Театр где ходишь по дому. Прожить историю: что такое иммерсивный театр? Так стоит ли идти на спектакль

Термин «иммерсивный» произошел от английского слова immersive — «обеспечивающий эффект присутствия». Использовать этот термин пришло в голову сотрудникам британской компании Punchdrunk — в 2011 году они поставили в Нью-Йорке теперь уже знаменитый спектакль Sleep no more . Зрители в масках бродили по «отелю Маккиттрик» (на самом деле — по задекорированному заброшенному складу"), пока на их глазах разворачивалось действие спектакля, отдаленно напоминавшее «Макбет» Шекспира и одновременно фильмы жанра нуар 1930-х годов.

Ощущение «причастности» к действию пришлось по душе как зрителям, так и критикам — поэтому билеты на Sleep no more непросто достать даже сегодня, спустя шесть лет после премьеры. А в Шанхае, например, недавно и вовсе стартовала китайская версия спектакля.

Тем временем, попытки повторить успех Punchdrunk предпринимаются по всему миру. В России к иммерсивным спектаклям поначалу приклеилось прозвище «бродилки», по аналогии с видеоиграми. В 2014 году одной из самых ярких бродилок стал «Норманск» в Центре имени Мейерхольда, поставленный по постапокалиптическому роману Стругацких «Гадкие лебеди». «Норманск» задействовал все семь этажей ЦИМа, и оказался спектаклем настолько же зрелищным, насколько и затратным — а потому был показан всего 13 раз.

НАСТОЯЩЕЕ

В 2015 году москвичам впервые показали «Русские сказки» Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре». По сути, это не один, а двенадцать коротких спектаклей, каждый из которых посвящен одной из сказок Александра Афанасьева. Тут и «Колобок», и «Марья Моревна», и «Звери в яме». Сказки показывали одновременно в большом, малом и репетиционных залах, а также в фойе второго этажа. Иммерсивным спектаклем в полном смысле слова «Русские сказки» назвать можно с натяжкой — в силу того, что бродить здесь можно исключительно в составе одной из трех групп. Никакой самостоятельности: у каждой группы — свой маршрут. Соответственно, чтобы посмотреть все 12 мини-спектаклей, прийти нужно три раза.


«Русские сказки»

К появлению «Черного русского» в 2016 году стало ясно, что для иммерсивного театра нужны отдельные здания, в которых ничего, кроме спектакля, происходить не будет. Режиссер Максим Диденко выбрал для своего проекта особняк Спиридонова постройки XIX века. Почти на целый год особняк превратился в «дом Троекурова» из «Дубровского» Александра Пушкина. Впрочем, в «Черном русском» мало что напоминает о хрестоматийном сюжете: здесь полуголые служанки, ожившие мертвецы и черные пельмени, которыми предполагается кормить артистов. Хореографию для проекта ставил Евгений Кулагин, чья самая известная работа«Машина Мюллер» , скандальный «спектакль с голыми» в «Гоголь-центре».


«Черный русский»

Главный недостаток спектакля — тот же, что и у «Русских сказок». Гостям на входе раздавали маски сов, лис или оленей, причисляя их к одной из групп. Отделяться и ходить самостоятельно — запрещено.

Спустя пару месяцев после премьеры «Черного русского» в другом особняке XIX века показали «Вернувшихся» . Спектакль ставила американская компания Journey Lab , наиболее точно следуя примеру Punchdrunk и Sleep no more . Здесь вы можете сколь угодно, и как вам заблагорассудится, слоняться по четырем этажам особняка-спектакля.

«Вернувшиеся» основаны на пьесе «Привидения» норвежского драматурга Генрика Ибсена, исследующей темы морального выбора, инцеста и эвтаназии. Это 240 сцен, которые актеры разыгрывают в 50 комнатах особняка. Некоторые из них копируют интерьер типичного скандинавского дома, в то время как другие напоминают сцены из фильмов ужасов.


