Урок-исследование по литературе. Тема: "Мысль семейная" в романе М.Шолохова "Тихий Дон"

Конкурс методических разработок уроков по литературе на тему: «Литература – это когда читатель столь же талантлив, как и писатель»

«Мысль семейная» в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

МБОУ лицей «МОК №2» г. Воронежа

Цель:

Выяснить, на чем основано счастье семьи;

Сформировать умение анализировать эпизоды;

Продолжить развитие творческих способностей учащихся анализировать эстетическое своеобразие языка и стиля художественного произведения;

Методические приемы: слово учителя, аналитическая беседа, выразительное чтение отрывка, анализ эпизода, ролевое чтение, тестовая работа (подготовка к ЕГЭ);

Оборудование:

Шолохова;

Панно с цветущей яблоней;

Компьютер, проектор;

Карточка для индивидуальной работы: проанализировать сцены «На сенокосе»;

Иллюстрации к роману художника;

На доске написаны тема урока и эпиграф «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» ;

Ход урока:

1. Слово учителя:

2008 год в России был Годом семьи. Семья – ячейка любого государства, основа человеческой жизни. Московский митрополит Филарет сравнивает государство с деревом, а семью с его корнями. «Чтобы дерево зеленело, цвело и приносило плоды, нужно, чтобы корень его был крепок»,- учит святитель.

А что же нужно человеку, чтобы его семья была крепкой и счастливой?

(Ответы учащихся: дети, любовь, здоровье, счастье, взаимопонимание , уважение, мудрость, работа и т. д. – записываются на отдельные листы и прикрепляются к корням цветущей яблони (панно доске).

Учитель: Когда –то сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», с ним согласен и. Тема сегодняшнего урока звучит так: «Мысль семейная» в романе «Тихий Дон». Мы с вами должны выяснить, как Шолохов показывает семью и на чем основано ее счастье? Давайте, ребята, войдем в дом на берегу тихого Дона и посмотрим.

2. Проверка домашнего задания. (Найти сцены счастливой семейной жизни и проанализировать).

Выразительное чтение отрывков.

(Шолохова «Тихий Дон». Москва. Эксмо 2003г.)

«…первый оторвался ото сна Пантелей Прокофьевич…» (т.1, гл.2,с. -10)

«Григорий стал оделять семью гостинцами» (т.1,ч.5,гл.13,с.-596)

3. Ролевое чтение сцены «Рыбалка». (2гл., с.-11)

Учитель: Итак, давайте с вами сделаем вывод: какую же роль играет семья в романе М. Шолохова «Тихий Дон»?

(Ответы учащихся): Шолохова связана с донской землей, он очень хорошо знал специфику казачьей семьи, поэтому не зря центральное место в романе занимает семья Мелеховых. История этого рода дает представление о крестьянском укладе жизни, о нравах, о традициях казачества. Нравственное единство семьи является идеалом для автора.

4. Анализ эпизода сцены «На сенокосе».

Учитель: по роману «Тихий Дон» сначала С. Герасимов, а потом С. Бондарчук сняли замечательный фильм. Посмотрим эту сцену (видеоролик из фильма). Ученику… в начале урока было дано задание: проанализировать данный эпизод, послушаем его.

(Ответ ученика)

Исстари повелось, что на покос выходят всем хутором. Косцы и гребельщицы одеваются как на годовой праздник. Это мы видим и в семье Мелеховых. Труд их объединяет. Посмотрите, с какой любовью готовится к работе Пантелей Прокофьевич. Прежде чем начать работу, по русскому обычаю, крестится на беленький стручок далекой колокольни. Он, как полагается в семье идет первым. За ним, не отставая, «стелет косой травье» Григорий. Наши герои счастливы, потому что крестьянская работа доставляет им радость и удовольствие. После тяжелого труда все вместе вечеря ют: «Пантелей Прокофьевич истово хлебал кашу, хрустел на зубах недоваренным пшеном. Аксинья, не поднимая глаз, нехотя улыбалась Дарье».

5. Аналитическая беседа.

