Как в образе чацкого соотносятся черты. Характеристика Чацкого в «Горе от ума» (с цитатами)

Фев 18 2015

Комедия «Горе от ума» считается одним из самых известных произведений Грибоедова. В показаны тонкие Человеческие черты характера, которые существовали и всегда будут существовать в России. Грибоедов написал эту Комедию во времена создания декабристами тайных революционных организаций. В комедии показано противостояние Двух сил: старого мира аристократов и нового молодого поколения людей России. Действие комедии разворачивается в доме московского барина Фамусова. Главная роль, конечно, роль Чацкого, без которого не было бы комедии, а, была бы, пожалуй, картина нравов.

До приезда молодого Образованного А. А.Чацкого всё было спокойно, текла своим чередом. Но всё начинается с приезда Александра Андреевича. Чацкий умный молодой барин. Он возвращается в Москву из-за границы и сразу же появляется в доме Фамусова. Чацкий влюблён в Софью, он по ней соскучился и поэтому сразу едет в дом Фамусова.

Его первые слова: «Чуть свет уж на ногах! и я у ваших ног». Любовь Чацкого к Софье не главная мысль произведения, а главное В этой комедии противостояние Чацкого русскому дворянству. В образе Чацкого Грибоедов показал многие Качества передового человека той эпохи.

Чацкий борется против насилия и крепостного права. В монологах и Репликах Чацкого, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух Вольности, свободной жизни, ощущение, что \”вольнее всяких дышит\”. Свобода личности вот мотив времени и Комедии Грибоедова.

Он пытается бороться против Фамусовкого общества. Стремление Чацкого служить отечеству, \”делу, а не людям\”. Он ненавидит все прошлое, в том числе Рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство.

И что же видит он вокруг? Массу Людей, которые ищут лишь чинов, крестов, \”денег, чтоб пожить\”, не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал - \”умеренность и аккуратность\”, их мечта \”забрать все книги бы да сжечь\”. Итак, в центре комедии - Конфликт между \”одним здравомыслящим человеком\” (оценка Грибоедова) и консервативным большинством.

Как и Всегда в драматическом произведении, суть характера главного раскрывается прежде всего в сюжете. Грибоедов показал тяжкую участь молодого прогрессивного человека в этом обществе. Окружение мстит Чацкому за Правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни. Любимая девушка, отворачиваясь от Него, ранит героя больше всего, распуская сплетню о его сумасшествии.

Вот парадокс: единственный Здравомыслящий объявлен безумцем! \”Так! Отрезвился я сполна!\”восклицает Чацкий в конце пьесы. Что Же это поражение или победа? Да, конец у этой комедии далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о Финале так: \”Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы Свежей\” Под лицами Скалозуба, Молчалина, Хлёстовой и других гостей Фамусова Грибоедов показал всю Москву того Времени.

Все эти помещики ценят деньги, славу, звания. Фамусов говорит: «Будь плохенький, да если наберётся Душ тысячки две родовых – тот и жених ». Фамусов хочет выдать Софью замуж за богатого.

Все члены Фамусовского Общества ценят жизнь своих слуг и крепостных крестьян наравне с животными. Чацкий выходит из себя от злости, Когда узнаёт о том, что один барин променял своих слуг на борзых собак. Молчалин – это подлый и низкий Человек, угождает всем, кто ему может быть полезен. Для всех людей, присутствующих в доме Фамусова Чацкий – Враг потому, что такие, как он могут Алл С о ч. Р У разрушить мир Фамусовского общества. Все они угождают тому, кто их Богаче, а Чацкий презирает всех льстецов.

Он говорит: «Служить бы рад, прислуживаться тошно» Именно поэтому Чацкий бросил статскую службу. Фамусов о Чацком говорит: «Опасный человек » Чацкий о Молчалине: «А чем не муж? Ума в нём только мало». А всё общество вместе о Чацком: «Ученье – вот чума, учёность вот причина, что нынче Пуще, чем когда безумных развелось людей и дел, и мнений» В этом обществе каждый заботится о себе и ненавидит Другого. Чацкий – человек умный. Он ненавидит и борется с Фамусовским обществом.

