Бюджетный тур в Тибет "Священная гора Кайлас". Кора вокруг Кайласа, посещение озера Манасаровар

Тибет - центр духовного мира, а гора Кайлас - сердце Тибета. В системе гор Гандисы есть пик высотой свыше 6000 метров, это и есть священная гора Кайлас, высочайшая вершина одноименного горного хребта.

Драгоценная снежная гора, как зовут ее буддисты, пока осталась непокоренной, потому что власти Китая не дают разрешение на восхождение. Единственная попытка взобраться на гору вызвала бурный протест верующих во главе с Далай-ламой. Жители Тибета верят, что Кайлас - это дом бога и любой взобравшийся на гору должен умереть.

Гора считается священной, к ней совершают паломничество представители 3 крупных религий: индуисты, буддисты, джайнисты. Они должны обойти гору 108 раз. Это подарит очищение кармы и лучшее перевоплощение.

Индуисты считают пик горы домом (летней резиденцией) бога Шивы. Возможно, глядя на Кайлас, в этой религии создали гору Меру - точку, откуда начинается мир и где живут боги.

Приверженцы бон, религии, которая была в Китае до буддизма, верят, что на гору спустился с небес их учитель и наставник Салва в форме Тонпы Шенраба Мивоче. Джайны уверены, что здесь жил и получил просветление первый джайнист. А буддисты считают, что здесь жил Будда в гневном воплощении Самвара и поэтому Кайлас - одно из благоприятных мест для духовного роста.

Иными словами, множество людей считает, что эта гора наделена божественной силой, и многие пытаются сделать ритуальный обход, чтобы найти просветление и очистить карму. Такой паломнический путь называется кора.

Фотограф Сэмюэл Зудер, посетив Кайлас, был поражен им с первого взгляда. Очень скоро он смог собрать небольшую группу помощников и целый месяц фотографировал окрестности и паломников. Результаты его путешествия впечатляют. В дальнейшем фотограф планирует выпустить книгу «Лицом к вере: гора Кайлас, Тибет». Мы же пока полюбуемся созданными им потрясающими по насыщенности фото:

Слева: Сонам Церинг, 24. Происхождение: Дарчен, Тибет. 4 обхода. Справа: Церин Зумба, 28. Происхождение: Дарчен, Тибет. 22 обхода.


Поляна Тарпоче. Майский праздник Сага Дава.

Слева: Долма, 18. Происхождение: Лхаса, Тибет. 1 обход. На фото справа: Лобсанг Еше, 27. Происхождение: Маркам, Тибет. 5 обходов. Крайний справа: Темпа Гьяцо, 28.


Гора Кайлас, долина Лха Чу.


«Поклоняясь горе Кайлас, человек не отказывается от обычного ежедневного поведения. Это не похоже на посещение церкви, где вы должны сохранять спокойствие и сосредоточиться на молитве. Во время ритуального обхода я видел много групп и семей, которые, казалось, получают большое удовольствие, поклоняясь горе», - пишет фотограф.

Слева: Санге, 17. Происхождение: Дарчен, Тибет. 12 обходов. Справа: Еше Гьялцен, 35. Происхождение: Шигадзе, Тибет. 12 обходов.

Гора Кайлас, Дирапук Гомпа, северная сторона.


Слева: Дазанг, 47. Происхождение: Нагчу, Тибет. 7 обходов. Справа: Лхага, 49. Происхождение: Геджей, Тибет. 6 обходов.

Гора Кайлас, Дирапук Гомпа, северная сторона.


Наверное самый правильный с точки зрения акклиматизации, набора физической формы и с точки зрения буддистских практик путь в Тибет и подход к коре вокруг Кайлаша

Тибет! Таинственное место, куда много веков стремились исследователи, паломники, захватчики и авантюристы. Исследования Тибета географические и духовные связаны с такими именами как иезуит Ипполито Десидери(17 век), Николай Рерих, Елена Блаватская, Александра Давид-Ноель, Сарат Чандра Дас, Екай Кавагучи, Овше Норзунов, Эрнст Мулдашев.

В наше время таинственность Тибета стала темой модной. Свидетельств тому множество -раскупаемость книг Мулдашева, популярность голливудских «Семи лет в Тибете», рост интереса к тибетскому буддизму в том числе и у публичных личностей – актеров, бизнесменов, политиков и самое главное свидетельство для меня как для проводника – огромное количество людей желающих посетить Тибет и готовых потратить на это достаточно немалые деньги. Ведь экспедиция туда и сегодня дело хлопотное и затратное.

Зачастую мы слышим возгласы «… Ах Тибет!!!» от людей разной степени осведомленности – одни являются убежденными буддистами и знают о тибетском буддизме больше многих монахов, обитающих в тибетских монастырях, другие только видели Бреда Пита в нашумевшем фильме, знания третьих не простираются дальше названия страны. Но для всех кто еще не был в Тибете – первый визит в эту страну (мы будем называть ее так, несмотря на сегодняшний суверенитет Китая) всегда будет потрясением, и его характер (положительный или отрицательный) во многом зависит от того насколько человек готов к тому, с чем встретится.

Мы придерживаемся мнения многих путеводителей – каждый человек, планирующий путешествие в Тибет, должен осознавать, что это именно то место, где ему нужно побывать.

Может быть, эта статья поможет кому-либо с таким выбором. Мы опишем наши впечатления на примере одного отдельно взятого маршрута (который позволил максимально познакомиться с Тибетом не за «Семь лет», а за короткие три недели).

Короткая историко-географическая справка.

Тибет огромное и самое высокое в мире плато («крыша мира») простирающееся грубо говоря на две с половиной тысячи километров с востока на запад и на полторы – с севера на юг. Средняя высота около 4500 м7000 м. На этом огромном пространстве обитают всего 2 млн чел. Большинство из которых сосредоточено в Лхасе и окрестностях. До 1951 года Тибет являлся независимым закрытым буддистским государством в котором и светская (государственная) и духовная власть находились в руках первого духовного лица тибетского буддизма Далай Ламы. В 1951 году в Тибет вторглись Китайские войска, после подавления восстания в Лхасе в 1959 году и бегства Далай Ламы 14 в Индию над Тибетом окончательно установлен Китайский суверенитет (как над автономным районом Китая). Правительство в изгнании и духовный центр буддизма во главе с Далай Ламой находится сегодня на территории Индии в Дарамсале (предгорья Гималаев). Южная граница плато – Гималаи высочайшие горы планеты. Тибет окаймлен ожерельем из восьмитысячников, а на самом плато десятки вершин выше 7000 над уровнем моря.

В этот раз мы избрали не совсем обычный для западных туристов путь. Сотни групп попадают в более комфортные Лхасу и окрестности, прилетев самолетом в столицу. Десятки групп приезжают на джипах по «Френдшип Хайвей » - убитой горной грунтовке Катманду – граница (Кодари – Жангму) – Лхаса с перевалами в районе 5 тыс. метров, что тоже есть хорошее приключение.

Наш путь самый – прямой путь к священному Кайлашу.

Это древняя тропа индийских паломников к «центру мироздания» проходящая через западный Непал по долине великой Карнали (приток Ганга, одна из четырех магических рек (Изо Рта Павлина), стекающих с южного склона Кайлаша). На тропе встретили стариков в чалмах (народность четри) из серии «давно сидим» - сказали, что мы шестая группа за год. Одна из шести тоже наша сентябрьская. Вот вам сравнение количества туристов. Только теперь маршрут еще более отполирован – за те же три недели у нас грандиозные планы. Группа за пять дней пройдет ущелье великой реки Карнали, перевалит через главную гряду Гималаев (перевал Нара Ла около 4400м – Черный - по-тибетски) и выйдет на Тибетскую часть маршрута. Мы выйдем в Тибет в 100 км по прямой от Кайлаша и наш путь пройдет между мистических озер РакшасТал (демоническое) и Манасаровар (Победоносное для светлых сил)...

В этот раз экспедиция спустится в Долину Сатледжа (река с западного склона Кайлаша - Из Пасти Слона)к столице самого древнего буддистского королевства в Тибете – Гуге (7 век НЭ) столичному замку Тсапаранг. После Гуге нам предстоит совершить Кору – священный обход горы Кайлаш (протяженност 53км, высшая точка – перевал Дролма Ла – богини сострадания Зеленой Тары - 5669м), После этого экспедиция ускоренным маршем на джипах пересечет Тибет с запада на восток и посетит знаковые монастыри и храмы в городах Сакья, Шигатзе, Гьянтзе и конечно Лхасу.

