Высоцкий рождение легенды 25 июля. «Посмотрите, вот он без страховки идет!», - Московский Губернский театр сыграл в Кремле спектакль «Высоцкий

СЕРГЕЙ БЕЗРУКОВ
Спектакль-событие: Сергей Безруков представит музыкальный спектакль «Высоцкий: Рождение легенды» в Минске.

24 ноября нашумевший спектакль Сергея Безрукова «Высоцкий: Рождение легенды» на пару часов перенесёт нас в эпоху одного из главных кумиров ХХ века - Владимира Высоцкого. Масштабная постановка Московского Губернского театра расскажет о нелегком творческом пути, неизвестных эпизодах из жизни поэта, и главное, представит новый взгляд на всеми любимые песни автора — предельно искренне, как в последний раз

Мой путь один, всего один, ребята

Никто не знает, в какой момент рождается легенда. Свою версию ответа на этот вопрос минской публике представят создатели спектакля «Высоцкий. Рождение легенды» во главе с режиссером и исполнителем главной роли Сергеем Безруковым.

Часть сцены превратится в кружащуюся граммофонную пластинку. На ней перед зрителями предстанут эпизоды жизни поэта и жанровые сценки 70-80-х годов XX века — эпохи, когда вся страна дышала песнями Высоцкого. Роль легендарного барда исполнят сразу несколько актеров. Зритель увидит Высоцкого маленьким мальчиком, лириком, поэтом, гражданином, влюбленным, киногероем. Так из всего происходящего на сцене постепенно родится тот самый образ кумира, который «у каждого свой».

Основой постановки станут бессмертные песни Владимира Высоцкого. В спектакле прозвучат «Я не люблю», «Моя цыганская», «Баллада о любви», «Мой черный человек», «Лирическая», «Я несла свою беду», «07», «Кони привередливые», «На Большом Каретном» в исполнении артистов Московского Губернского театра. При этом меньше всего актеры будут стараться имитировать стиль великого артиста. Разнообразие аранжировок станет главным сюрпризом спектакля: здесь будет все, от классического бардовского пения под гитару до современного рока и даже рэпа.

Ворвался в Кремль

На одном из своих выступлений Высоцкий сказал: «Пожалуйста, включите свет в зале, у нас ведь не такой концерт, как в Кремле, туда меня еще не пускают». В этом году великому певцу исполнилось бы 80 лет. В честь этого события Сергей Безруков с командой показали спектакль на сцене Государственного Кремлевского дворца в Москве, дав дорогу творчеству Высоцкого в Кремль.

Чуть более года прошло с премьерного показа спектакля «Высоцкий. Рождение легенды», и все это время о нем говорят, пишут, спорят. У каждого зрителя увиденное и пережитое надолго остается в сердце: «Меня этот спектакль не отпускает гораздо дольше, чем месяц и, кажется, не отпустит никогда!», «Эмоции потом не отпускают еще пару дней. Песни крутятся в голове, энергетика сумасшедшая!», «Завидую тем, кто сидел в зале и видел всё это вживую», — пишут зрители на канале Безрукова в Youtube.

И все же, где б ты ни был...

Режиссер спектакля Сергей Безруков говорит о постановке так: «Большинство из тех, кто будет читать и петь песни Высоцкого в нашем спектакле, — это уже другое поколение, молодые люди, которые родились и выросли после смерти Высоцкого и после развала СССР. Для меня было важно, чтобы они пропустили через себя Высоцкого: его потрясающую искренность, его нерв и эмоциональный накал, его песни и стихи. В этом, мне кажется, неразрывная связь, преемственность поколений: если мы не разорвем эту ниточку, то стихи Высоцкого будут читать и через сто лет».

Финальным аккордом спектакля станет знаменитая песня «Где мои 17 лет», которую исполняют все артисты, занятые в спектакле во главе с Сергеем Безруковым под аккомпанемент оркестра, играющего здесь же, на сцене. И с первых нот в едином порыве к ним присоединяется весь зал.