Больше всего на свете Чацкий Ненавидит крепостное право и считает его причиной всех бед. Александр Андреевич любит свой народ, он называет Его «умный, добрый наш народ» Он хочет видеть русский народ культурным, образованным. Чацкий – человек умный, Интеллигентный, а в обществе Фамусова таких людей считают вольнодумными и опасными. Грибоедов противопоставил Чацкого всем остальным героям. Смысл жизни Чацкий видит не в своём благополучии, а в служении Родине, своему Народу. Чацкий протестует против таких, как Фамусов, Скалозуб, Молчалин, но он не в силах справиться с этим Обществом и его объявляют сумасшедшим.

Взгляды Чацкого близки взглядам декабристов. В этой комедии горе от ума – это горе умного, честного, гордого Человека, который считается чужим в этом обществе. Ум принёс Чацкому одно горе и разочарование.

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» считается бессмертной. За долгие годы она не устарела. Чацкий неизбежен При каждой смене одного века другим.

Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого. В этом секрет Вечной актуальности пьесы и жизненности ее героев. Да, идея \”свободной жизни\” поистине обладает непреходящей Ценностью. Читая это , мы видим, что и в наше время живут такие люди, как Фамусов, Скалозуб, Мочалин – высокомерные, эгоистичные, самолюбивые, которые ставят себя выше всех.

Но есть и такие, как Чацкий, Которые будут бороться и побеждать несправедливость. И сегодня эта служит читателям поводом к Размышлению о нашей жизни. сочинения: Илья Софронов ru

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Образ Чацкого . Литературные сочинения!

Меню статьи:

Образ Александра Чацкого удачно совместил в себе черты байронического героя и лишнего человека. Он – глашатай новых порядков, человек, опережающий свое время. Именно потому его личность ярко противопоставляется в комедии всем остальным персонажам, а он является, по сути, одиноким и непонятым своим обществом.

Семья, детство и юношество героя

Александр Андреевич Чацкий – потомственный дворянин, аристократ по происхождению. Он родился в Москве и с детства был вхож в так желаемый многими мир высшего общества. Родители Чацкого рано умерли, оставив своему сыну в наследство значительное поместье.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с характеристикой фамусовского общества в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”

Братьев и сестер у Александра Андреевича нет – он единственный ребенок в семье. Скорее всего, других родственников (даже дальних) у Чацкого не было, так как после смерти его родителей, Чацкого на воспитание берет друг его отца – Павел Фамусов – чиновник и знатный человек в кругах аристократии и Московских кругах в частности.

Чацкий живет в доме Павла Афанасьевича некоторое время. Повзрослев же, он отправляется в самостоятельное плавание. Судя по всему, Фамусов был неплохим воспитателем, так как у Чацкого о нем остались приятные воспоминания. Александр Андреевич приезжает в дом Фамусова полный позитивных мыслей и с дружелюбными намерениями.

Чацкий входит в состав Английского клуба – клуба джентльменов для аристократов. Английский клуб предусматривал разнообразное изъявление социальной и политической жизни. Однако же, в целом он сводился к карточным играм и обедам. Судя по всему, Александр Андреевич не был частым его гостем. Вначале это было связанно с его возрастом, в дальнейшем, Чацкий уезжает за границу, что априори делает невозможным посещение этого клуба. По истечению трехгодичного срока Чацкий возвращается на Родину, где и происходят основные события комедии Грибоедова.

За границей Александр Андреевич получает возможность не только впечатлиться особенностями архитектуры и культурного наследия Европы, но и узнать об особенностях взаимоотношений людей, их социальной и общественной позиции.

