Хадисы о еде и культуре поведения за столом. Самое любимое блюдо пророка мухаммада и способ его приготовления

В Коране и сунне Посланника Аллаха (мир ему) о дозволенной пищи сказано:

«О люди! Вкушайте на земле то, что дозволено и чисто» (Коран, 2: 168).

«О те, которые уверовали! Вкушайте благодатную пищу (халяль), которой Мы наделили вас» (Коран, 2: 172).

«Вкушайте благую снедь (халяль), которой Мы наделили вас, но не преступайте границы дозволенного в этом, а не то на вас падет Мой Гнев» (Коран, 20: 81).

Хадисы о халяльной пище:

«Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют. Остерегающийся сомнительного освобождается (от него) ради (сохранения) своей религии и своей чести, а занимающийся сомнительным придет и к совершению запретного, ибо он подобен пастуху пасущему около заповедного места свое стадо, которое вот-вот окажется там. Каждый владыка обязательно имеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаха является то, что Он запретил людям. Поистине, есть в теле человека кусочек плоти который, будучи хорошим, делает хорошим и все тело, а будучи негодным, приводит в негодность и все тело, и, поистине, кусочком является сердце».

«Сделай свою еду благодатной, и твои мольбы (дуа) будут приниматься».

«Воистину, Аллах Всеблагой и не принимает ничего, кроме благих дел. Воистину, Всевышний Аллах повелел верующим то же, что повелел посланникам. Всевышний сказал: «О посланники! Вкушайте благую пищу и поступайте праведно». Также Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Вкушайте благую пищу, которой Мы наделили вас». Затем Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) упомянул о человеке, который долгое время находится в пути, его волосы растрепаны и покрыты пылью, он протягивает руки к небу и говорит: «О Господь мой! О Господь!…», однако пища его запретна, питье его запретно, одежда его запретна и он насыщен запретным, как же будет отвечено на его мольбу!?»

«Воистину, самое первое, что начинает дурно пахнуть [при разложении] человеческого тела – это живот, так пусть же тот, кто в состоянии питаться только благой пищей (халяль) обязательно делает это».

«Не войдет в Рай мясо, выросшее на запретном; любое мясо, выросшее на запретном, больше заслуживает того, чтобы попасть в адское пламя».

Какой гурман не хотел бы попробовать любимое блюдо своего кумира? В известном питерском ресторане любой посетитель в праве потребовать для себя любимое кушанье Пушкина. Давно не проблема испробовать гурьевскую кашу, мясо по-строгановски, пожарские котлеты, не говоря уже о гоголе-моголе и салате Оливье. Как вы понимаете, все это принадлежность европейской кухни. А чем же славится культура застолья мусульманских народов?

Любимое блюдо пророка Мухаммеда – сарида, которое исламская традиция представляла в качестве арабского национального блюда. Сарид или сарида – «национальное блюдо» арабов в первые годы ислама. Сарид стал олицетворением арабской кухни, потому что «пророк Мухаммед объявил его лучшим из блюд, способным своим совершенством тягаться с любимейшей из жен его, Айшей», пишет Лилия Зауали в книге «Исламская кухня» . Что же представляет собой это потрясающее блюдо? По сути дела – это хлеб.

Кусочки хлеба крошатся в мясной бульон, затем, хорошенько пропитанные бульоном, складываются горкой и обкладываются нарезанным мясом. Любимое лакомство пророка упоминается в Сунне, священном предании о деяниях и изречениях Мухаммеда, которое каждый мусульманин обязан знать и передавать потомкам. Хлеб крошили руками или при помощи терки. Для этого существовал термин – сард. В зависимости от рецепта и достатка повара использовали как черствый хлеб, так и тончайшие лепешки из белой пшеницы. В наваристый мясной бульон для сарида обильно добавляли зелень и специи. Он становился таким густым, что блюдо можно было есть руками без помощи ложки.

