Компактная биография. История группы аквариум Сообщества про группу аквариум

Борис Гребенщиков. 1980-е годы. ">

Группа «Аквариум». Борис Гребенщиков. 1980-е годы.

АКВАРИУМ, российская рок-группа (Ленинград, Петербург). Эта группа во главе со своим харизматическим лидером - автором песен, поэтом и певцом Борисом Гребенщиковым - занимает в истории отечественного рока особое место. Ее творчество в начале 80-х годов послужило катализатором грядущих перемен, оказав громадное воздействие на сознание по меньшей мере двух поколений слушателей; оно помогло обогатить довольно скудный язык тогдашнего рок-движения достижениями мировой культуры и породило новый художественный феномен.

«Аквариум» создали в июле 1972 Борис Гребенщиков (p. 27 ноября 1952, Ленинград), в ту пору студент математического факультета Ленинградского университета, и его школьный приятель, начинающий драматург Анатолий «Джордж» Гуницкий. На первых порах «АКВАРИУМ» существовал не столько как реальная группа, сколько как идея, отражая смешанный интерес его соучредителей к музыке, восточной философии и театру абсурда. Поначалу, будучи скорее компанией друзей и единомышленников, нежели регулярной группой, «АКВАРИУМ» долго не мог обрести устойчивую форму и состав, разрываясь между рок-н-роллом и самодеятельным театром Ленинградского университета (впоследствии театр-студия Эрика Горошевского), основу репертуара которого составляли пьесы Гуницкого.

Первое публичное выступление Гребенщикова состоялось весной 1973 во время ночного рок-фестиваля в одном из пригородов Ленинграда, где он спел две песни Кэта Стивенса . Сам же «АКВАРИУМ» (после длительных репетиций и редких появлений в университете) в составе: Гребенщиков (гитара и вокал), Андрей «Дюша» Романов (флейта, гитара, вокал), Михаил «Фан» Васильев и Гуницкий (барабаны), дебютировал в ноябре 1974, разогревая зал для «БОЛЬШОГО ЖЕЛЕЗНОГО КОЛОКОЛА» («БЖК»), и привлек внимание публики весьма экстравагантным внешним видом и странным содержанием песен, а не умением играть, однако с тех пор утвердился в числе самых активных участников питерской рок-сцены. Место окончательно выбравшего театр Гуницкого после серии случайных замен занял Михаил «Майкл» Кордюков (экс-«КОЧЕВНИКИ», «ИДЕЯ ФИКС», «БЖК», «ГОЛЬФСТРИМ» и т. д.); из акустико-фольклорных «АКВАРЕЛЕЙ» пришли скрипач Николай Марков и виолончелист Всеволод Гаккель. Первый, правда, вскоре ушел в армию, а второй надолго остался неотъемлемым элементом музыкальной формулы «АКВАРИУМА». В середине 70-х годов группа регулярно выступала; в домашних условиях записала несколько любопытных, хотя и несовершенных по качеству магнитоальбомов, а в 1976, вместе с известным коллекционером и исследователем творчества BEATLES Николаем Васиным заложила основу одной из важнейших традиций питерского рока - праздников и концертов, приуроченных к дням рождения участников легендарной четверки.

В том же году «АКВАРИУМ» по собственному почину отправился на таллинский рок-фестиваль, где даже получил приз «за самую разнообразную программу», а чуть позже впервые посетил Москву. Кордюкова сменили последовательно Владимир Болучевский и Сергей Плотников (из группы «КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ»), некоторое время с «АКВАРИУМОМ» пела известная позднее Ольга Першина. Ушел в армию «Фан», и бас-гитару взял в руки Гаккель. В феврале 1977 в группе появился студент консерватории Александр «Фагот» Александров (фагот), но полгода спустя он - вместе с Романовым - тоже ушел в армию, откуда незадолго до этого вернулся Васильев.

Сокращенным составом: Гребенщиков, Васильев, Гаккель, к которым периодически присоединялись Кордюков и Михаил «Майк» Науменко (гитара, вокал), «АКВАРИУМ» выступал на концертах с акустическим репертуаром, летом 1978 провел мини-фестиваль акустического рока (следствием чего стал совместный альбом БГ и Майка), а в марте 1979 стал гостем Тартусского рок-фестиваля.

В этот период творчество «АКВАРИУМА» испытало мощное воздействие новой волны - прежде всего реггей и панк-рока. Свой новый стиль группа продемонстрировала на рок-фестивалях в подмосковной Черноголовке (ноябрь 1979) и в Тбилиси (март 1980), где произвела эффект разорвавшейся бомбы сырым, жестким, насыщенным диссонансами звуком, откровенно эпатирующими текстами и неприкрытой сценической агрессией. Концерт «АКВАРИУМА» был отснят финским телевидением, их на «ура» приняли радикально настроенные музыканты и журналисты, хотя большая часть публики и жюри осталась, скорее, в недоумении - время подобной музыки еще не пришло.

Весной 1980 группу покинул барабанщик Евгений Губерман («ЗАРОК », позднее «ЗООПАРК », «АЛЛЕГРО » и т. д.), но появился блюзмен Дмитрий «Рыжий Черт» Гусев (гармоника). «АКВАРИУМ» снова вернулся к полуакустическому звучанию. В конце 1980 началось интенсивное и оказавшееся определяющим для всей дальнейшей судьбы группы сотрудничество «АКВАРИУМА» с музыкантом и звукорежиссером Андреем Тропилло , который в ту пору пытался привить самодеятельному року вкус к альбомному мышлению. «АКВАРИУМ» оказался для него благодатным материалом.

Открытие Ленинградского рок-клуба (7 марта 1981), членом которого «АКВАРИУМ» стал с первых дней, почти совпало с выходом их первой студийной работы с Тропилло, « Синего Альбома ». Несмотря на ограниченные возможности, которые рок-клуб мог предоставить своим членам, для «АКВАРИУМА» это был шанс воплотить на сцене многое из задуманного, но нереального раньше.

Состав группы продолжал меняться: ушли Гусев (позже с «ОПАСНЫМИ СОСЕДЯМИ» и всевозможными блюзовыми проектами) и Александров (позже в «ЗВУКАХ МУ»); весной 1981 из «ПИКНИКА» пришел барабанщик Александр Кондрашкин; в процессе работы над очередным студийным проектом в качестве пианиста и аранжировщика был привлечен Сергей Курехин , известный как на рок-сцене, так и в мире джаза. Он, а также гитаристы Владимир Козлов, Владимир Леви («ТАМБУРИН»), певица Ольга Першина участвовали в записи едва ли не лучшего в биографии «АКВАРИУМА» альбома « Треугольник » (1981).

Новые идеи, количество которых значительно возросло с присоединением к основному составу группы Курехина, требовали нового воплощения, поэтому в «АКВАРИУМЕ» один за другим появились Александр Ляпин (гитара; экс-«НУ ПОГОДИ»), Петр Трощенков (барабаны; экс-«ПИКНИК »), Игорь Бутман (саксофон). Каждый новый альбом группы (« Табу » в 1982, « Радио Африка » в 1983) раздвигал ее музыкальные горизонты и становился предметом скрупулезного изучения в рок-музыкальных кругах всей страны.