Учитель: Шолохов показал хронику нескольких поколений, семей

из разных социальных слоев: Мелеховы, Коршуновы, Моховы, Астаховы, Лесницкие. Семья Мелеховых представлена через описание нескольких пар.

Можно ли хоть одну из семей назвать счастливой?

(Ответы учащихся): У Дарьи и Петра, Аксиньи и Степана нет духовной близости, между ними нет любви, у них нет детей. Ближе всего к авторскому пониманию полноценной семьи стоят отношения Григория и Натальи: у них 2 детей, род Мелеховых не прерывается.

Учитель: Шолохов не всегда идеализирует казачью семью. Приведите, ребята, примеры насилия и жестокости в семье.

6. Художественный пересказ эпизодов.

(Ответы учащихся): «надругательство отца над юной Аксиньей, зверское его убийство», «жестокое обращение Степана с Аксиньей», « приставания к Наталье родного брата».

Учитель: Одной из вечных ценностей является любовь. Не случайно еще А. Куприн говорил, что «любовь - это дар божий, который дается один раз в жизни и который нужно перед Богом заслужить». Григорию повезло: рядом с ним две любящие женщины: Аксинья и Наталья.

7. Дискуссия. Кого же любит Григорий?

(Ответы учащихся): Григорий любит обеих женщин. Наталья поражает его своей «внутренней» чистотой, красотой, мудростью, живет по совести, соблюдая заповеди. Даже перед смертью, она просит сына поцеловать за нее отца. Такая любовь не могла не тронуть Григория, и он не мог просто так уйти из дома, где живут его родители и его дети. Любовь Аксиньи – это, скорее всего, страсть, которая сильнее Мелехова. Он мечется между двумя женщинами, но совсем так и не уходит из семьи. В конце романа мы видим, как Аксинья воспитывает детей Григория и молится за него. Однако это счастье оказалось недолгим: гражданская война разрушила семью, отняла у Григория почти все: Аксинью, дом. Мужем родной сестры становится Мишка Кошевой, убийца брата.

8. Тестовая работа. Подготовка к ЕГЭ (см. тест)

9. Исследовательская работа.

Учитель: к сегодняшнему уроку свое исследование проводила группа учеников, которая должна была ответить на вопрос: Кто из предшественников М. Шолохова изображал в своих произведениях

семейные отношения?

(Ответ учеников):

Тема семьи была актуальна во все времена. И в русской классической литературе она звучит как одна из самых важных. Мы видим, что еще в древности семейные отношения стали предметом изображения в «Повести о Петре и Февронии Муромских». Герои счастливы, потому что живут по Божьим заповедям, творят добро, хранят любовь и верность.

В повести «Старосветские помещики» с искренним чувством показал нам семью, вызывающую восхищение. Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна преданны друг другу, милы и приятны своей душевной чистотой и взаимной любовью.

Такие же прочные отношения мы видим у в «Капитанской дочке». Семья Мироновых и семья Гриневых – два прекрасных дерева, которых видно по плодам. Их дети, Петр и Мария, видели постоянно пример родителей, воспитывались по заповедям Божиим, знали, что почитающие родителей «долголетны и благополучны будут на земле», поэтому и были счастливы, соединив свои судьбы. Супружескую верность и глубокое уважение родителей друг к другу они видели с самого детства. Как благословили их родители, так они и жили: берегли честь смолоду, во всем уповали на Бога и были счастливы.

В романе «Война и мир» рассказывает о разных семьях: это и хранящая аристократические традиции семья князей Болконских, и представители московского дворянства Ростовы, и лишенная взаимного уважения, душевности и связей семья Куракиных.

(Ответ 2 ученика): Тема семьи волновала не только писателей, но и художников. Давайте совершим виртуальную экскурсию в Третьяковскую галерею, где в небольшом уютном зале выставлены полотна великих мастеров живописи.

(Показ презентации)

10. Домашнее задание: Письменный ответ на вопрос: «Что сближает литературные произведения предшественников Шолохова с «Тихим Доном»?

11. Оценки.

12. Рефлексия.

Учитель: Итак, ребята, продолжите мою мысль: «на сегодняшнем уроке для меня было важным»… (Ответы учащихся).