Мы гордимся таким познавательным маршрутом – его создание стало результатом большого труда по оттачиванию элементов логистики и опыта нескольких предыдущих экспедиций.

Две последние экспедиции были достаточно большими по 16 человек участников плюс проводники, повара, караван мулов, погонщики.… Везлись жилые палатки, кухонный тент, каюткомпания, туалетная и душевая палатки. В общем туристам было очень комфортно, а все постоянные посетители Тибета (наши коллеги гиды) и местные жители запомнили, что Украина большая и очень интересующаяся Тибетом страна.

Трек по долине Карнали.

В этот раз нас немного всего трое – я – гид, и двое ребят постоянных туристов «Партии».

Валера и Олег. Их тоже очень интересует, что такое Тибет для свежего человека безотносительно его религиозных (либо атеистических) взглядов. Ребята имеют определенный опыт самодеятельного туризма – поэтому мы отказываемся от обычного для стандартных туров каравана. Как инструктор, и опытный походный повар заботу о питании беру на себя я, раскладка продуктов привезена из дому. Спартанские пожитки, палатку, микро кухню и фотоаппаратуру мы в состоянии нести сами, а для припасов предназначенных на Тибетскую часть экспедиции с помощью нашего постоянного проводника симпатяги Базу нанимаем пару носильщиков. Обычно в этом районе Непала мы пользуем для перемещения грузов лошадей и мулов, но конец апреля – здесь слегка рановато для сезона, перевал может быть в снегу, по которому животные не могут пройти.

От Симикота - центра непальской провинции Хумла наш путь лежит на север вверх по ущелью могучей Карнали.

Ничто здесь не напоминает знакомые многим туристические районы Непала – Аннапурну и Эверест. Здесь нет никаких чистеньких гест хаусов, и чайных домиков, да и сами селения местных «четри» напоминают тесные и грязные соты, прилепившиеся к тропе на отвесном склоне, в которых копошатся старики и дети. Среднего возраста – особенно женщин не наблюдается. Ребята говорят – «четри как черти» - они действительно черные, пропеченные солнцем и дикого вида.

Зато природа, тоже непохожая на центр Непала – прекрасна. Сосновые леса, могучие каньоны Карнали, суровые снежные вершины массива Сайпал (7758). Первые два дня мы набираем высоту по тесным ущельям, но потом за Сосновой речкой вырываемся в светлые и просторные верхние долины. Здесь все меняется – население в основном буддистское, много тибетцев, люди выглядят более цивилизовано (относительно диких четри конечно), взгляды более осмысленные, поселки почище – в Ялбанге даже есть электричество, школа и большой монастырь. Тропа становится проще – намного меньше потерь высоты, следственно плавнее подъем. Хоть приютов и нет, но мы люди неприхотливые – спали в местных хибарах и палатку ставили только два раза. Первый раз было уж больно хорошее место для палатки – берег голубой горной речушки весь в соснах, второй раз уж больно страшная хибара. Перевал Нара Ла несложный, но попыхтеть надо, все-таки 4400. Особенно досталось Олегу – он подхватил местный простудный вирус, сильно температурил, чихал и кашлял. Но сила воли, инъекции иммуностимуляторов и поддержка коллектива сделали свое дело. Перевал был взят достаточно быстро. На северной тибетской стороне, как и ожидали, тропа в нескольких местах была перекрыта еще не растаявшими после зимы языками снежников. Однозначно животные не прошли бы, да и люди к счастью шли опытные. Вывод – в это время лучше не планировать такой переход, если в группе есть люди без соответствующего горного опыта. Зато парой недель позже все входит в обычную колею.

После головокружительного спуска в Хилсу (пограничное с Тибетом селение) ночевали в почти «шикарном» гест хаусе. Съели постного «дал бата», сдобрив его тушенкой. Есть приятная новость по маршруту – до самой Хилсы не встретили маоистов, которые жестко контролировали территорию. Раньше они сидели в Ялбанге и обдирали проходящих туристов на сотню, полторы долларов с каждого под роспись и квитанцию. Называлось это стыдливо «местными пожертвованиями». Теперь маоистов пригласили в парламент и они «бузят» в уже Катманду.

А в долине Карнали устанавливаются государственные полицейские и пограничные (в самой Хилсе) посты.

Резюме по треку:

* трек физически достаточно напряженный – к этому надо быть готовым.
* природа прекрасная,
* приютов нет, еды съедобной для европейцев практически нет.
* передвигаться можно либо как мы делаем обычно для наших туристов - караваном с полным палаточным лагерем (вьючные животные, жилые палатки, съестные припасы, кухня, душевые и туалетные палатки с бригадой шерпов которые все это обслуживают), либо автономной (жилье, питание, шмотки – на себе) туристской группой с проводником (он же переводчик – по-английски никто не говорит). Можно нанять пару носильщиков, нужно нести газ и горелки - дрова есть не везде.

Западный Тибет – Нгари.

На следующий день мы, как поется в песне «перешли границу у реки» - просто перешли мост и поднялись на бугор на котором находится Китайская погранзастава городка Шер.

На бугре нас уже выглядывали наши тибетские гид и водитель, которые были зафрахтованы из Лхасы.

Было 1 мая и мы очень переживали, что могут быть проблемы с Китайской пограничной бюрократией, которая по-прежнему любит выпить и закусить по коммунистическим праздникам. Но Китайская встреча нас поразила – вопреки обыкновению на нас набросились младшие чины, отобрали рюкзаки и понесли их на вытянутых руках. Нас напоили чаем, быстро и ненавязчиво проверили документы и вещи и с эскортом отправили в районный городок Пуранг в погран. комендатуру. С китайцами явно происходят изменения в лучшую сторону. Хотя, мы заметили несколько погон с большими звездами, и может, все происшедшее было учениями по китайскому народному гостеприимству. После прохождения формальностей в Пуранге мы повезли Олега в госпиталь. Заведение «стильное» - дорогое облупленное и закрытое на амбарный замок головное здание, «туалеты» под заборами, заплеванный кровью стационар с одной открытой палатой в которой лежали парочка сильно побитых молодых тибетцев под капельницами без малейшего присмотра. Они дали нам телефон врача и – о, чудо – она приехала на мотороллере через минут 10.

Девушка произвела впечатление вменяемой, в ответ на нашу просьбу быстренько послушала Олега и так же на пальцах успокоила, что воспаления нет (уффф. слава Богу, на высоте это очень опасно). Потом она «вгатила» инъекцию (Олег говорит, что я, по сравнению с ней, эльф) и выдала мешок каких-то пилюль и порошков, которые Олег добросовестно съел за неделю без особого вреда для себя. Денег не взяла.

Затем мы двинулись на джипе в сторону перешейка между двумя магическими озерами. Везде чувствуется Китайское влияние дорога щебеночная, но ухоженная, везде бетонные аккуратные мостики – в каждой глинобитной деревне огромное помпезное здание с воротами-пагодой и большим двором – армейские казармы. Гурла Мандата огромный массив 7728 м стоящий отдельно от Гималаев доминирует над всем пейзажем. Сказать что все это не похоже на то, что было вчера – ничего не сказать. Ощущение что мы попали на другую планету. Горы лунного вида, долина Карнали широкая и безжизненная. Все напоминает застывшую психоделическую музыку. Когда поехали между озерами Валеру «порвало». Он увлеченный фотохудожник (ждите выставки) и в первый раз за путешествие совершенно четко понял, что приехал не зря. Ночевали на горячих источниках Монастыря Чуку - баня для сильных духом, но после недели отсутствия любой – пошло. На перешейке, как положено перед Корой умылись в обоих озерах. Вопреки легендам и Мулдашеву Ракшастал – не отравленный – сами видели в нем крупную форель, но кожу от умывания стягивает.

Монастырь Чиу, рядом с которым заночевали - знаковый – в нем находится пещера великого бодхисатвы Падмасамбхавы. В монастырь мы не попали – не было ключника. Но зато поснимали и помедитировали на противоположном холме. Место потрясающей красоты и энергетики. Меня сильно зацепило, Валера отрицает, Олег лежал больной.

После Чуку мы двинулись в Занду провинциальный городишко на месте бывшего королевства Гуге.

Городок полностью посвящен китайским воякам. Единственная бетонная улица наполнена марширующими военными, рекламой, маленькими кафешками, и сомнительного свойства массажными – парикмахерскими, где сонные девицы находятся в боевой готовности оказать сервис доблестным китайским воинам. Находящийся в городе монастырь Толинг в годы культурной революции был разрушен китайцами, а позже бездарно восстановлен.

