Уникальная коллекция полотен рериха презентация. Николай константинович рерих николай константинович рерих

Презентация предоставляет информацию для широкого круга лиц различными способами и методами. Цель каждой работы - передача и усвоение предложенной в ней информации. А для этого сегодня используют различные методы: начиная от доски с мелом и заканчивая дорогим проектором с панелью.

Презентация может представлять из себя набор картинок (фото), обрамленных поясняющим текстом, встроенную компьютерную анимацию, аудио и видео файлы и другие интерактивные элементы.

На нашем сайте вы найдете огромное количество презентаций по любой интересующей Вас теме. В случае затруднения используйте поиск по сайту.

На сайте Вы сможете бесплатно скачать , презентации по астрономии, поближе познакомиться с представителями флоры и фауны на нашей планете в презентациях по биологии и географии. На уроках в школе детям будет интересно узнать историю своей страны в презентациях по истории.

На уроках музыки учитель может применять интерактивные презентации по музыке, в которых можно услышать звуки различных музыкальных инструментов. Также можно скачать презентации по МХК и презентации по обществознанию. Не обделены вниманием и любители русской словесности, представляю Вам работы в PowerPoint по русскому языку.

Для технарей есть специальные разделы: и презентации по математике. А спортсмены могут познакомиться с презентациями о спорте. Для любителей создавать свои собственные работы есть раздел , где любой желающий может скачать основу для своей практической работы.



Детские годы

Никола́й Константи́нович Ре́рих (Рёрих) родился 27 сентября (9 октября) 1874 г. В Санкт-Петербурге.

Отец - Константин Фёдорович - был известным нотариусом и общественным деятелем.

Мать - Мария Васильевна Калашникова, происходила из купеческой семьи.

Братья - Владимир и Борис Рерихи. Среди друзей семьи Рерихов были такие видные деятели, как Д. Менделеев, Н. Костомаров, М. Микешин, Л. Ивановский и многие другие.

С детских лет Николая Рериха привлекали живопись, археология, история и богатое культурное наследие России и Востока.


Дом на Университетской набережной в Петербурге, где родился Н.Рерих

Здание гимназии К. И. Мая. Петербург.


Годы учебы

Императорский Университет и Академия художеств. Нач. XX в. Петербург.

В 1893 году по окончании гимназии Карла Мая Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 году, диплом «Правовое положение художников Древней Руси») и в Императорскую Академию художеств. С 1895 года занимается в студии знаменитого художника А. И. Куинджи. Открытие, сохранение и продолжение знаков исконной русской культуры на долгие годы станет кредо Н. К. Рериха.


Начало научной деятельности

С 1892 г. Рерих начал проводить самостоятельные археологические раскопки. Уже в студенческие годы он становится членом Русского археологического общества. С 1898 года начал сотрудничать с Петербургским Археологическим институтом. Проводит многочисленные раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях.





С 1894 по 1902 год Рерих много путешествует по историческим местам России, а 1903-1904 годах Н. К. Рерих уже вместе с женой совершает большое путешествие по России, посетив более 40 городов, известных своими древними памятниками старины. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия стала большая архитектурная серия картин художника, коллекция фотографий старины, и статьи, в которых Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры.

«…Пора русскому образованному человеку узнать и полюбить Русь. Пора светским людям, скучающим без новых впечатлений, заинтересоваться высоким и значительным, которому они не сумели ещё отвести должное место, что заменит серые будни весёлою, красивою жизнью».

Рерих Н. К. По старине, 1903


«Так называемая спасительная сущность Красоты заключается в энергетическом результате, обусловливающем гармонию в мироздании и самом человеке. Красива гармония, красив порядок, отвечающий естественным законам внутренней жизни человека».

Н.К. Рерих


«Спас Нерукотворный и Князья Святые». Мозаика по эскизам Рериха. Троицкая церковь, Почаевская лавра, Тернопольская область, Украина

В 1912-1915 годах Рерих активно участвует ещё в одном крупном проекте возрождения русского искусства - возведении Фёдоровского городка. При этом с 1907 является сотрудником журнала «Старые годы», с 1910 по 1914 год выступает ведущим редактором многотомного издания «История русского искусства» под общей редакцией Грабаря, а в 1914 году - редактором и соавтором большого издания «Русская икона».


Возникновение интереса к восточному искусству

С 1905 года в творчестве Рериха, наряду с древнерусской темой, начинают появляться отдельные восточные мотивы.Рерих, помимо русской философии, изучает философию Востока, труды выдающихся мыслителей Индии - Рамакришны и Вивекананды, творчество Тагора, теософскую литературу. Древние культуры России и Индии, их общий источник, интересуют Рериха как художника и как учёного. Сотрудничает с Агваном Доржиевом и другими российскими буддистами.

