Кирилл булычев поселок. Кир Булычев - Поселок

Фантастический роман «Поселок» Булычева говорит о надежде, которая помогает выжить даже в условиях неземной агрессии. Эта надежда помогает остаться людьми, не потерять человеческое лицо даже тем, кто не был рожден на Земле.

Роман начинается с зарисовок жизни в этом самом посёлке. На первый взгляд – в самом обычном, хотя бедном и заброшенном. Однако постепенно понимаешь, что действие происходит в будущем, даже на другой планете. Земля, хочется верить, не станет такой: агрессия разлита просто во всём. Например, в лесу на людей нападают лианы, грибы зарываются от «охотников» в землю, перекати-поле становится страшным ядовитым оружием, деревья сжимаются под плотной корой… Что говорить о животных? Нападение «волков» сродни стихийному бедствию, хотя эти ядовитые твари и бьются по одиночке, пока другие их соратники наблюдают, будто за шоу.

Жители поселка тоже весьма «дикие», хотя, при опасности, община вступается за каждого. Но здесь на пике конфликт поколений: старшие всё рассказывают «сказки» о Земле, молодые больше напоминают Маугли. О жизни «там» им рассказывает Старый, остальным землянам слишком тяжело вспоминать – женщины, к примеру, сразу начинают плакать.

Конечно, можно говорить о некой деградации потомков землян в этой агрессивной среде. Оказывается, что когда-то космический корабль потерпел крушение на этой негостеприимной планете. Но люди и после стольких лет пытаются до него добраться, мечтая о Земле.

Формируется команда молодых (Марьяна, Дик, Олег, Томас), которые решают достигнуть обломков корабля, что ещё никому не удавалось, на воздушном шаре. Это стало третьей попыткой вернуться на Землю, ведь, понятно, что на этой агрессивной планете у маленькой группы землян (их почти сорок вместе с рожденными здесь детьми) нет будущего. Основной герой романа – Олег, несколько угрюмый пятнадцатилетний юноша, влюбленный в Марьяну, но он не так силен и смел, как герой Дик.

Тут на их планету высаживаются космонавты, которые должны уничтожить следы разбившегося корабля, чтобы стереть следы землян на «дикой» планете. В финале две экспедиции (земляне и «аборигены») встречаются. Финал остается открытым – все обрывается на крике то ли радости, то ли ужаса.
Конечно, хочется верить, что все усилия и страдания потерявшихся землян не были напрасны.
Кстати, по мотивам этого произведения были созданы два комикса и даже мультфильм.

Картинка или рисунок Поселок

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Липунюшка Лев Толстой

    Сказка Толстого «Липунюшка» рассказывает о том, как у бездетных стариков появился Липунюшка.

  • Краткое содержание Айтматов Лицом к лицу

    Произведение является одним из философских размышлений писателя, выраженных им в собственном творчестве литературной прозы.

  • Краткое содержание Перро Ослиная шкура

    В богатом королевстве жил король с прекрасной королевой. Была у них дочь, красивее которой не встречали во всём государстве и за его пределами. В конюшне стоял осёл, который приносил королевству богатство – золотые монеты. Его очень берегли.

  • Краткое содержание сказки Морозко

    В одной деревне жил одинокий старый мужчина, который сам воспитывал дочку, так как жена его давно умерла. Со временем старик решил жениться. Новая жена оказалась очень строга к стариковой девочке, постоянно ее бранила и попрекала.

  • Краткое содержание Куприн Гамбринус

    Самые главные начальные события разворачиваются в обычной пивной под названием «Гамбринус». Весьма необычное название для пивного бара, но тем не менее. Это место получило такое альтернативное название недаром.

Тринадцать лет пути

Сто шесть лет назад корабль «Антей» покинул Землю.

И как ни велика его скорость, как ни ничтожно сопротивление космического вакуума гигантской пуле, траектория полета которой соединяет уже неразличимую даже в самый мощный телескоп Землю и альфу Лебедя, путь займет в общей сложности сто девятнадцать земных лет.

Сто шесть лет миновало на Земле с того дня, как семьдесят шесть космонавтов, в последний раз взглянув на голубое небо, на пух облаков и зелень деревьев, вошли в планетарные катера, и те взмыли вверх, где на высоте полутора тысяч километров, на постоянной орбите их ждал «Антей».

Подлетая, они могли оглядеть этот дом издали. Одному космический корабль казался неуклюжим насекомым, другому напоминал сломанную детскую игрушку. «Антею» никогда не придется снижаться на Землю или на другую планету. Ему суждено было родиться в космосе, где его собрали, и умереть там. Поэтому конструкторы создавали его без оглядки на сопротивление среды. Непривычному глазу он представлялся нелогичным совмещением колец, труб, шаров, антенн и кубов.

Пока корабль набирал скорость - а разгон его занял месяцы, - экипаж «Антея» мог видеть Землю. Сначала она занимала половину неба, но постепенно превращалась в тускнеющую точку среди миллионов подобных ей и более ярких точек…

Так начался путь. Прошло сто шесть лет.

Еще через тринадцать лет «Антей» достигнет цели.


2

Павлыш миновал двадцать четвертый резервный коридор и остановился перед дверью в оранжерею. Оранжерея была заброшена лет пятьдесят назад, и, кроме механиков, сюда никто не заходил.

Дверь сдвинулась не сразу. Словно ее механизм забыл, как открываться.

Когда Станцо рассказывал о заброшенной оранжерее, Павлыш представлял, что увидит пышные джунгли, заросли лиан и странные цветы, свисающие с крон.

Оранжерея была тайной, открытием. Путешествие к ней - более часа ходьбы по пустым коридорам и залам корабля - подготавливало к тайне.

Путь оказался обыденным.

Где-то на полдороге он встретил робота-уборщика, а в шаре «Д» попал в область использованных складов - они были слабо освещены, пустые коробки и контейнеры громоздились в гулких залах.

Здесь царило запустение. Краска стен, теоретически вечная, поблекла, листы пластиковой обшивки кое-где отстали. Пахло теплой пылью.

Павлыш никак не мог отделаться от ощущения, что пустота следит за ним. Что у нее есть глаза.

Корабль был населен памятью.

Он был самым старым кораблем Земли. Ему было более века.

За эти годы на Земле изобрели новые сплавы и источники освещения, даже коробки и контейнеры были бы иными, если бы «Антей» отправился в путь на сто лет позже. Все было бы иным.

Корабль был не дряхлым, но очень старым. Он был рассчитан на то, что проведет в космосе многие десятилетия. И все равно состарился.

И постепенно пустел.

Один за другим освобождались его склады, закрывались дальние помещения и коридоры - в них уже не было нужды. В тот день, когда Павлыш отправился разыскивать заброшенную оранжерею, на борту было вдвое меньше людей, чем сто шесть лет назад. Жилая, действующая часть корабля с каждым годом съеживалась. Так пустеющую деревню осаждает лес, занимая уже ненужные поля и покосы.

Павлыш открыл дверь в оранжерею и был разочарован, потому что никаких буйных джунглей там не оказалось.

Длинные сухие грядки.

Среди высохших стеблей - колючие кусты. Бурая трава у ног, плети выродившегося гороха ползут по стенам, кое-где на пыльных лабораторных столах остались колбы и пробирки - много лет назад кто-то ставил здесь опыты. Теперь же хватает оранжереи в шаре «В».

Стебли зашуршали, вздрогнули.

Что-то серое метнулось в дальний конец оранжереи. Павлыш отпрянул назад. Никого не могло быть на корабле. Никого лишнего.

Он отскочил за дверь и нажал кнопку. Сначала надо изолировать помещение. Затем вызвать помощь. Все, что неизвестно, непонятно, - может быть опасно. Не только для Павлыша - для всего корабля.

Дверь нехотя задвинулась. Павлыш стоял один в очень тихом коридоре. Ровно светился потолок.

Он был на корабле, куда ничто не могло проникнуть снаружи.

Тому, что он видел, должно быть реальное объяснение.

Хорош он будет, если прибежит к Станцо и скажет, будто видел что-то в заброшенной оранжерее. А что? Что-то.

Тогда Павлыш снова открыл дверь.

Закрыл ее за собой. Чтобы это Непонятное не смогло выбраться наружу. Затем осторожно пошел вперед.

Он старался не наступать на грядки. Керамические плитки пола похрустывали под ногами. Некоторые легко выпадали. В оранжерее стоял неприятный тухлый запах.

В двух шагах от того места, откуда выскочило нечто, Павлыш замер.

Метрах в десяти была округлая стена - конец оранжереи.

И тогда он увидел.

Там, в сплетении ветвей, сидели две серые кошки.

Они смотрели на него в упор, разумно и настороженно. В полумраке - здесь освещение было куда слабее, чем у входа, - их глаза горели желтым злым огнем.

Еще чего не хватало, - сказал Павлыш вслух. Надо было догадаться с самого начала.

Когда-то кто-то решил, что на «Антее» нужны животные. Домашние. Такие, что не будут много есть, но скрасят одиночество людей.

И на корабле появилась кошачья семья.

И хоть за ней следили, старались контролировать численность этого племени, уже не в первый раз в отдаленных уголках корабля обнаруживались нелегальные, неучтенные кошки.

Кошкам надо чем-то питаться. Значит, они освоили вентиляционные ходы, и оранжерея не была так изолирована, как казалось.

Живите, - разрешил кошкам Павлыш.

Он нагнулся, вытащил из земли бледный, почти белый стебелек.

Какая-то жизнь все же теплилась. Надо будет сказать Христе, пускай сюда заглянет.

Больше никаких привидений в оранжерее не было.

Привидения - часть корабельного фольклора. За сто с лишним лет на корабле обязательно должен возникнуть фольклор.

В глубине души Павлышу хотелось увидеть привидение. Это не означает, что он верил в подобную чепуху. Но когда корабль так стар и бесконечен, должно же в нем таиться что-нибудь необыкновенное.


3

Павлышу не хотелось возвращаться в жилую часть корабля.

Там сразу найдутся дела. А когда еще удастся повторить это неспешное путешествие?

Павлыш пошел от оранжереи к соединительному туннелю, по которому можно выйти во Внешний сад. И через него уж вернуться обратно.

По дороге он заглянул в бывшую библиотеку. Когда-то часть жилых кают находилась в этом секторе корабля, и филиал библиотеки размещался поблизости от них.

В библиотеке стоял другой запах - запах пленки. Ячейки для микрофильмов и видеолент были раскрыты. В некоторых остались ленты.

Павлыш знал - почему. Когда библиотеку перевозили, те кассеты, что дублировались в главной, брать не стали.

Павлыш понимал, что и здесь его не ждут открытия, но все же потратил несколько минут, читая надписи на кассетах.

В одном из ящичков он нашел восьмую, шестнадцатую и двадцатую серии «Подводного мира», которых в главной библиотеке не было.

Потом отыскал несколько кассет без этикеток. Их он тоже захватил с собой.

Минут через двадцать он достиг соединительного туннеля и остановился перед лифтом.

Здесь было светлее, сюда иногда заходили.

Лифт поднял Павлыша на несколько ярусов вверх, что было условным понятием, так как низ - всегда центр корабля, верх - его внешние помещения. Гравитационное поле, создаваемое двигателями, таилось в центральном шаре.

Зал отдыха перед входом во Внешний сад тоже был пуст.

В бассейне голубоватым зеркалом застыла вода. Настолько ровная и неподвижная, что Павлышу захотелось нарушить эту неподвижность. Он сунул руку в карман. В карманах у Павлыша всегда есть что-нибудь лишнее. Пальцы нащупали металлический шарик. Павлыш швырнул его в бассейн. Зеркало вздрогнуло, плеснуло столбиком воды и разбежалось кругами, облизывая борта бассейна.

Вот так-то лучше.

Низкие мягкие диваны скобками тянулись вокруг бассейна. Павлыш с размаху прыгнул на диван, неудобно сел на сумку с кассетами, что тащил из библиотеки. Диван ожил, стараясь примериться к телу Павлыша.

Павлыш представил, что он на «Наутилусе». В нем, где-то в недрах, живет последний его обитатель, старый капитан Немо.

А может быть, это «Мария Целеста»? Неожиданная беда обрушилась на шхуну. Почему-то все покинули корабль, все до последнего человека. И кастрюля на плите еще теплая.

Нет, он на необитаемом острове. Вот он, темный лес, за стеклянной стеной. Высоко справа в стене серый круг. Заплата.

Когда Павлыша еще не было на свете, во Внешний сад «Антея» угодил метеорит. Это бывает с кораблями. Хоть над метеоритной защитой «Антея» думали лучшие умы Земли - ни одна крошка материи не должна была дотронуться до корабля: слишком высока цена, - все же шестьдесят лет назад «Антей» попал в мощный метеоритный поток. Настолько мощный, что один из камней достиг корабля.

Писатель Кир Булычев известен своими фантастическими произведениями, которые погружают читателей в мир космических приключений. Одной из книг в серии «Павлыш» является «Поселок».

Космический корабль «Полюс», путешествуя в космосе, из-за поломки вынужден совершить посадку на неизвестной планете на краю вселенной. Двигатель корабля повреждён, а его топливо является радиоактивным, из-за чего людям необходимо срочно покинуть корабль. Группа людей из сорока человек, бывших на корабле, отправляются в долину. Планета оказывается необитаемой, приходится приспосабливаться к новым условиям. Так образуется Посёлок.

По прошествии 17 лет из сорока человек остаётся только двенадцать, к чужеродной биосфере оказалось сложно приспособиться. За это время успело родиться 13 детей, которые лучше переносят условия этой неизвестной планеты. К сожалению, эти дети не видели Землю, многие даже подвергают сомнению её существование. Но те, кто помнит о ней, хотят вернуться на родную планету.

Выживание на этой планете – сложная задача. Если остаться здесь, то люди деградируют. Дети, рождённые здесь, будут больше похожи на Маугли. Жители Посёлка отправляли экспедиции на корабль в надежде, что радиация уменьшилась, и можно будет найти там припасы. Но за 17 лет им так и не удалось это сделать. Радиация была слишком сильна, и люди погибали. Они решают снарядить третью экспедицию, в которую отправляют более приспособленных детей и одного взрослого. Возможно, у них будет шанс на спасение.

Книга Кира Булычева читается, как всегда, легко, мир космоса описан без излишних подробностей и сложностей. Складывается ощущение, что ты сам являешься героем этой книги и оказываешься на неизвестной планете. Книга поможет прекрасно провести время, увлекаясь космическими приключениями.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Поселок" Кир Булычев бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Кир Булычёв

Поселок. Тринадцать лет пути. Великий дух и беглецы. Белое платье Золушки

Часть первая

Глава первая

В доме было сыро, мошка толклась у светильника, давно надо бы его погасить, мать, конечно, забыла, но на улице дождь, полутьма. Олег валялся на койке - недавно проснулся. Ночью он сторожил поселок: гонял шакалов, они целой стаей лезли к сараю, чуть самого не задрали. В теле были пустота и обыкновенность, хотя сам от себя он ждал волнения, может, страха. Ведь пятьдесят на пятьдесят - вернешься или не вернешься. А если пятьдесят в квадрате? Должна быть закономерность, должны быть таблицы, а то вечно изобретаешь велосипед. Кстати, все собирался спросить старого, что такое велосипед. Парадокс. Велосипеда нет, а Старый укоряет им, не задумываясь о смысле фразы.

На кухне закашляла мать. Она, оказывается, дома.

Ты чего не пошла? - спросил он.

Проснулся? Супу хочешь? Я согрела.

А кто за грибами ушел?

Марьяна с Диком.

Может, кто из ребят увязался.

Могли бы и разбудить, позвать. Марьяна не обещала, но было бы естественно, если бы позвала.

Есть не хочется.

Если дожди не кончатся, - сказала мать, - до холодов огурцы не вызреют. Все плесенью зарастет.

Мать вошла в комнату, разогнала ладонью мошку, задула светильник. Олег смотрел в потолок. Желтое пятно плесени увеличилось, изменило форму. Еще вчера оно было похоже на профиль Вайткуса: нос картошкой. А сегодня нос раздулся, как будто ужалила оса, и лоб выгнулся горбом. Дику в лесу неинтересно. Чего ему грибы собирать? Он охотник, степной человек, сам же всегда говорил.

Мошки много, - уронила мать, - холодно ей в лесу.

Нашла кого жалеть.

Дом был поделен пополам, на другой половине жили Старый и близнецы Дуровы. Он их взял к себе, когда старшие умерли. Близнецы всегда хворали: один выздоровеет, другой простудится.

Если бы не их ночное нытье, Олег никогда бы не согласился дежурить по ночам. Вот и сейчас слышно было, как они хором захныкали. Невнятный, далекий, привычный, как ветер, монолог Старого оборвался, заскрипела скамейка. Старый пошел на кухню, и тут же загалдели его ученики.

И куда тебе идти? - сказала мать. - Не дойдете же! Хорошо еще, если целыми вернетесь!

Сейчас мать заплачет. Она теперь часто плачет. По ночам бормочет, ворочается, потом начинает тихо плакать - можно догадаться, потому что шмыгает носом. Или начинает шептать, как заклинание: «Я не могу, я больше не могу! Пускай я лучше умру…» Олег, если слышит, замирает: показать, что не спит, стыдно, как будто подсмотрел то, что видеть нельзя. Олегу стыдно сознаваться, но он не жалеет мать. Она плачет о том, чего для Олега нет. Она плачет о странах, которые увидеть нельзя, о людях, которых здесь не было. Олег не помнит мать иной - только такой, как сегодня. Худая, жилистая женщина, пегие прямые волосы собраны сзади в пук, но всегда выбиваются и падают тяжелыми прядями вдоль щек, и мать дует на них, чтобы убрать с лица. Лицо красное, в оспинках от перекати-поля, под глазами темные мешки, а сами глаза слишком светлые, как будто выцвели. Мать сидит за столом, вытянув жесткими ладонями вниз мозолистые руки. Ну плачь же, чего ты? Сейчас достанет фотографию… правильно, подвинула к себе коробку, открывает, достает фотографию.

За стеной Старый уговаривает близнецов поесть. Близнецы хнычут. Ученики гомонят, помогают Старому кормить малышей. Ну как будто самый обыкновенный день, как будто ничего не случилось. А что они делают в лесу? Скоро полдень. С обеда выходить, пора бы им возвращаться. Мало ли что может случиться с людьми в лесу?

Мать разглядывает фотографию. Там она и отец. Олег тысячу раз видел эту фотографию и старался угадать в себе сходство с отцом. И не смог. Отец белокурый, курчавый, губы полные, подбородок раздвоенный вперед. Улыбается. Мать говорит, что он всегда улыбался. Вот Олег с матерью больше похожи, не с сегодняшней, а с той, что на фотографии рядом с отцом. Черные прямые волосы и тонкие губы. Широкие, круглые, дугами брови, под ними ярко-голубые глаза. И белая кожа с сильным румянцем. Олег тоже легко краснеет. И губы у него тонкие, и черные волосы, как у матери на фотографии. Отец с матерью молодые и очень веселые. И яркие. Отец в мундире, а мать в платье без плеч. Называется сарафаном. Тогда, двадцать лет назад, Олега еще не было. А шестнадцать лет назад он уже был.

Булычев раскрывает для меня новые грани своего творчества. Я даже не подозревал, что у автора многочисленных детских книжек, позитивной, веселой и сатиричной литературы могут быть такие серьёзные и мощные по накалу страстей повести. Это не тот автор, которого я знаю, вернее тот, но его герои вдруг сильно повзрослели, столкнувшись с суровыми тяготами и непредсказуемыми опасностями дикого инопланетного мира.

Всё, что нужно знать о сюжете, чтобы решить близка ли эта тема вам как читателю, уместится в краткой аннотации. В неопределенно отдалённом будущем космическая экспедиция потерпела бедствие и совершила аварийную посадку на неизвестной планете. Немногочисленные выжившие поспешили покинуть корабль, превратившийся в смертельно опасный очаг благодаря выбросу радионуклидов. Негостеприимная планета встретила пришельцев холодным климатом и ощетинилась всеми представителями животного и растительного мира. Несмотря на все трудности, около двух десятков человек нашли свой приют на клочке земли, где и основали Посёлок. Балансируя на грани голода и вымирания, люди не оставили надежды на будущее. Вот уже появилось молодое поколение, более приспособленное к опасностям, поджидающим за деревянным частоколом. Состарившиеся члены экспедиции всеми силами стараются наладить быт, передать детям те знания, которыми ещё владеют сами, и главное – воспрепятствовать деградации, которая сведёт на нет результаты тысяч и тысяч лет эволюции. Вот и все вводные, остальное ищите в первоисточнике.

Выше описана лишь внешняя оболочка, или, если хотите, фон. Согласитесь, тема не нова и обыграна несчётное число раз в литературе и кинематографе. Но есть что-то особенное в этой книге, что выделило для меня «Посёлок» среди множества других «собратьев по теме». И дело вовсе не в гордости за отечественного производителя, а именно в том, что вложил в эту книгу Кир Булычев. Если систематизировать достоинства, то я бы выделил три категории.

Категория первая – описательная. Планета обрисована впечатляюще. Всё, начиная с погоды, образа леса и продолжительности сезонов, заканчивая столь непохожей на Земную фауной, скрывающейся за ярлыками привычных нам названий, завораживает читателя. Подвижные и хищные растения, норовящие ухватить, укусить, обжечь и уколоть, странные агрессивные животные, неумолимые в своей охоте на землян, таинственные звуки и запахи, - это такой наполненный мир, что в нём можно попросту раствориться. Чуждость и уникальность всего, что мы видим глазами героев, заставляет опасаться и не доверять планете, избегать контакта с ней, но в то же время пробуждает исследовательский дух, и любопытство ведёт всё глубже в чащу, дальше от последнего оплота цивилизации. И в воинственной и враждебной природе чувствуется особая красота и изящность, немного дикая и пугающая, но прекрасная и совершенная.

Второе достоинство – персонажи, двигатели сюжета. Столь непохожие друг на друга, своенравные и разносторонние, целеустремлённые и влекомые своими интересами, желаниями, но в то же время сплочённые и сознательные. Конечно, нет идеальных людей, и герои часто совершают ошибки, может даже слишком часто. Но кто рассудит много или мало приходится ошибаться рядовому землянину в нашей повседневной жизни, комфортной, изобилующей излишествами, многочисленными благами и защитой социальных институтов? Здесь же люди не просто совершают ошибки, они сразу пожинают плоды своих действий, и каждый необдуманный или неудачный поступок очень дорого обходится как одному человеку, так и всему поселению.

Главные действующие лица – это старшие представители нового поколения, выросшие уже здесь, после крушения. Они взвалили на себя бремя забот о выживании и пропитании Посёлка. Но каждый из них идёт своим путём. Одни персонажи уже почти «одичали», то есть принадлежат больше этому миру, обладают необходимой для выживания силой, выносливостью, ловкостью и чутьём охотника. Другие ещё сохраняют связь со стариками и пытаются учиться, познать неведомый и утерянный, загадочный и сказочный мир под названием Планета Земля.

Но самое главное кроется не в сходстве, и не в отличиях, а в том, что хочется верить автору. Очень легко представить себя одним из участников событий, ещё легче проникнуться любовью и симпатией к каждому из них, закрывая глаза на все их недостатки и вспышки эгоизма. Спустя несколько глав, уже не верится, что это всего лишь книжные персонажи, кажется, что это реальные люди, и ты знаешь или знал их раньше. А потому все их радости и горести принимаешь близко к сердцу, чувствуешь себя сопричастным и ответственным по отношению к этому маленькому сообществу. И эта сопричастность может вызвать сильную боль. Боль утраты и чужих страданий. Нет, книга вовсе не представляет собой произведение в духе Шекспира или Мартина, где «все умерли», но этого и не надо, ведь Булычев играет на другом инструменте. Главное в этом мире – надежда, согласованность действий и нежелание сдаваться. Но что если читатель видит - вот-вот все планы пойдут прахом и всё закончится трагедией? И всё. Вымрет Посёлок вместе с деятельными стариками и непоседливыми детьми. Поэтому напряжение захватывает еще в начале книги, и не отпускает до самого конца. Очень, очень непростого.

И наконец третье. Кир Булычев вкладывает в слова своих героев самую обыкновенную правду. Правду о жизни, о людях, о взаимоотношениях и ценностях, как общечеловеческих так и личных. Его персонажи прекрасно знают, что такое долг, что такое ответственность. И хотя в силу возраста и темперамента, некоторые проходят через бунт, но в глубине души всегда остаются верными своим ближним. А близкими являются все жители без исключения. Взаимовыручка и доверие становятся базовыми принципами выживания. А простая незатейливая любовь, умение видеть будущее и продолжение в детях, показывают, что люди могут пережить многое и остаться людьми, если будут помнить прошлое, жить настоящим и думать о будущем. История, язык, науки и все-все-все знания должны быть приумножены, сохранены и переданы от одного поколения к другому. И в каждый момент времени стоит помнить, что несмотря на все достижения и одержанные победы, люди всегда остаются людьми, со своими достоинствами и недостатками, любовью и ненавистью, добротой и злобой, удачами и неудачами. А потому важно уметь смирять гордость и самонадеянность, ведь в мире всегда будет хватать неожиданностей и вызовов, которые судьба может обрушить на Человека. Нужно быть готовым ко всему.

Вот моя деревня, вот мой дом родной. (с)

19

Тема кораблекрушения и выживания довольно популярна в литературе. Путешествуют ли на паруснике или на космическом корабле – неважно, главное, что герои попадают в сложную ситуацию и вынуждены выживать всеми способами.

Роман Кира Булычева «Поселок» - не исключение из общего правила. Его герои, ученые, инженеры, их семьи летели на космическую станцию, но потерпели крушение и оказались на негостеприимной планете. Они вынуждены бежать с корабля из-за радиационной опасности и селятся на опушке леса, который и убивает и дает возможность выжить. Но, в отличие от других романов, герои Булычева не только выживают, они еще и стараются не деградировать, сохранить те знания, что были им доступны на момент гибели корабля. На корабле были дети, потом рождались еще и взрослые организуют школу, пытаясь передать им свои знания.

Персонажи романа – живые люди, со всеми достоинствами и недостатками. Нет шаблонных глянцевых героев, мудрых старцев или прекрасных дев. Между ними возникают споры, конфликты, недопонимание. Один из главных персонажей – Старый. Это тот самый человек, стараниями которого в основном сохраняются знания. Но он сам осознает тщетность своих усилий не допустить того, что поселок скатится в первобытное состояние. Вся надежда поселенцев основана на том, что подросшее поколение вернется к кораблю и подаст сигнал о помощи, их найдут и заберут с этой планеты. А что будет, если помощь не придет? Если поселенцы навсегда обречены жить на этой планете? Кому тут нужны будут знания земной истории? Какой бессмыслицей покажутся чертежи атомного реактора тем, у кого нет даже микроскопа? Примером служит календарь. Первые поселенцы сделали календарь, зарубками на столбах они отмечали время своего пребывания на планете. Но для нового поколения этот календарь теряет смысл. Земное летосчисление, особенно деление на времена года плохо соотносится с местными условиями. Через несколько поколений смысл земного календаря будет утерян и столбы с зарубками скорее всего станут просто памятником, фетишем, объектом религиозного поклонения. Старый это прекрасно понимает, поэтому все усилия направлены на то, чтобы добраться к кораблю.

Во время чтения я вспомнила роман из трилогии Гаррисона о Язоне дин Альте «Специалист по этике». Там жрецы молились серной кислоте и генератору, каким-то образом попавшим в их мир.

Интересно сравнение Дика и Олега. Дик уже больше принадлежит этому миру, чем земному, тогда как Олег больше грезит Землей. Но чтобы добиться успеха, им нужно действовать сообща, иначе ничего не получится. Дети поселенцев приспосабливаются к жизни на планете гораздо легче родителей, которые не готовы жить на этой земле, многие из них только «доживают свой век».

С появлением на планете станции с Земли все меняется. Неспешные события и неторопливые описания жизни поселка сменяются отчаянными приключениями. Нет больше философских разговоров, есть только действия, закрученные в невероятный узел. Повороты сюжета не дают вздохнуть спокойно.
Последние страницы даже довели меня до слез.

Все это нивелирует некоторые огрехи повествования, и некую неубедительность персонажей, прибывших с Земли.

Книга превосходно подходит для подростков.

После прочтения романа я вот что подумала. А вдруг древние цивилизации, например, майя или инки это потомки вот таких потерпевших «кораблекрушение»? Почти все знания, технологии были утеряны, забыты, какие-то вполне нормальные осмысленные действия выродились в кровавые ритуалы, и нам остались только каменный календарь майя и странные картины в пустыне Наска?

Ждать всегда плохо, особенно когда не знаешь, чем кончится ожидание, но почему-то мы всегда чего-то ждем.

12

Как странно бывает в жизни, ну не люблю я фантастику, и я в этом была убеждена много лет. И вот коллега (в ожидании заседания) с огромным удовольствием читает книгу, и советует ее мне. Книга на вид неказистая, тем более выпущена детским издательством, и к тому же фантастика. Но поддаюсь на ее эмоции и начинаю читать, и увлекаюсь настолько, что забываю, что это выдумка, что этого не было и не может быть. Я ощущаю себя жителем поселка вместе с Олегом и Диком, Старым и Марьяной, Казиком и Сергеевым, Лиз и другими немногочисленными жителями. Кто они эти люди, откуда они появились, и как им живется.
Почти двадцать лет назад исследовательский космический корабль «Полюс» разбился при приземлении на эту планету, а оставшимся в живых пришлось искать убежище от возникшей после аварии утечки радиации. Так возник этот небольшой поселок, с несколькими кособокими домиками. Сколько всего им пришлось пережить, но у них была цель вернуться на землю. У каждого человека в поселке свой характер, свои положительные и отрицательные качества и достоинства. Все герои предстают перед нами такими живыми и настоящими. Автор поднимает в книге совсем не детские вопросы (это к тому, что вроде книга детская), как в таких условиях сохранить человечность, не дать никому деградировать. Они все от мало до велика трудятся, у всех свои обязанности. Старшие учили детей, без книг, без тетрадей, рисуя палочкой на земле, и желания познавать у детей было больше, чем у имеющих современные гаджеты. Детям рассказы взрослых о далекой родине кажутся сказками, а уж возвращение всех на Землю просто фантастикой (смешно так писать о фантастической книге).
Очень привлекает описание необычайно колоритного инопланетного мира со своеобразной флорой и фауной. Порой мурашки по телу только от описания этих необъяснимых существ, с которыми приходится сталкиваться людям.
Любопытно, что земляне называют встреченных ими животных и растения земными именами на основе слабой схожести и никого не смущает, что "коза" имеет зеленый окрас с панцирем, а "грибы" норовят сбежать от незадачливого грибника и спрятаться.. У них есть свои «мустанги», «кабаны» и«медведи». А растения «одуванчики», на которые лучше не дуть, деревья, напоминающие гору. Все это очень живописно и первозданно.
Вот только одно такое существо « … тварь, схожая с крабом, с которого сняли панцирь и спереди приспособили хобот....По сторонам хобота, ниже бессмысленных оловянных глаз, у гада были отверстия затянутые мембранами...Мембраны чуть дрожали, и Казик интуитивно понял, что ему надо опасаться именно их.. Поэтому, когда мембраны открылись и из скрытых ими отверстий метнулись две струи клейкой желтой жидкости, Казик был к этому готов ». Этого гада назвали Чистоплюем и выловив, использовали его клейкую жидкость.
Многие из жителей боятся, что не смогут выбраться отсюда, и что через несколько поколений, люди на этой планете одичают и больше никогда не вернутся на Землю.
Последние страницы я дочитывала в волнении, сильно переживала за героев (даже слезы появились), удивилась сама себе – это ведь фантастика, но автор смог погрузить меня в эту атмосферу и его герои обаяли меня до такой степени, что я стала переживать за них, как за близких мне людей.
Думаю, теперь продолжу знакомство с Киром Булычевым и его произведениями, и уже не смогу категорично сказать, что фантастика – это не мое.
Если вам интересно узнать, чем закончилась эта история, то открывайте книгу и читайте. Вам обязательно должно понравиться.


Top