Как собирать алистара на топе.

Алистар – самый могучий воин из племен минотавров, называющих своим домом земли за Великим Рубежом. Всю жизнь он защищал свое племя от опасностей Валорана, однако оказался бессилен перед армией Ноксуса. Во время вторжения командующий экспедиционными войсками Кейран Дарквилл, младший сын генерала Борама Дарквилла, выманил Алистара из деревни, чтобы с легкостью уничтожить поселение. Вернувшись домой, воин увидел только догорающие руины и трупы сородичей. Его охватила страшная, неутолимая ярость. Обезумевший минотавр в одиночку вышел на бой с полком элитных ноксианских войск и сразил сотни врагов, он бушевал, пока на место бойни не были вызваны сильнейшие призыватели. Только с их помощью Алистара удалось заковать в цепи и отправить в Ноксус. Город-государство встретил минотавра хищным оскалом: Алистару было суждено провести годы на гладиаторской арене, проливая кровь ради забавы местных вельмож. Жизнь гладиатора способна довести до безумия даже самое благородное существо, но Алистару повезло: молодая служанка по имени Айелия прониклась сочувствием к пленнику и устроила для него побег. Внезапно обретя свободу, Алистар вступил в недавно основанную Лигу Легенд в надежде когда-нибудь отомстить Ноксусу и вновь увидеть ту, что дала ему надежду. Не желая почивать на лаврах чемпиона, минотавр использует свою известность, чтобы защитить обиженных ноксианским правительством и разоблачить происки военных, чем успел навлечь на себя гнев многих влиятельных господ. Несмотря на славу яростного и неукротимого воина в Лиге Легенд, он успел получить несколько наград за благотворительную деятельность.

«Если призыватель намерен взять быка за рога, Алистару найдется, чем на это ответить»

Алистар

Минотавр

Характеристики :

Здоровье 442 (+102) Урон 55.03 (+3.62)
Регенерация здоровья 7.25 (+0.85) Скорость атаки 0.625 (+2.125%)
Мана 215 (+38) Броня 18.5 (+3.5)
Регенерация маны 6.45 (+0.45) Сопротивление магии 30 (+1.25)
Дальность атаки 125 Скорость передвижения 330

Плюсы и минусы :

Плюсы
Минусы

Оппоненты :

Алистар слаб против:
Алистар силен против:

Как контрить Алистар :

Предметы:
Способности призывателя:

Если вы пушите линию против Алистара, не стойте слишком близко к башне, иначе он использует Flash и совершит комбо из Pulverize и Headbutt .

Если вы не уверены, что наверняка сможете убить Алистара, ни в коем случае не дайвите его под башней. Его ультимейт Unbreakable Will значительно уменьшит входящий урон, а контроль Pulverize и Headbutt не даст вам потом уйти из под башни.

Старайтесь нанести Алистару как можно больше урона, если он промахнулся своим комбо из Pulverize и Headbutt .

Умения :

Trample (Топот)

Пассивное: После применения каждого умения, Алистар получает способность проходить сквозь юнитов в течение 3 секунд, а также наносит 6 + (1 * уровень) (10% от AP) магического урона ближайшим врагам и постройкам каждую секунду. Trample наносит удвоенный урон по миньонам и монстрам, нанося 12 + (2 * уровень) (20% от AP) магического урона каждую секунду.

[Q] Pulverize (Сокрушение)

Активное: Алистар сокрушает землю под собой, нанося магический урон ближайшим врагам и подбрасывая их в воздух на 1 секунду. После приземления они станятся на 0.5 секунды.

Магический урон: 60/105/150/195/240 (+50% от AP)

Дальность: 365

Откат: 17/16/15/14/13

Стоимость: 70/80/90/100/110 маны

[W] Headbutt (Удар головой)

Активное: Алистар таранит выбранного врага, нанося магический урон, станя его на 1 секунду и отбрасывая назад.

Магический урон: 55/110/165/220/275 (+70% от AP)

Дальность: 650

Откат: 14/13/12/11/10

Стоимость: 70/80/90/100/110 маны

[E] Triumphant Roar (Торжествующий рев )

Активное: Алистар издает боевой рев, восстанавливая здоровье себе и ближайшим союзникам. Откат Triumphant Roar уменьшается на 2 секунды каждый раз, когда рядом умирает вражеский юнит.

Восстановление здоровья себе: 60/90/120/150/180 (+20% от AP)

Восстановление здоровья союзникам: 30/45/60/75/90 (+10% от AP)

Дальность: 575

Откат: 12

Стоимость: 40/50/60/70/80 маны

[R] Unbreakable Will (Несокрушимая воля)

Активное: Алистар издает неистовый рев, снимая с себя все эффекты контроля. В течение 7 секунд после этого, он получает дополнительное AD, а входящий физический и магический урон уменьшается на определенный процент.

Дополнительное AD: 60/75/90

Уменьшение входящего урона: 50/60/70%

Откат: 120/100/80

Стоимость: 100 маны

Порядок прокачки умений :

LVL 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Приоритет прокачки наших умений выглядит следующим образом:

Прокачиваем Unbreakable Will на 6, 11 и 16 уровнях, чтобы получить больше дополнительного AD, а также уменьшить входящий урон, что сделает нас очень танковыми. В первую очередь прокачиваем Pulverize . Это умение не только позволит нам наносить массовый урон, но и даст массовый стан. Во вторую очередь прокачиваем Headbutt , для того чтобы дополнительно увеличить наш урон, а также уменьшить откат этого умения, что позволит нам чаще отбрасывать врагов. Умение Triumphant Roar берем один раз на 3-ем уровне, после чего прокачиваем его в последнюю очередь. С помощью этого умения мы будем восстанавливать немного здоровья, а также активировать пассивку Trample , которая позволит быстрее пушить башню.