«Сокровище ангелов». 1905. Константиновский дворец. Россия. Санкт-Петербург


«Святые воины». 1912.

Музей искусств Азербайджана

С 1906 по 1918 год Николай Рерих является директором Школы Императорского общества поощрения художеств, одновременно занимаясь преподавательской работой. Своеобразным отчётом полугодовой деятельности иконописной мастерской стал акт поднесения императору Николаю II 6 декабря 1909 г. иконы, выполненной учениками.


Новый период в творчестве Н. Рериха

Примерно с 1906 года отмечается новый период в творчестве Рериха. В его искусстве сочетаются реализм и символизм, усиливается поиск мастера в области цвета. Он почти отказывается от масла и переходит к темперной технике. Много экспериментирует с составом красок, использует метод накладывания одного красочного тона на другой. Самобытность и оригинальность искусства художника была отмечена художественной критикой. В России и Европе за период с 1907 по 1918 год было издано девять монографий и несколько десятков художественных журналов, посвящённых творчеству Рериха. В 1914 году издается первый том собраний сочинений Рериха.


Н.К. Рерих и сыновья Юрий и Святослав

Семья Рерихов


Н.К. Рерих с женой

Еленой Ивановной

В 1908 г. Рерих избирается членом Правления Общества Архитекторов-Художников, в 1909 г. - членом Совета «Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины» и Председателем «Комиссии Музея допетровского искусства и быта» при Обществе Архитекторов-Художников. В 1909 году Н. К. Рерих был избран академиком Российской Академии художеств.

С 1910 года Рерих возглавляет художественное объединение «Мир искусства». В 1914 г. Рерих избирается Почётным Председателем Совета Женских Курсов Высших Архитектурных Знаний, в 1915 г. - Председателем «Комиссии художественных мастерских для увечных и раненых воинов».


Культурно-просветительская деятельность Рериха в Европе

В 1918 году, получив приглашение из Швеции, Николай Рерих с грандиозным успехом проводит персональные выставки картин в Мальмё и Стокгольме, а в 1919 году - в Копенгагене и Хельсинки. Рериха избирают членом Художественного общества Финляндии, награждают шведским королевским орденом «Полярной Звезды» II степени. Леонид Андреев образно называет творимый художником мир - «Державой Рериха». На общественном поприще Рерих совместно с Леонидом Андреевым организует кампанию против большевиков, захвативших власть в России. Входит в руководство Скандинавского Общества помощи Российскому воину, которое финансирует войска генерала Н. Н. Юденича, после вступает в эмигрантскую организацию «Русско-Британское 1917 г. Братство».


В 1920 году Н. К. Рериху приходит предложение от директора Чикагского института искусств организовать масштабное трехлетнее выставочное турне по 30 городам США, а также в создании эскизов костюмов и декораций для Чикагской оперы. Рерихи переезжают в Америку. Первая персональная выставка Рериха в США была открыта в декабре 1920 года в Нью-Йорке. После Нью-Йорка жители ещё 28 городов США увидели картины Рериха. Выставки имели исключительный успех. В Америке Рерих предпринял несколько путешествий по Аризоне, Новой Мексике, Калифорнии, на остров Монхеган и создал серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости».

«И мы трудимся». Серия «Sancta». 1922


Фотопортрет Н.К. Рериха.

Чикаго. 1921

“ Настоящее творчество всегда полно оптимизма. Творец не может быть в унынии.” “Строитель полон знания в избрании лучших материалов. Живое сердце понимает, как нужно сейчас дать людям возможность СТРОЕНИЯ.”

Н.К. Рерих


Центрально-Азиатская экспедиция

2 декабря 1923 года Н. К. Рерих с семьёй прибывает из Парижа в Индию, где налаживает культурные и деловые связи. Рерихи преодолевают свыше трех тысяч километров, посещая Бомбей, Джайпур, Агру, Сарнатх, Бенарес, Калькутту и Дарджилинг. В Сиккиме Рерихи определяют будущий маршрут экспедиции и в сентябре 1924 года Рерих с младшим сыном совершает поездку в Америку и Европу для оформления необходимых разрешений и документов (официально экспедиция была заявлена как американская). После Европы, в начале 1925 года, Рерих посещает Индонезию, Цейлон, Мадрас. И далее начинается основной этап экспедиции, который проходил через Кашмир, Ладак, Китай, Россию, Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Экспедиция продолжалась до 1928 года.


Во время экспедиции были проведены археологические и этнографические исследования в неизученных частях Азии, найдены редкие манускрипты, собраны лингвистические материалы, произведения фольклора, сделаны описания местных обычаев, написаны книги («Сердце Азии», «Алтай - Гималаи»), создано около пятисот картин, на которых художник отобразил живописную панораму экспедиционного маршрута, начата серия полотен «Гималаи», созданы серии «Майтрейя», «Сиккимский путь», «Его страна», «Учителя Востока».

