Анализ картины фирсова юный живописец. Сочинение по картине юный живописец

Сочинение по картине юный живописец художника Фирсова 4 класс

План

1.Знакомство с картиной

2.Сюжет полотна

3.Чувства, которые вызывает картина

Недавно нас познакомили с творчеством русского художника И.И. Фирсова. Среди его картин мне понравилась особенно одна - «Юный живописец», написанная в 1760г. Это была первая русская картина, на которой изображены обычные люди, а не знать.

Картина привлекает своей простотой. У неё нет громкой истории или замысловатого сюжета. Просто мальчик, который пишет портрет маленькой девочки. Не красочная, не мрачная. Обычная картина с обычными людьми. Говорят, что всё гениальное - просто. Я думаю, что Фирсов доказал это своими трудами.

Комната небольшая, на окне сдвинута зеленая штора, чтобы было больше света. Художник одет в темный камзол, короткие штаны и белые гольфы. В руке он держит кисть, справа от него на полу краски. На стенах комнаты висят картины. Девочка слишком маленькая, ей не нравится долго сидеть и позировать, мама ласково приобняв дочку, просит её не вертеться. У девочки светлое лицо и белые кудри. На ней надето розовое платье. Под её ноги подставлена скамейка, чтобы ребенок не устал.

Мягкие тональные розовые и желтые, кремовые и белые, не яркие красные оттенки хорошо сочетаются с зеленым и коричневыми цветами. А девочка очень похожа, юный художник хорошо написал её портет на своем полотне. Картина «Юный живописец» вызывает у меня улыбку. Может я и не великий критик, но и я могу оценить ту нежность и любовь, которую автор вложил в неё.

Сочинение по картине Юный живописец художника Фирсова 5 класс

План

1. Художник Фирсов

2.Цветовая гамма

3.Сюжет картины

4.Мое мнение

Иван Иванович Фирсов - русский художник восемнадцатого века. На своей картине он изобразил не знатных особ, как это было принято в те времена, а простых людей. Это была картина «Юный живописец».

Картина не отличается буйством красок. Выдержанный тон, привычный тому времени, не обошёл стороной творца, коснувшись его волшебной кисти. Розово-серая гамма, с темно-зеленым цветом - простые цвета, чтобы не отвлекать от главных героев зрителя. Изящность с простотой точно передают настроение и атмосферу, которой окружён мир персонажей его картины.

Перед нами мальчик, подросток, который уже вполне искусно владеет своим ремеслом. Он, сидя на стуле, рисует портрет маленькой девочки, которую обнимает мама. Малышке не терпится посмотреть на работу художника, но мама просит её подождать и не вертеться. Девочка послушно сложила руки на коленях, она лукаво улыбается. Комната небольшая, светлая, на стенах картины. Около художника на столе стоят небольшие скульптуры, на полу лежат краски.

В этой картине заключены различные чувства: нежность, любовь, тепло. Именно они вновь и вновь приковывают взгляд. Работа юного художника получается хорошей, на ней видно, что девочка похожа на себя. Мне эта картина нравится, она настоящая. Мир, который создавал автор, вдруг ожил.

Современники живописца утверждают, что большинство работ, выполненных рукой Ивана Ивановича Фирсова, поступали в распоряжение церквей, соборов и театров. Нередко панно этого художника можно было встретить и в интерьерах домов зажиточных семей. Однако до наших времен дошли буквально считанные его произведения, одним из которых является картина «Юный живописец». Причем с ее историей, как и с жизнью самого создателя, связано несколько интересных и загадочных событий.

И. И. Фирсов: биография

Точная дата рождения Фирсова не известна, однако появился на свет он около 1733 года в Москве, в купеческой семье. И отец, и дед Ивана Ивановича имели непосредственное отношение к искусству - они занимались художественной резьбой по дереву и ювелирным делом. Именно от них и перешел к наследнику талант в области живописи.

Как только выяснилось, что у юного Фирсова имеется весьма явственная предрасположенность к данному виду деятельности, на семейном совете было принято решение о его отправке на работу в Санкт-Петербург. По прибытии будущего художника определили на отделочные работы, где он занимался украшением зданий и дворцов.

