Сообщение о генри. Биография О.Генри

О. Генри (Уильям Сидней Портер) – выдающийся американский писатель, признанный мастер американского рассказа. Родился 11 сентября 1862 года в Гринсборо (штат Северная Королина). Мальчик рано лишился матери и воспитывался теткой по отцу. Получив среднее образование, он выучился на фармацевта. Вскоре он уехал в Техас и поселился в городе Остин. Там он работал в качестве ковбоя, кассира, счетовода в банке, продавца, журналиста. В 1887 году он женился на Атол Эсте.

Первые литературные опыты О. Генри относятся к началу 1880-х годов. С 1894 года он начал самостоятельно издавать юмористический еженедельник под названием «The Rolling Stone», где печатал свои стихи, рисунки и юмористические очерки. Примерно через год журнал закрылся. В это же время его уволили из банка по подозрению в денежных махинациях. Родные помогли восполнить растраты в банке, но после этого он все же скрывался в Гондурасе. По возвращении его посадили на три года в тюрьму в штате Огайо. Там он работал в лазарете и писал рассказы. К этому периоду относится и появление псевдонима О. Генри, происхождение которого так и осталось загадкой. Первое произведение под этим именем вышло в свет в 1899 году. Это был рассказ «Рождественский подарок Дика-Свистуна», написанный в тюрьме для журнала «Мак Клюр».

В первое десятилетие XX века он написал несколько сборников рассказов, в том числе и «Четыре миллиона» (1906), «Сердце Запада» (1907), «Избранное» (1909). Почти всю жизнь он посвятил написанию коротких рассказов с неожиданной концовкой. Единственный роман писателя, «Короли и капуста», появился в 1904 году. От брака с Атол Эсте у него была одна дочь, Маргарет, в которой он души не чаял. В последние годы О. Генри страдал от сахарного диабета и серьезного заболевания печени. Писателя не стало 5 июня 1910 года. Он был похоронен в родном штате Северная Королина.

Американский прозаик О. Генри (настоящее имя и фамилия Вильям Сидней Портер) родился 11 сентября 1862 года в Гринсборо, штат Северная Каролина. Он является автором свыше двухсот восьмидесяти рассказов, скетчей, юморесок. Жизнь Вильяма Портера была нерадостной c самого детства. В три года он потерял мать, а отец, провинциальный врач, став вдовцом, начал пить и вскоре превратился в никудышного алкоголика.

Покинув школу, пятнадцатилетний Билли Портер стал за аптечный прилавок. Работа в окружении микстуры от кашля и порошков от блох пагубно повлияла на его и без того подорванное здоровье.

В 1882 году Билли отправился в Техас, два года жил на ранчо, а затем устроился в Остини, служил в земельном управлении, кассиром и счетоводом в банке. Из банковской карьеры ничего путного у него не вышло. Портера обвинили в растрате 1150 долларов - очень серьезной суммы на то время. Биографы писателя и доныне спорят, был ли он в действительности виновен. С одной стороны, он нуждался в деньгах для лечения больной жены (и для издания "Rolling Stone"), с другой - кассир Портер уволился из банка в декабре 1894 года, тогда как растрата была раскрыта только в 1895 году, причем владельцы банка были на руку нечисты. Против Портера возбудили уголовное дело, и в феврале 1896 года он в панике убегает в Новый Орлеан, а оттуда - в Гондурас. В этой стране судьба свела Портера с приятным джентльменом - профессиональным бандитом-грабителем Эллом Дженнингсом.
Много позже Дженнингс, отложив револьвер, взялся за перо и создал мемуары, в которых вспоминал интересные эпизоды латиноамериканских приключений. Друзья принимали участие в местном гондурасском путче, потом убежали в Мексику, где Дженнингс спас будущего писателя от неминуемой смерти. Портер неосторожно поухаживал за какой-то замужней женщине; муж, который был где-то поблизости, мексиканец-мачо достал ножичек с лезвием длиной в два фута и хотел защитить свою честь. Ситуацию урегулировал Дженнингс - выстрелом от бедра выстрелил ревнивцу в голову, после чего они с Вильямом сели на коней, и конфликт остался позади.
В Мексике Портер получил телеграмму, в которой сообщалось о том, что его любимая жена, - Атолл Эстес умирает. Во время отсутствия мужа, она не имела средств к существованию, голодала, а заболев, не могла купить лекарства, однако в преддверие Рождества продала за двадцать пять долларов кружевную накидку и выслала Биллу в Мехико подарок - золотую цепочку для часов. К сожалению, именно в тот момент Портер продал свои часы, чтобы купить билет на поезд. Он успел увидеться и попрощаться с женой. Через несколько дней она умерла. Агенты полиции с жалобной повязкой молча шли за гробом. Сразу после похорон они арестовали кассира-растратчика, который не сказал ни одного слова на суде и получил пять лет тюрьмы.