Зрелище жалкое. Зато столица королевства Гуге – древний Тсапаранг - полупещерный замок, расположенный на высоченном глинистом утесе поражает воображение и требует получаса, чтобы забраться на самый верх к королевским покоям. Вид оттуда нельзя сравнить ни с чем. Вообще долина Сатледжа, где находилось Гуге, представляет собой эдакое Колорадо - огромный каньон с такими эрозионными пейзажами, что не хватает воображения это описать.

На следующей стоянке горячих источниках Тиртапури – мы встретили российскую группу. Ребята пригласили нас на чай и мы обменялись впечатлениями. Ребята заехали через Хайвей из Катманду. Как и следует ожидать при таком пути в Тибет – часть народа жаловалась на «горняшку». Держались крепко, но некоторые выглядели зеленоватыми и почти все явно завидовали нашему состоянию. Мы и сами себе завидовали – при таком графике акклиматизации у нас не было практически никаких симптомов. Очень редко можно себе позволить такую роскошь.

Техническое отступление - «Горная Болезнь»

Или ласково «горняшка», известная «подруга» всех горных путешественников и альпинистов. Строго говоря, это реакция организма на комплекс воздействия всех высокогорных факторов – низкого атмосферного давления, разреженного воздуха с малым количеством кислорода, холода, повышенной солнечной радиации.

Проявления горняшки могут быть самыми различными от отдышки и легкой головной боли до отека легких и мозга. К счастью, последние серьезные проявления на высотах до 6000 м случаются крайне редко, и больше это угрожает высотным альпинистам. Но у каждого человека реакция на высоту индивидуальна. Поэтому недооценивать эту опасность нельзя. Однозначно то, что людям с сердечнососудистыми и дыхательными заболеваниями не стоит играть в игры с большой высотой.

Для «практически здоровых» людей самое главное средство профилактики горной болезни - постепенный график акклиматизации, а лечение серьезных симптомов – быстрый спуск вниз. Большая проблема состоит в том, что чаще всего маршруты зажаты стандартными временными рамками, которые люди могут потратить на путешествие.

Ведь не хочется тратить драгоценные дни отпуска, праздно сидя и акклиматизируясь в каком-нибудь скучном месте. И в этом смысле наш маршрут идеален, так как график набора высоты практически соответствует старым учебникам по горному туризму – 600м в день. И это без единого пустого дня.

Здесь хочется отметить, что существуют медицинское средство, которое помогаете более быстрой акклиматизации – это диамокс (диакарб). Оно действительно эффективно, хотя и не панацея, но не слишком полезно для печени и поджелудочной – поэтому принимать его или нет – личное дело каждого. Если решите принимать - обязательно посоветуйтесь с нами по дозировке и знайте, что у нас всегда оно есть в аптечках.

После Тиртапури мы вернулись в Дарчен – место начала и окончания Коры вокруг Кайлаша. У нас было полдня свободных и мы сходили со все еще больным Олегом в Центр Тибетской Медицины. Не стоит себе представлять сборище волшебников, которые одной воткнутой в попу серебряной иглой лечат сразу все болезни. Все гораздо прозаичнее. Это заведение финансирует благотворительный фонд Швейцарских Тибетцев, руководимый доктором Тукпой. При центре действует мед.школа для местных подростков и маленькая фабричка по изготовлению медикаментов из более чем экзотических ингредиентов. Учителя школы - несколько молодых последователей Тукпы принимают больных, помогая местному населению и, чаще всего, страдающим «горняшкой» туристам. Парни практикуют пульсодиагностику и делают это чрезвычайно убедительно, определяя давно известные вам болезни и их нынешнее состояние. После чего выписываются травяные шарики и микстуры очень и очень эффективные, как мы смогли неоднократно проверить.

Олегу тоже здорово помогло. После Центра мы съездили в радиалку к монастырю Гьяндрак, построенному внутри кольца Коры. И тут нас впервые ненадолго зацепило горное недомогание. Монастырь новый, потрясающе красивый, построенный на месте старого – 13 века. Меня здесь всегда охватывает ощущение наполняющей меня светлой энергии. Этот раз не составил исключения. Валера отрицает, Олег по-прежнему болен.

В Дарчене встретили еще пару российских групп. Такое ощущение, что наших людей здесь большинство. Статистику портили 117 индусов из которых, правда, как впоследствии выяснилось, на кору вышло 16, а прошло по непроверенным данным 4, мы вроде обогнали всех и индусов не видели. Вообще трудно себе представить, что может заставить этих часто пожилых, бесформенных и физически беспомощных людей пытаться и, не всегда безуспешно, совершать такие тяжелые и рискованные для их шаткого здоровья путешествия.

Отступление - гора Кайлаш

Гора Кайлаш (Кайлас). Множество мифов и легенд связываются с Кайласом. Четыре мировых религии считают Кайлас священным местом: Индуисты верят, что Кайлас является космическим центром мироздания, и именно там живет могущественный бог Шива, а расположенное рядом священное озеро Манасаровар создано богом Брамой. В индуистской традиции, существует мифическая гора Меру, соответствующая Кайласу. В Махабхарате она описывается как "целующая небеса в их самой вышине, сияющая как утреннее солнце, как огонь не затуманенный дымом, неизмеримая, и для людей несущих грех недоступная". Джайны почитают Кайлас как место, где их первый святой достиг освобождения. В религии Бон считается, что первый мастер Тонгпа Шенраб сошел с небес именно на горе Кайлас. В буддизме считается, что на Кайласе живет Демчок, гневная форма Будды Шакьямуни (аналогия с Шивой). Кайлас по форме напоминает пирамиду, грани горы расположены практически точно по сторонам света, на южной и восточной сторонах горы пересечение трещин напоминает свастику. С кайлаша стекают четыре великих азиатских реки Сатледж, Инд, Карнали и Брахмапутра. Кора – это ритуальный обход вокруг Кайласа. Считается, что даже однократный обход избавляет от всех жизненных грехов. А 108-и кратный, обеспечивает переход в Нирвану в этой жизни. Благоприятными также считаются 3 и 13 обходов. Совершенная в полнолуние, кора засчитывается за две! Кайлас окружен долинами, поэтому кора не требует особой подготовки или снаряжения. Расстояние - 53км.

Высота Кайлаша 6714 м, а не 6666 как написано у Мулдашева. И вообще все его «географические» выкладки по поводу горы мягко выражаясь спорные. У Кайлаша достаточно тайн и магии и без людской помощи. Сейчас в Интернете можно найти всякие простите бредовые россказни, что кто-то подымался на вершину. Разрешите не поверить. Почтенное во всем мире издание путеводителей Одинокая Планета, имеющее доступ к любой информации, отмечает, что разрешения на восхождения на Кайлаш были выданы всего два раза – один раз испанской экспедиции, которая была отменена из-за протестов мировой общественности, второй раз Великому Рейнгольду Месснеру. Покоритель соло всех восьмитысячников провел некоторое время рядом с Горой и отменил восхождение по неизвестной причине, ограничившись установлением записанного рекорда прохождения Коры - около12 часов, что, впрочем, ненамного быстрее среднего тибетского пилигрима. Да и мы не торопясь прошли кору за 14 ходовых часов.

И вот Кора. Волнующее утро. Олег собрал все силы измученного кашлем организма, и мы двинулись по главному пути паломников. Надо сказать, что мы уже тоже здорово, чихали и кашляли – нахождение в одном джипе не могло пройти бесследно.

В общем, наше продвижение шло без приключений. Мы прошли мимо Дарбоче – это огромный молитвенный флагшток, который меняется раз год в Сага Дава – день рождения, просветления и ухода в паранирвану Будды Шакьямуни (Шакья Тукпы по- тибетски). Дарбоче стоял прямо – существует легенда, если ты идешь мимо и видишь, что Дарбоче стоит прямо – значит у тебя все в порядке, если Дарбоче наклонен к центру Кайлаша, то дела твои не очень, а если от центра – то дела из рук вон…

У нас было все в порядке. Это успокоило меня не меньше, чем заверения китайского и тибетского врачей, что у Олега нет воспаления.

Как и полагается на удачу, мы прошли внутри двуного чортена (ступы) Кангьи обошли место небесного захоронения (тело покойного отдают птицам – обычная для Тибета практика) 84-рех махасидх (святых тантристов). Мы с Валерой забрались в Монастырь Чуку нависающий над долиной Шершонг. Монастырь посвящен Амитабе– Будде неопределенного света. В прошлый раз наши ребята участвовали в обряде долголетия, когда Статуя Амитабы омывалась и переодевалась, и получили благословение Ринпоче (настоятеля).