Характеристика личности

Как и любой другой аристократ, Чацкий получил основное образование, которое включало базовое понятие об обустройстве мира и экономике, был обучен иностранным языкам (в частности французскому, как самому распространенному из всех иностранных языков).Кроме этого, Александр Андреевич был обучен танцам и музыке – это было обыденностью для аристократии. На этом образование Чацкого не закончилось, но перешло в ипостась саморазвития. Александр Андреевич активно познает мир и занимается самостоятельным изучением и углублением своих знаний в той или иной категории. Активный и любознательный тип личности и пытливый ум позволили накопить Чацкому значительный багаж знаний, благодаря которому он стал философом не достигнув седин.

Чацкий ранее состоял на военной службе, но вскоре он разочаровался в военной карьере и подал в отставку. На гражданскую службу Александр Андреевич не приступил. Она его мало интересовала.

Свою дальнейшую жизнь он планирует посветить делам своего поместья. Однако же в глазах общественности такой поступок выглядит немыслимым действием – окружающие считают, что адекватный человек не может так поступить, ведь именно благодаря этим двум видам деятельности молодой человек может сделать себе имя и заслужить авторитет в обществе – другие виды деятельности, даже если они приносят пользу и не противоречат правилам и принципам морали не принимаются окружающими и считаются абсурдными.

Чацкий не считает недостатком высказывания свободно своей позиции – он думает, что это должно быть нормой в воспитанном обществе.

Речь его часто носит саркастический и иронический характер. Судя по всему, это связанно с его откровенной оппозицией по отношению к другим представителям социума. Он искренний человек, Чацкий считает, что необходимо говорить людям правду – он не принимает лукавства и лжи. Александр Андреевич обладает чутким и искренним нравом. Он страстный человек, поэтому ему сложно сдерживать свои эмоции.

Чацкий признает необходимость науки и искусства в жизни человека. Люди, пренебрегающие своим образованием и развитием, вызывают у Чацкого отвращение.

Он искренне любит свою Родину и переполнен стремления улучшить жизнь своего народа, не только на уровне аристократии, но и на уровне простых людей.

Жизненная позиция Чацкого и его конфликт с Фамусовским обществом

Чацкий активно противостоит так званому фамусовскому обществу – группе аристократов, объединенных личностью его воспитателя, важного чиновника – Павла Афанасьевича Фамусова. Фактически на основе этой группы аристократов показана типичная ситуация в аристократических кругах. Устами представителей фамусовского общества говорят не уникальные личности, а типичные, характерные для высшего общества. А их позиция не является исключительно их, а обыденным явлением.

На нашем сайте у вас есть возможность ознакомиться с образом Фамусова в комедии Александра Грибоедова “Горе от ума”.

В первую очередь отличие Чацкого и его видения от Фамусова и его прихлебателей заключается в отношении к ведению дел и особенностях продвижения по карьерной лестнице – в мире аристократии все решают взятки и круговая порука – честь и гордость давно забыты высшем обществом. Они готовы восхищаться людьми, которые прислуживаются и всячески готовы угождать своему начальнику – никто не ценит людей, хорошо выполняющих свою работу, профессионалов своего дела и это очень огорчает молодого человека. К особому изумлению Александра Андреевича, берут взятки не только свои люди, но и иностранцы, для которых это неприемлемое дело.

Следующим камнем преткновения стало отношение к видам деятельности, а также к науке и искусству. В видении аристократов достойна внимания и почета только гражданская служба или военная – остальные виды деятельности они считают второсортными и позорными для человека знатного происхождения. Особой ненависти и гонениям они подвергают служителей науки и музы. Такая позиция заключена, в первую очередь, в абсолютном пренебрежении образованием. Почти все представители фамусовского общества думают, что наука и образование не приносит никакой пользы, а только отбирает силы и время у людей. Приблизительно такого же мнения они и по поводу искусства. Людей же, готовых заниматься наукой или искусством, они считают ненормальными и всячески готовы высмеивать.