В 14 лет (именно в этом возрасте) Фирсов поступает на службу в Канцелярию строений, одновременно обучаясь и развивая свой талант живописца. Талант Ивана Ивановича не мог остаться незамеченным - его творчество восхитило саму Екатерину II, и она настояла на его дальнейшем обучении, причем не где-нибудь, а за границей, во Франции.

В 1756 году Фирсов поступает в Парижскую и уже там в значительной степени вдохновляется работами французских живописцев. Наибольшее влияние на него оказал Шарден, пишущий полотна с изображением жанровых сюжетов: картина Ивана Фирсова «Юный живописец» наиболее созвучна с творчеством этого парижского реалиста.

По возвращении из Франции (период 1758-1760 гг.) И. И. Фирсов становится придворным художником. Известность он приобрел главным образом в результате декоративного оформления собственноручно написанными панно к различным спектаклям и постановкам. Чуть позднее Иван Иванович становится одним из главных сотрудников Дирекции императорских театров.

К сожалению, о последних годах жизни живописца известно очень немного. В связи с этим, сопоставив некоторые исторические данные и даты упоминания о Фирсове, специалисты утверждают, что умер он после 1785 года. Согласно некоторым фактам, художник вполне мог окончить свои дни в доме для умалишенных, так как под конец жизни страдал некоторыми психическими отклонениями.

Иван Иванович выполнил достаточное количество работ как по заказу руководства, так и для дворян. Однако мало что сохранилось до наших времен. Картина «Юный живописец» одновременно и рассказывает о том, каким талантом обладал Фирсов, и точно так же не позволяет глубоко прочувствовать все то, чем были проникнуты его творения. Бесспорно единственное: это настоящий шедевр в области жанровой живописи.

Описание картины «Юный живописец»

Композиция на полотне проста и в то же время этой своей будничностью интересна. В центре внимания находятся три фигуры: самого юного живописца, маленькой девочки и ее матери. Мальчик в синем мундире сидит на стуле, поставив одну ногу на мольберт, и рисует портрет малышки, находящейся напротив него. Несмотря на кажущуюся расслабленность позы, он сосредоточен и увлечен своим занятием.

Что касается самой юной натурщицы, одетой в и светлый чепчик, то она того и гляди готова убежать, чтобы заняться более интересными делами. Такая черта, как стеснение, тоже сквозит в ее позе - она прижалась к матери, ласково приобнявшей дочь за голову. Сама женщина одной рукой одновременно и удерживает, и успокаивает маленькую егозу, а второй назидательно грозит ей пальцем. Однако здесь не присутствует и тени напряженности - кажущаяся строгость матери нисколько не серьезна.

Кроме самих людей, в комнате, залитой мягким светом, также находятся некоторые предметы, присущие мастерской каждого художника: бюст, манекен, ящик с кистями и красками, пара картин на стене.

Пастельные и не потерявшие своей свежести с течением времени тона, атмосфера уютной и спокойной обыденности - вот чем можно завершить описание картины «Юный живописец». Сюжет ее передан с невероятной сердечностью, о чем свидетельствует и тот факт, что написано полотно было не на заказ, а «для души», под влиянием неких чувств.

История картины

Картина «Юный живописец» была завершена примерно в 1768 г. в Париже. Это полотно открывает последующую серию произведений в аналогичном жанре. На момент же написания «Юного живописца», помимо Фирсова, аналогичными работами можно считать некоторые картины Шибанова и Еременева, повествующие о жизни крестьян.

Кстати, вплоть до начала XX века считалось, что данное полотно создал вовсе не Фирсов. «Юный живописец» - картина под авторством художника А. Лосенко, о чем пыталась свидетельствовать одноименная подпись на лицевой стороне. Однако искусствоведы не успокаивались до того момента, пока в 1913 г. в ходе экспертизы не было принято решение об устранении вышеозначенной фамилии, под которой и обнаружилось имя И. И. Фирсова.

