Хосе посада. Посада хосе гвадалупе

, Агуаскальентес – 20 января , Мехико) - мексиканский художник-график, карикатурист, книжный иллюстратор.

Биография

Читать, писать и рисовать его учил старший брат, школьный учитель. В стал публиковать политические карикатуры в местной газете El Jicote ("Шмель"). После закрытия газеты, задевавшей власть, Посада переехал в Леон . Открыл лавочку гравюр, литографий, книг c иллюстрациями, афиш и т.п. продукции. С стал преподавать искусство литографии в городском училище. После наводнения и краха его торговли переехал в Мехико . Работал в либеральной газете Patria Ilustrada , которую издавал дед Октавио Паса . Прославился своими карикатурами на высшие классы, найдя для них форму, синтезировавшую традиционную мексиканскую культуру Праздника мёртвых , народные лубочные картинки и достижения графики модерна . В частности, широко известна его гравюра «Череп Катрины» .

Напишите отзыв о статье "Гуадалупе Посада, Хосе"

Литература

  • Posada’s Mexico/ Ron Tyler, ed. Washington: Library of Congress, 1979
  • Rothenstein J. Posada: Messenger of Mortality. New York: Moyer Ltd, 1989
  • Toor F. Las obras de Jose Guadalupe Posada: grabador mexicano. México: Ed. RM, 2002
  • Cortez C. a.o. Viva Posada!: a salute to the great printmaker of the Mexican revolution. Chicago: Charles H. Kerr, 2002
  • López Casillas M. José Guadalupe Posada: ilustrador de cuadernos populares. México: Editorial RM, 2003
  • Miliotes D.H. José Guadalupe Posada and the Mexican broadside. Chicago: Art Institute of Chicago, 2006
  • Topete del Valle A. José Guadalupe Posada: prócer de la gráfica popular mexicana. Aguascalientes: Universidad Autónoma de Aguascalientes, 2007
  • José Lebrero Stals J., Reverté R. Posada: Mexican engraver. Seville: Centro Andaluz de Art Contemporáneo; Mexico: Editorial RM, 2008 (каталог выставки)

Ссылки

Отрывок, характеризующий Гуадалупе Посада, Хосе

Как оно всегда бывает для одиноких женщин, долго проживших без мужского общества, при появлении Анатоля все три женщины в доме князя Николая Андреевича одинаково почувствовали, что жизнь их была не жизнью до этого времени. Сила мыслить, чувствовать, наблюдать мгновенно удесятерилась во всех их, и как будто до сих пор происходившая во мраке, их жизнь вдруг осветилась новым, полным значения светом.
Княжна Марья вовсе не думала и не помнила о своем лице и прическе. Красивое, открытое лицо человека, который, может быть, будет ее мужем, поглощало всё ее внимание. Он ей казался добр, храбр, решителен, мужествен и великодушен. Она была убеждена в этом. Тысячи мечтаний о будущей семейной жизни беспрестанно возникали в ее воображении. Она отгоняла и старалась скрыть их.
«Но не слишком ли я холодна с ним? – думала княжна Марья. – Я стараюсь сдерживать себя, потому что в глубине души чувствую себя к нему уже слишком близкою; но ведь он не знает всего того, что я о нем думаю, и может вообразить себе, что он мне неприятен».
И княжна Марья старалась и не умела быть любезной с новым гостем. «La pauvre fille! Elle est diablement laide», [Бедная девушка, она дьявольски дурна собою,] думал про нее Анатоль.
M lle Bourienne, взведенная тоже приездом Анатоля на высокую степень возбуждения, думала в другом роде. Конечно, красивая молодая девушка без определенного положения в свете, без родных и друзей и даже родины не думала посвятить свою жизнь услугам князю Николаю Андреевичу, чтению ему книг и дружбе к княжне Марье. M lle Bourienne давно ждала того русского князя, который сразу сумеет оценить ее превосходство над русскими, дурными, дурно одетыми, неловкими княжнами, влюбится в нее и увезет ее; и вот этот русский князь, наконец, приехал. У m lle Bourienne была история, слышанная ею от тетки, доконченная ею самой, которую она любила повторять в своем воображении. Это была история о том, как соблазненной девушке представлялась ее бедная мать, sa pauvre mere, и упрекала ее за то, что она без брака отдалась мужчине. M lle Bourienne часто трогалась до слез, в воображении своем рассказывая ему, соблазнителю, эту историю. Теперь этот он, настоящий русский князь, явился. Он увезет ее, потом явится ma pauvre mere, и он женится на ней. Так складывалась в голове m lle Bourienne вся ее будущая история, в самое то время как она разговаривала с ним о Париже. Не расчеты руководили m lle Bourienne (она даже ни минуты не обдумывала того, что ей делать), но всё это уже давно было готово в ней и теперь только сгруппировалось около появившегося Анатоля, которому она желала и старалась, как можно больше, нравиться.
Маленькая княгиня, как старая полковая лошадь, услыхав звук трубы, бессознательно и забывая свое положение, готовилась к привычному галопу кокетства, без всякой задней мысли или борьбы, а с наивным, легкомысленным весельем.

