Шинель в сокращении. Анализ «Шинель» Гоголь

Николай Васильевич Гоголь

«Шинель»

История, произошедшая с Акакием Акакиевичем Башмачкиным, начинается с рассказа о его рождении и причудливом его именовании и переходит к повествованию о службе его в должности титулярного советника.

Многие молодые чиновники, подсмеиваясь, чинят ему докуки, осыпают бумажками, толкают под руку, — и лишь когда вовсе невмоготу, он говорит: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — голосом, преклоняющим на жалость. Акакий Акакиевич, чья служба состоит в переписывании бумаг, исполняет ее с любовью и, даже придя из присутствия и наскоро похлебав щей своих, вынимает баночку с чернилами и переписывает бумаги, принесённые на дом, а если таковых нет, то нарочно снимает для себя копию с какого-нибудь документа с замысловатым адресом. Развлечений, услады приятельства для него не существует, «написавшись всласть, он ложился спать», с улыбкою предвкушая завтрашнее переписывание.

Однако таковую размеренность жизни нарушает непредвиденное происшествие. Однажды утром, после многократных внушений, сделанных петербургским морозом, Акакий Акакиевич, изучив свою шинель (настолько утратившую вид, что в департаменте давно именовали ее капотом), замечает, что на плечах и спине она совершенно сквозит. Он решает нести ее к портному Петровичу, чьи повадки и биография вкратце, но не без детальности изложена. Петрович осматривает капот и заявляет, что поправить ничего нельзя, а придётся делать новую шинель. Потрясённый названною Петровичем ценой, Акакий Акакиевич решает, что выбрал неудачное время, и приходит, когда, по расчётам, Петрович похмелен, а потому и более сговорчив. Но Петрович стоит на своём. Увидев, что без новой шинели не обойтись, Акакий Акакиевич приискивает, как достать те восемьдесят рублей, за которые, по его мнению, Петрович возьмётся за дело. Он решается уменьшить «обыкновенные издержки»: не пить чаю по вечерам, не зажигать свечи, ступать на цыпочках, дабы не истереть преждевременно подмёток, реже отдавать прачке белье, а чтобы не занашивалось, дома оставаться в одном халате.

Жизнь его меняется совершенно: мечта о шинели сопутствует ему, как приятная подруга жизни. Каждый месяц он наведывается к Петровичу поговорить о шинели. Ожидаемое награждение к празднику, против ожидания, оказывается большим на двадцать рублей, и однажды Акакий Акакиевич с Петровичем отправляется в лавки. И сукно, и коленкор на подкладку, и кошка на воротник, и работа Петровича — все оказывается выше всяких похвал, и, ввиду начавшихся морозов, Акакий Акакиевич однажды отправляется в департамент в новой шинели. Событие сие не остаётся незамеченным, все хвалят шинель и требуют от Акакия Акакиевича по такому случаю задать вечер, и только вмешательство некоего чиновника (как нарочно именинника), позвавшего всех на чай, спасает смущённого Акакия Акакиевича.

После дня, бывшего для него точно большой торжественный праздник, Акакий Акакиевич возвращается домой, весело обедает и, посибаритствовав без дел, направляется к чиновнику в дальнюю часть города. Снова все хвалят его шинель, но вскоре обращаются к висту, ужину, шампанскому. Принуждённый к тому же Акакий Акакиевич чувствует необычное веселье, но, памятуя о позднем часе, потихоньку уходит домой. Поначалу возбуждённый, он даже устремляется за какой-то дамой («у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения»), но потянувшиеся вскоре пустынные улицы внушают ему невольный страх. Посреди огромной пустынной площади его останавливают какие-то люди с усами и снимают с него шинель.

Начинаются злоключения Акакия Акакиевича. Он не находит помощи у частного пристава. В присутствии, куда приходит он спустя день в старом капоте своём, его жалеют и думают даже сделать складчину, но, собрав сущую безделицу, дают совет отправиться к значительному лицу, кое может поспособствовать более успешному поиску шинели. Далее описываются приёмы и обычаи значительного лица, ставшего значительным лишь недавно, а потому озабоченным, как бы придать себе большей значительности: «Строгость, строгость и — строгость», — говаривал он обыкновенно. Желая поразить своего приятеля, с коим не виделся много лет, он жестоко распекает Акакия Акакиевича, который, по его мнению, обратился к нему не по форме. Не чуя ног, добирается тот до дома и сваливается с сильною горячкой. Несколько дней беспамятства и бреда — и Акакий Акакиевич умирает, о чем лишь на четвёртый после похорон день узнают в департаменте. Вскоре становится известно, что по ночам возле Калинкина моста показывается мертвец, сдирающий со всех, не разбирая чина и звания, шинели. Кто-то узнает в нем Акакия Акакиевича. Предпринимаемые полицией усилия для поимки мертвеца пропадают втуне.

