Жан батист поклен. Биография жана-батиста мольера Мольер Информацию О

Одна из самых загадочных и эксцентричных личностей XVII века во Франции - Жан-Батист Мольер. Биография его состоит из сложных и в то же время величественных этапов в карьере и творчестве.

Семья

Родился Жан-Батист в 1622 году в аристократической семье, которая являлась продолжением очень древнего буржуазного рода драпировщиков. В то время такой считался довольно прибыльным и уважаемым. Отец будущего комедиографа был почетным советчиком короля и создателем специализированной школы для придворных детей, которую впоследствии и стал посещать Мольер. В этом учебном заведении Жан-Батист усердно изучал латынь, что помогло ему с легкостью понимать и изучать все работы знаменитых римских авторов. Именно Мольер перевел на родной французский язык поэму «О природе вещей» древнеримского философа Лукреция. К сожалению, рукопись с переводом не была распространена, а вскоре и исчезла. Вероятнее всего, она сгорела во время пожара в мастерской Мольера.

По воле своего отца Жан-Батист получил престижную на то время ученную степень лиценциата правоведения. Жизнь Мольера была сложной и насыщенной.

Ранние годы

В молодости Жан был ярым поклонником и представителем популярного тогда эпикуреизма (одного из философских движений). Благодаря такому интересу он завел много полезных знакомств, ведь среди тогдашних эпикурейцев были достаточно обеспеченные и влиятельные люди.

Карьера юриста не была для Мольера столь важна, точно так же, как и отцовское ремесло. Именно поэтому молодой человек избрал для себя театральное направление в деятельности. Биография Мольера лишний раз доказывает нам его стремление к совершенствованию и желание достичь мировых высот в

Стоит заметить, что изначально Мольер - это театральный псевдоним, который Жан-Батист Поклен выбрал себе для придания полному имени милозвучности. Но постепенно этим именем его стали называть не только в рамках театральной деятельности, но и в повседневной жизни. Встреча с очень известными тогда французскими комедиантами Бежарами перевернула жизнь Жана-Батиста с ног на голову, ведь впоследствии он стал руководить театром. На тот момент ему был всего лишь 21 год. В состав труппы входили 10 начинающих актеров, и заданием Мольера было улучшить дела театра и вывести его на более профессиональный уровень. К сожалению, другие французские театры составили большую конкуренцию Жану-Батисту, поэтому заведение было закрыто. После такой первой жизненной неудачи, Жан Батист с бродячей труппой начал ездить по провинциальным городкам в надежде получить признание хотя бы там и заработать денег для дальнейшего развития и постройки собственного здания для выступлений.

Выступал Мольер в провинции около 14 лет (точные даты, касающиеся этого факта его жизни, к сожалению, не сохранились). К слову, в это же время во Франции шла гражданская война, массовые протесты и противостояния народа, поэтому бесконечные переезды давались труппе еще сложнее, официальная биография Мольера говорит о том, что уже на данном периоде своей жизни он был серьезно намерен начать свое дело.

В провинции Жан-Батист сочинил большое количество собственных пьес и театральных сценариев, ведь репертуар труппы был достаточно скучным и неинтересным. Мало из работ того периода сохранились. Список некоторых пьес:

    «Ревность Барбулье». Этой пьесой очень гордился сам Мольер. Произведения кочевого периода получили положительные оценки критиков.

    «Летающий лекарь».

    «Доктор-педант».

    «Три доктора».

    «Притворный увалень».

    «Горжибюс в мешке».

Личная жизнь

В 1622 году Мольер официально связал себя узами брака со своей возлюбленной Амандой Бежар. Она была родной сестрой той самой комедиантки Мадлены, с которой встретился Жан-Батист в начале карьеры и благодаря мужу которой стал руководить театром из десяти человек.

Разница в возрасте между Жаном-Батистом и Амандой составляла ровно 20 лет. На момент женитьбы ему было 40 лет, а ей - 20. Свадьба не поддавалась огласке, поэтому на торжество были приглашены только самые близки друзья и родные люди. К слову, родители невесты не были довольны выбором своей дочери всячески пытались заставить ее расторгнуть помолвку. Однако она не поддалась на уговоры родных, и вскоре после свадьбы прекратила общение с матерью и отцом.