«Вернувшиеся»

На «Вернувшихся» каждый зритель видит только фрагменты трагедии и должен самостоятельно восстановить полную картину происходящего. Как оказывается, занятие это довольно утомительное — и потому можно взять перерыв и пропустить стаканчик в баре на первом этаже. А затем вернуться к просмотру — хотя бы из-за отлично поставленной сцены оргии.

БУДУЩЕЕ

На театральном фестивале «Толстой Weekend » в Ясной поляне показали спектакль «Зеленая палочка» театра Gruppo Baston Verde . Сюжет посвящен молодому Льву Николаевичу: в детстве старший бра Николай рассказал ему, что секрет счастья нацарапан на зеленой палочке, которая потерялась где-то на территории поместья. Зрители надевают толстовские рубахи и маски с лицом писателя, а затем отправляются в путешествие по поместью длительностью в полтора часа. Перед ними разворачиваются не то сцены из детства писателя, не то фантазии на тему поисков смысла жизни.

Тут и школа, где вас попросят написать диктант, и обед посреди поля, и дуэль. Спектакль возымел успех — и потому идут переговоры о том, чтобы показывать его в Ясной Поляне на регулярной основе.


«Зеленая палочка»

В Москве, в свою очередь, в июле открывается пространство Experience Space. В особняке на Пушечной улице можно будет увидеть две работы бельгийской компании Ontroerend Goed — прошлогоднюю премьеру «Твоя игра» и новый спектакль Smile Off . Это так называемые «спектакли для одного зрителя». В «Твоей игре» зритель попадает в лабиринт из комнат с зеркалами и видеопроекциями, где через общение с проводниками-актерами открывает свое «настоящее я». В Smile Off все строится на запахах, звуках и прикосновениях, так как зритель на протяжении всего спектакля остается сидящим в кресле с повязкой на глазах и связанными руками.

Иммерсивные спектакли (также известные, как променад-спектакли и спектакли-квесты) вот уже второй год не теряют популярности среди жителей обеих столиц. И все-таки называть происходящее действие представлением будет не очень правильным, ведь зритель не просто наблюдает за происходящим на сцене, а свободно перемещается внутри декораций, чувствуя себя скорее участником. Предлагаем вместе разобраться - что представляет из себя модное и необычное направление искусства?

Иммерсивный спектакль - что это и где он берет свое начало?

Само слово происходит от английского глагола to immerse, что в переводе означает «погружать». Такое определение жанру дали его родоначальники из британской театральной труппы PunchDrunk. Первая постановка такого рода увидела свет еще в 2000-м году в Лондоне. Это была пьеса «Woyzeck» Георга Бюхнера и проходила она на заброшенных армейских складах, где зрители могли спокойно прогуливаться по всей территории, изучая мир произведения. Труппа экспериментировала с созданием атмосферы и погружала зрителей в происходящее действие настолько, что каждый человек чувствовал себя таким же актером. В результате театральный проект имел большой успех и вскоре иммерсивные спектакли начали появляться по всему миру, как грибы после дождя.

Сегодняшние постановки шагнули в «погружении» еще дальше - если раньше зрители просто ходили среди актеров, надев маски, то сейчас они могут принимать непосредственное участие в происходящем! Представьте - во время спектакля с вами могут вступить в диалог, отвести вас в другую комнату, потанцевать или игриво поцеловать. У вас могут попросить помощи, дать задание или даже похитить - согласитесь, все это выходит за рамки привычного нам театра и поражает воображение!

Иммерсивный спектакль квест может заставить вас побегать в поисках необходимых предметов и поломать голову над хитрыми загадками, а экспериментальные проекты предложат и вовсе взаимодействовать с обычными прохожими. Уже интересно и захотелось сходить? Тогда рассказываем о самых оригинальных идеях от театров обеих столиц!

Пушкин в интерьере

Одной из самых популярных постановок в Москве сегодня по праву можно назвать «Черного русского » - спектакль, поставленный по мотивам Пушкинского «Дубровского». Действие разворачивается в самом настоящем старинном особняке, по которому зрители путешествуют вместе с актерами. Если точнее, то все посетители делятся на три большие группы, каждую из которых ведут по отдельному маршруту. Вам выдаются маски - лис, сов или оленей, в зависимости от группы. Лис забирает Маша, оленей - Дубровский, а совы следуют за Троекуровым.