Маршруты Центрально- Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. 1923-1928 гг.


Экспедиция на Алтай

В процессе подготовки экспедиции Рерихи совместно с американским бизнесменом Луисом Хоршем создали в Нью-Йорке две деловые корпорации - «Ур» и «Белуха», которые имели целью проводить широкое деловое предпринимательство на территории Советского Союза. Находясь во время экспедиции в Москве, Николай Рерих хотел добиться регистрации, в соответствии с советскими законами, корпорации «Белуха» для разработки месторождений. Рерихи посетили Алтай с научно-разведывательной и этнографической экспедицией, проводя подбор мест под предполагаемые концессии и изучая возможность «организации в районе горы Белухи культурно-промышленного центра».

Алтай. Гора Белуха.


Тибетская экспедиция

Первая Центральноазиатская экспедиция Н. К. Рериха проходила в несколько этапов. По прибытии в Монголию она переросла в самостоятельное Тибетское путешествие, известное теперь как Миссия Западных буддистов в Лхасу (1927-1928 гг.). По своему характеру тибетская экспедиция являлась не просто художественно-археологической, но, по заявлению её руководителя, Рериха, имела статус дипломатического посольства от имени «Союза Западных буддистов». Своим окружением в экспедиции Рерих рассматривался в качестве «Западного Далай-ламы».


Завершение экспедиции

Осенью 1927 года под давлением английской разведки экспедиция была задержана тибетскими властями на подступах к Лхасе и пять месяцев находилась в снежном плену высоко в горах при минусовой температуре на плато Чантанг. Экспедиция так и не была допущена в Лхасу и была вынуждена ценой неимоверных трудностей и потерь пробиваться в Индию. Завершилась Центрально-Азиатская экспедиция в Дарджилинге, где развернулась научная работа по обработке её результатов.


Маньчжурская экспедиция

В 1930 году Рерих отправляется в долгосрочную экспедицию в Маньчжурию и северный Китай с целью сбора семян растений, предотвращающих разрушение плодоносных слоёв почвы.

Экспедиция стартовала 28 апреля 1934 года из Сиэтла в Иокагаму (Япония), откуда 24 мая 1935 Рерих с старшим сыном отбыли в Киото.

30 мая 1934 Рерих с сыном прибыли в Харбин, откуда стартовала научная часть экспедиции, состоящая из двух маршрутов. Первый маршрут включал Хинганский хребет и Баргинское плато (1934), второй - пустыни Гоби, Ордос и Алашань (1935). Художник написал много этюдов, проводил археологические исследования, собирал материалы по лингвистике и фольклору.

Маршрут Маньчжурской экспедиции Н.К.Рериха 1934-1935 гг.


Юрий И Святослав Рерихи

30 мая 1934 Рерих с сыном прибыли в Харбин, откуда стартовала научная часть экспедиции, состоящая из двух маршрутов. Первый маршрут включал Хинганский хребет и Баргинское плато (1934), второй - пустыни Гоби, Ордос и Алашань (1935). В результате экспедиции было найдено около 300 видов засухоустойчивых трав, собраны лекарственные растения. В Америку было направлено 2000 посылок семян. Экспедиция была досрочно прекращена в Шанхае 21 сентября 1935 года.


Понятие культуры у Рериха

В своих философско-художественных очерках Рерих создаёт новую концепцию Культуры, основанную на идеях Живой Этики. Культура, по мнению Н. К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса. «Культура покоится на Красоте и Знании», - писал он.


Индийский период

С конца 1935 года Рерих постоянно живёт в Индии. Этот период является одним из самых плодотворных в творчестве Рериха. За 12 лет художником написано более тысячи картин, две новые книги и несколько томов литературных очерков. В 1936 году в Риге выходят в свет книги «Врата в Будущее» и «Нерушимое», а в 1939-м году - одна из самых крупных монографий о творчестве Рериха с очерками Всеволода Иванова и Эриха Голлербаха. В 1936 году в Нью-Йорке проходит защита первой докторской диссертации о педагогическом методе Рериха.

Семья Рерихов. Долина Кулу. Индия


Вторая мировая война

Находясь в Индии, Николай Константинович Рерих с самых первых дней Второй мировой войны использует все возможности, чтобы помочь России. Вместе с младшим сыном Святославом Рерихом он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд советского Красного Креста и Красной Армии. Пишет статьи в газетах, выступает по радио в поддержку советского народа.

В годы войны художник в своём творчестве вновь обращается к теме Родины. В этот период он создаёт ряд картин - «Поход Игоря», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», «Богатыри проснулись» и другие, в которых использует образы русской истории и предрекает победу русского народа над фашизмом.