В ссылке Портер пробыл три года и три месяца. Освободился досрочно (за образцовое поведение и хорошую работу в тюремной аптеке) летом 1901 года. Тюремные годы он никогда не вспоминал. Помогли воспоминания Элла Дженнингса, что по иронии судьбы опять очутился бок о бок с писателем в каторжной тюрьме Коламбуса, штат Огайо.

Вместе с Портером и Дженнингсом сидел двадцатилетний "медвежатник" (взломщик сейфов) Дикий Прайс. Он сделал хорошее дело - спас из сейфа, который неожиданно закрылся, маленькую дочь богатого бизнесмена. Срезав ножом ногти, Прайс открыл сверхсекретный замок за двенадцать секунд. Ему обещали помилование, но обманули. По этому сюжету Портер составил свой первый рассказ - о взломщике Джимми Валентайне, который спас племянницу своей невесты из огнеупорного шкафа. Рассказ, в отличие от истории Дика Прайса, заканчивался счастливо.

Прежде чем послать рассказ в газету, Портер прочитал его сокамерникам. Элл Дженнингс вспоминал: "С той минуты, как Портер начал читать своим низким, бархатным, слегка заикающимся, голосом, воцарилась мертвая тишина. Мы абсолютно замерли, затаив дыхание. Наконец грабитель Рейдлер громко вздохнул, и Портер, будто проснувшись от сна, взглянул на нас. Рейдлер улыбнулся и взялся тереть глаза своей искалеченной рукой.- Черти бы вас взяли, Портер, это впервые за мою жизнь. Накажи меня Господь, если я знал, как выглядит слеза!" Рассказы в печать взяли не сразу. Три следующих были опубликованы под псевдонимом.

Находясь в тюрьме, Портер стеснялся печататься под своей фамилией. В аптечном справочнике он натолкнулся на фамилию известного в то время французского фармацевта О.Анри. Именно ее в той же транскрипции, но в английском произношении (О.Генри) писатель избрал своим псевдонимом до конца жизни. Выходя из тюремных ворот, он вымолвил фразу, которую цитируют уже в течение если не века: "Тюрьма могла бы сделать большую услугу обществу, если бы общество выбирало, кого туда сажать".

В конце 1903 года О. Генри подписал контракт с нью-йоркской газетой "World" на еженедельную сдачу короткого воскресного рассказа - по сто долларов за одно произведение. Этот гонорар на то время был достаточно большим. Годовой заработок писателя равнялся прибыли популярных американских романистов.

Но бешеный темп работы мог убить и более здорового человека, чем О. Генри, который не мог отказать еще и другим периодическим изданиям. В течение 1904 года О. Генри напечатал шестьдесят шесть рассказов, за 1905 - шестьдесят четыре. Иногда, сидя в редакции, он дописывал сразу два рассказа, а рядом переминался редакционный художник, ожидая, когда можно будет начать иллюстрировать.

Читатели американской газеты не могли осилить большие тексты, терпеть не могли философствование и трагические истории. О. Генри стало недоставать сюжетов, и он в будущем чаще брал, а то и покупал их у друзей и знакомых. Постепенно он стал уставать и снижал темп. Однако из-под его пера вышло 273 рассказов - свыше тридцати рассказов за год. Рассказы обогатили газетчиков и издателей, но не самого О. Генри - непрактичного, который привык к полубогемной жизни. Он никогда не торговался, ничего не выяснял. Молча получал свои деньги, благодарил и шел: "Я должен мистеру Гилмену Холлу, по его словам, 175 долларов. Думаю, что должен ему не больше 30 долларов. Но он умеет считать, а я нет...".

