Рой другому. Не рой другому яму - что значит? Кто яму для других копать трудился

14:41 2017

Как-то раз вожди племени курейшитов собрались обсудить вопрос, как обуздать нового Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) в лице Мухаммада, который осмелился покуситься на верования их отцов и дедов. Они долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. Вот тогда слово взял человек по имени Абу Джахль и сказал: «Дайте мне срок, и я придумаю, как избавиться от этого человека». На том и остановились.

Через неделю вновь собрались и заслушали Абу Джахля. Заговорщик рассказал о своем плане: «Все вы прекрасно знаете, что Мухаммад среди ночи идет в мечеть читать намаз. Я предлагаю у порога мечети выкопать глубокую яму, чтобы он провалился в нее, и как только это произойдет я дам вам знак, чтобы прийти и покончить с ним». Курейшиты одобрительными возгласами встретили слова оратора.

И вот Абу Джахль со своими подручными вырыл глубокую яму у самой двери храма, прикрыв сверху листьями и ветвями финиковой пальмы. Расул Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) по своему обыкновению среди ночи собрался на намаз в мечеть, и вдруг к нему явился ангел Джабраил и сказал: «О, Мухаммад! Всевышний приветствовал тебя и передал, чтобы ты поостерегся, так как идолопоклонники во главе с Абу Джахлем подготовили ловушку для тебя, дойдя до двери храма, произнеси ду’а: وَأُفَوِّضُ أَمْرِي إِلَى اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ بَصِيرٌ بِالْعِبَادِ

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сделал все так, как указал ангел Джабраил. После этих слов чудесным образом яма была надежно прикрыта, и Расуль Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) спокойно прошел в мечеть. Абу Джахль, притаившись, несколько дней по ночам следил за входом в храм, однако все было тщетно. И наконец, когда терпение его иссякло, он направился осмотреть свою ловушку. Только вот ямы он не обнаружил, а ступив на ее место, по воле Аллаха Та’аля, с грохотом провалился в яму. Когда Пророк Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) услышал об этом, то изрек:

В то время около ямы собрались идолопоклонники и порешили спустить несчастному конец аркана, чтобы вытянуть его на поверхность, однако это им никак не удавалось, и какой бы длины вервь не была, она не могла достичь страдальца. После долгих мучений, со дна ямы прозвучала мольба пострадавшего: «Ступайте к Мухаммаду и уговорите его выручить меня из беды!» Когда друзья пострадавшего явились к Расулю Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), чтобы призвать его на помощь, он сказал: «Каков смысл помогать врагу?» Однако в этот миг вновь явился ангел Джабраил и сказал: «О, Мухаммад! Всевышний приветствовал тебя и передал, чтобы ты пошел и спас Абу Джахля».

На что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) спросил у ангела: «О, Джабраил! Абу Джахль – враг Аллаха, так в чем смысл его спасения?» Ангел ответил: «О, Мухаммад! В этом заключен глубокий смысл – пусть все неповиновавшиеся тебе знают, что Абу Джахль несмотря на то, что многобожник, по воле Аллаха был спасен из глубокой ямы. Вот и в День Суда Всевышний не оставит без помощи твою умму. Воистину, благодаря Тебе многие будут спасены». После этого Пророк Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) прошел к яме и протянул руку и из неописуемой глубины извлек Абу Джахля. После этого Он призвал идолопоклонника произнести шахаду, но тот упорно стоял на своем и сказал: «Все это твои магические проделки» О, сын мой! Воистину, если Всевышний лишит кого-то благовоспитанности, то в этом человеке не будет и веры!

Из книги Каюма Насыри «Фавакихуль джулюса» («Плоды для угощения собеседника»).

Комментарии:

Не рой яму другому, сам в нее попадешь - пословица, означающая: Не следует готовить неприятности кому-либо. Можешь сам попасть в такую же ситуацию.

Источником этой пословицы является Библия. В книге Екклесиаст глава 10, стр. 8 сказано: "Кто копает яму, тот упадет в нее, и кто разрушает ограду, того ужалит змей".

Народная мудрость заметила, что если один человек что-то плохое делает другому человеку, то страдает и сам, нарвавшись в такую же ситуацию или пострадав от последствий своих же действий.

