско и военное искусство в XV-XVIII вв.", проф. А. А. Савича "Русское народное войско в борьбе против иностранных захватчиков в 1604 - 1612 гг.", канд. исторических наук Е. А. Беркова "Создание русской регулярной армии при Петра Великом", проф. Н. М. Коробкова "Русская армия и военное искусство в период после Петра I и до Суворова" и "Русская армия во второй половине XVIII в. и военное искусство Суворова". Том отредактирован и подготовлен к печати проф. К. В. Базилевичем.

Во второй том (23 - 24 печ. л.) войдут следующие статьи: проф. Н. М. Коробкова - "Полководец Кутузов", проф. Н. М. Дружинина "Русское военное искусство в период крымской войны 1853 - 1856 гг.", канд. исторических наук С. А. Никитина "Военные реформы Д. А. Милютина", канд. педагогических наук Л. Г. Бескровного "Военно-педагогическая система генерала Драгомирова", полк. П. Н. Фортунатова "Война 1877 - 1878 гг. и её значение в развитии русского военного искусства", доц. генерал-майора Б. И. Кузнецова "Генерал Брусилов и его роль в первой мировой войне". Работа по подготовке к изданию этого тома будет завершена в текущем году.

Кроме материалов, вошедших в первые два тома сборника, планом работ сектора намечен ряд тем, по которым будут заслушаны доклады на пленарных заседаниях сектора. Эти материалы либо войдут в третий том сборника либо будут изданы в другом виде. К этим темам относятся: "Полоцкий поход Ивана Грозного" (проф. К. В. Базилевич), "Развитие русской военной мысли в первой половине XIX в.", "Развитие русской военной мысли во второй половине XIX в." (доц. Г. П. Мещеряков), "Обучение и воспитание русских войск в XVIII в." (канд. педагогических наук под полк. Л. Г. Бескровный), "Военное искусство Богдана Хмельницкого" (майор Л. М. Лещинский) и др.

Коллективом Суворовской комиссии выполняются следующие работы: майором В. В. Жуковым составлена и подлежит сдаче в печать "Суворовская хрестоматия", представляющая собой сборник отрывков из лучших сочинений о Суворове; она предназначается для суворовских училищ, военных школ и гражданских высших учебных заведений.

Подготовляются материалы для сборника "Суворовские чтения". В первый том сборника (около 10 печ. л.) должны войти доклады, прочитанные в Суворовской комиссии: проф. В. А. Афанасьевым "Библиография суворовской "Науки побеждать"; А. К. Соловьёвой "Суворов в иностранной литературе"; капитаном С. Н. Ильиным "Штурм Измаила". Кроме того составляются для издания: карта походов Суворова и художественный плакат "Суворов". "Суворовские чтения" будут издаваться и в последующие годы.

Коллективом Кутузовской комиссии подготовляется к печати сборник документов "Кутузов", т. I (25 печ. л.). Всего предполагается составить четыре таких сборника; они будут выходить последовательно в ближайшие годы. Кроме того в 1947 г. должен выйти сборник "Кутузовские чтения", т. I (около 15 печ. л.), в который войдут доклады, посвященные полководческой и государственной деятельности Кутузова: доц. П. Г. Рындзюнского "Кутузов и русская армия в 1812 г.", майора Л. М. Лещинского "Кутузов и малая война", канд. исторических наук И. М. Эльтермана "Посольство Кутузова в Турцию в 1793- 94 гг.", генерал-майора Б. С. Антропова "Тарутинская операция Кутузова в 1812 г.", "Кутузов и Наполеон" и др. По мере накопления материалов комиссией будут подготовляться последующие сборники "Кутузовских чтений". Кроме того намечается издание монографий, посвященных полководческой деятельности Багратиона, Барклая де Толли и других, русских полководцев.

Восточная группа образована в начале 1946 года. На заседаниях группы заслушаны доклады: проф. Н. А. Смирнова "Русско-турецкая война 1677 - 1678 гг. за Украину", Н. М. Гольдберга "Принципы комплектования индийской армии в свете их исторического развития", проф. С. К. Бушуева "Русско-английские отношения в период Кавказской войны 1816 - 1864 гг.", канд. истори-

ческих наук майора А. В. Фадеева "Первые русские десанты на побережье Кавказа" и др. Все эти доклады должны будут выйти отдельным сборником.