Чтобы не обжечь пальцы, сарид подавали остывшим. «Кроме того, мясо от долгой варки должно было стать настолько податливым, чтобы было удобно отделять его костей одной рукой, ведь арабы используют при еде только правую руку», - пишет Лилия Зауали. Рецепты сарида, имеющиеся в кулинарных книгах, различны. Сариды бывают острые и не очень, с сыром, простоквашей, уксусом или сахаром и т.д. Общим остается лишь накрошенный хлеб, пропитанный бульоном. Исключение составляет тунисский сарид: в него крошат жареные на сковороде специальные блины, которые потом разрезают, а потом еще и варят на пару.

Искушенный читатель знает, что древние римляне начинали свою трапезу с яйца, заканчивая её фруктами. Отсюда пошло знаменитое латинское выражение “ ab ovo usque ad mala ” – «от яиц до яблок», т.е. с начала до конца. Халифы из династии Аббасидов начинали с фруктов, отдавая предпочтение финикам, потом ели соленые блюда. Горячие или скорее даже теплые блюда из ягнятины или баранины, домашней птицы, рыбы и прочее подавались с маринованными или солеными овощами. Плоскими лепешками вымазывали тарелки, которые сервировали на низком деревянном столике или на расстеленной на земле скатерти.

Все приготовленные блюда подавались одновременно: горячие и холодные, главные блюда, первые блюда. Соусы мурри и камак с уксусом и пряной солью - в отдельных маленьких пиалах, как это делают в японских ресторанах. Обед завершали сладостями и сиропами. Средневековый араб из Андалузии Ибн Разин советовал начинать с тяжелых блюд, потому что на «дне желудка» они перевариваются легче, чем «вверху». «Тяжелыми блюдами» считались молочные продукты, сарид, макароны, жирную говядину или баранину, вяленое мясо, рыбу, жареные семечки и тому подобное.

После этого переходили к овощам. Вся еда с большим содержанием соли должна «оказаться в середине желудка», а напоследок лучше съесть сладости, спелые фрукты или выпить сладкий шербет.

Правила хорошего тона в эпоху Аббасидов предписывали тщательно мыть руки до и после еды с помощью специальных мыл и порошков. Некрасивым считалось шумно сосать кости, класть обратно на блюдо надкусанный кусок мяса. Аккуратно обсосанные фруктовые косточки незаметно выбрасывались, а от спелых фруктов отрезали ножом небольшие кусочки, стараясь при этом не испачкать руки соком. Вилка упоминается у аль-Джахиза, но, похоже, не пользовалась большим успехом. После еды зубы чистили зубочисткой и сосали пастилки от дурного запаха изо рта, сделанные из мускуса, сандала, амбры, белоуса, гвоздики, дерева алоэ, розы, корицы.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Наихудший сосуд, который может быть наполнен человеком, - это его желудок. Достаточно есть столько, сколько необходимо для поддержания сил . Если этого слишком мало, тогда: треть [желудка] - для пищи, треть - для питья и треть - для дыхания» .

Исключение возможно в отдельных случаях. Например, когда человек гостит у другого. Однажды Абу Хурайра, находясь рядом с Пророком, выпил очень много молока и воскликнул: «Больше нет места [выпить еще]!». Сподвижники Пророка ели порой досыта в его присутствии и он (да благословит его Всевышний и приветствует) не упрекал их .

Ученые говорили: «Наихудшее для желудка - это прием пищи поверх той, что еще не переварилась».

Постоянное переедание крайне пагубно как для души человека, так и для его тела. Допускающие такого рода излишества люди пассивны, ленивы и более склонны к грехам и проступкам.

Интересное дополнение к теме. Однажды к пророку Мухаммаду пришел в гости человек неверующий. Посланник Божий приказал домашним подоить козу. Гость выпил надоенного молока и не насытился. Подоили еще одну, а он опять не насытился. И так продолжалось до тех пор, пока этот человек не выпил столько молока, сколько надоили с семерых коз. Гость переночевал и наутро [к удивлению многих] стал верующим [в корне изменившись и преобразившись]. На завтрак ему принесли молока, надоенного с одной козы. Он выпил. Затем принесли еще, но гость не смог допить. [Все поразились, а] Пророк пояснил: «Верующий (му’мин) ест за одного человека, а неверующий - за семерых» .