Руны :

Marks (Метки) :

9 x - Greater Mark of Hybrid Penetration

Руны на смешанное пробивание увеличат не только урон от наших умений, но и от базовых атак, что очень важно, если учесть как много дополнительного AD дает нам наш ультимейт Unbreakable Will .

Seals (Печати):

9 x - Greater Seal of Armor

Руны на броню помогут уменьшить урон, получаемый от вражеского AD-кэрри и автоатак вражеского саппорта. С этими рунами мы станем более танковыми и будем комфортнее чувствовать себя на линии.

Glyphs (Символы):

9 x - Greater Glyph of Magic Resist

Руны на магическое сопротивление помогут нам уменьшить урон от вражеского саппорта и от умений некоторых AD-кэрри.

Quintessences (Квинтэссенции):

3 x - Greater Quintessence of Gold

Выполняя роль саппорта, нам нужно будет отдавать весь фарм нашему AD-кэрри. Чтобы ускорить покупку наших первых предметов, нам понадобятся квинты на золото.

Таланты :

15 очков вкладываем в ветку «Utility» , чтобы повысить скорость передвижения, регенерацию маны и приток золота, а оставшиеся 15 очков – в ветку «Defense» , для повышения нашей выживаемости на линии.

Более подробную информацию о талантах можно найти в статье.

Способности призывателя :

Flash (Скачок)

Flash – стандартная способность для большинства чемпионов. Позволит нам спасаться при ганках, преследовать убегающих врагов, а также перепозиционироваться в тимфайтах.

Exhaust (Изнурение)

Exhaust – очень полезная способность для саппорта. Она поможет нам замедлять убегающих врагов, а также выводить из строя вражеских ассасинов и AD-кэрри в тимфайтах.

Предметы :

Финальный билд
Стартовые предметы

Если же мы выбрали роль саппорта, то в начале игры покупаем: Ancient Coin , 2 Health Potion и Stealth Ward . Ancient Coin будет давать нам по 2 дополнительных золота, когда рядом с нами будет умирать вражеский миньон, а также повысит регенерацию маны и здоровья.

Если мы будем стоять на агрессивной линии и нам понадобится дополнительная выживаемость, то начинаем игру с Doran’s Shield и Health Potion . Doran’s Shield повысит наше здоровье, регенерацию здоровья и будет уменьшать урон от вражеских базовых атак. Поскольку мы не сможем позволить себе Stealth Ward , нам придется начать игру с Warding Totem . После покупки Sightstone , нужно обязательно сменить этот тринкет на Sweeping Lens .

Ранняя игра

В первую очередь нам нужно купить Sightstone , Boots of Speed , а также улучшить наш Ancient Coin до Nomad’s Medallion . Sightstone будет давать нам по четыре варда каждый раз, когда мы будем возвращаться на базу. Этот предмет позволит нам не тратить деньги на Stealth Ward . Также этот предмет даст нам немало здоровья, что сделает нас более танковыми. Boots of Speed повысит нашу скорость передвижения и поможет догонять врагов или уходить от ганков. Nomad’s Medallion улучшит эффект Ancient Coin и будет давать по 3 дополнительных золота, когда рядом с нами будет умирать вражеский миньон. Также этот предмет будет пассивно давать по 2 золота каждые 10 секунд.

Середина игры

К середине игры мы должны собрать Mercury’s Treads , Ruby Sightstone и Talisman of Ascension . Ruby Sightstone позволит нам не покупать варды, что поможет сохранить немало золота. Также этот предмет даст нам дополнительное здоровье, что сделает нас немного крепче. Talisman of Ascension дополнительно даст нам 20% CDR и активную способность, с помощью которой мы будем увеличивать скорость передвижения ближайших союзников. CDR позволит нам применять наши умения чаще, а активная способность поможет нашей команде инициировать тимфайты или отступать во время вражеской инициации. Mercury’s Treads повысят наше сопротивление магии, а также уменьшат длительность примененных на нас умений контроля.

Поздняя игра

Locket of the Iron Solari – хороший предмет для Алистара. Он обеспечит нам здоровье, магическое сопротивление и CDR. Также этот предмет даст нам пассивную ауру, которая будет повышать магическое сопротивление и регенерацию здоровья наших союзников, и активную способность, с помощью которой мы будем накладывать на союзных чемпионов щит, поглощающий входящий урон. Купив Locket of the Iron Solari , мы усилим всю нашу команду, что в свою очередь, повысит шансы выиграть тимфайт.

Randuin’s Omen – отличный предмет для Алистара. Даст нам не только здоровье и броню, но и две способности: пассивную, которая будет уменьшать скорость атаки автоатакующих нас врагов, и активную, которая будет замедлять скорость передвижения ближайших врагов. С этим предметом враги не смогут кайтить нас, и мы без труда сможем добраться до вражеских кэрри.

Mikael’s Crucible – отличный предмет для Алистара, когда во вражеской команде множество умений контроля, а наш AD-кэрри не взял способность Cleanse . Не забываем, что активная способность этого предмета не только снимает с цели все умения контроля, но и лечит ее. Также Mikael’s Crucible даст нам магическое сопротивление и пассивку, которая не позволит нам остаться без маны.