Дальше зрителям остается только отправиться вслед за проводниками и наблюдать за развитием событий, одновременно исследуя особняк Спиридонова. И здесь есть на что посмотреть! Организаторы уместили в одном здании множество локаций, в каждой из которой есть момент интерактивности. Выпить в столовой черной водки с черной колбасой? Пожалуйста! Погладить в хлеву живого петуха? Как пожелаете! Стоит отметить, что

Разумеется, купить билеты в такой иммерсивный театр было не так-то просто, а сейчас он отгремел.

Дом с «привидениями» - иммерсивный спектакль Вернувшиеся

Нет, мы не про обычные комнаты ужасов, а про спектакль по произведению Генрика Ибсена «Привидения». Постановка никак не связана с мистикой, а рассказывает больше про человеческие пороки и «скелеты в шкафу», которые могут таиться даже в самом достопочтенном семействе.

Действие разворачивается в особняке с не меньшим количеством локаций, чем в предыдущем спектакле. Причем оказаться в той или иной комнате вы можете совершенно случайно - актеры вовсю втягивают зрителей в происходящее, поэтому будьте готовы к неожиданностям! Здесь нет проводников и схемы передвижений, так что если вас еще не «поймал» один из участников, то можете свободно перемещаться по всему особняку, исследуя декорации и наблюдая за разворачивающимися событиями.

Особого упоминания стоит скандальная сцена оргии, ради которой идут многие любители пикантных моментов и смелых решений. По большому счету именно из-за нее на спектакль допускаются зрители строго не младше 18 лет, хотя эпизод на самом деле является не просто способом шокировать публику, а режиссерским ходом, объясняющим все хитросплетения судеб героев. По отзывам на этот иммерсивный спектакль, сцена при этом не выглядит пошло или вульгарно.

Если вы не просто гонитесь на интересными ощущениями, но и хотите уловить суть, рекомендуем заранее ознакомиться с оригиналом, тем более, что книга действительно заслуживает внимания. Тогда с персонажами постановки вы встретитесь уже как с добрыми друзьями и спектакль скорее дополнит впечатление, чем запутает вас.

Сегодня в мире все большей популярностью пользуется иммерсивный театр , он же театр-променад, или театр-бродилка. Чем иммерсивный театр отличается от традиционного, и почему он похож на квест или на ожившую компьютерную игру?

ПОГРУЖЕНИЕ В БРОДИЛКУ

Феномен иммерсивности (от англ. immersive – «создающий эффект присутствия, погружения») – один из основных трендов современной индустрии развлечений. Сегодня иммерсивным стало буквально все: уже перестала казаться чем-то из области научной фантастики дополненная и виртуальная реальность; про компьютерные игры все и так понятно; иммерсивным медленно, но верно становится жанр кино (будете в Лондоне – обязательно загляните на Secret Cinema); уже появились первые иммерсивные книжки; все популярнее становятся городские квесты. Иммерсивный театр стал закономерным итогом нескольких тенденций – как в актуальной режиссуре, так и в области городского досуга.

Иммерсивный спектакль создает эффект полного погружения зрителя в сюжет постановки, это театр вовлечения, где зритель – полноправный участник происходящего. В любой момент актеры могут начать прямое взаимодействие со зрителем – например, могут завязать зрителю глаза и отвести за руку в другую комнату и оставить там, могут обнять или поцеловать, а могут просто долго смотреть глаза в глаза.

Помните знаменитую формулу Шекспира: «Весь мир театр, а люди в нем актеры»? В иммерсивном театре нет зрительного зала в традиционном смысле этого слова, а значит, нет и так называемой «четвертой стены», отделяющий актеров от зрителей. Действие театра-променада развивается одновременно в разных локациях. Режиссеры, в свою очередь, предлагают публике новые поведенческие сценарии, давая ей более активную роль: зрители спектаклей-бродилок могут сами выбирать свой маршрут – ту или иную линию сюжета – и переходить от одной локации к другой, а где-то даже влиять на происходящее. Такой спектакль складывается из разных сюжетов подобно тому, как кусочки складываются в мозаику.