В этот раз в монастыре все занимались своими делами, и мы удалились, оставив пожертвования и сделав несколько снимков.

По дороге то и дело встречались местные паломники. Некоторые из них нас удивляли. С нами вместе из Дарчена вышла бабушка лет 70 с внуком. Мы шли довольно быстро, обгоняя все группы, но бабушка каким то чудом все время шла рядом. Часто встречались особо религиозные дервиши, передвигающиеся простираниями, отмеряющие свой путь, ложась на землю во весь рост.

Погода постепенно портилась и, пока мы добрались до монастырского приюта Дира Пук, разыгрался настоящий буран. Мы сидели в большой брезентовой палатке, пили тибетский чай с ячьим маслом и солью, и наблюдали, как удивительно красивая и грациозная молодая тибетка готовила нам тукпу – тибетскую домашнюю лапшу вперемешку со всем, что есть в съестного в доме.

Завтра утром нам предстоит преодолеть Дролма Ла - перевал Зеленой Тары одной из слез сострадательного Ченрезига(Будды сострадания), которая уберегла от несчастий первопроходца коры Готсампу, строителя всех монастырей Кайлаша. Она и теперь бережет всех, кто идет дорогой паломников. Каждый раз, спускаясь к Дарчену, я думаю – и вправду перевал 5700 м мог быть намного труднее. Так было и в этот раз.

Несмотря на снег и ветер мы добрались до перевала за три часа, и, обогнав все группы, уже в этот день были в Дарчене.

За пять километров до Дарчена мы вышли на дорогу, где нас поджидал наш джип, но вся компания, включая атеиста Валеру и больного Олега, захотела завершить кору – т.е. как положено, дойти ногами до того места, откуда начали.

И еще – перед самим перевалом есть место Шива Тсал – здесь нужно оставить все ненужное или символ, с чем вы хотите распрощаться, я закопал в снег пачку сигарет… и уже почти месяц не курю.

Вечером мы ужинали у «дяди Сэма» так мы прозвали китайца хозяина ресторанчика в Дарчене, утром сели в джип и вечером после 10 - часового драйва доехали до Сага, границы западного Тибета. В Сага наконец-то построили более или менее сносную гостиницу, в которой можно ожидать наличия горячей воды. Мы с трудом воспользовались этим цирком.

Резюме по западному Тибету – Нгари.

Нгари – дикое огромное место, километров 1000 в длину, китайская дорога составляет диссонанс с дикими горами, выжженными пустынными пространствами и грязными каменными поселками
* в Нгари находятся Кайлаш, Манасаровар, Гуге и еще множество тибетских святынь и памятников.
* тибетцы в основном красивые мужественные люди страшно похожие на андских индейцев кичуа – потомков инков. К стати ритуальные тибетские маски тоже один в один как южноамериканские – возможно есть связь.
* пейзажи потрясающи и разнообразны, от снежных пиков до огромных песчаных дюн – ни на что не похоже!!! - городов нет, гостиниц нет, несколько городишек такие как Пуранг, Занда, Али, имеют одну бетонную улицу с неоновой рекламой и китайскими проститутками, но не имеют водопровода и нормальных туалетов. Фраза из путеводителя - в этой гостинице есть телевизор и туалет - немного менее ужасен. Обхохочешься.
* душа нет – есть пара горячих источников для «сильных духом».
* приюты – гест хаусы, вполне сносные, хотя и хуже непальских.
* еду можно добыть почти в любом гестхаусе – это тибетская тукпа, в поселках – еда китайская, поначалу кажется вкусной, через неделю европеец чувствует себя, как аквариум от каких-то их специй. Дико противное ощущение, вылечить может только кусок просто жареного мяса с картошкой фри или миска гречки.
* передвигаться можно четырьмя способами:

1. С полным палаточным лагерем, кухней и грузовиком поддержки с непальскими шерпами как описано ранее – такой метод предпочитают западные туристы. Они брезгливы и не любят жить в гест хаусах.

2. С грузовиком и непальской кухней, но без палаток – так предпочитают наши туристы – они находят приюты вполне сносными и более комфортными, чем палатки, но непальские повара сильно скрашивают жизнь.

3. Только с джипом и проводником, своей горелкой и частично с продуктами – так ехали мы –вполне можно перебиться, если народ некапризный – очень прибавляет мобильности.

4. Без всего оного – как обезбашенные бэкпекеры, у которых времени – вся жизнь впереди, чтобы дождаться автостопа до Лхасы.

Коротко о Тсанге

Дальше нас ждал Тсанг – центральный Тибет, место зарождения тибетской культуры и расположения основных святынь Буддизма, изрядно претерпевших от китайцев. Это уже обычное туристическое путешествие, которое тоже вместилось в нашу программу. Мы расскажем о нем коротко не потому что нечего рассказывать, наоборот каждый из великих монастырей Тсанга достоин отдельной истории,(даже отдельной монографии) но только это уже совсем другие истории.

Начиная от Лхатзе, нас ждали шикарные автострады. Теперь по таковой можно доехать и до культового монастыря Сакья, а в прошлом году нас не пустили из-за ее(дороги) строительства.

Сакья это место зарождения и главный монастырь ордена Сакьюпа, одного из четырех в Тибетском буддизме. Глава этого ордена в отличие от остальных тибетских монахов имеет право вступать в брак для продолжения рода и передачи титула по наследству. От Сакьи Imageпару часов до Шигатзе и великого монастыря Ташилунпо, который связан с возникновением обоих высших духовных институтов Тибета – Далай Ламы и Панчен Ламы. В Ташилунпо находится построенная при 9 Панчен ламе самая большая в мире 26 метровая позолоченная статуя Будды Майтреи (будущего Будды).

Далее наш путь лежал в Гьянтзе. Здесь расположен монастырь Пелкор Чоде уникальный тем, что объединяет 13 монастырей трех различных орденов. На территории монастыря находится Кумбум – самая большая ступа (чортен) в Тибете. Над городом возвышается Дзонг – историческая крепость взятая в 1904 году англичанами при вторжении под командованием Английского колониального офицера Френсиса Янгхазбенда.

К сожалению еще не достроена новая дорога через перевал Камба Ла которая позволяет увидеть во всей красе Ямдрок Тсо одно из четырех (наверное самое красивое) священных озер Тибета.

И наконец Лхаса. Лхаса теперь очень китайский город – недавно запущена в эксплуатацию новая скоростная железная дорога и китайцев станет еще больше. Можно много рассказывать о монастырях Лхасы, о Золотой красавице Потале лишенной своей души – присутствия Далай Ламы, и о громадном Дрепунге – самом большом монастыре в мире, который вмещал 10000 монахов. Валеру как фотографа в очередной раз «порвало», когда мы попали на знаменитые философские диспуты в монастыре Сера, известные еще со средних веков, и представляющие собой ярчайший спектакль.

Но все же душой Лхасы хранящей тибетские корни является главный храм буддизмы Джокханг расположенный в центре старого тибетского квартала Баркор. Кольцевая улица вокруг Джокханга она же Баркор Стрит – это и сувенирный рынок и место продажи настоящих шедевров, я например не могу забыть одну из тангка (тибетская иконография) с изображением Зеленой Тары нашей покровительницы на коре.

А провожала нас Лхаса замечательным ресторанчиком, с которым связана романтическая история посещения 6 Далай Ламой кроме духовной роли известным как лирический поэт Тибета. Но это уже совершенно другая история. После трех недель возвращение в Катманду напоминало возвращение домой.

Резюме по Тсангу и окрестностям Лхасы.

* Тсанг место расположения главных монастырей тибетского буддизма
* вполне цивилизованное место, хотя селения попадаются по-прежнему дикие - в городах все цивильно.
*
* монастыри потрясают архитектурой, скульптурой и живописью, Историческое и культурное их значение огромно
* лично мне там трудно сосредоточится на энергетике и своих внутренних переживаниях.
* особенно мешает наличие китайских правил – за вход плати – за фото плати, и очевидно китайских КГБистов в монашеских одеждах, которые за этим следят.
* еда есть какая угодно – полно всяких ресторанчиков, лучшие те, где непальские повара.
* гостиницы попадаются вполне приличные. Но от любой можно ожидать каких-либо китайских сюрпризов, даже от четырехзвездочного Лхаса отеля (выше там нет).