Spirit Visage – еще один отличный предмет для Алистара. Он даст нам здоровье, регенерацию здоровья, магическое сопротивление, CDR, а также пассивку, которая увеличит все наши эффекты восстановления здоровья на 20%. Отлично сочетается с умением Triumphant Roar .

Banshee’s Veil – ситуативный предмет для Алистара. Он повысит наше здоровье и магическое сопротивление, а также даст пассивный щит, который будет блокировать одно вражеское умение каждые 25 секунд. Покупаем Banshee’s Veil против команды с большим количеством поука.

Thornmail – еще один ситуативный предмет для Алистара. Этот предмет даст нам много брони и пассивку, которая будет возвращать 30% урона от автоатак обратно автоатакующему, что в сочетании с другими нашими танковыми предметами позволит наносить неплохой урон вражескому AD-кэрри. Покупаем этот предмет только в том случае, когда в команде врага есть несколько автоатакеров, вроде Tryndamere или Master Yi .

Warmog’s Armor – также ситуативный предмет для Алистара. Он даст нам много здоровья и регенерации здоровья, что сделает нас очень танковыми и позволит выдерживать большое количество урона. Покупаем этот предмет только в том случае, если во вражеской команде нет чемпионов, наносящих процентный урон, а также вражеская команда наносит в основном только один тип урона: магический или физический.

Алистар — сильный сапорт, топ — лайнер и джанглер, с неплохим уроном, састейном и контролем. Поговорим о его абилках и о том, как за него тащить катки и репортить противников за анскилл.

Торжествующий рев (Passive)

Алистар готовит свой рев, оглушая или смещая вражеских чемпионов, а также находясь рядом с умирающими врагами. Когда рев подготовится полностью, он восстанавливает здоровье Алистару и ближайшему союзному чемпиону.
Наш састейн и хил, который будет хорошо прокать на линии.

Сокрушение (Q)


Дальность: 365

Алистар сокрушает землю, нанося 60/105/150/195/240 (+50% силы умений) магического урона окружающим противникам, подбрасывая их в воздух на 1 сек.
Кушка — наш массовый контроль, который ничем не хуже ульты Мальфа или Браума.

Удар головой (W)

Стоимость: 65/70/75/80/85 маны
Дальность: 650

Алистар таранит цель, нанося ей 55/110/165/220/275 (+70% силы умений) магического урона и отбрасывая ее назад.
Вешку следует использовать в комбе с Q или при желании забросить врага в уютную компанию керри или союзную вышку.

Топот (E)

Стоимость: 50/60/70/80/90 маны
Дальность: 350

Алистар топчет землю, получая возможность проходить сквозь бойцов и нанося 0 (+0) магического урона ближайшим врагам в течение 5 сек. Алистар получает заряд Топота за каждый удар, если он заденет вражеского чемпиона. Когда Алистар накопит 5 зарядов Топота, его следующая автоатака по вражескому чемпиону дополнительно нанесет 0 магического урона и оглушит его на 1 сек.
Дополнительный контроль, который поможет союзникам во время драки.

Несокрушимая воля (R)

Стоимость: 100 маны
Дальность: 1

Алистар снимает с себя все ослабления. Кроме того, получаемый им физический и магический урон снижается на 50/60/70% на 7 сек.
Ульта — славный баф, дающий нам 7 секунд порнографии с участием крупнорогатого скота в главной роли. При этом мы можем станчить колоссальное количество урона и славно побить вражков.

Итак Алистар, вне зависимости от того, куда вы его возьмете — это очень сильный бычок, способный законтролить половину тимы и нахилить керри. На ранних этапах игры нашей задачей будет харасс противников и попытки закинуть их под союзный тавер (на боте и топе), а в лесу мы будем искать наилучшую позицию для ганка, чтобы законтролить противника и дать возможность союзнику нанести как можно больше урона. В тимфайтах нам надо будет приложить все усилия к инициации и дефу союзных керри.

Максить будем Q:

Собираться будем в сапорт:

Алистар! Это один из первых чемпионов, которых я открыл, когда начал играть в ЛоЛ(в первой тройке - точно). Он является отличным примером агрессивного суппорта, более того, он может джанглить! Бывало я им пару раз стоял на топе на пару с соракой, мы собирали огромные волны миньонов и рвали ими башни врагов. Да, было время… Ну да ладно, приступим к гайду!

Спеллы
Пассивка - каждый раз, когда Алистар кастует способность, он может проходить сквозь юниты и наносит магический урон каждую секунду ближайшим вражеским юнитам и строениям в течение 3 секунд. По нейтральным монстрам и миньонам проходит двойной урон.

Использование другой способности обновляет длительность пассивки.

Q - Алистар бьёт по земле так, что вражеские юниты вокруг него подбрасываются в воздух на 1 секунду и станятся на 0,5 секунды при приземлении. Наносит магический урон.

W - Алистар бадает врага, отбрасывая его назад и нанося магический урон.

Если сделать рядом со стенкой, то враг перебросится через стенку, а не влетит в неё.

Если научиться делать комбо W + Q , то получится типо ульта Мальфита, только с гораздо более быстрым откатом.

E - Алистар восстанавливает здоровье себе и в 2 раза меньше союзным юнитам возле себя. Кулдаун снижается на 2 секунды каждый раз, когда рядом с Алистаром умирает вражеский юнит.

