Создание векторного изображения (симметричного объекта) на основе растрового изображения с помощью инструментов CorelDRAW® X7. Уроки CorelDraw: Как рисовать деревья Как в кореле отрисовать

Этот урок рассчитан на более подготовленных пользователей Corel, но мне кажется, что особо ничего сложного здесь нет, все фигуры простые, единственное, что от вас требуется - это желание! Урок я постаралась поподробнее детализировать, в этот раз, делая упор не на текст, а на рисунки, причем подробно не расписывала инструменты. Пользователи, достаточно ознакомленные с инструментами, должны понять все по рисункам. Если возникнут какие-либо вопросы, то обращайтесь, всегда рада помочь.

1) В данном уроке, при рисовании фигур, я больше пользовалась инструментом "Свободная рука".
Поэтому сначала набрасываем контур глаза и верхнее веко, форму объектов корректируем с помощью "Формы"

2)Рисуем еще один контур и применяем на него заливку с линейной направленностью. В настройках выставляем цвета: CMYK (0;60;60;40) и (71;89;88;39).

3)С помощью инструмента "Эллипс" рисуем овал (на рисунке обозн. красным контуром), заливаем его розовым цветом (2;16;9;0) применяем на него инструмент "Интерактивная полупрозрачность", линейного типа.

Теперь рисуем такой же небольшой эллипс у основания глаза, немного поворачиваем его и заливаем цветом (10;44;45;0). Обводку убираем.

4)Инструментом "Свободная рука" рисуем еще один объект, заливаем его цветом (3;26;37;0) и применяем "Интерактивную прозрачность" базового типа. Нарисуем еще один штришок, заливаем его цветом (44;79;86;3), к нему также применяется "Интерактивную прозрачность", но уже линейного типа.

5)Возле этого штришка делаем еще один (можно также скопировать первый), который заливаем цветом (3;20;25;0), с применением полупрозрачности.

6)Рисуем поверх наших изображений еще один эллипс, т.е. овал. Заливаем его градиентом с цветами: (0;20;20;0) и (0;20;40;40) и применяем базовую полупрозрачность.

7)Теперь над складочкой века нам необходимо нарисовать следующую фигуру и все тем же эллипсом нарисовать белок глаза. Обе фигуры заливаем белым цветом и применяем линейную полупрозрачность.

9)На полученную окружность с тенью применяем полупрозрачность.

10)Над глазом, а именно на веке рисуем "Свободной рукой" некое подобие теней для глаз, я залила этот объект розовым цветом (2;16;9;0), делая акцент на естественность, а вы - как кому нравится. Под глазом также рисуем фигуру, изображенную на рисунке. К обеим полученным фигурам применяем линейную полупрозрачность. Я также на верхнее веко добавила еще одну такую же фигуру розового цвета и применила к ней базовую прозрачность.

11)Инструментом "Эллипс" нарисуем вторую окружность поверх первой. Заливаем ее цветом (67;54;81;12) и применяем инструмент полупрозрачности с линейным типом, также к этой окружности добавляем контур темного цвета. Слева нарисуем объект, который будет затемнен, он имеет заливку цветом (4;30;38;0).

12)Нарисуем радужную оболочку глаза, применяя инструменты "Контуры" и "Интерактивное искажение" (искажение вогнутости и выпуклости). Я изобразила два способа получения радужной оболочки. Выходящие за контуры линии я подкорректировала ластиком. Цвет заливки - (78;66;81;46).

13)Рисуем на зрачке еще одну окружность, заливая ее цветом (65;52;74;8) и применяя базовую полупрозрачность.

14)Следующая окружность не содержит заливку, а только серый цвет контура, накладываем ее на изображение.

15)С помощью "Свободной руки" изображаем небольшую окружность, заливаем ее белым цветом и применяем базовую полупрозрачность.

16)Теперь поверх нашего зрачка нарисуем две окружности, одна большая цветом, другая - сам зрачок (обе черного цвета). Большую окружность делаем полупрозрачной (базовый тип).

18)Нарисуем блики и применим базовую полупрозрачность.