На протяжении супружеской жизни Аманда родила мужу троих детей, однако можно говорить о том, что пара не была счастлива в своем союзе. Огромная и разные интересы давали знать о себе. Творчество Мольера во время его брака отражало в основном истории, приближенные к его собственным семейным ситуациям.

Личностная характеристика

Жана-Батиста можно охарактеризовать как довольно неординарную личность. Он до конца был предан своему делу, вся его жизнь - это бесконечные театры и выступления. К сожалению, большинство исследователей его биографии до сих пор не могут прийти к однозначному решению по поводу его личностного портрета, ведь данных не осталось, поэтому так же, как и в случае с Шекспиром, они полагались только на переданные из уст в уста рассказы и легенды об этой личности и уже на их основе пытались с помощью психологических методов определить его характер.

Также, изучая множество работ Жана-Батиста, можно сделать некоторые выводы о его жизни в целом. Мольер почему-то сделал все для того, чтобы о его личности осталось крайне мало данных. Большое количество своих работ он уничтожал, поэтому до нас не дошло свыше 50 его пьес и данных о постановках. Характеристика Мольера, исходя из слов его современников, говорит о том, что он был почитаемым человеком во Франции, ко мнению которого прислушивалось большинство придворных людей и даже несколько особей из царской семьи.

Он был крайне свободолюбив, поэтому писал много произведений о личности, о том, как нужно возвышаться над своим сознанием и постоянно переосмысливать свои ценности. Стоит заметить, что ни в одном из произведений о свободе не говорится в прямом контексте, ведь такой шаг мог бы быть расценен в то время как призыв к бунту и гражданской войне, которая и так постоянно продолжалась в средневековой Франции.

Жан-Батист Мольер. Биография и творчество

Как и творчество всех писателей и драматургов, путь Мольера разделен на определенные этапы (он не имеют четких временных рамок, однако являют собой разные направления и отображают своеобразную смену полярности в творчестве драматурга).

Во время парижского периода Жан-Батист пользовался популярностью у короля и элиты страны, благодаря чему и получил признание. После продолжительного кочевания по стране, труппа возвращается в Париж и выступает в театре Лувра с новым репертуаром. Теперь профессионализм налицо: затраченное время и бесконечная практика дают о себе знать. На том спектакле «Влюбленный доктор» присутствовал сам король, который по окончании представления лично поблагодарил драматурга. После этого случая в жизни Жана Батиста началась белая полоса.

Следующее представление «Смешные жеманницы» также добилось огромного успеха среди публики и получило очень хорошие отзывы от критиков. Пьесы Мольера в то время собирали аншлаги.

Второй этап в творчестве Жана-Батиста представлен такими произведениями:

    «Тартюф». Сюжетная линия романа направлена на высмеивание духовенства, которое в то время пользовалось низкой популярностью среди жителей Франции из-за постоянных поборов и жалоб на деятельность некоторых верховных представителей церкви. Пьеса вышла в 1664 году и проигрывалась на сцене театра на протяжении пяти лет. Пьеса имела острый сатирический в какой-то степени комедийный характер.

    «Дон-Жуан». Если в предыдущей пьесе Жан-Батист негативно показывал тему церкви и высмеивал всех ее служащих, то в данном произведении он сатирически отобразил законы жизни людей, их поведение и моральные устои, которые, по мнению автора, были очень далеки от идеала и приносили миру только негатив и разврат. С данной пьесой театр объездил практически всю Европу. В некоторых странах был такой аншлаг, что представление проигрывалось два-три раза. Жан-Батист Мольер завел много полезных знакомств во время этого путешествия по Европе.

    «Мизантроп». В данном произведении автор еще больше высмеял средневековые устои жизни. Эта пьеса является самым удачным образцом высокой комедии XVII века. Из-за слишком большой серьезности и сложности сюжета постановка не была воспринята людьми так же, как и прошлые работы Жана Батиста. Это заставило автора переосмыслить некоторые аспекты своего творчества и театральной деятельности, поэтому он решил сделать перерыв в постановке спектаклей и написании сценариев.

    Театр Мольера

    Выступления труппы автора, в которой он тоже учувствовал, практически всегда вызывали шквал эмоций у зрителей. Слава о его постановках распространилась по всей Европе. Театр стал востребован далеко за пределами Франции. Большими поклонниками Мольера стали и британские ценители высокого театрального искусства.

    Театр Мольера отличался остросюжетными постановками о современных человеческих ценностях. Игра актеров всегда оставалась на высоте. К слову, сам Жан-Батист никогда не пропускал свои роли, он не отказывался выступать даже когда плохо себя чувствовал и был болен. Это говорит о большой любви человека к своему делу.

    Персонажи автора

    Жан-Батист Мольер представил много интересных личностей в своих произведениях. Рассмотрим наиболее популярных и эксцентричных:

    1. Сганарель - этот персонаж был упомянут в целом ряде сочинений и пьес автора. В пьесе «Летающий доктор» он - главный герой, являлся слугой Валера. Благодаря успеху постановки и произведения в целом, Мольер решил задействовать данного героя и в других своих работах (к примеру, Сганареля можно увидеть в «Мнимом рогоносце», «Дон Жуане», «Лекаре поневоле», «Школе мужей») и других произведениях раннего периода творчества Жана Батиста.

      Жеронт - герой, которого можно встретить в комедиях Мольера эпохи классицизма. В пьесах является символом маразма и слабоумия некоторых типов людей.

      Гарпагон - старец, который отличается такими качествами, как лживость и страсть к обогащению.

    Комедийные балеты

    Биография Мольера указывает на то, что такой тип произведений относится к зрелому этапу творчества. Благодаря упрочнившимся связям со двором, Жан-Батист создает новый жанр, который призван представлять новые пьесы в форме балета. К слову, такое нововведение имело настоящий успех среди зрителей.

    Первая комедия-балет имела название «Невыносимые» и была написана и представлена широкой публике в 1661 году.

    о личности

    Существует неподтвержденная легенда о том, что жена Мольера на самом деле была его родной дочерью, рожденной вследствие связи с Мадлен Бежар. Вся история о том, что Мадлен и Аманда были сестрами, считалась некоторыми людьми ложью. Однако эта информация не подтверждена и является только одной из легенд.

    Еще одна история гласит о том, что на самом деле Мольер не был автором своих работ. Он якобы действовал от лица Эта история получила широкое распространение. Однако ученые утверждают, что биография Мольера не содержит такого факта.

    Поздний этап творчества

    Спустя несколько лет после провала «Мизантропа» автор решает вернутся к работе и добавляет в данную пьесу историю «Лекарь поневоле».

    Биография Жана Мольера гласит, что во время этого периода он высмеивал буржуазию и богатый класс. Также в пьесах поднималась проблема брака, заключенного не по обоюдному согласию.

    Интересные факты о деятельности Мольера

      Жаном-Батистом был придуман новый

      Он являлся одной из самых противоречивых личностей Франции того периода.

      Мольер практически не общался со своей семьей, предпочитая путешествовать по миру с концертами без их сопровождения.

    Смерть и мемориальные памятники Жана-Батиста

    Перед четвертым представлением пьесы «Мнимый больной» (1673 г.) Мольер был болен, однако все рано решил выйти на сцену. Роль он отыграл блестящее, но спустя несколько часов после спектакля его состояние ухудшилось, и он внезапно умер.

«Увы, не только в смерти не повезёт Мольеру , но в личной жизни - тоже. В ней он, умнейший человек своего времени, хорошо умевший ладить с далёкими ему по духу людьми, предстанет перед потомками как глупец, не сумевший найти общего языка с самым близким ему человеком - женой. К сожалению, самый близкий человек нанесёт ему самый страшный удар и окончательно сделает жизнь Мольера «жизнью наоборот».

Когда он был молод, для него жизнь начиналась и заканчивалась театром. Оттого актриса Мадлен Бежар многие годы устраивала его как любовница и неофициальная жена. Потом он охладеет к ней, переживет несколько бурных романов. Но к сорока годам остепенится, затоскует по домашнему очагу, детям. И тут он не найдёт ничего лучшего, как влюбиться и предложить свою руку мадмуазель Арманде Мену, тоже актрисе его театра, которая - биографы так и не докопались до истины - была то ли младшей сестрой Мадлен Бежар, то ли её дочерью, прижитой в ранней молодости. Арманда не отличалась особой красотой, но, говорят, была на редкость талантлива, обаятельна и обладала зажигательным темпераментом. Всё бы ничего, да разница в возрасте у них была великовата - двадцать два года. Но ни Мольера, ни ее это не смутит, и они пойдут под венец.

Всё лишения и передряги первых лет театральной жизни, провалы в постановках трагедий, страхи за судьбу комедий, пасквили завистников, доносы ханжей - всё померкнет в глазах Мольера, когда до него дойдут слухи, что Арманда изменяет ему и даже пофамильно с кем. (Париж в ту пору был ещё не очень большим городом, и всё в нём знали всё про всех.) Да Арманда, опьянённая успехом у аристократических повес двора, не особенно спешит разуверить мужа в обратном. Роскошно обставленная квартира Мольеров превращается в застенок, где пожилой муж и молоденькая жена пытают друг друга ревностью. Они отчаянно, как могут только страстные натуры, ссорятся и мирятся, чтобы поссориться ещё сильнее.

Кто же будет свидетелем этого поединка двух сердец? Кто возьмёт на себя роль справедливого третейского судьи? Не удивляйтесь - сам Мольер. По своей неизбывной привычке во всём отталкиваться от жизни он переносит домашние сцены с их малопривлекательными подробностями сначала в свои пьесы а затем на сцену своего театра. Мало того, он ещё и сам играет обманутых или мнимо обманутых мужей! Причём так правдоподобно, что иные зрители вместо того, чтобы смеяться, тихонько плачут, зная, что несчастный Мольер играет самого себя. Он так любит свою молодую жену, что как автор пьесы и как актер становится на её сторону, устами своих героев осуждает нелепость и обречённость неравных браков, отстаивает право женщины на выбор и издевается над молодящимися старичками. В то же время он хочет докричаться до Арманды (которая иногда, участвуя в том же спектакле, что и он, стоит напротив него!), рассказать ей, как измучена его душа:

Я изнемог, я, как шальной, брожу
И мучаюсь, и голову ломаю,
И всё не нахожу,
Какую б западню расставить шалопаю.
Негодная! во все глаза глядит -
И хоть бы что: едва не уморила,
А у самой такой безгрешный вид,
Как будто и воды не замутила.
Смотрю я на неё, кипит от злости кровь, -
И всё растёт безумная любовь;
Готов убить - и восхищаюсь.
Улыбка, взгляд... От страсти сам не свой -
Горю, томлюсь и задыхаюсь,
Ни разума, ни власти над собой!

«Школа жён»

Вне всякого сомнения, неудачный брак ускорит кончину Мольера. К нему начнут приставать одна за другой болезни. К этому горю добавится другое: из трёх родившихся детей двое вскоре умрут. Лучше бы Мольеру некоторые спектакли отменять: приступы слабости и удушья всё чаще одолевают его во время игры. Но он, как директор театра, так же честен и добросовестен, как художник.

Не все, подобно ему, получают пенсию от короля, каждая отмена спектакля больно бьёт по карману актёров и рабочих сцены... Он почувствует себя совсем дурно во время представления его пьесы «Мнимый больной» (о, Господи, и тут парадокс!), но доведёт свою роль до конца, уедет домой и там через несколько часов умрёт. Это будет 17 февраля 1673 года.

Арманда положит у его надгробной плиты несколько вязанок дров, чтобы жившие на кладбище бомжи могли в холодные дни обогреться. Те и рады стараться: будут жечь костры прямо на могильной плите с именем неизвестного им Мольера. Она треснет, её растащат по частям.

И когда на кладбище явятся комиссары революции, вполне возможно, они извлекут из земли, а затем перезахоронят прах не Мольера, а другого человека, который возможно (кто знает?) был «тартюфом» или «дон-жуаном» времён Людовика XIV .