R - Алистар получает бонус к урону, снимает с себя любые СС-эффекты. Входящий по Алистару физический и магический урон снижен на 50 / 60 / 70 % в течение 7 секунд.

Прокачка
Саппорт: приоритет R > Q > E > W

Джангл: Q -> W -> ганк -> E -> Q -> E -> W -> ганк, в этом случае на максимум так же качайте кушку, а E и W
старайтесь держать на равных уровнях.

Саммонер спеллы
«Лесной бычара» - Флэш+Смайт
«Ручной бычок» - Флэш+Экзост
Мастерис
Для джангла за Алистара для нанесения большего урона и быстрой зачистки леса и танковости, которая пригодится как в лесу, так и при ганках.

Для саппорта-Алистара

Руны
Квинты на скорость передвижения
Красные на скорость атаки(в лес) или на броню(суппорт)
Жёлтые на броню(в лес) или на генерацию золота(на лес)
Синие на защиту от магии
Билд
Саппорт:

Cristalline flask + 3 варда -> Вардилка+боитнки -> Philosopher`s Stone -> Aegis Of the Legion -> Boots Of Mobility -> Ruby Sightstone -> Shurelya`s Reverie -> Kage`s Lucky Pick -> Iceborn Gauntlet -> Runic Bulwark -> Shard Of True Ice

Лесник:

Hunter`s Machete + 5 потов -> Ботинки -> Spirit Stone -> Boots Of Mobility -> Spirit of The Ancient Golem -> Trinity Force -> Frozen Heart -> Spirit Visage -> Guardian Angel

Зачем тринити форс? Просто потому что это лучший атакующий предмет на Алистара! У него очень высокий базовый урон, а именно это усиливает Sheen! Ульта даёт ему увеличенный АД, что очень хорошо сочетается со скоростью атаки и шансом крита от триньки. Жизни и мана всегда будут полезны! В общем, отличный предмет на Алистара!

Стратегия, хитрости и суть игры за Алистара
Общая суть и для саппорта и для лесника - Q и W можно и нужно комбинировать. Делаете W на врага и в полёте нажимаете Q. Тогда враг не отлетит куда подальше, а будет застанен! По сути это - ультимейт Мальфита в миниатюре. Потренируйтесь в исполнении этого комбо против ботов, очень советую!

Также можно сделать Флэш -> Q -> обойти врага -> W в сторону союзника. Но делайте это осмотрительно, так как тратится флэш.

Также можно заходить под башню, включать ультимейт и выбрасывать врага из-под неё. Алистар под ультой отлично танчит урон, в том числе и от башен! Эта его особенность просто бесценна во время ганков!

Помните, что W может перекинуть врагов через стенку! Иногда это полезно - например, когда вражеский фиддл кастанул ульту. Но в большинстве случаев это - упущенный килл. Поэтому старайтесь правильно рассчитывать своё W. Кстати, если сделать W так, чтобы враг влетел в толстую стену, то он «влипнет» в неё. За то время, пока он будет в таком состоянии, вы можете просто дойти до него и сделать Q. Суммарно, это примерно 2-3 секунды. Если ваш кэрри не будет дроч зевать, это будет килл.

Роль Алистара в команде - Танк-спаситель и Товердайвер-краудконтрольщик. Сейчас поясню. Заранее повторю, что ульта снимает с Алистара весь CC.

Танк-спаситель - на всю вашу команду прыгает ультой Фиддл - бодните его обратно, откуда пришёл. На всю вашу команду прыгает Галио и делает ульту - Алистар делает свою ульту, снимает с себя СС, бодает Галио и прерывает ему каст. Аналогично можно поступать при ульте Амуму, только бодать надо не самого Амуму(смысла нет - он уже ульту сделал), а самого опасного врага в радиусе действия W.

Товердайвер-краудкнтрольщик - как я уже говорил - под ультой, Алистар почти не получает урона от башен. Это позволяет ему спокойно заходить под вражеские башни и выпинывать оттуда трепещущих вражин.

Помните, что его ульта снимает ВЕСЬ CC. Если вас поймали и лупят всей толпой - не жалейте ульту! Если вы включили её, когда у вас осталось 300 жизней и на вас игнайт - лучше бы вообще не включали. Заклятые враги Алистара - те, кто может наносить чистый урон(True Damage) - Vayne, Cho`Gath, Darius. Всегда отмечайте их положение в тимфайте и не приближайтесь к ним под ультой с низкими жизнями. Помните, что ульта не снижает урон от True damage!

Немного тонкостей для конкретных ролей.

Саппорт

Алистар на E лечит и себя и союзника, причём себя лечит в 2 раза сильнее, чем союзника! А значит сам Алистар должен лезть на врага в 2 раза сильнее, чем его союзник по лейну. Не бойтесь получить харассмент - другой, хил Алистара очень дешёвый и чем больше вражеских миньонов вокруг умирают, тем чаще он может лечить. Всегда ищите возможность сделать W+Q комбо! Это очень сильный CC, который делается быстрее многих других!

Ставьте посохи в кусты и пробуйте убить вражеского суппорта! Килл суппорта, конечно не так сочен, как килл кэрри, но это тоже деньги!

Лесник

Алистар - ганкающий лесник. Его фарм в лесу довольно медленный, зато ганкает он просто отлично! Поэтому старайтесь приходить на ганки как можно чаще! Это ваш хлеб, масло, призвание и смысл игры за джангл-Алистара! Кроме того, джангл Алистар - это не просто машина для товердайва и СС, а фактически полутанк.
Не бегайте соло! Алистар должен играть с командой! У него мало урона, зато нормально CC и живучести.