Он избегал обществ литературных побратимов, стремился к одиночеству, чурался светских приемов, не давал интервью. По несколько суток без уважительной причины блуждал Нью-Йорком, потом запирал дверь комнаты и писал.

В блужданиях и отчужденности он узнавал и "переваривал" большой город, Вавилон-на-гудзоне, Багдад-над-подземкой, - его звуки и огни, надежда и слеза, сенсация и провалы. Он был поэтом нью-йоркского дна и самых низких социальных слоев, мечтателем и фантазером кирпичных закоулков. В унылых кварталах Гарлема и Кони-Айленда волей О.Генри появлялись Золушки и Дон Кихоты, Гарун аль-рашиды и Диогены, которые были всегда готовы прийти на спасение к тем, кто погибает, чтобы обеспечить реалистичному рассказу неожиданную развязку.

Последнюю неделю жизни О.Генри провел в одиночестве, в нищем гостиничном номере. Он болел, много пил, уже не мог работать. На сорок восьмом году жизни в нью-йоркской больнице он перешел в другой мир, в отличие от своих героев, так и не достав чудодейственной помощи.

Похороны писателя вылились в настоящий огенриевский сюжет. Во время панихиды к церкви ввалилась веселая свадебная компания, и не сразу поняла, что придется подождать на входе.

О.Генри можно было бы назвать своеобразным запоздалым романтиком, американским сказочником XX века, но природа его уникального новеллистического творчества шире этих определений. Гуманизм, независимая демократичность, бдительность художника, к социальным условиям в свое время, его юмор и комедия преобладают над сатирой, а "утешительный" оптимизм - над горечью и возмущением. Именно они создали уникальный новеллистический портрет Нью-Йорка на заре эры монополии - многоликого, привлекательного, загадочного и жестокого мегаполиса с его четырьмя миллионами "маленьких американцев". Интерес и сочувствие читателя к жизненным перипетиям, клеркам, продавщицам, бурлакам, безвестным художникам, поэтам, актрисам, ковбоям, мелким авантюристам, фермерам, и тому подобным, считается особенным даром, что свойственно О.Генри как пересказчику. Образ, который возникает будто на глазах, откровенно условен, приобретает быстротечную иллюзорную достоверность - и навсегда остается в памяти. В поэтике новеллы О. Генри очень важный элемент острой театральности, что, несомненно, связано с его мироощущением фаталиста, который слепо верит в Случай или Судьбу. Освобождая своих героев от "глобальных" размышлений и решений, О.Генри никогда не отворачивает их от моральных ориентиров: в его маленьком мире действуют твердые законы этики, человечности, - даже у тех персонажей, чьи действия не всегда соглашаются с законами. Чрезвычайно богатой, ассоциативным и изобретательным является язык его новеллы, насыщенный пародийными пассажами, иллюзией, скрытой цитатой и всяческими каламбурами, которые ставят чрезвычайно сложные задания перед переводчиками, - ведь именно в языке О.Генри заложен "формообразовательный фермент" его стиля. При всей своей оригинальности новелла О.Генри - явление сугубо американское, что выросло на национальной литературной традиции (от Э. По к Б. Гарта и М. Твена).

Письма и незаконченная рукопись свидетельствуют о том, что в последние годы жизни О.Генри подошел к новому рубежу. Он жаждал "простой честной прозы", стремился освободиться от определенных стереотипов и "Розовых концовок", которых ожидала от него коммерческая пресса, ориентированная на мещанские вкусы.

Большая часть его рассказов, которая публиковалась в периодике, вошла в сборники, которые были выданы при его жизни: "Четыре миллиона" (1906), "Пылающий светильник" (1907), "Сердце Запада" (1907), "Голос города" (1908), "Благородный плут" (1908), "Дорога судьбы" (1909), "На выбор" (1909), "Деловые люди" (1910), "Заразиха" (1910). Посмертно выдан еще больше десяток сборников. Роман "Короли и капуста" (1904) состоит из условно связанных сюжетом авантюрно юмористических новелл, действие которой происходит в Латинской Америке.

Судьба наследства О.Генри была не менее тяжелой, чем личная судьба В. С. Портера. После десятилетия славы наступила пора беспощадной критической переоценки ценности - реакция на тип "хорошо выполненного рассказа". Впрочем, приблизительно с конца 50-х лет прошлого века в США опять возродился литературоведческий интерес к творчеству и биографии писателя. Что же касается читательской любви к нему, то она неизменна: О.Генри, как и раньше, занимает постоянное место среди авторов, которых любят перечитывать во многих странах мира.