Группа "История Флота" работает над составлением "Очерков истории Военно-морского флота СССР" в трёх томах. Первый том охватывает период от древнейших времён до конца XIX века. В его составлении приняли участие профессора К. В. Базилевич, М. Н. Тихомиров, Н. М. Дружинин, А. И. Андреев, капитан 1-го ранга Н. В. Новиков, С. А. Никитин, П. К. Алефиренко. Первый том, подготовленный к изданию редколлегией под руководством адмирала флота И. С. Исакова, находится в производстве в Воениздате.

Во второй том войдут главы, посвященные русско-японской войне, первой мировой войне и истории революционного движения во флоте (1904 - 1905) до начала Великой Отечественной войны. В написании его приняли участие: капитан 1-го ранга П. Д. Быков, генерал-майор С. Ф. Найда и канд. исторических наук Г. М. Деренковский. Том подготовляется к сдаче в набор в текущем году.

В третий том войдут главы, посвященные истории флота от Великой Октябрьской социалистической резолюции до Великой Отечественной войны включительно, которые написаны капитаном 1-го ранга Э. Я. Келле, генерал-майором С. Ф. Найда, проф. А. И. Андреевым и адмиралом флота И. С. Исаковым.

Планом предусмотрено, совместно с Главным архивным управлением МВД, издание серии сборников материалов о жизни и деятельности крупнейших русских флотоводцев, В 1945 г. издан первый сборник документов, посвященный адмиралу П. С. Нахимову. Такой же сборник документов, посвященный вице-адмиралу В. А. Корнилову, находится в производстве. В 1947 г. должен выйти из печати сборник документов о жизни и деятельности адмирала Ф. Ф. Ушакова в двух томах. Работа по составлению сборника статей, посвященных адмиралам М. П. Лазареву, С. О. Макарову и Д. Н. Сенявину, находится в производстве. Группой "История флота" подготовлены к изданию два труда: "Боевая летопись русского флота" и заканчивается составление "Списка русских военных кораблей с 1861 - 1917 гг.". Первый из этих трудов представляет собою аннотированную хронику боевых действий флота с IX века до окончания гражданской войны в СССР, Второй труд является продолжением известного справочника, составленного в прошлом столетии Ф. Веселаго и доведённого лишь до 1861 года.

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ - 1) процесс развития военного дела с древнейших времен до современности; 2) дисциплина классической исторической науки, изучающая такие практики существования человеческого общества как ведение войн, строительство и развитие вооруженных сил. Военная история, кроме изучения конкретных войн и военных событий, анализирует их цели и причины, итоги и значение, исследует историю строительства вооруженных сил и комплектования армий, их оснащение, принципы выделения видов и родов войск, полководческое искусство и историю военной мысли, форму и тактику военных действий. В военной истории выделяются разделы: военная историография, военное источниковедение, военная археография. Источниками военной истории являются законы, уставы, инструкции, приказы, реляции, летописи, сказания, мемуары, теоретические сочинения (Л. Г. Бескровный).