«Город Солнца» - это просветительский центр, основная задача которого – обретение, накопление и распространение знаний об уникальных особенностях и общих чертах самобытных культур народов мира. Наш Просветительский центр существует с сентября 2003 года. Его основателем и руководителем является философ, культуролог и историк искусства Галина Прокофьевна Зубец.

Название нашего Просветительского центра происходит от заглавия произведения итальянского философа Томмазо Кампанеллы "Город Солнца". Но объединяет нас с этим философским трактатом не только название. Есть и более глубокая связь. С одной стороны, именно итальянская культура и наш глубокий интерес к ней привели к созданию "Города Солнца". С другой стороны, с самого начала мы осознавали некую близость и созвучность наших собственных идей к множеству идей, изложенных Кампанеллой в его знаменитом труде.

Изучение культуры в «Городе Солнца» многосторонне по содержанию (история, философия, искусство, религия, наука, быт) и разнообразно по форме (путешествия по городам и странам, экскурсии в музеях и на открытом воздухе, просмотр и производство документальных и художественных кинофильмов, посещение театров и постановка спектаклей, исполнение и созерцание танцев, изучение иностранных языков, подготовка докладов, выставок, концертов, издание книг).

Деятельность «Города Солнца» достаточно динамична. Первоначально это был единственный клуб – Итальянский, но со временем стали появляться и другие. Теперь некоторые клубы и студии существуют постоянно (Клуб Знатоков Москвы, Клуб любителей русской провинции, Театральный клуб и театральная студия, Музей кино, Клуб художественного творчества, Издательский центр). Другие клубы возникают периодически для повышения интенсивности изучения культуры той или иной страны (Итальянский, Немецкий, Китайский, Чешский, Бразильский, Узбекский, Испанский, Польский, Болгарский, Турецкий, Индийский, Вьетнамский, Лаосский и другие). Какие клубы появятся в дальнейшем? - покажет время.

За время своего существования «Город Солнца» организовал и осуществил десятки путешествий во множество стран обоих полушарий. Целью этих экспедиций является не только собственное знакомство с самобытной культурой различных народов, но и сбор материала для последующей просветительской деятельности. В подавляющем большинстве случаев это не шаблонные поездки, организованные туроператорами для массового потребителя, а полноценные уникальные путешествия, самостоятельно подготовленные силами членов «Города Солнца». Как правило, в течение нескольких месяцев до начала намеченной поездки тщательно разрабатывается маршрут и логистика, выявляются достоинства и недостатки транспортной системы намеченного региона, возможные схемы перемещения. Кроме этого изучаются климатические и географические особенности, достопримечательности, которые планируется посетить, изучаются особенности мировоззрения, быта и творчества простых и всемирно известных представителей народов, населяющих намеченный для путешествия регион. По возвращении участники экспедиции готовят иллюстрированные стенды, фотоотчеты, устраивают вечера, где все желающие могут услышать рассказы о путешествии, получить ценные советы, посмотреть фотографии и фильмы, послушать музыку и даже отведать блюда национальной кухни.

Не менее интересными являются прогулки по Москве, поездки по городам русской провинции или поиски следов заброшенных усадеб.

Театральный клуб оказывает помощь студентам в приобретении бесплатных (или недорогих) билетов на лучшие театральные постановки Москвы.

В Музее кино демонстрируются фильмы, являющиеся шедеврами как отечественного, так и зарубежного кинематографа; документальные фильмы о городах и странах, которые члены «Города Солнца» планируют посетить, а также те, которые были сняты во время путешествий.

В Издательском центре «Города Солнца» вышли: 1) сборник стихов и прозы коллектива профессиональных и непрофессиональных писателей «Глоток кислорода»; 2) путеводитель-расследование «Прогулки по Пироговке» Галины Зубец; 3) сборник стихов «Эклектика» Александра Комкова; 4) путеводитель «Знакомый и незнакомый Алатырь» Анны Ильиновой; 5) Книга «Ломоносовские места Москвы» Галины Зубец.

Просветительский центр непрерывно собирает и распространяет информацию о самых ярких событиях культурной жизни Москвы (выставках, фестивалях, гастролях).

«Город Солнца» существует не только для повышения образованности и расширения кругозора. Это школа творческого, открытого отношения к жизни, в которой «городосолнцевцы» имеют возможность реализовывать свои таланты, учатся ставить новые цели, искать пути для их достижения, преодолевать трудности, поддерживать друг друга, принимать самостоятельные решения и нести ответственность за свой выбор. Город Солнца - это школа философии жизни.

Город Солнца - школа философии жизни

«Город Солнца» – маленький оазис в тотально наступающей пустыне массовой культуры, остров отдыха от напряженного труда и свободы от повседневной обыденности. Каждый, кто испытывает жажду, может свободно прийти в него и обрести радость от общения с теми, кто его понимает.

Со списком всех открытых к доступу материалов данного сайта можно ознакомиться в разделе

Triumphant Roar - благодаря пассивному умению Алистар может периодически восстанавливать здоровье себе и окружающим союзникам. Причем для этого нужно лишь правильно использовать основные умения и находится в зоне, где погибают враги. Со стороны конечно может показаться, что лечение небольшое, но в действительности оно очень хорошо помогает при игре на линии. Особенно лечению будет рад союзный керри. Для того, чтобы автоматическое лечение сработало, нужно накопить 7 зарядов. Каждый погибающий миньон на линии будет давать заряд. Также заряд дается в том случае, если Алистар оглушает вражеского чемпиона или откидывает его с помощью Headbutt . Фактически после каждой волны миньонов Алистар будет активировать свою пассивку. При этом желательно следить за тем, чтобы лечение обязательно получал союзник.