Неудовлетворительную характеристику Чацкий дает и помещикам, проанализировав их отношение к крепостным – очень часто для дворян крепостные никто – они могут быть товаром или живой игрушкой в руках аристократии. Это касается не только недобросовестно выполнявших свои обязанности людей, но и прилежно служащих своему помещику. Дворяне могут продавать своих крепостных и даже обменивать их на собак. В целом, Грибоедов ни сам лично, ни с помощью своих героев никогда не агитировал и не критиковал крепостное право в целом, как, впрочем, и не являлся его сторонником. Его критика обрушена не на само построение взаимоотношений, а на конкретные случаи жестокости и несправедливости со стороны помещиков по отношению к своим крепостным.

Чацкий и Соня Фамусова

Александр Чацкий и Соня Фамусова были давними знакомыми – они знали друг друга с детства. После смерти родителей Чацкого девушка фактически заменила ему сестру – их отношения всегда были дружескими и носили позитивный характер. По мере взросления они начали меняться, и на смену детской привязанности и дружбе пришла влюбленность. Однако полноценно развиться роману помешала поездка Чацкого и то, что он уехал от Фамусова, что Соня восприняла не как обыденность, связанную с достижением Чацкого нового этапа в жизни – самостоятельного становления, а как разочарование. По ее мнению, Чацкий покинул их дом, потому что там ему наскучила жизнь.

В свою поездку Чацкий увез не только теплые воспоминания о своем воспитателе, но и влюбленность в его дочку – Соню. По возвращению домой он надеялся возобновить их отношения и развить их. Александр Андреевич видел в образе Сони свою будущую жену. Однако сразу же после приезда он был резко осажен в своих намерениях жениться на девушке ее отцом, который считал, что на должность его зятя может претендовать исключительно богатый человек, готовый заниматься своей карьерой. Чацкий не подходил под критерии – он был обеспеченный, но недостаточно богат, а от карьеры совсем отказался, что крайне негативно воспринялось Фамусовым. С этой поры детское восхищение Фамусовым постепенно начало таять.


Александр Андреевич надеется, что чувства девушки, по отношению к нему искренни, и они смогут убедить отца в необходимости свадьбы. Соня отвечает Чацкому взаимностью, однако, со временем оказывается, что его возлюбленная ничем не лучше своего отца. Ее признательность и взаимность – это всего лишь игра на публику, на самом же деле девушка любит другого человека, а Чацкого всего лишь дурачила.

Раздосадованный Чацкий обличает девушку в недостойном поведении и искренне радуется, что не стал ее мужем, ибо это было бы сущим наказанием.

Таким образом, Александр Чацкий образ в целом гуманный и полный стремления изменить жизнь окружающих его людей к лучшему. Он искренне верит в пользу науки и искусства, а люди, уделяющие внимание своему развитию, вызывают у него интерес и восхищение. По мнению Чацкого ложь и корысть должна отойти на второй план, а ее место должно занять добро и гуманность. Люди, в его понимании, должны жить, руководствуясь законами морали, а не личной выгодой.


Чацкий, как представитель нового поколения дворян, отвергает присущее фамусовскому обществу и "веку минувшему" преклонение перед всем европейским; он патриот и испытывает уважение к национальным традициям. Эти его качества и проявляются в приведённом отрывке.

Александр Андреевич негодует на то, что Россию не отличить от Франции - "ни звука русского, ни русского лица", и что сами русские преклоняются перед Францией. Это подражание французскому Чацкий называет "пустым, рабским, слепым", потому что оно приводит к забвению всего русского, родного - "нравов, языка, старины святой". По мнению Чацкого, культивируемые западные обычаи не несут в себе ничего исключительно хорошего, наоборот - он говорит о том, что европейская одежда - "по шутовскому образцу" и высмеивает западную моду, ставя русские традиции в преимущество перед европейскими.

Всё вышеперечисленное показывает, что Чацкий - патриот России и сторонник того, что Россия должна идти своим путём и отказаться от слепого копирования.

_______________________

Персонаж Чацкого относиться к литературному типу "лишнего человека" Поскольку Чацкий не может найти кого-то, кто разделял бы его взгляды, мировоззрение героя может выразиться только в монологах.