Нельзя делать зло людям, ты сам можешь потом попасть в ситуацию, когда кто-то напакостит тебе. Это не обязательно будет тот, кому ты строил козни. Существует круговорот добра и зла в природе. И доброе дело тоже возвращается к нам.

В приведенной пословице отражены многолетние наблюдения, связанные с желанием некоторых индивидуумов подстроить кому-нибудь западню или злую каверзу. Как правило, такие злые замыслы завершались тем, что сам интриган непременно попадал в такие же ловушки, которые некогда расставлял сам.

Любые злые умыслы, направленные против кого-нибудь, возвращаются к злопыхателю той же монетой. Пословица предостерегает всех, кто хочет навредить ближнему, что он обязательно испытает на себе то, что и люди, которые попали по его воле в неприятную историю. Закон Жизни: зло, которое ты совершаешь по отношению к другому, обязательно к тебе вернется сторицей.

Мне очень нравится данная пословица, потому что она аналогичная другой, что нельзя плевать в колодец, потому что из него придется впоследствии пить. Так и в данном случае, если будешь рыть яму для другого, потому что можно в нее свалиться самому. И есть такой тип людей, которые любят делать подлости потаенно и сваливаю человека в такую яму морально, т.е исподтишка. Потому что все и всегда в нашей жизни вибрирует и возвращается в виде бумеранга.

Есть люди, которые идут к своей цели по головам других и считают, что это нормально, но в итоге жизнь с ними рассчитывается по полной. Только каяться будет потом поздно. Никогда ни кому не нужно приносить вреда, чтобы не пострадать самому.

Не строй козни другим людям, можешь нарваться на такие же. В мире все взаимосвязано, и зло всегда возвращается злом к источающему его. Рыть яму значит образно рыть могилу при жизни, желать смерти человека еще живого.

Говорят в жизни все возвращается бумерангом, то есть нельзя делать зло кому-то, оно обязательно вернется к тебе. Есть еще по этому смыслу поговорка "Что посеешь, то и пожнешь". Но в жизни это не всегда работает. Например сделал тебе кто-то плохо без причины, вить не то чтобы нагадить, но наказывать его (хотя бы слегка) можно, если не можешь простит или забыть. А если можешь, то еще лучше-значит великодушный ты человек. Но даже наказывая человек не показывает что он плохой. Просто иногда терпеть некоторых становиться просто невозможным.

Смысл этой поговорки заключается в том, что нельзя людям делать зло и вредить, рыть человеку яму, так как это зло может и не сейчас, но обязательно в будущем обернется против самого человека, который нанес вред. Это зло может ударить по самому человеку намного сильнее. Получается человек нарыл яму другому человеку и в результате сам в нее попадет.

Не рой другому ямы, самъ попадешь. Ср. Кто яму для другихъ копать трудился, Тотъ самъ въ нее упалъ, гласитъ писанье такъ. М. Ю. Лермонтовъ. Эпитафія. Утонувшему игроку. Ср. So schadet meist der böse Rat Dem selbst, der ihn gegeben hat, Denn wer… …

не рой другому ямы, сам попадешь - Ср. Кто яму для других копать трудился, Тот сам в нее упал, гласит Писанье так. М.Ю. Лермонтов. Эпитафия. Утонувшему игроку. Ср. So schadet meist der böse Rat Dem selbst, der ihn gegeben hat, Denn wer einem andern Fallstricke legt, Sich selbst… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Репертуар Большого театра (Москва) с 1825 по 1900 год

Репертуар Большого театра (Москва) - В настоящей статье приведён неполный список репертуара московского Большого театра. Необходимо учитывать, что поначалу труппа Малого (Малый театр открылся 14 октября 1824 г.) и Большого театров (Большой театр открылся чуть позже Малого … Википедия

Возмездие - это жизненный принцип, согласно которому зло оплачивается злом, а добро – добром. Возмездие понимается как воздаяние, кара, расплата за преступление, зло, нарушение нравственных основ жизни. Возмездие – это как бы возмещение, возврат, отдача того … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Вавилоно-ассирийская литература - ВАВИЛОНО АССИРИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, сохранившаяся до наших дней в громадном количестве самых разнообразных произведений, вскрывает перед нами различные стороны хозяйственной, общественной и повседневной жизни народов, населявших Двуречье в первые… … Литературная энциклопедия