Следуя провозглашенному в начале своей музыкальной карьеры принципу: «важна не форма, а содержание», БГ и компания решительно экспериментировали как со стилем (поэтому на разных этапах группа, нащупывая собственный музыкальный язык, прошла через увлечения психоделией , фолк -барокко , хард -, арт - и джаз-роком , панком , реггей , «новой волной » и т. д.), так и с составом (вследствие чего «АКВАРИУМ» мог выглядеть на сцене как струнный квартет, джазовое комбо, традиционная рок-группа, рок-биг-бэнд с мощной секцией духовых, а порой обращался в дуэт, к примеру, акустической гитары и безладового баса или виолончели, не теряя при этом своего характерного звучания). Под влиянием идей Курехина в середине 80-х годов «АКВАРИУМ» некоторое время увлекался музыкой свободных форм, сотрудничал с В. Чекасиным и В. Пономаревой . Гребенщиков принимал участие в сольных проектах и записях Курехина.

В 1983-84 гг. «АКВАРИУМ» становится лауреатом 1-го и 2-го фестивалей рок-клуба, в октябре 1983 его состав усилил басист Александр Титов, а в августе 1984 скрипач Александр Куссуль (трагически погиб в августе 1986, переплывая Волгу). Тем не менее внутри группы создавалось напряжение, усугубленное противоречием между ее реальной популярностью и официальным статусом. Дело кончилось тем, что осенью 1984 «АКВАРИУМ» фактически распался. Курехин выступал со своим экспериментальным оркестром «ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА », Ляпин - с собственным блюз-бэндом «ТЕЛЕ У », Васильев присоединился к «ЗООПАРКУ». Поэтому на 3-м фестивале рок-клуба (1985) собранный в составе: Гребенщиков, Курехин, Титов, Трощенков, Кондрашкин и Чекасин (под прозрачным псевдонимом Владимир Пономарев), «АКВАРИУМ» несмотря на всю свою звездность, прозвучал сухо и холодно, оставив зал равнодушным. Попытка еще раз изменить формулу звучания, пригласив одаренного новоджазового гитариста Андрея Отряскина («ДЖУНГЛИ»), была сама по себе любопытна, но оказалась столь же непродуктивной.

В сентябре 1985 «АКВАРИУМ», к вящему удовольствию армии его почитателей, был реформирован в своем классическом (вернее, одном из классических) составе, который с триумфом выступил на 4-м фестивале рок-клуба и был - в знак заслуг перед питерским рок-н-роллом - отмечен его «Гран-при». Летом 1986 в США вышел подготовленный Джоанной Стингрей двойной альбом Red Wave , одна из сторон которого была предоставлена «АКВАРИУМУ». Западная пресса отнеслась к альбому весьма благожелательно в отличие от отечественной, однако времена менялись - началась эпоха гласности и перестройки. И осенью того же года группа начинает выступать с сольными концертами во Дворце спорта «Юбилейный» (что стало знаком легализации как самого «АКВАРИУМА», так и всего отечественного рока), а также участвует в совместном фестивале Ленинградского рок-клуба и Московской рок-лаборатории в ДК МЭИ (Москва).

По инициативе Тропилло фирма «Мелодия» выпустила два альбома группы; ряд ее песен прозвучал в нашумевшей перестроечной картине Сергея Соловьева «АССА» (что заложило фундамент длительного сотрудничества режиссера с Гребенщиковым и Курехиным); началась «аквариумания» - шумиха в прессе вокруг группы и ее лидера, инспирированная восторженной статьей в «Огоньке» Андрея Вознесенского «Белые ночи Бориса Гребенщикова». В струнную группу «АКВАРИУМА» были введены Иван Воропаев (альт) и Андрей «Рюша» Решетин (скрипка). Группа интенсивно гастролировала, повсюду встречая толпы восторженных поклонников.

В апреле 1988 Гребенщиков заключил контракт с американской компанией CBS/Columbia. В июне «АКВАРИУМ» посетил Канаду, где выступил на организованном обществом «Врачи за безъядерный мир» концерте в монреальском зале Forum. Вторую половину 1988 и большую часть 1989 Гребенщиков провел за границей, занимаясь записью своего альбома и реализацией других музыкальных проектов.

Предоставленные самим себе, участники его группы занялись реализацией личных планов: Ляпин организовал свои «ОПЫТЫ », с которыми гастролировал по всей стране; Романов, Васильев, Решетин плюс Кордюков и аккордеонист Сергей Щураков объединились под именем «ТРИЛИСТНИК », Воропаев выступал с коломенской группой «АДО» .

Песни «АКВАРИУМА» звучали в фильмах «Иванов» (режиссеры А. Нехорошев, А. Ильховский, 1982), «Милый, дорогой, любимый, единственный» (режиссер Д. Асанова, 1984), «АССА» (1987), «Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви» (1989) и «Дом под звездным небом» (1992) С. Соловьева; участники группы были одними из героев документального фильма «Рок» (режиссер А. Учитель, 1987) и главными - в ленте «Long Way Home» (режиссер М. Эптид, 1989, США). В 1990-е гг. группа записала несколько новых альбомов, еще раз переиздала сборники своих лучших песен. Музыканты активно гастролировали и принимали участие в ряде интересных совместных проектов.

В 2000-е творчество АКВАРИУМА не претерпело заметных изменений. Были выпущены два новых альбома: «Сестра Хаос» (2002) и «Песни рыбака» (2003). Гребенщиков остался верен себе в стиле исполняемых композиций и изысканности аранжировок. В частности, в записи первого альбома принимал участие известнейший представитель этнической музыки Дживан Гаспарян (дудук). Второй альбом записан с участием целого коллектива индийских музыкантов, игравших на своих национальных инструментах.

Андрей Бурлака

Дискография:

Архив. Том 3 (SNC Records, CD, 1990)
Библиотека Вавилона (SoLyd Records, CD, 1993)
Любимые песни Рамзеса IV (Триарий, CD, 1993)
Аквариум (Триарий, CD, MC, LP, 1994)
День серебра (Триарий, CD, 1994)
Дети декабря (Триарий, CD, 1994)
Кострома mon amour (Триарий, CD, 1994)
Красная волна (SNC Records, 1994)
На Таганке (SoLyd Records, 1994)
Пески Петербурга (Триарий, CD, 1994)
Табу (Триарий, CD, 1994)
Треугольник (Триарий, 1994)
Звуки Северной столицы (Moroz Records, 1995)
Навигатор (Триарий, CD, 1995)
Мы идем на восток (Moroz Records, 1995)
Электрошок (концерт в главАПУ 4 июня 1992) (Отделение «Выход», CD, 1995)
Акустика (Триарий, CD, 1996)
Радио Африка (Триарий, 1996)
Снежный лев (Триарий, CD, 1996)
Равноденствие (Триарий, 1996)
Синий альбом (Триарий, 1996)
Десять стрел (Триарий, 1996)
Асса (L-Junction, 1996)
Радио Лондон (SoLyd Records, CD, 1996)
Чубчик (SoLyd Records, CD,1996)
Хрестоматия 1980-87 (Триарий, 1997)
Гиперборея (SoLyd Records, 1997)
Русско-абиссинский оркестр (SoLyd Records, CD,1997)
Лилит (1997)
Кунсткамера (1998)
Лучшие песни (1999)
Y (1999)
Террариум «Пятиугольный грех» (2000)
Территория (2000)
Сестра Хаос (Союз, 2002)
Песни рыбака (СиДи Лэнд + /CD Land Records, 2003)

Борис Гребенщиков (начало 1980-х).