Чацкий является двигателем как социально-нравственного, так и любовного конфликта в комедии, и его монологи раскрывают сущность обоих конфликтов.

Образ Александра Андреевича как дворянина нового типа, осуждающего чинопочитательство и прислуживание, рождается, в первую очередь, в монологе о "веке нынешнем и веке минувшем". Чацкий называет век Фамусова "веком покорности и страха", в котором славились только те, "чья чаще гнулась шея". Он осуждает лицемерие и притворство, которые ценились в "век минувший", и говорит о том, что теперь всё по иному.

Собственно, этот монолог и намечает конфликт Чацкого и фамусовского общества, а также даёт читателю или зрителю понять, в чём сущность этого конфликта.

Дальнейшее развитие антитеза Чацкого как представителя нового поколения дворянства и фамусовского общества как представителей уходящей эпохи происходит в монологе Чацкого, произнесённого при Фамусове и Скалозубе. "А судьи кто?" - вопрошает Чацкий, указывая, что в "веке минувшем" нет людей, которые были бы достойным примером для подражания. Здесь читатель или зритель ещё больше понимает, каких смелых и прогрессивных взглядов придерживается Чацкий, который, помимо прочего, косвенно осудил крепостное право, вспомнив помещика, для крестьянского театра купившего маленьких детей отдельно от родителей и навсегда таким образом разлучившего семьи крепостных.

Многие из монологов Чацкого обращены к Софье Фамусовой. Таков, например, монолог о "французике из Бордо", где Чацкий предстаёт как патриот и противник моды на всё иностранное. Герой Грибоедова произносит эту речь в ответ на вопрос Софьи о том, что его так гневит, радуясь возможности высказать любимой девушке всё, что его тревожит.

Несмотря на то, что этот монолог обращён к Софье, он скорее относится к конфликту убеждений, чем к любовному конфликту, однако любовная драма Чацкого тоже раскрывается через монологи этого персонажа. Например, расспрашивая Софью о Молчалине, Чацкий говорит о пылкости своих чувств, о том, что каждое мгновение его сердце стремиться к Софье.

Из монологов Чацкого мы узнаём, что Александр Андреевич вернулся в Москву ради Софьи, что он безумно жаждал встречи с ней, а затем - о его разочаровании и горечи. Благодаря этому читатель или зритель получает возможность понять чувства Чацкого и поставить себя на его место.

Таким образом, монологи Чацкого раскрывают его образ и участие в двух конфликтах пьесы, отражают его отношение к фамусовскому обществу и Софье.