Джавахарлал Неру, Индира Ганди, Николай Рерих, М. Юнус (Имение Рерихов, Кулу)


Попытки возвращения на Родину

С 1936 года, Рерих стремится вернуться на Родину. В 1938 году Рерих обращается в Комитет по делам искусств СССР с просьбой принять в дар три картины. В том же 1938 году Рерих пишет письмо в Наркомат иностранных дел СССР: «…Я и члены моей семьи стремятся теперь же принести свои познания и творчество в пределы Родины». Однако, все предпринятые усилия не увенчались успехом. Рерих не получил ответа на посланные обращения. Последнее обращение Рериха с просьбой о возвращении на Родину было в 1947 году - за несколько недель до смерти.

Елена и Николай Рерихи


Понятие культуры у Рериха

В широкое понятие Культуры Н. К. Рерих включал синтез лучших достижений человеческого духа в области религиозного опыта, науки, искусства, образования. Николай Рерих сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации. Если Культура имеет отношение к духовному миру человека в его творческом самовыражении, то цивилизация есть лишь внешнее обустройство человеческой жизни во всех её материальных, гражданских аспектах. Отождествление цивилизации и Культуры, утверждал Николай Рерих, приводит к путанице этих понятий, к недооценке духовного фактора в развитии человечества. Он писал о том, что «богатство само по себе ещё не даёт Культуры. Но расширение и утончение мышления и чувство Красоты дают ту утончённость, то благородство духа, которым и отличается культурный человек. Именно он может строить светлое будущее своей страны». Исходя из этого, человечество не только должно развивать Культуру, но и обязано её защищать.



Последние годы жизни

В Индии художник продолжает работать над серией картин «Гималаи», составляющей более двух тысяч полотен. Выставки мастера экспонировались в различных городах Индии и их посещало большое количество людей.

После окончания войны художник последний раз запросил визу на въезд в Советский Союз, но 13 декабря 1947 года он уходит из жизни, так и не узнав, что в визе ему отказали.

В долине Кулу, на месте погребального костра, был установлен большой прямоугольный камень, на котором высечена надпись:

«Тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на сём месте 30 магхар 2004 года Викрам эры, отвечающего 15 декабря 1947 года. ОМ РАМ (Да будет мир)».


Дом-музей Н.К. Рериха В Петербурге

  • В течение жизни Н.К. Рерих создал около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира, и около 30 литературных трудов, включая два поэтических.
  • Автор идеи и инициатор Пакта Рериха, основатель международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира».
  • Является организатором Трансгималайской экспедиции с целью исторического и топографического изучения Центральной Азии.

Слайд 2

Биография

Святослав Николаевич Рерих родился 23 октября 1904 года в Петербурге. С 1919 года Святослав Рерих обучается в Лондоне, в Королевской академии искусств, где изучает архитектуру, а через год продолжает архитектурное образование в США, сначала в школе Колумбийского, а затем Гарвардского университетов, одновременно посещая скульптурное отделение университета Массачусетса. В 1923 году Святослав Николаевич Рерих впервые посещает Индию. С.Н. Рерих. Наггар. 1937г.

Слайд 3

Свой путь художника С.Н. Рерих начал как портретист и достиг в этом жанре высочайшего мастерства. Одной из отличительных особенностей его творчества было стремление глубоко ощутить характер того человека, чей портрет он писал. Святослав Николаевич отмечал: «Мы должны всегда помнить, что удавшийся портрет – это больше, чем простое сходство». Вышедшие из-под его кисти полотна – изящны, лаконичны, в них удивительно точно передан духовно-эмоциональный образ человека. С.Н. Рерих. Портрет Н.К. Рериха 1934 С.Н.Рерих. Рошни. 1971

Слайд 4

Великой роли искусства в создании более совершенного, возвышенного и добродетельного человека посвящено немало философских размышлений Святослава Николаевича. Эти размышления находят свое отражение не только на страницах его очерков и дневников, но и в пространстве всего изобразительного творчества художника. Святослав Николаевич был убежден, что Красота не может быть создана без высшего идеала. Разрушение этого идеала – духовного или эстетического – приводит к обезображиванию жизни, к гибели ее эволюционного стержня. С.Н. Рерих, Наггар 1944г С.Н. Рерих. Весна. 1958г.

Слайд 5

Николай Рерих и Святослав Рерих. Отец и сын.

Многое в произведениях художника свидетельствует о влиянии на него творчества отца. Как отмечал сам С.Н. Рерих: «… истоки моего искусства неразделимо связаны с Николаем Константиновичем». Н. К. Рерих. Заморские гости. 1874-1947 С.Н. Рерих. Дамодар Кунд. 1943.

Слайд 6

В то же время, продолжая в живописи традиции своего великого отца, Святослав Николаевич пошел своим собственным путем. В его работах нет ни тени подражания. У каждого из художников, отца и сына, свой стиль и своя уникальная техника исполнения. Н.К. Рерих. Аджанта. 1938г. С.Н. Рерих. Весна в Кулу. 1939г.