Учитель: Сегодня уроке мы увидели семью в представлении Шолохова, не случайно в романе кольцевая композиция: он начинается с описания дома Мелеховых и заканчивается описанием дома. Семья, любовь, уважение, взаимопонимание, дружба, работа – вот то, что нам нужно для полного счастья. В народе говорят, что человек прожил не зря, если посадил дерево, построил дом, создал семью. В конце урока мы вновь обращаем свое внимание на наше панно с цветущим деревом, хочется, чтобы и ваши, ребята, деревья были с такими же крепкими корнями, спелыми и сочными плодами.


Семья играет очень важную роль в жизни каждого человека. Ведь это не только люди, которые нас поддерживают, оберегают и любят, но и дом, где нас всегда ждут с нетерпением. Семья является надежной защитой от любых бед и невзгод. Она дарит тепло, уют и уверенность в светлом будущем.

В романе «Тихий Дон» М. А. Шолохов поднимает одну из вечных проблем -проблему семейных ценностей и их влияния на судьбу отдельного человека и историю целой страны.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


В жизни каждого народа существуют неоспоримые ценности - земля, нравственность, семья, особенно сильно они укрепились в жизни казачества. Поэтому семья - основа народной жизни в романе.

Родственные связи и семья имеют огромное значение для казаков. Потому закономерно и начало романа, где автор рассказывает об истории рода Мелеховых. Здесь четко прослеживаются фамильные черты, которые передаются из поколения в поколение. Таким образом подчеркивается связь, существующая между героями. Но постепенно в эти отношения вторгается война. Начало 20 века становится страшным испытанием для всего казачества. Народ переживает тяжелейшие события: революцию, гражданскую войну, восстания. И разумеется, они определяют судьбу всех героев. Такую же всепоглощающую любовь к родному дому отец передал своему сыну. На поле боя мысли Григория Мелехова были устремлены к родному дому, который ждет его возвращения.

Поражение белой армии стало концом белого движения, а вместе с тем и концом семейного уклада, концом семьи Мелеховых. В измученном сердце Григория многие ценности утратили свой смысл, и лишь трепетное отношение к семье и Родине осталось неизменным. Не случайно М. А. Шолохов заканчивает роман встречей отца с сыном. Таким образом, он дает надежду на создание героем теплого семейного очага, который не затухнет никогда.

Обновлено: 2018-11-27

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

М. Шолохов поднимает в своем романе «Тихий Дон» глубокие и универсальные проблемы, не поддающиеся однозначной и окончательной трактовке. Однако, если спросить у читателя, кто является главным героем романа, ответ будет один – Григорий Мелехов. Именно его судьба является основным стержнем повествования. Для лучшего понимания образа героя очень важен анализ среды, в которой формируется его характер,– анализ мира донского казачества.

Невозможно понять духовный мир, житейский уклад казаков, не обратившись к их семейным взаимоотношениям. Уже в первой книге мы найдем множество эпизодов, раскрывающих те принципы, на которых строится казачья семья. Читая эпизод драки Пантелея Прокофьевича с сыном, мы понимаем, что понятия семейной чести («Не страми отца!»), единства с земляками («Не пакости соседу!») для казаков несокрушимы. В семье господствует «культ стариков»: отношения здесь основываются на строгом подчинении старшим, внушаемом иногда с помощью грубой силы. И даже если вначале Григорий оказывает сопротивление отцу, то позже беспрекословно покорится ему, женится на Наталье Коршуновой. Кроме того, истоки неистовой, несдержанной натуры Григория тоже следует искать в семье. Это в нем от отца.
Род, семья - святые понятия для казаков. Неслучайно роман начинается с предыстории мелеховского рода, и уже в первой главе автор дает подробный семейный портрет. В нем автор подчеркивает черты фамильного сходства: пшеничного цвета волосы - по материнской линии, звероватое выражение миндалевидных глаз, коршунячий нос - по отцовской.