19)Изобразим еще один блик, похожий на перевернутое сердце, применим к нему линейную полупрозрачность.

20)Теперь с помощью инструмента "Свободная рука" изобразим реснички, это будут не основные реснички, а только основание. Я, например, просто набросала "от руки", а затем подкорректировала все с помощью "Формы", придала плавность и заостренность.

21)Теперь на полученные "реснички" накладываем тень.

22)А теперь самое интересное! С помощью инструмента "Живопись" рисуем наши "настоящие" реснички на верхнем и нижнем веках. Обратите внимание на то, какую формы кисти я выбрала: она заостренная с двух концов и очень подходит для рисования ресниц.

Вы нарисовали на бумаге персонаж и теперь его необходимо отрисовать в векторе? Тогда этот урок именно для вас.

Итак, приступим.
1. Первым делом нужно отсканировать (сфотографировать) рисунок. Затем его нужно импортировать в CorelDraw. Выберите пункт меню file -> Import… и укажите путь к отсканированному (сфотографированному) файлу.
2. Расположите импортированный файл в рабочей области документа и нажмите правой кнопкой мыши по объекту, выберете пункт Lock Object . Это действие заблокирует объект, что сделает работу более удобной.

Теперь, используя инструменты Ellipse и Bezier , обводим по контуру части тела нашего персонажа.

Если вы недавно пользуетесь CorelDraw или инструментом Bezier , и контуры получаются не совсем ровные – ничего страшного. Используйте инструмент ShapeTool и правьте точку за точкой. Изменять тип опорной точки можно либо, нажав на неё правой кнопкой мыши и выбрав нужный тип, либо, выделяя точку и изменяя её тип на панели Property Bar .
3. Вот наш герой уже отрисован. В контурах теперь убираем отсканированный рисунок, чтобы он не мешал восприятию. Кликните на него правой кнопкой мыши и выберите Unlock Object , затем переместите рисунок в сторону.

Следующий шаг – это заливка цветом. Выбирайте части тела и заливайте нужным цветом, кликая левой кнопкой по образцу цвета для изменения заливки и правой кнопкой мыши для изменения контура.

4. Теперь персонаж цветной, но выглядит плоско и неинтересно. Для придания объёма нарисуем собственные тени и блики. Обычно освещение берётся слева-сверху, значит, тени будут справа-снизу, а блики слева-сверху. Тени и блики создаются уже знакомым нам инструментом Bezier . Или же можно воспользоваться другим приёмом. Например, чтобы сделать тень на руке, дважды дублируем саму руку и верхний дубликат смещаем влево, таким образом, чтобы часть нижнего дубликата стала по размеру тени. Далее выделяем оба дубликата и на панели Property Bar выбираем манипуляцию Back minus front .
Получившейся тени задаём цвет чуть темнее основного. Блики делаются по такому же принципу, только цвет надо задавать светлее основного.

Помните! При создании теней на объектах сложной формы, форма тени должна повторять форму объекта. Например, на голове тень в некоторых местах тень будет проходить как меридианы на глобусах.
Когда тени и блики расставлены, остаётся небольшой штрих – падающая тень. Для этого рисуем овал инструментом Ellipse и с помощью инструмента Drop Shadow создаём падающую тень. Настраиваем параметры тени на панели Property Bar .

От группы овал+тень нам нужна только тень. Чтобы убрать овал, открываем палитру Windows->Dockers->Object Manager , кликаем правой кнопкой по группе овал+тень и выбираем пункт Break Drop Shadow . Удаляем овал, размещаем тень под персонажем.
Персонаж готов!

5. Осталось сохранить изображение в растровом формате для более удобного просмотра. Выберите пункт меню File->Export …, даём название файлу, указываем тип файла, например jpg. В следующем диалоговом окне указываем RGB цветовую схему и жмём Ok.