На данный момент картина «Юный живописец» хранится в Третьяковской галерее, куда она попала благодаря основателю музея - купцу выкупившему полотно у некоего коллекционера по фамилии Быков в 1883 г.

Бытовая живопись как жанр и отношение к ней

Российская Академия художеств в пору написания Фирсовым своей знаменитой работы, можно сказать, не признавала бытовой жанр как род живописи в полной мере, считая его низкопробным. Возможно, данный факт также является причиной того, что работа долгое время провела в мастерской, в которой трудился Иван Фирсов.

Картина «Юный живописец», несмотря на это, все же увидела свет и сейчас считается самым ярким примером бытового жанра XVIII в., а ценность ее от этого лишь возрастает.

Картина в русской живописи

Главное отличие полотна заключается в его некоторой рассеянности. Оно написано с любовью, не подчиняясь каким-либо общепризнанным законам классики. Изображение сценки из обычной жизни, без прикрас, излишней строгости и соблюдения канонов - вот чем характеризуют искусствоведы картину «Юный живописец». Люди не позируют, они очаровательны в своей простоте, что совершенно не было характерно для русского изобразительного искусства того времени.

Именно поэтому долгое время ни у кого не возникало ассоциаций с тем, что данное произведение могло быть выполнено рукой нашего соотечественника. Специалисты в области живописи подтверждают, что написанная картина настолько не связана с событиями в России в XVIII в. по духу, что создает яркое впечатление нетипичности и непосредственности.

Другие картины И. И. Фирсова

Однако рассматриваемое произведение - это не все, что оставил нам в наследство Фирсов. «Юный живописец» - картина руки этого мастера в своем жанре, можно сказать, одинокая, но существует еще одно сохранившееся полотно. Называется оно «Цветы и фрукты» и представляет собой ранее размещавшееся в Написаны обе работы в совершенно разной стилистике, но тем не менее принадлежат они кисти Ивана Ивановича, свидетельствуя о многогранности и незаурядности его таланта.

Вторая половина 1760-х гг. Холст, масло. 67 Х 55. Государственная Третьяковская галерея.
www.art-catalog.ru
Фирсов Иван Иванович (около 1733 – после 1785), живописец. С конца 1750-х гг. придворный художник. Писал иконы, театральные декорации, декоративные панно.

Не все имена русских живописцев, особенно начала становления отечественного изобразительного искусства, дошли до нашего времени. Ивану Ивановичу Фирсову, художнику середины XVIII века, в какой-то мере повезло. Его авторство единственной дошедшей до нас картины было окончательно подтверждено лишь в начале ХХ века.

Способность к рисованию у И. Фирсова была наследственной – его дед и отец живописали, работали резчиками по дереву и были золотых дел мастерами. Имеющий навыки в художественном ремесле Иван Фирсов-младший был отправлен из Москвы в Петербург для выполнения работ по украшению города и императорских дворцов. Его талант был отмечен, и по личному указанию Екатерины II он в 1765 году отбывает в Париж, где совершенствует свое мастерство в Королевской академии живописи и скульптуры. Видимо, наиболее созвучным художником для И. Фирсова оказался Шарден – ведущий мастер жанровых сцен во Франции XVIII века. Выполненная в шарденовском стиле картина И. Фирсова ни в коем случае не умаляет мастерство художника. В ней чрезвычайно все уравновешено и все, даже предметы, что называется, при деле.

Картина Ивана Фирсова «Юный живописец» принадлежит к числу самых ранних, но уже совершенных образцов русского бытового жанра.
Сюжет этой картины незамысловат. В просторной, залитой ровным светом мастерской сидит перед мольбертом мальчик-художник и с увлечением пишет портрет девочки. Взрослая женщина, мать или старшая сестра, уговаривает маленькую натурщицу сидеть спокойно и сохранять позу. У ног художника стоит раскрытый ящик с красками, на столе – обычный реквизит живописной мастерской: мраморный бюст, несколько книг, манекен из папье-маше, изображающий человеческую фигуру.