Хосе Гуадалупе Посада (исп. José Guadalupe Posada, 2 февраля 1852, Агуаскальентес – 20 января 1913, Мехико) - мексиканский художник-график, карикатурист, книжный иллюстратор.

В 1871 стал публиковать политические карикатуры в местной газете El Jicote («Шмель»). После закрытия газеты, задевавшей власть, Посада переехал в Леон. Открыл лавочку гравюр, литографий, книг c иллюстрациями, афиш и т.п. продукции. С 1883 стал преподавать искусство литографии в городском училище. После наводнения 1888 и краха его торговли переехал в Мехико. Работал в либеральной газете Patria Ilustrada, которую издавал дед Октавио Паса. Прославился своими карикатурами на высшие классы, найдя для них форму, синтезировавшую традиционную мексиканскую культуру Праздника мёртвых, народные лубочные картинки и достижения графики модерна. В частности, широко известна его гравюра «Череп Катрины».
В годы Мексиканской революции был на стороне повстанцев. Но к концу жизни он уже значительно потерял популярность и был почти забыт. Умер в нищете.
Был погребен на бедном столичном кладбище Пантеон де Долорес по низшему разряду; поскольку за семь лет никто из родных или друзей не обратился с просьбой о его перезахоронении, его прах был перенесен в общую могилу.

Его фигуру и творчество воскресили в 1920-х годах Диего Ривера и Хосе Клементе Ороско, на творчество которых он заметно повлиял. Представительное собрание его работ находится в Национальном институте изобразительного искусства и литературы в Мехико.

Хосе Гуадалупе Посада, седьмой сын небогатого рабочего индейского происхождения, родился 2 февраля 1852 года Агуаскальентес, Мексика (Aguacalientes, Mexico). Его талант к рисованию рано заметили в семье, и мальчик стал учеником печатника и издателя Хосе Тринидада Педросы (Jose Trinidad Pedroza). Под руководством своего наставника он изучил искусство гравюры на дереве и металле, а также научился делать литографии. Магазин, где работал Посада, служил местом встреч, где горожане обсуждали политические и социальные проблемы, и эти споры и беседы, безусловно, оказали сильное влияние на формирование политических взглядом самого Хосе и его искусство. Его работы сразу обратили на себя внимание. Молодой художник делал карикатуры на местных политиков, настолько убедительные и яркие, что власти отреагировали незамедлительно, и Посаде с его наставником пришлось покинуть город, чтобы избежать гнева обиженных заправил. Так началась его карьера.

Вскоре Хосе осел в городе Леон (Leon), женился и стал преподавать навыки изготовления литографий в местной школе. Его работы стали появляться в журналах, часть из них носила политический характер, другая преследовала чисто коммерческие цели – это были иллюстрации, логотипы, обложки книг и т.п. В 1888 году он был вынужден снова переселиться после большого наводнения, разрушившего город, на этот раз в Мехико (Mexico City). Он основал собственную мастерскую и сотрудничал на внештатной основе со множеством издателей, в том числе Антонио Ванегасом Арройо (Antonio Vanegas Arroyo), ведущим издателем столицы. В политической сатире Посада все чаще обращался к символике калавера (от исп. calavera - "череп"), символов мексиканского Праздника мертвых, и черепа и скелеты, глубоко укоренившиеся в культуре и сознании мексиканцев, часто неграмотных, ориентировавшихся только на картинки, нашли в итоге горячий отклик в их сердцах. Трудно точно подсчитать, какое количество гравюр Посада изготовил в этот период, но никак не меньше 20000. Из них до нашего времени дошли около 2000 работ.

Во время Мексиканской революции 1910 года Посада, разумеется, был на стороне революционеров и работал от зари до зари, вдохновляя и других художников на борьбу с диктатурой Порфирио Диаса (Porfirio Diaz). Между тем, последние годы жизни художник провел практически забытым, в нищете и одиночестве, и когда Хосе Гуадалупе Посада скончался 20 января 1913 года, его похоронили в общей могиле.

Интерес к его работам возродился только через несколько лет после его смерти, благодаря французскому художнику Жану Шарло (Jean Charlot). Шарло собрал множество работ Посады, записывал факты его биографии и опубликовал о нем статью, получившую широкое международное признание и обеспечившую Хосе Гуадалупе Посаде его место в истории мексиканского искусства. Сегодня работы Посады находятся в различных коллекциях по всему миру, а в родном городе художника открыт музей, посвященный его творчеству.


Хосе Гуадалупе Посада (исп. José Guadalupe Posada)
2 февраля 1852, Агуаскальентес - 20 января 1913, Мехико.
Мексиканский художник-график, карикатурист, книжный иллюстратор.
Читать, писать и рисовать его учил старший брат, школьный учитель. В 1871 стал публиковать политические карикатуры в местной газете El Jicote ("Шмель"). После закрытия газеты, задевавшей власть, Посада переехал в Леон. Открыл лавочку гравюр, литографий, книг c иллюстрациями, афиш и т.п. продукции. С 1883 стал преподавать искусство литографии в городском училище. После наводнения 1888 и краха его торговли переехал в Мехико. Работал в либеральной газете Patria Ilustrada, которую издавал дед Октавио Паса. Прославился своими карикатурами на высшие классы, найдя для них форму, синтезировавшую традиционную мексиканскую культуру Праздника мёртвых, народные лубочные картинки и достижения графики модерна. В частности, широко известна его гравюра "Череп Катрины".