Правильное питание - залог здоровья, силы и красоты человека . Однако многие из нас подвержены вредным привычкам и легкомысленно относятся к питанию, недопонимая огромное значение этого фактора человеческого существования. Одни считают, что рациональное питание определяется только количеством продуктов, другие просто полагаются на свой аппетит, забывая при этом, что пища является не только источником энергии, но и важнейшим строительным материалом для формирования сложных структур организма.

Образ жизни большинства наших современников характеризуется высокими нервно-психическими нагрузками в сочетании с малой физической активностью. Вот почему избыточное высококалорийное питание может нанести непоправимый вред организму, приводя к нарушению обмена веществ, развитию атеросклероза и других «заболеваний века».

Рациональное питание - это своевременное снабжение организма пищей, содержащей жизненно важные питательные вещества в оптимальных количествах, с учетом характера труда человека и его индивидуальных особенностей: возраста, пола, роста, веса и т. п.

Употребление пищи в строго определенное время очень важно потому, что вырабатывается условный рефлекс в деятельности пищеварительных желез желудка. Пища, попадая в желудок, уже «приготовившийся» к ее перевариванию, значительно лучше усваивается. Если же человек не ест вовремя, то выделившийся желудочный сок, находясь в пустом желудке, неблагоприятно влияет на его слизистую оболочку.

В развитии многих заболеваний, в том числе и желудочно-кишечных, не последняя роль принадлежит именно нарушениям режима питания.

Особенно вредно много есть на ночь. Переполненный желудок давит на диафрагму, нарушая функцию дыхания и работу сердца.

На основании экспериментальных исследований и многолетних наблюдений врачей рекомендуется трех- или четырехразовое питание в течение суток. Количество пищи и выбор блюд для каждой трапезы зависят от возраста, характера трудовой деятельности, а также от того, в какое время суток человек работает. Если работа протекает в первой половине дня, то калорийность питания распределяется следующим образом: первый завтрак - 25–30%; второй завтрак - 10–15%; обед - 40–45%; ужин - 25–10%.

По разным причинам, но большинство людей все же питаются только три раза в день. В любом случае распределять пищу нужно, следуя правилу: сытный завтрак, плотный обед и легкий ужин. Не рекомендуется есть на ночь острые мясные блюда, пить кофе, какао, крепкий чай и т. п. Перед сном полезно выпить стакан кефира.

Природа дала человеку способность к естественному самоконтролю в еде. Это выражается чувством насыщения и наполнения желудка. Но никогда не следует есть до явного перенасыщения, при котором возникает ощущение тяжести «под ложечкой».

Ожирение

Одно из часто встречаемых последствий нерационального питания - ожирение. Ожирение входит в число наиболее серьезных проблем, решаемых здравоохранением развитых государств.

Что такое ожирение?

Ожирение представляет собой избыточное отложение жира в организме. Оно может проявляться как самостоятельное заболевание или синдром, развивающийся при некоторых заболеваниях. В последнем случае с излечением или компенсацией основного заболевания устраняется и ожирение.

Люди, страдающие ожирением, подвержены целому ряду тяжелых недугов. Известно, что гипертоническая болезнь развивается у больных ожирением в 2–3 раза чаще, а ишемическая болезнь сердца, стенокардия - в 3–4 раза чаще, чем у людей с нормальной массой тела. Практически все заболевания, включая грипп, острые респираторно-вирусные инфекции, воспаление легких, протекают у больных ожирением более тяжело, требуют более длительного лечения и чаще сопровождаются осложнениями.

Как определить, есть ли у вас ожирение?

С помощью специальных приборов можно точно измерить количество жира в организме. Обычно в качестве показателя берут процентное содержание жира от общей массы тела.

Один из методов оценки количества жира разработан американскими врачами Р. Шмидтом и Г. Тевсом в 1895 г. С помощью инструмента, называемого калипер, измеряют толщину кожных складок в четырех анатомических областях тела. Затем обрабатывают полученные данные и получают процентный показатель содержания жира в организме.

Определив количество жира в организме, можно воспользоваться таблицами и узнать, есть ли у вас ожирение.

Какова основная причина развития ожирения?