ИММЕРСИВНЫЙ ТЕАТР В МИРЕ…

Sleep No More – обезличенный «тотальный» спектакль

Законодателями жанра иммерсивного театра принято считать лондонскую группу PunchDrunk, знаменитую тем, что она погружает зрителя в пространство, похожее по атмосфере на загадочные картины легендарных кинорежиссеров Стенли Кубрика, Альфреда Хичкока и Дэвида Линча.

Один из самых известных спектаклей жанра иммерсивного театра – знаменитая постановка Sleep No More, которая вот уже не один год захватывает воображение зрителей Нью-Йорка. В основе шоу лежит «Макбет» Уильяма Шекспира. Спектакль идет в огромном заброшенном пятиэтажном отеле McKittrick, который порой напоминает бесконечный лабиринт из вдруг материализовавшихся ночных кошмаров. При входе всех пришедших просят надеть белую венецианскую маску, которую они обязуются не снимать в течение всей постановки. Зрители оказываются предоставлены сами себе в обстановке психиатрического отделения, кладбища и отеля 30-х годов, где перформанс и инсталляция встречаются с site-specific-хореографией.

Многослойное действие завораживает: в Sleep No More можно легко почувствовать себя вуайеристом и увидеть, как похожие на призраков герои занимаются любовью, убивают друг друга, смывают кровь в ванной. Здесь можно все то, что строго запрещено в традиционном театре – трогать руками декорации и вступать в контакт с «реквизитом», но нужно быть готовым к тому, что и жители заброшенного отеля могут вступить с вами в контакт.

Then She Fell – камерное индивидуальное приключение

Актуальный иммерсивный театр нельзя представить без постановок креативной продюсерской команды Third Rail Projects, известной своими экспериментальными спектаклями в необычных локациях с соединением элементов театра, танца, звуковых и арт-инсталляций и необычной хореографии.

Один из наиболее амбициозных спектаклей этой команды – Then She Fell, действие которого происходит в заброшенной психиатрической больнице в Бруклине в Нью-Йорке. В отличие от Sleep No More, где около 300 обезличенных зрителей оказываются предоставлены сами себе, в Then She Fell обстановка гораздо более интимная и камерная. В этом спектакле, поставленном по «Алисе в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, задействовано 8 актеров и всего 15 зрителей, которые разделены на маленькие группы, чьи маршруты продуманы и выверены режиссерами. Взаимодействие со зрителем здесь самое что ни на есть буквальное: зрители спектакля могут легко оказаться один на один с актером, скажем, причесывая актрису, играющую Алису.

Продюсерская команда Third Rail Projects недавно представила публике свой новый иммерсивный спектакль в Нью Йорке – Grand Paradise – постановку о семье, отправляющейся на каникулы на курорт, где с ними происходят разные метаморфозы.

… И В МОСКВЕ

Если вы пока не знакомы с театром вовлечения, то резонный вопрос: как выбрать постановку для первой пробы, чтобы не разочароваться? Вот четыре лучших иммерсивных спектакля, которые сейчас идут в столице.

1. «Твоя игра »

Этим летом бельгийская театральная команда Ontroerend Goed и импресарио Федор Елютин (ранее привезший в Москву спектакль-променад по городу Remote) представили Москве новый индивидуальный интерактивный опыт для одного человека «Твоя игра». Длится спектакль порядка 30–35 минут и идет в универмаге «Цветной». A Game of You – так спектакль называется в оригинале – уже был сыгран на театральных фестивалях в Эдинбурге и Авиньоне, но российская версия отличается тем, что дело происходит не в арт-кластере или здании театра, а в оживленном торговом центре.