Что касается семьи, то, несмотря на суровые, порой жесткие отношения, это целый организм. Любой чувствует свою неразрывную связь с ней, так же, как и с хутором, с родимым куренем. Даже когда любовь к Аксинье гонит Григория из родных мест, возможности покинуть хутор он не видит: «Дура ты, Аксинья, дура! Гутаришь, а послухать нечего. Ну, куда я пойду от хозяйства? Опять же на службу мне на энтот год. Не годится дело. . . От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем, а там?

Однако Шолохов не идеализирует жизнь донского казачества. В первой книге романа без труда можно увидеть огромное количество примеров не просто строгости, но истинной жестокости, моральной развращенности казаков. Это и эпизод, когда взбешенная толпа хуторян безжалостно разделывается с женой Прокофия Мелехова, когда пятидесятилетний отец Аксиньи насилует свою дочь, за что жена и сын избивают его до смерти. Это и когда Степан Астахов «обдуманно и страшно» бьет молодую жену на следующий день после свадьбы, а затем вновь, возвратившись с военных сборов, «охаживает» ее сапогами на глазах у безучастно усмехающегося Алешки Шамиля.

Характер Григория Мелехова и его долг перед семьей ярко раскрывается в отношениях с Аксиньей и Натальей в сценах первой книги. Неподдельно и сильно любя Аксинью, он не переживает за любимую. Когда за девять дней до возвращения Степана из лагерей Аксинья, с трепетом чувствуя неотвратимость нависшей над ней опасности, в отчаянии обращается к своему возлюбленному: «Что я, Гриша, буду делать?» - тот отвечает: «Я почем знаю». Если в отношениях с Аксиньей Григорий подчиняется только безрассудной страсти, то, женившись на Наталье, он, напротив, исполняет свой долг перед семьей, не прислушиваясь к голосу своего сердца. Он думает о том, на какие муки обрекает и себя, и близких, хотя уже в минуту венчания «безразличие оковало Григория» и уста жены показались ему «безвкусными».

Романа охватывает период в десять лет. Герои переживают самые трагичные и значительные события первой половины ХХ века: революции, гражданскую войну, мятежи и восстания – события, определившие судьбы казачества, судьбу Григория Мелехова и его семьи, его дома, бывшего на протяжении всего этого времени его оплотом, ведь именно о семье, о родном курене думал он на поле боя. Но разгром белоказачьего движения неизбежно приводит к краху и семьи Григория, это падение логически закономерно. В третьей книге автор вновь обращается к теме семьи и дома, однако образы их – темны и печальны. Шолохов изображает разрушение мелеховского семейства.

Смерть Петра, навсегда оставшаяся незаживающей раной в душе близких. Потеря Пантелеем Прокофьевичем главенствующего положения в доме. Трагедия и смерть Дарьи, бесстыжей и распутной, ломающей цинизмом своего поведения столетиями формировавшиеся устои казачьей семьи и лишь перед гибелью с горечью осмыслившей всю безотрадность своей «красивой» жизни. Смерть Натальи, после которой старик Мелехов со вздохом говорит: «Прилюбила смерть наш курень». Отдаление Дуняшки от семьи, ее отчуждение, переходящее в явный бунт против родительской власти. Разрушение хозяйства во время обстрела, когда «война, от которой бегал Пантелей Прокофьевич, сама пришла к нему во двор». Смерть хозяина дома «в отступе», на чужой ставропольской земле. Смерть Ильиничны, оставшейся в одиночестве, так и не дождавшейся любимого сына. Приход в дом Мишки Кошевого, который вряд ли можно назвать началом новой жизни мелеховского куреня, хотя бы потому, что уже с первых дней семейной жизни Мишка теряет интерес к хозяйству, полагая, что еще не настало время складывать оружие. Смерть Полюшки, о которой читатель узнает на последней странице. Все это ступени постепенного краха того, что в начале романа казалось непоколебимым. Примечательны слова, произнесенные как-то Пантелеем Прокофьевичем Григорию: «У всех одинаково все рухнулось». И хотя речь идет всего лишь о сваленных плетнях, есть у этих слов и более широкий смысл: разрушение Дома, Семьи задело не только Мелеховых - это общая участь, общая драма всего казачества.