24 ноября 2018 года на сцене Дворца Республики перед минской публикой вихрем пронесутся эпизоды из жизни великого артиста, на глазах у зрителей рождая легенду, имя которой Владимир Высоцкий. Спектакль-событие подарит каждому возможность пропустить через себя Высоцкого — пережить трагические моменты, насладиться великой поэзией, спеть песни, которые помнятся наизусть.

25 января 2018 года исполнилось 80 лет Владимиру Высоцкому. В этот юбилейный день Московский Губернский театр представил музыкальный спектакль «Высоцкий. Рождение легенды» в постановке Сергея Безрукова на сцене Кремлевского дворца.

Спектакль был создан год назад и впервые сыгран 25 января, в день 79-летия Высоцкого. С первых же показов постановка пользуется невероятным успехом у зрителей – билеты на первые спектакли разлетались буквально за сутки, едва успев поступить в продажу. Вот и сейчас, уже за неделю до показа на главной сцене страны с залом вместимостью более 6 тысяч, билетов было недостать – как когда-то и на концерты и спектакли самого Владимира Семеновича.

Кремлевский дворец – необычный выбор для показа музыкального спектакля драматического театра, но есть в этом своя, красивая драматургия, о чем рассказал со сцены Сергей Безруков:
«На своих концертах Высоцкий говорил: «Пожалуйста, включите свет в зале, у нас ведь не такой концерт, как в Кремле, туда меня еще не пускают…» Московский Губернский театр поставил задачу – 80- летие Высоцкого отметить в Кремле. Нас пустили ».

Отпраздновать 80-летие поэта на спектакль в Кремлевский дворец пришли почетные гости: статс-секретарь, заместитель министра культуры Российской Федерации Александр Журавский , губернатор Московской области Андрей Воробьев , советник губернатора Московской области по культуре Нармин Ширалиева , министр культуры Московской области Оксана Косарева , представители правительства РФ и Московский области, министерств, ведомств.

Пришел на спектакль и близкий друг Высоцкого — предприниматель, золотопромышленник Вадим Туманов , которому Владимир Семенович посвятил песни «Был побег на рывок» и «В младенчестве нас матери пугали…». Нелегкая судьба Туманова легла в основу книги Владимира Высоцкого и Леонида Мончинского «Чёрная свеча». К слову, Туманов уже смотрел эту постановку Московского Губернского театра и остался под большим впечатлением от спектакля и от актеров: «Спектакль чудесный, очень интересные актеры, разные лица, прекрасный народ, я давно не видел так много прекрасных личностей сразу, совершенно точно », — сказал он. Сергей Безрукова объявил со сцены о его присутствии на спектакле, и весь зал приветствовал Вадима Туманова аплодисментами.

В финале спектакля, чтобы подчеркнуть современность творчества Высоцкого, его самые популярные песни прозвучали в стиле рок в исполнении Сергея Безрукова, Веры Шпак и Михаила Шилова, а Андрей Исаенков прочитал стихотворение «Из дорожного дневника» в стиле рэп.

«Чего только не говорили о Высоцком, и при жизни, и после, но как говорил Булат Окуджава: «Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил. Как умел – так и жил, а безгрешных не знает природа». Главное – это что человек оставил после себя. После Высоцкого осталось более 600 песен, которые благодаря современному звучанию не теряют своей актуальности и по сей день» , — подчеркнул режиссер спектакля Сергей Безруков.

Владимир Высоцкий, его личность, его творчество и сегодня, как полвека назад, продолжает волновать, потрясает и объединяет людей. Среди самых трогательных моментов этого вечера — когда весь огромный много тысячный зал как один поднялся, чтобы почтить память поэта, а на финальных поклонах вместе с артистами дружно подпевал песне «На Большом Каретном».

Евгения Фомина отзывы: 6 оценок: 8 рейтинг: 6

"Поэты ходят пятками по лезвию ножа - И режут в кровь свои босые души!"