Об истории войн писали еще на Древнем Востоке, особенно историки Древней Греции (Геродот, Плутарх и др.) и Древнего Рима (Тацит, Иосиф Флавий и др.). В XVIII веке в период становления европейской исторической науки предпринимались попытки сделать последовательные описания войн, отдельных походов, прошлого полков, военных кораблей и т. д. Военной истории уделялось большое внимание в исторических нарративах, так как прошлое и настоящее всех европейских государств было тесно связано с войнами. Военная история играла важную роль в обучении будущих офицеров, поэтому работы по истории войн имели практическое значение. Самостоятельной дисциплиной исторической науки военная история становится во второй половине XIX века. Одним из первых историков, создавших научные труды по военной истории был генерал от инфантерии, преподаватель Императорской военной академии кн. Н. С. Голицын. Военный историк создал капитальный труд, известный как «Всеобщая военная история» в 15 частях, где определил понятие «военная история», ее предмет и цель, методы изучения, источники и историографию, а также значение военной истории. Немецкий военный историк Г. Дальбрюк в конце XIX - начале XX веков привнес в теорию военной истории новые правила проверки уже имеющихся представлений о событиях прошлых войн: соотношения таких сведений с теорией военной науки, с топографическими данными, физиологическими и техническими возможностями воевавших сторон. В России военная история стала одной из наиболее развитых отраслей исторической науки. Она была представлена многочисленными военно-историческими описаниями, дополнявшими общеисторические труды по вопросам внешней политики и войн. Д. Ф. Масловский, А. 3. Мышлаевский, Ф. Ф. Веселаго разрабатывали методы анализа источников по военной истории и занимались их публикацией. В СССР военная история была идеологизирована и противопоставлена исследованиям так называемой «буржуазной военной историографии». Изучением военной истории занимались Военно-историческая комиссия (1918-1921), Военно-исторический отдел (1924-1946 и с 1953), Военно-историческое управление Генштаба (1946-1953). В 1966 году была подписана директива начальника Генштаба Вооруженных Сил СССР о создании Института военной истории МО СССР; сейчас он носит название Научно-исследовательский институт (военной истории) - НИИ (ВИ). Институтом было опубликовано около 1500 научных трудов, в том числе более 30-ти фундаментальных изданий, среди которых «История Второй мировой войны 1939-1945» (в 12 т.), «Военная энциклопедия» (в 8 т.) и др. Проблемы военной истории освещаются в периодических изданиях: «Военно-исторический журнал» (Россия), «Army History», «The Journal of Military History» (США), «Military History Monthly» (Великобритания) и др. В 1938 г. был создан международный орган исследователей, занимающихся проблемами военной истории, - «Международная комиссия военной истории» (Commission internationale d"histoire militaire ).

С. И. Маловичко

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 49-51.

Литература:

Бескровный Л. Г. Очерки по источниковедению военной истории России. М., 1957; Он же. Очерки военной историографии России. М., 1962; Голицын Н. С. Всеобщая военная история древних времен: в 4 ч. СПб., 1872- 1875; Он же. Всеобщая военная история средних времен. СПб., 1876; Он же. Всеобщая военная история новых времен: в 3 ч. СПб., 1872-1874; Он же. Всеобщая военная история новейших времен: в 2 ч. СПб., 1872-1875; Он же. Русская военная история: в 5 ч. СПб., 1877-1878. Очерки советской военной историографии. М., 1974; Black Jer. Rethinking Military History. L.; N.Y, 2004; Delbruck H. Die Perserkriege und die Burgunderkriege. Zwei combinierte kriegs- geschichtliche Studien nebst einem Anhang iiber die romische Manipular-Taktik. Berlin, 1887.

Важной функцией военной истории является образовательная функция, которая выражается в передаче, прежде всего военнослужащим, профессиональных знаний, умений и навыков, повышении уровня их воинского мастерства, расширении кругозора, развитии творческого мышления.

И наконец, воспитательная функция, которая состоит в том, что, раскрывая героическое прошлое народов России, СССР, военно-историческая наука способствует тем самым повышению морального духа нашего населения, его нравственности, она не только является побудительным мотивом воспитания высоких нравственных качеств воина, гражданина — патриота, но и непосредственно участвует в формировании такой важной составной части оборонной мощи государства, как морально-политический фактор.

Не случайно поэтому накануне и в годы Великой Отечественной войны политики, военачальники и общественные деятели постоянно обращались героическому прошлому страны, пропагандировали славные подвиги русского народа. Имена Александра Невского, Дмитрия Донского, К. Минина, Д Пожарского, П. Салтыкова, П. Румянцева, Г. Потемкина. А. Суворова, Г. Спиридова, Ф. Ушакова, М. Кутузова, М. Барклая де Толли, П. Багратиона, М. Лазарева, В. Корнилова, В. Истомина, П. Нахимова, Г. Бутакова, С. Макарова, М. Драгомирова, А. Брусилова, Г. Жукова, А. Василевского, К. Рокоссовского и других знаменитых защитников Отчизны звали солдат и на подвиги, воодушевляли их в тяжелых боях и в стремительном всесокрушающем наступлении.