Сценка, написанная Фирсовым, кажется выхваченной из жизни. Художник искусно передает непринужденную естественность поз и движений.
С меткой наблюдательностью, свойственной подлинному реалисту, изображены спокойная и ласковая строгость матери, лукавство и нетерпение маленькой натурщицы, самозабвенное увлечение юного живописца. Правдивая верность характеров и создает то чувство поэтического очарования, которым проникнута вся картина.

По уровню художественного мастерства картина Фирсова принадлежит к числу самых совершенных произведений русской живописи XVIII века. Вполне очевидно, что Фирсов – первоклассный художник, безупречно владеющий средствами живописного выражения. Его рисунок отличается свободой и точностью; пространство, в котором развертывается сцена, построено с безукоризненным умением, в композиции не чувствуется никакой нарочитой схемы, она естественна и вместе с тем ритмична. Особенной поэтической выразительностью наделен колорит картины, с его розово-серой, серебристой гаммой, так хорошо передающей душевную атмосферу героев Фирсова.

По своему содержанию, замыслу и изобразительной форме «Юный живописец» не встречает аналогий в русском искусстве XVIII столетия.
Развитие жанровой живописи в XVIII веке шло замедленным темпом. Она почти не имела спроса среди заказчиков и не пользовалась покровительством Академии художеств. Среди русских художников были специалисты по портрету, по исторической живописи, были декораторы и к концу столетия появились пейзажисты, но не было ни одного мастера, который целиком посвятил бы себя бытовому жанру.

Такое положение вещей сложилось, разумеется, отнюдь не случайно. Пренебрежение к бытовой тематике характерно для придворной и дворянской культуры. Известно, что Людовик XIV распорядился снять со стен Версальского дворца картины великих голландских жанристов, назвав их «уродцами». Успехи бытового жанра в мировом искусстве XVIII века непосредственно связаны с развитием буржуазной идеологии и подъемом общественной и политической роли третьего сословия. В русской действительности елизаветинского и екатерининского времени не было условий для расцвета жанровой живописи, поскольку руководство культурной жизнью страны полностью оставалось в руках дворянства. Бытовая тематика, обращенная к живой современности, противоречила официальным художественным установкам с их требованием «возвышенного» и «героического» в искусстве.

К «высокому» искусству не причислялся даже портрет, столь необходимый в дворянском быту и развивавшийся вопреки официальному непризнанию. А бытовая живопись занимала самое последнее, низшее место в иерархии жанров, разработанной академическими теоретиками.
Этим объясняется крайняя малочисленность бытовых картин в русском искусстве XVIII века. Примечательно, однако, что количественный недостаток в полной мере возмещается необыкновенно высоким художественным качеством того, что было сделано русскими мастерами в области жанра. В чем разгадка этого удивительного явления? Не в том ли, что произведения на презираемые дворянским обществом бытовые темы создавались художниками «для себя», со всей искренностью, возникающей из внутренней потребности творчества, без оглядок на вкусы заказчика и официальные требования Академии?

В коротенький список русских художников XVIII века, работавших в области бытового жанра, входят, кроме Фирсова, портретист М. Шибанов с картинами «Крестьянский обед» и «Празднество свадебного договора» и исторический живописец И. Ерменев, автор удивительной по силе акварельной серии, посвященной изображению русских крестьян.
Фирсов со своим «Юным живописцем» занимает хронологически первое место в этом списке. О судьбе и дальнейшем творчестве художника до нас не дошло почти никаких сведений. Имя этого мастера появилось в истории русского искусства и заняло в ней почетное место, в сущности, совсем недавно.