Нет ли в связи с этим причин думать, что многострадальному Мольеру досталась и «смерть наоборот»?»

Зюзюкин И.И., Судьба играет человеком, М., «Аст», 2005 г., с. 34-36.

Начало актёрской карьеры

Юридическая карьера привлекала его не больше отцовского ремесла, и Жан-Батист избрал профессию актёра, взяв театральный псевдоним Мольер . После встречи с комедиантами Жозефом и Мадленой Бежар, в возрасте 21 года Мольер стал во главе «Блистательного театра» (Illustre Théâtre ), новой парижской труппы из 10 актёров, зарегистрированной столичным нотариусом 30 июня 1643 года. Вступив в жестокую конкуренцию с уже популярными в Париже труппами Бургундского отеля и Марэ , «Блистательный театр» проигрывает в 1645 году. Мольер с друзьями-актёрами решают искать счастья в провинции, примкнув к труппе бродячих комедиантов, возглавляемой Дюфреном .

Труппа Мольера в провинции. Первые пьесы

Скитания Мольера по французской провинции на протяжении 13 лет ( -) в годы гражданской войны (фронды) обогатили его житейским и театральным опытом.

Комедии воспитания

Не менее плодотворным было влияние Мольера за пределами Франции, причём в различных европейских странах переводы пьес Мольера явились мощным стимулом к созданию национальной буржуазной комедии. Так было прежде всего в Англии в эпоху Реставрации (Уичерли , Конгрив), а затем в XVIII веке Фильдинг и Шеридан . Так было и в экономически отсталой Германии, где ознакомление с пьесами Мольера стимулировало оригинальное комедийное творчество немецкой буржуазии. Ещё более значительным было влияние комедии Мольера в Италии, где под непосредственным воздействием Мольера воспитался творец итальянской буржуазной комедии Гольдони . Аналогичное влияние оказал Мольера в Дании на Гольберга , создателя датской буржуазно-сатирической комедии, а в Испании - на Моратина .

В России знакомство с комедиями Мольера начинается уже в конце XVII в., когда царевна София , по преданию, разыграла в своём тереме «Лекаря поневоле». В начале XVIII в. мы находим их в петровском репертуаре. Из дворцовых спектаклей Мольера переходит затем в спектакли первого казённого публичного театра в Петербурге, возглавляемого А. П. Сумароковым . Тот же Сумароков явился первым подражателем Мольера в России. В школе Мольера воспитывались и наиболее «самобытные» русские комедиографы классического стиля - Фонвизин , В. В. Капнист и И. А. Крылов . Но самым блестящим последователем Мольера в России был Грибоедов , давший в образе Чацкого конгениальный Мольеру вариант его «Мизантропа» - правда, вариант вполне оригинальный, выросший в специфической обстановке аракчеевски-бюрократической России 20-х гг. XIX в. Вслед за Грибоедовым и Гоголь отдал дань Мольеру, переведя на русский язык один из его фарсов («Сганарель, или Муж, думающий, что он обманут женой»); следы мольеровского влияния на Гоголя заметны даже в «Ревизоре». Позднейшая дворянская (Сухово-Кобылин) и буржуазно-бытовая комедия (Островский) тоже не избежала влияния Мольера. В предреволюционную эпоху буржуазные режиссёры-модернисты делают попытку сценической переоценки пьес Мольера с точки зрения подчеркивания в них элементов «театральности» и сценического гротеска (Мейерхольд , Комиссаржевский).

После Октябрьской революции некоторые новые театры, возникшие в 20-х годах, включали в свой репертуар пьесы Мольера. Были попытки нового «революционного» подхода к Мольеру. Одна из наиболее известных - постановка «Тартюфа» в

Известный во всем мире писатель – отец классической комедии Мольер – родился во Франции (Париж) в 1622 году. Читайте ниже краткую биографию Жана-Батиста Мольера, чтобы составить свое мнение о жизни и творчестве писателя.

Семья, образование и начало карьеры

Отец Жана-Батиста принадлежал к очень интересной профессии – он клеил обои при дворе, был декоратором, и даже камердинером самого Людовика XIII. Мать умерла, когда сыну было всего десять лет, и тот остался жить с отцом, который горячо надеялся, что Жан-Батист будет продолжать семейную традицию.