В то время одно значительное лицо, коему не чуждо сострадание, узнав, что Башмачкин скоропостижно умер, остаётся страшно этим потрясён и, чтобы сколько-нибудь развлечься, отправляется на приятельскую вечеринку, откуда едет не домой, а к знакомой даме Каролине Ивановне, и, среди страшной непогоды, вдруг чувствует, что кто-то ухватил его за воротник. В ужасе он узнает Акакия Акакиевича, коий торжествующе стаскивает с него шинель. Бледный и перепуганный, значительное лицо возвращается домой и впредь уже не распекает со строгостью своих подчинённых. Появление же чиновника-мертвеца с тех пор совершенно прекращается, а встретившееся несколько позже коломенскому будочнику привидение было уже значительно выше ростом и носило преогромные усы.

Произошедшая история Акакия Акакиевича Башмачкина начинается с его рождения, а потом переходит в пересказ о его служебном рвении на должности титулярного советника.

На службе добросовестному и безобидному чиновнику надоедают шутками и розыгрышами молодые коллеги, на что Акакий Акакиевич лишь умоляет его не тревожить. Работу свою тихоня выполняет старательно и часто забирает её на дом. Быстро перекусив, принимается за переписывание бумаг, а если нет подобной работы, то переписывает для себя. До такой степени он был прилежен и любил свою работу. Никаких развлечений он не признавал и, наработавшись, отдавался сну.

Но случай нарушил его привычный уклад жизни. Однажды морозным утром, Акакий Акакиевич рассмотрев свою шинель, которая уже совсем не греет и которую в департаменте называли капотом из-за изношенности, он приходит к решению починить у портного. Петрович выдает вердикт: шинель ремонту не подлежит. Акакий Акакиевич, узнав о стоимости новой шинели, пытается поговорить с портным в более удачное время, чтобы снизить цену, но тот непреклонен. Смирившись с тем, что необходима новая шинель, Акакий Акакиевич начинает экономную жизнь, сократив до минимума все траты, в надежде скопить восемьдесят рублей.

Теперь у чиновника появилась цель в жизни: скопить на новую шинель. Он часто навещает Петровича, чтобы просто поговорить о шинели. Получает праздничное вознаграждение и вместе с Петровичем идут покупать необходимые материалы для пошива обновки. Акакий Акакиевич в новой шинели идет на работу, где все замечают обновку и хвалят, предлагая отметить событие.

После работы, пообедав в хорошем настроении, идет к чиновнику на окраине города. Повторяется восхваление шинели, затем игра в карты, веселье. В поздний час Акакий Акакиевич уходит домой. По пути даже припустил за какой-то дамочкой, но отстал на пустынной улице. Его останавливают какие-то люди и снимают с него новенькую шинель.

Пристав ничем не смог помочь. На службе, куда он явился в старом капоте, все сочувствуют, предлагают скинуться на другую шинель. Но денег не хватает. По их совету Акакий Акакиевич посещает одного важного чиновника. Желая создать особую важность при старом приятеле, которого давно не видел, тот строго распекает Башмачкина из-за несоответствующего обращения. Тот в страхе еле доходит до дома, и умирает через несколько дней от горячки. В департаменте узнают о его кончине лишь через несколько дней после похорон. А по ночам возле Калинкина моста видят покойника, сдирающего шинели с прохожих. Некоторые узнают в нем Акакия Акакиевича, а полиция не может его выловить.

А тот важный чиновник, получив потрясение от известия о смерти Башмачкина, отправляется развлечься к знакомой даме Каролине Ивановне. Вдруг его кто-то хватает за воротник шинели и стаскивает с него. Он видит Акакия Акакиевича. После этого случая важный чиновник уже никого строго не распекает. А мертвец-чиновник с тех пор перестает показываться. Правда коломенский будочник после этого случая все же видел кого-то, но огромного и с большими усами.

Сочинения

Маленький человек" в повести Н. В. Гоголя "Шинель Боль за человека или насмешка над ним? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») В чем смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель» Значение образа шинели в одноименной повести Н. В. Гоголя Идейно-художественный анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель» Образ «Маленького человека» в повести Гоголя «Шинель» Образ "маленького человека" (по повести \"Шинель") Образ “Маленького человека” в повести Н. В. Гоголя "Шинель" Образ Башмачкина (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») Повесть "Шинель" Проблема "маленького человека" в творчестве Н. В. Гоголя Ревностное отношение Акакия Акакиевича к «выписываемым завитушкам» Рецензия на повесть Н. В. Гоголя «Шинель» Роль гиперболы в изображении Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Роль образа «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя "Шинель\" Тема \"маленького человека" в повести \"Шинель" Тема «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя

Рассказ не поделен на главы

Очень кратко

У главного героя - Акакия Акакиевича порвалось пальто, его уже не восстановить, поэтому приходиться шить новое. Он тратит на это около сорока рублей, при этом экономит на еде, свечах и белье. После нескольких дней радости, Акакий решает отметить приобретение новой шинели. По пути домой, после празднества, у Башмачкина воруют шинель. Он пытается обратиться за помощью к важному лицу, но получает грубый отказ. После чего умирает дома.