В XIX веке «Юный живописец» числился работой А. Лосенко и даже имел его поддельную подпись «А. Losenko 1756». Правда, уже в начале XX века специалистам-искусствоведам было вполне ясно, что картина не имеет ничего общего с творчеством Лосенко. Но ее авторство оставалось гадательным. Высказывались разнообразные предположения, клонившиеся к тому, что автора этой картины следует искать среди западноевропейских мастеров. Было даже названо имя известного немецкого гравера и живописца Д. Ходовецкого. Но в 1913 году по инициативе И. Грабаря подпись Лосенко была удалена и под ней обнаружилась – подлинная, написанная по-французски «I. Firsove».
Архивные документы свидетельствуют, что русский художник Иван Фирсов, декоратор императорских театров, жил и работал в Париже в середине 1760-х годов. Можно предполагать, что и «Юный живописец» был написан в Париже: на это указывает, в частности, нерусский облик персонажей картины.

Сохранилась еще одна работа, подписанная Иваном Фирсовым, – декоративное панно «Цветы и фрукты», датированное 1754 годом и некогда украшавшее Екатерининский дворец. Но в этой работе, грубоватой и ученической, трудно найти сходство с виртуозной живописью «Юного живописца». Известно также, что в 1771 году Фирсов исполнил ряд икон и декоративных росписей, которые до нас не дошли. «Юный живописец» остается одиноким в творчестве замечательного русского мастера. По-видимому, Фирсов был наиболее одарен как раз в той области искусства, которая так мало могла найти применения в русской действительности второй половины XVIII века.

Юный живописец - это первая русская картина про жизнь обыкновенных людей. У картины занятная история. Перед нами на холсте - мастерская художника. Мягкий свет льется в окно. На стене - картины, одна - портрет, другая изображает уголок леса. На столе белая гипсовая скульптура-бюст и кукла с подвижными руками и ногами - манекен. Такая кукла помогает художнику правильно передавать разные положения человеческого тела. На деревянной треногой подставке - мольберте - укреплен холст, натянутый на подрамник.

А вот и сам художник. Он еще совсем мальчик. Иму лет четырнадцать. Или того меньше. Как он увлечен работой! И как уверенно, смело работает! В руках у него кисти и палитра - дощечка, чтобы смешивать краски. Перед ним непоседливая девочка. Он пишет на холсте ее портрет. Мать уговаривает девочку сидеть тихо.

Художник захватил на кисть нужную краску, решительно и точно кладет мазок на холст. Чувствуется, что этот мальчик - умелый мастер. Картина называется- "Юный живописец".

На картинах И. Фирсова изображены герои далекого прошлого. Художник узнал об их подвигах из старинных книг и сказаний. На картине "Юный живописец" представлены люди, которые жили в одно время с художником и, наверно, были ему хорошо знакомы. И заняты они самым обыкновенным делом. Хотя на холсте не происходит никаких важных происшествий, он очень привлекает зрителей. Картина написана с большим чувством. Она не заставляет думать о серьезных вещах, но зрителям передается сердечность, с которой она написана. Художник любит людей, которых написал, их ничем не примечательную жизнь. Ему дорог этот мальчик-живописец, приятна его уютная, скромная мастерская, близко его занятие.

Когда один знаток искусства увидел "Юного живописца" рядом с торжественными полотнами про чудесные подвиги богов и древних героев, он хорошо сказал, что эта картина - словно маленькая запущенная лужайка, поросшая ромашкой и одуванчиками, в парадном, празднично ухоженном парке.

Имя автора "Юного живописца" долго оставалось загадкой. Правда, в нижней части картины, на крышке ящика с красками, стояла подпись - "Лосенко", но ученые сомневались в том, что подпись правильная. Не сходились кое-какие даты. Автор "Юного живописца" отличался от Лосенко некоторыми приемами работы. И, конечно, трудно было предположить, что торжественные, немного театральные исторические полотна и эта простая сценка - создания одного мастера.

Уже в нынешнем столетии ученые решились смыть подпись "Лосенко". И вот радость! Под ней оказалась другая, латинскими буквами: "I. Firsove" - "И. Фирсов". Наверно, кто-то из первых владельцев картины хотел прибавить ей цену:

Ученым удалось кое-что узнать о жизни Ивана Фирсова. Он служил в Петербурге, при дворе. Потом был отправлен в Париж "для лучшего живописной и театральной науке обучения". Вернулся на родину и стал подмастерьем-декоратором в императорских театрах.


Top