Основной причиной ожирения и у взрослых, и у детей является переедание . Хроническое переедание ведет к нарушениям в работе центра аппетита в головном мозге, и нормальное количество съеденной пищи уже не может подавить в нужной степени чувство голода. Избыточная, лишняя пища утилизируется организмом и откладывается «про запас» в жировое депо, что ведет к увеличению количества жира в организме, то есть к развитию ожирения. Однако причин, заставляющих человека переедать, очень много. Например, сильное волнение может снизить чувствительность центра насыщения в головном мозге, и человек начинает незаметно для себя съедать больше пищи. Аналогичная ситуация может быть следствием целого ряда психоэмоциональных факторов, таких как чувство одиночества, тревоги, тоски; этому также подвержены люди, страдающие неврозом типа неврастении. В таких случаях еда как бы заменяет положительные эмоции. Многие плотно едят перед сном, сидя у телевизора, что также способствует развитию ожирения.

Кроме того, в развитии склонности к перееданию и, как следствие этого, ожирения, чрезвычайно большое значение имеет вид и запах пищи: красиво приготовленная, одним своим видом вызывающая аппетит, ароматная пища заставляет человека, преодолевая чувство сытости, продолжать есть.

Существенное значение в развитии ожирения имеет возраст, именно поэтому даже выделяют особый тип ожирения - возрастной. Этот тип ожирения связан с возрастным нарушением деятельности целого ряда специальных центров головного мозга, в том числе и центра голода и насыщения. Для подавления чувства голода с возрастом требуется бо льшее количество пищи, поэтому незаметно для себя многие люди с годами начинают есть больше, переедать. Кроме того, важную роль в развитии возрастного ожирения играет снижение функции щитовидной железы, которая вырабатывает гормоны, участвующие в обмене веществ.

Другим важнейшим фактором, приводящим к развитию ожирения, является низкая физическая активность, когда даже нормальное количество пищи становится избыточным, так как калории, поступившие в организм с едой, не полностью «сжигаются» и превращаются в жир. Поэтому чем меньше мы двигаемся, тем меньше мы должны есть, чтобы не располнеть .

Если пища для вас - это одно из самых больших наслаждений в жизни, то, скорее всего, избыточный вес - ваш спутник, расстаться с которым будет крайне тяжело, не изменив своего мировоззрения. Переход на рациональное питание должен сопровождаться изменением объема потребляемой пищи, изменением выбора самих продуктов и режима питания.

1) Сокращайте объем привычных порций постепенно. Это первое, что следует сделать.

Для начала, скажем, уменьшите порции на 1/4, и дайте себе возможность привыкнуть к данному объему. Далее на 1/3 от первоначального и т. д. Такой подход обоснован с позиций физиологии. Наш желудок - орган способный увеличиваться и уменьшаться. При постоянном потреблении больших объемов пищи происходит его перерастяжение, при маленьких - сокращение. Например, если даже один раз в день употреблять большой объем пищи (чаще всего это случается вечером за ужином), то перерастягиваются рецепторы желудка, которые передают информацию, связанную с чувством насыщения.

2) Не ставьте себе жестких запретов.

Это приводит к стрессу и не дает желаемого результата. Если вам безумно хочется сладкого, но вы понимаете, что его нужно ограничивать, иногда имеет смысл не отказывать себе, а просто довольствоваться небольшой порцией. Вообще полезно слегка задуматься перед тем как съесть что-либо - действительно ли вы хотите в данный момент есть или рука по привычке тянется к кусочку чего-нибудь вкусненького.

3) Ключ к успеху - умеренность во всем.

Соотношение белков, жиров, углеводов в рационе должно быть сбалансировано. Конечно, существует много различных мнений по поводу того, каким должно быть правильное питание. Согласно одному, нельзя есть углеводы, согласно другому - белки, по третьему - раздельное питание. Я думаю, что употреблять в пищу можно все, главное - умеренность. В рацион преимущественно нужно включать кисломолочные продукты (йогурты, кефир), овощи, фрукты, нежирные сорта мяса, рыбы, хотя периодически можно позволить себе любые отступления.

4) Пейте больше жидкости.

Несколько слов по поводу питьевого режима. Пить полезно! Вода - это молодость. Если в юности организм человека на 80% состоит из воды, то к старости ее содержание уменьшается до 60%. Рекомендуемый объем жидкости 2–3 литра в день (при отсутствии противопоказаний - артериальной гипертензии, заболеваниях почек и т. п.). Вода необходима для нормального функционирования кишечника, для здорового внешнего вида и хорошего состояния кожи.

