Экспедиционный Defender

Горы ошибок не прощают. Также как тундры, пустыни, леса и степи. Поэтому в подготовке внедорожника для дальних путешествий нет мелочей. Но есть множество нюансов. Что брать за основу экспедиционного автомобиля – вопрос почти религиозный.

Кто-то делает ставку на Land Cruiser, а кому-то больше по душе Land Rover Defender 110. Впрочем, в данном случае речь пойдет бо общих принципах экспедиционного тюнинга на примере автомобиля известного путешественника Павла Разина.

...

На первый взгляд машина кажется не столь подготовленной, как ожидаешь Усиленный бампер с площадкой под лебедку похож на штатный, неброский «кенгурятник». Кстати, он не раз пригождался, например, в норвежской тундре. Целые стада оленей и отдельные особи мигрируют по дорогам без всякого понятия о правилах движения. То же в Исландии и на Фарерских островах – только там опасность представляют овцы, которые передвигаются почему-то исключительно по трое.

В качестве летнего варианта на машине установлены BF Goodrich А/Т почти стандартного размера – 31.8 дюйма. Они прошли 110 тысяч самых сложных и непредсказуемых дорог и все еще годны к использованию. Возможно, это связано с тем, что колеса ставились в Финляндии, а к нам приезжает какая-то другая резина. Но, как подсказывает опыт, именно покрышки класса А/Т (All Terrain) – то, что надо для дальних перегонов по любой поверхности, от асфальта до пустыни и каменистых лавовых полей. А решительное стравливание давления в шинах хорошо помогает на мягких грунтах. Серьезные засады в экспедициях случаются не так часто, и для борьбы с ними достаточно надежной лебедки и хорошего удлинителя, лучше двух.

КСТАТИ, ПРО КОЛЕСА
Диски на машине нештатные, сечение – толще обычного миллиметра на три. В сочетании с усиленной подвеской они способствуют сохранению способности передвигаться даже после попадания в серьезные выбоины.

На нашем автомобиле две запаски. Многие интересуются, не мешает ли колесо на капоте. Но обзорность – дело привычки. А дополнительная запаска на экспедиционнике лишней не будет. Покрышки режутся, рвутся, а цивилизация не всегда оказывается рядом. А коли так, то куда девать второе колесо? В машине места нет, на багажнике тоже тесно, да и лишний вес на крыше не добавляет устойчивости на бездорожье. Поэтому вторую запаску – только на капот.

Необходимо отметить, что и в летней, и в зимней резине (последняя – Hakkapeliitta 2, шипованная) установлены камеры: срезание сосков на накачанной резине нам не грозит, а ремонтопригодность и надежность существенно возрастают! Особенно важно это зимой, когда морозы ниже минус 47 °С. В Якутии достаточно остановиться поспать часок-другой – и баллоны превращаются в треугольники. Чтобы их не повредить, надо километров пять двигаться очень медленно. А если резина бескамерная, то между ней и ободом тут же образуется зазор. Сколько людей погибло вот так, из-за спустивших разом всех четырех колес… Накачать их при такой температуре невозможно.

ЛЕС И ФАРЫ
Мы остановились на ксеноне, имплантированном в танковые фары, потому что четыре года назад это был самый бюджетный вариант. Но его характеристики оказались очень достойными – не хуже импортных аналогов. К тому же корпусы фар крепкие и влагонепроницаемые.

Защиту фар решили не делать, ведь далеко не вся наша планета покрыта лесами. Россия – это скорее исключение. Ну, еще много лесов в Бразилии. Когда туда соберемся, тогда позаботимся и о защите.

Кстати, знаете, зачем столько света? По зимникам ездят в основном ночью, когда свет фар позволяет разглядеть колею. Днем она абсолютно не видна, а при малейшем отклонении от накатанного полотна можно свалиться в сугроб, куда не рискует заезжать даже трактор К-701, который этот зимник и расчищает.

БАГАЖНИК И КРАСОТА
В дальней дороге без багажника на крыше не обойтись. У него только два недостатка – вес и парусность, повышающая расход топлива. Хотя в местах, где заправки редки, особо не разгонишься и сопротивление воздуха не так критично.

На багажнике размещается все легкое, но объемное и не входящее в список предметов первой необходимости. В зимних экспедициях это громоздкая супертеплая верхняя одежда и обувь, которая требуется только в экстремальных ситуациях. А также большие, но легкие запчасти, вроде фильтров, войлочного и брезентового утеплителя двигателя, канистры с маслом, кухонная утварь и не боящаяся мороза еда,к примеру, пельмени, замороженные блинчики и рыбы, купленная у малых народов Севера.