В связи с этим особого внимания заслуживает факт кардинального поворота идеологической работы в вооруженных силах накануне Великой Отечественной войны от «абстрактной и крайне политизированной» к всестороннему и глубокому изучению военно-исторического опыта. «У нас особо изучается военная история.проводится… охаивание старой истории, выдающиеся полководцы прошлого забыты, их военное искусство остается неизвестным командному составу — все это приводит к игнорированию исторического конкретного опыта», — утверждается на совещании НКО в мае 1940 г. по вопросам идеологической работы в Красной армии. Военная история учила советских людей побеждать врага, напоминая о героическом прошлом, об умении отстаивать настоящее и бороться за будущее. Она как бы связывала воедино минувшее, настоящее и будущее. Эту же функцию выполняет военно-историческая наука и в современных условиях. Она выступает важным фактором военно-патриотического воспитания граждан России, и прежде всего молодежи.

Правдивое и яркое воспроизведение героических страниц и военного опыта прошлого способствует воспитанию молодежи в духе патриотизма. На этой основе укрепляется глубокая и нерасторжимая связь поколений, их верность Отечеству. Военная история как важнейшая составная часть отечественного культурного наследия дает возможность моделировать сложнейшие противоречивые процессы современности, облегчать поиск путей выхода из кризисных состояний общества.

И в этом отношении вполне правомерно ставить вопрос о прогностической функции военно-исторической науки, которая определяется возрастающей потребностью иметь исторический «капитал» для прогнозирования характера будущих войн и военных конфликтов, анализа как подготовки к ним, так и опыта их предотвраще ния. Таким образом, можно утверждать, что военно-историческая наука, обладая огромным потенциалом, выполняет важные методологические и общемировоззренческие задачи. В этой связи возникает вопрос, в какой мере современное состояние военно-исторической науки способствует выполнению названных выше функций?

К сожалению, ответ на этот вопрос неоднозначен, ибо, несмотря на высокий уровень своего развития, отечественная военно-историческая наука переживает своего рода кризис, обусловленный спецификой нынешнего переходного периода в истории России. Под кризисом в данном случае надо понимать не застой и упадок в развитии исторической отрасли (как это чаще всего трактуется), а такую популяризацию теоретикометодологических взглядов и подходов, следовательно, и конкретно-исторических концепций, которая во многих аспектах разрывает единство коренной сущности исторического развития. Его проявления очевидны: — изменяется содержательная часть военной истории в результате уточнения или изменения объекта исторических исследований и пересмотра методологических основ в изучении исторических процессов;

— сокращается когорта профессионалов военных историков: многие опытные военные историки отстранены от работы, а новое поколение специалистов рождается, к сожалению, чрезвычайно медленно; — организационная структура (аппарат) военно-исторических исследований обеднена, а многие ее звенья уничтожены; — нарастает опасная тенденция сужения и сокращения проблематики военно-исторических исследований; — школьные и вузовские учебники по истории обильно нашпигованы второстепенными датами, фактами, событиями, именами, заслоняющими истинное величие военных подвигов России; — значительно уменьшилась доля позитивного военно-исторического материала в пропагандистских программах радио и телевидения. Стало привычным концентрировать внимание российских читателей и слушателей исключительно на некоторых негативных явлениях этого периода отечественной истории.

Это очень вредная тенденция, выбивающая из идеологического потенциала военной истории очень важный пласт, столь необходимый сегодня в воспитательной работе в Вооруженных силах и среди населения.

С.Н. Михалев. Военная стратегия

Тема 1 « Предмет и задачи военной истории.

Зарождение и развитие военного дела в Древнем мире и

древнерусском государстве ».

Лекция 1«Военная история» - как наука. (Дисциплина военная история)

Вопрос №1: Объект и предмет исследования военной истории.

Объект науки - определенная область реальности (природной или социальной), на которую направлен процесс научного познания...

Предмет науки - наиболее значимые свойства , стороны, характеристики, особенности объекта , которые подлежат непосредственному изучению или познание которых особенно важно для решения той или иной проблемы (теоретической или практической).

Военная история, или военно-историческая наука, - совокуп ность научных знаний о реальных военно-исторических явлениях, событиях прошлого как нашей страны, так и других стран и наро дов, о развитии военного дела с древнейших времен до наших дней. (т.о. ОБЪЕКТ военной истории – это военные события и явления прошлого и развитие военного дела с древнейших времен до наших дней )

Она включает в себя обширный фактический материал и теоретические обобщения, является средством познания, понимания и объяснения. Военная история как наука изучает причин но-следственные связи и отношения, содержание и сущность военно-исторических явлений, обобщает исторический опыт решения национальных, политических, экономических и иных задач средствами вооруженного насилия, как в условиях мира, так и во время ведения войны.