ЯМА - ЯМА, ямы, жен. 1. Углубление, вырытое или образовавшееся в земле. «Вырыта заступом яма глубокая.» И.Никитин. Картофельная яма (для хранения картофеля). Угольная яма (для жжения древесного угля). Помойная яма. Выгребная яма. 2. Специально… … Толковый словарь Ушакова

яма - Рыть яму (кому) перен. готовить кому н. неприятность, стремиться причинить вред. Не рой другому ямы, сам в нее попадешь. Пословица … Фразеологический словарь русского языка

НЕ ССЫ В КОМПОТ - ПРОКИСНУТ ПОМИДОРЫ - не рой яму другому, сам в нее попадешь … Язык Одессы. Слова и фразы

Топить(кого) - Топить (кого) иноск. вводить въ проигрышъ (въ картахъ); раззорять, губить, уничтожить (какъ бы погружая въ воду). Ср. Пожалуйста не жалѣйте (что я не усвоилъ адвокатуры)! Да и какое возможно добро? Одного выручай, другого топи... Лѣсковъ. Смѣхъ и … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

ЯМА - жен. или ямина, ямурина и ямовина, ямка, ямочка, яминка; ямишка; ямища; впадина, влумина, лунка, провал, выбоина, всякое углубленье, ·противоп. горб, шишка, бугор и пр. Ямины в полу выхожены. Серебряная посуда вся избита, в яминах. Глазные ямины… … Толковый словарь Даля

Книги

  • Крокодиловы слезы , Лаиглесия Х.. Читатели найдут в книге две сказки испанского писателя Хуана Антонио Лаиглесия. Герои первой сказки "Полкилограмма сахара"-Гном Джером и Бобрёнок. Бобрёнок все время приходит к запасливому… Купить за 356 руб
  • Крокодиловы слёзы , Хуан Антонио Лаиглесиа. Читатели найдут в книге две сказки испанского писателя Хуана Антонио Лаиглесия. Герои первой сказки "Полкилограмма сахара" - Гном Джером и Бобрёнок. Бобрёнок все время приходит к запасливому…

0 Люди по сути завистливые и мелкие существа. Мы отчаянно не любим, когда наш сосед вдруг уезжает отдыхать на тропические острова или же покупает дорогой автомобиль бизнес-класса. Раздражение и злость сочиться из всех наших пор, но мы понимаем, что поделать тут ничего нельзя, и нам остаётся лишь скалить зубы, как шелудивому псу. Однако, некоторые граждане идут дальше, и начинают активно строить козни тем людям, которые им чем-то не угодили, пишут доносы, устраивают ДТП, да просто подходят и бьют по лицу, причём иногда ногами. Однако, ещё наши предки поняли, что не стоит желать другому зла, ведь это может аукнуться и нам самим. Поэтому на свет появилась ещё одно крылатое выражение, это , что значит вы сможете узнать немного ниже. Добавьте наш ресурс сайт к себе в закладки, чтобы всегда иметь доступ к свежей и новой информации.
Однако, перед тем, как я продолжу, мне хотелось бы указать вам пару наших интересных публикаций по тематике крылатых поговорок и фразеологизмов . Например, что значит Всяк кулик своё болото хвалит ; как понять Расставить все точки над И ; смысл выражения Если звёзды зажигают, значит это кому-нибудь нужно ; что означает Что имеем не храним, потерявши плачем и т. п.
Итак, продолжим, Не рой другому яму, сам в неё попадёшь, значение?

Не рой другому яму, сам в неё попадёшь - означает, что не стоит строить козни другому, поскольку тебе самому это может выйти боком


Аналог пословицы :

Чем поиграешь, тем и зашибёшься.

Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

Неправдою свет пройдёшь, да назад не воротишься.

Данная пословица была зафиксирована в "Пословицах русского народа " Даля. Правда в его труде она звучит несколько иначе: "Кто другому яму роет, тот сам в неё попадёт". На самом деле, эта мысль присуща разным народам мира, и её можно услышать во многих других языках. Например, в английском, болгарском, польском, испанском, французском, украинском, белорусском и т. д. Поэтому, знать о происхождении этой крылатой фразы просто необходимо любому интеллигентному человеку.