Pulverize - превосходное умение, которое в общей сложности дает 1.5 секунды контроля группы врагов. Главное применение этого умения это конечно же контроль врагов и инициирование сражения. Урон является второстепенным по важности, хотя умение в сумме способно неплохо продамажить. Важно понимать, что умение применяется не мгновенно и Алистар тратит время на замах своими руками. Данный факт может быть использован например для того, чтобы сразу после применения умения задействовать заклинание Flash и быстро сблизиться с врагом. Также нужно учитывать то, что если вы просто бежите к врагам, то в момент удара они могут воспользоваться небольшой задержкой и например отпрыгнуть в сторону. Само собой речь идет о долях секунды, но даже этого достаточно, чтобы совершить ошибку и дать врагу возможность убежать от вас. Тот факт, что умение сначала подкидывает, а потом оглушает, на самом деле является очень интересной и важной особенностью. Важно понимать, что 1.5 секунды оглушения и 1 секунда подкидывания + 0.5 секунды оглушения это не одно тоже. Дело в том, что длительность эффекта оглушения может быть снижена за счет различных артефактов или способностей героев, в то время как длительность подкидывания всегда будет составлять 1 секунду (конкретно в этом умении). Таким образом, независимо от того, купил враг например предмет Mercury"s Treads или нет, минимальный эффект контроля будет составлять 1 секунду + остаток от эффекта оглушения. Изначально перезарядка умения достаточно большая, но повышение уровня умения может заметно снизить этот показатель и уже на 4 уровне перезарядка будет сопоставима с 1 уровнем умения Headbutt , то есть мы можем совершать основное комбо максимально часто. Конечно бывают ситуации, когда Pulverize максится не первым, но об этом мы поговорим в соответствующем разделе.

Headbutt - самое сложное, в плане применения, умение Алистара. Чаще всего способность используется в связке с Pulverize. То есть мы совершаем рывок к врагу и во время полета активируем умение Pulverize. Таким образом при соприкосновением с врагом, Алистар сразу же подкинет его в воздух. Само собой это лишь небольшая иллюстрация и вообще умение может применяться в различных ситуация. Благодаря отбрасыванию, Алистар может непросто откидывать врагов, но и перекидывать их через небольшие препятствия. Иногда это может привести к тому, что вы забросите врага в ловушку или же сохраните ему жизнь в случае не удачи. Конечно основное применение умения это отбрасывание, но тем не менее способность может наносить приличный урон и умение имеет хорошую прибавку урона от AP. Интересной особенностью умения является то, что в момент прыжка Алистар игнорирует препятствия. Таким образом можно например преодолевать небольшие неровности местности. Само собой для активации умения Алистару нужна цель и это целью может быть нейтральный монстр в лесу. То есть мы устанавливаем вард (или же уже имеем обзор нейтралов) и применяем умение на нейтральных монстров. Алистар прыгнет к монстрам и преодолеет небольшую преграду. Это обязательно стоит учитывать, так как в арсенале Алистара нет других возможность скрыться от врагов и по факту Headbutt это единственное умение, дающее Алистару какую-то мобильность. Отбрасывание может быть использовано для того, чтобы сбить эффект различных прыжков, которые могут применять другие чемпионы (например Maokai , Lee Sin или Vi ). Действие умения не всегда является предсказуемым в тот момент когда оно применяется на отпрыгивающих врагов. Попросту может глючить. Например игра может дождаться, когда враг долетит до конечной точки и только в этот момент применится Headbutt или же наоборот сначала используется Headbutt и потом враг совершит своей прыжок. Другими словами во время атаки стоит учитывать то, что Алистар может повести себя весьма странно.

Trample - очень важная способность в арсенале Алистара. Само собой урон умения здесь является скорее приятным дополнением и в основном способность используется как дополнительный источник контроля. В первую очередь хочу обратить ваше внимание на то, что при активации в течении 5 секунд Алистар может проходить сквозь юнитов и это достаточно важно для героя с атакой ближнего боя. При игре на линии миньоны могут просто загородить путь и вы например не успеет сблизиться с врагом и использовать Pulverize . Теперь давайте поговорим о зарядах "Топота". Заряды Алистар получает в тот момент, когда способность задевает вражеских чемпионов. При этом под Алистаром появляется анимация заполняющейся цепи. В общей сложности Trample наносит урон 10 раз (каждые 0.5 секунды) и для того, чтобы полностью зарядить "Топот" нужно задеть вражеского чемпиона 5 раз. Если использовать способность рядом с вражеским чемпионом, то получить 5 зарядов не составит труда. Особенно если у противника нет каких-то умений на мобильность. Как только "Топот" будет полностью заряжен, следующая автоатака Алистара оглушит вражеского чемпиона на 1 секунду и нанесет некоторое количество бонусного магического урона. В бою эта дополнительная секунда оглушения играет очень важную роль и данная особенность очень хорошо сочетается с другими способностями чемпиона.