Слайд 7

Отдельные произведения.

Искусство Индии, развивавшееся на протяжении тысячелетий, стало для С. Н. Рериха неиссякаемым кладезем художественных достижений. Интерес к умудренному взгляду Востока на мир определил глубину и значительность его художественного поиска. Рерих С.Н.: Девика Рани Рерих. 1951.

Слайд 8

В 1941 году написан портрет госпожи Асгари М.Кадир, знакомой из Кулу, которая происходила из старинной мусульманской семьи. Святослав Николаевич рассказал, как однажды он увидел эту женщину сидящей на скалах. Ее образ напомнил ему Сибиллу, и он решил написать ее портрет в поэтическом, мечтательном настроении». С.Н. Рерих: Асгари М. Кадир. 1943.

Слайд 9

Пытливыми, не по-детски мудрыми глазами смотрят на мир дети с портретов художника. В детском очаровании облика проглядывают черты будущей красавицы. Скромная синяя одежда девочки оттеняется блестящим отливом ее иссиня-черных волос. Сдержанный наклон головы, спокойный взор – скромность и душевная чистота. С.Н. Рерих. Портрет девочки. 1937

Слайд 10

В картине «Сага о Гессар-хане» художник объединяет красоту мира и человека. Простой крестьянин поет о легендарном герое Гесэре, и сама природа отвечает ему. Вспыхивают ярким светом снежные вершины, желтыми всполохами облаков загораются небеса. Задумалась, внимательно слушая сагу, жена, а окружившие ее домашние животные внимают происходящему, подчиняясь общему ритму песни. С.Н.Рерих. Сага о Гессар-Хане. 1937

Слайд 11

В июле 1941 года, после нападения Германии на Советский Союз, Святослав Николаевич телеграфирует послу СССР в Лондоне И.М. Майскому о своем решении вступить в ряды Красной Армии, но получает отказ. Тем не менее, в годы Второй мировой Святослав Николаевич передавал средства от продажи картин и выставок в пользу Красного Креста СССР.

Слайд 12

Всю жизнь интересовавшийся проблемами воспитания более совершенного человека, художник принимал деятельное участие в работе детской школы в Бангалоре (Индия), созданной в 1962 году на основе идей индийского философа Ауробиндо Гхоша. Сюда принимались дети с трехлетнего возраста. Педагогическая концепция этой школы строилась на нравственно-этическом воспитании детей по специально разработанной методике. Малышей уже с ранних лет знакомили с идеями крупных философов, в том числе Е.И. Рерих и Н.К. Рериха, большое внимание уделялось художественному воспитанию. Рерих С.Н. И мы трудимся ночью. 1939.

Слайд 14

Задание №1

Скажите, какие из этих работ принадлежат Святославу Рериху? Знаете ли вы как зовут автора «лишней» картины?

Слайд 16

Задание №3

Перед Вами две картины: Святослава Рериха «Жемчужно-голубые горы» и Николая Рериха «Гималаи». Сравните эти работы. Есть ли в них сходство? Чье олицетворение гор, на ваш взгляд, эмоциональнее. Почему? Николай Рерих Святослав Рерих

Слайд 17

Задание №4

Вы уже познакомились с творчеством С.Н. Рериха. Что вы можете сказать о его творчестве? С чего начиналась его деятельность? Работал ли он в большей степени как портретист или пейзажист? С.Н. Рерих

Слайд 18

Ответ на Задание №1

Святослав Рерих: Отшельник. 1943 Святослав Рерих: Ребати.1973 Николай Рерих: Звенигород 1933

Слайд 19

Сопроводительный лист

Автор: Лобанова И.Ю., студентка МПГУ III курса IV группы художественно-графического факультета, [email protected] Научный руководитель: Гудилина С.И., кандидат педагогических наук, доцент. Цель: познакомить учеников с творчеством С.Н. Рериха, с особенностями его живописи. Научить учащихся отличать работы С.Н. Рериха от других художников. Работа предназначена для учащихся 8-9 классов Аннотация: в работе приведена краткая биография художника с его работами разных периодов, интересные факты из жизни, описание наиболее ярких картин, а так же вопросы и задания для закрепления пройденного материала.

Слайд 20

Список используемых ресурсов

http://www.indostan.ru/forum/9_2653_2.html http://www.smr.ru/centre/win/artists/snr/biogr_snr.htm http://www.lomonosov.org/fouraspects216115.html http://www.roerich-museum.ru/rus/family/snr/ http://roerich.ouc.ru/ http://gallery.facets.ru/

Посмотреть все слайды

Николай Константинович РерихРодился в Санкт-Петербурге в 1874 г.
Умер в Химачал-Прадеш в Индии в 1947 г.