Она ис следует действие законов в военной области, в войне в исторически конкретных ситуациях, а также специфические зако номерности вооруженной борьбы.

Составными частями военной истории (наиболее значимые свойства объекта ) как учебной дисциплины являются:

История войн,

История военной мысли,

История военного искусства,

История строительства вооруженных сил,

История вооружения и военной техники,

Источниковедение и др.(это ПРЕДМЕТ военной истории )

Включаясь в жизнь общества, в функционирование многих его институтов, военно-историческая наука выполняет ряд функций, и прежде всего познавательную функцию, которая включает в себя момент оценки событий, ибо в войне, вооруженной борьбе действуют люди с их личностными и социальными особенностями, характерами и интересами.

Напомним, что составными частями военной истории как учебной дисциплины являются: история войн, история военной мысли, история военного искусства, история строительства вооруженных сил, история вооружения и военной техники, источниковедение и др.

История войн - фактологическая основа военно-исторической науки в целом, исследует социальную сущность войны как особо го общественного явления, раскрывает причины и социаль но-экономические условия ее возникновения, политические и военно-стратегические цели, характер и особенности конкретных войн, оценивает силы и планы сторон, рассматривает ход военных кампаний, операций и боев, анализирует их итоги, определяет влияние данной войны на развитие общества.

Исследования в области истории войн показывают, какую роль в ходе и исходе каж дой конкретной войны сыграли народные массы, экономические, политические и моральный факторы, количество и качество войск, вооружения и военной техники, уровень полководческого искусства. Изучение истории подготовки, развязывания и ведения войн позволяет обобщить богатый военный опыт, накопленный предшествующими поколениями. Изучая и синтезируя его, военно-историческая наука выявляет факторы, влияющие на ход и исход войн, сражений и боев, выделяет из них главные, определяющие. История войн представляет собой богатый материал для извлечения выводов и уроков, обоснованного решения современных проблем военной теории.

История военной мысли изучает зарождение, становление и эволюцию военно-теоретических взглядов под воздействием военно-технического прогресса, экономических, социально-политических и других факторов; выявляет общее направление развития военной науки, закономерности и тенденции этого процесса, вскрывает условия и факторы, способствовавшие развитию или, наоборот, торможению его.

История военного искусства исследует возникновение, развитие, смену форм и способов ведения вооруженной борьбы, выявляет зависимость данного процесса от характера и уровня производства, политики государства и полководцев, вскрывает закономерности и тенденции развития стратегии, оперативного искусства и тактики. В ней синтезируются выводы и уроки из истории войн, истории строительства вооруженных сил, истории развития вооружения и военной техники, обучения и воспитания войск. Изучение и обобщение военного опыта многих поколений способствуют дальнейшему развитию современной военной науки.

История строительства вооруженных сил (ВС) исследует процессы и закономерности возникновения и развития ВС как по общим хронологическим признакам этапов их строительства, так и по структурно-организационным - видам и родам войск.

История вооружения и военной техники изучает процесс возникновения и совершенствования различных образцов оружия и военной техники, его закономерности и тенденции, анализирует уровень живучести и надежности оружия и военной техники в ходе военных действий, степень и характер влияния нового оружия и военной техники на строительство ВС, военное искусство, на моральный фактор и в целом на военное дело.

К военной истории относятся и так называемые вспомогательные или специальные отрасли: военная историография, воссоздающая историю военно-исторической науки; военно-историческое источниковедение, занимающееся теорией и практикой изучения и использования письменных, устных, вещественных, этнографических и других военно-исторических источников; военная археология, исследующая по вещественным источникам деятельность людей в военной области в прошлом.

С военной историей также связаны: военная статистика, изучающая количественные показатели военных явлений и процессов, занимающаяся сбором, научной обработкой и анализом статистических данных конкретных явлений и процессов военного дела; геральдика - гербоведение, позволяющее устанавливать происхождение, подлинность и принадлежность документов, образцов оружия, военного снаряжения; фалеристика, исследующая историю орденов и медалей, знаков отличия, наградные документы и наградную статистику; эмблематика - специальная историческая дисциплина о символических условных изображениях, отражающих определенные понятия и обозначающих принадлежность военнослужащих и различного имущества к виду ВС, специальным войскам и службам.