25 января 2017 года в день рождения Владимира Высоцкого в Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля "Высоцкий. Рождение легенды". Режиссёр Сергей Безруков сказал о своей постановке так: "Этот спектакль - дань памяти великому таланту, гению - Владимиру Семёновичу Высоцкому, его исповедальному творчеству...Большинство из тех, кто будет читать и петь Высоцкого в нашем спектакле - молодые люди, которые родились и выросли после смерти Высоцкого и после развала СССР. Для меня было важно, чтобы они пропустили через себя Высоцкого...В этом, мне кажется, неразрывная связь, преемственность поколений: если мы не разорвём эту ниточку, стихи Высоцкого будут читать и через сто лет". И актёры во главе с Сергеем Безруковым представили такой спектакль, в котором каждый стал создателем творческого портрета Владимира Высоцкого, и сам он, казалось, незримо присутствовал при этом - так воедино переплетались демонстрируемые фотографии, кадры теле-и кинозаписей с происходящим в этот вечер в Губернском театре. Над сценой - театральные афиши Театра на Таганке, справа и слева натянуты белые паруса, в центре сцены - вращающийся круг грампластинки, с фотопортретов (жизнь, роли, кинопробы) смотрит Владимир Высоцкий.
Невозможно, на мой взгляд, вместить, втиснуть Высоцкого и его творчество в огороженные "красными флажками" рамки - хоть в жанровые, хоть хронометража, потому что он сам вне любых рамок, и поэтому спектакль стал именно таким - в нём соединились ключевые эпизоды биографии: начиная с воспоминаний о раннем детстве, драматическом расставании родителей, жизни в новой семье отца...; вехи творческого пути и собственно произведения: стихотворения и песни, каждая из которых стала маленьким спектаклем в спектакле.
Вот под "Балладу о детстве" на сцене оживает скрупулёзно воссозданная и узнаваемая атмосфера многонаселённой послевоенной коммуналки, звучат трогательные воспоминания мамы (её образ очень тонко воплощён Валерией Ланской). "Баллада о любви" стала прекрасной и поэтичной историей любви и расставания отца и матери будущего поэта.
Образ самогО Владимира Высоцкого и его литературного "альтер эго" в спектакле создали сразу несколько артистов: это и юный Саша Беляев, и Александр Тютин, Антон Соколов (сыгравший также отца), Александр Фролов, конечно, Сергей Безруков и основной исполнитель - Дмитрий Карташов, очень убедительный и точный в этой сложной роли.
Любимых женщин - Людмилу Абрамову и Марину Влади воплотила Вера Шпак, а полные нежности и трепетной откровенности песни "Люблю тебя сейчас, не тайно - напоказ..." и "Я несла свою Беду", можно сказать, открыли цикл любовной лирики Владимира Высоцкого.
Прозвучали песни из кинофильмов, широко и менее известные произведения военной и спортивной тематики, песни шуточные и сатирические. Каждая была представлена как отдельная история и показано оригинально, с интересными находками и ассоциациями.
Про шуточные и хулиганские) песни Владимира Семёновича "Диалог у телевизора", "Милицейский протокол", "Утренняя гимнастика" и "Песня о сентиментальном боксёре" хочется сказать отдельно - блестяще сыгранные Степаном Куликовым, Михаилом Шиловым и Натальей Шклярук (и их "группой поддержки")) они вызвали дружный хохот и громкие аплодисменты всего зала. Спасибо! Это было великолепно!
Про исполнение Сергеем Вершининым "Куплетов Бенгальского", положивших начало песням Высоцкого из кинофильмов, можно сказать им же спетыми словами: "Блеск и изыск".
Постановка "Высоцкий. Рождение легенды" ясно показала всю невероятную многогранность Высоцкого-человека и творческой личности. Он считал себя прежде всего поэтом, и именно в стихотворениях на первый план выходит тематика философских размышлений о жизни и своём месте в ней, о проблеме выбора и компромисса, преодолении себя и обстоятельств.
В спектакле отражён и тот факт, что обожаемый народом как бард и актёр, Высоцкий на официальном уровне считался фигурой идеологически опасной и подозрительной, не был признан как поэт, не публиковался. Некая комиссия чиновников "от культуры", лица которых уродливо искажены полумасками-носами, на высоком уровне решает вопрос: пустить или не пустить политически и творчески неблагонадёжного Высоцкого к жене во Францию, не нанесёт ли это вред советской стране?
В самом начале спектакля, обращаясь с экрана в зал, и словно приглашая зрителей и слушателей к откровенному диалогу, Владимир Высоцкий песней "Я не люблю" чётко и ясно формулирует свои жизненные принципы, и в дальнейшем эта тема раскрывается прозвучавшими со сцены песнями "Охота на волков", "Корсар", "Чужая колея", "Банька по-белому", "Спасите наши души", стихотворениями "Маски", "Мой чёрный человек в костюме сером", "И снизу лёд, и сверху...", "Когда я отпою и отыграю..."...
Спектакль представил нам разного Высоцкого и дал осознание того, что правильное понимание всех граней его таланта и творческого наследия возможно лишь при серьёзном философском подходе к его произведениям.
В тот вечер в Губернском театре мы увидели, как параллельно с течением земной жизни, рождалась легенда по имени "Владимир Высоцкий". И эта легенда продолжает жить, потому что несмотря на прошедшие 37 лет после смерти Владимира Семёновича, его мысли, слова, чувства, заложенные в стихотворные и песенные строки, абсолютно современны и актуальны, и являются бесценным материалом для нас сегодняшних.
В финальной части спектакля прозвучали песни, созданные Высоцким 40-50 лет назад (!), они были исполнены в рОковой аранжировке и вызвали настоящее потрясение. "Парус", "Кони привередливые"... А спетые Сергеем Безруковым "Охота с вертолётов", "Моя цыганская" и "Канатоходец" просто повергли зал в состояние самого настоящего транса. Считающий, что петь Высоцкого нужно только на разрыв, как последний раз, не думая о том, выдержат ли связки и сердце, Сергей именно так и спел эти песни: будто цунами накрыло зал во время его исполнения, и кровь пульсировала в такт песен и звучащего голоса. Во время песни "Канатоходец":