Раскрыть ветку обсуждения

Паломничество в Тибет в Лхасу и к горе Кайлас связано не только с преодолением географических барьеров, но и политических. Это, можно сказать, первый этап отбора тех, кому по-настоящему хочется попасть в это место. Хороши такие поездки коллективом, так как можно задерживаться в понравившемся месте и уединяться для медитации.

Поездка на Кайлас - это особый тур . У любого человека своя цель, в большинстве случаев это слишком личное, чтобы рассказывать кому-то ещё. Но общая цель у всех паломников - принести пользу миру при помощи совершенствования своего сердца и души. В таких местах силы начинают обостряться все эмоции: как положительные, так и отрицательные. Места Силы могут дать людям не только энергию, но и затянуть, погрузить в себя. Именно по этой причине поездка, настрой группы и работа с Местом крайне важны.

Главные плюсы путешествия по Тибету

  1. Можно совершить кору (обход) вокруг Кайласа, духовно очищаясь.
  2. Познакомиться с древней религией мира.
  3. Осознать и улучшить общую карму.
  4. Поговорить с буддистами, жителями Тибета и монахами.
  5. Посетить храмы, которые сравнимы по размерам с городом.
  6. Побывать в местах, которые наиболее приближены к небесам.

Почти каждый год Тибет закрывается с пришествием февраля , а также в марте (в 1959 году в марте здесь часто происходили Тибетские восстания), кроме этого, дата подъёма шлагбаума в апреле точно не может быть известна заранее. Это очень сильно влияет на процесс организации поездок в Тибет на майские праздники, так как процесс оформления пермитов (специальных разрешений) для въезда в Тибет занимает много времени, а покупать билет на самолёт и бронировать номер в гостинице нужно заранее и оплачивать задолго до поездки.

Кроме указанных месяцев года, в некоторых случаях Тибет закрывается и в другое время года без особых на это оснований, и туристов об этом не предупреждают. При всём этом, если у вас уже есть готовый пермит в Тибет, то он, как правило, может позволить вам совершить поездку по этому маршруту, даже если он закрыт для посещения.

Попасть на территорию Тибета можно, проехав через Китай или же через Непал, при всём этом процедура оформления документов на въезд на территорию страны в обоих случаях будет различаться. До этого времени к Кайласу также продвигались разные паломники из самой вверх по Инду - к примеру, экспедиция Рериха, но по причине политических ситуаций в настоящее время такой возможности нет и в ближайшем будущем не будет.

В любом случае, в тот момент, когда вы продвигаетесь по Китаю, с самого начала вам стоит получить , отправить её копию принимающей фирме на территории Тибета, а там уже после предварительной проверки органами безопасности страны произойдёт соответствующий групповой пермит. Такой оригинал пермита будет отослан с сургучной печатью специальной курьерской почтой в порт вашего въезда на территорию страны. Именно здесь вы и сможете получить пермит от представителя принимающей стороны.

Без наличия пермита вас попросту не смогут допустить к посадке на данный рейс либо в поезд, который отправляется в Лхасу. У такой бюрократии есть и свои заметные минусы: в некоторых случаях порядок выдачи специальной визы и пермита изменяется, особенно часто такое может происходить в консульствах , которые располагаются в Петербурге. Но эту проблему можно решить, если наладить контакт с партнёрами из Тибета. Главным достоинством является то, что можно ехать в Лхасу буквально сразу по прилёте на территорию Китая, если, конечно же, позволяет это сделать стыковка.

Минимум за две недели до осуществления выезда стоит послать принимающей стороне все копии ваших паспортов. Именно при помощи их в Лхасе будет готовиться тибетский пермит, который будет заранее отдан КНР в .

После того как вы прибудете на территорию этой страны, вы сразу же получите визу Непала в аэропорту (стоимость начинается от 25 долларов и зависит от срока пребывания на территории страны, что будет определяться маршрутом). Далее отдаёте через фирму свои паспорта на территорию посольства, а на следующий день (важно, чтобы он был рабочим) получаете свой документ назад уже с готовыми визами. Посольство принимает и выдаёт свои документы каждый понедельник, среду, а также пятницу с девяти часов и до двенадцати. Именно по этой причине стоит заранее распланировать время своего приезда в страну.

Сегодня на территорию Кайласа можно прибыть, воспользовавшись несколькими маршрутами.

Прибытие в страну через Китай, паломничество на Кайлас

Через Непал (Катманду)

Обратно можно добираться, используя для этого сразу несколько вариантов:

Особенности маршрута

Тибетское плато обладает средней высотой около 4500 метров , высота Лхасы в центре города доходит до 3 600 метров, а на коре поблизости с Кайласом можно найти перевал Дрома-ла, который обладает высотой около 5600 метров (это примерная высота Эльбруса). Именно по этой причине главный вопрос для путешественника в Тибете - это правильная и постепенная акклиматизация к условиям высоты. Без такой акклиматизации тому, кто привык приживать на территории низины, на высоте станет не просто плохо, а потребуется срочная медицинская помощь и транспортировка для спасения жизни.

Активная акклиматизация -это самый эффективный способ. Если вы просто находитесь в транспорте, который совершает подъём на большую высоту, то это будет равняться тому, что вы нырнёте в воду без акваланга. Как долго ваш организм сможет терпеть? Именно по этой причине следует двигаться при любой возможности, но при этом не сильно увлекаясь, так как таким методом можно быстро сбить ритм сердцебиения, а также нормальное дыхание.

Именно в этом месте и расположено одно из чудес света - это Потала, которая раньше был зимним дворцом самого Далай-Ламы, и древний и священный храм для буддистов в Тибете - Джокханг (VII век).

Перелёт

Перелёт в Лхасу значительно экономит время , а также позволяет в рамках тура провести в столице Тибета больше времени. Путешествие в Лхасу с использованием поезда по недавно достроенной китайцами железной дороге из Пекина длится около двух дней (45 часов). Если рассматривать особенности маршрутов, то такое путешествие даёт возможность рассмотреть более подробно Китай, осмотреть инженерные сооружения и строительство, но при этом самые сложные тоннели в высоких горах проезжаются именно в ночное время.

С помощью железной дороги с 2014 года можно добраться даже до Шигадзе. Но в это время вы не сможете увидеть Гьянцзы и Шалу, которые, конечно же, стоят внимания путешественника, ко всему прочему, вы акклиматизируетесь намного хуже, так как ускорите продвижение к Кайласу на целый день. Теоретически на обратном пути для разнообразия можно пересесть в Шигадзе из автотранспорта на поезд для того, чтобы оценить инженерию и постройки китайских рабочих. Но за такое придётся заплатить дополнительные деньги, так как автомобиль с вашими вещами всё равно должен будет вернуться в Лхасу по параллельной дороге.

Заезд по территории Лхасы (как из Китая, так и из Непала) даёт туристу возможность познакомиться с великой столицей Тибета. В это время на протяжении двух-трёх дней и происходит процесс более эффективной акклиматизации, так как туристу приходится ходить по различным храмам, а также взбираться на откосы Поталы.

При въезде на территорию страны через Непал процедура с различными бумагами проходит намного легче, но при этом требует прибытия в Катманду за 2−3 дня до продолжения своего маршрута в Тибет. Именно по этой причине путешественнику стоит проезжать именно через территорию Непала.

(разрешение на въезд): лететь до Пекина, затем в Лхасу и дальше ехать уже на джипах.
Весь путь строго расписан по дням. Всюду блокпосты, тщательная проверка. Обычно группу сопровождает китайский офицер, но нам повезло: наш гид имел разрешение не только от Тибета, но и от китайских властей, и поэтому мы ехали без надзирателя.

Готовясь к путешествию в Тибет, я узнавал, как справляться с горной болезнью, какие асаны помогают лучше всего, ведь со мной в поездку собирались ученики. Спрашивал у Лойс Штайнберг, ученицы Айенгара, крупнейшего специалиста по йоготерапии. Она сказала, что лучше вообще ничего не делать или только те асаны, что способствуют улучшению состояния в коленях. Татьяна Толочкова, один из главных русских авторитетов в йоге Айенгара, посоветовала Халасану - после нее дышать становится легче. Другой опытный преподаватель мне говорил, что на такой высоте нельзя ничего сложного давать: убьешь людей, убьешь себя.

В Лхасе мы почти все почувствовали себя плохо: головная боль, тошнота. Лекарств я принимать не собирался, потому что трудности, сопряженные с обходом Кайласа, - это не что иное, как чистка кармы, и чем больше тебе достается, тем больше грехов ты с себя стираешь. Поэтому использовать какие-то препараты - это попытка обмануть себя.