И действительно, данное высказывание впервые упоминается в самой читаемой на Земле книге, в Библии. Её неоднократно можно встретить на страницах Ветхого Завета. В книге Притчей Соломоновых можно обнаружить такое предложение: "Кто станет катить камень в гору, к тому он вернётся, кто выкопает яму другому, тот может в неё упасть ".
В другой главе этой великой книги можно прочесть: "Тот кто советует праведникам становиться на путь зла, сам окажется в яме, а невиновные наследуют доброту ".

Подобный фразеологизм подчёркивал в простой и доступной форме, полезную и применимую в различных жизненных ситуациях мудрость. Скорее всего, эта фраза употреблялась в этом народе ещё задолго до того, как попала на страницы "Притчей Соломоновых ".
Если же мы откроем "Книгу Екклесиаста ", то сможем прочесть очередную умную мысль, в которой представляют поведение глупца и мудреца: "Кто разрушает забор, того укусит змея, а кто выкопает яму, тот сам в неё упадёт ". Это высказывание можно трактовать, что тот кто замышляет недобрые и нехорошие действия против другого человека, может легко и просто себе навредить, даже сам не заметив, как всё получилось.

Вообще, в нашем мире всё взаимосвязано, и пытаясь подстроить козни другим, ты можешь сам, запросто оказаться в ситуации, которую тщательно подготовил для другого. Наши предки считали, что любое зло возвращается бумерангом, то есть делая что-то плохое, оно обязательно к тебе вернётся.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что в приведённой поговорке отражены многолетние народные наблюдения, связанные с сильным желанием некоторых граждан навредить своему ближнему. Обычно, подобные замыслы оборачивались тем, что злодей сам попадал в расставленные для другого ловушки.
Данный фразеологизм, как бы предостерегает всех индивидуумов, что они обязательно испытают на своей шкуре всё то, что и люди, которым он приготовил свои "подарки ".

Прочтя эту незамысловатую статью, вы узнали, что означает Не рой другому яму, сам в неё попадёшь , и теперь сможете объяснить своим друзьям и знакомым её потаённый смысл.

Не рой яму другому, сам в нее попадешь - русская пословица, означающая: Не следует готовить неприятности кому-либо. Можешь сам попасть в такую же ситуацию.

Не рой под людьми яму, сам ввалишься

Не рой другу ямы, сам попадешь

Пословица указана в Большом толково-фразеологическом словаре (1904 г.):

Не рой другому ямы, сам попадешь

Источником этой пословицы является Библия. В книге Екклесиаст (глава 10, стр. 8 сказано "Кто копает яму, тот упадет в нее, и кто разрушает ограду, того ужалит змей".

В английском языке:

В английском языке есть близкая по смыслу пословица - stew in one"s own juice. Если ее перевести дословно, то получится "вариться в собственном соку", но значение не как в русском языке - пострадать от последствий своих собственных действий. Выражение указано в Американском словаре "American Heritage Dictionary of Idioms" Кристина Аммера (by Christine Ammer), 1992 г., где отмечается, что сама идея выражения встречается со времен Chaucer в форме - жариться в собственном жире (fry in one"s own grease). Нынешнее выражение вошло в английский язык во второй половине 19 века.

Фразы с близким значением:

Зло постигает того, кто его делает (арабская пословица, Большой толково-фразеологический словарь (1904 г.) к "Не рой другому ямы, сам попадешь")

Примеры

Басовская Наталья Ивановна (р. 1941)

«Все герои мировой истории» (2018 г.), глава "Константин I Великий. Власть и вера" о сражении Константина и Максенция:

"Максенций приказал рядом с Мильвийским мостом построить еще один – ловушку, обманный мост, который в любую минуту мог быть разведен. Туда предполагалось заманить войско Константина и сделать так, чтобы оно рухнуло в реку.