Николай Константинович Рерих

Н.К. Рерих родился в семье известного
нотариуса Константина Федоровича Рериха.
По окончании гимназии одновременно
поступает на юридический факультет
Петербургского университета (закончил в 1898 г.) и
в Императорскую Академию художеств. С 1895
года занимается в студии знаменитого Архипа
Ивановича Куинджи. В это время он тесно
общается с известными деятелями культуры того
времени – В.В. Стасовым, И.Е. Репиным, Н.А.
Римским-Корсаковым, Д.В. Григоровичем, С.П.
Дягилевым.

Николай Константинович Рерих

Н.К. Рерих –
- художник,
- археолог,
- этнограф,
- правовед,
- географ,
- историк,
- писатель,
- философ,
- путешественник.

Николай Константинович Рерих

15 апреля вся
культурная
общественность
Мира отмечает день
заключения Пакта
Н.К.Рериха о защите
культурных
ценностей, как в
мирное, так и в
военное время.

Николай Константинович Рерих

Подписание Пакта Рериха
руководителями 20
латиноамериканских стран и США.
Вашингтон, Белый дом, 15 апреля
1935 г.
Николаю Константиновичу
принадлежат слова «чтобы стать
культурным человеком, надо стать
сначала образованным, затем
интеллектуальным, потом
интеллигентным и только потом можно
стать культурным человеком».
Сказано: «Культура есть почитание
Света. Свет знания – что может быть
выше? Культура поднимает человека
над всем личным, мелким,
эгоистическим и переносит в мир
сверхличный, где будет царствовать не
«я», но «мы».
Именно, за это стремление дать
человеку Свет, тьма так ненавидит
Культуру. Вот почему она изобрела
механическую цивилизацию, загоняя
Свет духа в её потёмки.

Николай Константинович Рерих

Мысли о Пакте
нашли отражение и в
искусстве Николая
Константиновича.
Эмблему «Знамени
Мира» можно видеть
на многих его
полотнах тридцатых
годов. Специально
Пакту посвящена
картина «МадоннаОрифламма».

Российский период

Дипломная работа
«Гонец» была куплена
П.М. Третьяковым.
Как художник
Рерих работал в
области станковой,
монументальной
(фрески, мозаика) и
театральнодекорационной
живописи.

Театральные работы

«Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален»,
«Валькирия» и др. Он был в числе ведущих
идеологов и создателей реконструктивного
«Старинного театра» (1907-1908; 1913-1914) -
заметного и уникального явления в культурной
жизни России первой четверти XX века, причём
участвовал Н. Рерих в этом историкодраматургическом мероприятии и в качестве
создателя декорации, и как искусствовед. Во время
знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в
Париже в оформлении Н. К. Рериха проходили
«Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина,
«Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна
священная» на музыку Стравинского.

Центрально-азиатская экспедиция 1924-1928 гг.

Серия полотен
«Гималаи»,
серии «Майтрейя»,
«Сиккимский путь»,
«Его страна»,
«Учителя Востока»

Институт Гималайских исследований «Урусвати»

Николай Константинович Рерих

В Индии Николай Рерих был лично знаком с известными
индийскими философами, учёными, писателями,
общественными деятелями.
В Индии художник продолжает работать над серией
картин «Гималаи», составляющей более двух тысяч полотен.
Для Рериха горный мир является неисчерпаемым источником
вдохновения. Художественные критики отметили новое
направление в его творчестве и назвали «мастером гор». В
Индии были написаны серии «Шамбала», «Чингис хан»,
«Кулута», «Кулу», «Святые горы», «Тибет», «Ашрамы» и др.
Выставки мастера экспонировались в различных городах
Индии и их посещало большое количество людей.
Сразу же по окончании войны художник запросил визу на
въезд в Советский Союз, но 13 декабря 1947 года он уходит
из жизни, так и не узнав, что в визе ему отказали.
В долине Кулу, на месте погребального костра, был
установлен большой прямоугольный камень, на котором
высечена надпись:
«15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело
Махариши Николая Рериха - великого русского друга
Индии. Да будет мир».

Завет Николая рериха

Любите Родину. Любите народ
русский. Любите все народы на всех
необъятностях нашей Родины. Пусть
эта любовь научит полюбить и все
человечество. <…> Полюбите Родину
всеми силами - и она вас возлюбит. Мы
любовью Родины богаты. Шире дорогу!
Идет строитель! Идет народ русский!

Слайд 1

Николай Рерих

Я полагаю, что постепенно образованное человечество примет Учение Рерихов как мировую этическую систему. Президент Экологической Академии, академик Р.А.Н. Яншин 1966 год

Презентация к уроку «Что такое духовная культура?»