В годы Мексиканской революции был на стороне повстанцев. Но к концу жизни он уже значительно потерял популярность и был почти забыт. Умер в нищете.
Был погребен на бедном столичном кладбище Пантеон де Долорес по низшему разряду; поскольку за семь лет никто из родных или друзей не обратился с просьбой о его перезахоронении, его прах был перенесен в общую могилу.
Его фигуру и творчество воскресили в 1920-х годах Диего Ривера и Хосе Клементе Ороско, на творчество которых он заметно повлиял. Представительное собрание его работ находится в Национальном институте изобразительного искусства и литературы в Мехико.

Литература
Posada’s Mexico/ Ron Tyler, ed. Washington: Library of Congress, 1979
Rothenstein J. Posada: Messenger of Mortality. New York: Moyer Ltd, 1989
Toor F. Las obras de Jose Guadalupe Posada: grabador mexicano. México: Ed. RM, 2002
Cortez C. a.o. Viva Posada!: a salute to the great printmaker of the Mexican revolution. Chicago: Charles H. Kerr, 2002 (из этой книги отсканированы гравюры А.Н.)
López Casillas M. José Guadalupe Posada: ilustrador de cuadernos populares. México: Editorial RM, 2003
Miliotes D.H. José Guadalupe Posada and the Mexican broadside. Chicago: Art Institute of Chicago, 2006
Topete del Valle A. José Guadalupe Posada: prócer de la gráfica popular mexicana. Aguascalientes: Universidad Autónoma de Aguascalientes, 2007
José Lebrero Stals J., Reverté R. Posada: Mexican engraver. Seville: Centro Andaluz de Art Contemporáneo; Mexico: Editorial RM, 2008









































Хос Гуадалупе Посда (исп. Jos Guadalupe Posada, 2 февраля 1852, Агуаскальентес – 20 января 1913, Мехико) - мексиканский художник-график, карикатурист, книжный иллюстратор.

Биография

Читать, писать и рисовать его учил старший брат, школьный учитель. В 1871 стал публиковать политические карикатуры в местной газете El Jicote ("Шмель"). После закрытия газеты, задевавшей власть, Посада переехал в Леон. Открыл лавочку гравюр, литографий, книг c иллюстрациями, афиш и т.п. продукции. С 1883 стал преподавать искусство литографии в городском училище. После наводнения 1888 и краха его торговли переехал в Мехико. Работал в либеральной газете Patria Ilustrada, которую издавал дед Октавио Паса. Прославился своими карикатурами на высшие классы, найдя для них форму, синтезировавшую традиционную мексиканскую культуру Праздника мёртвых, народные лубочные картинки и достижения графики модерна. В частности, широко известна его гравюра «Череп Катрины».

В годы Мексиканской революции был на стороне повстанцев. Но к концу жизни он уже значительно потерял популярность и был почти забыт. Умер в нищете.

Был погребен на бедном столичном кладбище Пантеон де Долорес по низшему разряду; поскольку за семь лет никто из родных или друзей не обратился с просьбой о его перезахоронении, его прах был перенесен в общую могилу.

    «Череп Катрины». Х. Г. Посада

    Дон Кихот. Х. Г. Посада

    Битва при Пуэбле. Х. Г. Посада

    Манифестация против переизбрания Порфирио Диаса. Х. Г. Посада

    Витрина мастерской Посады

Наследие

Его фигуру и творчество воскресили в 1920-х годах Диего Ривера и Хосе Клементе Ороско, на творчество которых он заметно повлиял. Представительное собрание его работ находится в Национальном институте изобразительного искусства и литературы в Мехико. В городе Агуаскалиентес действует посвященный художнику музей.

Литература

  • Posada’s Mexico/ Ron Tyler, ed. Washington: Library of Congress, 1979
  • Rothenstein J. Posada: Messenger of Mortality. New York: Moyer Ltd, 1989
  • Toor F. Las obras de Jose Guadalupe Posada: grabador mexicano. Mxico: Ed. RM, 2002
  • Cortez C. a.o. Viva Posada!: a salute to the great printmaker of the Mexican revolution. Chicago: Charles H. Kerr, 2002
  • Lpez Casillas M. Jos Guadalupe Posada: ilustrador de cuadernos populares. Mxico: Editorial RM, 2003
  • Miliotes D.H. Jos Guadalupe Posada and the Mexican broadside. Chicago: Art Institute of Chicago, 2006
  • Topete del Valle A. Jos Guadalupe Posada: prcer de la grfica popular mexicana. Aguascalientes: Universidad Autnoma de Aguascalientes, 2007
  • Jos Lebrero Stals J., Revert R. Posada: Mexican engraver. Seville: Centro Andaluz de Art Contemporneo; Mexico: Editorial RM, 2008 (каталог выставки)

Top