Борис Гребенщиков с дочерью Алисой.

Борис Гребенщиков (начало 1990-х).

Группа «Аквариум». Борис Гребенщиков. 1990-е годы.

Группа «Аквариум» во время путешествия по Японии.

Группа «Аквариум». Обложка альбома «Гиперборея».

Андрей Романов.

Александр Титов.

Александр Ляпин.

Группа «Аквариум». Всеволод Гаккель.

«Аква́риум» - советская и российская рок-группа, одна из старейших ныне действующих российских рок-групп. Состав участников почти за 40 лет существования группы неоднократно менялся, и только лидер и идейный вдохновитель группы Борис Гребенщиков (также известный как БГ) является участником коллектива с самого момента его основания в 1972 году. Участниками группы в разное время были: Анатолий Гуницкий, Дюша Романов, Сергей Курёхин, Олег Сакмаров, Всеволод Гаккель и многие другие.

Cчитается, что группа «Аквариум» родилась в июле 1972 г. Студент факультета прикладной математики Ленинградского университета Борис Гребенщиков (родился в 1953 г.), до этого писавший англоязычные песни, пришёл к однозначному решению: сочинять и петь нужно на русском. Себе Гребенщиков в будущей группе определил место певца и гитариста, а старого друга Анатолия (Джорджа) Гуницкого (родился в 1953 г.) назначил барабанщиком. Соратники дали своей группе народное название пивного бара-«стекляшки», расположенного в районе Купчино, - посетители именовали его «Аквариум». В 1973 г. состоялся дебют в звукозаписи: Борис и Джордж на бытовом магнитофоне записали альбом «Искушение Святого Аквариума». Он представлял собой абсурдную смесь всевозможных звуковых эффектов, отдельных фраз и куплетов песен.

Следующим событием в судьбе группы стало появление бас-гитариста Михаила Файнштейна (позднее сменил фамилию на Васильев, родился в 1953 г.). С его участием прошли два первых выступления. Затем к музыкантам присоединился пианист Андрей (Дюша) Романов (1956-2001), который вскоре научился играть и на флейте. В 1974 г. «Аквариум» записал второй магнитофонный альбом - «Притчи графа Диффузора». В том же году в коллектив влился виолончелист Всеволод Гаккель (родился в 1953 г.). Удачно для музыкантов сложился 1976 год. Группа выступила с акустической программой на фестивале в Таллине. Гребенщиков создал сольный альбом «С той стороны зеркального стекла», качество звука которого уже можно считать приемлемым. В том же году в «Аквариум» пришёл фаготист Александр Александров. Летом 1978 г. появился альбом «Все братья - сёстры». Это была совместная работа Гребенщикова и Михаила Науменко. В апреле 1980 г. «Аквариум» ярко выступил на Тбилисском рок-фестивале. Музыканты продемонстрировали не только музыкальное и поэтическое новаторство, но и необычайную для тех лет свободу поведения на сцене. Именно поэтому их выступление сочли чуть ли не скандальным. В результате группа лишилась репетиционной базы, а Бориса Гребенщикова исключили из комсомола и уволили с работы. Последнее, впрочем, лишь подтолкнуло его к более плотному занятию музыкой. Андрей Тропилло предложил ему записать песни в студии при Доме юного техника. В 1980 г. группа приступила к первой серьёзной студийной работе - «Синему альбому». Летом 1981 г. музыканты «Аквариума» вместе с ударником Александром Кондрашкиным и джазовым пианистом Сергеем Курёхиным записали альбом «Треугольник». При работе над ним были использованы электромузыкальные инструменты. В 1982 г. в группу пришёл гитарист Александр Ляпин (родился в 1956 г.), место заударными занял Евгений Губерман; вскоре его сменил Пётр Трощенков (родился в 1961 г.). «Аквариум» собрал полноценный рок-состав. Этот коллектив надолго стал отечественной рок-группой номер один.


В 1982 г. был создан альбом «Табу». Во время записи следующего альбома - «РадиоАфрика» (1983 г.) - в группу пришёл бас-гитарист Александр Титов (родился в 1957 г.), а Файнштейн переключился на перкуссию. Осенью 1984 г. появился один из лучших альбомов «Аквариума» - «День серебра». Аранжировки альбома отточены и стильны, в некоторых песнях задействованы струнный квартет и духовые, местами оышатся интонации оркестровок «Битлз». Обычно агрессивная манера исполнения гитариста Александра Ляпина на сей раз выверенна и изысканна. Высокое мастерство показал новый участник группы - скрипач Александр Куссуль (1963-1986). После выхода альбома некоторые музыканты группы создали собственные проекты. Борис Гребенщиков, которого к тому времени называли не иначе, как Б. Г., выступал вдвоём с Титовым; иногда к ним присоединялся Куссуль. Но формально группа продолжала существовать. Коллектив воссоединился в сентябре 1985 г. на сцене Ленинградского дома молодёжи. На этом концерте впервые прозвучала песня «Рок-н-ролл мёртв», мгновенно завоевавшая популярность у слушателей. В январе 1986 г. был закончен альбом «Дети декабря». Вошедшие в него композиции «2-12-85-06» и «Она может двигать собой» также стали одними из самых известных,в репертуаре группы. Почти одновременно вышел акустический альбом «Десять стрел». В 1986-1987 гг. «Аквариум» пользовался огромной популярностью, состоялись первые концерты группы на стадионах. Телевидение пыталось хоть что-то рассказать о коллективе, который официальные средства массовой информации столько лет словно не замечали. В июле 1987 г. музыканты записали музыку к фильму Сергея Соловьёва «Асса». (Позднее появились ещё два фильма трилогии: «Чёрная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви» и «Дом под звёздным небом» с музыкой «Аквариума».) Осенью в студии фирмы «Мелодия» группа приступила к работе над альбомом «Равноденствие», который увидел свет в следующем году. В марте 1988 г. в Москве Борис Гребенщиков и известная звукозаписывающая фирма Си-би-эс (CBS) подписали контракт о восьмилетнем сотрудничестве. В конце апреля Гребенщиков вылетел в США. Здесь был записан альбом «Радиомолчание» (Radio Silence). Продюсировал альбом и играл на гитаре Дейв Стюарт из группы «Юритмикс». Пластинка вышла в 1989 г. (было продано сто тысяч экземпляров) и заняла сто девяносто восьмое место в хит-параде журнала «Биллборд».


Борис Гребенщиков и группа Аквариу м

Пока Гребенщиков занимался англоязычным проектом, Андрей Романов собрал группу «Трилистник», выпустившую альбомы «Матросская тишина» (1989 г.) и «Музыка Средиземья» (1991 г.). Этот коллектив после возвращения Бориса Гребенщикова из-за рубежа стал основой возрождённого «Аквариума». В него вошёл также флейтист Олег Сакмаров. Зимой 1989/90 г. «Аквариум» записывал в студии новый альбом, но эта работа не была доведена до конца. Некоторые из песен появились на альбомах «История "Аквариума". Архив. Том 3» (1991 г.) и «Библиотека Вавилона» (1993 г.).

В апреле начал концертировать «Б. Г.-бэнд» (или «Группа Б. Г.») в составе: Гребенщиков, Сакмаров, Щураков, Решетин. К ним вскоре присоединились бас-гитарист Сергей Березовой и ударник Пётр Трощенков. Группа просуществовала до августа 1992 г. В следующем году был записан «Русский альбом». Автор песен - Борис Гребенщиков. По стилю они мало напоминают предшествующие работы «Аквариума».

В 1992 г. Борис Гребенщиков вновь собрал группу под названием «Аквариум». К нему присоединился Александр Титов. Коллектив дополнился флейтистом Олегом Сакмаровым, гитаристом Алексеем Зубаревым, ударником Алексеем Раценом, перкуссионистом Андреем Вихоревым. В 1993 г. вышел альбом «Любимые песни Рамзеса IV», годом позже - «Пески Петербурга». Три следующих альбома - «Кострома Моп Amour» (1994 г.), «Навигатор» (1995 г.) и «Снежный лев» (1996 г.) - можно условно считать трилогией. Во время записи в Лондоне следующего альбома - «Гиперборея» - в Великобритании остался Титов.

В июне 1997 г. в обеих российских столицах с большим успехом прошли концерты, посвящённые двадцатипятилетию «Аквариума». 15 января 1999 г. Борис Гребенщиков сделал заявление об очередном возрождении «Аквариума» и о возвращении в репертуар давно не исполнявшихся песен двадцатилетней давности. Группа провела всероссийский тур «Электрический пёс», а в декабре представила программу новых песен «Стоп-машина» и альбом «Пси». 24 февраля 2002 г. во Дворце спорта «Лужники» в Москве состоялся концерт, посвящённый тридцатилетию группы «Аквариум» и выходу нового альбома - «Сестра Хаос».

Состав

Действующий состав

  • Борис Гребенщиков (БГ) - вокал, гитара, автор песен (с 1972)
  • * Александр «Тит» Титов - бас-гитара (1983-1991, 1992-1996, с 2008)
  • Андрей Суротдинов - скрипка, перкуссия (с 1995)
  • Олег «Шар» Шавкунов - перкуссия, барабаны, бэк-вокал (с 1997)
  • Борис Рубекин - клавишные, бэк-вокал (с 1998)
  • Игорь Тимофеев - гитара, саксофон, флейта, кларнет, мандолина, бэк-вокал (с 2003)
  • Брайан Финнеган - флейта (с 2007)
  • Алексей Дмитриев - труба (с 2011)
  • Антон Боярских - тромбон (с 2011)
  • Сергей Богданов - саксофон (с 2011)
  • Лиам Брэдли - барабаны (с 2011)

Музыканты прошлых составов

  • Анатолий «Джордж» Гуницкий - барабаны, перкуссия, бас-гитара, вокал (1972-1974)
  • Александр Цацаниди - бас-гитара (1972)
  • Александр Васильев - клавишные (1972)
  • Михаил «Фан» Файнштейн-Васильев - бас-гитара, клавишные, перкуссия, гитара, слайд (1973-1991)
  • † Андрей «Дюша» Романов - вокал, флейта, гитара, клавишные, фортепиано, перкуссия (1973-1991)
  • Всеволод «Сева» Гаккель - виолончель, бас-гитара, вокал (1975-1991)
  • Александр «Фагот» Александров - фагот (1977-1981)
  • † Сергей Курёхин - клавишные, саксофон, фортепиано, казу (1981-1986)
  • Александр Беренсон - труба (1981, 1984)
  • Александр Ляпин - гитара (1982-1991)
  • Пётр Трощенков - барабаны (1982-1991, 1992)
  • † Александр Куссуль - скрипка (1984-1986)
  • † Сергей Щураков - баян, аккордеон, мандолина (1987-1997)
  • Андрей «Рюша» Решетин - скрипка (1987-1992)
  • Олег «Дед (Василий)» Сакмаров - rainstick, английский рожок, гобой, духовые инструменты (флейта, саксофон), перкуссия, кастаньеты, клавишные, кларнет, бэк-вокал (1989-1997, 1998-2002)
  • Алексей «Лорд» Рацен - барабаны (1992-1995)
  • Алексей Зубарев - гитара (1992-1997)
  • Андрей «Вихрь» Вихарев - перкуссия (1992-1996)
  • Владимир Кудрявцев - бас-гитара (1996-2005)
  • Альберт Потапкин - барабаны (1999-2005, 2007-2010)
  • Фёдор Кувайцев - кларнет (2003-2004)
  • Андрей Светлов - бас-гитара (2005-2008)

В разное время вместе с группой играли

  • Эдмунд Шклярский - гитара (1972)
  • Михаил Кордюков - барабаны (1976, 1983)
  • † Михаил «Майк» Науменко - гитара (1977-1979)
  • Евгений Губерман - барабаны (1979-1982)
  • Александр Кожевников - гитара (1980)
  • Дмитрий «Рыжий чорт» Гусев - губная гармоника (1980-1981)
  • Ольга Першина (Протасова) - пианино, вокал (1981)
  • Владимир Козлов - гитара (1981)
  • Владимир Болучевский - саксофон (1981-1982)
  • † Александр Кондрашкин - барабаны (1981)
  • Игорь Бутман - саксофон (1982-1983)
  • Владимир Грищенко - бас-гитара (1982-1983)
  • Владимир Ермолин - гитара (1982)
  • Иван Воропаев - альт (1982, 1987-1989)
  • Андрей Отряскин - гитара (1986-1987)
  • Сергей Березовой - бас-гитара (1989, 1991-1992)
  • Дэйв Мэттекс - барабаны (1995-1996)
  • Юрий Николаев - барабаны, бубен, жуир, перкуссия (1996-1997)
  • Николай Кошкин - rainstick, перкуссия, бубен (1998-1999)
  • Александр «Панама» Пономарёв - гитара (1998-1999)
  • Дмитрий Веселов - перкуссия, табла (1998-1999)
  • Дживан Гаспарян - дудук (2003, 2008)

Звукорежиссёры группы

  • Армен «Марат» Айрапетян
  • Андрей Тропилло
  • Вячеслав Егоров
  • Александр Мартисов
  • Владимир Венгеровский
  • Александр Докшин
  • Борис Рубекин
  • Олег Гончаров

Дискография

  • 1973 Искушение Святого Аквариума. 1-й «доисторический» магнитоальбом «Аквариума» (БГ+Джордж). Выпущен на CD в составе сборника «Доисторический Аквариум» 2001
  • 1973 Менуэт земледельцу. 2-й «доисторический» магнитоальбом «Аквариума». Утерян
  • 1975 Притчи графа Диффузора. 3-й «доисторический» магнитоальбом «Аквариума». Выпущен на CD в составе сборника «Доисторический Аквариум» 2001
  • 1976 С той стороны зеркального стекла. 4-й «доисторический» магнитоальбом «Аквариума» (БГ). Выпущен на CD в составе сборника «Доисторический Аквариум» 2001
  • 1978 Все братья - сёстры. 5-й «доисторический» магнитоальбом «Аквариума» (БГ+Майк Науменко) 1996
  • 1980 (2010) Майк и Аквариум. 25 октября 1980. Москва. Концертный альбом «Аквариума» и Майка Науменко
  • 1980 (1996) Скоро кончится век. Компиляция
  • 1981 Синий альбом. 1-й альбом «Аквариума». Студийный альбом 1996, 2002
  • 1981 Треугольник. 2-й альбом «Аквариума». Студийный альбом 1994, 2002
  • 1981 Электричество. История Аквариума - Том 2. 3-й альбом «Аквариума». Концертный альбом/студийный альбом 1999, 2002
  • 1982 Акустика. История Аквариума - Том 1. 4-й альбом «Аквариума». Студийный альбом 1996, 2002
  • 1982 (1995) Арокс и Штёр. Концертный альбом
  • 1982 Табу 5-й альбом «Аквариума». Студийный альбом 1994, 2002
  • 1982 (2001) Аквариум. 10 лет Концертный альбом
  • 1982 (2010) Записки о Флоре и Фауне. Концертный альбом
  • 1982 Электрошок. Концертный альбом 1995
  • 1983 Радио Африка. 6-й альбом «Аквариума». Студийный альбом; в 1988 году фирма «Мелодия» выпустила альбом в виде виниловой пластинки (без песен «Вана Хойа» и «Твоей звезде») 1988, 1996, 2002
  • 1984 (1993) БГ (стихи, песни) Концертный альбом БГ
  • 1984 Ихтиология. 7-й альбом «Аквариума». Концертный альбом 1999, 2002
  • 1984 День Серебра. 8-й альбом «Аквариума». Студийный альбом 1994, 2002
  • 1985 Дети Декабря. 9-й альбом «Аквариума». Студийный альбом 1994,2002
  • 1986 Десять стрел 10-й альбом «Аквариума». Концертный альбом (одна песня записана в студии); выпущен товариществом «Сестра» в виде виниловой пластинки в 1992 году 1992, 1996, 2002
  • 1987 Аквариум (Белый Альбом.) Компиляция из альбомов «День Серебра» и «Дети Декабря». Первый советский винил «Аквариума»
  • 1987 Жажда Компиляция. Советский миньон с песнями из альбомов «День Серебра» и «Дети Декабря»
  • 1987 Равноденствие. 11-й альбом «Аквариума». Студийный альбом, впервые был выпущен «Мелодией» в виде виниловой пластинки 1996, 2002
  • 1987 Асса. Саундтрек к одноимённому фильму. Впервые выпущен на «Мелодии» в виде виниловой пластинки, переиздан на CD в1996 году, а в 2000 году в составе сборника «Фильмография» 1996, 2000
  • 1987 (2011) Наша Жизнь с Точки Зрения Деревьев. 12-й альбом «Аквариума». Впервые выпущен в 2011 году
  • 1988 Искусство быть смирным. Советский сингл к альбому «Радио Африка», выпущенному «Мелодией» в виде виниловой пластинки в 1988 году
  • 1988 Капитан Африка. Советский сингл к альбому «Радио Африка», выпущенному «Мелодией» в виде виниловой пластинки в 1988 году
  • 1989 (2007) Феодализм. 13-й альбом «Аквариума». Студийный альбом; состоит из студийных и живых записей 1988-1990 годов. Впервые выпущен 22 февраля 2007 года ограниченным тиражом
  • 1989 Radio Silence. 1-й альбом БГ. Студийный альбом (США, Великобритания, Канада).
  • 1990 Чёрная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви. Саундтрек к одноимённому фильму. Впервые выпущен на «Мелодии» в виде винилового двойного альбома, переиздан на CD в 2000 году в составе сборника «Фильмография». 1998, 2000
  • 1990 (1996) Radio London 2-й альбом БГ. Студийный альбом (Великобритания; две песни записаны в СССР)
  • 1990 Сделано на Мосфильме. Саундтрек к фильму «Дом под звёздным небом». Впервые издан на CD в 2000 году в составе сборника «Фильмография»
  • 1991 Архив. История Аквариума - Том 3. Антология. Впервые выпущен фирмой «SNC Records» в виде виниловой пластинки в 1991 году
  • 1991 (1992) Русский альбом. 3-й альбом БГ (совместно с «БГ-Бэндом»). 14-й альбом «Аквариума» (по «Антологии Аквариума»). Студийный альбом, выпущенный компанией «Курицца Рекордс» в виде виниловой пластинки в 1992 году 1995, 2002
  • 1993 Библиотека Вавилона. История Аквариума - Том 4 Антология. Альбом выпущен компанией «FeeLee» в виде виниловой пластинки в 1993 году 1993
  • 1991 (1993) Письма капитана Воронина. Концертный альбом «БГ-Бэнда» (одна песня записана в студии)
  • 1993 Визит в Москву. Концертный альбом «Аквариума»
  • 1993 Любимые песни Рамзеса IV. 15-й альбом «Аквариума». Студийный альбом; выпущен компанией «FeeLee» в виде виниловой пластинки в 1993 году 2003
  • 1994 Пески Петербурга. 16-й альбом «Аквариума». Студийный альбом 2003
  • 1994 Кострома mon amour. 17-й альбом «Аквариума». Студийный альбом 2003
  • 1994 Песни Александра Вертинского. 4-й альбом БГ. Студийный альбом, был выпущен в виде виниловой пластинки в 1994 году (предположительно фирмой «Курицца Рекордс»).
  • 1994 Задушевные песни. Студийный альбом «Аквариума» под псевдонимом «Квартет Анны Карениной». Студийный альбом
  • 1994 Аквариум на Таганке. Концертный альбом «Аквариума»
  • 1994 Boris Grebenchikov & Aquarium 1991-1994. Компиляция. Альбом издан для европейских слушателей (Франция)
  • 1995 Навигатор. 18-й альбом «Аквариума». Студийный альбом 2000, 2003
  • 1995 Центр циклона. Концертный альбом «Аквариума»
  • 1996 Снежный лев. 19-й альбом «Аквариума». Студийный альбом 2000, 2003
  • 1996 Чубчик 5-й альбом БГ. Студийный альбом
  • 1996 (1999) Сезон для змей. Концертный альбом «Аквариума»
  • 1996 Двадцать лет спустя. Концертный альбом БГ и Андрея Макаревича.
  • 1997 Гиперборея. 20-й альбом «Аквариума». Студийный альбом 2003
  • 1997 Bardo. Студийный альбом «Аквариума» под псевдонимом «Русско-Абиссинский Оркестр»
  • 1997 Лилит 6-й альбом БГ (совместно с группой «The Band»). 21-й альбом «Аквариума» (по «Антологии Аквариума»). Студийный альбом 2003
  • 1997 Аквариум-25. История. Концертный альбом «Аквариума»
  • 1997 Аквариум. Хрестоматия (1980-87). Компиляция. Сборник, посвящённый 25-летию группы
  • 1998 Кунсткамера. Антология
  • 1998 Легенды Русского Рока. «Аквариум». Компиляция
  • 1998 Прибежище (англ. «Refuge»). 7-й альбом БГ (совместно с Габриеллой Рот & «The Mirrors»). Студийный альбом (США)
  • 1998 Борис Гребенщиков и Deadушки. 8-й альбом БГ (совместно с группой «DeadУшки»). Студийный альбом 2002
  • 1998 Молитва и пост. Концертный альбом БГ (США) 2001
  • 1998 (2010) Оракул Божественной Бутылки. Концертный альбом «Аквариума»
  • 1998 - 1999 (2009) Зомбияйц. Концертный альбом БГ и переходного концертного состава Аквариума (программа «Новый электрический пёс»)
  • 1999 Песни Булата Окуджавы. 9-й альбом БГ. Студийный альбом
  • 1999 Ψ 22-й альбом «Аквариума». Студийный альбом 2003
  • 1999 20 Лучших Песен. Хрестоматия. Версия 1.1 Компиляция
  • 1999 20 Избранных Песен. Хрестоматия. Версия 1.2 Компиляция
  • 1999 Золотая Коллекция. Хрестоматия. Версия 1.3 Компиляция
  • 1999 Лучшие песни. Компиляция
  • 2000 Пятиугольный грех. Студийный альбом «Аквариума» под псевдонимом «Террариум» (совместно с Максимом Леонидовым, Егором Белкиным, Вячеславом Бутусовым, Чижом и др.) с песнями на стихи Джорджа Гуницкого
  • 2000 Территория. Компиляция, дополненная новыми записями двух старых песен («Вавилон» и «Аделаида») и четырьмя песнями, специально записанными для этого сборника.
  • 2002 Переправа («Bardo»). 10-й альбом БГ (совместно с Габриеллой Рот & «The Mirrors»). Студийный альбом (США)
  • 2002 Сестра Хаос. 23-й альбом «Аквариума». Студийный альбом
  • 2002 Russian Songwriter: a Collection from Boris Grebenshikov. Компиляция. Альбом издан для американских слушателей (США)
  • 2003 Песни рыбака. 24-й альбом «Аквариума». Студийный альбом
  • 2003 50 БГ. Юбилейная компиляция к 50-летию БГ. 2 CD. Коллекционное издание, ограниченный тираж, распространяется только на концертах
  • 2004 Без слов. 11-й альбом БГ. Лимитированное издание, распространяется только на концертах
  • 2005 ZOOM ZOOM ZOOM 25-й альбом «Аквариума». Студийный альбом
  • 2005 Аквариум. Reggae. Компиляция. Сборник, изданный студией «Союз» с разрешения группы
  • 2006 Аквариум. Песни о любви. Компиляция. Сборник, изданный студией «Союз» с разрешения группы
  • 2006 Беспечный русский бродяга. 26-й альбом «Аквариума». Студийный альбом
  • 2008(2011) Аквариум International. Благотворительный концерт в Киевском театре оперы 14 октября 2008 года (DVD+2CD)
  • 2008 Лошадь белая. 27-й альбом «Аквариума». Студийный альбом
  • 2009 Пушкинская, 10. 28-й альбом «Аквариума». Студийный альбом
  • 2009 (2010) День радости. Концертный альбом «Аквариума»
  • 2011 Архангельск. 29-й альбом «Аквариума». Студийный альбом

Фильмография

Фильмы об «Аквариуме»

  • Рок (1987), режиссёр Алексей Учитель
  • Долгая дорога домой (The Long Way Home, 1989), режиссёр Майкл Аптед (Michael Apted), США
  • Настроение Пси (1999), режиссёр Андрей Новосёлов

Фильмы с музыкой «Аквариума»

  • Иванов (1981), режиссёры А. Нехорошев, А. Ильховский
  • Милый, дорогой, любимый, единственный (1984), режиссёр Динара Асанова
  • Асса (1987), режиссёр Сергей Соловьёв
  • Жажда (1988), режиссёр Сергей Дебижев
  • Ты успокой меня (фильм) (1988), режиссёр Сергей Дебижев
  • Золотой сон (1989), режиссёр Сергей Дебижев
  • Город (1989), режиссёр Александр Бурцев
  • Красное на красном (фильм) (1990), режиссёр Сергей Дебижев
  • Чёрная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви (1990), режиссёр Сергей Соловьёв
  • Митьки в Европе (1990), режиссёр Алексей Учитель
  • Дом под звёздным небом (1991), режиссёр Сергей Соловьёв
  • Два капитана 2 (1992), режиссёр Сергей Дебижев
  • Трава и вода (1992), режиссёр Виктор Тихомиров
  • Не идёт (1994), режиссёр Анатолий Васильев
  • Нежный возраст (2001), режиссёр Сергей Соловьёв
  • Азазель (2002), режиссёр Александр Адабашьян
  • Связь (2006), режиссёр Авдотья Смирнова
  • Питер FM (2006), режиссёр Оксана Бычкова
  • Лаврские Дворники (2007), режиссёр Ольга Молоканова
  • Золотое сечение (2010), режиссёр Сергей Дебижев

Кроме того, существует несколько фильмов, участником которых является Гребенщиков, независимо от «Аквариума»

Грампластинки

В скобках указан изначальный год издания альбома на магнитных носителях

  • 1986 - «Red Wave» (2LP)
  • 1987 - «Аквариум (Белый Альбом)» (песни из альбома были изданы на магнитных носителях в 1984-1985 гг.)
  • 1987 - «Жажда» (сингл) (песни из альбома были изданы на магнитных носителях в 1985 г.)
  • 1987 - «Асса»
  • 1988 - «Равноденствие»
  • 1988 - «Радио Африка» (1983)
  • 1988 - «Искусство быть смирным» (сингл) (песни из альбома были изданы на магнитных носителях в 1983 г.)
  • 1988 - «Капитан Африка» (сингл) (песни из альбома были изданы на магнитных носителях в 1983 г.)
  • 1989 - «Interchords Featuring» (промо-LP)
  • 1989 - «Radio Silence»
  • 1989 - «Radio Silence» (сингл)
  • 1989 - «The Postcard» (сингл)
  • 1990 - «Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви»
  • 1991 - «Однажды в Рок-клубе»
  • 1991 - «Архив. История Аквариума - Том 3»
  • 1992 - «Русский альбом»
  • 1992 - «Десять стрел» (1986)
  • 1993 - «Любимые песни Рамзеса IV»

Группа «Аквариум» была создана Борисом Гребенщиковым и Анатолием «Джорджем» Гуницким в июле 1972 года (по одной из версий – первого числа).

Название группе дал Джордж – в честь кафе на Будапештской улице, мимо которого он проезжал на 31-м автобусе. БГ взял на себя гитару и вокал, Джордж – ударные. Первое время концертов не было, зато были постоянные смены состава - так, в декабре ненадолго появился и тут же исчез Эдмунд Шклярский, будущий лидер группы «Пикник». Однако уже в январе появился басист Михаил «Фан» Файнштейн-Васильев, через месяц пришел Андрей «Дюша» Романов, и таким образом стал складываться классический состав «Аквариума».

Выпустив ряд малопрофессиональных записей, в 1975 году группа начинает выступать в Прибалтике, куда музыканты ездили автостопом. Во время одной из таких поездок «Аквариум» получает приз «за самую интересную и разнообразную программу» на Таллиннском фестивале популярной музыки. В этой же поездке произошло очень полезное знакомство с московской звездой – Андреем Макаревичем. После этого «Аквариум» стал ездить с концертами и в Москву.

«Знакомство началось с того, что Макаревич пытался соблазнить мою жену и увести её в свой номер, но им пришлось забрать и меня вместе с ней. Там мы сильно напились, и моя жена осталась нетронутой. Мы очень сильно подружились с Макаревичем и остаёмся по сей день лучшими друзьями. Они экспортировали нас в Москву, а мы их - в Ленинград. Мы Москве понравились, но не привились, они Ленинграду особо не понравились, но привились и стали самой модной группой

Последующие годы были наполнены довольно интенсивной концертной деятельностью. Время от времени костлявая рука Советской Армии выдирала из рядов группы какого-либо особо ценного музыканта, однако через год-другой они возвращались целыми, невредимыми и психически здоровыми.

11 марта 1980 года «Аквариум» по приглашению Артемия Троицкого принял участие во Всесоюзном фестивале ВИА и рок-групп «Весенние ритмы» в Большом концертном зале города Тбилиси. По свидетельству Троицкого, жюри «растворилось под зеленой надписью «ВЫХОД» еще в середине их программы», а выступление ближе к концу напоминало форменный бардак. По возвращении в Ленинград для «Аквариума» грянули неприятности:

БГ с друзьями «полетели» отовсюду, где состояли, коллектив лишили базы и аппаратуры.

В марте 1980 года произошло историческое знакомство с Андреем Тропилло. С "Синего альбома" началась настоящая дискография коллектива. Музыканты не только записывали свои альбомы, но и помогали другим группам: с их помощью были записаны первые альбомы Майка Науменко, «Кино», «Алисы».

В 1981 году с «Аквариумом» начинают играть барабанщик Александр Кондрашкин и пианист Сергей Курехин. 7 марта 1981 года «Аквариум» становится членом только что открытого Ленинградского рок-клуба, а летом приступил к записи сразу трех альбомов: «Треугольник», «Акустика» и «Электричество». Первым вышел «Треугольник», половина текстов на котором принадлежала Джорджу Гуницкому. А Сергей Курехин пришел в студию и с ходу сыграл блистательную фортепианную партию для «Мочалкина блюза».

В августе 1983 увидел свет самый, возможно, знаменитый их альбом «Радио Африка». Во время записи в студии творился форменный хаос, к записи привлекались все, кто попадался под руку - в результате на альбоме отметились аж четверо барабанщиков (не считая перкуссии) и столько же басистов, а также Сергей Курехин и Игорь Бутман. Следующий альбом «День Серебра» стал первым, для которого песни были придуманы заранее, а не сочинялись в последний момент.

В это время Александр Титов стал постоянным басистом группы, а бывшему басисту Фану, одному из ветеранов «Аквариума», пришлось ограничиться перкуссией. Вскоре Титов параллельно стал играть с «Кино», а Фан – с «Зоопарком».

Еще один из отцов-основателей - Дюша Романов - к этому моменту появлялся далеко не на каждом концерте и не на каждой записи. Короче говоря, «Аквариум» разваливался на глазах, и многие концерты того времени игрались сокращенным составом. Только осенью 1985 года состоялось сценическое воссоединение группы на сцене Ленинградского дворца молодежи в составе: Гребенщиков, Романов, Гаккель, Файнштейн, Титов и Куссуль. А в январе вышел новый альбом «Дети декабря».

«У меня дома была в ванной печка, поскольку тогда еще не было парового отопления, и я помню, что мы сидели у печки в темной ванной и нам читали сказки. Отлично было, скажу больше - это сформировало все мое мировоззрение. Оттуда, кстати, появились песни «Я змея» и многие другие.»

В это время записи «Аквариума» стали выходить на виниле. Собственно, первым опытом стал сборник русского рока «Red Wave», выпущенный в США Джоанной Стингрей.

В двойной альбом вошли записи питерских групп «Аквариум» «Алиса», «Кино» и «Странные игры». После этого зашевелилась и фирма «Мелодия»: в выпущенную ими пластинку, известную как «Белый альбом», входила часть материала с двух последних дисков. Очень скоро открылся «железный занавес» и музыканты «Аквариума» начали подолгу пропадать за границей.

Новый этап в жизни «Аквариума» начался в сентябре 1992 года. По сути дела, он стал логическим продолжением «БГ-Бэнда», в котором из «стариков» остались только БГ и Титов. Вскоре Гребенщиков опять набрал темп и начал выдавать альбомы каждый год.

В это же время стали появляться антологии и регулярно переиздаваться ранние альбомы на CD. В честь 25-летия группы на несколько концертов собрался «новый старый» состав "Аквариума".

БГ продолжает чередовать выпуск сольных альбомов и side-проектов с работой с «Аквариумом», в результате чего раздел «Дискография» на официальном сайте группы по объему не имеет себе равных. В 99-м году выходит альбом «Пси», три песни с которого, «Маша и Медведь», «Стоп, машина» и «Пока несут сакэ», попадают в эфир «Нашего Радио». В этом же году вышел мультимедиа-сингл «Скорбец», где басовую партию исполнил лидер Tequilajazzz Евгений Федоров.

В 2000-м скончался Дюша Романов. Несмотря на трагическое событие, группа продолжала активную деятельность: увидели свет сборник «Территория» и альбом проекта «Террариум» (нынешний «Аквариум» плюс приглашенные музыканты) «Пятиугольный грех».

Очередной всплеск всеобщего интереса к легенде российской музыки случился в начале 2002 года, проходящего под знаком 30-летнего юбилея "Аквариума". В канун юбилейных концертов в обеих столицах студия "Союз" выпустила альбом "Сестра Хаос", удостоившийся исключительно лестных отзывов - в том числе, и за неожиданную современность звучания. Этой же весной эта же студия начала массивное переиздание прижизненной классики БГ со товарищи в рамках "Антологии АКВАРИУМА".

Биография группы Аквариум

Группа «Аквариум» зародилась в далеком 72 году XX века. Начинала она свою рокерскую жизнь в составе своего единственного бессменного лидера, солиста, идейного вдохновителя Бориса Борисовича Гребенщикова, а затем и Анатолия Августовича Гуницкого (30.11.1953 г.). Анатолий и Борис оба учились в одной школе, но в разных классах (Борис младше на класс). Встретившись в студенческое время, они основали свою группу, на протяжении всей истории которой, состав ее участников менялся. Не менялось лишь идея и Борис Гребенщиков. Первый альбом выпускается в 1973 году, а первый концерт группы Аквариум прошел в феврале 1976 года.

Со времени своего становления участники «Аквариума» пробовали добавлять различные стили в свое исполнение (регги, фолк, джаз и проч.), пока к 80-м гг. не определились окончательно. В это время начинается «классический период» рок-группы. С 1980 года иногда группу продюсирует известный всем Артемий Троицкий. Он же приглашает «Аквариум» в Тбилиси принять участие в рок-фестивале «Весенние ритмы».

После участия группа становится официально запрещенной в СССР, Бориса Гребенщикова выгоняют с работы, из комсомола, лишают научных званий. Группа Аквариум альбомы начинает выпускать, гастролировать, приходит известность. С 1989тгода группа записывает и англоязычные альбомы. А уже в 1991 году Борис Гребенщиков сообщает о распаде коллектива. Затем создается «БГ-Бэнд».