Выполнили ученицы 11 "А" класса МОУСОШ № 1 г. Иваново Рысина Анастасия, Мустафина Аниса

Слайд 2

Известный, ныне ушедший от нас академик РАН Д.С.Лихачёв так писал в своём письме к С.Н.Рериху в августе 1989 года: " Я глубоко уверен, что наследие семьи Рерихов, превращённое в наше национальное достояние, займёт заслуженное место в культурной жизни нашей страны ".

Феномен планетарного масштаба

А. Я. Головин. Портрет Н. К. Рериха. 1913. Собрание ГТГ.

Слайд 3

Р – Род, Е – если Р – рождён, И – историю Х – хранит. 9.10.1874 – 13.12.1947 Н И К О Л А Й – «богатый славой» (скандинавский); «победитель» (православная вера). Толкование имени

Из истории рода?

Почему такое внимание к личности Рериха

Слайд 4

По признанию самого Николая Константиновича, он уже с 16 лет стал задумываться о поступлении в Академию художеств. Но при этом Рерих не мог допустить и мысли отказаться от приобретения знаний в других серьезно интересовавших его областях – истории, археологии, философии. И он принял решение одновременно поступить в Академию художеств и на исторический Факультет университета. Однако выпускнику гимназии отец сказал, что он, петербургский нотариус, намерен дать своему сыну юридическое образование, сделать его преемником своего дела, способным устроить свою судьбу и быть полезным отечеству. Академия художеств, по мнению отца, должна быть полностью исключена.

Обучение

Слайд 5

1. Главное здание университета ("Двенадцать коллегий"). Фото из «Литературного сборника произведений студентов...», СПб., 1896. 2. Н. К. Рерих в университетской форме. Фото 1897-1898 гг., выполненное в мастерской Елены Мрозовской. Оригинал в МСССМ.

Время познания мира

Слайд 6

Распорядок дня Рериха-студента складывался примерно так: подъем в девять часов утра, с десяти до часа – занятия в Академии, с часа до трех университет, с трех до пяти – работа над эскизами, с пяти до девяти вечерние классы и практические занятия в Академии, с девяти до двенадцати ночи – чтение, литературная работа, встречи с друзьями и знакомыми, участие в студенческих кружках.

Слайд 7

Диапазон интересов Рериха, кажется, был безграничен. Он изучал книги о персидских захоронениях, южноамериканских аллигаторах, читал классиков Эллады, сочинения Бальзака, А. Франса, Л.Толстого, труды по юриспруденции, общей истории, истории искусств, музыковедению, литературоведению. А.Куинджи предлагает юному художнику работать в своей мастерской.

Слайд 8

30 октября 1895 года Николай Константинович запишет в дневник: "Большое событие! Я в мастерской Куинджи. Один из самых важных шагов совершился проще простого. Стал Архип Иванович Учителем не только живописи, но и всей жизни".

Слайд 9

В ноябре 1897 года в Академии состоялись конкурсная выставка и торжественный акт вручения дипломов на Звание художника. Это звание присвоили и Николаю Константиновичу за его картину "Гонец. Восстал род на род" или, как она значилась в "Отчетах Академии художеств", "Славяне и варяги".

Творческие шаги

Слайд 10

Слайд 11

Рерих продолжает заниматься в мастерской Фернана Кормона. "Оригинально! Характерно! Курьезно! Хорошо идет! Он Чувствует характер своей страны! У него особая точка зрения!" – так говорил Кормон, рассматривая рериховские работы.

Н. К. Рерих. Вестник. 1914. Собрание ГРМ.

Н. К. Рерих. Лондон, 1920. Фотография Э. O. Хоппе из МСССМ.

Слайд 12

Восток привлекал Рериха. Он считал его самым загадочным краем.

Н. К. Рерих. Борис и Глеб. 1942. Собрание ГРМ.

Н. К. Рерих. Вестник. 1922. Собрание Боллинга, Мичиган, США, Грэнд Хэйвен.

Н. К. Рерих. Вестник. 1946. Собрание ГИМВ.

Н.К. Рерих. Тибет. 1933

Слайд 13

Молодой художник совершает в 1903 годах не менее интересное путешествие по старинным русским городам.

Старина - вот что главное...

Н. К. Рерих. Город. Эскиз росписи моленной в Ницце. 1914. Собрание ГХМ.

Н. К. Рерих. Отроки-продолжатели. Эскиз росписи моленной в Ницце. 1914. Собрание ГХМ.

Слайд 14

Город – небо, земля и подземный мир

Создали две любви, два Града: Град земной – любовь к себе до презрения к Богу, и Град же небесный – любовь к Богу до презрения к себе. Блаженный Августин. О Г раде Божьем.