«Самый волнительный спектакль сезона… это вы», – гласит сайт проекта. И действительно, вряд ли можно придумать более быстрый способ взглянуть на себя глазами другого человека и понять, каким вы кажетесь окружающим.

2. «Черный русский »

В сентябре этого года один из главных театральных ньюсмейкеров последнего времени Максим Диденко и театральная компания Ecstàtic представили Москве первый иммерсивный мюзикл по неоконченному роману А.С. Пушкина «Дубровский». Пространство старинного московского особняка Спиридонова превратилось в дом Троекурова, где появились свой бальный зал, столовая, cпальня, купальня, кабинет, хлев и даже лес. Всех зрителей в начале спектакля делят на три группы, которые следуют разными маршрутами за героями спектакля, и выдают соответствующие маски – сов, оленей и лис.

По словам создателей спектакля, «Черный русский» – это прежде всего спектакль ощущений, воздействующий на зрителя на уровне всех органов чувств. Так, в хлеву пахнет свежескошенным сеном, на кухне – блинами и мясом, в спальне Маши Троекуровой – цветами. Зрителей угощают черными пельменями, травяными настойками и прочими яствами.

3. «Москва-2048 »

«МСК 2048» – это новая масштабная игра в реальности от знаменитой сети квестов «Клаустрофобия» и режиссера «Гоголь-центра» Александра Созонова. «МСК 2048» развивает концепцию иммерсивного променад-театра, соединяющего в себе ролевую игру, театр-променад и квест. Сюжет разворачивается в мире, пережившем глобальную катастрофу, все игроки – беженцы, желающие поскорее перебраться из радиоактивных пустошей в Большую Москву. Для прохода в город необходима виза, получить которую можно в пропускном пункте убежища.

Трудно придумать лучший способ ощутить себя героем видеоигры «в реале»! «МСК 2048» полностью стирает барьеры между актерами и зрителями, сценой и зрительным залом, игровыми условностями и реальной жизнью. Игроки становятся главными действующими лицами собственных уникальных историй, выполняя задания актеров, – исход игры зависит от каждого.

4. «Русские сказки »

«Русские сказки» – спектакль-променад от Александра Созонова и Ильи Шагалова, поставленный по русским народным сказкам из знаменитого собрания Афанасьева. Идут «Сказки» в «Гоголь-Центре». Больше года артисты провели в экспедиции по стране, чтобы посмотреть, чем живет Русь, и послушать живой народный язык. В результате получился живой иммерсивный спектакль-променад, соединяющий в себе разные жанры – этюды, наблюдения, фантазии молодого актерского поколения на тему русских сказок, философские притчи, баллады, серенады, романсы, бардовские песни, рок и рок-н-ролл.

«Русские сказки» идут по всему театру одновременно. Перед началом спектакля зрители выбирают свою дорогу из предложенных трех – есть три группы зрителей, три выверенных пути и три разных впечатления от просмотра. В финале все соединяются в большом зале, эпилог у «Русских сказок» единый.

Феномен иммерсивности (от англ. immersive – «создающий эффект присутствия, погружения») – один из основных трендов современной индустрии развлечений. Сегодня иммерсивным стало буквально все: уже перестала казаться чем-то из области научной фантастики дополненная и виртуальная реальность; про компьютерные игры все и так понятно; иммерсивным медленно, но верно становится жанр кино (будете в Лондоне – обязательно загляните на Secret Cinema); уже появились первые иммерсивные книжки; все популярнее становятся городские квесты. Иммерсивный театр стал закономерным итогом нескольких тенденций – как в актуальной режиссуре, так и в области городского досуга.

Иммерсивный спектакль создает эффект полного погружения зрителя в сюжет постановки, это театр вовлечения, где зритель – полноправный участник происходящего. В любой момент актеры могут начать прямое взаимодействие со зрителем – например, могут завязать зрителю глаза и отвести за руку в другую комнату и оставить там, могут обнять или поцеловать, а могут просто долго смотреть глаза в глаза.