Биография О. Генри (Уи́льям Си́дни По́ртер) невероятно интересна.

Родился писатель 11.09.1862 года в семье врача в городе Гинсборо, штат Северная Каролина. Он рано лишился матери, и отец отдал ребенка на воспитание тетке, которая содержала небольшую частную школу.

С 16 лет О. Генри начал работать. Сначала в аптеке, потом на ранчо в Техасе, куда писатель был вынужден переехать из-за поставленного диагноза – туберкулез, потом бухгалтером, чертежником, кассиром и счетоводом в банке в техасском городе Остин.

Первые литературные опыты и тюремный срок

Биографы писателя считают, что писать О. Генри начал приблизительно в 1880 году, а в 1894 он стал издавать в Остине журнал «The Rolling Stone». Почти все рассказы и новеллы, опубликованные в журнале, принадлежали перу О. Генри.

В 1895 году журнал был закрыт, а писатель уволен из банка и обвинен в растрате 6 тысяч долларов. Скорее всего, он не был виноват (большую часть средств вернули владельцы банка и только 500 семья самого писателя), но был осужден и посажен в тюрьму на три года. Первый свой рассказ, опубликованный в 1899 году, он написал именно в тюрьме.

Псевдоним

В тюрьме писатель выбрал себе псевдоним. Причин подобного выбора он не объяснил, сказав только что буква «О» – самая простая буква алфавита, а «Генри» – случайное имя из колонки светской хроники.

Биографы писателя пытались найти другие версии выбора этого псевдонима. Одна из них сводится к тому, что псевдоним – сокращенное название тюрьмы, в которой писатель отбывал срок.

Активный период творчества

Активно писать и публиковаться О. Генри начал с 1904 года. К тому времени он уже перебрался в Нью-Йорк и стал сотрудничать с несколькими издательствами. Всего им был создан один роман и 12 сборников рассказов, куда вошли почти 300 произведений. Еще один сборник, «Постскриптум», вышел уже после смерти автора и включил в себя неизвестные ранее юмористические рассказы и фельетоны.

В 1904 году О. Генри был написан его единственный роман «Короли и капуста». Хотя некоторые специалисты считают, что признать его полноценным романом нельзя: это скорее сборник новелл, объединенных общим местом действия и общими героями.

Личная жизнь

Писатель был женат 2 раза. Первая жена умерла в 1897 году от туберкулеза. Второй раз О. Генри женился в 1907 году на своей давней поклоннице Салли Коулмен. От этого брака у писателя была дочь Маргарет Уорс Портер. Брак не был счастливым.

Если следовать краткой биографии О. Генри, умер писатель в 47 лет (1910 год) в Нью-Йорке, похоронен на одном из кладбищ Северной Каролины.

Другие варианты биографии

  • Большое количество рассказов автора экранизированы, но чаще всего режиссеры интерпретировали такое произведение, как «Вождь краснокожих». Интересно, что в одном из фильмов снялась совсем юная Мэрилин Монро .
  • Интересно, что писатель, скрываясь от преследования полиции и пытаясь снять с себя обвинения по сроку давности, целых полгода прожил в Гондурасе.
  • В тюрьме и без того хрупкое здоровье писателя было подорвано, хотя, отбывая наказание, он работал тюремным аптекарем и имел гораздо больше свободы, чем другие заключенные.
  • О. Генри настоящий мастер слова. Его рассказ «Дары волхвов» множество школьников используют при написании итогового сочинения по литературе в 11 классе. Его произведения полны смысла, не лишены иронии, его герои – реальные люди, со своими достоинствами и недостатками.

Истинное имя американского писателя О.Генри - Уильям Сидни Портер. Он был рожден 11 сентября 1862 года в городке Гринсборо, находящемся в штате Северная Каролина. Следует отметить, что биография О.Генри с самого детства была весьма нерадостной. В трехлетнем возрасте он потерял мать, а его отец, служивший на должности провинциального врача, будучи в статусе вдовца, пристрастился к алкоголю и вскоре стал никому не нужным.