Обновлено: 2018-03-02

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

О жанре пьесы А.С.Грибоедова «Горе от ума» существуют разные высказывания. Её называют и комедией, и драмой.
Вначале приведём аргументы в пользу комедии. Действительно, в пьесе главный приём, используемый автором – это комические несоответствия. Так, например, Фамусов, управляющий в казённом месте, так говорит о своём отношении к делам: «Обычай мой такой: / Подписано, так с плеч долой». Комические несоответствия встречаем в речи и поведении героев. Фамусов перед Софьей проповедует свою скромность: «Монашеским известен поведеньем» , и одновременно мы видим его заигрывания с Лизой: «Ой! зелье, баловница…». Первая ремарка пьесы уже несёт следы комического несоответствия: под звуки флейты и фортепьяно, которые слышатся из спальни Софьи, «Лизанька среди комнаты спит, свесившись с кресел». Для создания комических ситуаций используется приём «разговор глухих»: монолог Чацкого в III действии, разговор графини-бабушки с князем Тугоуховским. Язык пьесы – это язык комедии (разговорный, меткий, лёгкий, остроумный, богатый афоризмами). Кроме того, в пьесе сохранены традиционные комические амплуа: Чацкий – незадачливый любовник, Молчалин – удачливый любовник и хитрец, Фамусов – отец, которого все обманывают, Лиза – проницательная, ловкая служанка. Всё это позволяет с полным правом отнести пьесу «Горе от ума» к комедии.
Но в основе комедии лежит драматический конфликт героя и общества, и решается он не в комедийном плане. Драма главного героя Чацкого заключается в том, что он терпит горе от своего ума, глубокого в своём критическом отношении к миру фамусовых и скалозубов. Чацкий осуждает бесчеловечность крепостного права, ему претит отсутствие свободы мысли в дворянском обществе, он полон искреннего патриотизма: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод? /Чтоб умный, бодрый наш народ / Хотя по языку нас не считал за немцев ». В обществе, «где тот и славится, чья чаще гнулась шея», независимость Чацкого делает его «опасным человеком».
Вторым аргументом в пользу драмы является и личная трагедия Чацкого, крушение его надежд в отношениях с Софьей. Чацкий не может понять, как может Софья любить ничтожного Молчалина: «Вот я пожертвован кому!» Но последним ударом для Чацкого является известие о том, что Софья «сама его безумным назвала». Ничтожество не терпит в своей среде высокого, которое смущает, дразнит людей низких. И оно объявляет благородство безумием. Чацкий – герой трагический, попавший в комическую ситуацию.
Сочетание в пьесе Грибоедова комедийного и драматического органично. Обе стороны жизни – драматическая и комедийная – в пьесе рассматриваются в тесном соединении друг с другом.

В своей комедии « » Грибоедов показал нам, как один человек-новатор попытался изменить представителей «века минувшего», но был раздавлен и вынужден был бежать за пределы Москвы. Этим человеком-новатором является главный герой комедии Александр Чацкий.

Чацкий был очень умным и прогрессивным человеком, он жил в ногу со временем. Вся комедия Грибоедова построена на конфликте главного героя с представителями московского высшего общества: Фамусова, Скалозуба. Чацкому не понятна и не приемлема философия этих людей. Он не разделяет мыслей и порывов своих оппонентов. В споре рождаются его знаменитые монологи, в которых он выступает словно проповедник своих идей. Чацкий не был тем человеком, который говорит только о том, что нужно, он не умел молчать. Кажется, ему даже не интересно, слушает его кто-то или нет. Для него главное донести свою идею, свое виденье.

В своем первом монологе «И точно начал свет глупеть…» Чацкий проводит параллели между прошлым и наступившим веком. Их него мы узнаем, что главный герой не приемлет развившуюся бюрократию, прислужничество. Именно поэтому он и не пошел на государственную службу.

В следующем монологе «А судьи кто» Чацкий осуждает увлеченность военным делом. Ведь оно убивает в человеке любое стремление к творчеству, к познанию мира. Военная муштра убивает в человеке личность, возможность самостоятельного принятия решений.

Чацкий свято верит, что его идеи с радостью будут восприняты фамусовским обществом. Он верит в изменение сознания других героев комедии, в возможность посмотреть на мир другими глазами.

К сожалению, мечтам Чацкого не суждено было сбыться. Сталкиваясь с философией своих одногодок Молчалина и Скалозуба, главный герой понимает, что ничего не изменить. Эти люди живут по правилам прошлого века. Его идей никто не слушает и никто не разделяет. Вся философия Чацкого потерпела крах, он обманулся в своих мечтах и стремлениях.

В конце произведения мы уже не видим того ослепленного своими идеями молодого человека. Чацкий, избавившись от иллюзий, все же сохранил свои убеждения. Он остался ценителем человеческой свободы, права выбора. Он выступает за ликвидацию крепостного права и возвышения личности как самостоятельной единицы общества.

В своем последнем монологе «Не образумлюсь» мы видим, что Чацкий не отказался от своих убеждений, уехав из Москвы, он стал искать то место, где его идеи будут приняты: «…пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!».

В образе Чацкого мы видим сильного и целеустремленного человека, который не прогнулся под «прогнивший» мир. Он свято верил в реализацию своих идей и наступления лучшего будущего.


Top