"...Посмотрите - вот он
без страховки идет.
Чуть правее наклон -
упадет, пропадет!
Чуть левее наклон -
все равно не спасти...
Но замрите,- ему остается пройти
не больше четверти пути!.."
Сергей, балансируя руками, пошёл по краю сцены и в буквальном смысле рухнул с неё подобно сорвавшемуся с каната герою! Зал не смог сдержать вскрика, люди повскакивали с мест... Чернота, всё замерло...
"И сегодня другой
без страховки идет.
Тонкий шнур под ногой -
упадет, пропадет!
Вправо, влево наклон -
и его не спасти...
Но зачем-то ему тоже нужно пройти
четыре четверти пути!"
Ну кто бы ещё так смог прожить эту песню, как это сделал Безруков?!
В конце спектакля, когда на сцену вышли все артисты, с экрана прозвучали слова, сказанные в фильме "Высоцкий. Спасибо, что живой": "Я благодарен вам... Господи, пусть им будет хорошо...". Спектакль, завершившийся песней "На Большом Каретном" шёл почти четыре часа, но при этом было абсолютное ощущение, что если бы Сергей Безруков сказал: "А давайте ещё споём?" - зрители бы хором прокричали: "Да! Да! Да!". "Вот и ответ", как говорится.
Спасибо за спектакль, ставший признанием в любви великому человеку и поэту Владимиру Семёновичу Высоцкому. Спасибо Сергею Витальевичу, всем актёрам, музыкантам, создателям спектакля за прекрасную игру, прекрасные голоса, за то, что спето всё было от души и пропущено через собственное сердце, за это ни с чем не сравнимое ощущение жизни и правды на сцене. С Премьерой вас, дорогие Губернцы! Долгой и счастливой жизни спектаклю "Высоцкий. Рождение легенды"! С 79-ым Днём рождения Владимира Семёновича всех нас!
"Когда я отпою и отыграю,
Где кончу я, на чём - не угадать?
Но лишь одно наверное я знаю:
Мне будет не хотеться умирать!..
Я перетру серебряный ошейник
И золотую цепь перегрызу,
Перемахну забор, ворвусь в репейник,
Порву бока - и выбегу в грозу!"