Испытав целительное действие некоторых асан на себе, я давал полноценные занятия, а потом добавил даже стойку на голове, руках и предплечьях. просто идеально помогала. Проходила голова, исчезала тошнота. Делали также простые виды пранаямы, в основном лежа. Было заметно, что те, кто не отказывался от йоги, болели гораздо меньше тех, кто так и не смог встать. Мы занимались на крыше отеля - не самое чистое место и не самое ровное. Температура была около нуля, все были в теплой одежде. Я просил всех мысленно отдавать избыток своих сил тем, кто так и не смог заставить себя встать. Как потом выяснилось, им в это время становилось легче, хотя они ничего не знали о нашем участии.

Лхасу мы осматривали три дня. Заходили в храмы, монастыри. Мы знали, что в монастыре Сэра всегда интенсивная духовная , там живут сотни монахов, которые, сидя на площади, ведут дискуссии, беседуют с учениками. Теперь словно вымер. Монахов почти не видно. Мы встретили не больше 15-20. Куда исчезли остальные, что вообще там творилось весной? Об этом все молчат. После событий этой весны жизнь словно схлынула. В храмах и на улицах Сэра следы запустения и осквернения. Вокруг действующих монастырей солдаты с автоматами.
Из Лхасы мы уезжали с тяжелым сердцем.
От Лхасы через Шигадзе, второй по величине город в Тибете, до Кайласа мы добирались на джипах пять дней. Ночевали в милых, скромных гестхаусах.
Подъехали к перевалу, за которым должен был открыться Кайлас. И он появился - почти не скрытый облаками. Он поздоровался с нами. Я и еще несколько человек бросились делать простирание Кайласу. Через несколько минут он скрылся в облаках.

Мы снова двинулись и тут заметили облако, очертаниями напоминавшее слона. Я успел его сфотографировать. Правда, поздно спохватился, из машины никак не мог поймать уровень горизонта, изображение получилось немного размытым. Но все равно видно: это слон идет по земле. А что такое слон? Это Ганеша, сын бога Шивы и его жены Парвати. Ганеша - покровитель учеников и путешественников. Но у него есть и другая функция - он мешает грешникам добраться до священной горы. После обхода вокруг Кайласа все грехи стираются; желающих, однако, слишком много, и Ганеша отбирает только достойных. Своим появлением в облике слона Ганеша нас приветствовал. Но приготовил нам испытания.
У священного озера Манасаровар мы совершили ритуальное омовение, хотя было холодно. Даже омывали только руки и ноги.

Кайлас открывается для коры (кора, или парикрама, - это обход вокруг священного места) всего два раза в год: в конце апреля - мае и в конце августа - сентябре. В остальное время кору пройти невозможно. Зимой и осенью все тонет в снегу. Летом ливни. Весной сходят лавины. Так что путь открыт только около трех месяцев в году. Мы отправились в Тибет в 20-х числах сентября, то есть под самый конец сезона. Специально поехали так поздно - хотели пройти кору 29-го, в новолуние. Считается, что в новолуние и полнолуние энергетика этого места особенно сильная.
Ехавшие нам навстречу рассказывали, что тропа закрыта: выпал снег, группы не идут - большой риск. Мы были обескуражены.
Однако первые, кого мы увидели в Дарчене - лагере, от которого начинается кора, были два австрийца, крепкие молодые парни, велосипедисты. Они только что завершили кору. Причем не за три дня, как большинство ходит, а за два. Почти никто не решался идти, но они рискнули - и у них это получилось. Мы взбодрились: значит, и мы пройдем. Наверное, каждый боялся, что домой может не вернуться, но виду никто не показывал.

Обычно группы, проходящие кору, берут яков, на которых везут поклажу - рюкзаки, спальники. Тибетские яки напоминают динозавров - с огромными рогами, но очень пугливые. Однако тибетцы в Дарчене нам сказали, что яков брать нельзя: когда снег, они проваливаются между камней на спуске, ломают ноги. И мы наняли четырех проводников-шерпов. Одним из них была красивейшая девушка, хрупкая, с прекрасным лицом.
Обычно делится на три отрезка. В первый день проходят 20 км, во второй - 23, в третий - 10. Всего 53 км.

Итак, первый день. Предстояло пройти 20 км, ночевка в небольшом гестхаусе у северной стены Кайласа. Долго шли вдоль западной стороны горы. Сначала по камням, так что идти было нетрудно. Потом по снегу. Под конец дня шли уже по сугробам.
Нам несколько раз встречались группы, которые решили вернуться: они поняли, что у них нет сил и решимости идти дальше. Голландская пара, совершенно измученная, сказала нам, что пойти сюда была самая большая глупость в их жизни.
В какой-то момент над нами начала кружить огромная птица, прилетевшая со стороны Кайласа, - туловище не меньше человеческого, с гигантским размахом коричнево-белых крыльев. Птица покружила над нами и полетела обратно. Эти питаются человеческими останками с кладбища, которое расположено неподалеку. В Тибете в земле не хоронят, потому что почвы мало, в основном , и не сжигают, потому что для этого нужны дрова. Трупы разрубают и оставляют на скале, где их склевывают птицы. Кладбище не пустует: одни специально приезжают сюда, чтобы отойти в мир иной в священном месте; некоторые умирают во время коры - кто-то плохо экипирован, кто-то не выдерживает пути. Судя по упитанности, птичкам всегда есть что поклевать.
Странно, но я не чувствовал усталости. Вообще не понимал, откуда она здесь может взяться. Смотришь на Кайлас - и сил прибавляется. Я никогда прежде не поднимался в горы. Меня все пугали, что будет очень тяжело. Но здесь словно включилась дополнительная батарея. Я бежал впереди всех. Вошел в ритм: шаг правой - вдох, шаг левой - выдох.

Наконец дошли до гестхауса. Австрийские велосипедисты нам советовали: когда придете в первый день на ночлег, попробуйте подняться еще немного в гору, это самая близкая к Кайласу точка на протяжении всей коры. Желающих еще куда-то карабкаться не оказалось, я пошел один. Действительно, с этой точки Кайлас был виден лучше всего. Отсюда он самый красивый: северная стена почти вертикальная и сверху огромная снежная шапка.
Я смотрел на Кайлас и понимал, что ничего подобного я в жизни еще не чувствовал. Обычно в природе встречаются вещи двоякого рода. Они или неподвижные, статичные, словно спящие, или движущиеся, динамичные. Сила в них не дремлет, она проявлена. В Кайласе соединяется и то и другое. Эта мощь одновременно и потенциальная, и явленная. Вот она, ты чувствуешь эту направленную на тебя силу. Она вроде бы внутри тебя и вроде идет оттуда. Стоит недвижимая мощь перед тобой, и ты чувствуешь силу внутри, и ее присутствие заставляет тебя что-то делать, идти дальше и помогать идти другим.
Вечером шерпы объявили нам, что дальше не пойдут - не хотят погибать вместе с нами. Мы предложили двойную плату. Но они не соглашались ни за какие . Утром мы отдали им все наши вещи, спальные мешки, и они пошли назад, обратно в Дарчен, а мы продолжили путь без них.

Второй день - самый тяжелый. Дорога идет почти все время в гору. Камни покрыты снегом, и поскользнуться, провалиться между ними, упасть в ущелье ничего не стоит. Это случилось с нашим гидом. Я был рядом, подхватил его за рюкзак и помог выбраться. Тибетец сразу пошел дальше, а мне потребовался продолжительный .
Вот наконец перевал Дролма-Ла. Это высшая точка пути, 5626 метров. Забравшись туда, я сидел и ждал, когда появятся мои спутники. Их не было долго, и я уже начал думать, что они повернули обратно.
Подошла собака. Нас предупреждали, что здесь очень опасны. Но это ночью. А днем они ведут себя мирно, крутятся рядом, просят еды. Я угостил ее печеньем. Потом подлетели вороны, поклевали крошки.
Подошел -непалец - как выяснилось, тоже преподаватель йоги. Он объяснил мне, что мы находимся на самой высокой точке коры, которая символизирует точку бинди - ту, что рисуют на лбу. Это точка перехода к новой жизни.
Через час появился первый человек из нашей группы, еще через полтора часа - последний. Когда становилось совсем тяжело, каждый открывал для себя что-то свое: читали мантры, православные молитвы, использовали холотропное дыхание.
Все это помогало преодолеть самый тяжелый подъем.
Считается, что после этой точки, переломной, дорога гораздо легче: все время под гору. Но снег был глубокий, и облегчения мы не чувствовали. Теперь мы шли вдоль восточной стены, она самая узкая, и ее почти не видно: горы мешают. стало садиться. Наши силы таяли. Уже должен появиться гестхаус, но его все нет. А если мы его уже прошли, не заметив? Впереди нас ждала ночь без спальных мешков. Может, имеет смысл двигаться дальше и, пройдя вдоль южной стены Кайласа еще 10 км, дойти до Дарчена?