Unbreakable Will - благодаря 70% защите, которую дает ульт, Алистар является одним из лучших танков даже без наличия каких-либо артефактов на защиту. Тут важно понимать то, что ульт снижает входящий магический и физический урон, но умение не поможет против "чистого" урона. Таким образом стоит внимательно следить за составом команды противника и учитывать умения, которые могут нанести чистый урон (например подобный урон есть у героев Cho"Gath , Vayne или Darius ). В целом ульт действует достаточно долго (7 секунд), но это вовсе не означает, что его нужно прожимать перед началом боя. Лучше всего использовать ульт в тот момент, когда вы уже находитесь в гуще событий и враги начинают вас атаковать. Более позднее применение ульта еще хорошо и тем, что при активации Алистар снимает с себя все негативные эффекты контроля (оглушение, замедление и так далее). Таким образом мы как бы сбрасываем с себя контроль и продолжаем бой. Обязательно перед началом боя стоит посчитать сколько всего вам нужно маны на использование всех основных умений и ульта. Будет очень обидно, если вы прыгнете в толпу врагов и окажется, что вам не хватает 20-30 маны на ульт.

Выбор заклинаний:

Наиболее частым выбором заклинаний для Алистара являются Flash и Exhaust. Эти два умения компенсирую недостатки Алистара. Flash позволяет быстро сократить дистанцию до цели и начать атаку. Exhaust позволит на некоторое время частично вывести из строя основного дамагера противника или же просто замедлить скорость передвижения противника. Вместо Exhaust может быть использован огонь Ignite . Огонь имеет смысл брать в том случае, когда в команде противника есть какое-нибудь мощное лечение или регенерация. Еще одни неплохим заклинанием является лечение Heal . Зачастую лечение берет союзный керри на линии и поэтому лечение для Алистара выбирается редко. Но если например союзный керри использует барьер Barrier , то в этом случае лечение может быть весьма полезно. Если вы очень часто играете с заклинанием Teleport и умеете быстро реагировать на ситуацию на другой линии, то в принципе можно использовать и его.

Порядок прокачки умений:

В плане порядка прокачки умений у Алистара может много различных вариантов, но для начинающего игрока я бы советовал в первую очередь максить оглушение , а затем . Способность обязательно прокачивается в начале игры на единичку. Это своего рода универсальный вариант, который подойдет для большинства ситуаций. Если вы хотите увеличить разовый урон Алистара и считаете, что небольшое повышение урона приведет к тому, что вы будете доминировать на линии, то в этом случае можно в первую очередь максить . Также в некоторых случаях во вторую очередь (после ) может быть замаксена способность . Дело в том, что это все таки АОЕ умение и в некоторых случаях это может очень актуально. Советую вам попробовать сперва первый вариант, а потом начать экспериментировать.

Вариант 1:

1 4 5 7 9
2 8 10 12 13
3 14 15 17 18
6 11 16

Вариант 2:

1 8 10 12 13
2 4 5 7 9
3 14 15 17 18
6 11 16

Руны:

Выбор артефактов:

При первоначальном закупе лучше всего использовать стандартный вариант, который используют большинство танков:

Ниже мы рассмотрим наиболее проблемных героев, которые могут встретится Алистару на линии.

Самые большие сложности Алистар испытывает против героев с атакой дальнего боя и возможностью постоянно харасить. К примеру Алистару будет неприятно стоять на линии против: Janna , Vel"Koz , Zyra или Morgana . Даже классические сапорты и те могут сильно досаждать нам, например Sona , Nami или Soraka . Главная проблема в том, что Алистар на протяжения всего начала игры будет вынужден постоянно получать урон и использовать свое стандартное комбо будет непросто. Помимо этого Алистар будет не очень хорошо против некоторых сапортов-танков. В эту группу я бы включил: Taric , Thresh , Leona , Braum и Tahm Kench . Каждый из этих героев по своему хорош против Алистара и играть против них будет очень сложно, особенно если попадется опытный противник.