На четвертый день похорон идет слух о том, что появился живой мертвец, похожий на Акакия Акакиевича, он снимает шинели со всех прохожих. Человек, который был обеспокоен смертью Башмачкина, решает отвлечься от забот и идет развлекаться, на обратном пути же у него ворует шинель мертвец, который похож на Акакия Акакиевича Башмачкина. После этого случая слухи о мертвеце прекращаются. Только один раз будочнику встречается приведение, но уже не похожее на Акакия Акакиевича.

Главная мысль

В рассказе главной мыслью является несправедливое отношение к маленькому человеку - Акакию Акакивиечу. Он пытался предпринять что-то лучшее для себя, а добился только того, что у него украли шинель.

И еще одна главная мысль - к каждому человеку нужно относиться с добром, не отказывать в грубой форме и ценить личные качества каждого.

Также к главной мысли относится и то, что чиновники бывают слишком грубы к низшим слоям и часто пользуются служебным положением. Это наносит вред окружающим, а мертвец Акакия Акакиевича символизирует наказание, которое будет для всех, кто будет плохо относиться к другим. Они не ценят усилия Башмачкина, чтобы приобрести шинель, ведь это стоило огромных усилий (недоедание, экономия света, что вредило здоровью Акакия Акакиевича).

Читать краткое содержание рассказа Шинель Гоголя (по главам не поделен)

Главный герой - Акакий Акакиевич Башмачкин. Рассказ берет начало с повествования о жизни главного героя, а продолжается тем, что говорится о службе Акакия Акакиевича в должности титулярного советника. Другие служащие досаждают Акакию, но он только просит оставить его. Работа Акакия Акакиевичазаключается в переписывании бумаг. За день он исписывал несколько десятков страниц, а после ложился спать, чтобы на следующий день снова заняться переписыванием.

Так тянулись дни Акакия Башмачкина, если бы не произошел один случай. Любимая шинель Башмачкина пришла в негодность - изорвалась на плечах и в спине. Акакий решает обратиться за помощью к портному Петровичу, но тот говорит, что нельзя починить пальто - лучше сшить новое, а на починку уйдет больше денег. Он соглашается, но теперь новая проблема - нужно где-то достать восемьдесят рублей. Акакий решает уменьшить свои обеды и ужины, реже стирать свое белье. Он часто заходит к портному, чтобы узнать, как продвигается дело. Но Акакию приходится отдать еще двадцать рублей за работу портного - шинель вышла отличной, все сделано в лучшем качестве.

Приобретение шинели не остается не замеченным - все только и говорят об этом. С этого момента жизнь Акакия Акакивиеча меняется большой скоростью. Но кончается все не очень удачно - по дороге домой с него снимают шинель. Башмачкин пытается обратиться к значительному лицу, но поиски шинели ни к чему не приводят. Значительное лицо жестоко отказывает Акакию, под предлогом того, что он неподобающе обратился к нему. После чего Башмачкин приходит домой, у него поднимается высокая температура от переживаний. Он проводит несколько дней в беспамятстве, а после умирает. После смерти Акакия Акакивиеча проходят слухи о том, что около Калинкина моста ходит мертвец и снимает шинели со всех подряд. Иногда узнают в мертвеце черты Акакия Акакиевича.

Одно важное лицо узнав о гибели Башмачкина, приходит в ужас, и чтобы поскорее развеять свои мыли идет развлекаться. В страхе он узнает Акакия Акакиевича, который стаскивает с него шинель. Побледневший и перепугавшийся, важное лицо приходит домой и после чего меняет свое отношение к низшим чинам. Появления же мертвеца с того времени не было замечено, а увиденное через некоторое время будочнику привидение уже отличалось от предыдущего: появились усики и казался выше. Тем и кончается рассказ.

Картинка или рисунок Шинель

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Утраченные иллюзии Бальзака

    Эта книга о пути к успеху, о трудностях и сложностях которые готовит нам жизнь. Она задевает очень острую социальную проблематику. Книга рассказывает о бедности и богатстве, о нищете и амбициях, обо всем том, что гложет каждого человека.

  • Краткое содержание Пара гнедых Тендряков

    1929 год. Год надежды и начинающихся репрессий. В России идет коллективизация. В нашей деревне тоже. В теплый летний день навстречу друг другу едут телеги со скарбом. Бедняки переезжают в дом богачей

  • Краткое содержание Коляска. Гоголь

    Одним помещик хочет продать свою коляску, приехавшему в городок, генералу. Приглашает его и участников званного вечера к себе на следующий день, а сам об этом забывает.

  • Краткое содержание Ножичек с костяной ручкой Солоухин

    Ученику второго класса подарили перочинный нож. Он был очень красивый. У ножа было два зеркальных лезвия и костяная ручка. Подарок мальчику привезли из самой столицы.

  • Краткое содержание Камю Калигула

    В первом действии показаны события, разворачивающиеся во дворце римского императора Калигулы после смерти его сестры Друзиллы. Самого Калигулы во дворце в первых сценах нет. Из реплик приближенных императора становится понятно

Название произведения: Шинель

Год написания: 1842

Жанр произведения: повесть

Главные герои: Акакий Акакиевич Башмачкин – титулярный советник, Петрович - портной.