Ну и, естественно, только на багажник можно поставить четыре канистры… Держатель для них – предмет особой гордости. Самозатягивающиеся стропы на серьезной дороге и высоких широтах не годятся – разбалтываются и требуют постоянного внимания. Кроме того, ослабить/затянуть эти стропы и снять/поставить канистры на 50-градусном морозе и ветре очень непросто. Поэтому канистры фиксируются болтами, которые всегда отворачиваются и заворачиваются без проблем.

На багажнике помещается и жесткая сцепка, годная хоть под камазовский фаркоп. Буксирная стропа в мороз – бесполезная вещь. Если двигатель заглох, а на улице минус 60 °С, толку от нее нет. Руль не провернешь, тормоза не работают, в салоне холодно, и окна быстро запотевают/замерзают.

Между прочим, багажник – отличная смотровая площадка в степи или пустыне. Именно с этой самой высокой точки на многие километры мы увидели в бинокль в Кызылкумах две древние крепости на горизонте!

УСИЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ
Из внешних доработок нужно отметить силовые пороги и перемещение заднего запасного колеса с двери на мощную «калитку». Естественно, установлены защита рулевых тяг и защита редуктора переднего моста. Однажды ночью под Нарьян-Маром «поймали» здоровенный камень. Удар был такой силы, что даже осматривать машину на предмет повреждений как-то не хотелось. А на самом деле ничего не случилось – сработала защита! Кстати, передняя рулевая тяга на машине усиленная.

Были заменены и межколесные дифференциалы – те, что установлены сейчас, не только блокируются, но и выгодно отличаются от штатных в смысле прочности. Кстати, блокировки помогают преодолевать препятствия и повышают надежность машины. Прошлой зимой на БАМе срезало фланец задней полуоси. До Якутска, куда его должны были привезти, было еще 3 тысячи километров. На одном переднем мосту не проедешь. Скорее всего не выдержала бы раздаточная коробка. Или карданный вал. Но мы заблокировали задний дифференциал и на трех колесах прошли по всему западному БАМу и знаменитой трассе «Лена» – одной из самых жутких дорог планеты. Справедливости ради надо признать, что на морозе блокировки включаются неохотно. Да и трубки пневмоприводов – не очень надежный узел…

ГЛАВНОЕ – НАДЕЖНОСТЬ
Главное качество экспедиционного автомобиля – надежность. Например, небольшие колеса оставлены именно для этого. Но была ошибкой установка центрального замка и электроприводов стекол. Однажды штурман открыл окошко, выбросил окурок, а закрыть не смог. Казалось бы, ерунда, а сколько радости было для экипажа той полярной ночью в тундре.

Аккумуляторы используем только кислотные. Ведь разряженная гелевая батарея при «прикуривании» не пересылает энергию на стартер, а берет все на собственную зарядку. Машина не заводится.

Используем стандартные амортизаторы. Работают прилично, демократичнее усиленных по цене, а менять все равно после каждой экспедиции и те, и другие.

Кроме того, у нас непривычный навигационный компьютер. Это обычный системный блок и 17-дюймовый монитор с простой клавиатурой и оптической мышкой. Винчестер на 200 Гб подвешен на резинках – вот, собственно, и все переделки. А в запасе еще три жестких диска со всеми данными – поменять замерзший или зависший не составляет труда.

БОРЬБА ЗА ТЕПЛО
Любой Defender нуждается в дополнительной печке. С этим, к сожалению, не поспоришь. На этой машине их три. Одна – предпусковой подогреватель двигателя, она же догреватель его при очень крепком морозе. Другая – автономный отопитель салона. На самом лютом морозе можно спать раздетым при выключенном двигателе. Испытано на льду Ледовитого океана в Новый, 2006 год. А третий отопитель – резервный.

В салоне необходим и автономный бак для отопителей. Даже если солярка в баке замерзнет, то, пока жив аккумулятор (а он протянет долго), тепло сохранится.

Всем, кто собирается в Заполярье,совет: забор воздуха для обогревателей должен быть из салона. А установщики делают забор воздуха извне. И они вырубаются уже на минус 40 °С..

Кроме того, нужно сделать обогрев всей топливной магистрали. И лучше, чтобы провода к ней шли в матерчатой оплетке, которой не страшен мороза.

ОСТАНОВИТЕ «ШМУРДЯК»
Организация салона – предмет особой гордости. В путешествие обычно набирается столько вещей, что весь багажник в салоне завален ими до потолка. И при движении, особенно по плохим дорогам, все это стремится вперед, на головы пилота и штурмана. Но мы эту проблему решили.

ЧЕГО ЕЩЕ НЕТ
Связь пока обычная, СВ. Но ее явно не хватает, например, для дальней разведки трассы, и она чревата потерей экипажей. В следующую экспедицию отправимся уже с УКВ – это значительно дороже, но качество и дальность больше в несколько раз!

В планах установка серьезного автомобильного комплекта космической связи. А то на морозе, дожде, ветре и солнце бегать за спутниками очень некомфортно.

Комментарии 0
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий