Бронзовая конная статуя императора марка аврелия. Школьная энциклопедия

Конная статуя римского императора Марка Аврелия сохранилась только благодаря ошибке. Это единственный конный бронзовый античный монумент, дошедший до нас. Таких статуй в Древнем Риме было много, но все они были переплавлены в Средние века, за исключением этой, которую считали изображением императора Константина Великого, почитаемого христианами:

Позолоченный бронзовый монумент долгое время находился перед резиденцией папы, Латеранским дворцом. В 16 веке Микеланджело поставил его в центре Капитолийской площади:

Последние годы, после реставрации, Марк Аврелий находится под крышей нового зала Капитолийских музеев. На площади теперь стоит копия: http://fotki.yandex.ru/users/janet1981/view/66746/?page=4
Делали ее с применением новейших технологий, но, тем не менее, разница подлинника и копии колоссальная. Древний монумент – живой:

Конный монумент – это памятник полководцу. Жест всадника обращен к войску. Марку Аврелию пришлось на своем веку действительно много воевать с парфянами, варварскими племенами, но потомки вспоминают его не как полководца, а как философа на троне. Императору удавалось отражать нападения врагов и усмирять мятежников, но воинскую славу он ценил не высоко. Марк Аврелий был одним из образованнейших людей своего времени. Изучению философии он посвящал все свое свободное от государственных забот время. До нас дошла книга его размышлений. В ней мы читаем: «Гляди, не оцезарись, не пропитайся порфирой – бывает такое. Береги себя простым, достойным, неиспорченным, строгим, прямым, другом справедливости, благочестивым, доброжелательным, приветливым, крепким на всякое подобающее дело. Вступай в борьбу, чтобы оставаться таким, каким пожелало тебя сделать принятое тобой учение. Чти богов, людей храни. Жизнь коротка; один плод земного существования – праведный душевный склад и дела на общую пользу».
Марк Аврелий родился в 121 г. В 138 г. его усыновил Антонин Пий, у которого он унаследовал власть в 161 г. Соправителем Марка Аврелия был Люций Вер, умерший в 169 г. Скончался Марк Аврелий во время военного похода в 180 г.

Конь императора великолепен! Винкельман, автор первой «Истории искусства древности», считал, что «прекраснее и умнее головы коня Марка Аврелия нельзя найти в природе».

портрета. Конная статуя Марка

Аврелия. Позднеантичная живопись

(Помпеи, Геркуланум, Стабии)

Глиптотека (коллекция бюстов)/Римский скульптурный портрет - один из самых значительных периодов в развитии мирового портрета, охватывающий примерно пять веков (I в. до н. э. - IV в. н. э.), характеризуется необыкновенным реализмом и стремлением передать характер изображённого; в древнеримском изобразительном искусстве по своему качеству занимает одно из первых мест среди других жанров.

Отличается значительным количеством дошедших до нас памятников, которые кроме художественной имеют значительную историческую ценность, так как дополняют письменные источники, демонстрируя нам лица участников важных исторических событий. По мнению исследователей, этот период заложил основы последующего развития европейского реалистического портрета. Подавляющее количество изображений выполнены в мраморе, встречаются и бронзовые изображения, дошедшие в меньшем количестве. Хотя многие римские портреты идентифицированы с конкретными личностями либо прямо имеют надпись, указывающую на то, кто послужил им моделью, ни одного имени римского портретиста не сохранилось.

Одним из корней реализма римского портрета стала его техника: как считают многие ученые, римский портрет развился из посмертных масок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря (lararium) вместе с фигурками лар и пенатов. Они изготавливались из воска и назывались imagines.

Политическая функция римского портрета

С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды.

Развитие древнеримского портрета было связано с усилением интереса к индивидуальному человеку, с расширением круга портретируемых. Риму свойственен нарождающийся интерес к конкретному человеку (в отличие от интереса к человеку вообще в искусстве Древней Греции). В основе художественной структуры многих древнеримского портрета - чёткая и скрупулёзная передача неповторимых черт модели при соблюдении единства индивидуального и типического. В отличие от древнегреческого портрета с его тягой к идеализации (греки считали, что хороший человек обязательно должен быть красивым - калокагатия), римский скульптурный портрет оказался максимально натуралистичным и до сих пор считается одним из наиболее реалистичных образцов жанра за всю историю искусства. Древние римляне обладали такой верой в себя, что считали личность человека достойной уважения в том виде, какая она есть, без всяких приукрас и идеализаций, со всеми морщинами, лысинами и избыточным весом (см. к примеру портрет императора Вителлия).

Римские портретисты впервые попытались разрешить задачу, которая в конечном счете стоит и перед современными художниками, - передать не только внешний индивидуальный облик определенного человека, но и отличительные особенности его характера.

Общие тенденции

Создавались не только римскими ремесленниками, но и рабами-мастерами, в том числе пленными греками. Тем не менее, общую пропорцию установить невозможно.

Большое число подделок в Новое время и ложных реконструкций

Опознание мраморных голов путем сравнения с профилями на монетах

Портрет императора (династические портреты) в большинстве случаев является наиболее репрезентативным для определения общего стиля эпохи, так как эти произведения выполняли наиболее умелые ремесленники и, вдобавок, остальные подданные, заказывая свои изображения, ориентировались на моду, заданную императором.

Произведения, создаваемые в столице, являлись эталонными. При этом провинциальный портрет по своей стилистике мог отставать от моды на десятилетия. Кроме того, в провинциальном портрете (в зависимости от региона) сильнее было влияние греческого портрета.

, Рим

Статуя Марка Аврелия - бронзовая древнеримская статуя, которая находится в Риме в Новом дворце Капитолийских музеев . Была создана в 160-180-е годах.

Первоначально позолоченная конная статуя Марка Аврелия была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума . Это единственная конная статуя , уцелевшая с античности, поскольку в Средние века считалось, что изображает она императора Константина I Великого , которого христианская церковь канонизировала как «святого равноапостольного».

В XII веке статую перенесли на площадь Латерана . В XV веке ватиканский библиотекарь Бартоломео Платина сравнил изображения на монетах и распознал личность всадника. В 1538 году её поместили на Капитолии по распоряжению папы Павла III . Цоколь для статуи сделал Микеланджело ; на нём написано: «ex humiliore loco in area capitoliam».

Статуя лишь в два раза превышает натуральную величину. Марк Аврелий изображён в солдатском плаще (лат. paludamentum ) поверх туники . Под поднятым копытом коня прежде находилась скульптура связанного варвара.

Напишите отзыв о статье "Конная статуя Марка Аврелия"

Литература

  • Siebler M. Römische Kunst. - Köln: Taschen GmbH, 2005. - С. 72. - ISBN 978-3-8228-5451-8 .

См. также

Ссылки

  • ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=667
  • www.turim.ru/approfondimento_campidoglio.htm

Отрывок, характеризующий Конная статуя Марка Аврелия

Военный совет, на котором князю Андрею не удалось высказать свое мнение, как он надеялся, оставил в нем неясное и тревожное впечатление. Кто был прав: Долгоруков с Вейротером или Кутузов с Ланжероном и др., не одобрявшими план атаки, он не знал. «Но неужели нельзя было Кутузову прямо высказать государю свои мысли? Неужели это не может иначе делаться? Неужели из за придворных и личных соображений должно рисковать десятками тысяч и моей, моей жизнью?» думал он.
«Да, очень может быть, завтра убьют», подумал он. И вдруг, при этой мысли о смерти, целый ряд воспоминаний, самых далеких и самых задушевных, восстал в его воображении; он вспоминал последнее прощание с отцом и женою; он вспоминал первые времена своей любви к ней! Вспомнил о ее беременности, и ему стало жалко и ее и себя, и он в нервично размягченном и взволнованном состоянии вышел из избы, в которой он стоял с Несвицким, и стал ходить перед домом.
Ночь была туманная, и сквозь туман таинственно пробивался лунный свет. «Да, завтра, завтра! – думал он. – Завтра, может быть, всё будет кончено для меня, всех этих воспоминаний не будет более, все эти воспоминания не будут иметь для меня более никакого смысла. Завтра же, может быть, даже наверное, завтра, я это предчувствую, в первый раз мне придется, наконец, показать всё то, что я могу сделать». И ему представилось сражение, потеря его, сосредоточение боя на одном пункте и замешательство всех начальствующих лиц. И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он, наконец, представляется ему. Он твердо и ясно говорит свое мнение и Кутузову, и Вейротеру, и императорам. Все поражены верностью его соображения, но никто не берется исполнить его, и вот он берет полк, дивизию, выговаривает условие, чтобы уже никто не вмешивался в его распоряжения, и ведет свою дивизию к решительному пункту и один одерживает победу. А смерть и страдания? говорит другой голос. Но князь Андрей не отвечает этому голосу и продолжает свои успехи. Диспозиция следующего сражения делается им одним. Он носит звание дежурного по армии при Кутузове, но делает всё он один. Следующее сражение выиграно им одним. Кутузов сменяется, назначается он… Ну, а потом? говорит опять другой голос, а потом, ежели ты десять раз прежде этого не будешь ранен, убит или обманут; ну, а потом что ж? – «Ну, а потом, – отвечает сам себе князь Андрей, – я не знаю, что будет потом, не хочу и не могу знать: но ежели хочу этого, хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, Боже мой! что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди – отец, сестра, жена, – самые дорогие мне люди, – но, как ни страшно и неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей», подумал он, прислушиваясь к говору на дворе Кутузова. На дворе Кутузова слышались голоса укладывавшихся денщиков; один голос, вероятно, кучера, дразнившего старого Кутузовского повара, которого знал князь Андрей, и которого звали Титом, говорил: «Тит, а Тит?»

Колонна Марка Аврелия – уникальная скульптурная колонна, возведенная в честь победы римского императора Марка Аврелия в Маркоманской войне. Возвышается это произведение лепного и скульптурного искусства в самом центре Рима, на одноименной площади. По архитектурному типу – это дорическая колонна со спиральным рельефом, которая была возведена на основе древней колонны Траяна.

Возведение колонны Марка Аврелия

Поскольку первоначальная посвятительная надпись была разрушена и утеряна, до сих пор неизвестно, была ли колонна построена во время царствования императора Марка Аврелия (по случаю военного триумфа в 176 году) или уже после его смерти в 180 году. Позже в окрестностях была найдена предположительно утерянная ранее надпись, которая свидетельствует о том, что строительство колонны было закончено к 193 году.

С точки зрения топографии древнего Рима, колонна стояла в северной части города (Campus Martius), в самом центре площади. Эта площадь была расположена между храмом Адриана и храмом Марка Аврелия, построенным его сыном Коммодом и ныне полностью разрушенным. Совсем недалеко от скульптурной колонны Марка Аврелия находится место, где произошла кремация императора.

Высота колонны составляет 29,6 м, что поражает воображение даже самого искушенного зрителя. При этом высота пьедестала превышает 10 метров. Изначально архитекторы создавали монумент, полная высота которого составляла почти 42 метра, однако в ходе дальнейшей реставрации было принято решение о необходимости уменьшения высоты колонны на 3 метра, за счет погружения части монумента под землю. Основа колонны выполнена из натуральных мраморных блоков, которые сложены таким образом, чтобы внутри оставалась полость.


Фото:

В этой полости располагается высокая винтовая лестница из 200 ступеней, ведущая к самой вершине монумента. Там, изначально располагалась скульптура самого императора Марка Аврелия. От полной темноты лестницу спасают небольшие щели между мраморными блоками, которые обеспечивают слабое проникновение естественного солнечного света.

Лепной спиральный рельеф

Тот факт, что Марку Аврелию был посвящен столь значимый и великолепный монумент, лишь подтверждает вклад, который этот император внес в развитие общества и государства во времена своего правления. История его восхождения и правления проходит параллельно с жизнью его соправителя Луция Вера. Согласно историческим свидетельствам, описывающим те времена, два правителя Римской Империи были абсолютными противоположностями и антагонистами друг другу. Оба они были прекрасно образованы, однако жили в соответствии с двумя противоборствующими философиями – стоицизмом и эпикуреизмом.

Марк Аврелий был убежденным представителем стоицизма и в своем правлении уделял большое внимание внутренней политике, принятию правильных и полезных для общества законов, а также усовершенствованию судебной системы и социального обеспечения населения. Римляне любили и почитали Марка Аврелия, как мудрого и справедливого правителя. На протяжении всего своего правления император был окружен высокообразованными и порядочными советниками, которые уделяли также много времени работе с сенатом.

Его соправитель Луций Вер был полностью поглощен другой философией – эпикуреизмом. Он посвятил всю свою жизнь удовольствиям и утехам, которые стоили казне баснословных денег. Луций Вер был завсегдатаем и покровителем театральных постановок, гладиаторских поединков и многочисленных пиров. До наших дней сохранилось описание роскошного пира на 12 человек, который обошелся казне государства в огромную сумму - 6 миллионов сестерциев. К каждому гостю Луция Вера во время пира были приставлены личные рабы, которые выполняли любые прихоти хозяина. Все мясо на столе, было получено в результате забоя животных непосредственно во время пира. Посуда из драгоценных металлов не подавалась к столу второй раз, а золотые бокалы менялись сразу же, после того, как гость отпил из них. По окончании пира каждый гость получил в подарок слугу и роскошный серебряный экипаж.


Фото:

Исходя из исторической значимости Марка Аврелия, на фоне праздного образа жизни его соправителя, тот факт, что именно ему и его подвигам была посвящена великолепная колонна, кажется совершенно логичным и понятным.

Уникальность и художественная ценность колонны заключается в великолепном лепном рельефе спирального типа, который украшает ствол монумента. Рельеф спиральной картины рассказывает историю о дунайских и маркоманских войнах Маркуса Аврелия, которые он вел, начиная со 166 года до самой своей смерти. История, изображенная на рельефе, начинается со скульптурной картины могущественной и многочисленной армии римского императора, пересекающей реку Дунай, вероятно, в Карнунтуме. Этот момент считается переломным и вдохновляющим императора на будущие подвиги.

Дальнейший сюжет рельефа и хронология событий до сих пор оспаривается историками и искусствоведами. Последняя и наиболее вероятная теория утверждает, что экспедиции против Маркоманни и Квади в 172 и 173 годах находятся в нижней половине рельефа колонны, а успехи императора в войнах с сарматами в период с 174 по 175 года отображены в верхней половине монумента.

Важнейшим и ключевым эпизодом сюжета колонны, стало событие, широко освещаемое в римской религиозной среде и получившее название «чудо дождя». Согласно легенде, самым трудным моментом в военном походе Марка Аврелия стала борьба с языгами и квадами. События этой войны стали основным сюжетом лепного рельефа колонны. Военные столкновения с языгами происходили лютой зимой, во время которой Дунай был полностью покрыт льдом. Сражения проходили на льду реки, и победить армии Марка Аврелия удалось лишь раскладывая щиты на лед и наступая на дерево, чтобы не скользить. В результате большая часть армии языгов полегла на поле битвы, а оставшиеся в живых были вынуждены бежать далеко от Дуная.

Победа в этой тяжелой битве настолько вдохновила Марка Аврелия, что им было принято решение идти дальше и покорять земли квадов. Основные сражения с квадами пришлись на аномально жаркое лето, во время которого не было ни капли осадков. Несмотря на то что военные силы квадов были намного меньше армии Марка Аврелия по численности, им удалось заманить римлян в западню и окружить, отрезав тем самым доступ к питьевой воде. Аномальная жара и засушливый климат, изматывали римлян и отнимали у них все силы. Огромная мощная армия во главе с Марком Аврелием оказалась на грани гибели. В этот момент и произошло чудо, которое признано и воспето несколькими религиями.


Фото:

В своем письме Марк Аврелий описывает чудо дождя как, спасение, посланное римлянам небесами. Когда надежда добыть воду уже почти иссякла, а воины были сильно обезвожены и измотаны жарой, Марк Аврелий организовал массовую молитву, в которой принял участие весь Двенадцатый легион. Во время этой молитвы начался проливной ливень, что христиане всего мира считают чудом дождя. Этот дождь спас армию от гибели и послужил основой для сокрушительной победы над квадами. Кроме христианской религии, чудо дождя описывают и язычники. Однако по их версии, дождь был вызван не молитвой воинов Двенадцатого легиона, а египетским колдуном, который сопровождал Марка Аврелия в военных походах. В скульптурной композиции колонны Марка Аврелия, «чуду дождя» посвящена одна из главных ролей, что демонстрирует особенное отношение к этому историческому событию.

Несмотря на некоторые сходства с колонной Траяна, архитектурный стиль колонны Марка Аврелия совершенно другой. Здесь четко прослеживаются элементы предшествующего драматического стиля 3-го века, в котором была выполнена знаменитая Триумфальная арка Септимия Северуса, установленная вскоре после возведения колонны Марка Аврелия. Головы фигур непропорционально велики в сравнении с телами, чтобы зритель мог лучше интерпретировать выражения лиц воинов.

Первоначальный лепной макет рельефа был впоследствии вырезан из камня таким образом, чтобы глубина отдельных элементов была различной. Это обеспечивает особенную игру света и теней, что создает максимально реалистичную и динамичную картину сражений и сцен насилия. Когда деревни сжигаются, женщины и дети попадают в плен, мужчины убиты, эмоции, отчаяние и страдания «варваров» на войне представлены остро в одиночных сценах, в выражениях лиц и жестах. В то же время император представлен в качестве главного героя, сохраняющего спокойствие и невозмутимость.

Язык символов является более ясным и выразительным, в сравнении с неуклюжей на первый взгляд эстетикой Троянской колонны, и оставляет зрителю совершенно иное впечатление от художественного стиля. Там прохладный и трезвый баланс - здесь, драма и сочувствие. Живописный язык недвусмысленен - подчеркивается имперское господство и авторитет лидера и главнокомандующего.

Монумент в наши дни

В Средние века восхождение на колонну стало настолько популярным, что право взимать вступительный взнос ежегодно продавалось на аукционе. Сегодня осуществить подъем по лестнице внутри колонны невозможно. Теперь колонна служит центральным элементом на площади перед Палаццо Чиги. В 1589 году, по приказу папы Сикстуса V вся колонна была восстановлена под руководством ​​Доменико Фонтана и адаптирована к уровню земли того времени. Также на верхней платформе была установлена ​​бронзовая статуя апостола святого Павла, по аналогии со статуей святого Петра на колонне Траяна. Первоначально на верхней платформе, вероятно, была статуя Марка Аврелия, которая к XVI веку была утеряна.

Сегодня колонна Марка Аврелия — один из главных символов Рима и историческое наследие величайшей империи всех времен.


Top