Сюжет

Башмачкин является бедным чиновником, имеющим оклад 400 рублей в году. Его обязанностями является переписывание бумаг. Ему так нравится работа, что переписывает и дома, а засыпает с мыслями о новом рабочем дне. Развлечения в компании совсем не волнуют героя. Сослуживцы ранят Акакия Акакиевича шутками и колкостями. В один день оказалось, что шинель уже износилась и пропускает ветер. Портной Петрович сказал что нужно шить новую. Это было дорого, 80 рублей, но чиновник очень радовался каждому этапу работы мастера. Долго носить шинель не вышло - ее отобрали на улице. Надев старую Башмачкин простыл и умер. Люди видели его призрак, снимающий шубы и пальто с прохожих. Некоторые узнавали в нем Акакия Акакиевича. Он снял верхнюю одежду и со своего обидчика.

Вывод (мое мнение)

Данная повесть побуждает считать всех людей равными и оценивать по личным качествам, а не по должности, или месте в обществе. Слова могут оставлять болезненные отпечатки на сердце. Также важно радоваться мелочам, которые окружают. А это ценить свою работу, новую одежду. Не воспринимая события как должное, человек становится счастливее.

История создания

Гоголь, по словам русского философа Н. Бердяева, является «самой загадочной фигурой в русской литературе». По сей день произведения писателя вызывают споры. Одним из таких произведений является повесть «Шинель».

В середине 30-х годов Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье. Он звучал так: жил один бедный чиновник, был страстным охотником. Он долго копил на ружье, о котором долго мечтал. Его мечта сбылась, но, плывя по Финскому заливу, он его потерял. Вернувшись домой, чиновник от расстройства умер.

Первый набросок повести был назван «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». В этом варианте просматривались некоторые анекдотические мотивы и комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя. Повесть печатается, завершая цикл «Петербургских повестей». В этот цикл входят повести: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Коляска», «Записки сумасшедшего» и «Шинель». Над циклом писатель работает между 1835 и 1842 годами. Объединены повести по общему месту событий - Петербургу. Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный герой указанных повестей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях. Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры столичного общества. Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые, нищие художники - «маленькие люди ». Петербург был выбран писателем неслучайно, именно этот каменный город был особенно равнодушен и безжалостен к «маленькому человеку». Впервые эта тема была открыта А.С. Пушкиным. Она становится ведущей в творчестве Н.В. Гоголя.

Род, жанр, творческий метод

В повести «Шинель» просматривается влияние житийной литературы. Известно, что Г оголь был чрезвычайно религиозным человеком. Безусловно, он был хорошо знаком с этим жанром церковной литературы. О влиянии жития преподобного Акакия Синайского на повесть «Шинель» писали многие исследователи, среди которых известные имена: В.Б. Шкловский и Г.П. Макогоненко. Причем кроме бросающегося в глаза внешнего сходства судеб св. Акакия и героя Гоголя были прослежены основные общие моменты сюжетного развития: послушание, стоическое терпение, способность выносить разного рода унижения, далее смерть от несправедливости и - жизнь после смерти.

Жанр «Шинели» определен как повесть, хотя ее объем не превышает двадцати страниц. Свое видовое название - повесть - оно получило не столько за объем, сколько за громадную, какую найдешь не во всяком романе, смысловую насыщенность. Смысл произведения раскрывается одними композиционно-стилистическими приемами при крайней простоте сюжета. Простая история о нищем чиновнике, все деньги и душу вложившем в новую шинель, после кражи которой он умирает, под пером Гоголя обрела мистическую развязку, обратилась в красочную притчу с громадным философским подтекстом. «Шинель» - это не просто обличительносатирическая повесть, это прекрасное художественное произведение, раскрывающее вечные проблемы бытия, которые не переведутся ни в жизни, ни в литературе, пока существует человечество.

Резко критикуя господствующий строй жизни, его внутреннюю фальшь и лицемерие, произведение Гоголя наталкивало на мысль о необходимости иной жизни, иного социального устройства. «Петербургские повести» великого писателя, в число которых входит и «Шинель», принято относить к реалистическому периоду его творчества. Тем не менее реалистическими их можно назвать с трудом. Скорбная повесть об украденной шинели, по словам Гоголя, «неожиданно принимает фантастическое окончание». Привидение, в котором был узнан скончавшийся Акакий Акакиевич, сдирало со всех шинели, «не разбирая чина и звания». Таким образом, финал повести превращал ее в фантасмагорию.

Тематика

В повести поднимаются проблемы общественные, этические, религиозные и эстетические. Общественное истолкование подчеркивало социальную сторону «Шинели». Акакий Акакиевич рассматривался как типичный «маленький человек», жертва бюрократической системы и равнодушия. Подчеркивая типичность судьбы «маленького человека», Гоголь говорит, что смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина просто занял другой чиновник. Таким образом, тема человека - жертвы общественной системы - доведена до логического конца.

Этическое или гуманистическое истолкование строилось на жалостливых моментах «Шинели», призыве к великодушию и равенству, который слышался в слабом протесте Акакия Акакиевича против канцелярских шуток: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» - ив этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». Наконец, эстетическое начало, выдвинувшееся на первый план в работах XX века, фокусировалось главным образом на форме повести как на средоточии ее художественной ценности.