Мальчик на тот момент получил блестящее образование, учился в иезуитском колледже (Клермон), в совершенстве постиг латынь, а также по некоторым сведениям изучил азы юриспруденции.

Несомненно, такие знания могли дать возможность построить великолепную карьеру, однако юный Мольер решил на первое место в своей жизни поставить театр. В двадцать с небольшим лет он уже с головой был погружен в театральное искусство, а в 1643 году он положил основание «Блистательному театру», который, однако, испытал банкротство всего через два года. На Жана-Батиста легли большие долги в связи с таким ходом событий, и на какое-то время его даже взяли под арест. К сожалению, в биографии Жана-Батиста Мольера есть "темные пятна", поэтому доподлинно неизвестно, кто же выплатил долг – его отец или один из участников труппы, но спустя короткое время Жан-Батист вышел из тюрьмы.

В те времена во Франции быть актером было не модно, и даже несколько презираемо для общества, поэтому Жан-Батист решил не выставлять своего отца в неприглядном свете. Он взял себе псевдоним Мольер.

Расцвет актера и скандальная личная жизнь

Выйдя из тюрьмы, Мольер отправился на гастроли – он активно, на протяжении 12 лет, давал театральные постановки и представления, разъезжая по стране. В конце концов успех труппы приковал внимание важной особы – над ними взял покровительство Филипп Орлеанский. Чуть позже Мольер вернулся в Париж, и труппа сыграла перед королем. В творческой биографии Жана-Батиста Мольера интересен тот факт, что в 1659 году публика увидела комедию «Смешные жеманницы», для чего труппе был предоставлен театр «Пти-Бурбон». Хотя комедия вызвала много разговоров и задела дам того времени, в дальнейшем она получила огромный успех. С того времени известность и слава Мольера все больше росли.

В 1662 году после переезда Мольера в театр Пале-Рояль он вступил в законный брак с Армандой. Их женитьба породила множество слухов, поскольку происхождение девушки было до конца неизвестно. Этот брак вызвал настолько сильный резонанс в обществе, что даже часть друзей Мольера настроились враждебно. Поговаривали о том, что его жена на самом деле приходилась дочерью актера. Однако король по-прежнему оказывал благосклонность Жан-Батисту и всячески защищал его от нападок то церкви, то представителей высших слоев общества. Несмотря на это часть пьес Мольера оказались под запретом.

В 1672 году Мольер чувствовал, что здоровье его сильно пошатнулось, и хотя он стал меньше работать, в его литературной биографии в то время появляются такие произведения, как «Ученые женщины», «Проделки Скапьена», «Мнимый больной». На выступлении последней пьесы у Мольера, который сам был в ней актером, произошел приступ, сопровождавшийся сильным кашлем и кровотечением – это дал знать о себе легочный туберкулез. Полагают, что эту болезнь Жан-Батист приобрел еще в юности, находясь в тюрьме. Хотя король был настроен прекратить выступление, Мольер решил играть до конца. В итоге актера настиг второй приступ, которого он не выдержал.

Из-за запрета хоронить на кладбище актеров, который действовал в те времена, Мольера, даже несмотря на усилия короля, не могли похоронить, как положено. Получилось лишь добиться того, чтобы великий актер был похоронен в той части кладбища, которая отводилась для некрещеных детей. Через много лет, в 1817 году, он был перезахоронен в Париже, на кладбище в Пер Лашез.

Лишь предпочтение в нас чувства усугубит;
И тот, кто любит всех, тот никого не любит.
Но раз вам по душе пороки наших дней,
Вы, чёрт меня возьми, не из моих людей.
То сердце, что равно всем безразлично радо,
Просторно чересчур, и мне его не надо.
Хочу быть отличен - и прямо вам скажу:
Кто общий друг для всех, тем я не дорожу!

Если вы уже ознакомились с биографией Жана-Батиста Мольера, вы можете поставить свою оценку данному писателю вверху страницы. К тому же предлагаем вам посетить раздел Биографии , чтобы прочитать о других популярных и известных писателях.