Но вот все-таки гестхаус. Ночь мы провели под тибетскими одеялами. Накрыться ими с головой не получается: они очень грязные, а стягиваешь - начинаешь мерзнуть. Я промучился пять минут и все же накрылся. Проснулся уже утром.
Следующий день, оставшиеся 10 км, - уже легкая прогулка. Все чувствовали себя героями. Сил заметно прибавилось. Добрались до Дарчена. На следующий день поехали в Тиртхапури, там находятся горячие источники, где, по преданию, Шива познал Парвати. Омыв ноги в их священной воде, мы окончательно пришли в себя.

…Считается, что, если кору пройти 108 раз, тебе обеспечена нирвана при жизни. Но есть другой способ: пройдя кору 12 раз, предпринять еще одну кору, ее называют внутренней, которая проходит гораздо ближе к Кайласу. Правда, она еще выше и тяжелее. Попытаемся.

Вылет из Москвы в Пекин регулярным рейсом Аэрофлота в 21.25 из аэропорта Шереметьево.

День 1

Прибытие в Пекин в 09.50 утра. Встреча в аэропорту и трансфер в отель уровня 3*. Размещение и отдых. По желанию (за дополнительную плату): экскурсия по Пекину или поездка на Великую Китайскую стену. В этот день вы получите разрешение на посещение Тибета. Ночь в Пекине.

День 2

Пекин - Лхаса (высота 3650 м)

Трансфер в аэропорт, вылет в Лхасу. Прибытие в Лхасу - столицу Тибета (3650 м над уровнем моря), «город небожителей», административный центр и главный священный город Тибета. В аэропорту гид приветствует туристов с тибетскими национальными шарфами Хадак. По дороге из аэропорта вы будете очарованы высокогорными пейзажами и видами тибетских деревень, а также видом на самую высокогорную в мире реку Брахмапутру . Дорога займёт менее часа. После прибытия в город - размещение в гостинице, послеобеденный отдых, акклиматизация в условиях высокогорья. Свободное время. Ночь в Лхасе.

День 3

Лхаса (высота 3650 м)

Дворец Потала, храм Джоканг, улица Баргхор. Центр Тибетской медицины

Завтрак. После завтрака мы посетим Зимний дворец Далай-Лам многих поколений - Дворец Потала . Дворец строился с 641 г. по 17 в. Во дворце 999 роскошных комнат. Отсюда открывается прекрасная панорама Лхасы, это исторический, архитектурный, политический и религиозный центр Тибета. Восхищают своей архитектурой великолепные залы Красного и Белого Дворцов, множество часовен, крытые террасы резиденции Далай-ламы. На территории дворца в храме Пхакпа Лхакханг находится священная для буддистов статуя Авалокитешвары. Здесь же располагается личный монастырь Далай-Ламы , религиозная школа, кельи монахов, сокровищница и кладовые помещения.

Посещение одного из древнейших храмов Лхасы - храма Джокханг (17 в). Сюда приходят паломники со всех уголков Тибета, чтобы поклониться священной статуе Шакьямуни, привезеной в Лхасу в X в. В храме 14 отдельных молитвенных помещений, посвящённых Цзонкапе, основателю секты Гелуг-ба, Авалокитешваре (одному из главных проявлений Будды), знаменитому учителю (гуру) Ламе Римпоче.

Обход-"кора" вокруг монастыря по улице сувениров Багкхор .

После обеда мы посетим Институт Тибетской медицины , где познакомимся с историей, современностью и чудесами тибетской медицины. По желанию можно пройти бесплатную диагностику. Возвращение в отель. Ночь в Лхасе.

День 4

Высота 3650 м

Монастырь Дрепунг, пещерный комплекс Друк Йерпа

После завтрака, выезд на экскурсию Монастырь Дрепунг (секта "желтошапочников" Гелугпа). Монастырь Дрепунг находится в 8 км к западу от Лхасы на горе Гэньупэйцзы в западном предместье Лхасы. Это самый большой монастырь Тибета, занимает территорию в 200 тыс. кв.м., число лам и монахов в нём порой превышало 10 тысяч. Монастырь построен в 14 веке на пожертвования богатых семей и землевладельцев. Монастырь хранит богатейшую коллекцию исторических реликвий, художественных произведений и манускриптов. В монастыре Дрепунг установлена знаменитая статуя Будды Будущего Майтрейи - вестника Шамбалы. Паломничество в Дрепунг - важный пункт на пути к коре вокруг Кайласа.
Уникальный по красоте и энергетическому воздействию пещерный комплекс Друк Йерпа, находится в 35 км от Лхасы на высоте 4885 метров над уровнем моря. Монастырь Друк Йерпа был основан в 12 веке на месте пещерного комплекса, сохранившегося и поныне. Именно здесь в своё время проводили годы в медитации известнейшие учителя Тибета - Гуру Ринпоче (Падмасамбава) и Атиша, сюда же удалялся для медитаций самый значимый царь Тибета - Сронгзангампо. Монастырь частично пострадал во времена культурной революции, но основные павильоны сохранились и восстанавливаются. В настоящее время здесь постоянно проживает около 15 монахов. Паломничество в Друк Йерпу - неотъемлемая часть на пути к Священной горе Кайлас. Возвращение в отель. Ночь в Лхасе.

День 5

Лхаса - Священное озеро Ямдрок (4488 м) - Ледник Каро-ла - Гьянтце (4040 м) - Шигадзе (3836 м)

Выезд к одному из трёх Великих озёр Тибета - Ямдрук-цо. Оно известно благодаря своим мистическим свойствам, сбывающимся на нем предсказаниям. Осмотр красивой панорамы озера сверху. Переезд в город Гьянтце (4040 м), где мы посетим монастырь Пелкхор Чходэ - комплекс из 15 монастырей трёх разных традиций, что само по себе является редкостью для тибетского буддизма. 9 монастырей принадлежали секте Гелуг-па, три - к секте Сакья-па и еще три - к немногочисленной традиции Будона, чей главный монастырь Шалу располагался рядом с Шигадзе. Здесь находится самая большая ступа Центрального Тибета - Кумбум. В ней пять этажей, множество комнат, статуй и алтарей. «Кумбум » означает «тысяча», поскольку здесь есть 1000 изображений Будд, божеств и боддхисатв. Что касается статуй, то большая их часть была повреждена во время Китайской Культурной Революции, но сейчас восстановлена. Мы также увидим снаружи старинный форт , построенный ещё в 14 веке. Форт расположен в центре города и эффектно венчает скалистый холм высотой несколько сот метров. Он был задуман, как главное оборонительное укрепление на дороге, ведущей в Лхасу с юга. Многочисленные постройки из белого камня и сейчас производят внушительное впечатление: высокие (5-8 м) и толстые (до 4 м) стены, мощные укрепления, массивные здания. На его территории размещался гарнизон, насчитывающий в мирное время 500 человек.
Далее мы отправляемся во второй по значимости город Тибета - Шигадзе (3836 м). Размещение в отеле. Ночь в Шигадзе.

День 6

Шигадзе (монастырь Ташилумпо) - Сага (4460 м)

Завтрак. Экскурсия в монастырь Ташилумпо , где в прежние века проживали Панчен-Ламы. В настоящее время в монастыре, принадлежащем к секте Гелупта, обучается 800 монахов. На территории храмового комплекса сохранились могилы всех Панчен-Лам и 13-го Далай-Ламы. В главном храме находится старинная статуя Будды Будущего Майтреи высотой 26 м. Переезд в Сагу. Размещение в гестхаузе. Ночь в Саге.

День 7

Сага - Священное озеро Манасаровар - Дарчен (подножие горы Кайлас). Высота 4550 м.