5) Не пытайтесь самостоятельно заниматься голоданием.

В заключение хотелось бы коснуться вопроса о голодании. Помните, что полное голодание - достаточно серьезное мероприятие, требующее обширных медицинских знаний. Если такими знаниями вы не обладаете, голодание должно проходить под наблюдением врача. Настоятельно рекомендую воздерживаться от подобных экспериментов.

Учитывая современные данные, это такое количество пищи, которое дает примерно 2000 калорий в сутки. Подробнее см. далее.

Хадис от аль-Микдама; св. х. Ахмада, Ибн Маджа, ат-Тирмизи и др. См.: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 88, 89, глава № 46, хадис № 81, «сахих».

См.: Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 17.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима, ат-Тирмизи и др. См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 89; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 251, хадисы № 1819, 1820, «хасан, сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 544, хадис № 1824, «хасан»; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 854, хадис № 186 (2063).

«Источниками энергии, необходимыми для функционирования, вернее жизнедеятельности организма, являются углеводы, жиры и белки. Естественно, они имеют свое выражение в калориях. К примеру, в одном грамме жира содержится девять калорий, а жир, между прочим, - самый концентрированный источник калорий, и он сильно влияет на калорийность питания. В одном грамме белков, а также углеводов содержится по четыре калории.

Какое количество калорий необходимо человеку в день? Наиболее точное количество калорий определяется для каждого человека индивидуально, так как оно зависит от множества факторов: образа и стиля жизни, физической активности, уровня гормонов в организме и их производства, физической подготовки, термогенеза, связанного с индивидуальной для каждого человека активностью, есть люди малоподвижные, неусидчивые, медлительные и беспокойные. Естественно, это не все факторы, влияющие на расчет калорий.

Для тех, кто хочет похудеть, основным фактором является количество потребляемых калорий. Организм, потребляющий калорий больше, чем он тратит, - набирает вес.

Для информации: употребление всего 100 «лишних» калорий в день ведет к увеличению массы тела на 5 (!) кг в год». См.: http://minus5.ru/articles/49.

Благосклонная Я. В., Бабенко А. Ю., Красильникова Е. И. Проблемы лишнего веса. СПб.: Невский проспект, 2001.

О том, как он принимал пищу

Он был очень умеренным в еде, ел то, что имелось в доме. Если это были финики, то ел их даже без хлеба, если был ячменный или пшеничный хлеб, то обходился без другой пищи. Если находил что-либо из сладостей, к примеру, мед, то ел его, если же только молоко, то пил его без хлеба. Он ел ржаной хлеб из непросеянной муки. Иногда Пророк (ﷺ) не ел три дня подряд.‘Айша (да будет доволен ею Аллах) говорила, что бывали времена, когда в течение месяца они не разводили дома огонь, чтобы приготовить еду. Он никогда не говорил о еде, ел то, что давали. Больше всего нравилось ему мясо. Он говорил, что оно улучшает слух, и что оно – господин (сайид) еды на этом и на Том свете. Пророк (ﷺ) также любил тыкву. Он говорил: «О ‘Айша, когда варите тыкву, то увеличивайте её в котле. Поистине она ободряет печальное сердце ».

Он ел мясо птиц, привезённых с охоты. Он любил баранину, особенно окорок и лопатку. Однако он не ел лук, чеснок и порей, дабы люди не почувствовали их неприятный запах, и никогда не порицал еду: если понравится – ел, если нет – оставлял. Когда ел, пользовался обеими руками, но принимал пищу внутрь только правой рукой. Когда ел финики, косточки клал в левую руку. После еды облизывал руки и не протирал их полотенцем, пока не очистит языком. При этом он говорил, что неизвестно, в какой именно части еды скрыта благодать (баракат) . После еды он воздавал хвалу Аллаху за эти блага, мыл руки и влажными руками проводил по лицу.

О том, к ак он пил воду

Он пил по три раза, произнося каждый раз имя Аллаха, и после каждого глотка воздавал хвалу Ему. Он пил бесшумно и никогда не выдыхал в сосуд. После себя передавал сосуд находящемуся справа.