Жан-Батист появился на свет 15 января 1622 года в Париже, в уважаемом буржуазном семействе, в котором все мужчины на протяжении многих поколений трудились обойщиками-драпировщиками.

Мать мальчика скончалась, когда ему едва исполнилось 10 лет, и отец определил сына в престижный колледж, где Жан-Батист прилежно изучал латынь, классическую литературу, философию и естественные науки.

Достойно выдержав экзамен, юный Поклен получил диплом преподавателя с правом читать лекции. К тому времени его отец уже подготовил место обойщика в королевском дворце, однако Жан-Батисту не суждено было стать ни преподавателем, ни обойщиком - судьба приготовила ему гораздо более интересную участь.

Начало творческого пути

Воспользовавшись своей долей из материнского наследства, Жан-Батист начал совершенно новую жизнь. Его манили театральные подмостки и возможность играть трагические роли.

В возрасте 21года Жан-Батист, который к тому времени уже выбрал себе сценический псевдоним - Мольер, возглавил небольшой театр под названием «Блистательный». В состав труппы входило всего 10 человек, репертуар театра был достаточно скуден и неинтересен, и конкурировать с сильными парижскими труппами он попросту не мог.

Актерам не оставалось ничего другого, как выступать в провинции. Проведя в скитаниях 13 лет, Жан-Батист не изменил своего желания служить театру. Более того - он успел написать множество пьес, чем значительно разнообразил репертуар труппы. Среди его ранних произведений «Ревность Барбулье», «Летающий лекарь», «Три доктора» и другие.

Работа в провинции не только раскрыла в Мольере талант сценариста, но и заставила его кардинально сменить актерское амплуа. Видя большую заинтересованность публики в комедиях и фарсах, Жан-Батист решил переквалифицироваться из трагика в комика.

Парижский период

Благодаря комедийным пьесам Мольера труппа быстро добилась славы и признания, и в 1658 году по приглашению брата короля оказалась в Париже. Актерам выпала невиданная честь - выступать в Лувре в присутствии самого Людовика XIV.

Комедия «Влюбленный доктор» вызвала невероятный фурор среди парижской аристократии, предопределив судьбу комедиантов. Король предоставил им в полное распоряжение придворный театр, на подмостках которого они выступали в течение трех лет, а затем перешли в театр Пале-Рояль.

Обосновавшись в Париже, Мольер с удвоенной силой приступил к работе. Его увлеченность драматургией временами походила на одержимость, но это принесло свои плоды. В течение 15 лет он написал свои лучшие пьесы: «Смешные жеманницы», «Тартюф, или обманщик», «Мизантроп», «Дон Жуан, или Каменный гость».

Личная жизнь

Мольер связал себя узами брака в возрасте 40 лет. Его избранницей стала Арманда Бежар, которая была вдвое младше мужа. Свадебная церемония состоялась в 1662 году, и на ней присутствовали лишь самые близкие родственники молодоженов.

Арманда подарила супругу троих детей, однако их брак не был счастливым: сказывалась большая разница в возрасте, привычках, характерах.

Смерть

На сцене, где Жан-Батист играл в пьесе «Мнимый больной», ему неожиданно стало плохо. Родные успели привезти его домой, где он скончался спустя пару часов, 17 февраля 1673 года.

  • Произведения Мольера, отличавшиеся большой раскованностью и вольнодумством, вызывали большое раздражение среди представителей Церкви. Краткая биография Мольера не в состоянии уместить те нападки и угрозы, которые он был вынужден терпеть со стороны церковнослужителей. Однако смелый драматург находился под негласной защитой Людовика, и его литературная дерзость всегда сходила ему с рук.
  • Крестным первенца Мольера был сам король Людовик XIV.
  • Одна из самых жизнерадостных и веселых комедий драматурга - «Мнимый больной» – была написана им перед смертью, во время тяжелой болезни.
  • Архиепископ Парижа категорически отказался хоронить Жан-Батиста, поскольку тот всю жизнь слыл грешником и перед смертью не успел покаяться. И только вмешательство короля повлияло на исход дела: Мольер был похоронен ночью за оградой кладбища Святого Петра, словно разбойник или самоубийца.

Top