Пятнадцатилетним юношей Портер оставил обучение в школе и стал работать аптекарем. Постоянное нахождение среди всевозможных химических реактивов подорвало его и без того слабое здоровье. Когда будущему писателю исполнилось двадцать лет, он решил переехать в штат Техас и поселиться в городе Остин. За довольно небольшой промежуток времени Уильям Портер успел попробовать себя во многих профессиях, среди них - ковбой на ранчо и продавец. Но остановился на одной - кассир в Первом национальном банке. Характерно, что параллельно с работой в банке он занимался журналистикой.

В июле 1887 года молодой Портер связал себя узами брака с Атол Эсте. А в 1896 году, в период, когда его подозревали в растрате банковских средств (1150 долларов - очень серьезная сумма на то время), решил бежать в Гондурас, где ожидал приезда жены с их маленькой дочерью. Однако именно тогда Атол, организм которой не мог уже бороться с туберкулезом, умирала, и Портеру пришлось вернуться в Остин. Через год была признана его виновность, а вскоре объявили приговор к пятилетнему заключению.

Исследователи биографии О.Генри до сих пор не могут прийти к единому мнению, был ли Портер действительно виновен. С одной стороны - он крайне нуждался в средствах на лечение жены, а с другой - будущий писатель уволился из банка в декабре 1894 года, а растрата была обнаружена только в 1895.

В тюрьме Портер выполнял обязанности тюремного фармацевта. Посему у него была возможность всерьез заняться литературой и даже печататься. Стесняясь публиковаться под своим именем, Портер в аптечном справочнике увидел фамилию известного фармацевта О.Анри, в английском произношении О.Генри, и с тех пор стал писать под псевдонимом. Вместо пяти лет заключения Портер отбыл три с половиной - за образцовое поведение и хорошую работу при тюремной аптеке его освободили досрочно.

Когда летом 1901 года О.Генри освободили из тюремного заключения, к его удивлению, он уже имел свою читательскую аудиторию. Немногим позже писатель переехал в Нью-Йорк, где начал жить на широкую ногу и постоянно пребывал в долгу перед издателями. Посему самым продуктивным периодом в его творчестве можно считать 1904-1905 годы, когда он писал по одному рассказу в день для журнала «Санди Уорлд», переступая через художественную правду ради развлекательности сюжета. За каждый рассказ он получал по 100 долларов, такой гонорар был характерен только для популярных американских романистов. Постепенно он устал от постоянной чрезмерной занятости, и начал снижать темпы своей литературной производительности.

Наиболее достоверное представление о творчестве О.Генри может дать сборник «Четыре миллиона», в который вошли такие полюбившиеся читателям рассказы как «Дары волхвов», «Комната на чердаке», а также «Золото и любовь».

Относительно рассказа «Дары волхвов» можно сказать, что он является одним из наилучших шедевров О.Генри. В его основе повествование о жизни бедных людей. Главные герои: Делла - невероятно красивая девушка и ее муж Джим. Известно, что Делла по описанию была очень похожа на покойную жену Портера. Героиня испытывала счастье лишь тогда, когда был счастлив ее муж. Вовсе не имея денег, супруги пытались сделать друг другу подарки к Рождеству. Каждый из них имел очень дорогую сердцу вещь: Делла имела роскошные длинные волосы, а Джим наручные часы, доставшиеся ему от отца. Скрывая друг от друга свои благие замыслы, они продали самое дорогое, что у них было, и купили, как они считали, замечательные подарки. Делла приобрела для мужа золотую цепочку на часы, а Джим - гребень для волос. В итоге, они пожертвовали тем, что составляло предмет их гордости.

Сатирический роман в новеллах «Короли и капуста», вышедший в 1904 году, описывает жизнь Центральной Америки того времени, сборник «Сердце Запада» (1907) жизнь ранчо в Техасе, а «Голос большого города» (1908) раскрывает особенности бытия разных слоев населения, живущих в Нью-Йорке.

В 1907 году О.Генри принял решение жениться во второй раз, но брак вскоре распался, т.к. уже к тому времени Портер успел серьезно пристраститься к алкоголю. Последнюю неделю своей жизни он провел в одиночестве, в убогом гостиничном номере.

Умер писатель на сорок восьмом году жизни в одной из больниц Нью-Йорка.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии О. Генри представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.


Top