М. Шолохов поднимает в своем романе «Тихий Дон» глубокие и универсальные проблемы, не поддающиеся однозначной и окончательной трактовке. Однако, если спросить у читателя, кто является главным героем романа, ответ будет один – Григорий Мелехов. Именно его судьба является основным стержнем повествования. Для лучшего понимания образа героя очень важен анализ среды, в которой формируется его характер,– анализ мира донского казачества.

Невозможно понять духовный мир, житейский уклад казаков, не обратившись к их семейным взаимоотношениям. Уже в первой книге мы найдем множество эпизодов, раскрывающих те принципы, на которых строится казачья семья. Читая эпизод драки Пантелея Прокофьевича с сыном, мы понимаем, что понятия семейной чести («Не страми отца!»), единства с земляками («Не пакости соседу!») для казаков несокрушимы. В семье господствует «культ стариков»: отношения здесь основываются на строгом подчинении старшим, внушаемом иногда с помощью грубой силы. И даже если вначале Григорий оказывает сопротивление отцу, то позже беспрекословно покорится ему, женится на Наталье Коршуновой. Кроме того, истоки неистовой, несдержанной натуры Григория тоже следует искать в семье. Это в нем от отца.

Род, семья - святые понятия для казаков. Неслучайно роман начинается с предыстории мелеховского рода, и уже в первой главе автор дает подробный семейный портрет. В нем автор подчеркивает черты фамильного сходства: пшеничного цвета волосы - по материнской линии, звероватое выражение миндалевидных глаз, коршунячий нос - по отцовской.

Что касается семьи, то, несмотря на суровые, порой жесткие отношения, это целый организм. Любой чувствует свою неразрывную связь с ней, так же, как и с хутором, с родимым куренем. Даже когда любовь к Аксинье гонит Григория из родных мест, возможности покинуть хутор он не видит: «Дура ты, Аксинья, дура! Гутаришь, а послухать нечего. Ну, куда я пойду от хозяйства? Опять же на службу мне на энтот год. Не годится дело... От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем, а там?

Однако Шолохов не идеализирует жизнь донского казачества. В первой книге романа без труда можно увидеть огромное количество примеров не просто строгости, но истинной жестокости, моральной развращенности казаков. Это и эпизод, когда взбешенная толпа хуторян безжалостно разделывается с женой Прокофия Мелехова, когда пятидесятилетний отец Аксиньи насилует свою дочь, за что жена и сын избивают его до смерти. Это и когда Степан Астахов «обдуманно и страшно» бьет молодую жену на следующий день после свадьбы, а затем вновь, возвратившись с военных сборов, «охаживает» ее сапогами на глазах у безучастно усмехающегося Алешки Шамиля.

Характер Григория Мелехова и его долг перед семьей ярко раскрывается в отношениях с Аксиньей и Натальей в сценах первой книги. Неподдельно и сильно любя Аксинью, он не переживает за любимую. Когда за девять дней до возвращения Степана из лагерей Аксинья, с трепетом чувствуя неотвратимость нависшей над ней опасности, в отчаянии обращается к своему возлюбленному: «Что я, Гриша, буду делать?» - тот отвечает: «Я почем знаю». Если в отношениях с Аксиньей Григорий подчиняется только безрассудной страсти, то, женившись на Наталье, он, напротив, исполняет свой долг перед семьей, не прислушиваясь к голосу своего сердца. Он думает о том, на какие муки обрекает и себя, и близких, хотя уже в минуту венчания «безразличие оковало Григория» и уста жены показались ему «безвкусными».

Романа охватывает период в десять лет. Герои переживают самые трагичные и значительные события первой половины ХХ века: революции, гражданскую войну, мятежи и восстания – события, определившие судьбы казачества, судьбу Григория Мелехова и его семьи, его дома, бывшего на протяжении всего этого времени его оплотом, ведь именно о семье, о родном курене думал он на поле боя. Но разгром белоказачьего движения неизбежно приводит к краху и семьи Григория, это падение логически закономерно. В третьей книге автор вновь обращается к теме семьи и дома, однако образы их – темны и печальны. Шолохов изображает разрушение мелеховского семейства.