Для закрепления материалов урока повторим этапы отрисовки
1. Сканирование рисунка. Импорт в CorelDraw
2. Отрисовка контуров
3. Заливка цветом
4. Придание объёма
5. Экспорт в растровый тип файла

Руководствуясь этими несложными правилами можно создавать очень качественные работы. Помните, что продукция Corel создана не только для развлечения или раскрытия своего творческого потенциала, это ещё и удобный профессиональный инструмент, с помощью которого можно зарабатывать. Персонаж данного урока был создан в CorelDraw для конкурса, который объявил один очень крупный автопроизводитель. Нашему герою удалось выйти в финал. Так что набивайте руку и дерзайте!

Всем удачи.

Доброго времени суток, уважаемые посетители сайта. Тема данной статьи - это быстрый и простой ручной перевод в вектор сложных рисунков, орнаментов, чертежей в CorelDRAW X8. Прежде чем мы приступим к изучению инструментов и технологий, хотелось бы сказать, что умение быстро и качественно строить сложные вектора является основным навыком для человека, создающего управляющие программы для станков с ЧПУ в деревообработке. Все программы по сложным криволинейным фрезировкам, выборкам и пр. строятся на основе векторов.

Итак, какие инструменты мы рассмотрим в данном уроке? Начнем с очень простого и в то же время незаменимого инструмента "Кривая через три точки" См. Рис. 2

Рис. 2

Используя данный инструмент, вы просто, без лишних манипуляций с "Кривой безье", сможете строить криволинейные вектора любой сложности.
Поучимся работать с данным инструментом на практике. Скачайте рисунок 3 к себе на компьютер и перетяните его мышкой на рабочее поле CorelDRAW X8.

Рис. 3

Рис. 4
Далее возьмите инструмент "Кривая через три точки" и начните переводить рисунок дугами (кривыми). Старайтесь первую и последнюю точку дуги ставить на минимальной или максимальной точке контура рисунка. Кривизну дуги задавайте движением мышки от центра сегмента (не отпуская левой кнопки мыши после постановки второй точки кривой). Также если вы ошиблись с местоположением точки кривой или с количеством дуг на элемент переводимого рисунка, то всегда можно нажать горячую клавишу F10 и инструментом "Форма" добавить недостающие точки (двойной клик мыши по сегменту кривой). Также через плечи и опорные точки узла можно инструментом "Форма" (F10) исправить кривизну сегмента кривой. См. Видео 1

Видео 1

Как видно на видео, инструмент "Кривая чрез три точки" достаточно прост в освоении. Также обратите внимание: на видео заметен недостаток применения данного инструмента - небольшой перелом на стыке разных кривых. Данный перелом можно устранить удалением узла. Иногда удаление узла может привести к искажению начальной формы кривой. В таком случае я рекомендую добавлять инструментом форма (двойной клик левой кнопкой мыши) по бокам от проблемного узла добавочные узлы, далее проблемный узел удалить. Таким образом вы избавитесь от нежелательного перелома кривой. См. Рис. 5-7


Рис. 5


Рис. 6


Рис.7

Примечание . Инструмент "Кривая чрез три точки" также работает в сочетании с горячими клавишами см. Рис. 0


Рис.0

Инструмента "Кривая через три точки" для построения сложных криволинейных векторов вам будет более чем достаточно. Но всё-таки рекомендую также обратить ваше внимание на инструмент B-сплайн. Данный инструмент очень удобен и рационален в построении сплайнов, имеющих плавную форму. См. Видео 2

Видео 2

Как можно наблюдать из видео, построение B-сплайном в некоторых случаях превосходит по скорости построение инструментом "Кривая через три точки". Обратите внимание, что инструмент " Форма" при работе с B-сплайном позволяет выставлять два режима управляющей точки: "Освободить управляющую точку" и "Прикрепить управляющую точку". Используя данные режимы управляющей точки, вы сможете создавать как плавный B-сплайн, так и острый угол (прямой сегмент). См. Рис. 8-9


Рис.8


Рис.8

Добавлять и удалять контрольные точки при работе с B-сплайном можно двойным кликом инструмента "Форма ". Также вы всегда можете преобразовать B-сплайн в обычный сплайн и продолжить редактировать его кривизну уже привычными кривыми безье (правая кнопка мыши по B-сплайну, в появившемся меню выбрать "Преобразовать в кривую").