Помните знаменитую формулу Шекспира: «Весь мир театр, а люди в нем актеры»? В иммерсивном театре нет зрительного зала в традиционном смысле этого слова, а значит, нет и так называемой «четвертой стены», отделяющий актеров от зрителей. Действие театра-променада развивается одновременно в разных локациях. Режиссеры, в свою очередь, предлагают публике новые поведенческие сценарии, давая ей более активную роль: зрители спектаклей-бродилок могут сами выбирать свой маршрут – ту или иную линию сюжета – и переходить от одной локации к другой, а где-то даже влиять на происходящее. Такой спектакль складывается из разных сюжетов подобно тому, как кусочки складываются в мозаику.

Иммерсивный театр в мире

Sleep No More – обезличенный «тотальный» спектакль

Законодателями жанра иммерсивного театра принято считать лондонскую группу PunchDrunk, знаменитую тем, что она погружает зрителя в пространство, похожее по атмосфере на загадочные картины легендарных кинорежиссеров Стенли Кубрика, Альфреда Хичкока и Дэвида Линча.

Один из самых известных спектаклей жанра иммерсивного театра – знаменитая постановка Sleep No More, которая вот уже не один год захватывает воображение зрителей Нью-Йорка. В основе шоу лежит «Макбет» Уильяма Шекспира. Спектакль идет в огромном заброшенном пятиэтажном отеле McKittrick, который порой напоминает бесконечный лабиринт из вдруг материализовавшихся ночных кошмаров. При входе всех пришедших просят надеть белую венецианскую маску, которую они обязуются не снимать в течение всей постановки. Зрители оказываются предоставлены сами себе в обстановке психиатрического отделения, кладбища и отеля 30-х годов, где перформанс и инсталляция встречаются с site-specific-хореографией.

Многослойное действие завораживает: в Sleep No More можно легко почувствовать себя вуайеристом и увидеть, как похожие на призраков герои занимаются любовью, убивают друг друга, смывают кровь в ванной. Здесь можно все то, что строго запрещено в традиционном театре – трогать руками декорации и вступать в контакт с «реквизитом», но нужно быть готовым к тому, что и жители заброшенного отеля могут вступить с вами в контакт.

Then She Fell – камерное индивидуальное приключение


Актуальный иммерсивный театр нельзя представить без постановок креативной продюсерской команды Third Rail Projects, известной своими экспериментальными спектаклями в необычных локациях с соединением элементов театра, танца, звуковых и арт-инсталляций и необычной хореографии.

Один из наиболее амбициозных спектаклей этой команды – Then She Fell, действие которого происходит в заброшенной психиатрической больнице в Бруклине в Нью-Йорке. В отличие от Sleep No More, где около 300 обезличенных зрителей оказываются предоставлены сами себе, в Then She Fell обстановка гораздо более интимная и камерная. В этом спектакле, поставленном по «Алисе в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, задействовано 8 актеров и всего 15 зрителей, которые разделены на маленькие группы, чьи маршруты продуманы и выверены режиссерами. Взаимодействие со зрителем здесь самое что ни на есть буквальное: зрители спектакля могут легко оказаться один на один с актером, скажем, причесывая актрису, играющую Алису.

Продюсерская команда Third Rail Projects недавно представила публике свой новый иммерсивный спектакль в Нью Йорке – Grand Paradise – постановку о семье, отправляющейся на каникулы на курорт, где с ними происходят разные метаморфозы.

А что иммерсивного есть в Москве?

Если вы пока не знакомы с театром вовлечения, то резонный вопрос: как выбрать постановку для первой пробы, чтобы не разочароваться? Вот четыре лучших иммерсивных спектакля, которые сейчас идут в столице.

1. «Твоя игра »


Этим летом бельгийская театральная команда Ontroerend Goed и импресарио Федор Елютин (ранее привезший в Москву спектакль-променад по городу Remote) представили Москве новый индивидуальный интерактивный опыт для одного человека «Твоя игра». Длится спектакль порядка 30–35 минут и идет в универмаге «Цветной». A Game of You – так спектакль называется в оригинале – уже был сыгран на театральных фестивалях в Эдинбурге и Авиньоне, но российская версия отличается тем, что дело происходит не в арт-кластере или здании театра, а в оживленном торговом центре.