Следом за «БГ-Бэнд» создается реинкарнированная группа Аквариум песни и музыку она исполняет с 1992 по 1997. Затем снова заявление о роспуске коллектива.

1997-1999 года проходят под эгидой сольной работы Бориса Гребенщикова совместно с группами «The Band», Gabrielle Roth & «The Mirrors», «Deadушки». Конечно, запись альбомов проходила не без помощи музыкантов, которые впоследствии войдут в состав «Аквариум 3.0».

Группа «Аквариум» в новом составе добивается концерта в Альберт-Холле, премии «ПобоRoll» (конечно, за вклад в развитие музыки), выступления перед ООН. Просуществовав до 2013, Аквариум группа завоевала любовь миллионов небезразличных фанатов.

Последний распад связан с нежеланием Бориса Гребенщикова находится в современном политизированном медиа-пространстве. Есть группы и музыканты, принявшие определенную политическую сторону, а группа Аквариум предпочла выйти из этой суеты. Впрочем, избегание теле, видео, радио, интернета никак не отразилось на творчестве БГ. По-прежнему пишутся новые песни, музыка. Многогранная группа Аквариум слушать которую предпочитают и стар и млад, как всегда не изменяет своей философии

Участники группы Аквариум

«Аквариум» — группа-долгожитель. Свои истоки рок-группа начала с 1972 года, с тех времен, когда Борис Гребенщиков («БГ») и Анатолий («Джордж») Гуницкий решили вместе заниматься музыкой. Ни у одного, ни у другого музыкального образования не было. Два молодых человека увлеченно исполняли психоделику, репетируя дома.

В 1973 году к ребятам присоединяется Михаил («Фан») Васильев, в 1975 – Андрей Романов («Дюша») и Всеволод Геккель. Следом в состав приняты Александр Александров, Сергей Плотников, Николай Марков, Михаил Кордюков, Владимир Болучевский, Ольга Першина и многие-многие другие.

Участники группы то уходили, то вновь возвращались (сначала это было связано с необходимостью служить в армии, затем музыканты уходили или создавали другие коллективы). Артемий Троицкий говорил в одном из интервью радио «Эхо Москвы», что биография группы делится на два периода, 1- «Аквариум», и 2 – Борис Гребенщиков и группа Аквариум , т.е. сольная карьера БГ в сопровождении различных музыкантов.

Последний состав группы состоит из 9 человек:

    Борис Гребенщиков – с самого основания группы,

    Александр Титов и Алексей Зубарев играли по 3 (83-91, 92-96, с 2008)и по 2 (92-97 и с 2013) периода из биографии группы соответственно

    Андрей Суротдинов работает с 1995 года в группе,

    Игорь Тимофеев уже более 10 лет – с 2003 г.

    Олег Шавкунов и Борис Бубекин– с 1997 и 1998 гг.

    Брайан Финнеган, Лайам Брэдли, (2007 и 2011)

В составе группы за все время существования было:

    около 45 вокалистов,

    примерно 25 гитаристов,

    16 басистов,

    34 игравших на барабанах,

    порядка 17 клавишников,

    35 человек играли на струнных инструментах,

    48 – на духовых,

    6 – на клавишных духовых инструментах,

    а также около 39 звукорежиссеров

Понятно, почему Троицкий считал Аквариум не группой, а творчеством Бориса Гребенщикова при помощи неравнодушных музыкантов.

Дискография группы Аквариум

Гребенщиков и группа Аквариум имеют в своем арсенале довольно большое, если не сказать огромное, количество записей. Более 40 лет музыканты радуют своих фанатов песнями. Аквариум сайт группы указывает 31 естественный альбом, плюс концертные записи, антологии, англоязычные альбомы, компиляции, кооперации, 4 альбома, записанных инкогнито. Скачать группа аквариум не трудно, нелегко потратить кучу времени, чтобы прослушать все скаченное.

Когда в 1972 г. Анатолием Гуницким и Борисом Гребенщиковым был основан «Аквариум », то они и представить не могли, что группа станет культовой для многих поколений любителей рок-музыки. В первые годы коллектив практически не выступал с концертами, но записал несколько магнитоальбомов («Искушение Святого Аквариума», «Менуэт земледельцу», «Притчи графа Диффузора» и другие). Регулярная концертная деятельность группы началась с 1976 г., через два года был создан и первый альбом, ставший популярным («Все братья - сестры», совместно с Майком Науменко).

В 1980 г. «Аквариум» выступает на рок-фестивале в Тбилиси и запоминается эпатажем. Гребенщикова за эксцентричное поведение исключили из комсомола и уволили с работы.

«Синий альбом», вышедший в январе 1981 года, считается первым «историческим» альбомом группы. Осенью того же года был открыт впоследствии ставший знаменитым на всю страну Ленинградский рок-клуб, принявший группу в свои ряды, а в 1983 году группа участвует в первом рок-фестивале, прошедшем в Ленинграде. Знаменитая и поныне композиция «Рок-н-ролл мертв» появилась в альбоме «Радио Африка», вышедшем в том же году.

В 1983 г. «Аквариум» вошел в тройку лучших советских рок-групп. Летом следующего года был записан «День Серебра», который до сих пор считается одним из лучших проектов группы. Песни альбома выдержаны в фирменной стилистике «Аквариума»: медитативные, немного непонятные тексты с отчетливым философским подтекстом.

Масштабных концертов группа не давала, что объясняется и спецификой времени. Однако в 1987 году появилась первая, изданная «Мелодией», официальная пластинка. После выхода пластинки «Аквариум» начал появляться в телепередачах и окончательно «вышел из подполья». Песни группы прозвучали в фильме «Асса», в 1987 г. на «Мелодии» вышел второй альбом, но Гребенщиков пластинкой остался недоволен.

На следующий год «Аквариум» дал первый концерт за границей, но Гребенщиков все больше времени уделял сольным проектам, поэтому деятельность группы вскоре приостановилась.

В начале девяностых Гребенщиков создал «БГ-Бэнд», в состав которого вошли и некоторые музыканты, принимавшие участие в деятельности «Аквариума». Группой был записан легендарный «Русский альбом», в котором, как ясно из названия, главенствующей стала «русская» стилистика и «русская» песенная традиция.

Вторым, столь же знаменитым, альбомом, выдержанным в «русском стиле», стал «Кострома mon amour», записанный обновленным «Аквариумом», начавшим деятельность осенью 1992 года.

В песнях начала девяностых сочетаются вальсовые ритмы, аллюзии на русский фольклор и буддизм, постепенно начинают использоваться редкие инструменты типа клавесина и контрабаса.

«Третий созыв» группы начал деятельность в 1999 г. и работал до 2013 г., когда было объявлено о прекращении функционирования коллектива в прежнем формате (за эти годы записаны альбомы «Беспечный русский бродяга», «Песни рыбака», «Пушкинская, 10» и др.). Но в группе несколько раз менялись участники, поэтому состав сложно назвать фиксированным. Все это время Гребенщиков сочетал участие в группе и сольную карьеру. В 2012 г. прошли юбилейные концерты группы, издавались редкие и архивные записи.

Об «Аквариуме» написано несколько книг и полномасштабных исследований, множество научных статей, а Гребенщиков издал свои сочинения в двух томах.


Top