Идея

«Зачем же изображать бедность...и несовершенства нашей жизни, выкапывая людей из жизни, отдалённых закоулков государства?... нет, бывает время, когда иначе нельзя устремить общество и даже поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости» - писал Н.В. Гоголь, и в его словах заложен ключ к пониманию повести.

«Глубину мерзости» общества автор показал через судьбу главного героя повести - Акакия Акакиевича Башмачкина. Образ его имеет две стороны. Первая - духовное и физическое убожество, что сознательно подчеркивается Гоголем и выводится на первый план. Вторая - произвол и бессердечие окружающих по отношению к главному герою повести. Соотношение первого и второго определяет гуманистический пафос произведения: даже такой человек, как Акакий Акакиевич, имеет право на существование и справедливое к себе отношение. Гоголь сочувствует судьбе своего героя. И заставляет читателя невольно задумываться и об отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учетом его личных качеств и достоинств.

Характер конфликта

В основе замысла Н.В. Гоголя лежит конфликт между «маленьким человеком» и обществом, конфликт, ведущий к бунту, к восстанию смиренного. Повесть «Шинель» описывает не только случай из жизни героя. Перед нами предстает вся жизнь человека: мы присутствуем при его рождении, наречении именем, узнаем, как он служил, почему ему необходима была шинель и, наконец, как он умер. История жизни «маленького человека», его внутреннего мира, его чувств и переживаний, изображенная Гоголем не только в «Шинели», но и в других повестях цикла «Петербургские повести», прочно вошла в русскую литературу XIX века.

Основные герои

Герой повести - Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник одного из петербургских департаментов, униженный и бесправный человек «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». Герой повести Гоголя во всем обижен судьбой, но он не ропщет: ему уже за пятьдесят, он не пошел дальше переписки бумаг, не поднялся чином выше титулярного советника (статский чиновник 9-го класса, не имеющий права на приобретение личного дворянства - если он не родился дворянином) - и все-таки смирен, кроток, лишен честолюбивых мечтаний. Нет у Башмачкина ни семьи, ни друзей, не ходит он ни в театр, ни в гости. Все его «духовные» потребности удовлетворяются переписыванием бумаг: «Мало сказать: он служил ревностно, - нет, он служил с любовью». За человека его никто не считает. «Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия...» Ни одного слова не отвечал Башмачкин своим обидчикам, даже не прекращал работы и не делал ошибок в письме. Всю жизнь Акакий Акакиевич служит на одном и том же месте, в одной и той же должности; жалованье у него мизерное - 400 руб. в год, вицмундир давно уже не зеленого, а рыжевато-мучного цвета; выношенную до дыр шинель сослуживцы называют капотом.

Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение: Акакий -- смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный. Появление шинели приоткрывает душевный мир героя, впервые изображены эмоции героя, хотя Гоголь не дает прямой речи персонажа - только пересказ. Акакий Акакиевич остается бессловесным даже в критическую минуту своей жизни. Драматизм этой ситуации заключается в том, что никто не помог Башмачкину.

Интересное видение главного героя у известного исследователя Б.М. Эйхенбаума. Он увидел в Башмачкине образ, который «служил с любовью», в переписывании «ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир», он не думал вовсе ни о платье своем, ни о чем другом практическом, он ел, не замечая вкуса, не предавался никакому развлечению, словом, жил в каком-то своем призрачном и странном мире, далеком от действительности, был мечтателем в вицмундире. И недаром дух его, освободившись от этого вицмундира, так вольно и смело развивает свою месть - это подготовлено всей повестью, тут - вся ее суть, все ее целое.

Наряду с Башмачкиным в повести важную роль играет образ шинели. Он вполне соотносим и с широким понятием «чести мундира», характеризовавшим важнейший элемент дворянской и офицерской этики, к нормам которой власти при Николае I старались приобщить разночинцев и вообще всех чиновников.

Утрата шинели оказывается для Акакия Акакиевича не только материальной, но и моральной потерей. Ведь благодаря новой шинели Башмачкин впервые в департаментской среде почувствовал себя человеком. Новая шинель способна спасти его от морозов и болезней, но, главное, она служит ему защитой от насмешек и унижений со стороны сослуживцев. С потерей шинели Акакий Акакиевич потерял смысл жизни.

Сюжет и композиция

«Сюжет «Шинели» чрезвычайно прост. Бедный маленький чиновник принимает важное решение и заказывает новую шинель. Пока ее шьют, она превращается в мечту его жизни. В первый же вечер, когда он ее надевает, шинель у него снимают воры на темной улице. Чиновник умирает от горя, и его приведение бродит по городу. Вот и вся фабула, но, конечно, подлинный сюжет (как всегда у Гоголя) в стиле, во внутренней структуре этого... анекдота», - так пересказал сюжет повести Гоголя В.В. Набоков.