Однажды, когда ему принесли молоко с мёдом, он отказался, замечая: «Два продукта в одном сосуде!», но потом сказал, что не запрещает это другим. Он говорил, что не хочет спроса на Том свете из-за излишеств.

В другой раз, после обхода вокруг Каабы (таваф) он отправился к святому источнику Зам-зам пить воду. Там он обнаружил напиток из сухих фиников в большом сосуде, из которого пили все, и попросил, чтобы и его угостили. Сподвижник ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) тогда сказал ему: «О, Посланник Аллаха! Это напиток, к которому прикоснулось множество рук, я Вам принесу из дома чистый напиток ». Но Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Нет. Напоите меня из этого, откуда пили люди, я хочу получить благодать от рук мусульман», и выпил из него.

У него был кувшинчик для омовения. Люди посылали своих детей к нему, чтобы они для бараката пили и обливали свое тело и лицо водой из этого кувшина, и Пророк (мир ему и благословение) не возражал им.

Самое любимое блюдо пророка Мухаммада(мир ему) и традиционная еда племени Курайш – блюдо Тирит.

Как передают источники, в период раннего ислама среди арабов племени курайш было распространена сладость очень любимая посланником Аллаха (мир ему). Фалудхаж (название сладости) готовился из крахмала и мёда.

Источники сообщают, что любимое блюдо посланника Аллаха (мир ему) – это тирит. В те времена готовились и другие блюда: например, блюдо из мяса козы и овцы, приготовляется на воде из сыворотки молока; блюдо «Мадира» - мясное блюдо, приготовленное на сыворотке молока.

Во время празднования одной из битв, бербер угостил пророка (мир ему) сладостями под названием «Хайс», приготовленными из фиников и молока.

Безусловно, в Саудовском полуострове жаркие погодные условия не давали возможность развитию высокой кулинарной культуры. Однако в Дамаске и в Багдаде под влиянием соседних культур традиционная кулинария была довольно богатой. В VII веке в Мекке уменьшилась скромность в еде и достигла вершины арабская кухня. Со временем во всех арабских странах, даже под управлением Омеядов на пиренейском полуострове, распространилась арабская кулинарная культура.

Распространённое блюдо арабов племени Курайш – Тирит, как уже упоминалось выше, было любимым блюдом посланника Аллаха (мир ему). Приводим вашему вниманию способ приготовления данного блюда, максимально близкое рецепту седьмого столетия:

Ингредиенты:

Три стакана нута;

1.5 кг. нарезанной кубиками баранины;

8 стаканов воды;

6 чашек мелко нарезанного лука;

Две чайной ложки молотого кориандра;

Полчашки мелко нарезанного свежего кориандра;

Две чайные ложки тмина;

Две чайные ложки чёрного перца;

Одна столовая ложка соли;

Полчайной ложки шафрана пропитанных в двух столовых ложках воды;

Полстакана мёда;

Лаваш в размере достаточном для двух стаканов нарезанной питы (вид хлеба);

6 штук порезанных на четыре части лавашей.

Способ приготовления:

Нут поместить в большой контейнер, туда же налить холодную воду в размере, полностью покрывающем нут, настоять так одну ночь. На следующий день нут процедить и отложить. Баранину, нарезанную мелкими кубиками поместить в большую кастрюлю и наполнить её холодной водой. После кипения воды нужно собрать пену. После этого в кастрюлю помещаются нут, лук, молотый и нарезанный свежий кориандр; тмин, чёрный перец. После вскипания уменьшить огонь. После этого разбить яйца в тирите и ждать час-полтора, пока нут и мясо баранины не станут мягкими. Добавьте соли и шафрана. Затем из воды тирита извлечь полстакана воды и перемешать с мёдом и залить обратно в кастрюлю. Добавьте нарезанную питу и перемешайте. Кипятите три минуты на сильном огне. На сервисный поднос положить порезанный на 4 кусочка питы лаваш. Питы могут быть поданы и в дополнении к тириту. Желающие могут вниз своей тарелки положить несколько кусочков питы и на нее поместить тирит. Вначале употребляется тирит, а затем смягченные питы.


Top