«Самый волнительный спектакль сезона… это вы», – гласит сайт проекта. И действительно, вряд ли можно придумать более быстрый способ взглянуть на себя глазами другого человека и понять, каким вы кажетесь окружающим.

2. «Черный русский »


В сентябре этого года один из главных театральных ньюсмейкеров последнего времени Максим Диденко и театральная компания Ecstàtic представили Москве первый иммерсивный мюзикл по неоконченному роману А.С. Пушкина «Дубровский». Пространство старинного московского особняка Спиридонова превратилось в дом Троекурова, где появились свой бальный зал, столовая, cпальня, купальня, кабинет, хлев и даже лес. Всех зрителей в начале спектакля делят на три группы, которые следуют разными маршрутами за героями спектакля, и выдают соответствующие маски – сов, оленей и лис.

По словам создателей спектакля, «Черный русский» – это прежде всего спектакль ощущений, воздействующий на зрителя на уровне всех органов чувств. Так, в хлеву пахнет свежескошенным сеном, на кухне – блинами и мясом, в спальне Маши Троекуровой – цветами. Зрителей угощают черными пельменями, травяными настойками и прочими яствами.

3. «Москва-2048 »


«МСК 2048» – это новая масштабная игра в реальности от знаменитой сети квестов «Клаустрофобия» и режиссера «Гоголь-центра» Александра Созонова. «МСК 2048» развивает концепцию иммерсивного променад-театра, соединяющего в себе ролевую игру, театр-променад и квест. Сюжет разворачивается в мире, пережившем глобальную катастрофу, все игроки – беженцы, желающие поскорее перебраться из радиоактивных пустошей в Большую Москву. Для прохода в город необходима виза, получить которую можно в пропускном пункте убежища.

Трудно придумать лучший способ ощутить себя героем видеоигры «в реале»! «МСК 2048» полностью стирает барьеры между актерами и зрителями, сценой и зрительным залом, игровыми условностями и реальной жизнью. Игроки становятся главными действующими лицами собственных уникальных историй, выполняя задания актеров, – исход игры зависит от каждого.

4. «Русские сказки »


«Русские сказки» – спектакль-променад от Александра Созонова и Ильи Шагалова, поставленный по русским народным сказкам из знаменитого собрания Афанасьева. Идут «Сказки» в «Гоголь-Центре». Больше года артисты провели в экспедиции по стране, чтобы посмотреть, чем живет Русь, и послушать живой народный язык. В результате получился живой иммерсивный спектакль-променад, соединяющий в себе разные жанры – этюды, наблюдения, фантазии молодого актерского поколения на тему русских сказок, философские притчи, баллады, серенады, романсы, бардовские песни, рок и рок-н-ролл.

«Русские сказки» идут по всему театру одновременно. Перед началом спектакля зрители выбирают свою дорогу из предложенных трех – есть три группы зрителей, три выверенных пути и три разных впечатления от просмотра. В финале все соединяются в большом зале, эпилог у «Русских сказок» единый.

В конце ноября-начале декабря в Ельцин Центре прошел фестиваль «Территория», на котором екатеринбуржцы могли познакомиться с новейшими тенденциями в современном театре. В рамках образовательной программы фестиваля театральные критики Роман Должанский и Алексей Киселев рассказали о новых театральных терминах и особое внимание уделили иммерсивному театру. Рассказываем, что они имели в виду.

Как сразу отметил Роман Должанский в своей лекции «Новые театральные термины», иммерсивные спектакли сегодня находятся на пике своей популярности. Именно их ставят на первое место сегодняшние театралы.