Г – форма, ограда, крепость, помогающая выстоять; О – Космос, противостоящий Хаосу, очеловеченное пространство; Р – способ проведения границы, отделяющей космос от хаоса, культуры от варварства, своего и чужого, жизни и смерти, бытия и небытия; О – попытка восстановления утраченного рая; Д – воспроизводит модель мира данной культуры, делает видимой структуру и уровни мироздания.

Слайд 15

“Какие это славные места! – восторженно писал Николай Константинович в дневнике путешествия. – Широко жил и широко чувствовал древний. Если хотел он раскинуться свободно, то забирался на самый верх местности, чтобы в ушах гудел вольный ветер, чтобы сверкала под ногами

Рерих и Ивановская земля

Шекшово. Храм Свято Троицы. Фото начала ХХ века

быстрая река, чтобы не знал глаз предела в синеющих, заманчивых далях. И гордо светились на все стороны белые вежи”. Н.К. Рерих в 1903 году посетил не только Суздаль, но и глубинку, где нашел кусочки старины. Художник побывал в селах Торки и Шекшово Суздальского уезда.

Слайд 16

В 1928 г. в Рерих в Индии, где вместе с женой основывают Институт гималайских Исследований "Урусвати", привлёкший внимание многих крупных Учёных (прекратил свою деятельность в связи со второй мировой войной.) Из Кулу Рерих совершает в начале 30-х годов поездку в Америку и Европу, а затем отправляется в экспедицию. Эти усилия приводят к подписанию в 1935 Года Пакта Рериха, Международного договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников в военное и в мирное время.

Основание института

Слайд 17

«Моя идея о сохранении художественных и научных ценностей, – писал Н.К. Рерих, – прежде всего заключалась в создании международного импульса к обороне всего самого драгоценного, чем живо человечество.... знак должен говорить человечеству о сокровищах прекрасных». ? Как растолковать эмблему

Н. К. Рерих. Мадонна Орифламма. 1932. Частное собрание, США.

Слайд 18

Объяснение

Объясняя свой мотив выбора именно этого знака, в письме барону М.А.Траубе (1932г) Н.К.Рерих пишет: «Наконец-то я могу Вам послать… снимок с моей последней картины, посвященной смыслу значения знака Знамени…Что может древнее и подлиннее византийской концепции, уходящей в глубину веков к первому обобшённому Христианству и так прекрасно претворённой в иконе Рублёва "Святая Живоначальная Троица" в Свято-Троицкой Сергиевской Лавры. Именно этот символ – символ древнейшего Христианства, освещенный для нас именем Св.Сергия, подсказал мне наш знак». Считая себя православными людьми, Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи в почитании православных святынь воспитывали своих детей. Патриотизм также был глубоко присущ всей семье Рерихов. Не смотря на свои скитания по всему свету, Рерихи бережно хранили русские паспорта, мечтая, вернуться на Родину и завещали всё своё духовное наследие России. «Для русского народа мы трудились. Ему несём знания и достижения», – писал Н.К.Рерих в 1942 году.

Слайд 19

Он вновь и вновь обращается к судьбе России, отмечая в записной книжке:"Повсюду сочетались две темы: Русь и Гималаи". Потому появляются такие картины как "Святогор", " Богатыри просыпаются","Настасья Микулична", посвященные подвигу русского народа в Великой Отечественной войне.

С 1935 г. Рерих живёт в Кулу, много занимаясь живописью, публицистикой, ведя громадную переписку, обширную общественную работу, встречаясь с прогрессивными индийскими деятелями (гостями его дома были Д. Неру, И. Ганди).

Последние годы жизни

Слайд 20

Рерих поразительно работоспособен. Общее число его живописных полотен колеблется по оценкам искусствоведов от пяти до семи тысяч. Литературное наследие Рериха не менее велико: при жизни было опубликовано десять томов, но это далеко не полное собрание рассеянных по всему миру записей, очерков, статей, писем и выступлений. 13 декабря 1947 г. в долине Кулу Н.К. Рерих уходит из жизни. На месте его кремации установлен памятник с надписью: "Тело Великого Святого (Махариши) Николая Рериха, великого друга Индии было предано сожжению на этом месте 30-го Магхар 2004 года Викрам эры, отвечающей 15-му декабря 1947 года. Ом Рам".

Уход из жизни

Слайд 21

“Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез

возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце”.

Сборник «Твердыня пламенная» Н.Рерих

Слайд 22

Н. К. Рерих. Автограф стихотворения "Стража у врат". 1916. ОР ГТГ.

Н. К. Рерих. Заставка к стихотворению Н. Сперанского "Соловью". Из "Литературного сборника произведений студентов...", стр. 391.

Жена Рериха Елена – Дева Света

Н. К. Рерих. Каменная баба. Из "Литературного сборника произведений студентов...", стр. 13641.

Слайд 23

Спасибо за внимание!

Великий дар завещан России. Сможем ли мы его принять? Это зависит от нас с вами.


Top