История этого сражения как нельзя лучше иллюстрирует русскую пословицу «Не рой другому яму – сам в нее попадешь ». В бою войска Константина, хотя и меньшие по численности, оказались сильнее. Армия Максенция и он сам побежали по обманному мосту. А он, построенный наспех, рухнул сам, без приведения в действие специального механизма."

(1823 - 1886)

"Свои собаки грызутся, чужая не приставай" - молодой человек Устрашимов говорит про своего соперника и сослуживца Бальзаминова:

"ты рыть яму ближнему, может быть сам туда попадешь ".

(1814 - 1841)

"Эпитафия. Утонувшему игроку" :

Кто яму для других копать трудился,

Тот сам в нее упал , гласит Писанье так.

Жил-был человек, несказанно богатый. Отары овец, табуны коней, ульи, мельницы - все, куда ни глянь, принадлежало ему, и люди на него пальцем указывали. А еще имел он двух сыновей. Оба непутевые были, с утра до ночи слонялись без дела и ни к чему не желали руки приложить. Годы стали давить отцу на плечи, сила на убыль пошла. Скрутила его однажды хворь, да и не отпустила уже. Понял человек, что близятся смертный час, помолился за сыновей и отдал богу душу.

Похоронили сыновья отца с большими почестями.

А жизнь продолжалась. Шли дни и недели, и месяц минул с тех пор, и шесть прошло, а сыновья болтались без дела, проедая отцовское состояние.

В один прекрасный день (только год прошел по смерти отца) призывает старший брат младшего и говорит ему:

Надоело мне тебя кормить, братец, отныне ты - сам себе голова, иди своей дорогой и да поможет тебе бог.

Как смеешь ты так говорить, добро-то у нас общее. Там и моя доля наследства. И потом, я ведь твой младший брат, ты обязан обо мне заботиться и помогать мне. От одного отца-матери мы с тобой, негоже тебе говорить такое...

Ты свою долю проел, а все, что от отца осталось - мое. Только мое. Отец мне завещал. Мне одному.

Напрасны были мольбы младшего брата: старший был жаден до беспамятства. Выставил вон родного брата без гроша в кармане.

Недолго тужил младший. Нашел на краю села заброшенную торню, перебрался туда с женой и детьми и стал налаживать новую жизнь. Брался за любую работу, кормились они кое-как, еле сводили концы с концами. И ни разу не обратились к старшему за помощью.

А старшего брата злость гложет. Знает, что у братца - мало ли много - на прожиток есть кусок хлеба насущного, видит он: день ест семья младшего, другой - постится, а живут, терпят. И трудятся. И душит его желчь. Уж и не знает он, какую напасть наслать, какую беду накликать на младшего брата - сердце свое умаслить.

«Пошлю-ка я его на вершину дальней горы, совру, что клад там зарыт,- авось не воротится. Говорят, там хищные звери рыщут, пусть его и сожрут живьем».

Задумано-сделано. Приходит он к брату своему младшему в ветхую его лачугу, справляется о житье-бытье.

Живу, как видишь, не жалуюсь. Бог милостив, и люди добры...

И не надоест тебе прозябать в бедности, куска хлеба ради спину гнуть на чужих людей?!

Уж не хочешь ли ты мне помочь?

Помог бы, да боюсь, горд ты, не примешь ни помощи, ни совета...

С чем пришел, братец?

А вот с чем. На вершине дальней горы есть пещера. Слыхал я, там золота груды и драгоценных камней много. Попытай счастья, вдруг разбогатеешь - тогда ни забот тебе, ни печалей...

Если то, что говоришь - правда, почему бы тебе не попытаться разбогатеть?!

Правда, чистая правда.

Коли так - завтра же в путь пущусь.

Едва заалел восток, как младший брат своей жене говорит:

Тащи мешок и дай мне хлеба в дорогу.

Куда это ты ни свет ни заря?

А туда, куда старший брат сказал. На дальней горе пещера есть, а в той пещере золота навалено. И драгоценных камней не счесть.

И чего это он сам не заберет такое богатство?! Ни за грош пропадешь, дурья ты голова!..

Придержи язык и не лезь в мужские дела. Делай, что говорят.

Пригорюнилась жена, но мужу перечить не стала. Положила ему несколько хлебцев, кусок сыра. И подала мешок - самый большой в доме.