Священная гора Кайлас (6714 м). Верующие четырёх религий - индуисты, буддисты, джайнисты и приверженцы Бон считают эту необычайную гору «сердцем мира», «осью земли», местом соприкосновения космических сфер. Со склонов этой горы берут своё начало великие реки Индии - Ганг, Брахмапутра, Инд, Калигандаки. В этом центре возможен прорыв уровней и обретение сакральных знаний. Подготовка к "коре". Гид помогает паломникам нанять носильщиков, лошадей или яков для предстоящей завтра коры. Ночь в Дарчене у подножия горы Кайлас.

День 8

Кайлас, 1 день коры. Тарбоче, Монастырь Чуку гомпа. Дом счастливого камня, Западное лицо Кайласа, монастырь Дирапук, Северное лицо Кайласа.Высота 4890 м.

Наш путь начинается рано утром от Дарчена (4800 м). Путь лежит вдоль западного склона Кайласа. Если в местечке Сер-шунг отклониться на запад, пройти через реку, то можно посетить монастырь Чуку Гомпа, в котором сохранились три великие драгоценности: древняя ритуальная ракушка, беломраморный Будда, медный чан, в котором вода кипела без огня. 13 кор вокруг этого монастыря засчитываются за одну внешнюю кору. Попросив благословения на кору, начинаем путь до монастыря Дирапук Гомпа, где сохранилась медитационная пещера Мастера Миларепы (4910 м). В первый день мы преодолеваем 15 км, около 6–8 часов в пути. Ночь в гестхаузе.

День 9

Кайлас, 2 день коры. Монастырь Дирапук, мимо Долины смерти, кладбище Шивацал, перевал Зелёной тары, озеро Гаурикунд, Топор кармы, монастырь Зутулпук.Высота 4630 м.

Преодоление перевала Зелёной тары в дни полнолуния считается большим накоплением заслуг!

Новолуние - идеальный день для избавления от вредных привычек, день хорош для уединения, самоанализа и оценки прошлых поступков, или же строительства планов на будущее. Чтобы спокойно пройти кору, обдумать и расстаться с прошлым это лучшее время!

Второй день коры самый сложный физически - 18 км, около 7–9 часов пути, нам предстоит преодолеть перевал Дорма-ла (5500 м). Мы пересекаем скалистый перевал, нужно быть осторожными, чтобы не оступиться, дорога усыпана огромными камнями. Паломники оставляют на перевале свои одежды или личные предметы в знак окончания прошлого периода своей жизни с надеждой на новую жизнь. Преодолев перевал, спускаемся к монастырю Зутул Пук (4910 м). Здесь находятся самые важные медитационные пещеры Миларепы, где Великий Учитель размышлял о полёте на Кайлас. Ночь в палатках или в монастырском приюте, по обстановке.

День 10

Кайлас, 3 день коры. Возвращение в Дарчен. Переезд на Манасаровар. Ночь в приюте монастыря Чу на берегу озера Манасаровар.

Сегодня спуск, 15 км, нас ждут около 4–5 часов пути. Дорога лежит по живописной долине Баркха, по дороге мы можем поразмышлять о пройденной коре. Возвращение в Дарчен. Ночь в Дарчене в гестхаузе или в приюте монастыря Чу на берегу озера Манасаровар.

Манасаровар - самое священное, почитаемое и известное озеро во всей Азии. Вместе с горой Кайлас озеро Манасаровар является местом паломничества, привлекая религиозных людей из Индии, Тибета и других окрестных стран. Чтобы избавиться от грехов, люди купаются в озере и пьют его воду. По легенде, озеро Манасаровар было первым сотворённым в сознании Брахмы объектом. Последователи буддизма также полагают, что Манасаровар является легендарным озером Анаватапта, где королева Майя зачала Будду. По пути проезжаем Мёртвое озеро Ракшас-тал.

В этот день можно принять горячую ванну в природных лечебных источниках Чу. Стоимость 50 юаней с человека. Ночь в гестхаузе у монастыря Чу на берегу озера.

День 11

Манасаровар - Сага (4460 м)

Переезд Манасаровар - Сага. Размещение в гестхаузе. Ночь в Саге.

День 12

Сага - Шигадзе (3836 м)

Переезд из Саги в Шигадзе. Размещение в отеле 3*. Ночь в Шигадзе.

День 13

Шигадзе - Пекин

Завтрак. Трансфер в аэропорт Лхасы, вылет в Пекин. Прибытие в Пекин, встреча и трансфер в отель 3*. Размещение и отдых.

День 14

Завтрак в отеле. Трансфер в аэропорт. Вылет в Москву в 11.40 утра регулярным рейсом Аэрофлота. Прибытие в Москву в 15.25 в аэропорт Шереметьево.


Стоимость программы на одного человека, в USD:

Группы от 6 человек / даты путешествия

При двухместном размещении

При одноместном размещении

тур с 28 апреля на майские праздники
(этот тур НЕ на полнолуние)
1650 1900

тур, который начинается в мае

туры, которые начинаются в июне-сентябре 1890 2140
туры, которые начинаются в октябре-ноябре 1650 1900

В стоимость тура включено :

  • размещение в Пекине, Лхасе и Шигадзе в отелях 3* в двухместных номерах с завтраком. В остальных пунктах гестхаузы (не гарантируется двухместное размещение и наличие удобств в номере), в районе Кайласа возможно размещение в стационарных палаточных лагерях или в приютах монастырей.
  • завтраки в отелях Пекина, Лхасы и Шигадзе, в остальных пунктах без питания.
  • все экскурсии на индивидуальном автотранспорте (автобус для группы),
  • все экскурсии с англоговорящим гидом в Тибете (в Лхасе, как правило, русскоговорящий гид инструктирует группу перед выездом на Кайлас), русскоговорящий гид-встречающий в Пекине,
  • все входные билеты во время экскурсий по программе,
  • получение разрешение по посещение Тибета;
  • туристическая виза в Китай;
  • медицинская страховка.

В стоимость тура не включено :

  • авиаперелёт Москва - Пекин - Москва (от 28000 рублей),
  • авиаперелёт Пекин - Лхаса - Пекин (перелет с пересадкой или посадкой = 998 USD);
  • питание (средние траты: 10-20 USD в день), оплата носильщиков, чаевые, спальные мешки.

По желанию и при необходимости:

Носильщики, яки, погонщики яков на коре вокруг Кайласа, стоимость от 60 до 150 USD в среднем в день за единицу помощи; летом цены выше. Вам точно понадобится одна из этих услуг, сумму денег нужно взять с собой к Кайласу.

Доплата за срочную китайскую визу за 4 рабочих дня 2400 рублей, за 3 рабочих дня 5400 рублей;

Все личные расходы, все прочие расходы, не указанные в программе.

Экскурсия по Пекину в первый день (с русскоговорящим гидом): 110 USD на человека при группе из 2 человек минимум или 210 USD при индивидуальной экскурсии.

Спальный мешок (можно взять в аренду в Лхасе, 20 USD, оплата на месте).

ВНИМАНИЕ!!!

Страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями и астмой запрещено путешествие в Тибет.

Обладателям дипломатических и журналистских паспортов пермит не выдается, просьба путешествовать по гражданским паспортам.

Если вы поменяли паспорт или планируете поменять паспорт до заезда, бронируйтесь только по новому паспорту!

Программа тура может быть изменена исходя из текущих или прогнозируемых погодных/природных условий, указов властей о порядке пребывания иностранцев в Тибете и иных распоряжений властей КНР. При изменении маршрута в ходе путешествия единоличное решение об изменении маршрута принимает сопровождающий гид.

Список необходимых вещей:

Непромокаемая обувь (подойдут горные или военные ботинки, лучше купить дома и немного разносить до поездки, в Тибете могут быть проблемы с размерами)

Тёплый, очень теплый спальник (максимально комфортно в спальнике на критическую температуру -15 или -10). Спальник можно взять в аренду в Тибете за 20 USD. Сообщать о необходимости аренды спальника нужно на этапе бронирования.

Головной убор, перчатки, повязка на лицо

Качественные солнцезащитные очки, защищающие от ультрафиолетового излучения!

Крем от солнца с максимальным фактором защиты!

Лекарства для личного использования: от простуды, от отравления, от поноса, лейкопластырь (для мозолей).

Любимые продукты питания в дорогу, например, специальные консервы, шоколад, сухарики, кофе.

Список не обязательных вещей, которые могут пригодиться и которые можно купить в Тибете:

Альпеншток. Вы можете взять альпеншток в аренду,

Лекарства от горной болезни (некоторые пьют ДО приезда в Лхасу),

Вкусная еда (шоколадки, конфеты, печенье, колбаса, сыр, хороший чай или кофе). Купить можно в Пекине или в Лхасе.


Top