Беспросветная нужда окружает Акакия Акакиевича, но он не видит трагизма своего положения, так как занят делом. Башмачкин не тяготится своей нищетой, потому что не знает другой жизни. А когда у него появляется мечта - новая шинель, он готов терпеть любые лишения, только бы приблизить осуществление задуманного. Шинель становится неким символом счастливого будущего, любимым детищем, ради которого Акакий Акакиевич готов работать не покладая рук. Автор вполне серьезен, когда описывает восторг своего героя по поводу осуществления мечты: шинель сшита! Башмачкин совершенно был счастлив. Однако с потерей новой шинели Башмачкина настигает настоящее горе. И лишь после смерти свершается справедливость. Душа Башмачкина обретает покой, когда возвращает себе потерянную вещь.

Образ шинели очень важен в развитии сюжета произведения. Завязка сюжета связана с возникновением идеи сшить новую шинель или починить старую. Развитие действия - походы Башмачкина к портному Петровичу, аскетическое существование и мечты о будущей шинели, покупка нового платья и посещение именин, на которых шинель Акакия Акакиевича должна быть «обмыта». Кульминацией действия является кража новой шинели. И, наконец, развязка заключена в безуспешных попытках Башмачкина вернуть"шинель; смерть героя, простудившегося без шинели и тоскующего по ней. Завершает повесть эпилог - фантастическая история о призраке чиновника, который ищет свою шинель.

Рассказ о «посмертном существовании» Акакий Акакиевича полон ужаса и комизма одновременно. В мертвенной тишине петербургской ночи он срывает шинели с чиновников, не признавая бюрократической разницы в чинах и действуя как за Калинкиным мостом (то есть в бедной части столицы), так и в богатой части города. Лишь настигнув непосредственного виновника своей смерти, «одно значительное лицо», которое после дружеской начальственной вечеринки направляется к «одной знакомой даме Каролине Ивановне», и, сорвав с него генеральскую шинель, «дух» мертвого Акакий Акакиевича успокаивается, исчезает с петербургских площадей и улиц. Видимо, «генеральская шинель пришлась ему совершенно по плечу».

Художественное своеобразие

«Композиция у Гоголя не определяется сюжетом - сюжет у него всегда бедный, скорее - нет никакого сюжета, а взято только какое-нибудь одно комическое (а иногда даже само по себе вовсе не комическое) положение, служащее как бы только толчком или поводом для разработки комических приемов. Эта повесть особенно интересна для такого рода анализа, потому что в ней чистый комический сказ, со всеми свойственными Гоголю приемами языковой игры, соединен с патетической декламацией, образующей как бы второй слой. Своим действующим лицам в «Шинели» Гоголь дает говорить немного, и, как всегда у него, их речь особенным образом сформирована, так что, несмотря на индивидуальные различия, она никогда не производит впечатление бытовой речи», - писал Б.М. Эйхенбаум в статье «Как сделана «Шинель» Г оголя».

Повествование в «Шинели» ведется от первого лица. Рассказчик хорошо знает жизнь чиновников, выражает свое отношение к происходящему в повести путем многочисленных ремарок. «Что ж делать! виноват петербургский климат», - отмечает он по поводу плачевной внешности героя. Климат и вынуждает Акакия Акакиевича пуститься во все тяжкие ради покупки новой шинели, то есть в принципе прямо способствует его гибели. Можно сказать, что этот мороз - аллегория гоголевского Петербурга.

Все художественные средства, которые использует Гоголь в повести: портрет, изображение деталей обстановки, в которой живет герой, сюжет повествования - все это показывает неизбежность превращения Башмачкина в «маленького человека».

Сам стиль повествования, когда чистый комический сказ, построенный на игре слов, каламбурах, нарочитом косноязычии, сочетается с возвышенной патетической декламацией, является эффективным художественным средством.

Значение произведения

Великий русский критик В.Г. Белинский сказал, что задача поэзии состоит в том, «чтобы извлекать поэзию жизни из прозы жизни и потрясать души верным изображением этой жизни». Именно таким писателем, писателем, потрясающим души изображением самых ничтожных картин существования человека в мире, является Н.В. Гоголь. По словам Белинского, повесть «Шинель» «одно из глубочайших созданий Гоголя».
Герцен навал «Шинель» «колоссальным произведением». О громадном влиянии повести на всё развитие русской литературы свидетельствует фраза, записанная французским литератором Эженом де Вогюэ со слов «одного русского писателя» (как принято считать, Ф.М. Достоевского): «Все мы вышли из гоголевской «Шинели».

Произведения Гоголя неоднократно ставились на сцене и экранизировались. Одна из последних театральных постановок «Шинели» была предпринята в Московском «Современнике». На новой сценической площадке театра, получившей название «Другая сцена», предназначенной в первую очередь для постановки экспериментальных спектаклей, режиссером Валерием Фокиным была поставлена «Шинель».