Рассмотрим еще один инструмент, необходимый нам в работе при построении (переводе из растра) сложных векторов. Дело в том, что в большинстве случаев для создания векторов для управляющих программ, чертежей для станков с ЧПУ нам не обойтись без построения ровных отрезков как по вертикали, так и по горизонтали, либо отрезков под определенным углом. Также нам часто придется строить ровные дуги. Итак, основной инструмент, который мы будем использовать для решения вышеперечисленных задач - это инструмент "Ломаная линия". В применении данного инструмента нет ничего сложного, но нужно знать, что данный инструмент используется в сочетании с горячими клавишами. Рассмотрим горячие клавиши инструмента. "Ломаная линия" + Ctrl - это построение ломаной линии с приращением (привязкой), равной по умолчанию 15 градусов (удобно строить точно вертикальные и горизонтальные линии. "Ломаная линия" + Alt - активирует режим построения дуги, не выходя из инструмента "Ломаная линия". См. Видео 3

Видео 3

Примечание. При использовании инструмента "Ломаная линия" для более точного и удобного построения, нужно включить инструменты динамических и шаговых привязок. .
Примечание 2 . Также хотелось бы добавить, что вы всегда сможете автоматически снять фаску, закруглить и сделать выемку, используя вершину, образованную двумя ломаными линиями (диаметр, длина фаски будут точно соответствовать заданным вами параметрам). Для этого вам необходимо использовать прикрепленное окно "Скругление, выемка, фаска" см. Рис. 10-12

Итак, мы рассмотрели основные инструменты, которые помогут вам в быстром переводе растровой картинки в векторный рисунок (чертеж) для последующего создания по данным векторам управляющей программы для фрезерных станков с ЧПУ. Надеюсь, урок вам был полезен и вы узнали для себя что-то новое.

В этом уроке мы будем использовать придуманный нами тестовый логотип CorelDRAW® в качестве спортивной эмблемы. Мы будем работать с произвольными формами, прямыми и изогнутыми линиями, а также с симметричными объектами.

Приемы работы, которые применялись в этом уроке, могут быть адаптированы для создания таких форм, как бутылки, стаканы, цветочные горшки, спортивные эмблемы и другие симметричные объекты.

Шаги:

  1. Импортируйте объект (растровое изображение) в рабочее пространство: Выберите Файл > Импорт (Ctrl + I) и нажмите Ввод , чтобы расположить изображение по центру страницы.
  2. Выделите объект и активируйте Инструмент «Прозрачность» в наборе инструментов .

  3. Выберите опцию Однородная прозрачность на панели свойств (см. изображение ниже) и понизьте уровень прозрачности (*) изображения до такой степени, чтобы у вас оставалась возможность использовать растровое изображение как ориентир. После применения эффекта уровень прозрачности можно продолжать изменять с помощью регулятора прозрачности, который появится под изображением.

    (*) 70 - хорошее значение, однако все зависит от уровня контраста исходного изображения.

  4. Блокируйте изображение, чтобы предотвратить нежелательные перемещения. Выберите Объект > Блокировать > Блокировать объект . Как вариант, щелкните объект правой кнопкой мыши и выберите Блокировать объект .
    Примечание: по окончании задания щелкните Разблокировать объект и удалите растровое изображение, которое использовалось как ориентир.

  5. Добавьте вертикальную направляющую (*) по центру изображения (выделите направляющую и нажмите клавишу P для центрирования по странице). Затем активируйте инструмент Кривая Безье в наборе инструментов . Как вариант, воспользуйтесь клавишей Q для быстрого вызова. Расположите опорные точки только на левой стороне объекта. Добавьте узлы по краю фигуры так, как показано на рисунке ниже.

    (*) Выделите направляющие и убедитесь в том, что Привязка к объектам (Вид > Привязать к > Направляющие ) включена. (Для выбора варианта привязки можно также воспользоваться выпадающим списком Привязать к на панели инструментов ).