Вопрос № 2 : Структура, методы, основные понятия, категории и функции военной истории.

События военной истории как реального процесса всегда описывались и объяснялись посредством большого числа научных понятий.

Их можно условно разделить на следующие: философские и общесоциологические понятия и категории; частносоциологические и другие социальные понятия; собственно военно-истори ческие и военные понятия.

Первая группа понятий - философские категории . Они составляют основу теоретических концепций, с помощью которых осуществляется объяснение исследуемых событий военной истории, выступают своего рода фильтром, через который проходя весь эмпирический материал и все концептуальные положения исторических работ.

Особую роль играют философские и общенаучные принципы, и в первую очередь - принципы всесторонности, историзма, объ яснения истории на основе материалистического понимания ис тории, закона причинности (детерминизма), а также таких фунда ментальных категорий, как сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность.

Важное значение для военно-исторической науки имеют общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и такие логические приемы , как индукция, дедукция, аналогия. При этом необходимо комплексное их использование.

Принципы исторического и логического подходов нацеливают на раскрытие сущности военно-исторических явлений, их причинно-следственных связей, выработку целостных представлений о них.

Все большую роль в военно-историческом исследовании приобретает эвристика как совокупность приемов и способов более быстрого и целенаправленного поиска истины.

Важную роль играют эмпирические методы - анализ документов и исторических описаний, статистические исследования.

Вторая группа понятий образуется из специфически социоло гических и других социальных понятий, характерных для всей исторической науки. С их помощью можно углубляться в изучение событий и процессов военной истории , объяснять характерные черты и особенности. Это, например, понятия: общественно-эко номическая формация, цивилизация, историческая эпоха, нацио нальные и иные отношения, государство, революция и т.д . Эти и другие подобные понятия являются «узловыми» пунктами познания военно-исторических событий, позволяющими видеть и понимать изучаемые явления и процессы в общем естественно-историческом процессе, подчиненном определенным законам. В этой группе понятий особое место занимают понятия «война», «армия», а также ряд других, содержание которых исторически изменялось.

Понятия третьей группы в большинстве своем относятся к самой военной истории и отчасти к военной науке. Роль этих понятий (военное искусство, стратегия, оперативное искусство, такти ка, группировка войск, боевой порядок, наступление, оборона, атака, контратака и т. д. ) состоит в том, что они углубляют понимание и объяснение оперативно-стратегической, оперативно-тактической и военно-технической сторон военно-исторических со бытий, процессов. Например, с помощью понятий «вооруженнаяборьба», «стратегическая операция», «темпы наступления», «огневая мощь» и тому подобных можно отразить напряженность военных действий в войнах прошлого, их размах, значение и лучше понять причины побед и поражений воевавших сторон.

Функции военной истории.

Образовательная функция военной истории состоит в том, что заключенные в ней разнообразные знания становятся достоянием военнослужащих, необходимым в их повседневной деятельности. Полученные знания по теории и практике подготовки и ведения военных действий, в целом по военной истории, становятся фундаментом широкого военного кругозора, являются эффективным средством совершенствования творческого мышления. По образному замечанию А. Свечина, военная история является той почвой, на которой «рождаются опорные точки нашего военного мышления».

Воспитательная функция выражается в наличии больших возможностей военной истории для формирования у граждан России высоких духовно-нравственных качеств . Правдивое и яркое воспроизведение страниц героического прошлого, примеров беззаветного служения Отечеству, поддержание традиций народа и армии, истории их борьбы за свободу и независимость способствуют повышению морального духа, воспитанию чувства патриотизма, веры в свои силы, преданности Родине, своему народу, готовно сти проявлять мужество и героизм, до конца выполнять свой во инский долг.

Мировоззренческая функция военной истории заключается в том, что научные знания в этой области участвуют в формировании научной картины мира и развития общества, способствуют познанию закономерностей общественного развития, всего исто рического процесса. Это достигается через осмысление места и роли войны в историческом процессе, положения в ней человека, через формирование отношения к войне как средству политики тех или иных государств, партий и движений.