«Поставить гоголевскую «Шинель» - это моя давняя мечта. Я вообще считаю, что есть три главных произведения у Николая Васильевича Г оголя - это «Ревизор», «Мертвые души» и «Шинель», - сказал Фокин. Первые два я уже поставил и мечтал о «Шинели», но никак не мог начать репетировать, поскольку не видел исполнителя главной роли... Мне казалось всегда, что Башмачкин - это необычное существо, не женского и не мужского рода, и кто-то здесь должен был такое играть необычный, и действительно актер или актриса», - рассказывает режиссер. Выбор Фокина пал на Марину Неелову. «В репетиции и в том, что происходило в процессе работы над спектаклем, я понял, что Неелова - это единственная актриса, которая вот смогла сделать то, что я задумаю», - говорит режиссер. Премьера спектакля состоялась 5 октября 2004 года. Сценография повести, исполнительское мастерство актрисы М. Нееловой были оценены зрителями и прессой очень высоко.

«И вот снова Гоголь. Снова «Современник». Когда-то давным-давно Марина Неелова сказала, что иногда представляет себя белым листом бумаги, на котором каждый режиссер волен изобразить все, что пожелает - хоть иероглиф, хоть рисунок, хоть долгую заковыристую фразу. Может, кто и кляксу сгоряча посадит. Зрителю, который заглянет на «Шинель», возможно, померещится, что на свете вовсе нет женщины по имени Марина Мстиславовна Неелова, что ее мягким ластиком начисто стерли с ватмана мироздания и нарисовали вместо нее совсем другое существо. Седенькое, жидковолосое, вызывающее во всяком, кто поглядит на него, и гадливое омерзение, и магнетическую тягу».


«В этом ряду открывшая новую сцену фокинская «Шинель» выглядит просто академической репертуарной строкой. Но только на первый взгляд. Отправляясь на спектакль, вы можете смело забыть о своих прежних представлениях. Для Валерия Фокина «Шинель» - это вовсе не то, откуда вышла вся гуманистическая русская литература с ее вечной жалостью к маленькому человеку. Его «Шинель» принадлежит совершенно другому, фантастическому миру. Его Акакий Акакиевич Башмачкин - это не вечный титулярный советник, не убогий переписчик, не способный переменить глаголы из первого лица в третье, это даже не мужчина, а какое-то странное существо среднего рода. Для создания такого фантастического образа режиссеру нужен был актер невероятно гибкий и пластичный не только в физическом, но и в психологическом плане. Такого универсального актера, вернее, актрису режиссер нашел в Марине Нееловой. Когда на сцене появляется это корявое, угловатое существо с редкими спутанными клоками волос на лысой голове, зрители безуспешно стараются угадать в нем хоть какие-нибудь знакомые черты блестящей примы «Современника». Напрасно. Марины Нееловой тут нет. Кажется, она физически превратилась, переплавилась в своего героя. Сомнамбулические, осторожные и вместе с тем неловкие стариковские движения и тонкий, жалобный, дребезжащий голосок. Поскольку текста в спектакле почти нет (немногочисленные фразы Башмачкина, состоящие в основном из предлогов, наречий и других частиц, которые решительно не имеют никакого значения, служат скорее речевой или даже звуковой характеристикой персонажа), роль Марины Нееловой практически превращается в пантомиму. Но пантомиму поистине завораживающую. Ее Башмачкин уютно устроился в своей старой гигантской шинели, как в домике: копошится там с карманным фонариком, справляет нужду, устраивается на ночлег».

Эта повесть была написана Николаем Васильевичем Гоголем в 1842 году. В данной статье мы рассмотрим ее краткое содержание. "Шинель" автор начинает следующим образом.

Начало истории

Произошедшая с Башмачкиным Акакием Акакиевичем история открывается рассказом о том, как он родился и был причудливо назван, а затем переходит к описанию его службы в качестве титулярного советника.

Подсмеиваясь над героем, многие молодые коллеги докучают Акакию Акакиевичу, толкают под руку, осыпают бумажками, и лишь когда совсем становится невмоготу, он просит оставить его в покое преклоняющим на жалость голосом.

Башмачкин, чья служба заключается в переписывании бумаг, выполняет свои служебные обязанности с любовью и даже, придя домой с работы и поев наскоро щей, достает баночку с чернилами и снова переписывает принесенные с собой листы, а если таковых не оказывается, снимает нарочно для себя копию документа с каким-нибудь замысловатым адресом. Приятельства, услады, развлечений для этого человека не существует. Он ложился спать, всласть написавшись, предвкушая с улыбкой завтрашнее переписывание.

Неожиданный случай

Продолжается история, по которой мы составили краткое содержание. "Шинель" Гоголя описывает нам следующие произошедшие в жизни главного героя события. Это размеренное существование однажды нарушает неожиданный случай. Как-то утром, после многочисленных внушений, которые сделал мороз в Петербурге, Акакий Акакиевич, осмотрев свою шинель (которая уже настолько потеряла свой вид, что ее давно именовали капотом в департаменте) замечает, что на спине и плечах она совсем сквозит. Тогда Башмачкин решает отнести ее к Петровичу, портному, чья биография и повадки вкратце излагаются автором.

Этот человек осматривает шинель и заявляет, что невозможно ничего поправить, придется шить новую. Потрясенный ценой, которая была названа портным, Акакий Акакиевич решает, что для визита выбрал неудачное время, и в следующий раз является тогда, когда, по его расчетам, этот портной должен быть пьян и, следовательно, более сговорчив. Но Петрович не уступает.