  6. Щелкните инструмент Форма (F10) и выделите рамкой узлы (они обозначены синими кружками ). Для этого нужно протащить курсор вокруг всех узлов.

  7. Пока инструмент Форма все еще активирован, на панели свойств выберите Преобразовать в кривые .

  8. Редактирование отдельных сегментов: Щелкните и протащите концы Опорных маркеров (синие опорные маркеры обозначены красными стрелками - см. ниже ) так, чтобы они повторяли контур фигуры . Повторите эти действия при редактировании каждого сегмента так, чтобы периметр объекта соответствовал форме, используемой в качестве ориентира.

  9. Обратите внимание, что сегмент с синим кружком является, по сути, прямой линией. В этом случае с помощью инструмента Форма щелкните сегмент правой кнопкой мыши и выберите пункт Преобразовать в линию .

  10. Когда левая половина формы будет готова, активируйте инструмент выбора в наборе инструментов и, удерживая клавишу Ctrl , щелкните центральную линию, обозначенную синим кружком внизу . Затем, удерживая клавишу Control , протащите мышь на правую сторону. Отпустите мышь, одновременно нажав правую кнопку , чтобы дублировать объект (обозначен зеленым цветом ), который теперь точно выровнен по левой стороне (обозначена красным цветом ).

    Если такой метод представляется слишком сложным, просто выделите левую сторону и нажмите «+» на цифровой клавиатуре, чтобы создать копию, а затем, удерживая CTRL , перетащите эту копию.

    Варианты использования функции отражения:

    Теперь можно воспользоваться функцией отражения, чтобы перевернуть копию объекта на другую сторону. Выделите объект, нажмите «+» на цифровой клавиатуре и щелкните значок Отразить по горизонтали на панели свойств . Перетащите копию изображения, привязывая к направляющей, и выровняйте обе половины. При перетаскивании нажмите и удерживайте клавишу CTRL , чтобы перемещение происходило строго по горизонтали.

  11. Внимание! Прежде чем выполнять следующие операции, убедитесь в том, что оба изображения точно выровнены (примыкают друг к другу ), а также в том, что между изображениями отсутствуют интервалы сверху и/или снизу. При необходимости выровняйте и соедините обе половины изображения.

  12. Теперь выберите инструмент Интеллектуальная заливка в наборе инструментов и щелкните внутри объекта, чтобы залить его любым понравившимся цветом (в нашем случае для заливки использовался желтый ).

    Чтобы выбрать цвет и/или абрис для объекта Интеллектуальной заливки , воспользуйтесь опциями заливки и абриса на панели свойств .

  13. Щелкните залитую форму и перетащите ее, чтобы разделить объекты. Щелкните изображение правой кнопкой мыши и выберите Разблокировать объект , а затем удалите фоновое изображение (обозначено красной штриховой линией внизу ).

  14. Залейте векторный объект белым (или выберите вариант с отсутствием заливки) и настройте толщину контурной линии в соответствии в вашими предпочтениями.

  15. Доработка:
    1. Добавьте горизонтальный прямоугольник на основной объект, выберите инструмент Форма (F10) и, удерживая клавишу Shift , щелкните и перетащите левый верхний маркер так, чтобы округлить углы .
      1. По окончании выберите инструмент Контур в наборе инструментов и протащите мышь, чтобы создать контур (внутренний или внешний).
      2. На панели свойств задайте число контуров и их расстояние от исходного пути .
      3. Затем щелкните Объект > Разъединить контурную группу .
      4. Отмените группировку объектов (Ctrl + U ).
    2. Повторите эти действия с остальными формами, созданными ранее.
    3. Добавьте вертикальные полоски под прямоугольником.
    4. Введите нужный текст и/или добавьте другие элементы и примените градиентную заливку.
    5. Чтобы подчеркнуть отдельные элементы, примените эффекты линзы , тени и прозрачности .
    6. (На рисунке ниже красными линиями обозначены исходные формы. )

Урок предоставил графический дизайнер и CorelDRAW® мастер Сильвио Гомес, июнь 2015.


Top