Долго ли - коротко, далеко ли - близко, нашел младший брат дорогу к той горе и пришел к той самой пещере, о которой говорил старший.

Места были дикие, и проклял младший брата своего. «Да здесь же меня звери сожрут и костей не оставят»,- подумал он. Стал искать - где бы ему укрыться. Видит: большой камень выворотило из земли, как раз у самого входа в пещеру. Укрылся за ним, набросил мешок на голову, в комочек сжался. Проходит час, другой, может, вечность - только через некоторое время являются к пещере дикие звери - мышь, волк, лиса и медведь. Садятся в круг. Душа младшего брата, как говорится, в пятки ушла.

Оф, оф, оф, - жалуется мышь.- Просто не знаешь, как и быть.

Ты это о чем?

А о том, что в норе у меня хоть шаром покати, в желудке пусто, а рядом какой-то дурак кувшин с золотом зарыл. Только мне от него пользы никакой.

У тебя не беда, а только полбеды. А вот в одном месте стоит дерево, а в дупле мед. Сколько лет уже подбираюсь к нему да всякий раз ухожу не солоно хлебавши: больно пчелы жалят.

Слушает их жалобы младший брат, а у самого сердце радуется: «Нет, не враг он мне, старший брат. Он мне правду сказал: иди и разбогатеешь».

Утром звери разбрелись по своим делам, а младший принялся за дело. Искал, искал, наконец нашел мышиную нору, стал копать вокруг нее. Долго копал, глубоко копал, пока не нашел тот кувшин. Отсыпал себе горсть, а кувшин снова зарыл. Сам же пошел в ближнее село, нанял людей и велел поставить ему дома на той самой горе.

Трудились мастера - плотники и каменщики, поднимали дом за домом. А еще велел младший, чтобы пристройки к домам были - для слуг, которые за домами смотреть будут. И еще заказал ульев много, пошел к тому дереву, пчел в ульи свои вселил, мед весь разлил по кувшинам, и было его там - не вычерпать. Разбогател человек. И решил наконец в родное село наведаться.

Явился к брату старшему и все, как я вам рассказал, ему и выложил.

И такое довольство было на лице младшего брата, что трудно было ему не поверить. Засвербила душа старшего от жадности. «Я его на верную смерть послал, чтоб дикие звери его сожрали, а он богатством оброс, в золоте купается. Пойду-ка и я. Может, мне больше повезет».

Задумано - сделано. Тайком от жены выскользнул старший брат из дому и что есть духу понесся к вершине дальней горы. Идет в гору день, два, три - не помнит сколько, только открывается перед ним вдруг вход в ту самую пещеру. Видит он и большой тот камень. Прячется за ним. Вскоре собираются и звери.

У кого что нового - выкладывай!

Выкладывать-то уже нечего: пришли люди, разрыли мою нору, все золото забрали и домов понастроили - негде спрятаться. Никак в ту ночь кто-то притаился тут и подслушал наш разговор.

Со мной та же история,- вскричал медведь,- кто-то из того дупла весь мед выгреб дочиста. Хоть бы на донышке оставил...

Раз такое дело, надо бы все вокруг осмотреть, - сказал волк.

Тут-то вытащили они из-за камня старшего братца и разорвали его на куски.

Ждал младший, ждал, да не дождался братца своего старшего. Понял, что стал он добычей тех самых зверей. Рвал он на себе волосы, горевал, да только горю уже не помочь: пошел он к жене старшего и рассказал все как было. А та слушала, слушала и сказала: «Не рой другому яму - сам в нее угодишь».

Что было, то не вернется, не будем помнить зла. Собирай свой скарб: я построил на той горе дома, с нами рядом жить будешь, и не дам я детям твоим умереть с голоду.

Будь по-твоему, - сказала жена старшего брата.

На другое утро, на десяти телегах переехали они на новое место. Прослышали про то люди и стали стекаться к той горе. Так и выросло село на новом месте, Благородство открыло младшему путь к богатству, а старший наказан был за свою жадность и жестокость.

С неба упало три яблока: одно тому, кто сказывал, второе тому, кто слушал, и третье тому, кто запомнил.

Перевод А. Сагратяна


Top