Алистар далеко не самый простой чемпион и это иллюзия, что его умения работают просто и понятно. Зачастую начинающие игроки просто не понимают, как лучше всего использовать умения героя и говорят, что чемпион ни на что не способен. В действительности Алистар сильный чемпион и особенно хорошо это ощущается в командных сражениях. Начало игры является наиболее сложным и неприятным этапом в жизни Алистара. Дело в том, что герой обладает атакой ближнего боя и это уже накладывает некоторые ограничения при игре на линии. Частенько враг будет просто пользоваться вашей неповоротливостью и использовать атаку дальнего боя или какие-то умения. Алистар же в свою очередь может ответить только грамотным использованием своих умений, а точнее комбо из своих умений. В первую очередь стоит научиться использовать простую комбинацию Headbutt + Pulverize . Самое главное применять Pulverize во время полета. Иначе в конечной точке вы можете просто не успеть оглушить цель и она попросту улетит назад. Эта простая комбинация позволяет быстро сократить дистанцию до врага и оглушить его. В идеале конечно нужно использовать умения таким образом, чтобы зацепить сразу несколько целей, но такая возможность бывает не всегда. Научиться использовать простое комбо это еще не самое главное. Гораздо важнее чувствовать момент, когда ваш союзник на линии сможет вам помочь и сразу же включится в бой. Если к примеру вы начинаете атаку в тот момент, когда союзник собирается добить осадного миньона, то вы таким образом лишите его неплохого фарма и таких ситуаций допускать не стоит. Лучше всего выбирать момент, когда ваших миньонов больше, чем миньонов врага или когда ваш союзник уже решительно идет в атаку. Наиболее оптимальным вариантом для первой атаки является 2 уровень. И вот тут еще важно сказать то, что этот самый 2 уровень желательно получать раньше врага, пускай даже на несколько секунд. Имея в арсенале два главных умения, можно заручиться поддержкой союзника и осуществить первую серьезную атаку. Даже если противник не умрет, велика вероятность, что вы вынудите его играть некоторое время пассивно или же враг просто улетит на базу для восстановления. Такое развитие ситуации для Алистара очень выгодно. Если играть очень пассивно на начальном этапе игры, то в конечном итоге враг просто загонит вас под собственную башню и вылезти из такой ситуации поможет разве что союзный лесник. Чуть выше мы уже говорили о важности применения комбо, но мы не сказали об одном важном моменте. У Алистара не самый большой запас маны и плохой реген. Из-за этого каждое использование умения должно приносить хоть какие-то результаты. Если вы например используете комбо, но союзник вам не помогает и вы просто отбегаете назад, то смысла в таких нападениях будет мало. Да, вы конечно будете наносить некоторое количество урона, но враг спокойно восстановит потерянное здоровье и продолжит бой. Если противник играет крайне агрессивно, взял инициативу в свои руки и даже загнал вас под башню, то в этом случае может быть полезно использование комбо Pulverize + Flash + Headbutt . Обратите внимание, что Pulverize используется до Скачка, но применяются они практически мгновенно. Дело в том, что во время использования Pulverize Алистар делает долгий замах и если вы используете это умение после Скачка, то есть вероятность, что враг успеет отойти в сторону или применит какое-нибудь умение. Последнее умение Headbutt в этом комбо применяется для того, чтобы закинуть врага под союзную башню и таким образом постараться убить противника за счет дополнительного урона строения. Эту же комбинацию очень хорошо использовать в середине игры для того, чтобы ворваться в толпу врагов и выкинуть одного из противников в сторону ваших союзников. Сам Алистар в этом случае может спокойно активировать ульт и убежать от врагов. Отдельно хотелось бы коснуться Trample . Данную способность хорошо применять практически во время любого нападения, самое главное обязательно набирать 5 зарядов "Топота" и оглушать вражеского чемпиона. Если вероятность набора 5 зарядов мала, то лучше ману приберечь. Обязательно следует следить за счетчиком пассивной способности Triumphant Roar . Лечение обязательно должно касаться нашего союзного керри, то есть нужно стараться поддерживать его запас здоровья на максимальном уровне.

В середине игры Алистар (даже с минимальным набором артефактов) становится главным инициатором и танком своей команды. Обуславливается это тем, что у героя есть возможность ворваться в толпу врагов с помощью комбо Pulverize + Flash или Headbutt + Pulverize и уже в пылу сражения спокойно активировать свой ульт. Не стоит применять ульт Unbreakable Will раньше времени. Во-первых, может случиться так, что в бою вы потеряете совсем немного здоровья и враг начнет убегать. То есть бонус к защите не потребуется. Во-вторых, важно помнить, что активация ульта позволяет мгновенно снять с себя все негативные эффекты контроля и будет очень здорово, если враги применят свои ключевые способности именно в Алистара. В-третьих, если вы активируете ульт еще до начала боя, то враги просто будут игнорировать Алистара и начнут атаковать других союзников. Другими словами Алистару нужно впитать некоторую часть первоначального урона, чтобы другие союзники в это время могли спокойно атаковать и не попали под фокус врага. Думаю теперь вы понимаете, что даже такое банальное умение, дающее хорошую защиту, не так-то легко применить в бою, чтобы получить от него максимальную выгоду. Конечно если вы врываетесь в толпу врагов, которые стоять под собственной башней, то активировать ульт лучше сразу, чтобы минимизировать урон вражеского строения. Если вы начинаете бой с комбо Pulverize + Flash , то умение Headbutt можно даже немного приберечь на пару секунд. Есть вероятность, что кто-нибудь из врагов например окажется рядом с вашим союзным керри и умение можно будет использовать для того, чтобы откинуть противника в сторону, защитив союзника. Также умение Headbutt может быть использовано как дополнительный вид контроля. Дело в том, что хоть в описании этого и не сказано, но в действительно враг получает 1 секунду оглушения и если например откинуть противника в рядом стоящую стену, то по факту мы как бы оглушим врага и он далеко не улетит от нас. Также умение может быть выгодно использовано для того, чтобы закинуть врага за стену и тем самым выключить его из боя на некоторое время, получив численное преимущество. Об этом тоже стоит обязательно помнить.

На более позднем этапе игры Алистар продолжает выполнять все туже роль инициатора и танка. Разница лишь в том, что на этом этапе игры ошибки допускать нельзя. Если уж вы используете умение Pulverize , то оно должно задевать максимальное количество врагов или использоваться на какую-то очень опасную цель. В некотором смысле выживать в бою становится чуть проще, так как у Алистара появляются хорошие артефакты на защиту, но ульт все равно будет играть важное значение.

Как уже было сказано выше, Алистар не такой уж простой герой, каким он кажется на первый взгляд, но научиться играть им можно быстро. Особенно хорошо Алистар может показать себя в составе слаженной команды, которая способна быстро реагировать на атаку и понимает все плюсы и минусы данного чемпиона.

Обновления

12.09.2016 - Гайд полностью переработан.

23.04.2017 - Исправлены описания умений. Изменена сборка артефактов, таланты и руны. Исправлены некоторые ошибки и недочеты.


Top