Смерть Петра, навсегда оставшаяся незаживающей раной в душе близких. Потеря Пантелеем Прокофьевичем главенствующего положения в доме. Трагедия и смерть Дарьи, бесстыжей и распутной, ломающей цинизмом своего поведения столетиями формировавшиеся устои казачьей семьи и лишь перед гибелью с горечью осмыслившей всю безотрадность своей «красивой» жизни. Смерть Натальи, после которой старик Мелехов со вздохом говорит: «Прилюбила смерть наш курень». Отдаление Дуняшки от семьи, ее отчуждение, переходящее в явный бунт против родительской власти. Разрушение хозяйства во время обстрела, когда «война, от которой бегал Пантелей Прокофьевич, сама пришла к нему во двор». Смерть хозяина дома «в отступе», на чужой ставропольской земле. Смерть Ильиничны, оставшейся в одиночестве, так и не дождавшейся любимого сына. Приход в дом Мишки Кошевого, который вряд ли можно назвать началом новой жизни мелеховского куреня, хотя бы потому, что уже с первых дней семейной жизни Мишка теряет интерес к хозяйству, полагая, что еще не настало время складывать оружие. Смерть Полюшки, о которой читатель узнает на последней странице. Все это ступени постепенного краха того, что в начале романа казалось непоколебимым. Примечательны слова, произнесенные как-то Пантелеем Прокофьевичем Григорию: «У всех одинаково все рухнулось». И хотя речь идет всего лишь о сваленных плетнях, есть у этих слов и более широкий смысл: разрушение Дома, Семьи задело не только Мелеховых - это общая участь, общая драма всего казачества.

Повествование в «Тихом Доне» строится как изображение жизни семейных гнезд. Роман этот часто сравнивают с «Войной и Миром» Толстого, но, несмотря на их композиционное подобие, отчетлива и принципиальная разница: если толстовские герои, пройдя через суровые испытания, приходят к созданию Семьи, то герои «Тихого Дона» переживают ее распад, что с особенной силой подчеркивает драматический характер времени, изображенного Шолоховым.