Военно-исторические знания способствуют также развитию военной и общей культуры человека, гражданина . Являясь важным фактором духовной жизни общества, они участвуют в форми ровании национального сознания и самосознания, входят в содержание «национальной идеи», сплачивающей, объединяющей и воодушевляющей граждан страны.

Методологическая функция военной истории заключается в том, что, отражая объективную истину в понятиях, категориях и закономерностях, она дает возможность использовать их в иссле дованиях других наук, применять выработанные ею методы науч ного познания действительности . Военная история содержит в себе знания, которые помогают вырабатывать военную доктрину и военную политику государства, определять политический и стратегический курс в военном строительстве, в решении оборонных задач государства.

Таким образом , категории и понятия военной истории как науки в своей совокупности дают синтетическую, то есть обобщенную, картину военного прошлого, являются ступеньками познания, опорными пунктами овладения военно-историческимопытом и его использования в современных условиях.

Вопрос № 3 : Роль и место военной истории в системе подготовки офицера и в его последующей деятельности.

Военно-исторические явления и события, их ход и исход познаются, как правило, в конкретной хронологической форме. При этом теория присутствует в ней как исходный пункт, и как основа, и как результат познания.

Изучение каждой войны включает в себя познание ее причин и предпосылок, как существенных, так и второстепенных, понимание ее сущности как единства политики и собственно вооруженной борьбы, рассмотрение вооруженной борьбы во взаимосвязи с деятельностью тыла и морально-полити ческим состоянием народа и армии.

При изучении вооруженной борьбы важно не только понять, каким было и как менялось соот ношение сил в ходе военных действий, но и как осуществлялось непосредственное руководство этими действиями, как новое, рож денное войной, боролось с отжившим, как на руководство войска ми оказывали влияние личные качества руководителей и т.д.

В процессе изучения военной истории большой интерес имеет проблема уроков военно-исторических событий, войн и вооруженных конфликтов. Уроки прошлого должны служить настоящему. Сквозь прошлое просматривается смысл истории, корректируются представления об историческом опыте. Последний - это итог познавательного и духовного освоения человеком социального мира и его будущего. Он не только в знаниях, но и в ценностных, мировоззренческих представлениях.

Современный этап развития военного дела предъявляет повышенные требования к подготовке военных кадров. Усложнение военной техники и оружия, возрастание роли человека в системе «человек - оружие», наличие многочисленных специальностей в армии и на флоте обусловливают необходимость узкой профессионализации офицерского состава, нацеливают будущих офицеров на качественное усвоение учебных дисциплин по избранной специальности. В то же время ускорение научно-технического прогресса, ведущее к быстрому обновлению оружия и техники, качественные изменения призываемого в вооружённые силы личного состава, широкий круг вопросов, который приходится решать офицеру в его повседневной деятельности, в ходе подготовки и ведения боевых действий требуют соответствующей фундаментальной и общественной подготовки. С этой точки зрения военная история, как было отмечено в предыдущем параграфе, вооружает военнослужащих необходимыми знаниями исторического опыта деятельности военных кадров в конкретной обстановке, расширяет кругозор, способствует развитию оперативно-тактического мышления, является важным средством воспитания военнослужащих. В силу названных причин военная история является обязательной военной дисциплиной в подготовке офицерского корпуса российской армии.

Чем бы человек ни занимался, он так или иначе вынужден задумываться над военной историей Отечества, определяя свое место в цепи поколений. Историческая память несет в себе оценочный момент - принять или не принять прошлое, одобрить или не одобрить его и т.д. На этой основе формируются общественное сознание, военно-исторические традиции, патриотизм.

Реалии века с его глобальными угрозами обязывают военную историю давать такие знания, которые помогали бы укреплять международную, региональную и национальную безопасность, обобщать опыт использования военной силы как в целях вооруженной борьбы, так и предотвращения войн, решения миротворческих задач.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая занятие, хочу привести слова известного военного теоретика Александра Андреевича Свечина: « В ряду военных наук история военного искусства…представляет собой тот фундамент, на котором создаются прочие военные дисциплины. Не уделяя достаточно внимания военно-историческому изучению, можно подготовить только ремесленников военного дела, не способных ни к сознательному творчеству, ни к приспособлению и опознанию переживаемой быстрой эволюции военного дела».


Top