25 января 2019 года, в день рождения Владимира Высоцкого на сцене Государственного Кремлевского Дворца состоится спектакль «Высоцкий. Рождение легенды» в постановке Сергея Безрукова. В основу спектакля легли воспоминания современников, малоизвестные факты жизни Высоцкого, фрагменты из писем и дневников. Создатели спектакля далеки от мысли представить театральный байопик о жизни Высоцкого, но пытаются ответить на вопрос: как рождается легенда?

«Этот спектакль - дань памяти Владимиру Семеновичу Высоцкому, его исповедальному творчеству - поясняет режиссер спектакля Сергей Безруков. - Такие вроде бы пафосные слова, но теперь он уже действительно легенда. Мое и более старшие поколения выросли на его песнях. В моем детстве у всех в доме были его пластинки, и не знать и не любить Высоцкого было как-то странно. И теперь многое зависит от нас, будут ли его помнить наши дети и те, кто придет после нас. Большинство из тех, кто исполняет песни Высоцкого в нашем спектакле, - это уже другое поколение, молодые люди, которые родились и выросли после смерти Высоцкого и после развала СССР. Для меня было важно, чтобы они пропустили через себя Высоцкого: его потрясающую искренность, его нерв и эмоциональный накал, его песни и стихи».

Образ Высоцкого в спектакле не отдан конкретному актеру, - он возникает из разыгранных на сцене эпизодов его жизни, исповедальных стихов и песен. Знаменитая твидовая кепка Высоцкого, гитара и папироса становятся атрибутами, которые передаются от актера к актеру, которые словно примеряют на себя его образ.

Как и у многих поэтов, биография Высоцкого написана в его песнях и стихах. В исполнении актеров Московского Губернского театра прозвучат самые знаменитые из них, отмечая заметные вехи его жизни: «Я не люблю», «Моя цыганская», «Баллада о любви», «Мой черный человек», «Лирическая», «Я несла свою беду», «07», «Кони привередливые», «На Большом Каретном» и многие другие. Песни Высоцкого исполняются в спектакле в разных жанрах: от классического бардовского исполнения под гитару и оркестровых аранжировок в стиле 70-х годов прошлого века - до абсолютно нового рок-звучания.

«Петь его песни нелегко, потому что есть потрясающее авторское исполнение, - признается Безруков. - Самое главное - проживать эти песни, потому что Владимир Семенович был артистом, и он сам не просто пел, а проживал их. Так же и его стихи нельзя просто декламировать - это монологи самого автора, предельно исповедальные, порой на разрыв. Мне кажется, что в нашем спектакле его песни зазвучат по-новому. В финале несколько его произведений исполняются как рок-композиции, - для меня было очень важно, чтобы Высоцкий прозвучал как наш современник. В этом и есть его величина: он современен всегда».

Режиссер-постановщик - Сергей Безруков
Ассистент режиссера по музыкальной части - Светлана Медведева
Ассистент режиссера - Евгений Гомоной
Сценарий - Андрей Щеткин
Художники по свету - Тарас Михалевский, Лора Максимова
Хореограф-постановщик - Анна Гилунова

В спектакле участвуют:
Сергей Безруков, Карина Андоленко, Александр Тютин, Дмитрий Карташов, Сергей Вершинин, Антон Соколов, Вера Шпак, Михаил Шилов, Елена Доронина, Андрей Исаенков, Степан Куликов, Сергей Куницкий, Юлия Пилипович, Андрей Сорока, Александр Фролов, Григорий Фирсов, Наталья Шклярук, Виктор Шутов, Саша Беляев.

Губернаторский оркестр Московской области.
Главный дирижер - Сергей Пащенко.

Спектакль создан при участии Дома Высоцкого на Таганке.

Продолжительность: 4 часа (с одним антрактом).


Top