Заветная мечта

Увидев, что никак не обойтись без новой шинели, Башмачкин думает, где достать 80 рублей, за которые портной, по его мнению, возьмется за дело. Акакий Акакиевич решает сократить "обыкновенные издержки" свои: не зажигать свечи, не пить по вечерам чаю, ходить на цыпочках, чтобы преждевременно не истереть подметок, реже отдавать белье прачке, а для того, чтобы оно не изнашивалось, оставаться дома в одном халате.

Осуществление мечты

Краткое содержание рассказа "Шинель" (Гоголь Н. В.) продолжается. Совершенно меняется жизнь главного героя: ей сопутствует мечта о шинели, как верная подруга. Ежемесячно Акакий Акакиевич приходит к Петровичу для того, чтобы поговорить о будущей шинели. Награждение к празднику оказывается против ожидания большим на целых двадцать рублей, и вот уже Башмачкин с портным отправляются в лавки для того, чтобы купить материал. И коленкор на подкладку, и сукно, и кошка на воротник, а также работа Петровича - все это оказывается на высоте, и, поскольку начались уже сильные морозы, Акакий Акакиевич в один прекрасный день отправляется в своей новой шинели в департамент. Это событие не остается незамеченным, все обсуждают и хвалят шинель, просят Акакия Акакиевича задать вечер по этому случаю, и лишь вмешательство одного чиновника (именинника, как нарочно), который всех позвал на чай, спасает смущенного Башмачкина.

Потеря шинели

Продолжим краткое содержание. "Шинель" составляют следующие дальнейшие драматические события. После окончания рабочего дня, который был для него как торжественный праздник, чиновник идет домой, обедает и, посидев без дел, отправляется в другой конец города к чиновнику. Вновь его шинель все хвалят, но вскоре обращаются к шампанскому, ужину, висту. Акакий Акакиевич, принужденный к тому же, чувствует веселье, но потихоньку уходит, вспомнив о позднем часе. Возбужденный поначалу, он даже отправляется за одной дамой (у которой, как пишет Гоголь, все части тела были исполнены движения), но пустынные улицы, потянувшиеся вскоре, внушают чиновнику невольный страх.

Его останавливают посреди пустынной огромной площади какие-то люди и снимают шинель.

Злоключения героя

Так начинаются злоключения нашего героя, которые мы опишем, составив их краткое содержание. "Шинель" по главам продолжается следующим образом. У частного пристава наш герой не находит поддержки и помощи. В присутствии, куда он является в своем старом капоте на следующий день, все жалеют Акакия Акакиевича, и даже подумывают о том, чтобы сделать складчину, но, насобирав лишь сущую безделицу, советуют обратиться к одному значительному лицу, которое может помочь в этом деле.

Продолжается краткое содержание повести "Шинель". Далее описываются обычаи и приемы этого человека, лишь недавно ставшего значительным, а потому озабоченного тем, как бы придать себе побольше строгости, желая поразить своего товарища, с которым он не встречался уже много лет. Но тот жестко распекает Башмачкина, который, по мнению этого человека, обратился не по форме к нему. Тот добирается до дома, не чуя ног, и сваливается в постель с сильной горячкой.

Смерть Акакия Акакиевича

Продолжаем описывать краткое содержание. "Шинель" по главам раскрывает нам следующие события. Проходят несколько дней бреда и беспамятства - и в конце концов чиновник умирает. Об этом узнают в департаменте лишь на четвертый день после того, как Акакия Акакиевича похоронили. Становится известно вскоре, что мертвец показывается ночами возле Калинкина моста и сдирает шинели со всех, не разбирая звания и чина. Кто-то узнает в нем главного героя повести. Усилия, предпринимаемые полицией для поимки этого мертвеца, оказываются напрасными.

Месть Башмачкина

Продолжается составленное нами краткое содержание. "Шинель" Гоголь завершает следующими событиями. Вышеупомянутое значительный человек, способный к состраданию, узнав, что скоропостижно скончался Башмачкин, остается этим страшно потрясен и отправляется на вечеринку, чтобы хоть как-то развлечься. После этого он идет не домой, а к Каролине Ивановне, знакомой даме, и вдруг чувствует среди ужасной непогоды, что кто-то хватает его за воротник.

Краткое содержание рассказа "Шинель" на этом заканчивается. Значительное лицо узнает в ужасе Акакия Акакиевича, который стаскивает торжествующе шинель с него. Перепуганный и бледный, чиновник возвращается домой и больше не распекает своих подчиненных строгостью. С тех пор мертвец-чиновник больше не гуляет по улицам города, а привидение, встретившееся немного позже одному коломенскому будочнику, было уже намного выше ростом и имело огромные усы.

Мы рассмотрели краткое содержание. "Шинель" на этом завершается. Это небольшое по объему произведение, поэтому не составит большого труда прочитать текст Николая Васильевича, в котором все эти события описываются намного интереснее и подробнее. Мы же постарались по возможности лаконично и емко описать краткое содержание. "Шинель" (Гоголь Н. В.) - произведение, с которым непременно стоит ознакомиться в оригинале.


Top