«Иммерсивный спектакль создает эффект полного погружения зрителя в сюжет постановки. Зритель становится частью происходящего. Такой театр еще называют «театром квестом», «театром-променад» или «театром-бродилкой»

Сегодня такой вид действа захватил все театральные сцены, предлагая зрителям покинуть привычные места в зале и отправиться в путешествие по миру книжных героев. «Вы приходите в театр или галерею и становитесь участником этого искусства - вы должны потрогать что-то на экспозиции, чтобы на ней что-то появилось, вы должны куда-то пойти, чтобы часть спектакля началась. Это искусство, которое оперирует и другими органами чувств помимо зрения. Меняется форма, значит меняется и ощущение. Другими словами, без вас это искусство не существует», - говорит Алексей Киселев. Этот жанр театра он соотносит с компьютерными играми, где игроку предоставляется возможность встать на место главного героя.

С английского словосочетание «immersive theatre» переводится, как «театр вовлечения». Это и передает его главную суть - актер в любой момент может вовлечь зрителя в постановку. Поцеловать, дотронуться, вступить с ним в диалог. Первой иммерсивной постановкой считается шоу «Sleep No More» британского коллектива «Punchdrunk», в основе которого лежала линия «Макбета» Шекспира, но помещенная в 30-е годы 20 века. Спектакль проходил на площадке пятиэтажного отеля, где актеры и зрители бегали в белых масках по кабинетам и барам, не разговаривая и не снимая маски. Постановка произвела изрядный фурор в 2000-е, но в России распространения не получила. Только спустя десять лет в Москве был выпущен спектакль «Норманск», в котором зрители ходили по городу, населенному детьми индиго и «мокрецами» (так авторы обозначили «внутренне независимых людей с не зарытым в землю талантом»).

В Екатеринбурге критики не нашли таких «театров-бродилок». «Может быть они и есть, но просто не получили большого распространения. Конечно, у вас есть большое количество квестов, которые многие приравнивают к театру-променаду. Безусловно, они очень яркие, интересные, и зрители там тоже встают на место персонажей и бродят по предоставленной локации. Главное их отличие в том, что в иммерсивном спектакле со зрителем играют профессиональные актеры, задача у которых - не запутать их, не напугать, как в большинстве квестов сегодня, а именно погрузить в необходимый сюжет», - подчеркнул Алексей Киселев.

Среди знаковых для России иммерсивных спекталей Должанский и Кислев выделили спектакль-бродилку «S.T.A.L.K.E.R», поставленный «Гоголь-центром» по одноименной компьютерной игре. А она, в свою очередь, сделана по мотивам книги братьев Стругацких. Зрители надевают наушники, защитный костюм и идут по стопам персонажей игры. Главная задача - «впитать» пластику компьютерного героя.

В «Кристине» Кэти Митчелл режиссер делает второстепенную героиню пьесы «Фрекен Жюли» Августа Стриндберга главной, что дает эффект неопределенности сюжета. Зритель не может увидеть всей картины, потому что путешествует по миру второстепенного персонажа. За стенками слышны звуки других героев, но это лишь иллюзия. Зритель видит глазами второстепенной героини, а то, что происходит за стенкой является симультанным действием.

«Вернувшиеся» проходят в особняке начала 19 века в центре Москвы. В доме 4 этажа и около 50 комнат, в каждой из которых разыгрывается завораживающее действие. В основе постановки лежит пьеса Генрика Ибсена «Призраки». Долгое время она была запрещена, как в России, так и в Европе, поэтому такой интерес к спектаклю сегодня вполне понятен.

Самой необычной иммерсивной постановкой Алексей Киселев назвал «Майскую ночь» Московского театра кукол. Этот спектакль невозможно увидеть - на глазах зрителей повязка. Постановка познается зрителями через тактильные и вкусовые ощущения, запахи, звуки: актеры воссоздают плеск воды, шум ветра и даже кормят пришедших.

Роман Должанский и Алексей Киселев уверенны, что театр вовлечения сегодня находится на пике своей популярности и на него еще долго будет спрос. Ведь попадая в атмосферу иммерсивного спектакля, зрители ненадолго выпадают из реальной жизни. И пусть они понимают, что это все иллюзия, они хотят возвращаться в новый неизведанный мир снова и снова.


Top