Www.a4format.ru Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века: Учебник для 11 класса. Ч. 2. — М.: Русское слово, 2003. Чалмаев В.А. «Мысль семейная» Натальи Мелеховой «Мысль семейная» Натальи Мелеховой развертывается не в идиллическом мире покоя, устойчивости быта, а в сложном поединке с судьбой, с «годиной смуты и разврата». Она, оскорбляемая и часто унижаемая роковой отрешенностью от нее Григория, то униженно вымаливает его у Аксиньи, то бунтует, уходит из дома Мелеховых, покушается на свою жизнь. Вероятно, любой читатель «Тихого Дона» не раз будет изумлен редкой естественностью, соотнесенностью решений, сюжетных поворотов и живого характера того или иного героя. Наталья то уходит из дома Мелеховых к отцу, то вновь возвращается брошенной женой из родного дома в дом свекра. И все эти поступки, несмотря на непоследовательность, лишь усиливают ее цельность, верность идее семьи, дома. Поистине гениальное, а не мелочно-бытовое понимание человеческой души обнаруживает Шолохов в этих эпизодах уходов-возвращений. «Я, батя, пришла... Коль не прогоните, останусь навовсе у вас», — нелегко даются Наталье эти слова. Вещий инстинкт подсказывает ей: в доме свекра она еще дождется возвращения неверного, но любимого ею мужа, восстановит святыню, сейчас разрушенную семью, обретет то, о чем мечтает, — детей. Ведь тут, у Мелеховых, ей сами стены помогают: ее союзником, да еще таким серьезным, становится и свекор Пантелей Прокофьевич, домостроитель, собиратель гнезда, и суровая, многое пережившая Ильинична. Наталья ощущает, что становится сильнее, опираясь на их традиции, их чувство гнезда. А вне дома Мелеховых, да еще в годы всеобщей отчужденности, удешевления самой жизни, она обречена на вечное одиночество, сиротство, явно лишена надежд на материнство, беззащитна. Поразительна эта эпическая высота психологических прозрений Шолохова. И как возвеличена благодаря Наталье идея дома, всей спасительной домашней ячейки человеческого бытия! Всякое насилие, разрушительство быстро истощается, показывает свое бесплодие, а вот идея жизни Натальи, ее путь к созданию семейного гнезда, дома — даже после поражений — лишь крепнет. Наталья на какое-то время побеждает «разлучницу» Аксинью талантом верности, терпения. Ее душа — самая крепкая ограда для всего дома Мелеховых. Это, кстати говоря, тонко чувствует и Пантелей Прокофьич, и старая Ильинична, нашедшие в невестке надежную союзницу в борьбе за домашний очаг как одну из высших морально-этических ценностей. Рождение двойни — последний великий подарок судьбы и Пантелею Прокофьевичу, и Наталье — одно из самых ярких мгновений всей эпопеи. Это последний дар уходившей, сломавшейся эпохи, «дар батюшки Дона Ивановича». Может быть, Наталья многого не понимает в душевных муках Григория, в его переживаниях, в невольных «отступлениях» от норм дома, семьи. Григорий искренен, открыт в самооправданиях перед женой. Он признает, что ему, теряющему точку опоры, трудно жить «без забытья»: «Трудно мне, через это и шаришь, чем забыться: водкой ли, бабой ли»... У Натальи один резон, один ответ — с позиций семьи, зыбкого гнезда человеческого: «Напакостил, обвиноватился, а теперь все на войну беду сворачиваешь. Все вы такие-то». И трудно не содрогнуться от ощущения великой искренности, чистоты всей ее борьбы за свое достоинство. И Наталья, и Ильинична проходят перед читателем «Тихого Дона» как героини, до конца верные материнскому призванию, чувству женского достоинства. Наталья погибает в тот момент, когда она не просто отказалась от идеи материнства, но самым злым, мстительным образом растоптала, разрушила свою идею, стержень харак- www.a4format.ru 2 тера. И как гениально выбран был собеседник Натальи, свидетель ее душевного кризиса: им стала Ильинична, человек, глубоко родственный ей, мать Григория, впервые не нашедшая слов для оправдания сына, для опровержения правоты Натальи. Ильинична смогла лишь убедить Наталью не проклинать Григория, не желать ему смерти. Отказаться от рокового решения — «родить от него больше не хочу» — Наталья не смогла: слишком уж оскорблена, унижена была идея верности, чистоты — ее идея жизни. Перечитайте неспешно одну из самых гениальных по степени проникновения в человеческую душу в ее предельно трагическом состоянии, в ее отчаянии сцену изложения последнего послания Натальи Григорию. После похорон Натальи малолетний Мишатка, неловко обняв отца, вскарабкавшись к нему на колени, поцеловав его как-то торжественно, с глазами, затуманенными от непосильной еще его сердцу миссии, так передал последнюю просьбу и волю матери: «— Маманька, когда лежала в горнице... Когда она ишо живая была, подозвала меня и велела тебе так: “Приедет отец — поцелуй его за меня и скажи, чтобы он жалел вас”. Она ишо что-то говорила, да я позабыл...» Никакой риторики, пышнословия, сплошное умолчание («она ишо что-то говорила») — и такой сложный узел человеческих отношений! Отголосок любви к Григорию, печаль за детей, возможно, позднее раскаяние в своем порыве мстить, надежда на доброе воспоминание о себе... «Посланец» Натальи плохо выполнил ее поручение, он забыл «что-то». Но мы, читатели, не хотим иных посланцев, мы испугались бы их многословной «философской» болтовни. И не важно, что, может быть, сразу же после своего сообщения тот же Мишатка убежит играть на Дон, на улицу. Он бегло, невнимательно сказал нечто важное, но всех в доме обступила мука не чужого, а личного горя, горькая тоска от запоздалого понимания взрослыми друг друга, от неожиданного, с помощью Мишатки, пересечения двух «я». На ком выместить теперь Григорию свою обиду, — ведь до его души дошло вечное, неопровержимое «послание-упрек» Натальи...


Top